для чего нужны форсунки в дизельном двигателе
Форсунка дизельная
Дизельная форсунка, которую нередко называют инжектором, является ключевой деталью дизельного двигателя. Ее основной задачей выступает подача топлива в камеру сгорания, а также его точная дозировка и распыление. Учитывая сложные условия эксплуатации, которые сопровождают эксплуатацию дизельного двигателя и выражаются в высокой температуре и серьезном давлении, от качества изготовления и эффективности выполнения форсункой своих функций зависит КПД всего агрегата.
Назначение
Наличие в конструкции топливной форсунки выступает отличительной чертой не только дизельных, но и бензиновых инжекторных двигателей. Необходимость в этой детали возникает из принципа работы обоих типов силовых установок, который предусматривает использование системы прямого впрыска горючего в камеры сжигания. При этом воспламенение топлива происходит под воздействием высокого давления, достигаемого за счет ТНВД. Уровень этого показателя в дизельных агрегатах намного выше, чем в инжекторных бензиновых установках.
Как следствие, эффективная работа двигателя на дизельном топливе возможна только при наличии специальной детали, способной обеспечить своевременную подачу нужного количества горючего, его распыление внутри камеры и герметичность си
темы. Основные функции дизельной форсунки уже были перечислены выше. Они состоят в следующем:
· впрыск топлива внутрь камеры сгорания;
· дозировка горючего, представляющая собой определение такого его количества, которое необходимо для достижения нужной мощности;
· распыление топлива внутри камеры сгорания, что обеспечивает более полное и эффективное сжигание;
· сохранение герметичности системы подачи топлива.
История изобретения и совершенствования
Первые модели дизельного двигателя, разработанные и изготовленные в конце позапрошлого века при непосредственном участии Рудольфа Дизеля, предусматривали наличие так называемой компрессорной форсунки и применение в качестве топлива керосина. Появление ТНВД позволило использовать намного более компактные и удобные бескомпрессорные форсунки.
Особенно удачной оказалась модель инжектора, созданная в 20-х годах прошлого века Робертом Бошем. Этот вариант дизельной форсунки с незначительными доработками и усовершенствованиями применяется до настоящего времени. Конечно же, эксплуатационные и технические параметры современных деталей, несмотря на общую схожесть конструкции, существенно превосходят разработки Боша, что объясняется значительным улучшением качества и точности изготовления, а также использованием в процессе производства новейших сталей и сплавов.
Ключевым усовершенствованием форсунки стало активное применение разнообразной электроники. Использование датчиков контроля и управления работой дизельного двигателя в целом и его отдельных узлов позволяет заметно повысить КПД и эффективность эксплуатации транспортного средства.
Устройство
В настоящее время продолжает активно использовать большое количество различных по конструкции и принципу действия типов дизельных форсунок. Несмотря на определенные особенности каждого из них, можно выделить несколько общих элементов или деталей, в том или ином виде присутствующих практически всегда. К ним относятся:
· корпус, в котором размещаются остальные детали и элементы дизельной форсунки;
· распылитель в виде иглы. Предназначение детали очевидно и заключается в распределении топлива в пространстве над поршнем;
· стержень или плунжер, который движется внутри корпуса форсунки, за счет чего нагнетается необходимый уровень давления;
· пружина запирания иглы. Используется для фиксации иглы в нужном положении;
· штуцер подвода топлива. Предназначен для подачи горючего в форсунку;
· управляющий клапан. Применяется для эффективного решения двух главных задач – дозировки топлива и определения регулярности его впрыскивания в камеру сжигания;
· фильтр очистки топлива. Один из элементов общей системы очистки используемого в дизельном двигателе горючего;
· штуцер обратного отвода излишков топлива. Назначение этого элемента форсунки также предельно очевидно – он применяется для того, чтобы отвести из форсунки топливо, не попавшее в камеру сжигания.
Устройство современных дизельных форсунок предусматривает обязательное наличие электронного блока управления. Входящие в него приборы и датчики в автоматическом режиме регулируют процессы, протекающие в рассматриваемом механизме, обеспечивая эффективную работу как инжектора, так и двигателя в целом.
