для чего нужны творческие задания
Статья «Система творческих заданий»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Система творческих заданий как средство развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Дамдинова Ц.Б, учитель начальных классов,
ГО «Посёлок Агинское», МОУ «АСОШ №4»
Наше время — время перемен. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо вносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое» [11].
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
· открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
· соответствие условия выбранным методам творчества;
· возможность разных способов решения;
· учет актуального уровня развития;
· учет возрастных особенностей учащихся.
При отборе содержания для системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:
1. то, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
2. творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
· сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
· сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
· формы представления противоречий (явные, скрытые).
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
III уровень — предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, отдельные типовые приемы фантазирования.
II уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов таких как: метод маленьких человечков, методы преодоления психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход, законы развития систем.
I уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов таких как: адаптированный алгоритм решения изобретательских задач, приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени, типовые приемы разрешения противоречия. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы — внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее — является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.
Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор — личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.
Эффективно на сегодняшний день мною используются в педагогической деятельности следующие методы и приемы ТРИЗ:
· системный оператор, системный лифт;
· типовые приемы фантазирования;
· дихотомия (сужение поля поиска);
· методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине);
· метод фокальных объектов;
· моделирование процессов и явлений природе и технике методом маленьких человечков;
Таким образом, каждый вид деятельности (познание, преобразование, создание, использование в новом качестве) является условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
Творческие задания формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над разными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
Использование системы творческих заданий для развития творчества младшего школьника имеет важное значение, так как способствует не только развитию творческих способностей ребенка, но и развитию его личности. Опираясь на требования к использованию творческих заданий, психолого-педагогические условия организации данной работы учитель может достичь значительных результатов в развитии общего интеллектуально-творческого потенциала каждого ученика.
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
2. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.
4. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994
5. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.
6. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.
7. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. –М.-2000 г.-с.757.
11. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.
Виды интересных творческих работ и заданий на уроках и в качестве домашних заданий
Каждый ребенок от природы творец. Однако способность и стремление самовыражаться могут погаснуть со временем. Нужно предлагать школьнику различные творческие работы, охватывающие, в том числе, сферу его интересов, чтобы сохранить желание к творчеству на всю жизнь.
Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому.
Виды творческих заданий
Рисование
Самый распространенный вид детского творчества. В зависимости от учебного предмета и возраста ученика можно предложить нарисовать иллюстрацию к литературному произведению, к собственному сочинению, сделать карточки с иностранными словами и картинками для младших школьников, изобразить в ассоциативном рисунке процесс фотосинтеза или реакцию нейтрализации.
Можно сделать эту работу групповой.
Аппликация, лепка, различные виды ручного творчества: квиллинг, бумагопластика, оригами и прочее
Суть работы та же, только эти виды творчества обычно требуют более качественного владения техникой и хорошего пространственного мышления.
Создание книги
Это настоящий творческий проект (индивидуальный или групповой). Можно выполнять в разной технике. Это может быть рукописная книга с собственноручными иллюстрациями; можно оформить книгу аппликацией; можно сделать книгу на компьютере и распечатать на принтере.
Содержание любое: памятка «Реакции бензола», книжка по биологии «Кенгуру: что это за зверь?», сборник «Фразеологизмы со словом «Рука», иллюстрированный словарь по английскому языку на тему «Хобби», задачник по математике и т.д..
Научные проекты по предметам или интегрированные
Могут быть исследовательские или практико-ориентированные, но в любом случае речь идет о научном творчестве. Обычно используется групповая форма работы, но возможны и индивидуальные проекты.
Примеры исследовательских проектов:
Примеры практико-ориентированных проектов:
Сочинение-характеристика
Эта типичная для уроков литературы форма может с успехом применяться и на других предметах. Ведь речь идет о форме последовательного изложения сведений о чем-либо:
Сочинение-сравнение
И снова перед нами форма, которую можно использовать на любом школьном предмете: необязательно сравнивать Онегина и Печорина, можно сравнить ромб и квадрат, Меркурий и Венеру, Францию и Испанию, Русско-японскую и Первую мировую войны.
