для чего нужны синонимы 2 класс родной русский язык
Презентация по родному языку на тему » Для чего нужны синонимы?» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мое настроение сейчас
Девиз: не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!
Тема урока «Для чего нужны синонимы?» Путешествие в страну «Как устроен наш язык».
Хочу УЗНАТЬ … Будем УЧИТЬСЯ … МОГУ работать…
Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос, называются синонимами. Например: дети – ребята – детвора – малыши
Подумай! Задуть, потушить, выключить, погасить задуть погасить выключить потушить КАК БУДУТ НАЗЫВАТЬСЯ ЭТИ СЛОВА?
УЧЕБНИК СТР. 80 ПРАВИЛО
Значения слов-синонимов не всегда совпадают. Часто синонимы различаются оттенками значений.
Понаблюдай за употреблением синонимов в речи. Приятелей много – а друга нет.
физминутка для глаз
СОЕДИНИ ПАРАМИ СИНОНИМЫ ГОЛКИПЕР ЗРЕЛИЩЕ ОТЕЛЬ ВРАТАРЬ ШОУ ГОСТИНИЦА
ЧЕЛО ПЕРСТ ДЛАНЬ ОЧИ ЛАНИТА УСТА Замените современными словами
уважай своего товарища; умей каждого выслушать; не согласен – предлагай. Устав групповой работы:
Задание 1группе : из данного списка составь парами слова близкие по значению: темнота, отметка, дом, черта, здание, весна, оценка, сумерки. Какие слова «лишние»? Почему?
Проверь себя! 1 группа. Что слова обозначают? Какой частью речи являются? Темнота-сумерки, отметка – оценка, дом – здание. Лишние слова: весна, черта.
Задание 2 группе: из данного списка составь парами слова близкие по значению : скорый, аккуратный, трудолю-бивый, ласковый, работящий, быстрый, опрятный, медленный. Какие слова «лишние»? Почему?
Проверь себя! 2 группа. Что слова обозначают? Какой частью речи являются? Скорый – быстрый, аккуратный – опрятный, трудолюбивый – работящий. Лишние слова: ласковый, медленный.
Проверь себя! 3 группа. Что слова обозначают? Какой частью речи являются? Сказать – говорить, спешить – торопиться, прыгать – скакать. Лишние слова: Читать, мыть.
ВЫБОР СИНОНИМОВ ЧАСТО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СИТУАЦИЕЙ ОБЩЕНИЯ. УЧЕБНИК СТР. 82 ПРАВИЛО
Что нового вы узнали на уроке? Узнали, что сегодня пятница. Узнали, что нужно много писать на уроке, чтобы быть умным. Узнали, что такое синонимы.
Для чего изучают синонимы, какую роль они играют в речи? Чтобы дети много знали. Чтобы было не скучно. Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.
Что такое синонимы? Это слова, близкие по значению и одинаковые по звучанию. Это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. Это слова, близкие по значению и имеющие общую часть – корень
Подбери приятеля к слову. РАДОСТНЫЙ Веселый Добрый Прекрасный Злой Хороший Плохой Тоскливый Грустный
Подбери приятеля к слову. ИНТЕРЕСНЫЙ Увлекательный Злой Испуганный Вредный Занимательный
Подбери приятеля к слову. ГРУСТНЫЙ Печальный Интересный Унылый Веселый Тоскливый
Мое настроение сейчас
На уроке мне было все понятно У меня возникли некоторые вопросы, но я постеснялся их задать Я многое не понял
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация создана к уроку Родной язык во 2 кл. по теме «Для чего нужны синонимы?».
Задачи урока:
2. Развивать умение находить слова – синонимы среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, обогащать словарный запас учащихся;
3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться. Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Номер материала: ДБ-893375
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского родного языка «Для чего нужны синонимы?» 2 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока русского родного языка. 2 класс
Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»
Цель: обогащать активный и пассивный словарный запас; проводить синонимические замены с учетом особенностей текста; развивать речь, память, внимание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.
II . Актуализация опорных знаний.
Запись под диктовку: Пришла зима. В лесу стало скучно и холодно.
— Какое слово употреблено в переносном значении? (Пришла)
III . Самоопределение к деятельности.
— Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась)
— У слов наступила, настала, началась, пришла близкие значения.
— Ребята, кто из вас догадался, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? (Ответы детей)
— Кто сможет определить тему? (Ответы детей)
— Как в русском языке называют слова, у которых близкие лексические значения?
— Что такое синонимы? Кто не сможет ответить на вопрос можно прочитать на с. 80 определение.
— Откройте учебник на с. 80, прочитайте тему урока. (Для чего нужны синонимы?)