Рабочие стадии
Эксплуатация дизельной форсунки предусматривает циклическое и последовательное повторение 4 рабочих стадий. В указанное число входят:
1. Закрытое положение форсунки. Начальный этап процесса. Предусматривает создание высокого давления одновременно со стороны плунжера и пружины, благодаря чему форсунка остается закрытой.
2. Начало впрыска. Автоматика подает сигнал, вследствие которого плунжер форсунки начинает двигаться вверх. В результате давление на иглу уменьшается, она также начинает подниматься, обеспечивая начало поступления топлива в камеру сгорания.
3. Полностью открытое положение форсунки. На этом этапе плунжер управления поднимается максимально, достигая верхнего упора. Это означает аналогичное перемещение иглы и режим полного открытия форсунки.
4. Конец впрыска. Завершающая стадия рабочего процесса. Она состоит в опускании управляющего плунжера и иглы форсунки, следствием чего становится перекрытие доступа горючего в камеру сжигания.
Приведенная выше схема с некоторыми корректировками достаточно точно описывает эксплуатацию дизельных форсунок любого типа. Важно понимать, что количество подобных рабочих циклов в период времени зависит от типа и мощности агрегата, вида самой форсунки и большого количества других факторов.
Разновидности и принцип работы
В сегодняшних условиях применяются самые разные виды дизельных форсунок. Их большое разнообразие объясняется как крайне широкой сферой применения, так и различиями в задачах, для решения которых они предназначаются.
Механическая форсунка
Традиционный вариант устройства, постепенно уступающий по популярности современным инженерным решениям. Именно его принцип действия был приведен выше при описании рабочего цикла дизельной форсунки. Он базируется на срабатывании клапана при достижении определенного уровня давления.
Механическая форсунка применяется в автомобилестроении в течение нескольких десятков лет. Однако, введение новых экологических стандартов и всеобщее стремление к повышению уровня экономичности дизельных двигателей привело к неуклонному вытеснению этого классического устройства более эффективным разработкам последних лет.
Главное направление совершенствования форсунки в частности и дизельного двигателя в целом – это передача контроля и управления большинством рабочих процессов электронным приборам и датчикам. Кроме того, отдельного упоминания заслуживает форсунка с двумя пружинами, разделяющая подъем иглы на две стадии. В результате обеспечивается гибкость в подаче горючего, более полное сгорание топлива и уменьшение шума при работе агрегата.
Электромеханическая форсунка
Главное отличие от механического варианта состоит в использовании для перемещения иглы форсунки вместо пружины электромагнитного клапана. Он управляется автоматикой, благодаря чему достигается точное определение количества необходимого топлива и оптимальная периодичность его впрыска.
Электромеханическая форсунка напоминает часто используемую в инжекторных бензиновых двигателях электромагнитную версию устройства. Она не используется в дизель-моторах, так как не способна выдерживать высокое давление.
Насос-форсунка
Еще одна вариация традиционного дизельного двигателя. Устройство агрегата не предполагает наличие обычного ТНВД. Вместо него для нагнетания необходимого уровня давления используются специальные насос-форсунки. Фактически, вместо одного топливного насоса высокого давления устанавливаются несколько более простых, каждый из которых обслуживает только одну форсунку.
Такое устройство двигателя позволяет подавать топливо в камеру сгорания под очень высоким давлением. Как следствие – обеспечивается уверенное самовоспламенение и более полное сжигание горючего. Отсутствие ТНВД позволяет сделать двигатель более компактным, что также выступает немаловажным достоинством.
Однако, использование системы насос-форсунка имеет и определенные недостатки. Главные из них – высокая требовательность к качеству применяемого дизельного топлива, а также более значительные расходы на изготовление двигателя в целом. Именно поэтому стремительно растет популярность еще одной разновидности дизельных форсунок и системы, предусматривающей их применение.
Пьезоэлектрическая форсунка
Устройство пьезофорсунки напоминает электромеханические или электромагнитные аналоги. Главное отличие заключается в использовании вместо электромагнитного клапана специального пьезоэлемента, часто называемого пьезоэлектрическим кристаллом. Его наличие обеспечивает крайне высокое быстродействие устройства. Благодаря этому клапан срабатывает в 4 раза чаще, чем в обычных электромагнитных форсунках.
