для чего нужны перепонки между пальцами квакш
Певчий друг с присосками на пальцах
Лягушки, как это ни странно, распространенные обитатели не только болот и рек, но и городских квартир. Причем заводят любители не только популярных жаб, или шпорцевых лягушек (тех самых всем знакомых белых обитателей аквариумов), но и более редких и экзотических. Например, древесных лягушек вроде квакш. Квакши, конечно, не редкие — их существует более 500 видов, но все-таки более экзотичны, особенно южноамериканские древесные лягушки. Эти красивые лягушки, с томным взглядом восточной красавицы, пользуются популярностью у любителей земноводных, некоторые из которых, вероятно, втайне мечтают найти свою лягушку-царевну.
Длина разных видов квакш составляет от 2 до 15 сантиметров. Но даже маленьким квакшам нужен большой террариум — объемом не менее 100 литров. Квакши, кстати, прекрасно живут дружной компанией, поэтому можно смело заводить целую команду, не опасаясь драк и убийств. Самцов от самок отличить фактически невозможно до тех пор, пока лягушки не начнут петь. Поют исключительно самцы и исключительно по ночам. Пение квакш, по свидетельствам очевидцев, отличается мелодичностью и довольно приятно для слуха. Причем у каждого самца своя индивидуальная песня, отличная от песен других собратьев.
Некоторые специалисты, правда, определяют пол квакш по наличию и отсутствию «резонатора» на горле — того самого раздувающегося при пении кожаного мешка. Используют и другой, более изощренный способ — пойманную лягушку аккуратно сдавливают с боков. Дело в том, что в природе самцы иной раз путаются и в порыве страсти запрыгивают на лягушек своего пола. Если произошла ошибка, возмущенный самец, которого пытаются «отлюбить» издаст резкий крик, предупреждающий об ошибке. А вот если ухаживания попали по адресу и самец угодил на самку, то та при таких домогательствах промолчит. Поэтому, если стиснутая лягушка вопит, то это самец, а если помалкивает с довольным видом — самка.
Ареал обитания квакш довольно велик — у нас они встречаются от Кавказа до Владивостока, правда всего несколько видов, а вот Южную Америку можно считать настоящим царством квакш — именно там обитают самые интересные и красивые представители этих лягушек. Вообще же квакши распространены по всему миру — живут они и в Азии, и в Австралии, и на различных океанских островах (Куба, Гаити, Доминикана и т. д.).
Окрасы квакш бывают самые различные. Наиболее чаще встречаются ярко-зеленые лягушки, но также есть белые — причем некоторые прямо-таки жемчужных оттенков, лимонные, сиреневые, темные, пятнистые квакши. Некоторые виды и вовсе способны менять окраску в зависимости от внешних обстоятельств. Так, белая австралийская квакша, иначе называемая коралловопалая. Способна менять окрас от голубовато-зеленого до темно-коричневого.
Содержат квакш в террариумах вертикального типа. Террариум для квакши должен освещаться не менее 10 часов в день (лучше использовать лампы дневного света), а также иметь «теплый» и «холодный» углы. Все провода должны проходить по одной стенке террариума, это и будет «теплый» угол. А противоположная стенка должна всегда оставаться прохладной, чтобы квакши могли там охлаждаться. Если же нагреваться от проводов будут все стенки террариума, квакши погибнут от перегрева. Также в террариуме обязательно должна быть свежая вода — квакши хоть и древесные лягушки, но любят иной раз принять ванну. Также в террариуме с квакшами должна поддерживаться постоянно высокая влажность воздуха.
Питаются квакши только живым кормом. В качестве корма можно использовать мучных червей, мотыль, но не откажется квакша и от более подвижной добычи — квакши очень метко пользуются своим языком, резко выбрасывая его и сбивая насекомое в полете. Поэтому если есть желание, можно разнообразить лягушачье меню пауками, муравьями, мухами, ночными бабочками, тараканами и прочими небольшими насекомыми и червями. Кормить квакш можно при помощи пинцета — они быстро привыкают к такому способу приема пищи, или выкладываю корм на блюдце.
В террариуме, где обитают квакши, обязательно должно быть укрытие и живые растения с широкими листьями. В качестве укрытия подойдет любая коряга с дуплом либо сук, полый внутри. Причем, лучше если это будет не добытая в лесу коряга, а купленная в зоомагазине имитация — они лучше поддаются санитарной обработке.
В естественной среде обитания квакши прячутся в дуплах и стволах поваленных деревьев, а некоторые виды спят, прицепившись с нижнем стороны листа на деревьях и кустах. Для этого инужны растения — филодендроны, фикусы, монстеры и прочие подобные.
