для чего нужны открытые данные

Международные открытые данные и конкурс Всемирного Банка

Ранее я уже писал о том что открытые данные важны и полезны для общества и то что по всему миру они используются.

Однако, упоминая открытые данные раскрываемые государством, нельзя не упомянуть ещё одно важное явление — это раскрытие данных международными организациями такими как ООН и Всемирный банк, а также то зачем они раскрываются.

Я подробнее остановлюсь на раскрытии информации именно Всемирным банком.

Возможно, кто-то из Вас знает — Всемирный банк уже много лет собирает по каждой стране большие объемы информации, в основном, статистической о структуре их экономики, значения и показатели необходимые для оценки уровня экономического развития, данные используемые в рейтингах простоты открытия своего дела и многое другое.

Кроме того, это одна из крупнейших мировых международных финансовых организаций которая осуществляет финансирование десятков и сотен проектов по всему миру.

В начале 2010 года Всемирным банком был создан и открыт в интернете портал Data.worldbank.org.
Этот сайт является центром раскрытия информации в машиночитаемом виде и предоставляющим данные пользователям сразу в нескольких формах:

1. Каталог открытых данных

В каталоге собраны практически все массивы имеющиеся в распоряжении Всемирного банка. Данные представлены в форматах XML, CSV, XLS или ссылками на описание API через которое данные можно получить.

Список индикаторов, каталог стран и значения индикаторов — все они доступны через специальное онлайн API описание которого можно посмотреть по ссылке. http://data.worldbank.org/developers
Учитывая огромное число индикаторов и весьма детальное их представление — любой кто делает проекты с информацией о разных странах мира, может воспользоваться этими данными в любое время.

3. Профили стран и визуализация

Для каждой из стран есть специальная страница на которой отображаются ключевые индикаторы в виде цифр и графиков. Например, можно посмотреть профили Российской Федерации, Украины или любой другой страны в каталоге стран

Также там есть тематические срезы и индикаторы, можно просмотреть каждый из них.

4. Электронный атлас развития
для чего нужны открытые данные. Смотреть фото для чего нужны открытые данные. Смотреть картинку для чего нужны открытые данные. Картинка про для чего нужны открытые данные. Фото для чего нужны открытые данные

Это совсем новый проект Всемирного банка в котором данные индикаторов отображаются на карте, есть возможность сравнения и многое другое.

5. Приложение для iPhone

Вполне прилично выглядещее приложение для iPhone
для чего нужны открытые данные. Смотреть фото для чего нужны открытые данные. Смотреть картинку для чего нужны открытые данные. Картинка про для чего нужны открытые данные. Фото для чего нужны открытые данные

С возможностью просмотра данных через его интерфейс. Может быть не самое актуальное из перечисленных, но полезное приложение.

Однако все эти данные и их визуализации отступают на задний план по сравнению с их развитием. С тем что было бы невозможно без данных, но что и является целью.

Это конкурс. Конкурс — Apps for Development прошедший в этом году и итоги которого подводятся сегодня.
для чего нужны открытые данные. Смотреть фото для чего нужны открытые данные. Смотреть картинку для чего нужны открытые данные. Картинка про для чего нужны открытые данные. Фото для чего нужны открытые данные

В этом конкурсе разработчикам предлагалось создать общественно полезные и коммерческие приложения на базе данных Всемирного банка. Его призовой фонд составляет 55 тысяч долларов США.
Туда было подано несколько сотен заявок, из которых было принято 107, их все можно просмотреть здесь

А за подведением итогов можно будет сегодня проследить по этой ссылке — http://wbi.worldbank.org/wbi/event/apps-4-dev

Этот конкурс и его итоги как и итоги других подобных конкурсов проходивших ранее и есть вопрос зачем нужны открытые данные.
Они нужны вовсе не для того чтобы кто-то объяснял их полезность и возможности применения. Вовсе нет.
Они нужны для того чтобы Вы _сами_ могли найти те идеи на основе которых вы могли бы создать коммерческие проекты и проекты открытые и полезные для граждан.

Открытые данные не дают ответов и решений. Они дают Вам возможность и свободу находить собственные ответы и именно в этом эта ценность.