Упр.1 (с.80) Работа в парах.
— Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь за помощью к толковому словарю.
— Вспомните, как называются такие слова.
— Объясните, для чего их используют в речи.
— В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)
VI . Закрепление изученного материала.
— Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку?
— Как автор это показал? (Он использовал в стихотворении четыре синонима с общим лексическим значением «ощущать холод» )
— Помогло ли это создать образ осинки?
— Всегда ли синонимы могут заменять друг друга? (Нет.)
— Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.
УПР.3 (с. 81) повышенной трудности.
— Определите, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.
Упр. 4. (с. 81-82) Работа в группе.
— Подберите синонимы к выделенным словам. Запишите по образцу. Составьте несколько предложений с записанными словосочетаниями.
Определите, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках.
В каком столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подберите к ним синонимы из второго столбика.
VIII . Подведение итогов урока.
— Какие слова называют синонимами?
— Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы?
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 24. Что такое синонимы?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.
Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 9 – 11.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.
Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.
Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.
Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.
А вот как будет звучать текст, если в каждом его предложении повторяется слово «ребята».
Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.
Чтобы устранить навязчивые повторения, нужно подобрать синонимы к слову «ребята». Сделать это легко с помощью словаря синонимов, который помогает подобрать слова близкие по значению, даёт толкование слов-синонимов, рассказывает об их особенностях.
Открываем словарь на букву «р». Находим слово ребята. Рядом группа синонимов: дети, малыши, ребятня, детишки, детвора. Выбираем несколько синонимов и помещаем их в текст, заменив слово «ребята». Вот что у нас получилось:
Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.
Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.
Например, фразеологизму об усердном труде «работать засучив рукава» соответствуют: «работать не покладая рук» и «работать в поте лица».
Фразеологизмы, обозначающие хитрость звучат так: «Обвести вокруг пальца», «водить за нос».
Фразеологизмы-синонимы о безделье – это «бить баклуши», «сидеть сложа руки», «считать ворон».
Подведём итоги урока.
Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.
Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.
Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.
Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.
Конспект урока по русскому языку, 2 класс, что такое синонимы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Что такое синонимы?
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас обучающихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Он пойдет ребятам впрок
Будем грамотно писать
На вопросы отвечать!
Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.
2. Каллиграфическая минутка :
— Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме
в тетрадях прописано слово для показа дорога
— Напишите красиво по образцу.
— Прошу вас оформить запись начала урока.(число, классная работа)
3. Словарная работа.
Карандаш, ягода, рисунок, прощай, береза, яблоко, …..ОСИНА.
Я вам предлагаю рассмотреть дерево и прочитать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?
— Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.
— Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание, подчеркнем букву О.
Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? ( лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой ).
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны. )
— Молодцы, запишите это предложение в тетрадь и подчеркните основу. (опрос учащегося)
— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)
— Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
— А кто знает, как называются эти слова?
Дети предлагают разные варианты.
— Ребята, а почему все называют разные ответы?
Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.
— Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Дети: со словами с близким значением.
— Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
Узнаем, что такое синонимы.
Будем их сравнивать, подбирать.
Будем учиться использовать их в речи.
Давайте больше узнаем о синонимах.
В этом нам поможет учебник (правило)
— Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
— Какие два момента вы должны уяснить?
Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу
Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
Зябнет на солнышке,
Стынет на солнышке,
— Запишите это стихотворение в тетрадь. Подчеркните слова, близкие по значению. Что они обозначают?
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая —
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)
9. Закрепление изученного.
— Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.
Игра «Объясни словечко»
— Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)
Найдите словарь синонимов на стр. 141
С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка
3.Работа в группах по карточкам
Игра «Составь пары слов»
— А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
1. Отметь галочкой синоним к слову красный
2. Отметь галочкой синоним к слову бежать
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
11. Домашнее задание:
— Вы сегодня все хорошо поработали! Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами?
Красный билетик – вам все удавалось на уроке!
Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.
Голубой – если у вас не все получилось.
Какой была тема нашего урока? Что такое синонимы?
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-735753
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока родного русского языка вуо 2 классе Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок родного русского языка 2 класс
Учитель: Шкунова Вера Владимировна
МБОУ СОШ №6 г. Саяногоска
Высшая квалификационная категория
Тема: Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?
Цель: содействие развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса; развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы».
Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Формировать представление о богатстве родного языка.
Личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Познавательные УУД : систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.
Знать : значение и роль синонимов и антонимов в речи.
Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи; выбирать т точно использовать антонимы.
Личностные : умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение, формирование позитивно-ценностного отношения к родному русскому языку.
Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке.
Тип урока : закрепление знаний