У всех квакш есть фирменные присоски на пальцах — отличительная особенность лягушек-древолазов. Кстати, если вы выгуливаете своих питомцев и берете их в руки, то квакши и хозяйский палец обнимут своими нежными лапками с мягкими присосками — настоящее трогательное объятие. Правда, некоторые виды квакш выделяют едкую слизь, а других нельзя брать в руки из-за очень нежной и легко ранимой кожи, поэтому при покупке лягушек лучше уточнить у продавца все подробности про физиологические особенности данного вида.
Вообще же квакши быстро привыкают к человеку и их можно выпускать на прогулку из террариума. Квакши сидят на руках, обхватив палец лапками с присосками, или на плече, с удовольствием могут забраться в волосы и выглядывать с высоты, обозревая окрестность.
Размножаются квакши в неволе довольно свободно. Квакшам свойственно заботиться о своем потомстве, особенно отличаются тут сумчатая квакша — у самок этой лягушки на спине существует специальная сумка, куда после спаривания самец задними лапами «закладывает» икру. Икринки вынашиваются самкой в сумке 1,5 месяца, а вылупившихся головастиков самка выпускает в водоем.
Живут квакши в неволе в среднем 5-8 лет, но некоторые долгожители, например, японская (дальневосточная) квакша вполне может прожить и 15 лет, а то и 20 лет.
Купить квакш можно в зоомагазинах, на птичьих рынках и у заводчиков. При покупке следует получить у продавца максимум информации начет ухода и содержания именно этого вида квакш, а также осмотреть лягушек — кожа должна быть без повреждений и серых точек. Большинство зарубежных видов квакш, продающихся на рынках, попадают туда контрабандным путем. Но в Красную книгу занесен всего один вид этих лягушек Hyla savignyi, обитающий в Малой Азии.
Квакши — очень красивый и интересные в повадках лягушки. Особенно хочется отметить их взгляд — настоящий томный взор, полный нежности и очаровательной меланхолии. Такой взгляд обычно бывает у царевен из восточных сказок. Поэтому, если вы хотите иметь дома настоящую лягушку-царевну, то квакша подходит вам как нельзя лучше.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Зеленая каролинская, или пастушья квакша
Зеленая каролинская, или пастушья квакша, или голубая квакша (Hyla cinerea)
Семейство – Древесные лягушки
Внешний вид
Длина стройного тела 4-5 см. Основной тон окраски спинной стороны тела – травянисто-зелёный. Брюшная сторона светлая, бежевато-белая. Спинная и брюшная стороны разделены яркой, контрастной белой полосой, которая тянется от середины морды примерно до середины тела. У самцов развит горловой мешок. На концах пальцев всех лапок развиты круглые присоски, на задних лапках также есть небольшие перепонки.
Ареал обитания
Обитает в северной Америке, на юго-востоке США. Она встречается от Флориды и Техаса до Арканзаса, западного Теннеси и Иллинойса.
В природе
Размножение
В период размножения самцы борются друг с другом за доминирование, также они поют чтобы привлечь самку. Яйца откладываются на плавающей растительности. Сезон размножения с 15 апреля по 15 августа. Новорожденные головастики достигают в длину до 4 мм, хвост длинный, тело зеленое с серой или желтоватой полосой на голове. Метаморфоз наступает через 55-63 дня.
Содержание в неволе
Для содержания голубых квакш прекрасно подходит террариум вертикального типа. В террариуме можно разместить живые растения и рельефный фон из коры или пластика, по которым квакши будут лазить. Большим преимуществом этих лягушек является небольшой размер при довольно яркой окраске. В отличие от австралийских квакш, голубые могут размещаться даже на тонких веточках террариумных растений, не ломая их и не портя дизайн. В террариуме нужно поддерживать довольно высокую влажность. необходимо установить просторную, но не очень глубокую поилку. Субстрат гигроскопичный, мульча или торф, однако при частом опрыскивании террариума можно использовать и пластиковые коврики. Температура около 25 градусов, ночью около 20. Голубых квакш можно содержать группами по несколько особей, а также с другими видами лягушек сходного размера. Пастушьи квакши едят самых разнообразных насекомых, включая сверчков, личинок восковой моли, мучных червей, мелких шелковичных червей, дождевых червей, мотыльков и мух. Размер кормового объекта должен быть не больше ширины головы лягушки, хотя многие пастушьи квакши могут съесть и большую по размерам добычу. Их основной рацион должен состоять из сверчков, которых раз в несколько кормлений можно заменять на другой корм. Взрослую квакшу нужно кормить через день – два двумя-шестью кормовыми объектами, в зависимости от размера лягушки и корма. Молодняк нужно кормить каждый день. Корм взрослых лягушек нужно приправлять высококачественными витаминно-минеральными подкормками для рептилий каждые 2-4 кормления, для молодняка это следует делать чаще.