Я призываю Вас искать такие решения. Используя мировые данные о России, используя наши, российские открытые данные.

Я могу сказать точно что похожие конкурсы будут и в России, возможно даже в этом году.

Источник

Почему открытые данные никому не нужны

В процессе работы над проектом для открытых данных пришлось изучить множество государственных источников данных. Это и федеральные порталы и муниципальные ресурсы. Вот наиболее известные источники открытых данных:

У всех этих ресурсов одни и те же болезни. Вот они:

Этого достаточно чтобы отбить желание пользоваться ими и данными размещенными на них.
Теперь подробнее по каждому пункту и что с этим делать.

Невалидность данных

Из статистики по документам data.gov.ru видно что большая часть данных размещены в CSV-формате:

для чего нужны открытые данные. Смотреть фото для чего нужны открытые данные. Смотреть картинку для чего нужны открытые данные. Картинка про для чего нужны открытые данные. Фото для чего нужны открытые данные

И это огромная проблема. Дело в том что большая часть CSV-файлов имеют невалидный формат. В CSV легко допустить ошибку, а если пользователь не разбирается в стандарте, то вероятность ошибки близка к 100%. И так, какие ошибки встречаются чаще всего:

1 местолишние кавычки. Это бич всех CSV данных. Неправильная кавычка может сломать весь документ.

2 месторазное количество колонок в строках данных.

Сопоставляем заголовок и данные, получаем:

80% CSV-файлов приходится править перед использованием. Это не большая проблема для небольших и редко меняющихся наборов данных. Но если набор в сотню тысяч строк и обновляется раз в неделю, то это большая проблема.

Отсюда возникает вопрос, зачем использовать CSV?

Разрозненность данных и отсутствие стандартов

Каждая служба публикует данные в произвольном виде.

Например это заголовки колонки из CSV-файла перечня карантинных зон:

Геокоординаты могут быть представлены в виде 2 колонок, в одной колонке через запяую или в GeoJSON.

А вот несколько вариантов представления списков:

Ко всему прочему данные разбросаны по разным ресурсам:

Как узнать что это официальные сайты? И почему бы не публиковать данные в одном месте?

Отсутствие единого механизма поиска

Из-за разрозненности данных, нет возможности осуществить поиск по всем государственным источникам открытых данных. Видимо не хватает национального поисковика по открытым данным…

Отсутствие API для доступа к данным

Чтобы использовать данные в своем проекте их нужно скачать. И в дальнейшем самому отслеживать их изменение и актуализировать. Это сопряжено со значительными сложностями для больших наборов данных.
Избежать этих сложностей можно если не скачивать данные, а использовать их через API. Для этого API должен предоставлять такую функциональность, которой было бы достаточно для выполнения любой задачи по работе с данными.

Того API который есть у некоторых ресурсов (например data.mos.ru) не достаточно для полноценной работы с данными. Плюс они не достаточно надежы для использования в реальных проектах.

Все это приводит к тому что открытые данные есть, но судя по количеству скачиваний на data.gov.ru ими пользуются единицы.

для чего нужны открытые данные. Смотреть фото для чего нужны открытые данные. Смотреть картинку для чего нужны открытые данные. Картинка про для чего нужны открытые данные. Фото для чего нужны открытые данные

Чтобы раскрыть весь потенциал открытых данных они должны быть доступны в максимально удобном для использования виде. Чтобы сразу начать ими пользоваться, а не тратить время на приведение их к корректному виду.

Как можно исправить ситуацию

ИМХО, ресурс аналогичный GitHub но для данных дал бы сильный толчок в развитии открытым данным.

Да, есть например data.world, но он пока не имеет всей той функциональности которая сделала бы его GitHub’ом для данных. Какими характеристиками должен обладать ресурс:

Уверен что в скором времени такой ресурс появится и открытые данные займут значимое место в жизни каждого человека.

Источник

О том, как устроены открытые данные в России

Не секрет, что в России за последние годы, с одной стороны, стало больше открытых данных, с другой — накопилось немало критики.

