для чего нужны ледоколы
Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении
Так уж устроена земная твердь, что существует такое понятие, как ”Северный морской путь”. Это транспортная артерия, проходящая далеко на севере. Там просто невозможно проходить обычным судам. Для этого они сопровождаются огромными атомными монстрами, которые называют ледоколами. Одна такая машина может ломать лед толщиной до нескольких метров и создавать свободный ото льда проход шириной в десятки метров. Это позволяет судам в несколько раз быстрее проходить путь из Азии в Европу и экономить такие объемы топлива, что вся эта затея действительно имеет смысл. Скоро в России построят новый, самый большой в мире ледокол. А вообще, вы знали, что все атомные ледоколы мира построены в СССР или России?
Ледоколы вызывают большое уважение.
Самый большой ледокол в мире
На данный момент самыми большими ледоколами в мире являются те, что имеют класс ЛК-60Я. Правда, ни один их них не введен в строй, но их строительство постепенно близится к завершению и в течение пары лет три таких ледокола спустят на воду.
Если говорить только о тех ледоколах, что сейчас находятся в промышленной эксплуатации, то это суда класса ”Арктика”. На данный момент в строю только два из них — это ”Ямал” (введен в строй в 1993 году) и ”50 лет победы” (введен в строй в 2007 году).
Ледоколы этого класса имеют следующие характеристики:
Для сравнения, атомные ледоколы класса ЛК-60Я имеют суммарную мощность турбин 70 800 КВт (против 55 160 КВт у «Арктики»), ломают лед до трех метров и имеют экипаж всего 70 человек.
Сколько в мире ледоколов
В мире на данный момент насчитывается 10 атомных ледоколов. Если говорить более точно, то можно даже сказать, что 9,5. Нельзя считать полноценным ледоколом атомный лихтеровоз (единственный в мире) с ледокольным носом. Из этих кораблей сейчас только пять в строю, но, что интересно, все 10 были спроектированы в СССР или России.
Так ледоколы прокладывают себе путь.
Семь из них были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Еще два были построены в Финляндии, но ядерные энергоблоки на них поставили в Ленинграде. Только тот самый лихтеровоз был построен на керченском заводе ”Залив”.
Лихтеровоз (иногда называется ”баржевоз”) — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Имеет в конструкции козловой кран для более удобной погрузки. Часто используется для перевозки больших объемов рыбы в контейнерах.
Весь атомный ледокольный флот сейчас принадлежит России и базируется он в порту города Мурманск.
Как работает ледокол
Суть работы ледокола заключается в том, что он с ходу наваливается своей массой на лед и ломает его. Это самый простой способ, так как снизу всегда есть куда проломить лед, да и сила тяжести помогает. Поэтому они такие тяжелые.
Немного информации о ледоколах
Несмотря на кажущуюся простоту процесса, обычный корабль просто не сможет выполнить эту роль. Для того, чтобы ломать лед толщиной до трех метров, нужна очень мощная энергетическая установка и прочнейший корпус с защитой от истирания, чтобы корабли служили как можно дольше. Они стоят слишком дорого, чтобы быть одноразовыми.
Корабль викингов пролежал под землей 1 000 лет. Теперь его хотят достать.
Чтобы лучше наваливаться на толщу льда, днище носовой части ледокола сделано бочкообразным. Это помогает в борьбе со льдом, но сильно мешает в обычном плавании. Из-за такой формы днища ледоколы очень сильно раскачиваются даже от небольших волн. При этом, качнуть его может очень резко.
Суда следуют за ледоколом, как утята за уткой.
В задней части ледоколов есть м-образное углубление. Оно нужно для того, чтобы буксировать другое судно ”на усах”. Так называют способ, когда нос корабля как бы входит в корму ледокола. В этот момент тот корабль, который находится сзади, может не только буксироваться, но и подталкивать ледокол за счет своих винтов, помогая ему проходить препятствия.
Мало кто задумывался об этом, но винты ледоколов приводятся в движение электродвигателями, которые получают энергию от атомного реактора на бору. Такая компоновка очень удобна, а главное, позволяет надолго уходить в автономное плавание, так как электродвигатели не требуют частого обслуживания, а запас ядерного топлива позволяет долгое время обходиться без дозаправки.
Дизельный ледокол больше похож на обычный корабль. На фото российский ледокол «TOR»
Когда построят новые атомные ледоколы
В ближайшие 7 лет планируется сдать в эксплуатация не только три атомных ледокола класса ЛК-60Я, но и один класса ЛК-100Я. Правда, его только начинают строить и должны ввести эксплуатацию к 2027 году. Зато это будет настоящий царь-ледокол.