Нет ничего удивительного, что пьезоэлектрические форсунки стали важным элементом системы впрыска Common Rail, которая используется сегодня практически повсеместно. Ее использование позволяет увеличить эффективность работы дизельного двигателя и повысить КПД при одновременном уменьшении расхода топлива и количества вредных выбросов.
Причины и способы устранения неисправностей
Главной проблемой при эксплуатации форсунок выступает низкое качество дизельного топлива. Оно может быть вызвано с продажей некачественного горючего на автозаправочных станциях, использованием различных красителей и присадок для дизтоплива, слишком большим количеством тяжелых фракций углеводородов или элементарным загрязнением топлива мелкими частицами различных веществ.
В любом из перечисленных случаев возникают крайне неприятные последствия в виде повышенного уровня износа и быстрой эрозии поверхности деталей и узлов дизельной форсунки. Следствием этого становятся очевидные проблемы в работе двигателя в целом, которые обычно выражаются в следующем:
· ослабление или перепады мощности в процессе эксплуатации автомобиля;
· трудности при запуске двигателя;
· порывистое движение при увеличении оборотов;
· заметный рост расхода дизельного топлива;
· увеличение количества выбросов или их качества (черный или сизый дым из выхлопной трубы) и т.д.
Современное диагностическое оборудование позволяет заблаговременно выявить возможные проблемы с форсунками двигателя. Поэтому для длительной и бесперебойной работы агрегата целесообразно регулярно проходить техническое обслуживание, причем в солидной специализированной организации.
Для устранения выявленных проблем применяются различные современные и весьма эффективные методы, требующие наличия соответствующего оборудования и навыков и обслуживающих его специалистов:
· промывка при помощи специальных присадок, добавляемых в дизельное топливо;
· промывка специальными техническими жидкостями на стенде;
· ручная промывка форсунок дизельного двигателя.
Своевременно проведенная диагностика и ремонт форсунок обеспечат длительную и беспроблемную эксплуатацию. В свою очередь, это гарантирует владельцу транспортного средства эффективную и экономную работу всего дизельного двигателя, установленного на автомобиле.
Дизельные форсунки: особенности конструкции
Дизельная форсунка представляет собой один из главных элементов системы питания дизельного двигателя. Форсунка (инжектор) обеспечивает прямую подачу солярки в камеру сгорания дизеля, а также дозирование подаваемого топлива с высокой частотой (более 2 тыс. импульсов в минуту). Инжектор осуществляет эффективный распыл горючего в пространстве над поршнем. Топливо в результате такого распыла получает форму факела. Форсунки отличных друг от друга систем топливоподачи имеют конструктивные особенности, различаются по способу управления. Инжекторы делят на две группы:
Принцип работы механической форсунки
Принцип работы системы питания дизеля с механическим управлением форсунки состоит в следующем. К топливному насосу высокого давления (ТНВД) подается горючее из топливного бака. За подачу отвечает подкачивающий насос, который создает низкое давление, необходимое для прокачки солярки по топливопроводам.
Далее ТНВД в нужной последовательности осуществляет распределение и нагнетание горючего под высоким давлением в магистрали, ведущие к механической форсунке. Каждая форсунка данного типа открывается для очередного впрыска порции солярки в цилиндры под воздействием высокого давления топлива. Снижение давления приводит к закрытию дизельной топливной форсунки.
Простой механический инжектор имеет корпус, распылитель, иглу и одну пружину. В устройстве запорная игла свободно движется по направляющему каналу распылителя. Сопло форсунки плотно перекрывается в тот момент, когда нет нужного давления от ТНВД. Внизу игла опирается на уплотнение распылителя, имеющее коническую форму. Прижим иглы реализован посредством закрепленной сверху пружины.
Простые дизельные моторы, которые имеют разделенную камеру сгорания, зачастую получают распылитель с одним отверстием и иглой. Дизельные моторы, которые устроены на основе непосредственного впрыска топлива, оборудованы форсунками с несколькими распылительными отверстиями. Число отверстий в таком распылителе колеблется от двух до шести.