Продолжительность жизни в неволе – до 16 лет.
Обыкновенная квакша, или древесница
Квакша обыкновенная (Hyla arborea)
Семейство – Древесные лягушки
Род – Обыкновенные квакши
Внешний вид
Размер 35-45 мм, в Европе достигает в длину до 5 см. Длина голени в 2 раза меньше расстояния от клоакального отверстия до переднего края глаза. Квакша обыкновенная по внешнему виду похожа на лягушку небольших размеров, с длинными и тонкими ногами. Отлично лазает по гладким вертикальным поверхностям, хорошо прыгает и плавает. Глаза большие и выразительные. Концы пальцев у квакши расширены, с присасывательными дисками. Между пальцами задних конечностей есть перепонки. Кожа на спине гладкая, на брюшной стороне крупнозернистая. Половой диморфизм слабо выражен: у самцов на горле есть большой резонатор, брачные мозоли на первом пальце передних конечностей. Окрашена квакша сверху в ярко-зеленый цвет, снизу в бело-желтый. Верх отделяется от низа тонкой черной полоской, образующей петлю вверх в области паха с белой каемкой на верхней стороне. Под глазом нет темного пятна. Окраска очень изменчива и зависит от влажности, температуры окружающей среды и фона, на котором находится квакша. В ясную теплую погоду лягушки светло-зеленые; в прохладную хмурую погоду становится бурыми или темно-серыми; во время зимней спячки становятся очень темными; а среди разнотравья попадаются и пятнистые квакши.
Ареал обитания
Южная и Центральная Европа, северо-западная Африка, Малая Азия, Кавказ. На Амуре, в Китае, Корее и Японии живут подвиды.
Обитает квакша в широколиственных и смешанных лесах, кустарниках, на лугах, речных долинах, берегах мелиорационных каналов, а также в садах и парках, на виноградниках и в других типах антропогенных ландшафтов. В горы поднимается до 1500 м над уровнем моря.
В природе
Размножение
Содержание в неволе
Квакшам необходим террариум вертикального типа (по дну 20×20 см и по высоте 50 см), с неглубоким водоемом (где-то 5-10 см в глубину – они любят периодически нырять) и густой растительностью (влаголюбивые растения), плюс аквариумные растения в самом водоеме – подводные и плавающие на поверхности воды. На дно водоема следует положить аквариумную гальку и установить большой камень – на нем квакши будут с удовольствием сидеть. Можно в водоем запустить несколько улиток – ампулярий, для естественной очистки стенок (питаться они будут водными растениями). Дверцу в террариуме лучше соорудить сверху и не оставлять верх открытым – вы ведь имеете дело с первоклассными верхолазами. Через верхнюю дверь удобно запускать сверчков и мух и моментально ее закрывать. Иначе придется искать беглецов по всей комнате – и квакш и их корм. Можно использовать и другой тип террариума – без растений в вазонах, а с большим количеством аквариумных растений, плавающих в водоеме. По дну 30×30 см, по высоте 40 см. Вода в этом случае наливается до половины, устанавливаются большие камни-гроты и запускаются аквариумные растения. Таким образом, квакши будут также чувствовать себя комфортно и в воде и на суше.
Кормить животных лучше всего с пинцета, особенно если квакш у вас несколько. Вы не только сможете проконтролировать количество корма, которое получает каждый обитатель террариума, но и, при надобности, давать определенные дозы витаминов. Корм предварительно необходимо подкармливать витаминами для амфибий и потом уже «заправленный» давать квакшам. В рацион древесниц входят почти все беспозвоночные. В домашних условиях удобнее всего кормить их тараканами (но только не соседскими, если таковые имеются – могут быть травленными), мухами.
Основные направления эволюции
Способы достижения биологического прогресса
Дегенерация: исчезновение органа или системы органов, не нужных в новых условиях. Происходит при переходе к малоподвижному или паразитическому образу жизни.
Например: у аскариды хуже, чем у свободноживущих нематод, развиты нервная система и органы чувств.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Эволюция покрытосеменных растений по пути приспособления к опылению насекомыми – это пример
1) ароморфоза
2) дегенерации
3) идиоадаптации
4) биологического регресса
Выберите один, наиболее правильный вариант. Разнообразие какой систематической группы формировалось путем идиоадаптации
1) типа членистоногих
2) отряда грызунов
3) класса земноводных
4) царства животных
Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая систематическая группа животных формируется в результате крупных ароморфозов?
