для чего нужны четки православным христианам и как ими пользоваться
О чётках
Прп. Серафим Саровский |
У христиан на запястье – золотая нить с бесценной жемчужиной, ради которой евангельский купец продал свое имение и приобрел богатство, большее, чем царское сокровище. Этот золотой круг – четки. Круг символически означает вечность. Через четки душа человека соприкасается с духовным миром, где время сменяется вечностью.
Круг – символ бесконечности. Четки – начало духовного пути, который не оканчивается никогда; для приближения души к Богу нет границы и предела. Четки – это безмолвный голос ангела-хранителя, будящий на молитву душу, погруженную в образы проходящего мира, как в тяжелые сновидения. Четки – безгласный колокольчик, который зовет наши мысли от внешнего мира в собственное сердце, как церковный колокол призывает людей на молитву в храм. Четки пробуждают ум от липкой дремоты обыденных дел. Четки – путеводитель в дороге от земли к небу, ключ, открывающий двери сердца для имени Иисуса Христа, цепь, соединяющая душу с духовным миром, лестница, ведущая в Небесный Иерусалим, где каждый узелок – ступенька ввысь.
Четки – неразлучный друг и любимая подруга, с которыми беседует душа. Это ожерелье духа, мост от закона к благодати – от молитвенного правила к непрестанной молитве. Каждый узелок четок становится самоцветом в духовной копилке, которая откроется в вечности, это то золото, которым душа будет откупаться на мытарствах.
Узелки четок – это слезы молитвы, которым ведет счет ангел-хранитель. Четки – это надежда человека на то, что с ним Бог, хотя бы судьба забросила его как буря снежинку на край света. Это радость, что имя Божие близко к душе, ближе, чем дыхание уст, свет глаз и биение сердца. Движение пальцев, перебирающих узелки на четках, подобно прикосновению смычка по сокровенным струнам души.
Иисусова молитва – основа всех молитв, поэтому четки – книга книг, это песня в земном пути, обновляющая силы человека. Это посох в далеком странствовании, огни отеческого дома, которые видит душа издалека; это возвращение чистоты детства и мудрость старости. Четки – вервь, опущенная в ад, за которую хватаются грешники, чтобы молитва извлекла их из вечного мрака. Четки это радость предков, что в их роду родился молитвенник, который может помочь им. Четки – луч надежды, блеснувший в преисподней. Четки – снятие родового проклятия и умножение родительских благословений. В руках святых четки были петлей, которой они душили демона, и бичом, которым прогоняли бесов.
Узелки четок – это камни, о который разбиваются греховные помыслы – вавилонские младенцы. Узелки четок – это звезды в человеческой руке. Четки – спасательный пояс, брошенный утопающему в омуте греха. Круг четок – крепостные стены, внутри которых человек безопасен. Четки – сеть зверолова, в которой запутывается как дикий зверь демон, старающийся разрушить молитву; это огненная преграда, которую не может перейти волчья стая, окружившая человека. Четки – тенета, которыми ум ловит помысли, как птицелов – певчих птиц.
Узелки четок – это глаза, через которые человек видит небо, и ангельские очи, которые смотрят в глубину его сердца. Это ветвь от райского древа жизни, которое дарует бессмертие. Четки подобны Херувиму с огненным мечом, стерегущего двери сердца от злых духов. Четки – сокровище, которое приобретается дорогой ценой: за него надо отдать все тленное, что стяжал в миру, чтобы получить нетленное и вечное. Четки – молот, разбивающий твердый камень человеческого сердца; это молниевидный свет, просвещающий темную ночь души, чудодейственное брение, которое исцеляет очи слепых.
Четки – надежда на Единого Бога, в которой исчезает надежда на человека. Четки – глубокий кладезь, на дне которого текут живые воды благодати; это невидимый поток, погашающий огонь наших страстей. Четки – струны псалтири и эхо ангельских песнопений. Четки это новое духовное сердце, открывающееся в груди. Четки – стозвездная нить, которая вращается как горящий бесчисленными звездами небосвод; это паникадило, зажигающееся от прикосновения пальцев к узелкам нити, стосвещник, возгорающийся от имени Иисуса Христа, как фитиль – от пламени. Четки – книга с древними письменами, в которой открывается всегда новое.
Четки подобны жезлу Моисея, который превратился в змея, чтобы поглотить ядовитых змей, сотворенных египетскими волхвами – гордость и плотские страсти, гнездящиеся в человеческом сердце. Четки – посох Моисея, превративший горький источник Меры – житейские скорби – в родник, источающий чистые потоки воды – духовное утешение. Четки – миро, исцеляющее всякую рану души.