Так неслучайно получилось, что тематика открытых данных — это то, чем я занимаюсь давно и знаю о большей части инициатив в этой области не по наслышке, а по собственному опыту участия. Здесь я постараюсь обойтись без ссылок на свои проекты, чтобы не нарушать правил сайта, их легко будет найти по их названиям в любом случае. Но постараюсь дать все ссылки на официальные ресурсы.

Поэтому, вместо предисловия, я представлюсь.

Меня зовут Иван Бегтин, я вот уже несколько лет продвигаю идею открытых данных в России, возглавляю небольшую некоммерческую организацию (Инфокультура) от лица которой и вместе с сотоварищами мы организуем соревнования, пропагандируем открытость данных среди госорганов.

Кроме всего прочего я вхожу в Совет по открытым данным при Правительственной комиссии по координации Открытого Правительства и ряд общественных и экспертных советов при органах власти и в курсе многих успешных (и провальных) государственных инициатив в этой области.

Ну и поскольку я, в том числе, в комментариях на Хабре читаю много вопросов, заданных явно или неявно, то на самые частые я отвечу в этой заметке, а также на те, что будут в комментариях.

для чего нужны открытые данные. Смотреть фото для чего нужны открытые данные. Смотреть картинку для чего нужны открытые данные. Картинка про для чего нужны открытые данные. Фото для чего нужны открытые данные

Что сейчас происходит в России с открытыми данными?

Чтобы ответить на этот вопрос надо с самого начала разделить два понятия. Открытые данные — как открытую форму представления любых баз данных. Собранных ли активистами, подготовленных ли коммерческими компаниями или же опубликованных государственных органами. Открытые данные — это всеобъемлющий термин охватывающий все возможные источники появления данных, главное чтобы данные были доступны для свободного повторного использования и были машиночитаемыми (плюс соблюдение 8 принципов открытых данных о которых тут уже писалось.

А вот открытые государственные данные — это такой подвид открытых данных который производится изнутри государственной машины. Это может быть информация, как о самом государстве, так и то что госорганы собирают при выполнении их функций.

Исходя из этих определений можно сказать что то что в России происходит с открытыми данными вцелом — это на 100% зависит от нас самих, как мы собираем, публикуем, убеждаем и так далее публиковать данные, так это и происходит. Есть множество проектов которые существуют автономно от государства — это сообщество GIsLab, это наши проекты OpenGovData и Hubofdata и практически все краудпроекты на MediaWiki можно отнести к инициативам по открытым данным поскольку они предоставляют API для получения данных любым желающим.

Этот закон содержит набор поправок в федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ „Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления“ и в федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ о том что данные должны публиковаться в форматах открытых данных.

Далее в распоряжении Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 1187-р г. был представлен перечень тех данных которые должны публиковаться в первую очередь.

Полный перечень законов, распоряжений и постановлений собран, например, на портале открытых данных г. Москвы в разделе „Документы“. Там множество документов, как федеральных, так и тех что приняты московской мэрией.

2. Кто в России отвечает за открытые государственные данные?

Можно было бы сказать что Правительство целиком, но это не совсем так. Утверждение планов открытости ведомств, в которые входят и работы по открытым данным, занимается Совет по открытым данным. Совет по открытым данным — это название рабочей группы при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства.

Я также вхожу в этот совет и могу сказать что несмотря на громкое название у Совета нет практически никаких полномочий. Да и не может быть в виду российской структуры государственного управления в которой все советы носят исключительно консультационную форму. Фактически единственный ресурс совета — это возможность донести до его председателя Министра Абызову ту или иную позицию.

С другой стороны, в виду того что закон об открытых данных, это были поправки в 8-ФЗ, то методическое сопровождение раскрытия данных и создание федерального портала открытых данных осуществляет Минэкономразвития России.

Здесь надо сделать небольшое отступление. В 2012-2013 годах, когда тема открытых данных в России только-только приобретала форму государственной инициативы, был ведомственный спор между Минкомсвязи и Минэкономразвития о том какое ведомство будет курировать эту тему. В итоге победило тогда Минэкономразвития и в дальнейшем именно оно было основным исполнителем усилий по открытости данных.

Результатом этого было множество последствий, главное из которых было в том что акцент на раскрытии данных сместился от государственных информационных систем как это хотело Минкомсвязи, на официальные сайты госорганов требования к которым всегда задавало Минэкономразвития.