1) вид
2) класс
3) семейство
4) род
Выберите один, наиболее правильный вариант. Появление большого разнообразия видов насекомых на Земле – следствие развития их по пути
1) ароморфоза
2) дегенерации
3) биологического регресса
4) идиоадаптации
Выберите один, наиболее правильный вариант. Идиоадаптация приводит к возникновению новых систематических категорий
1) царств
2) типов
3) классов
4) родов
Выберите один, наиболее правильный вариант. Верны ли следующие суждения о направлениях эволюции? А) Упрощение в строении животных, связанное с паразитическим образом жизни, относят к биологическому регрессу. Б) Возникновение класса Насекомые, сопровождавшееся повышением общего уровня их организации, – пример ароморфоза
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Выберите один, наиболее правильный вариант. К появлению каких систематических групп приводят изменения в организации видов животных и растений путем идиоадаптаций
1) царств
2) семейств
3) типов
4) классов
ПРОГРЕСС ТЕКСТ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса в эволюции птиц. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Класс Птицы относят к подтипу Позвоночные. (2) Класс подразделяется на большое количество отрядов, семейств, родов и видов. (3) Для представителей этого класса характерны высокая численность и приспособленность к разным условиям обитания. (4) Наряду с этим имеются некоторые виды птиц, которые в результате деятельности человека находятся на грани вымирания. (5) Некоторые птицы одомашнены человеком в процессе искусственного отбора. (6) Птицы освоили для жизни все природные зоны.
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса у серой крысы (пасюка). Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) В настоящее время серые крысы встречаются на всех континентах мира, от них полностью свободны только полярные и приполярные области. (2) Между пальцами задних лап у крыс имеются плавательные перепонки, поэтому они хорошо плавают и ныряют. (3) Серые крысы живут около 1,5 лет, редкие особи могут прожить до трех лет. (4) Численность серых крыс на Земле очень велика, чуть ли не вдвое превышает численность людей. (5) Вид Серая крыса продолжает занимать новые территории, образует множество популяций. (6) Как у всех грызунов, у серой крысы спереди резцы покрыты твердой эмалью, а сзади эмалевого слоя нет, поэтому поверхность резцов стачивается неравномерно, и они всегда острые.
2. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно: 1) биологический прогресс, 2) биологический регресс. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) рыжий таракан
Б) мышь полевая
В) сизый голубь
Г) латимерия
Д) секвойя
3. Установите соответствие между видом организмов и направление эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: 1) биологический прогресс, 2) биологический регресс
А) одуванчик обыкновенный
Б) домовая мышь
В) латимерия
Г) лотос ореховидный
Д) утконос
Е) заяц-русак
4. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: 1) биологический прогресс, 2) биологический регресс. Напишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) розовый пеликан
Б) дождевой червь
В) домовая мышь
Г) комнатная муха
Д) уссурийский тигр
Е) гинкго двулопастный
5. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции,по которому в настоящее время происходит его развитие: 1) биологический регресс, 2) биологический прогресс. Запишите в ответе цифры в порядке, соответствующем буквам.
А) латимерия
Б) заяц-русак
В) серая крыса
Г) австралийская ехидна
Д) выхухоль
Е) дуб черешчатый
РЕГРЕСС ТЕКСТ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического регресса в эволюции амурского тигра. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Амурский тигр занесён в Красную книгу, поскольку его численность сокращается. (2) Он обитает в лесах Дальнего Востока, имеет небольшой раздробленный ареал. (3) Особи этого вида имеют красивую шерсть, из-за чего длительное время являлись объектом охоты. (4) Снижение численности привело к снижению рождаемости и повышению смертности амурского тигра. (5) Питается копытными животными и другими крупными травоядными. (6) Амурский тигр – родственный вид бенгальскому тигру.
3. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2) Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3) Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4) У земноводных сформировались приспособления к жизни в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5) Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6) У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.
4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов в эволюции животных. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Популяция является элементарной единицей эволюции. (2) В генофондах предковых групп закреплялись признаки, способствующие усложнению организации. (3) Изменение генофонда популяции может быть обусловлено конвергенцией. (4) Возникновение воздушного дыхания с помощью трахей или лёгочных мешков позволило членистоногим освоить сушу. (5) Разнообразие ротовых аппаратов позволяет насекомым питаться различной пищей, что ведёт к увеличению их численности. (6) Перестройки общего уровня организации, такие как теплокровность и живорождение, дали возможность животным освоить новые природные условия жизни.
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюция птиц сопровождалась крупными изменениями в строении, существенно повышающими их уровень организации. (2) Наличие оперения, четырехкамерное сердце и теплокровность позволили им расселиться повсеместно на Земле. (3) Многие птицы приспособились к разным условиям обитания. (4) У водоплавающих птиц выделяется секрет копчиковой железы, которые делает перо ненамокаемым и сохраняет тепло в теле. (5) Плавательная перепонка между пальцами и особая форма клюва помогают им плавать и добывать пищу в воде. (6) Хорошо развитые полушария переднего мозга и мозжечок обуславливают сложное поведение птиц, заботу о потомстве и координацию сложных движений.