Подача топлива регулируется зависимо от конструкции распылителя, так как существуют два основных типа подобных решений:
В первом случае игла форсунки перекрывает подачу горючего путем перекрытия каждого отверстия. Второй тип форсунок означает, что игла перекрывает своеобразную камеру в нижней части распылителя.
Давление топлива, нагнетаемого ТНВД, заставляет иглу подниматься благодаря наличию на поверхности такой иглы специальной ступеньки. Солярка проникает в корпус под указанной ступенькой. В момент, когда давление горючего сильнее усилия, которое создает прижимная пружина, игла движется вверх. Таким образом открывается канал распылителя. Дизтопливо под давлением проходит через распылитель и происходит его распыл в форме факела. Так реализован впрыск топлива.
Далее определенное количество горючего, которое подается насосом высокого давления, пройдет через распылитель и попадет в камеру сгорания. После этого давление на ступеньке иглы начинает снижаться, в результате чего игла от усилия пружины возвращается в исходное положение и плотно перекрывает канал. Тогда подача солярки в распылитель полностью прекращается.
Инжектор с двумя пружинами
На эффективность топливоподачи и последующего сгорания топлива в цилиндрах дизеля можно влиять, изменяя различные характеристики форсунки, такие как структура и количество каналов распылителя, усилие пружины и т.п. Одним из конструкторских решений стало внедрение в устройство форсунок специального датчика подъема иглы. Данный подъем учитывается специальными электронными блоками управления, которые взаимодействуют с ТНВД.
Особенностью работы указанных инжекторов является двухступенчатый подъем иглы. Получается, нагнетаемое ТНВД топливо сначала превышает по силе давления силу сопротивления одной пружины, а затем другой. В режиме холостого хода и при небольших нагрузках на мотор впрыск осуществляется только посредством первой ступени, подавая в двигатель незначительное количество солярки. Когда мотор выходит на режим нагрузки, давление нагнетаемого ТНВД топлива растет, горючее подается уже двумя дозированными порциями. Первый впрыск небольшого объема (1/5 от общего количества), а далее основной (около 80% солярки). Разница давлений впрыска для открытия первой и второй ступени не особенно большая, что обеспечивает плавность топливоподачи.
Такой подход позволил повысить равномерность, эффективность и полноценность сгорания смеси. Дизельный двигатель стал расходовать меньше горючего, снизилось количество токсичных примесей в выхлопных газах. Дизельные форсунки с двумя пружинами активно использовались на агрегатах с непосредственным впрыском топлива до момента появления систем питания под названием Commоn Rail.
Электромеханическая дизельная форсунка
Дальнейшее развитие систем топливоподачи дизельного ДВС привело к появлению форсунок, в которых солярка подается в цилиндры посредством электромеханических форсунок. В таких инжекторах игла форсунки открывает и закрывает доступ к распылителю не под воздействием давления топлива и противодействия силе пружины, а при помощи специального управляемого электромагнитного клапана. Клапан контролируется ЭБУ двигателя, без соответствующего сигнала которого горючее не попадет в распылитель.
Блок управления отвечает за момент начала топливного впрыска и длительность подачи топлива. Получается, ЭБУ дозирует солярку для дизеля путем подачи на клапан форсунки определенного количества импульсов. Параметры импульсов напрямую зависят от того, с какой частотой вращается коленчатый вал двигателя, в каком режиме работает дизельный мотор, какая температура ДВС и т.д.
Благодаря дозированной высокоточной подаче давление газов на поршень в результате сгорания смеси растет плавно, сама топливно-воздушная смесь равномернее распределяется по цилиндрам дизеля, лучше распыляется и полноценно сгорает.
Дальнейшее видео наглядно иллюстрирует принцип работы электромеханической форсунки на примере бензинового двигателя. Главное отличие заключается в том, что давление топлива в дизельной форсунке значительно выше.
