для чего нужны синусы и косинусы в жизни
Для чего нужны синусы и косинусы в жизни
Тригонометрия
Тригонометрия в жизни
ТРИГОНОМЕТРИЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Часто с синусами и косинусами приходится сталкиваться геодезистам. Они имеют специальные инструменты для точного измерения углов. При помощи синусов и косинусов углы можно превратить в длины или координаты точек на земной поверхности.
Зачатки тригонометрии можно найти в математических рукописях Древнего Египта, Вавилона и Древнего Китая. 56-я задача из папируса Ринда (II тысячелетие до н. э.) предлагает найти наклон пирамиды, высота которой равна 250 локтей, а длина стороны основания — 360 локтей.
Несколько десятилетий спустя Клавдий Птоломей в своих трудах «География», «Аналемма» и «Планисферий» даёт подробное изложение тригонометрических приложений к картографии, астрономии и механике. Среди прочего, описана стереографическая проекция, исследованы несколько практических задач, например: определить высоту и азимут небесного светила по его склонению и часовому углу. С точки зрения тригонометрии, это значит, что надо найти сторону сферического треугольника по другим двум сторонам и противолежащему углу.
· точного определения времени суток;
· вычисления будущего расположения небесных светил, моментов их восхода и заката, затмений Солнца и Луны ;
· нахождения географических координат текущего места;
· вычисления расстояния между городами с известными географическими координатами.
Гномон— древнейший астрономический инструмент, вертикальный предмет (стела, колонна, шест),
Так, под котангенсом понималась длина тени от вертикального гномонавысотой 12 (иногда 7) единиц; первоначально эти понятия использовались для расчёта солнечных часов. Тангенсом называлась тень от горизонтального гномона. Косекансом и секансом назывались гипотенузы соответствующих прямоугольных треугольников (отрезки AO на рисунке слева)
Широко используется тригонометрия в строительстве, а особенно в архитектуре. Большинство композиционных решений и построений
Пропорциональное соотношение в построении статуи было идеально. Однако при поднятии статуи на высокий пьедестал, она смотрелась уродливой. Скульптором не было учтено, что в перспективе к горизонту уменьшаются многие детали и при взгляде снизу вверх уже не создается впечатления ее идеальности. Велось
Модель боритмов можно построить с помощью тригонометрических функций. Для построения модели биоритмов необходимо ввести дату рождения человека, дату отсчета (день, месяц, год) и длительность прогноза (кол-во дней).
Формула сердца. В результате исследования, проведенного студентом иранского университета Шираз Вахидом-Резой Аббаси, медики впервые получили возможность упорядочить информацию, относящуюся к электрической активности сердца или, другими словами, электрокардиографии. Формула представляет собой комплексное алгебраически-тригонометрическое равенство, состоящее из 8 выражений, 32 коэффициентов и 33 основных параметров, включая несколько дополнительных для расчетов в случаях аритмии. Как утверждают медики, эта формула в значительной степени облегчает процесс описания основных параметров деятельности сердца, ускоряя, тем самым, постановку диагноза и начало собственно лечения.
Также тригонометрия помогает нашему мозгу определять расстояния до объектов.
Американские ученые утверждают, что мозг оценивает расстояние до объектов, измеряя угол между плоскостью земли и плоскостью зрения. Строго говоря, идея «измерения углов» не является новой. Еще художники Древнего Китая рисовали удаленные объекты выше в поле зрения, несколько пренебрегая законами перспективы. Сформулировал теорию определения расстояния по оценке углов арабский ученый XI века Альхазен. После долгого забвения в середине прошлого столетия идею реанимировал психолог Джеймс
Движение рыб в воде происходит по закону синуса или косинуса, если зафиксировать точку на хвосте, а потом рассмотреть траекторию движения. При плавании тело рыбы принимает форму
d B и измерим длину с отрезка АВ. Затем измерим, например
с помощью астролябии, углы A и B . Эти данные, т.е. c , a и b
позволяют решить треугольник АВС и найти искомое
Затем с помощью теоремы синусов находим d .