Американский корабль уничтожил летательный аппарат при помощи мощного лазера
Согласно проекту, его мощность будет составлять 120 000 КВт (в два раза больше нынешнего максимума). В движение великан будет приводиться четырьмя винтами, его длина составит больше двухсот метров, а лед он будет ломать толщиной до 4 метров.
Таким может быть новый ледокол «Лидер».
Рассматривается вариант строительства четырех таких ледоколов, но пока строится только один. Остальные должны появиться к 2033 году. Когда они появятся, мы расскажем об этом в нашем новостном Telegram-канале.
Зачем нужны ледоколы
В первую очередь, ледоколы освобождают путь для торговых судов, в том числе и нефтяных танкеров. Кроме этого, ледоколы используются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики (и Антарктики), а так же спасательных и поисковых операций.
Атомный ледокол «Ямал».
Самый большой флот ледоколов сейчас у России — 40 судов (включая дизельные). Это не удивительно, учитывая огромную береговую линию Северного ледовитого океана. Действующих атомных ледоколов в России 4 — это ”Ямал”, ”50 лет Победы”, ”Таймыр” и ”Вайгач”. В том числе и эти ледоколы внесли очень большой вклад в развитие Северного морского пути, как одной из крупнейших транспортных артерий мира.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Существование самого известного континента, воспетого в легендах, песнях, романах, фильмах и комиксах, как это ни странно, вызывает сомнения ученых. Дело в т…
Мы уже не раз писали о мистических местах нашей планеты. Но ведь интересно почитать про всякую мистику и ее разоблачение, не правда ли? Что-то из признанных …
За последние 25 лет Антарктида потеряла более 3 триллионов тонн льда. При этом потеря льда за последние 5 лет резко увеличилась. О таких выводах говорится в …
Самые мощные ледоколы мира: как они работают и на что способны
Для России во все времена Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья страны, являлся стратегической магистралью, по которой можно перевозить грузы, перегонять суда и военные корабли с запада на восток страны и обратно. Это самый короткий путь из Европы в Японию и Китай. Рассказываем об атомных ледоколах, которые помогают в освоении трудного региона: как они работают, чем отличаются от обычных кораблей и сколько стоит прокатиться на одном из них.
Что такое ледокол и как он работает?
Ледоколы — это особый класс кораблей, которые предназначены для преодоления даже самых толстых льдов. Они позволяют исследовать самые негостеприимные регионы мира — покрытые льдом воды Арктики. Чтобы корабль считался ледоколом, у него должны быть три особенности, которых не хватает большинству обычных судов: мощность, усиленный корпус и специальная форма для «ломания» льда. Это позволяет таким суднам преодолевать паковый лед или замерзшие водные пути.
Чтобы эффективно ломать лед, такие корабли должны быть очень мощными, относительно короткими, широкими и чрезвычайно тяжелыми. Они ломают лед, используя инерцию и силу. По сути своей атомный ледокол — это пароход. Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят 3 гребных винта.
Толщина корпуса в местах ломки льда 5 сантиметров, но прочность корпусу придает не столько толщина обшивки, сколько количество и расположение шпангоутов. У ледокола двойное днище, так что в случае пробоины вода в корабль поступать не будет.
А чем ледокол отличается от других кораблей?
Заостренный корпус обычного корабля помогает ему рассекать волны и уменьшать трение между кораблем и водой. В то время как другие суда имеют остроконечный нос, носовая часть ледоколов будет иметь более округлую конструкцию, чтобы судно могло разбивать лед своим весом, а также перемещаться по нему. Старые ледоколы имели обшивку корпуса толщиной до 50 миллиметров, в современных судах используется высокопрочная сталь с пределом текучести до 500 МПа, обеспечивающая повышенную прочность при меньшем весе и толщине стали.
Точно так же, несмотря на прочный корпус, требуется дополнительное усиление конструкции для того, чтобы судоразделитель мог эффективно выполнять свои обязанности. Фактически, конструкция носовой части ледоколов является важным элементом, поскольку судну необходимо преодолевать ледяные воды.
С двумя гребными винтами, установленными как на носу, так и на корме, и носовым подруливающим устройством, эти суда выделяются из толпы и эффективно маневрируют на льду.
Еще одна важная особенность современных ледоколов по сравнению с другими судами — это мощность, которую они дают, чтобы прокладывать путь другим судам в ледяных водах.