Указанный подход позволил окончательно переложить задачу по управлению впрыском с форсунок и ТНВД на электронный блок. Электронный впрыск работает намного точнее, дизель с подобными решениями стал еще более мощным, экономичным и экологичным. Разработчикам удалось значительно снизить вибрации и шумы в процессе работы дизельного агрегата, повысить общий ресурс ДВС.
Насос-форсунка
Одной из разновидностей систем питания дизеля являются конструкции, в которых полностью отсутствует ТНВД. За создание высокого давления впрыска отвечают так называемые дизельные насос-форсунки. Принцип работы системы состоит в том, что насос низкого давления сначала подает солярку напрямую к инжектору, в котором уже имеется собственная плунжерная пара для создания высокого давления впрыска. Плунжерная пара форсунки работает от прямого воздействия на нее кулачков распредвала. Данная система позволяет добиться лучшего качества распыла дизтоплива благодаря способности создать очень высокое давление впрыска.
Исключение из системы подачи топлива ТНВД позволяет сделать размещение дизельного ДВС под капотом более компактным, избавиться от привода топливного насоса и отбора мощности на его постоянное вращение. Также стало возможным удалить из системы питания решения, которые распределяют топливо от ТНВД по цилиндрам. Инжекторы в системе с насос-форсунками имеют электрический клапан, что позволяет подавать топливо за два импульса.
Принцип похож на работу механической форсунки с двумя пружинами. Решение позволяет реализовать сначала подвпрыск, а уже затем произвести подачу в цилиндр основной порции горючего. Насос-форсунки реализуют подачу топлива в максимально точно заданный момент начала впрыска, лучше дозируют солярку. Дизельный мотор с такой системой экономичен, работает мягко и тихо, содержание вредных веществ в отработавших газах сведено к минимуму.
Главным минусом решения можно считать то, что давление впрыска насос-форсунки напрямую зависит от частоты вращения коленвала двигателя. В списке недостатков также отмечены: сложность исполнения, высокая требовательность к моторному маслу, чистоте и качеству топлива. В процессе эксплуатации выделяют трудности в процессе ремонта и обслуживания, а также общую дороговизну сравнительно с системами, которые оборудованы привычным ТНВД.
Как выбрать дизельную форсунку?
Форсунки дизельных моторов существенно отличаются от бензиновых форсунок. Они сильно подвержены износу, но, что является огромным плюсом, просты в диагностике и обслуживании. В сервисном центре можно очень быстро проверить дизельные форсунки. При наличии некоторых теоретических знаний выявить неисправности форсунок можно и самому. В данной статье речь пойдет об особенностях работы этих элементов топливной аппаратуры, их основных «болезнях», а также о том, как правильно выбрать новые форсунки.
Основные требования
Поскольку система подачи и дозирования топлива являются одной из важнейших систем автомобиля, к каждому ее компоненту предъявляют жесткие требования. Эти требования не особо менялись с течением времени, а вот подход к созданию топливной аппаратуры успел измениться несколько раз за какие-то 30 лет. Актуальные требования к дизельным форсункам таковы:
-Топливо должно иметь оптимальную дисперсность, т.е. состоят из как можно более маленьких капель. Чем больше маленьких капель, тем больше будет суммарная поверхность, и, соответственно, тем быстрее топливо нагреется и сгорит;
-Форсунка должно распределять топливо при впрыске по всей камере сгорания (объему);
-Впрыск должен начинаться и прекращаться резко;
-Допустимый диаметр капель топлива: 30-50 мкм. Это не исключает требования 1-го пункта, а скорее поправка к нему. Если капли будут мелкими, а струя топлива будет двигаться недостаточно быстро, она не сможет достигнуть краев камеры сгорания.
Несмотря на то что форсунки могут быть закрытыми и открытыми, в дизельных моторах сегодня используют только закрытые, т.е. не обеспечивающие непрерывную подачу топлива. Также закрытые форсунки бывают однодырчатыми и многодырчатыми.