Efrosinyushka
Page Summary
пригодятся ли синусы и косинусы в жизни или зачем учить математику в школе
« previous entry | next entry »
Mar. 14th, 2016 | 05:31 pm
Когда я еще в школе училась, я вот прямо тоже негодовала, нафига эти синусы, косинусы, логарифмы, теорема пифагора и т.п. Они же мне в жизни никогда не пригодятся. И, к сожалению, даже взрослые родственники и знакомые меня полностью поддерживали, в духе: «Да чушь полная, конечно, но мы тоже учили всю эту лабуду, вот и ты учись, человеком станешь».
В связи с этим такой вопрос: вот человек ходит в спортзал и жмет там штангу, ну или бегает на беговой дорожке, или марафон/полумарафон, если он простой офисный работник, или продавец, или менеджер, живет в городе, ездит на машине/автобусе, оно ему вообще где пригодится, бежать эти 20 км? В случае ядерной войны или когда нефть закончится на планете? Что чаще в реальной жизни простого горожанина востребовано, отжать от груди 100-150 кг или посчитать длину гипотенузы?
Подсказываю ответ: и то и другое в реальной жизни обычного человека и горожанина может пригодиться крайне редко. Но и то, и другое тренирует, тело или мозг. Спортивные тренировки делают наше тело сильнее и здоровее. Обучение математике, особенно в возрасте, когда человек еще растет и формируется, развивает умение мыслить логически, строить причинно-следственные связи, абстрактное мышление. Только почему-то в случае спортзала люди осознают пользу, а в случае занятия математикой нет.
А дальше меня так и подначивает написать плохое о так называемых гуманитариях (так называют иногда людей, у которых по математике двойки-тройки в школе были), но сегодня начался Пост, и я смирю гордыню выпускницы физ-мата и скажу, что люди всякие нужны, люди всякие важны. Но все-таки пусть ваши дети учат математику и вы им объясните, пожалуйста, что это развивает их мозг, и также необходимо, как и физические нагрузки.
Link | Leave a comment
Comments(no subject)
from:
avla
date: Mar. 15th, 2016 02:32 am (UTC)
Link
date: Mar. 15th, 2016 02:32 am (UTC)
Link
При этом, что особенно противно, не объясняется, для чего всё это нужно, какое может найти применение.
Вот например когда человек бежит 20 км, ему можно объяснить: «ну а вдруг война, придётся бежать».
А вот когда человек в школе решает эти «упростить выражение» то ему не объясняют для чего это.
Reply | Thread
(no subject)
from:
efrosinyushka
date: Mar. 15th, 2016 10:14 pm (UTC)
Link
спасибо за комментарий! попробую ответить
>Почему бы тогда не «тренировать мозг» на каких-нибудь кубик-рубиках или «судоку»? или кроссвордах?
не думаю, что судоку развивает мозг также как математика, судоку очень однообразен, как только вы поняли принцип, дальше щелкаете как орешки и вряд ли уже что-то развивается. Кубик-рубик туда же. Кроссворд развивает память и эрудицию, к развитию логического мышления имеет мало отношения. Тут скорее можно было бы упомянуть шахматы как альтернативу, но вот парадокс, те, кто хороши в игре в шахматы как правило хороши и в математике, и наоборот.
Конкретно ваш пример с упрощениями синусов и косинусов развивает абстрактное мышление. Оперирование абстрактными объектами, в данном случае. При этом вы не занимаетесь весь школьный курс математики одним и тем же (упрощением выражений), задания ведь самые разные: доказательства теорем, упрощение выражений, решение задач, и т.п. То есть намного разнообразнее, чем судоку, кубик-рубик и даже шахматы, вместе взятые.
>Вот например когда человек бежит 20 км, ему можно объяснить: «ну а вдруг война, придётся бежать».
А вот когда человек в школе решает эти «упростить выражение» то ему не объясняют для чего это.
Edited at 2016-03-15 10:20 pm (UTC)
Reply | Parent | Thread
(no subject)
from:
avla
date: Mar. 17th, 2016 02:21 pm (UTC)
Link
У нас получается такой примерно диалог:
— Для чего нужны синусы-косинусы?