Итак, ледоколам нужна мощность. Откуда ее брать? Все просто — из ядерной энергии.
Например, на атомном ледоколе «50 лет Победы» установлены 2 ядерных реактора мощностью по 170 Мегаватт каждый. Мощности этих двух установок достаточно, чтобы снабжать электричеством город с населением в 2 млн человек. Ядерные реакторы надежно защищены от аварий и внешних ударов. Ледокол может выдержать прямое попадание в реактор пассажирского самолета или столкновение с таким же ледоколом на скорости до 10 км/ч.
Кстати, реакторы заправляют новым топливом раз в 5 лет.
Какие страны строят атомные ледоколы?
Россия или Советский Союз — единственная страна в мире, строящая атомные ледоколы. Такие судна были специально построены с учетом стратегической важности Северного морского пути и более очевидной необходимости гарантировать безопасность российских торговых судов зимой и зависимость арктических поселений от поставок.
Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера. Это обусловлена тем, что все северные границы государства — морские и проходят они по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами, за исключением части Баренцева моря.
Около 30 лет назад более пятидесяти советских караванов кораблей застряли во льдах восточного Арктического региона. Многие населенные пункты СССР зависели от грузов и продовольствия, которые должны доставлять корабли, да сама ситуация представляла опасность для экипажа. К счастью, в составе флота был атомный ледокол «Ленин». Благодаря своей мощности и источнику ядерного топлива он спас сотни жизней в ходе одной из самых масштабных и успешных спасательных операций в истории. Корабль выведен из эксплуатации в 1989 году и оставлен на базе атомных ледоколов в Мурманском фьорде, а затем стал музеем.
Зачем нужны ледоколы?
Вообще, идея ледокола существует очень давно, с первых дней полярных исследований. Marine Insight сообщает, что еще в XI веке люди создавали первые прототипы специальных кораблей для плавания по северным морям. Конечно, по большей части это были лодки с усиленным корпусом.
Сегодня к основным функциям ледокольного корабля относится расчистка торговых путей в ледяной воде, особенно зимой. Хотя суда, следующие по этим торговым маршрутам, таким как Балтийское море, Морской путь Святого Лаврентия, Великие озера и Северный морской путь, предназначены для плавания в ледяных водах, сезонные ледовые условия затрудняют движение судов.
Таким образом, ледоколы сопровождают торговые суда при пересечении этих районов, чтобы обеспечить беспрепятственное плавание судов. Помимо очистки прохода для грузовых судов, ледоколы также широко используются для поддержки исследовательских программ, проводимых в полярных регионах.
Какой ледокол самый мощный?
Ответ однозначный — «Арктика».
Шесть из десяти российских атомных гражданских кораблей в настоящее время относятся к этому классу. Первые четыре класса выведены на пенсию, а два остаются в строю по состоянию на 2020 год.
Сейчас головное судно второй серии атомных ледоколов типа «ЛК-60Я» — это самый мощный ледокол в мире.
Эти ледоколы имеют двойной корпус, толщина внешнего корпуса в районах ледоколов составляет около 48 мм, а в других — 25 мм. Между внутренним и внешним корпусами находится водяной балласт, который может перемещаться для облегчения ледокольной проводки. Корабли класса «Арктика» могут ломать лед, продвигаясь вперед или назад. Хотя у них есть два реактора, обычно для подачи энергии используется только один, а другой находится в режиме ожидания.
Атомный ледокол может служить нескольким целям. Эти суда использовались в ряде арктических научных экспедиций и регулярно форсировали грузовые и другие суда, проходящие по Северному морскому пути, сквозь льды. Главной особенностью, которая делает эти чудеса судостроения такими особенными, является их почти полная независимость от любого традиционного топлива, поэтому они могут работать автономно почти 70 лет.
А какой ледокол — новейший?
«50 лет Победы» — новейший из семи кораблей серии атомных ледоколов класса «Арктика». Построен на Балтийских и Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. Строительство корабля началось в октябре 1989 года на Балтийском заводе, но было остановлено в 1994 году из-за проблем с финансированием и возобновилось в 2003 году. Строительство ледокола заняло почти 18 лет, и в конце 2007 года ледокол был готов к эксплуатации.
Корабль представляет собой модернизированный вариант ледокола класса «Арктика», имеет двойной корпус и носовую часть в форме ложки. Форма судна увеличивает ледокольные возможности, а корпус покрыт полимерной краской для уменьшения трения. Он имеет общую длину 160 м, ширину 30 м, осадку 11 м и глубину 17,2 м. Водоизмещение 25 840 тонн. Судно может пробивать лед глубиной до 2,8 м на постоянной скорости.