Сочинение проблемного характера
Чрезвычайно полезная форма словесного и научного творчества. Примеры тем сочинения:
Эссе в формате ЕГЭ
Это, конечно, работа по русскому языку и притом очень специфическая. Старшеклассники могут выполнять ее в полном объеме, а младшим ребятам можно ее упростить. В начальной школе предложить текст с уже сформулированной проблемой и предложить высказать свое обоснованное мнение по ней. В средней школе ребята должны уже учиться определять авторскую позицию, а также подбирать аргументы.
Буриме и другие стихотворные произведения
Буриме — это сочинение стихотворения по заданным рифмам; можно придумывать также вторые строки к первым и т.д.
Составление кроссвордов, шарад, ребусов, анаграмм
«Перевертыши»
Игра, при которой все слова названия меняются на противоположные или просто другие. Например, «Зеленый башмачок» — «Красная шапочка», «правило буравчика» — «исключение пробки» и т.п. Можно предложить детям и отгадывать, и придумывать такие перевертыши.
Составление задачника или сборника упражнений
По любому предмету можно предложить составить тест, опросник, задачник и тому подобный сборник для одноклассников или младших ребят. Можно усложнить задание, предложив придумать смешные задачи в стиле «Задачника» Г. Остера или такие, в которых все слова начинаются на одну и ту же букву.
«Угадай, кто это»
Творческая игра, которую можно проводить постоянно или от случая к случаю и в разных вариантах.
Суть ее сводится к тому, что ученик загадывает человека (литературного героя, ученого, исторического деятеля) или явление (отрасль промышленности, химический элемент, страну), а другие отгадывают. Варианты:
«Шесть шляп»
Учащихся можно разделить на группы и предложить «приобрести» одну из шляп. Дальнейшее зависит от цвета шляпы.
Этот прием заимствован у американских педагогов. Название произошло от первых букв слов:
Суть приёма заключается в том, что школьник создает высказывание от имени выбранного персонажа. Причём исполнитель роли должен учитывать и все обстоятельства, в которых оказывается персонаж. Роль и обстоятельства предлагаются учителем, можно по жребию.
Мы представили лишь немногие из возможных творческих заданий, которые можно использовать на уроках, охватить же их все невозможно, ведь новые появляются буквально каждый день. А какие творческие задания используете вы? Поделитесь в комментариях к статье.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Использование творческих заданий на занятиях
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Использование творческих заданий на занятиях.docx
Использование творческих заданий на занятиях
Панов Е.И., преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК»
Согласно данным опроса работодатели предъявляют ряд требований к выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений, одним из таких требований является «творческий потенциал и любознательность, умение действовать в нестандартных ситуациях».
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, заключается лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «. комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов».
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».
Можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
— открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
— соответствие условия выбранным методам творчества;
— возможность разных способов решения;
— учет актуального уровня развития;
— учет возрастных особенностей учащихся.
Определить показатели развития творческих способностей:
— владение большим объемом информации;
— самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;
— установление причинно-следственных связей;
— обнаружение скрытых зависимостей и связей;
— умение делать выводы;
— интегрировать и синтезировать информацию;
— по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи.
Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания – обязательная работа может их подтолкнуть к этому.
Виды творческих заданий
3. Научные проекты по предметам или интегрированные
Могут быть исследовательские или практико-ориентированные, но в любом случае речь идет о научном творчестве. Обычно используется групповая форма работы, но возможны и индивидуальные проекты.
Примеры исследовательских проектов:
«Самая грязная поверхность в кабинете биологии».
«Особенности поведения кошки, отданной на передержку в чужую семью».
«Самые популярные имена в нашей школе».