— Для того чтоб развивать мозг и абстрактное мышление.
Но я именно такой подход считаю глупым и порочным.
Математика существует не для того чтоб развивать мозг и абстрактное мышление. У математики есть практическое применение, от неё есть практическая польза, синусы и косинусы и логарифмы придуманы не для того чтоб было чем занять школьников, и не для того чтобы «развивать мозг», а для того чтоб решать практические задачи.
А в школе из математики, полезной, практической и прикладной науки,
сделали какое-то «судоку», сделали что-то чтоб занять молодняк. Чтоб по улицам не шлялись. Скрипеть мозгами, не понимая зачем это.
Edited at 2016-03-17 02:23 pm (UTC)
Reply | Parent | Thread
(no subject)
from:
efrosinyushka
date: Mar. 18th, 2016 12:04 am (UTC)
Link
>А в школе из математики, полезной, практической и прикладной науки, сделали какое-то «судоку»
Еще раз повторю, судоку по сложности и разнообразию задач даже рядом не валялось с полным курсом школьной математики. А если вы все 10 лет учили только как упрощать выражения с синусами и косинусами, то мне негодование ваше понятно. Я думаю, вам стоит пожаловаться на вашу школу в министерство образования. Ведь стандартная школьная программа по математике включает множество других тем и задач. В том числе и прикладных. Например, как поделить яблоки между Мишей и Машей, или какова была скорость транспортного средства, если мы знаем время движения и пройденное расстрояние, задачи на проценты, пропорцию, и многое другое.
>Математика существует не для того чтоб развивать мозг и абстрактное мышление.
Разумеется математика СУЩЕСТВУЕТ не для того, чтобы развивать мозг и абстрактное мышление. Может вы процитируете, где я писала обратное? Кстати, умение бегать у человека развилось в процессе эволюции и СУЩЕСТВУЕТ тоже не для того, чтобы на беговой дорожке наяривать в спортзале. И тем не менее некоторые наяривают же, и получают хорошую физическую форму как результат. Так вот, попробую еще раз объяснить свою мысль: математикой НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ в школе, даже если вероятность практического применения математики в вашей жизни, или некоторых ее тем, вы ставите под сомнение, поскольку КРОМЕ практического применения, которое очевидно, математика тренирует умственные способности. Вы, к сожалению, своим комментарием проиллюстрировали непонимание этого факта, то есть то, о чем я и писала в начальном посте: люди понимают пользу приседаний для тренировки тела, но не понимают пользу решения математических задач для тренировки ума (то есть видят только прикладную составляющую пользы занятий математикой).
Edited at 2016-03-18 12:32 am (UTC)
Reply | Parent | Thread
(no subject)
from:
mansikka01
date: Mar. 17th, 2016 10:34 am (UTC)
Link
Reply | Thread
(no subject)
from:
efrosinyushka
date: Mar. 18th, 2016 12:12 am (UTC)
Link
Reply | Parent | Thread
(no subject)
from:
lenamarkova
date: Nov. 27th, 2016 01:29 am (UTC)
Link
Reply | Thread
(no subject)
from:
efrosinyushka
date: Nov. 27th, 2016 01:48 pm (UTC)
Link
Reply | Parent | Thread
(no subject)
from:
alzveltmakarova
date: Jun. 2nd, 2018 06:57 pm (UTC)
Link
Edited at 2018-06-02 07:02 pm (UTC)
Чем поможет знание геометрии в будущем
Содержание статьи
Геометрия в жизни
Без знания геометрии невозможно построить дом или отремонтировать квартиру. Например, при установке стропил на крышу понадобится формула расчета высоты треугольника, особенно, если крыша несимметричная. Без этого нельзя будет рассчитать длину перекладин, а также узнать количество кровельного материала. Чтобы посчитать количество блоков или кирпичей для стены, плиток для ремонта ванной комнаты, досок для пола — необходимы знания формул площади поверхности, а для объемных покрытий, например, утеплителей — формул объема.
Для разработки системы вентиляции, обогрева, канализации или водоснабжения в доме или квартире потребуется расчет внутреннего объема труб, а это невозможно сделать без формулы площади круга. Конечно, можно доверить это профессионалам — но без знания геометрии будет невозможно даже разобраться в чертежах и проверить качество работы.