Узелки четок – семена пшеницы, которые становятся колосьями в будущей жизни. Четки – рукоять меча в руке воина, всегда готового к духовной битве. Четки – это пограничная межа между двумя царствами – Небесным и земным. Четки – это крылья, которые поднимают ум ввысь, и держат его над землей: прекращается молитва – останавливаются и застывают четки в руке, и ум, как подстреленная птица, опускается на землю.
Четки – Синай, где Бог является человеку, горящая купина, у которой Бог открывает Свое имя. Четки – окно в небо и дверь в сокровенную обитель сердца. Это молчание души – Евы – перед обольстительной речью змия; это твердость ума – Адама – перед страстными словами Евы – чувствами падшей души. Четки – отрешение души от кожаных риз, сшитых из звериных шкур, и облачение в прежние одежды света. Четки – плач о потерянном на земле Эдеме и радость об обретении небесного рая. Четки – это ларец, где хранится сокровище всех сокровищ – имя Иисуса Христа.
Если у тебя имеются враги, которые не хотят примириться с тобой, то молитва на четках как весеннее солнце расплавит лед их сердец и сделает врагов друзьями. Если твоя душа бесплодна как пустыня, то четки станут струями дождя, от которого покроются цветами песок и камни.
Четки – это засов на дверях внутренней келии, чтобы туда не проникли как ночные воры обольстительные образы мира. Четки – занавес для глаз и замок для языка. Это забвение темного прошлого и отречение от туманного будущего; это освобождение от страстных воспоминаний и тревожных забот о завтрашнем дне. Четки – вручение себя и близких промыслу Божьему. Четки – это духовный путь из Иерихона в Иерусалим – из заклятого города в город Божий. Четки – мост, переброшенный через берега Иордана, по которому может пройти один из тысячи. Четки – луч света, вспыхнувшего на Фаворе; это язык, которым душа беседует с небожителями, это видение невидимого и слышание безмолвного.
Четки – сокровенный подвиг, совершаемый в сердце, где обитает дух. Это весы, на которых рассудок взвешивает как ювелир крупицы золота каждое слово, прежде чем произнести его. Четки – это сострадание грешнику и рука, протянутая к падшему. Четки – это пояс, стягивающий чрево – плотские страсти. Четки – сокровище, которое человек уносит с собой в могилу: на это духовное богатство не зарятся гробокопатели и воры. Во время богооставления и уныния молитва на четках похожа на путь по пустыне, где небо кажется обитым медью, а земля раскаленной как печь, когда ум с трудом произносит слова молитвы, когда мысли и чувства подобны мертвому пеплу, и только воля говорит: иди, не оставляй молитвы.
Четки – видение мира в его будущем преображении. Четки – жезл Моисея, который разделил Чермное море: с четками в руке и молитвой в сердце человек проходит по дну житейского моря, как по каменной дороге. Четки – печать с именем Иисуса, приложенная к сердцу. Четки – это Евангелие, которое всегда в руке: кто молится на четках, тот читает слово Божие во всякое время на всяком месте.
Четки – духовное родство со святыми. Это ветер, раздувающий огонь любви к Богу, подземные воды, питающие корни духовных растений. Четки – дары трех волхвов: ладан – непрестанная молитва, смирна – умерщвление страстей, золото – имя Иисуса Христа. Четки это бегство души от тирании и страстей мира, подобное бегству Лота из обреченного Содома. Четки – это возвращение блудного сына к своему Небесному Отцу.
Православная Жизнь
Как использовать чётки христианину, живущему в миру.
Это для монахов или мирян?
Чётки — это атрибут сугубо монашеский, как форма у военных: китель, погоны и так далее. Вот и у монахов так: клобук, мантия, чётки, крест, параман. Монашество возникло в ІV-V веках после Рождества Христова как результат прекращения гонений на Церковь извне и возникновение их внутри — секты, расколы, нестроения и так далее. У людей была жажда поиска подвижнической жизни ради Господа. Поэтому чётки — это такой духовный меч, напоминание, что монахи — молитвенники за весь мир. Это неотъемлемая часть даже внешнего вида монашествующих, предмет, имеющий не только практическое, но и определённое символическое значение.
Что касается мирян — наверное, каждый опытный священник сталкивался с проблемой, когда новоначальные верующие стремятся соответствовать каким-то монашеским стереотипам. Особенно мужчины: у них возникает желание отрастить бороду и длинные волосы, взять благословение на чётки, демонстративно их использовать во время церковного богослужения. Сразу надо предупредить, что в этом случае велика вероятность ошибки и ложного пути. Манифестация своих стремлений и духовных упражнений настораживает. Человек, сам того не понимая, может впасть в прелесть, ложное представление о себе, самомнение, гордость, тщеславие и так далее.