«Употребление ошибочных форм рода существительных учениками 5-6 классов».
«Применение методов, основанных на инерции, в технике и строительстве».
Примеры практико-ориентированных проектов:
«Памятка Успевайки: правила тайм-менеджмента для ребят».
«Словарь молодежного сленга нашего села».
«Проект автомата для посыпания льда реагентом».
«Разработка интерактивного теста для компьютерной диагностики знаний по теме «Водород».
«Разработка смеси для кормления птиц зимой с учетом видов, встречающихся в районе нашей школы».
6. Сочинение проблемного характера
7. Буриме и другие стихотворные произведения
8. Составление кроссвордов, шарад, ребусов, анаграмм «Перевертыши»
9. Составление задачника или сборника упражнений
Учащихся можно разделить на группы и предложить «приобрести» одну из шляп. Дальнейшее зависит от цвета шляпы.
Белая шляпа требует конкретных безэмоциональных суждений.
Желтая шляпа – приятные, положительные суждения.
Черная – напротив, негативные: проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без обоснования.
Зеленая – цитаты, эффектные, даже парадоксальные высказывания.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
БЕЛАЯ В начале XIX века в русской литературе появилось новое направление – романтизм
ЖЕЛТАЯ Он привлек внимание читателей к «жизни души» человека.
ЧЁРНАЯ В том числе выпустил на волю подсознание с его тёмной составляющей.
КРАСНАЯ «Романтизм – это душа» (В.А. Жуковский).
ЗЕЛЕНАЯ Как развивалась бы русская литература, если бы на смену романтизму не пришел так быстро реализм?
СИНЯЯ Иногда опасно заглядывать слишком глубоко даже в собственную душу и будить спящих там чудовищ, но полезно знать, что в твоей душе что-то есть.
Этот прием заимствован у американских педагогов. Название произошло от первых букв слов:
A – audience ( аудитория ).
Суть приёма заключается в том, что школьник создает высказывание от имени выбранного персонажа. Причём исполнитель роли должен учитывать и все обстоятельства, в которых оказывается персонаж. Роль и обстоятельства предлагаются учителем, можно по жребию.
Аудитория: Читатели журнала «Женская доля».
Формат: Проблемная статья.
Тема: Самоубийство Катерины Кабановой.
На своих занятиях я часто использую творческие задания с целью формирования у студентов ключевых компетенций.
Преимущества творческих заданий:
— повышают мотивацию к учению;
— реализуют творческий потенциал обучающихся;
— формируют умения нестандартно мыслить, действовать в различных ситуациях, выполнять задания в сотрудничестве с однокурсниками;
— непредсказуемые результаты (студенты не всегда умеют контролировать свои эмоции и соблюдать принятые общественные нормы);
— формальный подход некоторых обучающихся к выполнению заданий.
В качестве примеров творческих заданий приведу следующие:
1. Занятие по химии. 1 курс. Тема «Агрегатные состояния вещества»
Необходимо в течение 15 минут придумать рассказ, историю в картинках, стихотворение, схему или что-то еще на ваш выбор на тему «История жизни…» например, капельки воды, снежинки, молекулы кислорода и так далее. Героя свой истории вы можете выбрать самостоятельно, главное, чтобы он соответствовал характеристикам того агрегатного состояния вещества, которое указано в карточке-задании (газообразное, жидкое, твердое).
Варианты выполнения задания студентами:
Студенты группы 1ЭС1.17
Вода – источник жизни,
Источник светлых дней.
В стремительный ручей.
Напиться хочет каждый,
История маленькой капельки
В давние времена на Земле почти не было воды. Без воды не могли существовать организмы. И как-то раз природа решила, что ей нужна вода, поэтому она решила создать капельку.
И вот на Земле пошел дождь. В этот момент родилось много капелек. Капельки решили, что по-отдельности они не выживут, поэтому одна капелька предложила остальным собраться в единое озеро.