Вообще, чертежи встречаются даже далекому от них человеку на протяжении всей жизни. Это чертеж дома или план ремонта, чертежи деталей на заводе, знать которые нужно не только конструктору и технологу, но и токарю, сварщику, контролеру, менеджерам отделов закупок и продаж. С чертежами непременно столкнется автолюбитель, который захочет провести ремонт своей машины.
Зачем нужны синусы и косинусы
Незаменима тригонометрия при работе с земельным участком, например, при строительстве дома или разметке грядок. Разметить ровные параллельные линии, создать аккуратный симметричный дизайн цветника можно только с помощью геометрических формул. При измерении дальних расстояний не обязательно тянуть рулетку — можно просто измерить угол от ближайшего столба или стены и, зная формулу тангенсов или синусов, вычислить расстояние. Обычно этим занимаются геодезисты.
Косинусы и синусы нужны также электротехникам, например, с их помощью можно рассчитать, на сколько изменится сила тока через определенное время. Без них невозможно начертить разделить круг на равные сектора — это умение может пригодится в самых разных областях жизни, от рисования и дизайна до раскраивания ткани или строительных материалов.
Вообще, тригонометрические функции нужны в основном инженерам и ученым. Именно с их помощью были созданы все современные достижения техники — планшеты и смартфоны, компьютеры и «умная» бытовая техника. В обычной же жизни они требуются редко, в основном для того, чтобы помочь подросшим детям готовить домашние задания.
Тем не менее, изучение тригонометрии необычайно полезно для мозга — поиск нужных формул, трансформация одних элементов в другие заставляет извилины напрягаться, и мозг будет более подвижным всю жизнь. После тригонометрических задач попытка в магазине другой страны перевести рубли в доллары и затем в местную валюту, вычесть процентную скидку (и все это без калькулятора, поскольку зарядка телефона села) и одновременно сравнить с ценами в трех предыдущих магазинах окажется детской игрой.
Научно-исследовательская работа на тему: «тригонометрия в нашей жизни»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
III -я региональная научно-практическая конференция
для старшеклассников школ Челябинской области
Тригонометрия в нашей жизни
Автор: Суворова Анастасия, 10 класса
МОУ Кременкульской СОШ
Грязнова Татьяна Александровна,
МОУ Кременкульской СОШ
с. Долгодеревенское, 2019
Данная тема является одной из самых актуальных. Она находит широкое применение в разных разделах математики, и других областях науки, а также тесно связана с деятельностью человека. Имеет теоретическую и практическую значимость.
Объект исследования: Тригонометрия.
Предмет исследования: Графики тригонометрической функции
Узнать о способах применения графиков тригонометрических функции в жизни человека.
Составить историческую справку о графиках тригонометрических функций.
Описать применение графиков тригонометрических функций в окружающем нас мире и различных отраслях.
Вывести свой биоритм жизни.
Изготовить демонстрационную модель движения графика синуса.
Графики тригонометрических функций широко применяются человеком, начиная с древности, и заканчивая настоящим временем.
Многие задаются вопросами: зачем нужна тригонометрия? Как она используется в нашем мире? С чем может быть связана тригонометрия? И вот ответы на эти вопросы.
Тригонометрия или тригонометрические функции используются в астрономии (особенно для расчётов положения небесных объектов), когда требуется сферическая тригонометрия, в акустике, в оптике, в анализе финансовых рынков, в статистике, в биологии, в медицинской визуализации, например, компьютерной томографии и ультразвук, в химии (Приложение 1, рис.1), в сейсмологии (Приложение 1, рис.2), в метеорологии, в океанографии (Приложение 1, рис.3), в архитектуре (Приложение 1, рис.4), в экономике, в компьютерной графике, в кристаллографии (Приложение 1, рис.5) и многих других областях.
Часто с синусами и косинусами приходится сталкиваться геодезистам. Они имеют специальные инструменты для точного измерения углов. При помощи синусов и косинусов углы можно превратить в длины или координаты точек на земной поверхности.