3. На какие деньги существуют все эти инициативы?

Тема открытых данных практически начисто отсутствует во всех государственных программах включая программу „Информационное общество“. За последние несколько лет существенные инвестиции в то чтобы открытые данные были доступны проводило лишь Правительство Москвы которое создало московский портал открытых данных и вплоть до того что рекламировало его на улицах города.

На федеральном уровне ничего подобного не было. Все члены совета по открытым данным работают без какой-либо компенсации их усилий.
Да и расходы на создание федерального портала открытых данных невелики.

Фактически, все заседания совета которые проходили и на которых присутствовали представители госорганов за это время сводились к тому чтобы убедить госорганы потратить усилия на открытие данных. В каких то случаях это приносило результаты, а в каких-то все разговоры разбивались на встречные просьбы »… а вы помогите чтобы нам выделили бюджет на XXX миллионов рублей и мы всё-всё-всё откроем. «. Самый яркий пример такого поведения был Росстат, похожая ситуация была с ЦИК России и многими другими ведомствами.

Аналогично со всеми субъектами федерации и муниципалитетами. Ни один из них денег на внедрение практики публикации открытых данных не получил, все усилия сводились к тому чтобы убедить их тратить собственные деньги на эти инициативы. Какие-то субъекты в этом продвинулись, а какие-то откровенно забили и просто саботировали раскрывая не данные, а их симуляцию.

4. Использует ли хоть кто-то в России открытые данные?

Если коротко, то да.
Да, данные используют и более чем активно. Используют активисты и бизнес, используют к коммерческих проектах, общественных и личных, используют для того чтобы улучшить существующие продукты, так и для того чтобы создать новые.

Есть несколько областей и наборов данных которые более чем востребованы. В первую очередь это такие данные как:
— База государственных и муниципальных закупок;
— Оперативные данные ЦБ РФ по валютам и открытые данные по банкам;
— База ФИАС (федеральная адресная информационная система);
— Данные по спутниковой группировке ГЛОНАСС
и многое другое.

Существует несколько десятков проектов по отслеживанию новых госмунзаказов (Закупки360, Бикотендер), по анализу контрагентов (Спарк.Интерфакс, Контур.Фокус, Коммерсант.Картотека) которые используют данные напрямую. Агрегируя данные о компаниях, о контрактах, закупках, лицензиях и прочем. Смешивая открытые данные и те которые они получают из коммерческих источников — они создают коммерческие продукты. В результате, на базе открытых данных существуют и развиваются состоявшиеся коммерческие продукты.

На основе базы ФИАС и до неё на основе базы КЛАДР работает значительное число сервисов по всей стране. Эта база, обычно, используется не для создания новых продуктов, а для улучшения удобства проверки адресов в многочисленных коммерческих информационных системах.

Данные ЦБ используются практически всеми сайтами показывающими официальные курсы валют и всеми сайтами по анализу банков и банковской системы вцелом.

Кроме этих данных есть много других — гораздо более узкоспециализированных и которые также активно используются, но чаще всего их пользователи себя не афишируют и малоизвестны.

5. И всё таки почему так мало примеров тех кто данные используют?

Главная причина в том основные пользователи данных — это коммерческие компании которые совершенно не заинтересованы, ни в том чтобы раскрывать свои доходы, ни в том чтобы рассказывать про свою бизнес модель. Да и вообще тратить на это время большинство из них не желает. Ко всему этому примешивается их опасение что рассказав о том как и сколько они зарабатывают на тех или иных данных у них сразу же начнутся проблемы и за те данные что они получают бесплатно им придется платить. Опасение не то чтобы небезосновательное, но и не то чтобы неоправданное.

По этой причине все те примеры что я называю — это примеры о которых я знаю и те примеры что на виду.

6. И всё равно полезных данных очень мало. Всё остальное это, либо бессмысленые наборы данных, либо с отвратным описанием

Полезных данных действительно мало. И я скажу больше, наиболее полезные и востребованные данные публиковались ещё до того как сам термин «открытые данные» появился в виде государственной инициативы.