6ф. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Риниофиты – первые растения, освоившие наземно-воздушную среду обитания. (2) Они занимали промежуточное положение между водорослями и наземными растениями. (3) У них сформировалась покровная ткань, обеспечившая им защиту от высыхания в наземно-воздушной среде. (4) Риниофиты размножались спорами. (5) Наряду с покровной тканью у них начали формироваться проводящие ткани, обеспечивающие передвижение в организме растения воды с растворёнными веществами. (6) Появившиеся механические ткани риниофитов составляли каркас (остов) растений.
Рассмотрите рисунок схемы А.Н. Северцова и определите (А) направление эволюции, (Б) путь, обозначенный на рисунке цифрой 1, (В) пример, характеризующий это направление и путь. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) идиоадаптация
2) ароморфоз
3) появление семян
4) общая дегенерация
5) биологический прогресс
6) биологический регресс
7) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
АРОМОРФОЗ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?
1) наличие двойного оплодотворения
2) образование корней у папоротниковидных
3) снижение испарения путем образования воскового налета на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) образование плодов с семенами у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) наличие млечных желез у млекопитающих
2) образование корнеплода у моркови
3) возникновение полового процесса у организмов
4) возникновение процесса фотосинтеза
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц
3. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) утрата конечностей у китов
2) усложнение головного мозга у млекопитающих
3) появление второго круга кровообращения у земноводных
4) предостерегающая окраска божьей коровки
5) развитие двустворчатой раковины у беззубки
6) появление у кольчатых червей брюшной нервной цепочки
4. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) самозатачивающиеся резцы у грызунов
2) листовидная форма тела у печеночного сосальщика
3) стрекательные клетки у гидры
4) членистые конечности насекомых
5) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся
6) узловая нервная система у кольчатых червей
5. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) появление хлорофилла в клетках
2) размножение пырея частями корневища
3) возникновение способности к фотосинтезу
4) появление многоклеточности у водорослей
5) удлинение главного корня у верблюжьей колючки
6) появление сочной мякоти в плодах земляники
7. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) листья-иголки у хвойных
2) млечные железы у млекопитающих
3) корнеплоды у свеклы
4) половое размножение
5) ткани у растений
6) стебель соломина у злаков
8. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1) появление рога у носорога
2) способность к эхолокации у летучих мышей
3) появление дыхательной системы
4) развитие трёхкамерного сердца у земноводных
5) формирование торпедообразного тела у акул
6) развитие зародыша внутри матки
2. Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) частные приспособления к условиям жизни
Б) возникновение классов животных
В) образование родов внутри семейств
Г) повышение уровня организации организмов
Д) возникновение отделов растений
2. Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация
А) четырёхкамерное сердце
Б) окраска оперения
В) теплокровность
Г) наличие перьевого покрова
Д) ласты у пингвинов
Е) длинный клюв у птиц болот
3. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции: 1) Ароморфоз, 2) Идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Роющие лапы крота
Б) Редукция пальцев на ногах копытных
В) Возникновение полового размножения
Г) Появление шерсти у млекопитающих
Д) Развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне
Е) Мимикрия у насекомых
4. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса в эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветок и плод у покрытосеменных растений
Б) наличие плавательных перепонок у водоплавающих птиц
В) четырехкамерное сердце у птиц
Г) колючки у кактуса
Д) обтекаемая форма тела кита
Е) двойное оплодотворение у цветковых растений
5. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса в эволюции: 1) идиоадаптация, 2) ароморфоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соотвествующем буквам.