Дальнейшее развитие тригонометрии связано с именем астронома Аристарха Самосского (III век до н. э.). В его трактате «О величинах и расстояниях Солнца и Луны» ставилась задача об определении расстояний до небесных тел; эта задача требовала вычисления отношения сторон прямоугольного треугольника при известном значении одного из углов. Аристарх рассматривал прямоугольный треугольник, образованный Солнцем, Луной и Землёй во время квадратуры (Приложение 2, рис. 2). Ему требовалось вычислить величину гипотенузы (расстояние от Земли до Солнца) через катет (расстояние от Земли до Луны) при известном значении прилежащего угла (87°), что эквивалентно вычислению значения sin угла 3. По оценке Аристарха, эта величина лежит в промежутке от 1/20 до 1/18, то есть расстояние до Солнца в 20 раз больше, чем до Луны; на самом деле Солнце почти в 400 раз дальше, чем Луна, ошибка возникла из-за неточности в измерении угла.
Несколько десятилетий спустя Клавдий Птоломей в своих трудах «География», «Аналемма» и «Планисферий» даёт подробное изложение тригонометрических приложений к картографии, астрономии и механике. Среди прочего, описана стереографическая проекция, исследованы несколько практических задач, например: определить высоту и азимут небесного светила по его склонению и часовому углу. С точки зрения тригонометрии, это значит, что надо найти сторону сферического треугольника по другим двум сторонам и противолежащему углу.
В общем, можно сказать, что тригонометрия использовалась для:
· точного определения времени суток; (Приложение 2, рис. 3)
· вычисления будущего расположения небесных светил, моментов их восхода и заката, затмений Солнца и Луны;
· нахождения географических координат текущего места;
· вычисления расстояния между городами с известными географическими координатами.
Гномон— древнейший астрономический инструмент, вертикальный предмет (стела, колонна, шест), позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень)
определить угловую высоту солнца. Так, под котангенсом понималась длина тени от вертикального гномонавысотой 12 (иногда 7) единиц; первоначально эти понятия использовались для расчёта солнечных часов. Тангенсом называлась тень от горизонтального гномона. Косекансом и секансом назывались гипотенузы соответствующих прямоугольных треугольников (отрезки AO на рисунке слева)
Тригонометри́ческие фу́нкции (Приложение 2, рис. 5) — элементарные функции, которые исторически возникли при рассмотрении прямоугольных треугольников и выражали зависимости длин сторон этих треугольников от острых углов при гипотенузе (или, что равнозначно, зависимость хорд и высот от центрального угла (дуги) в круге). Эти функции нашли широчайшее применение в самых разных областях науки. Впоследствии определение тригонометрических функций было расширено, их аргументом теперь может быть произвольное вещественное или даже комплексное число. Наука, изучающая свойства тригонометрических функций, называется тригонометрией.
Синус и косинус относятся к прямым тригонометрическим функциям.
Линия синуса у индийских математиков первоначально называлась «арха-джива» («полутетива», то есть половина хорды данной дуги, поскольку дуга с хордой напоминает лук с тетивой). Затем слово «арха» было отброшено и линию синуса стали называть просто «джива». Арабские математики, переводя индийские книги с санскрита, не перевели слово «джива» арабским словом «ватар», обозначающим тетиву и хорду, а транскрибировали его арабскими буквами и стали называть линию синуса «джиба» ( جيب ). Так как в арабском языке краткие гласные не обозначаются, а долгое «и» в слове «джиба» обозначается так же, как полугласная «й», арабы стали произносить название линии синуса как «джайб», что буквально обозначает «впадина», «пазуха». При переводе арабских сочинений на латынь европейские переводчики перевели слово «джайб» латинским словом sinus — «синус», имеющим то же значение (следует отметить, что именно в этом значении оно применяется как анатомический термин синус). Термин «косинус» (лат. Cosinus) — это сокращение от лат. Complementi sinus — дополнительный синус.