Краткая классификация и виды
Форсунки предназначены для дозирования и последующего распыления дизельного топлива, а также для изоляции камеры, в которой топливо будет сгорать. Дизельные форсунки работают в тандеме с распределительным валом автомобиля – через толкатель усилие передается на кулачок и сама форсунка начинает свою работу. В головке блока находятся специальные камеры, через которые топливо оперативно подается и сливается. Электронный блок управления контролирует дозу топлива. Так это работает в современных дизельных моторах. Наиболее продвинутые дизельные форсунки называются насос-форсунками, которые не нуждаются в ТНВД. Их достоинства:
-Низкий уровень вредных выбросов в атмосферу;
-Мягкая работа ДВС;
-Высокая надежность;
-Уменьшение габаритов топливной системы;
-Высокое давление топливоподачи.
Как бы форсунки не приводились в действие, они могут быть 2-х различных видов. А именно:
-Механические. Такие устройства приводятся в действие избыточным давлением. Если давление будет высоким, то форсунка откроется, а если низким, то закроется;
-Электромеханические. Подразделена на электрогидравлические, пьезоэлектрические. Работают в тандеме с электронным контроллером. Обеспечивают плавную и мягкую работу двигателя, минимально возможный расход топлива.
Сегодня в дизельных автомобилях используются только электромеханические форсунки, тем временем как в бензиновых используют электромагнитные. Специалисты отмечают, что пьезоэлектрические форсунки являются наиболее совершенными с технической точки зрения, и в будущем этот вид форсунок будет модифицироваться.
Что такое распылитель
Самым ответственным элементом форсунки является распылитель. Он имеет разное количество распылительных отверстий, равно как и может работать с разными системами регулирования топливоподачи. Взглянув на форсунку и, в частности, на ее распылитель, можно многое узнать о реализации подачи топлива в двигатель авто и об особенностях самого двигателя. Вот например:
-В дизелях с непосредственным впрыском установлены форсунки, имеющие 2-6 распылительных отверстий. Распылитель форсунки называют многоструйным. Он может иметь перекрываемые отверстия или же закрытый объем. В первом случае подача топлива прекращается по каждому отдельному каналу, а во втором случае игла перекрывает объем в нижней части распылителя. В этом объеме остается небольшое количество топлива, испаряющегося со временем;
-Вихрекамерные и предкамерные дизели обычно работают с распылителем, имеющим по одному отверстию и игле. Как правило, конец иглы имеет небольшой штифт, из-за чего всю форсунку называют штифтовой. Она подает большой объем топлива за короткий промежуток времени. При этом обеспечивается как наиболее благоприятный режим горения топлива, так и мягкая работа ДВС.
Неисправности дизельных форсунок
Как и практически все элементы топливной аппаратуры, форсунки могут пострадать от множества воздействий – как внешних, так и внутренних. К счастью, все неисправности легко заметить самому, не прибегая к профессиональной диагностике. К последней стоит обратиться лишь тогда, когда автомобиль нужно оставить в сервисном центре и начинать готовиться к покупке новых деталей или ремонту уже установленных. Неисправности дизельных форсунок могут быть выражены в следующем:
1.Высокая температура, а также стуки отработанных газов;
2.Провалы, реже рывки рабочего двигателя при увеличении нагрузок;
3.Неустойчивая работа ДВС на невысоких оборотах;
4.Темный и токсичный выхлоп;
5.Существенное снижение мощности двигателя.
Вышесказанное справедливо и для бензиновых форсунок. Явным признаком неисправности топливной аппаратуры является падение мощности и странная работа двигателя при увеличении оборотов. В случае дизельных форсунок эксплуатационные неисправности могут быть разделены на 2 категории:
—Неисправная работа форсунок вследствие неправильно монтажа или сборки аппаратуры. При установке новых форсунок мастер мог допустить перекос деталей, защемление иглы, а также закупорку топливных каналов;
—Неисправности, вызванные загрязнением форсунок. Врагом номер один для дизельных моторов является само дизельное топливо. Во-первых, некачественное топливо со временем загрязняет топливную систему. Во-вторых, это же топливо может стать причиной перегрева. Как результат: нарушение герметичности, оплавление иглы, выход из строя топливного фильтра.