А) обтекаемая форма тела рыб
Б) появление анального отверстия у человеческой аскариды
В) триплоидный эндосперм семени цветковых растений
Г) широкие роющие конечности медведки
Д) различные типы цветков покрытосеменных, приспособленные к опылению ветром, насекомыми
Е) длинный корень верблюжьей колючки
6ф. Установите соответствие между примером и путём эволюции органического мира, который он иллюстрирует: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) альвеолярные лёгкие у млекопитающих
Б) уменьшение количества пальцев у лошадей
В) мелкие цветки в соцветии одуванчика
Г) двойное оплодотворение у цветковых растений
Д) восковой налёт на хвоинках у голосеменных
Е) узкие длинные крылья у ласточек и стрижей
7ф. Установите соответствие между примером биологического прогресса и путём его достижения: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возникновение приспособлений у придонных рыб к среде обитания
Б) появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся
В) вскармливание потомства молоком у млекопитающих
Г) появление нервной сети у кишечнополостных
Д) формирование у вьюрков многообразных по форме клювов
Е) преобразование передних конечностей в ласты у китообразных
8ф. Установите соответствие между примерами и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: 1) ароморфозы, 2) идиоадаптации. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образование нектарников в цветках липы
Б) формирование длинных крыльев у стрижей
В) возникновение многоклеточности у животных
Г) цветение ветроопыляемых растений до распускания листьев
Д) возникновение цветка у покрытосеменных растений
Е) развитие разнообразных ротовых аппаратов у насекомых
9ф. Установите соответствие между примерами приспособленности организмов и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: 1) ароморфозы, 2) идиоадаптации. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лёгочное дыхание у земноводных
Б) наличие нектара в цветке
В) появление фотосинтеза
Г) формирование многоклеточности
Д) плоская форма тела придонных рыб
Е) покровительственная окраска насекомых
10. Установите соответствие между примерами приспособленности организмов и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: 1) ароморфозы, 2) идиоадаптации. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
1) цедильный аппарат у водоплавающих птиц
2) внутреннее оплодотворение рептилий
3) рычажные конечности у земноводных
4) копательные конечности у млекопитающих
5) сосущий ротовой аппарат у насекомых
11. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса в эволюции: 1) идиоадаптация, 2) ароморфоз. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие плотной кутикулы у человеческой аскариды
Б) расположение на головном конце тела присосок у бычьего цепня
В) развитие семян у голосеменных растений
Г) появление тканей и органов у наземных растений
Д) формирование альвеолярных легких у млекопитающих
Е) наличие цветка, плода у покрытосеменных растений
2. Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) появление цветка
Б) образование органов и тканей у растений
В) появление термофильных бактерий
Г) атрофия корней и листьев у повилики
Д) специализация некоторых растений к определенным опылителям
Е) утрата ленточными червями пищеварительной системы
3. Установите соответствие между примерами и путями эволюции: 1) общая дегенерация, 2) идиоадаптация, 3) ароморфоз. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветок у покрытосеменных растений
Б) колючки у кактуса
В) обтекаемая форма тела кита
Г) двойное оплодотворение цветковых растений
Д) отсутствие развитых органов чувств у червей-паразитов
Е) редукция глаз у крота
4. Установите соответствие между примерами и путями достижения биологического прогресса: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) перепонки между пальцами у водоплавающих птиц
Б) многоклеточность
В) фотосинтез
Г) ласты у дельфина
Д) длинная шея у жирафа
Е) редукция нервной системы и органов чувств у свиного цепня
5. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) редукция органов чувств у бычьего цепня
Б) наличие хвостового плавника у кита
В) замкнутая кровеносная система у кольчатых червей
Г) наличие альвеолярных лёгких у млекопитающих
Д) развитие луковиц у лилейных растений
Е) появление корней у папоротникообразных
6ф. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие присосок и крючков у свиного цепня
Б) большая плодовитость аскариды
В) утрата органов у рачка-саккулины
Г) отсутствие хлорофилла у растения Петров крест
Д) появление многоклеточных организмов
Е) редукция волосяного покрова у слонов
7ф. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) сочная мякоть в плодах рябины
Б) отсутствие головного отдела у беззубки
В) редукция пищеварительной системы у цепней
Г) трахейное дыхание у членистоногих
Д) наличие нектарников в ярких цветках
Е) два пальца на ногах у страуса
8ф. Установите соответствие между признаками организмов и путями эволюции: 1) ароморфоз, 2) идиоадаптация, 3) общая дегенерация. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие крылышек у плода клёна
Б) возникновение рычажных конечностей у хордовых
В) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков
Г) видоизменение листьев гороха в усики
Д) утрата хлорофилла у растения заразихи
Е) формирование крупных жилок у подорожника
ИДИОАДАПТАЦИЯ ПРИЗНАКИ
Выберите три варианта. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы?
1) общему подъёму организации
2) увеличению числа популяций и видов
3) широкому распространению
4) упрощению организации
5) возникновению частных приспособлений к условиям среды
6) понижению плодовитости
ИДИОАДАПТАЦИЯ ТЕКСТ
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Самый многочисленный надкласс современных хордовых животных – рыбы. (2) В процессе эволюции они приобрели множество частных приспособлений к жизни в гидросфере Земли. (3) У рыб глубоководных сообществ имеются биолюминесценция и приспособление к обитанию в условиях высокого давления. (4) Многие придонные рыбы, такие как скаты, камбылы и палтусы, имеют плоскую форму тела. (5) С появлением челюстей у их древних предков – бесчелюстных рыб существенно повысился уровень первых древних позвоночных. (6) Первые челюстные рыбы появились в конце ордовика и получили большое распространение в девоне, который назвали «эпохой рыб».