Можно? Да, но есть вопросы.
Когда люди обращаются ко мне с вопросом, можно ли использовать при молитве чётки, я обычно спрашиваю: а зачем вы будете подсчитывать количество молитв? Обычно мне отвечают, что есть же монашеские правила — пятисотница, стопятидесятница, Богородичное правило. Я понимаю, что люди сейчас все грамотные, насмотрятся интернета, начитаются книг монашеского содержания — и применяют потом это всё в своей жизни. Отвечая, пытаюсь у человека деликатно спросить: а вы читаете утренние и вечерние молитвы, Священное Писание Нового Завета — ежедневно? Хотя бы одну-две главы? Святых отцов — после обеда, когда уже силы не те, внимание притупляется?
Если у вас после всего перечисленного есть силы и время для молитвы сверх того, вы хотите исполнить монашеское правило — Бог вам в помощь. Берите чётки на сколько у вас есть звеньев — десять, тридцать, сто — и читайте молитву Иисусову. Её интерпретаций много, в греческой традиции в ней всего пять слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Могут быть варианты, когда добавляют слова «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», по Серафиму Саровскому добавляется «молитвами Богородицы помилуй мя». Самое главное правило — это вкладывать ум в слова молитвы, сохранять внимание.
Чем эта молитва интересна, привлекательна и велика — она очень короткая, на ней хорошо сохранять внимание, но она очень содержательная, может многому научить, от многого спасти и помочь во многих моментах духовной жизни.
Опасайтесь фарисейства и прелести
Я хотел бы предостеречь наших мирян от фарисейства, потому что очень легко превратиться в человека, который «увеличивает воскрылия риз», как говорит Спаситель, обличая фарисейское тщеславие и гордость. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 8:8). Читайте Иисусову молитву, пользуйтесь чётками, но не надо демонстрировать это окружающим. Есть традиция засыпать с чётками, когда человек читает перед сном молитву Иисусову — это очень хорошо. Не надо брать длинные чётки, возьмите самые маленькие, на палец, и читайте.
Мне бы очень хотелось призвать верующих, пользующихся чётками: не надо считать молитвы и заниматься арифметикой. «Я вчера 150 прочитал, сегодня 250 прочту!» — это не спорт. Когда такое начинается, очень боязно за человека. Дело не в арифметике. Очень грамотно об этом пишут святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Варсонофий Оптинский и другие святые отцы. Они учат: не надо молитвой заниматься, надо ей молиться. Это живое обращение к живому Богу. А с духовными подвигами надо быть очень осторожным.
У святителя Игнатия есть такой пример: к нему пришёл подвижник, который и голода не испытывал, и зимой в одном подряснике ходил, и не спал сутками. Святитель спросил: «Как вы, уважаемый, молитесь?» Тот рассказал, а святой попросил его молиться, как учат святые отцы. Через неделю подвижник пришёл в расстроенных чувствах с вопросом: «Что ты со мной сделал?!» У него появился огромный аппетит, он стал мёрзнуть, не мог проснуться утром. То есть ему помогал бес тщеславия, а когда тот монах начал не заниматься молитвой, а молиться, бес отошёл от слов молитвы Иисусовой, как от огня, и всё изменилось. Надо говорить мирянам об этом и предостерегать их.
Подчеркну: всё вышесказанное не касается монахов. У них своя жизнь, они подчиняются установленным правилам, исполняют благословение игумена и живут по послушанию. В миру же нужно быть очень осторожным с духовной нагрузкой.
Альтернатива привычному правилу
В миру, наверное, каждый священник слышал жалобы прихожан о том, что они не воспринимают утренние и вечерние молитвы — настолько человек знает их, настолько привык, что уже притупляется внимание. Верующий понимает, что просто вычитывает правило, и многие в этот момент даже бросают молиться. Есть практика: заменить утренние и вечерние молитвы на молитву Иисусову. Есть десять-пятнадцать минут — возьми чётки, стань и помолись. Ещё можно почитать Псалтирь, сколько успеешь — два псалма, а может, и две кафизмы. Тогда у вас каждый раз будет новый текст, и даже если читать по кругу, эти тексты не успеют «приесться». Это разгружает психику, тренирует внимание, происходит перезагрузка, и месяц-два можно молиться так. Ведь традиционное правило — вещь условная, и составлено оно было, с точки зрения истории, недавно.