Реже форсунка грешит следующим: неверная регулировка давления (изношена пружина), заедание иглы (проблема решается зачисткой детали или ее заменой). Как правило, дизельная форсунка легко может отъездить заявленные производителем 100-150 тысяч километров. При правильной эксплуатации и заливке качественного топлива ресурс увеличивается еще на 30-50 тысяч километров.
Когда нужно производить промывку форсунок
Даже в самом качественном дизеле все равно содержатся тяжелые фракции, которые и загрязняют топливную систему. При долгом простое автомобиля процесс загрязнения происходит намного интенсивнее. Особенно страдают форсунки: геометрия отверстия распыления меняется, нарушается состав и поведение топливно-воздушной смеси, падает мощность двигателя. Прочистка форсунок дизельного автомобиля – как раз то, что позволяет решить часть связанных с топливной аппаратурой проблем. Обслуживание форсунок нужно производить как минимум каждые 5000 часов работы, а для некоторых двигателей эта цифра уменьшена до 500 часов. Вот когда чистка форсунок критически необходима:
-Пуск двигателя сильно затрудняется;
-Двигатель глохнет на холостых;
-Сильно упала мощность ДВС;
-Выпускная система хлопает при работе;
-Сильно увеличился расход топлива.
Чистку производят на специальных установках. Стоит отправиться к мастеру и делегировать эту работу ему. В теории, чистку можно произвести и самому. Использование заливаемых в бак промывочных жидкостей дает очень слабый результат, а если вся топливная система сильно загрязнена (если автомобиль старый и долго не обслуживался – это точно так), то чистящий препарат выведет из строя всю систему разом.
Ремонт или покупка новой детали?
Сегодня большая часть дизельных форсунок производится четырьмя фирмами: Siemens, Bosch, а также Denso и Delphi. Конечно, у них есть конкуренты, но все же именно эта четверка занимает большую часть рынка. По этой причине на многих, если не большинстве, автомобилях стоят форсунки именно этих производителей. Почему это так важно? Дело в том, что топливная аппаратура далеко не всех производителей поддается ремонту. Давайте разберемся:
—Bosch Common Rail. Одна из самых распространенных на данный момент форсунок. Ее можно отреставрировать без особых проблем. Чаще всего выходит из строя мультипликатор, седло, шток. Последний элемент не подлежит реставрации. При ремонте форсунки распылитель или меняют, или чистят ультразвуком;
Denso Common Rail. Японские форсунки все чаще устанавливают на европейские автомобили. По качеству они значительно превосходят аналоги из своей ценовой категории. Форсунки практически не поддаются ремонту. Во-первых, на них мало запчастей. Во-вторых, со сборкой и разборкой детали справится лишь толковый мастер с большим опытом – в форсунке очень много мелких деталей и для ее разборки нужно специальные ключи;
—Delphi Common Rail. В этих форсунках нередко выходит из строя клапан, чуть реже – распылитель. И то, и то иногда можно найти в специализированных магазинах, но зачастую приходится заказывать в сети. После чистки и замены деталей автолюбитель получает новую форсунку в старом корпусе. Это обойдется вдвое дешевле покупки полностью новой детали;
—Пьезоэлектрические форсунки. Наибольший опыт в создании форсунок нового поколения сегодня имеют Bosch и Siemens. Форсунки с пьезо-кристаллами все чаще устанавливают на новые модели авто европейских концернов. Как правило, в них выходит из гидроаккумулятор. Чуть реже ломается клапан и заклинивает распылитель. Ремонтировать пьезоэлектрические форсунки легко (банальное «разобрал, поменял, собрал»), но запчасти для ремонта редко бывают в продаже.
Обращайте внимание на фирму-производителя форсунок. Если это Bosch, то деталь почти наверняка можно отремонтировать. Это дешевле, чем покупка новой форсунки. Ремонт детали от Delphi еще дешевле, но в подавляющем большинстве случаев сопряжен с ожиданием поставки запчастей. Если же на автомобиле стоит отработавшая свое форсунка Denso, то ее лучше выбросить и искать замену. Различные форсунки с пометкой Piezo приходится менять на новые, но в ближайшем времени стоит ожидать того, что запчасти для них начнут появляться в магазинах.