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Покрытосеменные наиболее распространённая группа растений. (2) У них появились генеративные органы – цветки и плоды. (3) Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений. (4) Цветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей. (5) Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник. (6) Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы ветром.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Прогрессивные признаки ведут к повышению уровня организации, позволяя растениям освоить новую среду обитания. (2) У водных обитателей в стеблях хорошо развита воздухоносная ткань. (3) Ветроопыляемые растения зацветают ранней весной, до появления листьев. (4) Выход растений на сушу сопровождался образованием покровных и механических тканей. (5) Наличие крылышек, зацепок, сочного яркого околоплодника обеспечило разные способы распространения семян. (6) Макроэволюция обусловила формирование отделов и классов растений.
4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) В процессе эволюции у позвоночных животных произошли крупные, принципиально новые изменения в строении организма, существенно повышающие общий уровень их организации. (2) Четырехкамерное сердце и теплокровность, хорошо развитые отделы головного мозга позволили млекопитающими и птицам расселиться повсеместно на земном шаре. (3) У водных животных сформировались видоизмененные в ласты конечности, кожное сало препятствует намоканию покровов тела в воде. (4) Альвеолярные легкие млекопитающих способствуют обогащению крови кислородом и вырабатыванию большого количества энергии, необходимой для активной жизни. (5) Иногда в процессе эволюции может появиться крайняя степень приспособленности организма к очень ограниченным условиям обитания – специализация. (6) Например, сумчатое животное коала питается только листьями нескольких видов эвкалипта.
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Среди плоских и круглых червей достаточно много паразитов. (2) У паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина. (3) У паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина. (4) Эти черви утратили пищеварительную систему. (5) На головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки. (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались.
6ф. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюционные изменения, приводящие к понижению уровня организации, могут быть связаны с переходом к паразитизму. (2) Повышение уровня организации часто связано с переходом в новую среду обитания. (3) В результате частных эволюционных изменений формируется приспособленность организмов к разным условиям среды. (4) Теплокровность, альвеолярные лёгкие и вскармливание детёнышей молоком характерны для млекопитающих. (5) У представителей этого класса сформировались различные формы черепа и зубные системы, видоизменились конечности. (6) Особенности строения передних конечностей летучих мышей, белок-летяг являются примерами приспособленности этих животных к полёту или планированию.
7ф. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Покрытосеменные растения – наиболее распространённая на Земле группа растений. (2) В процессе эволюции у них появились цветок и плод. (3) Также у них формируется развитая проводящая система. (4) У многих крестоцветных развиваются видоизменённые корни в виде корнеплодов, в которых запасаются питательные вещества. (5) У лилейных побеги видоизменились в луковицы и корневища, участвующие в вегетативном размножении. (6) У картофеля органом вегетативного размножения являются подземные побеги – клубни.
8. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадатаций у рыб. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) В процессе эволюции у рыб возникло множество приспособлений, позволивших им занять разнообразные экологические ниши. (2) Донные рыбы часто имеют уплощённую форму тела и окраску, незаметную на фоне грунта. (3) Рыбы коралловых рифов обычно ярко окрашены и сжаты с боков, чтобы легко маневрировать и быстро прятаться в расщелинах. (4) Появление подвижных челюстей позволило рыбам эффективнее охотится и разнообразнее питаться. (5) Наличие парных плавников обеспечило возможность активного передвижения в водной среде. (6) У некоторых рыб плавники приобрели другие функции: у бычковых превратились в присоску для прикрепления, у удильщиков видоизменились в «удочку» для приманивания жертв.
9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у земноводных. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Появление лёгких у земноводных в процессе эволюции дало им возможность выйти на сушу. (2) Также при выходе земноводных на сушу важную роль сыграли пятипалые конечности рычажного типа. (3) У квакш, ведущих древесный образ жизни, на кончиках пальцев находятся присоски, с помощью которых квакши могут прилипать к любым поверхностям. (4) С помощью эластичных перепонок на пальцах некоторые виды квакш могут планировать на расстояние до двух метров. (5) Благодаря направлению глаз вперёд квакши совершают безошибочные прыжки до добычи или соседней ветки. (6) Кровеносная система квакш, как и всех земноводных, содержит трёхкамерное сердце и два круга кровообращения.
10. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций членистоногих. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) У членистоногих развиты нервная система, органы чувств и появились качественно новые органы зрения – сложные фасеточные глаза. (2) В нервной системе у членистоногих произошло укрупнение нервных узлов. (3) Членистоногие хорошо приспособлены к условиям окружающей среды, питаются различной пищей в зависимости от строения ротовых аппаратов и органов пищеварительной системы. (4) Членистоногие имеют сегментированные конечности. (5) Передние ходильные конечности у десятиногих раков имеют клешни. (6) Плавательные конечности жука плавунца имеют форму, схожую с веслом.