В Северном Ледовитом океане ледокол может достичь любой точки в любое время года. Согласно спецификации судостроителя, корабль может свободно двигаться, преодолевая плоский лед толщиной до 2,8 метра. Но судно, как правило, не все время встречается с плоским льдом; ледяные гряды могут достигать толщины от 5 до 20 метров, и ледокол может проходить через них не плавно, а рассекая лед, как топор, рубящий дрова: медленно, рубя один кусок, затем другой. Судовая надстройка прочная и устойчивая, и она способна на такой подход.
«Победа» оснащена цифровой автоматизированной системой управления. Был модернизирован комплекс биологической защиты и добавлен экологический отсек. На корабле есть вертолетная площадка, подходящая для вертолета МИ-2 или МИ-8. Судовая энергетическая установка включает в себя два реактора: один для подачи энергии, а другой находится в режиме ожидания.
Какой ледокол будет следующим?
Весь мир ждет постройки атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер» (ЛК-120Я) — проект российских атомных ледоколов мощностью 120 МВт с ядерной силовой установкой. Главные задачи данных судов: обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. За счёт увеличенной ширины корпуса предполагается проведение крупнотоннажных судов.
Строительство первого ледокола началось 6 июля 2020 года; срок ввода в эксплуатацию назначен на 2027 год. В 2023 году планируется закладка следующих ледоколов, а сдача заказчику ФГУП «Росатомфлот» до 2033 года.
От ледоколов класса «Лидер» ожидают значительного увеличения ледопроходимости: согласно расчетам, новые ледоколы смогут свободно идти в сплошном льду толщиной до 4,3 метра. На деле это означает «где и когда угодно, по всей Арктике».
Можно ли путешествовать на ледоколе?
Да. Но это стоит недешево.
Создана первая точная карта мира. Что не так со всеми остальными?
Изменение климата сместило ось Земли
В НАСА рассказали, как они доставят образцы Марса на Землю
Зачем нужен атомный ледокольный флот
В этом цикле программ мы вместе с госкорпорацией “Росатом” рассказываем об атомной энергетике. Почему-то принято считать, что энергию в ядерных реакторах добывают исключительно на электростанциях. Но ведь эту энергию можно использовать абсолютно для любых нужд – например, чтобы двигать ледоколы! Нужно «всего лишь» установить на судне реактор.
Конечно, это только звучит так просто, на самом же деле это невероятно сложная инженерная задача. А теперь давайте разбираться зачем.
Северный морской путь – это кратчайшая морская дорога, соединяющая Дальний Восток и европейскую часть России. В самом деле, идти из Владивостока в Санкт-Петербург вдоль северного побережья Евразии намного ближе, чем огибать всю Азию, Индию, Аравийский полуостров и всю Европу в придачу. В первом случае судно пройдет 14 000 километров, а во втором – все 23 000. Экономические резоны очевидны: топлива тратится меньше, груз доставляется быстрее, а также нет таких неочевидных минусов, как очереди на проход Суэцкого канала и нападения пиратов. Но Арктика, откровенно говоря, вовсе не рай для судоходства, и главный ее недостаток – лед. Вот поэтому здесь и необходим ледокольный флот.
Россия – единственная страна в мире, у которой есть собственный атомный ледокольный флот. Без него освоение Арктики было бы если не невозможным, то во много раз более сложным и дорогим. И если вы думаете, что ледоколы нужны только для прокладывания пути во льдах для сухогрузов и танкеров, то вы ошибаетесь. Кроме проводки судов по Севморпути и в замерзающих портах, ледоколы Атомфлота обеспечивают проведение научных экспедиций в высоких широтах, проводят аварийно-спасательные операции, занимаются экологическими исследованиями, возят туристов, ремонтные комплексы, стройматериалы для северных портов.
И все это было бы невозможным без того огромного запаса чистой энергии, который дает атомная энергетика.
От «умной» одежды до космических ракет: где и как используют углеволокно
«Росатом» – это не только атомная энергетика: компания работает в самых разных высокотехнологичных направлениях, одно из которых – производство новых перспективных материалов. Например, предприятия “Росатома” производят композиты на основе углеродного волокна.