Надо быть реалистом
Задача молящегося человека, по словам святых отцов, — «удержать неудержимого», то есть наш ум. Не дать себе рассеяться, сосредоточить внимание на молитве. Святые различали несколько ступеней молитвы: внимательная молитва, умное делание, сердечная молитва, непрестанное делание — исихасты этим постоянно занимались, но это уже великие вещи сугубо монашеского уровня. Человеку мирскому надо отдавать себе отчёт и не заниматься фантазиями на свой счёт — что он, живя в миру, может достичь уровня отшельника, который потратил на это пятьдесят лет монашеской жизни. Надо быть реалистом: спокойно смотреть на эти вещи и пользоваться тем, что нам по плечу. Ставить реальные цели, стремиться к ним.
В заключение хочется напомнить: если человек молится только когда читает правило, он вообще не молится. Память о Господе должна быть у верующего человека постоянно. И в работе, и во всех делах надо обращаться к Богу, благодарить Его, просить благословения — то есть жить по завету апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Молитва Иисусова — для всех, не только для монахов. Это сокращённое Евангелие, квинтэссенция его. Есть мысль, что пять слов молитвы Иисусовой похожи на пять камней Давида в битве с Голиафом, которые он собрал у ручья, когда шёл на бой — с твёрдой уверенностью, что Бог даст ему победу над врагом в неравной схватке.
Не надо внешней атрибутики, не надо считать молитвы. Лучше, как пишет святой Феофан Затворник, если есть время — завести будильник и помолиться десять-пятнадцать минут. Я бы рекомендовал мирянам использовать чётки только для келейной, домашней молитвы. Всё-таки молитва, чётки — это очень сокровенное, интимное, что не выносят напоказ.
Протоиерей Константин Лисняк
Зачем нужны четки в православии и как правильно ими пользоваться
Чётки — вспомогательный богослужебный предмет, служащий напоминанием о необходимости непрестанной сердечной молитвы (1Фес.5:17), средством для отсчёта количества прочитанных (произнесенных) молитв или поклонов; по форме чётки представляют собой нить с нанизанными на неё бусинами или узелками и крест.
Всякому ли уместно пользоваться четками?
Главным образом чётки используются в монашестве. Несмотря на то, что они используются для отсчёта (необходимого количества поклонов или молитв), их значение — гораздо более высокое, чем значение счётного инструмента.
Насколько серьезное значение предаётся этому средству, видно из того, что иногда чётки сравниваются и даже называются духовным мечом. В принципе, в этом нет ничего удивительного.
Во-первых, важнейшим элементом самих чёток является крест — образ Креста Христова, орудия нашего Искупления, знамение победы над смертью, диаволом и грехом.
Во-вторых, чётки служат напоминанием о бодрствовании и молитве, участвуют в молитвенном делании — общении молящегося с Богом.
Несмотря на то, что сфера использования чёток не ограничивается областью монашеской жизни (жестких общеобязательных запретов по этому поводу не существует), в отношении допустимости их употребления среди мирян ограничения всё же существуют.
Прежде всего, для использования чёток мирянину необходимо взять благословение духовника.
Употребление чёток не должно восприниматься их обладателем как модный атрибут, а тем более — как знак превосходства над окружающими. Чётки не должны давать повода для самовозвеличивания и гордыни. В противном случае их использование будет сродни фарисейству.
В данной связи некоторые пастыри рекомендуют своим духовным чадам пользоваться чётками более или менее скрытно.
Необходимо помнить, что чётки, будучи «духовным мечом» и имея в своём составе крест, требуют особого, благоговейного отношения, как того требует и всякий образ Православного Креста.
Жизнь христианского подвижника – труд и молитва. «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17), – эти апостольские слова подвига святых мужей к творению многих молитв. Но самой известной из них стала так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Если собрать воедино все труды, написанные святыми отцами о делании Иисусовой молитвы, то получится обширная библиотека. Краткость и простота позволяет любому христианину включать ее в свое ежедневное правило (конечно, по благословению духовника), произнося определенное количество раз – 50, 100, 200… за день. Но как одновременно творить молитву и следить за счетом? В этом помогают четки.
Форма чёток
Современные четки – это замкнутая нить, состоящая из маленьких «зернышек», разделенных по десяткам «зернами» более крупных размеров. Наиболее распространенное число «зернышек» – 50 или 100. Келейные четки монахов иногда содержат 1000.
В древности на Руси четки имели другую форму – замкнутой лесенки, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей. Они назывались «лествица» или «лестовка» (лестница) и духовно обозначали лестницу спасения, восхождения на небо. Замкнутость четок и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.
Чётки для мирян
Четки являются частью облачения монахов, миряне могут молиться по ним, получив благословение у духовника.