Первый график синусоиды (Приложение 2, рис. 6) появился в книге Альбрехта Дюрера (Приложение 2, рис. 4) «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (нем. Underweysung der Messung mit dem Zirkel und Richtscheyt, 1525 год). В 1630-х годах, Жиль Роберваль (Приложение 2, рис. 7), в ходе своих исследований циклоиды, независимо вычертил синусоиду, он же опубликовал формулу тангенса двойного угла. Джон Валлис (Приложение 2, рис. 8) в своей «Механике» (1670), опередив своё время, правильно указал знаки синуса во всех квадрантах и указал, что у синусоиды бесконечно много «оборотов». График тангенса для первого квадранта впервые начертил Джеймс Грегори (1668) (Приложение 2, рис. 9).
В настоящее время график синуса можно встретить в следующих моментах нашей жизни.
Широко используется тригонометрия в строительстве, а особенно в архитектуре. Большинство композиционных решений и построений
рисунков проходило именно с помощью геометрии. Но теоретические данные мало что значат. Хочу привести пример на построение одной скульптуры французского мастера Золотого века искусства.
Пропорциональное соотношение в построении статуи было идеально. Однако при поднятии статуи на высокий пьедестал, она смотрелась уродливой.
Скульптором не было учтено, что в перспективе к горизонту уменьшаются многие детали и при взгляде снизу вверх уже не создается впечатления ее идеальности. Велось множество расчетов, чтобы фигура с большой высоты смотрелась пропорционально. В основном они были основаны на методе визирования, то есть приблизительного измерения, на глаз. Однако коэффициент разности тех или иных пропорций позволили сделать фигуру приближенной к идеалу. Таким образом, зная примерное расстояние от статуи до точки зрения, а именно от верха статуи до глаз человека и высоту статуи, можно рассчитать синус угла падения взгляда с помощью таблицы (то же самое мы можем сделать и с нижней точкой зрения), тем самым найдем точку зрения
Ситуация меняется, так как статую поднимают на высоту, поэтому расстояние от верхушки статуи до глаз человека увеличивается, следовательно и синус угла падения увеличивается. Сравнив изменения расстояния от верхушки статуи до земли в первом и во втором случаи, можно найти коэффициент пропорциональности. Впоследствии мы получим чертеж, а потом скульптуру, при поднятии которой зрительно фигура будет приближена к идеалу.
Медицина и биология.
Модель биоритмов (Приложение 2, рис.11), которые в свою очередь подразумевают цикличность процессов в живом организме можно построить с помощью тригонометрических функций. Для построения модели биоритмов необходимо ввести дату рождения человека, дату отсчета (день, месяц, год) и длительность прогноза (кол-во дней).
Формула сердца. В результате исследования, проведенного студентом иранского университета Шираз Вахидом-Резой Аббаси, медики впервые получили возможность упорядочить информацию, относящуюся к электрической активности сердца или, другими словами, электрокардиографии.
Формула представляет собой комплексное алгебраически-тригонометрическое равенство, состоящее из 8 выражений, 32 коэффициентов и 33 основных параметров, включая несколько дополнительных для расчетов в случаях аритмии. Как утверждают медики, эта формула в значительной степени облегчает процесс описания основных параметров, деятельности сердца, ускоряя, тем самым, постановку диагноза и начало собственно лечения.
Также тригонометрия помогает нашему мозгу определять расстояния до объектов.
Американские ученые утверждают, что мозг оценивает расстояние до объектов, измеряя угол между плоскостью земли и плоскостью зрения. Строго говоря, идея «измерения углов» не является новой. Еще художники Древнего Китая рисовали удаленные объекты выше в поле зрения, несколько пренебрегая законами перспективы. Сформулировал теорию определения расстояния по оценке углов арабский ученый XI века Альхазен. После долгого забвения в середине прошлого столетия идею реанимировал психолог Джеймс Гибсон (James Gibson), строивший свои выводы на основе опыта работы с пилотами военной авиации. Однако после того о теории вновь позабыли.
Движение рыб в воде и полёт птиц (Приложение 2, рис. 10) происходит по закону синуса или косинуса, если зафиксировать точку на хвосте, а потом рассмотреть траекторию движения. При плавании тело рыбы принимает форму кривой, которая напоминает график функции y=tgx.