2. Установите соответствие между особенностями организмов и путями эволюции: 1) идиоадаптация, 2) общая дегенерация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) исчезновение головы у двустворчатых моллюсков
Б) отсутствие шерсти у китообразных
В) утрата хорды при переходе асцидии во взрослую стадию
Г) превращение корней повилики в присоски
Д) наличие зубчатых пластин у пиявок для прорезания кожи
Е) ежегодное сбрасывание рогов у оленей
3. Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: 1) идиоадаптация, 2) общая дегенерация. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) редукция аппендикса у человека
Б) редукция органов зрения у крота
В) исчезновение хлорофилла у повилики
Г) редукция нервной системы у асцидии
Д) отсутствие головы у двустворчатых моллюсков
Е) редукция пищеварительной системы у бычьего цепня
ДЕГЕНЕРАЦИЯ ПРИЗНАКИ
Выберите три варианта. Укажите признаки общей дегенерации у животных
1) общий подъем организации
2) снижение интенсивности жизнедеятельности
3) понижение уровня организации
4) исчезновение органов пищеварения при паразитизме
5) приспособления частного характера
6) упрощение нервной системы в связи с сидячим образом жизни
ДЕГЕНЕРАЦИЯ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит
1) редукция органов чувств у ленточных червей
2) редукция задних конечностей у кита
3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
4) отсутствие конечностей у змеи
5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
6) потеря страусом способности к полету
2. Выберите три варианта. Примером общей дегенерации служит
1) утрата органов пищеварения у ленточных червей
2) редукция хорды у асцидии в связи с сидячим образом жизни
3) отсутствие задних конечностей у кита
4) короткий волосяной покров у крота
5) редукция органов чувств у бычьего цепня
6) отсутствие зубов у усатых китов
ДЕГЕНЕРАЦИЯ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2) Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, утратив ряд органов и систем органов. (3) Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4) У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5) У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6) Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.
1. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) биологический прогресс
2) наличие перепончатых конечностей у водоплавающих птиц
3) наличие теплокровности у хордовых животных
4) ароморфоз
5) дивергенция
6) биологический регресс
2. Проанализируйте таблицу «Главные пути эволюции». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) автотрофное питание
2) ароморфоз
3) биологический прогресс
4) биологический регресс
5) паразитические черви
6) половое размножение
7) повышается
8) не изменяется
3. Проанализируйте таблицу «Пути эволюции». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) переход к сидячему образу жизни
2) общая дегенерация
3) биологический регресс
4) крупные изменения в строении, повышение уровня организации
5) отсутствие конечностей у змеи
6) специализации к условиям обитания
7) появление оболочек у зародыша пресмыкающихся
8) утрата корней у некоторых растений-паразитов
4. Проанализируйте таблицу «Направления эволюционного процесса». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) упрощение организации
2) уменьшение численности
3) вымирание видов
4) численность особей не изменяется
5) уменьшение числа видов, подвидов, популяций или их вымирание
6) повышение уровня организации
7) образование новых классов, типов, отделов
8) увеличение численности
5. Проанализируйте таблицу «Пути достижения биологического прогресса». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) мелкие изменения, направленные на усиление конкуренции между видами
2) крупные морфофизиологические изменения, повышающие общий уровень организации
3) изменение характеристик популяции для увеличения ареала обитания
4) идиоадаптация
5) биологический регресс
6) редукция глаз и ушных раковин у крота
7) редукция пищеварительной системы у паразитических червей
8) развитие присосок и крючьев у паразитических червей
6. Проанализируйте таблицу «Пути эволюции». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий термин из предложенного списка.
1) конвергенция
2) формирование яйца с яйцевыми оболочками
3) появление пятипалой конечности
4) расхождение признаков внутри класса
5) биологический прогресс
6) ароморфоз
7) упрощение строения организмов
8) разнообразие ротовых аппаратов у насекомых
Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются в эволюционной теории. Запишите номера этих двух.
1) идиоадаптация
2) дивергенция
3) дигетерозигота
4) ароморфоз
5) гибридизация
Установите соответствие между признаком животного и путем эволюции: 1) морфофизиологический прогресс, 2) морфофизиологический регресс. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) трахейное дыхание
Б) трехкамерное сердце у земноводных
В) редукция хвоста и хорды у взрослой асцидии
Г) редукция конечностей у морских желудей
Д) редукция органов зрения и равновесия у ленточных червей
Е) теплокровность у птиц