Но озеро находилось на одном месте, а вода нужна на всей планете, тогда из озера стали вытекать реки, которые разлились по всем уголкам Земли.
Студенты групп 1П.17, 1ТЭС.17, 1ЭС2.17
Утром капелька воды
Вдруг упала на цветы,
В жаркий полдень засверкала,
В одночасье паром стала.
Вечером ее сестрица –
От озноба замерзала,
До утра ледышкой стала.
А их дальняя кузина
Проживала в магазине,
В морозильной камере
На заморской камбале.
2. Занятие по естествознанию. 1 курс. Тема «Химический состав продуктов питания»
У вас на столах лежат листы формата АЗ и фломастеры. Вам необходимо разработать режим рационального питания на каждый день, который бы устраивал и Вас как личностей, имеющих определенные привычки, и Ваш организм с точки зрения биологических потребностей. Время на выполнение задания 15 минут. По итогам работы каждая группа озвучит результаты.
Варианты выполнения задания студентами:
Свистунова Алина Сергеевна, студентка группы 1П.13
Нам на завтрак мама кашу вкусную сварила,
И я помню, она тихо что-то говорила,
Что полезна и вкусна каша для богатыря!
Мы поели, подкрепились, взяли сумки и ушли,
В школе бегали, бесились, а потом домой пришли.
А на всю квартиру веет запах щи,
Значит на обед у нас овощи.
Сразу после супа ну конечно плов,
Там и рис, и мясо, перчик и морковь.
Сделали уроки, и пошли гулять,
Мы пришли домой, и захотелось спать.
Но мама снова что-то говорит:
«Не ложись голодным – животик заболит!»
Тут она выносит мясо и лапшу,
«Подкрепитесь, дети, я вас попрошу».
После ужина мы дружно убежали спать,
Рацион теперь мы будем соблюдать.
Студенты группы 1П.13
3. Занятие по ОБЖ. 1 курс. Тема «Здоровье и здоровый образ жизни»
Презентация на тему «Я и мое здоровье»: не менее 7 и не более 15 слайдов, могут быть включены стихи, истории из жизни, фотографии, а также любые материалы, касающиеся вашего здоровья и вашего отношения к своему здоровью.
4. Занятие по химии. 1 курс. Тема «Металлы»
В качестве домашнего задания предлагаю Вам подготовить презентацию по теме «Применение металлов и сплавов…» (в промышленности, в быту и хозяйственной деятельности человека, в медицине, в науке и технике, в сфере обороны государства).
5. Занятие по проектной деятельности. 1 курс
Вам представлен набор букв. Необходимо составить текст приглашения, содержащий рекламу вашего проекта для участников проектных групп. Составлять текст приглашения вы будете следующим образом, каждая буква это начало слова в сообщении, таким образом, в завершение работы у вас должно получиться послание, содержащее слова, начинающиеся с каждой буквы набора.
НАБОР №3 ВЖИГРАППМБВТЛ
Вариант выполнения задания студентами:
Студенты группы 1ТЭС.15
Встречайте, жизненно интересный, грамотно реализуемый, амбиционный проект – «Партия молодых бизнесменов». Вступают только лучшие.
Почти все задания подбираются в соответствии с определенными критериями. Задания должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей; заданиям должно быть найдено (по возможности) применение.
Развитие творческих способностей обучающихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к обучающимся, мы формируем у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.
Творческая деятельность обучающихся не ограничивается лишь приобретением нового, совершенствованием уже полученного раннее на уроке. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел обучающихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний, как на уроке, так и вне урока. А различные творческие задания только помогают в этом.
Список использованных источников
Зимин Н.И. Образование через всю жизнь / Н.И. Зимин // Социальная работа. – 2011. – №6. – С.26-27.
Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. – М., 2006. – 275 с.
Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 2011. – 156 с.
Новлянская З.Н. Учение и творчество / З.Н. Новлянская. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. – 112 с.