Как выбрать новую форсунку
Если ремонт невозможен, приходится покупать новую запчасть. В случае форсунок в ремонте нет особо смысла, если деталь успела отъездить 100-150 тысяч километров (бывают исключения). Приходится искать замену. Найти ее не так уж сложно. Вот как можно вести поиски:
-По VIN-коду. Старый и проверенный способ, который в некоторых случаях является единственно верным и надежным;
-По коду форсунки. Если нужно найти форсунку Commor Rail, то можете быть уверены – задача не из простых. Такие форсунки имеют индивидуальный код, в который «вшиты» данные детали: расход, зависимости от давления рабочих параметров, время реакции. Если у вас форсунка Delphi и вы знаете ее код, то лучше взять точно такую же, руководствуясь кодом. При сборке транспортного средства код форсунки фиксируется в блоке ECU;
-По данным авто. Конкретно: марка авто, модель, данные двигателя, год выпуска. Всегда есть вероятность допустить ошибку и купить не вполне подходящую форсунку, которую будет очень легко найти в интернет-каталогах. Здесь нужно отдавать предпочтение проверенным каталогам, работой над которыми занимаются специалисты – они должны уточнить совместимость запчасти с конкретным автомобилем и подобрать ближайшие к оригинальной запчасти аналоги.
Как показывает практика, лучше покупать оригинальную форсунку – она обходится дороже аналога со вторичного рынка, но становится на автомобиль без особых проблем. Если тот же аналог был выбран неточно, то автолюбитель столкнется со следующими проблемами:
-Высокая шумность работы мотора;
-Повышенная дымность выхлопа;
-Снижения КПД двигателя;
-Увеличенный расход дизеля.
Особого смысла разбираться в особенностях генерации индивидуального кода и внесении корректировок в блок управления нет – все это должны знать мастера, у которых также имеется тестовое оборудование и специализированный софт. На примере Delphi Common Rail: форсунки последних моделей имеют 20-значный код C3i, а более старые модели – 16-значный C2i. Ставя новую форсунку, мастер вносит корректировки кода в блок ECU и тот начинает корректно работать с новой деталью. Если код не менять, то блок будет руководствоваться характеристиками старой форсунки. Результат – указанное в списке выше.
Экскурс по брендам
Дизельная форсунка не является той запчастью, на которой можно экономить. Если есть возможность купить оригинал или стоящий аналог, то выбор должен быть очевидным. Однако и здесь есть возможность немного сэкономить и взять неплохой бюджетный аналог. При выборе форсунки сперва нужно обратить внимание на продукцию следующих брендов:
Siemens (Германия);
Denso (Япония);
Delphi (Великобритания);
Bosch (Германия).
Выше указаны премированные производители, которым доверяют тысячи автолюбителей во всем мире. Продукция очень качественная и по сути является все тем же оригиналом – часть форсунок немецкого производства идет прямо на заводы автоконцернов. Автолюбители могут найти в магазинах и электронных каталогах и более доступные в ценовом плане аналоги под именами нескольких известных брендов. А именно:
Monark (Германия);
Hans Pries (Германия);
Lucas (Великобритания).
Как показывает практика, замен форсункам в сборе или отдельным их элементам от четверки производителей из первого списка может не быть. Самый верный вариант один: не искать ближайших аналогов, а брать конкретную запчасть. Если ее не будет в наличии, лучше сделать заказ и ждать поставки, или же снять рабочую деталь с автомобиля в разборке.
Вывод
Часто бывает так, что найти подходящую дизельную форсунку для конкретного автомобиля очень сложно. Во-первых, нужно уточнить совместимость. Во-вторых, нужно выбрать запчасть от известного производителя (хотя здесь выбор не так велик – в основном попадаются Bosch и Denso). В-третьих, нужно быть готовым к немалым тратам на запчасть. Однако смысла экономить, покупая б/у или не самый подходящий бюджетный аналог, нет вовсе. В случае поломки форсунки стоит обратиться в сервис и узнать, можно ли ее отремонтировать – зачастую это вдвое-втрое дешевле покупки новой запчасти.