ЦБ РФ — публикует данные уже с десяток лет в виде API через SOAP сервисы. База ФИАС появилась в виде открытых данных гораздо раньше. И данные по госконтрактам публикуются в машиночитаемом виде с 2008 года.

Все очень просто. Есть те данные которые госорганы публикуют в ответ на общественный или корпоративный запрос и те данные которые они публикуют в обязаловку по разнорядке.

Требования которые были сформулированы в законе об открытых данных и распоряжении правительства для большинства госорганов — это очередная назойливая муха. Они не понимают зачем это делать, они не понимают кому это нужно, они не понимают в чем польза от открытия данных и они не понимают какая им с этого выгода. Как результат мы получаем массу примеров «плохих данных» когда в разделах на сайтах органов власти данные публикуются без описания, без схем, с пустыми файлами данных или иными особенностями. Чаще всего такие данные публикуются представителями пресс-службы органов и те делают это всё по принципу «формального закрытия», бессодержательной публикации позволяющей поставить галочку в результатах.

7. Почему всё плохо?

Нельзя сказать что всё совсем плохо. У России не последние места в рейтингах открытости данных вроде Open Data Index и Open Data Barometer. Но причин радоваться, действительно мало, и причин у того что всё идет так тяжело множество.

Одна из причин в том что у открытых данных в России очень мало явно заявляющих свой интерес потребителей.
Дело в том что в мире основными потребителями открытых данных являются:
— некоммерческие организации и активисты (гражданское общество);
— журналисты;
— коммерческие компании;
— университеты.

С каждым из потребителей у нас в России есть свои проблемы.
Независимых некоммерческих организаций теперь почти нет. Все что жили на зарубежные гранты теперь, либо закрываются, либо перестраиваются под госгранты, либо резко сворачивают свою активность. Наша некоммерческая организация существует исключительно по то причине что все учредители это люди занимающиеся бизнесом и у нас была и есть возможность тратить немножко средств на её поддержание и в том что самые большие проекты мы делали при поддержке Фонда Кудрина. Единственного, пожалуй, который из фондов в России поддерживает общественные проекты на открытых данных. Других возможностей фактически нет. Государственные грантооператоры не выделяют средств на подобные проекты, коммерческих спонсоров для проектов на открытых данных найти очень сложно ну а брать иностранные гранты теперь табу.

Журналистика почти вся в России весьма далека от нейтральной подачи информации. Но даже провластные издания не взаимодействуют с госорганами на предмет открытости их данных для того чтобы их использовать в работе. Увы, за все эти годы направление журналистики данных так и не обрело заметных очертаний в нашей стране и до сих пор журналисты оказывают очень малое влияние на открытости государства в тех или иных вопросах. Пронзительные экономические аналитики, исследователи демографии, словоохотливые социологи — все они на страницах СМИ не формируют запроса к органам власти на открытость.

Коммерческие компании здесь всё просто — их очень мало. Коммерческие компании использующие открытые данные можно разделить на две категории. Первая группа — это тех кто живет за счет государственных заказов и данные им нужны чтобы показать свои компетенции в том чтобы больше заказов получить. И вторая группа живущая на информационном рынке крайне малочисленная и не желающая взаимодействовать с госорганами без острой необходимости. В основном по причинам глубокого недоверия государственной машине.

И наконец высшие учебные заведения. Увы, запроса со стороны ВУЗов на то чтобы данные были доступны для исследований, для возможности студентов использовать актуальные данные в своей работе, этого запроса просто нет. Если в мире университеты формируют собственные базы данных по направлениям исследований и работы их факультетов, то в России это если и есть, то в весьма ограниченных формах.

До введения санкций, закона об иностранных агентах и прочего ухудшения внешней и внутренней политики я бы сказал что однозначно да. Когда всё начиналось Россия была в G8, подписывала G8 Open Data Chapter, претендовала на участие в Open Government Partnership. Сейчас развитие темы открытых данных происходит при высоком сопротивлении государственного аппарата. Наиболее востребованные данные раскрываются с большим трудом. Детальная образовательная, криминальная и иная муниципальная статистика крайне труднодоступна. Государственные геоданные по прежнему открываются тяжело. Но многое другое возможно. Это климатические, транспортные и иные данные востребованные на практике.