Как правило, мирян не благословляют носить чётки напоказ, только в кармане или пользоваться ими келейно (дома).
Четки помогают творить молитву на работе, в общественных местах – достаточно опустить руку в карман и перебирать «зернышки».
Как пользоваться чётками
Четки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина — это одна молитва.
Дойдя до крупного «зерна», обычно останавливаются и читают «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть», затем вновь Иисусову молитву.
По окончании положенного числа принято читать молитву Господню «Отче наш». По четкам можно совершать и любые другие молитвы.
Суеверия, связанные с чётками
Малопонятная мода носить четки на шее, обматывать вокруг запястий, крутить на пальце, вешать в автомобиле – явно не благочестивого происхождения. Как ко всякому священному предмету (а четки обязательно освящаются), к ним надо относиться благочестиво и не демонстрировать напоказ.
Видео: Зачем нужны четки
Чётки
Чётки — вспомогательный богослужебный предмет, служащий напоминанием о необходимости непрестанной сердечной молитвы ( 1Фес.5:17 ), средством для отсчёта количества прочитанных (произнесенных) молитв или поклонов; по форме чётки представляют собой нить с нанизанными на неё бусинами или узелками и крест.
Всякому ли уместно пользоваться четками?
Главным образом чётки используются в монашестве. Несмотря на то, что они используются для отсчёта (необходимого количества поклонов или молитв), их значение — гораздо более высокое, чем значение счётного инструмента.
Насколько серьезное значение предаётся этому средству, видно из того, что иногда чётки сравниваются и даже называются духовным мечом. В принципе, в этом нет ничего удивительного.
Во-первых, важнейшим элементом самих чёток является крест — образ Креста Христова, орудия нашего Искупления, знамение победы над смертью, диаволом и грехом.
Во-вторых, чётки служат напоминанием о бодрствовании и молитве, участвуют в молитвенном делании — общении молящегося с Богом.
Несмотря на то, что сфера использования чёток не ограничивается областью монашеской жизни (жестких общеобязательных запретов по этому поводу не существует), в отношении допустимости их употребления среди мирян ограничения всё же существуют.
Прежде всего, для использования чёток мирянину необходимо взять благословение духовника.
Употребление чёток не должно восприниматься их обладателем как модный атрибут, а тем более — как знак превосходства над окружающими. Чётки не должны давать повода для самовозвеличивания и гордыни. В противном случае их использование будет сродни фарисейству.
В данной связи некоторые пастыри рекомендуют своим духовным чадам пользоваться чётками более или менее скрытно.
Необходимо помнить, что чётки, будучи «духовным мечом» и имея в своём составе крест, требуют особого, благоговейного отношения, как того требует и всякий образ Православного Креста.
Жизнь христианского подвижника – труд и молитва. «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ), – эти апостольские слова подвига святых мужей к творению многих молитв. Но самой известной из них стала так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Если собрать воедино все труды, написанные святыми отцами о делании Иисусовой молитвы, то получится обширная библиотека. Краткость и простота позволяет любому христианину включать ее в свое ежедневное правило (конечно, по благословению духовника), произнося определенное количество раз – 50, 100, 200… за день. Но как одновременно творить молитву и следить за счетом? В этом помогают четки.
Форма чёток
Современные четки – это замкнутая нить, состоящая из маленьких «зернышек», разделенных по десяткам «зернами» более крупных размеров. Наиболее распространенное число «зернышек» – 50 или 100. Келейные четки монахов иногда содержат 1000.
В древности на Руси четки имели другую форму – замкнутой лесенки, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей. Они назывались «лествица» или «лестовка» (лестница) и духовно обозначали лестницу спасения, восхождения на небо. Замкнутость четок и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.
Чётки для мирян
Четки являются частью облачения монахов, миряне могут молиться по ним, получив благословение у духовника.
Как правило, мирян не благословляют носить чётки напоказ, только в кармане или пользоваться ими келейно (дома).
Четки помогают творить молитву на работе, в общественных местах – достаточно опустить руку в карман и перебирать «зернышки».
Как пользоваться чётками
Четки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина — это одна молитва.
Дойдя до крупного «зерна», обычно останавливаются и читают «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть», затем вновь Иисусову молитву.
По окончании положенного числа принято читать молитву Господню «Отче наш». По четкам можно совершать и любые другие молитвы.
Суеверия, связанные с чётками
Малопонятная мода носить четки на шее, обматывать вокруг запястий, крутить на пальце, вешать в автомобиле – явно не благочестивого происхождения. Как ко всякому священному предмету (а четки обязательно освящаются), к ним надо относиться благочестиво и не демонстрировать напоказ.