«Атомная» архитектура
Конец 70-х годов прошлого века – это время, когда человечество поверило во всемогущество атомной энергии. Сегодня мы можем убедиться в справедливости этого утверждения: «зеленая» энергия, добытая атомным реактором, не выбрасывающим в атмосферу углекислый газ, может применяться где угодно. Но “Росатом” не ограничивается выработкой электричества, запуском атомоходов или производством радиоактивных изотопов для ядерной медицины. В состав госкорпорации входят сегодня сотни крупных предприятий и институтов, которые во все времена были лучшими в своем деле. Сегодняшний выпуск посвящен архитектуре.
Атомные технологии на благо медицины
Ветра хватит на всех
Наша атмосфера постоянно движется, потоки воздуха перемещаются, заключая в себе огромную энергию. По подсчетам ученых, её запасы более чем в сто раз превышают гидроэнергию всех рек планеты. Но главное – это возобновляемая, практически бесконечная энергия. Атмосфера будет двигаться до тех пор, пока светит Солнце, а значит, человечеству ветра хватит на всю историю нашего существования на Земле. Еще одна причина, по которой ветроэнергетика занимает лучшие инженерные умы, – это полное отсутствие каких-либо выбросов: ветрогенераторы не засоряют ни атмосферу, ни почву.
Преимущества атомной энергетики
В этом цикле программ мы вместе с госкорпорацией “Росатом” будем рассказывать вам об атомной энергетике. Интересное дело: большинство из нас, кажется, прекрасно понимает, что это такое, но знания эти часто оказываются недостаточными и поверхностными, а то и вовсе неправильными. Мы попытаемся изменить эту ситуацию.
Зачем нужны ледоколы?
Этот вопрос можно часто всретить под новостями о закладке/спуске на воду ледоколов, особенно атомных. Мол, никто не строит — а зачем мы вбухиваем на них миллиарды долларов?
1) Ледоколы нужны для обслуживания Северного морского пути. Дело в том, что судоходство по Северном морскому пути является самым коротким, дешевым и безопасным путем из Европы в Азию. Во льдах не бывает ни волн, ни штормов — за всю историю потерпели крушение всего 8 пароходов и не погибло одного человека (для сравнения: ежегодно в мире идут ко дну порядка 700 судов). Кроме того, СМП имеет колоссальное значение для логистики Крайнего Севера.
В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс. тонн (проведено 4 судна).
В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна).
В 2012 году транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю навигацию составили 1,26 млн тонн. (проведено 46 судов).В этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа (СПГ) по СМП. Танкер-газовоз Ob River перевёз 134500 м 3 газа из Норвегии в Японию.
В 2013 году перевозка различных грузов по Северному морскому пути составляла 2,8 млн тонн, из них генеральных грузов — 1,6 млн тонн. Транзитные перевозки составляли 1,18 млн тонн.
В 2014 году произошло падение транзитных перевозок, но зато резкое увеличение перевозки генеральных грузов. Генеральных грузов по СМП перевезено 2,5 млн. тонн, что на 53,9% превышает показатель 2013 года. Тоннаж же транзитных грузов сократился в 4,3 раза до 274,3 тыс. тонн.
2) Арктика — лакомый кусок современной геополитики. Своими запасами нефти и газа она привлекает «арктическую пятерку» (Россию, США, Канаду, Данию, Норвегию) и Китай. По подсчетам Управления энергетической информации США (EIA), на дне Северного Ледовитого океана может содержаться до 412 млрд баррелей нефтяного эквивалента — это почти четверть мировых запасов углеводородов. При этом 78% из них — природный газ, большее количество которого находится в российском секторе Арктики, а самые большие запасы нефти — на Аляске.
Запасы российских арктических шельфов равняются десяткам млрд тонн нефти и кубометров газа. Уже сейчас заключены контракты на вывоз 18 млн тонн сжиженного газа, а в 2018 году начнется вывоз газа по проекту «Ямал СПГ».
3) Жизненно важной задачей для страны также является необходимость круглогодичного военного присутствия ВМФ РФ в полярных водах. Стратегическое значение арктического региона для обеспечения обороноспособности страны определяется тем, что именно через него проходят самые короткие воздушные маршруты из Северной Америки в Евразию и обратно. То есть гипотетический обмен ракетными ударами между Россией и США должен состояться через воздушное пространство Арктики и ближний космос над ней. Соответственно, Арктика становится передовым рубежом противоракетной и противовоздушной обороны. В последние годы Северный флот ежегодно совершает арктические походы с привлечением атомных ледоколов. Так, в сентябре 2013 года была проведена операция по восстановлению аэродрома «Темп» на острове Котельный. В операции участвовали ледоколы «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» и ракетный крейсер «Петр Великий».
Таким образом, ледоколы играют ключевую роль в обеспечении обороны, логистики и экономической деятельности севера страны. Ппрричем наибольшую ценность имеют именно атомные ледоколы, которые благодяря наличию ядерного реактора имеют неограниченную автономность и более года могут не заходить в порт, а также огромную мощность, что позволяет проламывать льды толщиной до 3 метров.
Так, в итоге навигации 2014 года выяснилось, что потребность в ледоколах-атомоходах составляла 40 рабочих месяцев, что близко к максимально допустимой нагрузке. План развития региона подразумевает рост этого показателя в навигацию 2018 года до 45 рабочих месяцев, что сделало необходимым расконсервацию еще одного судна типа «Арктика» — ледокола «Советский союз».
В настоящий же момент у России 4 действующих атомных ледокола из которых два («Таймыр» и «Вайгач») были построены еще при СССР в Финляндии. Из шести построенных ледоколов типа «Арктика» на сегодняшний день два находятся в работе, два ждут утилизации, а еще два ждут решения о своей участи.
Более того, к 2020 году из 4 действующих ледоколов у трех («Вайгач», «Ямал» и «Таймыр») закончится 30-летний срок службы, который и так был продлен.
Поэтому одной из важнейших задач российского судостроения является поддержание численности атомного ледокольного флота.
В настоящий момент в России строится три новых атомных ледокола проекта ЛК-60Я (проект 22220). Этот корабль уникальный. Он имеет балластные цистерны, которые, заполняясь, меняют осадку корабля с 8,5 м до 10,5 м в зависимости от того, что ему на данном этапе важнее: мореходность и вес, либо способность передвигаться по мелководью. Одновременно с этим мощность корабля станет даже выше чем у атомохода «Арктика». Она будет составлять 60 МВт при водоизмещении 33 600/24 800 тонн.
В ноябре 2015 года был окончен монтаж реакторной установки ледокола «Арктики», и корабль имеет все шансы попасть в строй к 2019 году, а «Сибирь» по плану вступит в строй в 2020 году. Между тем, именно в 2018 году должен быть списан «Таймыр», а в 2020 второй корабль проекта — «Вайгач».
Третий корабль серии заменит один из старых ледоколов типа «Арктика» (скорей всего «Советский Союз»). Тем не менее, расчеты показывают, что для обеспечения планов по перевозкам грузов по СМП (15 млн тонн СПГ, 8-10 млн тонн нефти, до 8 млн тонн угля и т.д.) потребуется постройка в первой половине 2020-х еще как минимум двух кораблей данного типа.
Также обновляется флот дизель-электрических ледоколов. На смену старым ледоколам типа «Ермак» и «Капитан Сорокин» идут ледоколы проекта 21900 «Москва» (4 построено, 1 строится) и проекта 22600 (gредполагается серия из трех единиц). Таким образом, Россия к 2020-2022 году будет иметь обновленный линейный дизель-электрический ледокольный флот из 8 кораблей отечественной постройки.
Но ведь льды тают?
Изменение площади льда в арктике имеет разнонаправленную тенденцию — она то увеличивается, то уменьшается.
В начале августа 2007 года, за месяц до конца сезона таяния, было зарегистрировано самое большое сокращение арктического льда за всю историю наблюдений — более миллиона квадратных километров. Был достигнут годовой минимум льда в размере 4,28 млн квадратных километров.
С 2008 по 2011 год минимум морского льда в Арктике был выше, чем в 2007 году, но он, тем не менее, не вернулся к уровню предыдущих лет. В конце августа 2012 года, за 3 недели до конца сезона таяния, был зафиксирован новый рекорд минимума льда.Минимум был достигнут 16 сентября 2012 года и составил 3,41 млн квадратных километров, или на 760 000 квадратных километров меньше предыдущего минимума 18 сентября 2007 года. Однако в 2013 году темпы таяния льда существенно меньше чем в 2010-2012, в мае и июне 2013 площадь льда была близкой к норме, после достижения минимума в 5 млн квадратных километров (против 3,4 в 2012), вновь начала расти. Аналогично, в 2014 площадь льда была больше чем в 2008-12, составив 5,0 млн. квадратных километров, что близко к норме 1979-2010 (около 6,0 млн квадратных километров).
Необходимо также учитывать, что ранее 1979, когда спутниковые наблюдения не велись, также наблюдались очень малоледовитые периоды, один из которых в 1920—1940 годы также вызвал дискуссии о потеплении Арктики.