9. Почему лично я во всём этом участвую?

Причин много. Главная в том что я ввязался открытые данные еще в 2009 году со злости что во всем мире эта тема развивается, а в России ничего нет. Другая в том что устройство «государства», не только российского — это моё давнее хобби. При том что наибольшие усилий приходились и приходятся не только на то чтобы убеждать чиновников в открытости данных, а в том чтобы самостоятельно собирать данные из разных источников и превращать в открытые данные.
— К заметке прилагаю пару опросов и как и обещал, готов ответить на все вопросы по существу в комментариях.

Источник

Про открытые данные, проектах на их основе и о том что происходит с открытыми государственными данными в России

для чего нужны открытые данные. Смотреть фото для чего нужны открытые данные. Смотреть картинку для чего нужны открытые данные. Картинка про для чего нужны открытые данные. Фото для чего нужны открытые данные

Кто-то возможно знает, для кого-то может быть новостью, но вчера и позавчера в России завершился саммит по открытым данным. И по его итогам, а также по итогам года я понимаю, что пора рассказать о том, что творится с открытыми данными и с другими частями открытости нашего государства.

К тому же мой опыт (и опыт вот уже очень долгий) создания проектов на открытых данных очень сильно отличается от слов чиновников и политиков, которые можно услышать на таких публичных мероприятиях.

Саммит по открытым данным

На фоне всех остальных мероприятий по открытым данным за последние годы — это одно из первых организованных на довольно хорошем уровне. Даже на «совете по открытым данным» в Яндексе в июне 2015 года было очень много непрофильных выступлений, подробнее в заметке «Приоткрытые данные» в этот же раз все не отходили от темы открытых данных и это главный и важный плюс всего произошедшего.

В плюсы я могу записать также те части саммита в которых я участвовал. Это были круглые столы посвящённые темам криминальной статистики и востребованности государственных финансов.

Если коротко, то видно что эти данные нужны и востребованы. На круглом столе про востребованность госфинансов вообще очень много было вопросов про информацию связанную с открытыми данными по госзакупкам.

Подробнее и отдельно я напишу ещё про эти круглые столы, но суть общая что данные будут и что ведомства — готовы к диалогу с потребителями.

Плюс у меня просто руки не доходят рассказать про все проходящие мероприятия связанные с открытыми данными — встречи с разработчиками, заседания общественных советов и так далее. Я обязательно всё напишу, материалы копятся и тексты пишутся.

А теперь о том что у нас происходит с открытыми данными.

О том как лоббировать открытые данные и о том почему их так немного

Начну я с того что мне регулярно пишут люди письма которые звучат так: «Тут в нашей области куча проблем и нет открытых данных из вот этого и вот этого. Что можно с этим сделать?». Такие же вопросы я регулярно слышу при выступлениях. Что можно ответить людям?
Я практически всегда отвечаю им как есть:
1. Добиться чего-то можно только если _вы лично_ займётесь продвижением открытости именно этих данных.
2. Готовьтесь работать «в длинную» и не ждите быстрых результатов. В лучшем случае это 1 год, более вероятно 3-4 года
3. Чтобы добиться чего-либо надо формировать общественное мнение, собирать единомышленников и заниматься тем что можно называть «общественным лоббированием», не только продвижением идей в массы, но и внедрением их реализации непосредственно в государстве.
4. Лично я могу помочь в меру своих сил, не раньше Вы самостоятельно проработаете эту тему. Потому что если Вы, как заинтересованная сторона, не прикладываете к этой проблеме сил и времени, то не стоит на это рассчитывать и другим

Чаще всего после рассказа о том как всё есть «на самом деле» собеседник, либо исчезает, либо пишет/говорит о том как всё «ой непросто и надо на это всё финансирование» и тоже исчезает.
Хотя именно так и только так все эти годы я занимался работой над открытостью данных, что по госфинансам, что по криминальной статистике, что по ряду других тем. Либо ты осознаёшь что это жизненная ценность и готовишься к длительной работе и поиску союзников, либо лучше за это не браться.

Аналогичная ситуация возникает когда мне пишут о том что хотят сделать такой-то такой-то проект на открытых данных или открытые данные создающий. Первый же вопрос который задают — это «где взять деньги?» и в этом плане многие общественные деятели мало отличаются от стартап тусовки в России. Но если стартаперы часто рисуют завышенные ожидания от выбранной бизнес модели, то у общественных проектов бизнес модели нет, и нет даже pre-seed стадии у проекта и понимания его целей и аудитории. О чём я собственно и пишу им в ответ. К сожалению, следующий шаг с осознанием и детализацией своего проекта делают немногие.

Я то понимаю, что фактически люди ко мне обращаются во многом потому как обращаться мало есть куда. Однако Россия, не Евросоюз и должности «информационного комиссара» у нас нет да и у меня нет такого статуса.

Об Открытом правительстве

Казалось бы, почему столь мало изменений произошло с момента появления Открытого Правительства в России и многих государственных инициатив? Ответ на этот вопрос может быть как короток так и продолжителен.

Краткий ответ звучит так: «Потому что по другому и быть не могло».
Подробнее же ситуация, конечно, имеет глубинные проблемы внутри всей системы государственного управления в России.

Открытое Правительство — это лишь бренд, совокупность консультативных и частных структур основанных на ограниченной зоне влияния на госаппарат лишь одного единственного человека.

Создаваемые совещательные структуры вроде «Совета по открытым данным» оказываются нежизнеспособными, впервую очередь, из-за нечёткой формулировки повестки. Потенциальный экономический и социальный эффект полностью затмевается медиаэффектом и несфокусированность на решении конкретных задач резко контрастирует с аналогичными по изначальной задумке структурами в других странах, таких как Open Data User Group или Transparency Board в Великобритании.

Политическая повестка и коммерческие потребители оказываются смешанными. Присутствие бизнес-лоббистов создаёт явный (и никак не регламентированный в России) конфликт интересов, хотя и было бы вполне естественными при отделении их от медийно-политической группы интересантов. Которая, также неполна именно по причине нечёткости целеполагания структур.
Итоговая модель сводится к существованию консультативных органов живущих не по правилам и регламентам, а по циклу жизни учреждающих их структур. И модель работы совета по открытым данным практически с самого его начала непосредственно копирует модель работы прав комисии. С доминирующей, а не функциональной ролью аппарата, заранее заготовленными решениями и протокольными поручениями заменяющими формат meeting minutes и публикации стенограмм заседаний.

Российская модель открытости

Всё это, безусловно, отличает российскую модель открытости данных от тех которые мы воспринимаем как лидирующие в мире. Сейчас в Великобритании главный акцент в прозрачности и открытости государства возложен на открытость данных и чёткую регламентированную отработку запросов на их раскрытие и проактивное раскрытие данных по умолчанию (концепция — open by default).

Сейчас мы в Инфокультуре проводим детальный анализ всех проектов в области открытых данных в России и уже подсчитали что из 33 порталов Минэкономразвития лишь на 8 опубликованы открытые данные хоть в каком-то, неполном объёме. Как результат невозможно рассчитывать и на системную и долгосрочную политику этого ведомства.
И, когда представители Минэкономразвития, ответственные за эту тему, рассказывают о том как они всё прекрасно раскрывают данные, то веры им немного потому как реальная картина сильно отличается. И самый главный провал Открытого Правительства за эти годы — это отсутствие хорошо поставленного процесса раскрытия данных по запросам потребителей. Хотя бы того уровня как это существует в Австралии.

Не только открытые данные, но и открытый код

Как-то я уже приводил ссылку на Github and Government большой каталог проектов на открытом коде сделанных внутри государства. Культура открытых данных во многом проистекает от культуры открытого кода, а страны лидирующие в открытости государственного кода также лидируют и в открытых государственных данных потому как эти культуры соприкасаются теснейшим образом.

К сожалению, в России, в деятельность Открытого правительства вошло много странных элементов, но даже намёка на открытый код государственных проектов не проявилось.

Сейчас на завершающей стадии наш отчёт по результатам анализа всего что происходило с открытыми данными в последний год и последние годы. И там всё вышенаписанное будет гораздо подробнее.

А пока, вот уже привычные вопросы/опросы и ожидания Ваших комментариев и мнений о том как нам преломить эту ситуацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *