для чего нужны ярмарки
Как и зачем устраивались ярмарки
Содержание статьи
История появления ярмарок
Становление и развитие ярмарок имеет многовековую историю. Изначально ярмарки способствовали основанию новых поселений и городов, так как располагались на пересечении крупных торговых путей и дорог. Часть средств, вырученная с продаж, шла на строительство городских сооружений и развитие инфраструктуры города.
Развитие ярмарочной деятельности помимо образования городов способствовало появлению рынков и базаров – важных экономических составляющих успешной торговли. А также способствовало появлению ремесленных школ, т.к. мастер, получивший народное признание на ярмарке, имел право набирать и обучать учеников.
Основным периодом в развитие ярмарок является XII-XIII в. В это время ярмарочная торговля получила массовое распространение в странах Европы, Азии и Ближнего Востока. Изначально они приурочивались к религиозным праздникам, но уже в средние века ярмарки вышли на новый уровень и стали олицетворять собой важнейшее событие в жизни города. В период проведения ярмарки в город съезжались купцы, ремесленники, торговцы, гастролирующие артисты, гадалки, музыканты и т.д. Огромное количество приезжих людей способствовало экономическому и туристическому развитию города, а также на продолжительное время делало его местом народных гуляний и развлечений.
История ярмарок в России
Первые ярмарки на Руси появились в начале XI века и именовались «торжками». Проходили они, как правило, на пересечении крупных торговых путей, приурочивались к одному виду товара и длились всего несколько дней. К середине XIII века на местные «торжки» стали приезжать иностранные купцы, что способствовало развитию ярмарочной деятельности. Уже к концу XVII века ярмарки стали проводится по всей стране.
Самыми известными ярмарками Российской империи были:
Масштабные ярмарки продолжались около двух месяцев, за это время можно было купить все что угодно, начиная от продуктов питания и заканчивая единичными заграничными товарами. Особенно славилась Нижегородская ярмарка, с начала XIX века она стала главной ярмаркой страны. Помимо русских торговцев сюда приезжали персы, армяне, китайцы, европейцы и многие другие иностранные купцы. В то время даже ходила поговорка: «Москва – сердце, Санкт-Петербург – голова, а Нижний Новгород – карман Российской империи».
Во время проведения Нижегородской ярмарки количество проживающих людей в городе возрастало с 20000 человек до 200000! Безопасность горожанам, торговцам и отдыхающим обеспечивала полиция и охрана, которая прибывала из соседних городов.
Как участвовать в ярмарке
Содержание статьи
Зачем нужны ярмарки
Ярмарка является одним из инструментов интегрированных коммуникаций, объединяющих маркетинговую, рекламную и pr-деятельность. Работа на ярмарке позволяет продавцу быстро установить доверительные отношения с покупателями. Непосредственный контакт с товаром даёт посетителю возможность посмотреть его в действии и получить все необходимые разъяснения, если возникнут вопросы.
Во время проведения ярмарки продавец получает дополнительные ресурсы для продвижения своего товара: семинары, розыгрыши в конкурсах, распространение информации о предоставленных товарах и услугах.
Основными целями для участия в ярмарке могут послужить:
•Продвижение товаров и услуг организации;
•Заключение выгодных контрактов;
•Укрепление делового имиджа;
•Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг и организации в целом.
Как стать участником ярмарки
В первую очередь, надо принять решение, зачем нужно это участие. Для этого следует определить цель.
Далее ярмарка выбирается по принципу сходства тематики с областью, в которой работает организация, а также присутствия на ней тех или иных видов целевых аудиторий.
После определения формата ярмарки, в интернете производится поиск мероприятий, которые должны пройти в скором времени. На сайте должна быть дана подробная инструкция, как зарегистрироваться в качестве участника ярмарки: какие формы для этого нужно заполнить и какие документы предъявить.
При успешной регистрации можно переходить к подготовительному этапу. С учётом масштабов ярмарки и количества планируемых посетителей нужно определить количество товара для реализации. Параллельно проводится выбор и подготовка персонала. Это могут быть как сотрудники организации-участника, так и временно нанятые люди. Будущие продавцы-консультанты должны обладать хорошей коммуникабельностью, быстро обучаться и чётко запоминать нужную информацию.
С другой стороны следует уделить внимание информационной части: разработать и провести рекламную кампанию, подготовить печатные материалы, включающие пресс-релизы, каталоги, информационные и прайс-листы.
Информация о ярмарке распространяется согласно её целям и выбранной целевой аудитории, присутствие которой стоит ожидать. Обычно такая рекламная кампания включает в себя рассылку персональных приглашений, прямую почтовую рассылку и рекламные объявления.
Русская ярмарка
Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. Они получили широкое распространение в середине 18-19 века, ежегодно на территории России проводилось до 3000 мероприятий данного вида. Ярмарки могли быть лесными, хмелевыми, конными, степными.
Ярмарки на Руси
В те времена в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки стали для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть в конце концов от изнурительной земледельческой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».
Крупнейшими ярмарками на Руси считались:
Народная ярмарка
(Современная ярмарка в Москве, Красная площадь)
На таких ярмарках каждый продавал что хотел, товаром могли быть как бублики и сахарные кренделя, так и домашняя скотина, птица, предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Также здесь предлагали свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду. По рынку с целью зазывания покупателей ходили и смешили людей различными шутками-прибаутками, рекламного характера, шуты и скоморохи.
Ярмарочный театр
Помимо различного рода торгов на ярмарках обычно проводились различные театрализованные, музыкальные мероприятия увеселительного характера, устраивались балаганы, вертепы, спектакли и сценки с участием живых медведей, устраивались конкурсы и различные забавы.
Одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений была пальчиковая кукла Петрушка. Она имела вид веселого и разбитного балагура и весельчака, с не очень симпатичной внешностью (у него имелся горб, большой нос, резкие черты лица, писклявый резкий голос), зато с очень задорным и озорным характером, отменным чувством юмора, которое иногда переходило всякие границы, поэтому очень даже часто сей персонаж попадал в различные неловкие ситуации и был не единожды бит за свой весьма длинный язычок.
Петрушка никогда не унывает, весло задирает свой длинный и горбатый нос и продолжает балагурить и смешить народ то своим сватаньем, то устройством на работу и другими забавными приключениями.
Народные гулянья
Любая ярмарка была для обычных людей настоящим праздником, который помогал отвлечься от тяжелых рабочих будней, позволял отдохнуть и душой, и телом. Там всегда царила атмосфера праздника и веселья, играла музыка, выступали актеры, звучали народные песни и детский смех. Туда ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одежды, смотрели красочные интересные представления, веселились от души, принимали участие в различных конкурсах и игрищах, катались на каруселях и качелях, покупали различные товары, сладости и гостинцы.
Одним из самых древних увеселительных занятий на ярмарке издавна было вождение хороводов. В них участвовало большое количество народа, забава сопровождалась веселой музыкой, пением, участием скоморохов и лицедеев. Неторопливое вождение хороводов могло быть разорвано удалой русской пляской, в которой танцоры соревновались друг с другом в выделывании различных замысловатых фигур и коленцев.
Нередко на ярмарках проводились и различные силовые состязания, как например кулачные бои, особенно популярные на Масленицу, участвовали в них обычно физически развитые мужчины любого возраста вне зависимости от положения в обществе. Бой мог проводиться один на один, стенка на стенку или в виде «сцеплялки-совалки» (напоминала вид оригинального русского единоборства, в котором борьба проходила с помощью бросков и захватов). Для мужчин эта забава была одной из любимых, ведь она позволяла проявить свою силу, ловкость и мужество, «выпустить лишний пар» или даже «выбить из головы дурь», скопившуюся там, на протяжении повседневной рутины.
Зачем нужны бесплатные ярмарки для сельхозпроизводителей? Разъясняет Владимир Плотников
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому «региональным властям рекомендовано оказать содействие работе розничных рынков и ярмарок в многолюдных местах». При этом места с наиболее высокой проходимостью «нужно выделить для тех, кто продаёт продукты со своего огорода или из фермерского хозяйства».
«Региональные власти в течение двух месяцев должны принять соответствующие нормативные акты, а также проинформировать граждан о новых возможностях розничной торговли», — говорится в сообщении пресс-службы Правительства.
Реализация своей продукции — один из насущных вопросов для фермеров. Сейчас торговые сети работают с малыми сельхозпроизводителями неохотно, а на выручку фермерам могут как раз прийти ярмарки, рассказал в беседе с ER.RU координатор проекта «Единой России» «Российское село», первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников.
«Безусловно, ярмарка — это один из самых удобных вариантов. Крестьянин везет свою продукцию в ближайший город, райцентр, где всегда есть спрос на овощи и фрукты, молочные продукты, яйца, мясо, рыбу и так далее, и продает ее по рыночной цене непосредственно покупателям. Выгода обоюдная. Горожане получают «с колес» свежие, натуральные продукты. И цена значительно ниже, чем в сетевых магазинах», — подчеркнул Владимир Плотников.
Минпромторг и ФАС подготовили рекомендации органам местного самоуправления. Согласно им, места для размещения торговых объектов следует предоставлять фермерам без конкурсов и аукционов на льготных условиях или бесплатно.
«Недопустимо перекладывать расходы на плечи людей. Ярмарки призваны помочь стабилизации цен на самое необходимое. Более того, должно быть больше таких мест, куда можно приехать и продать свою продукцию», — считает координатор партпроекта.
Владимир Плотников напомнил, что ранее Президент России Владимир Путин поручил также проработать возможность продажи сельхозтоваров на принадлежащих фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам земельных участках.
«Сейчас идет активная работа над законопроектом, который готовится к внесению в Государственную Думу. Разрешив продажу собственной продукции на своей земле, мы поддержим и фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств. Более того, это инициатива поможет развитию конкуренции. Свежая и качественная продукция по приемлемой цене всегда будет востребована», — резюмировал парламентарий.
Как на ярмарках продают книги, помощь людям и еду
Ярмарки кажутся чем-то красочным, душевным и веселым, но чтобы их организовать, нужно найти помещение, собрать участников, отправить уведомления государству и привлечь посетителей. А потом посчитать расходы-доходы и неприятно удивиться.
Ярмарка-фестиваль «Другие книги»
Рассказывает Анна Яковлева
Формат ярмарки. Мы — независимый книжный магазин «Перемен» — проводим ярмарку-фестиваль «Другие книги» раз в год в конце апреля в Новосибирске.
Ярмарка — лишь часть фестиваля, кроме нее организуем лекции, мастер-классы, встречи с авторами, издателями и переводчиками. Каждый год выбираем узкую тему, например визуальное чтение и комиксы или почему взрослые читают детские книги.
Доходы и расходы. Одна из самых крупных трат — аренда. В нашем магазине фестиваль не проводим, потому что там мало места — пятьдесят квадратов. Первые два года проводили в кинотеатре «Победа», потом перешли в лекторий-бар «Поток», арендуем две локации на полторы тысячи человек. Стоимость аренды не можем озвучить по условиям договора.
Затраты на организацию фестиваля в 2019 году примерно такие:
Расход
Сумма
Билеты для представителей издательств, авторов и лекторов
Проживание для представителей издательств, авторов и лекторов
Дизайн и хостинг сайта
Доставка книг из столиц и по городу
Вода, перекусы для волонтеров и разные мелочи
Материалы для мастер-классов: ножницы, клей, бумага
Типография: афиши, входные браслеты, рубрикаторы для оформления площадки
Вознаграждение участникам крауд-программы
Оплата детских мастер-классов
Это округленные суммы за прошлый год. В этом году фестиваль пройдет 25-26 апреля, и по затратам получается примерно так же, если не считать помощь партнеров.
В этом году запустили краудфандинг на площадке «Планета.ру», чтобы собрать деньги на фестиваль. Самым популярным лотом был билет на программу для иллюстраторов — продали на 139 000 рублей, после вычета комиссии платформы получилось 118 000 рублей.
С расходами иногда помогают спонсоры. Например, в этом году Яндекс-такси выдали нам купоны на проезд лекторов от аэропорта до гостиницы, и мы сэкономили на этом 20 000 рублей. Взамен мы вкладывали закладки с промокодами в книги: каждый, кто покупал книгу, получал скидку сто рублей на поездку в такси.
Мечтаем найти спонсора, чтобы продавать книги по ценам издательств и платить гонорары лекторам. Но пока не нашли, поэтому решили в 2020 году сделать часть фестиваля платной. Билеты на мастер-классы для иллюстраторов и педагогов будут стоит от трехсот до пятисот рублей за два дня, а в программе — до тридцати мастер-классов и лекций. При этом открытый лекторий, ярмарка, интерактивы и бар на первом этаже останутся бесплатными.
Продвижение. Обычно люди узнают о фестивале через сарафанное радио. Основная аудитория — те, кто приходят к нам в магазин, и их друзья.
Для продвижения мы работаем со школами и библиотеками — просим рассказывать о фестивале и размещать афиши.
Во второй год мы вложили много сил, чтобы попасть в СМИ, но в итоге пришло примерно столько же людей. Кажется, есть какой-то лимит тех, кому интересны книжные ярмарки.
Документы. Никаких разрешений мы не получаем, потому что проводим фестиваль на частной территории — арендуем лекторий-бар «Поток», а они сами разбираются с документами.
Один раз мы организовывали летний мини-фестиваль на улице, но я больше времени потратила на согласование точек с районным отделом торговли, чем на организацию самого фестиваля.
Участники. Из книжных магазинов участвуем только мы — это наш проект. На ярмарке продаем книги независимых издательств, например «Самокат», «Поляндрия», «Белая ворона». В среднем в ярмарке участвует двадцать издательств.
Все продажи книг проходят через кассу нашего магазина. Мы как бы выкупаем книги у издателей и перепродаем посетителям ярмарки. В этом году в день фестиваля у нас было пятьсот чеков, а в обычный день в магазине максимум двадцать. Но всё равно в итоге у нас минус 30 000 рублей.
Благотворительная ярмарка «Душевный Bazar»
Рассказывает Инга Моисеева
Формат ярмарки. Изначально прообразом нашей ярмарки были рождественские европейские базарчики, но за десять лет из ярмарки мы выросли в фестиваль. Сейчас ярмарка — лишь одна из частей фестиваля.
Ярмарка — это такой агрегатор некоммерческих организаций, благотворительных фондов и социальных предпринимателей, которые через сувениры общаются с посетителями и рассказывают, как можно поучаствовать в благотворительности. Например, мама больного ребенка вяжет шарфы и продает их на ярмарке, а деньги с продажи идут в фонд поддержки людей с таким заболеванием, как у ее ребенка.
Есть виды активности, не связанные с ярмаркой, например проехать на велокарте с завязанными глазами по звуковым маякам — так знакомят с проектом для незрячих людей; проехать полосу препятствий на кресле-коляске; научиться азам жестового языка.
Фонд «Старость в радость» в этом году приглашал людей подписывать новогодние открытки для бабушек и дедушек, живущих в домах престарелых. Так они показали, что направлений помощи много: внимание, репосты, общение — не всегда нужно переводить деньги.
Доходы и расходы. Мы как некоммерческая организация подаем проект на гранты, чтобы найти деньги на фестиваль. Еще привлекаем спонсоров. У нас есть проектный расчет, но выделить из него траты на ярмарку сложно. На организацию всего события тратим примерно 6,5—7 млн рублей.
Крупный расход — аренда площадки. Место должно быть таким, чтобы было легко добираться, а площадь — около 13 000 квадратных метров. Таких площадок мало, они стоят дорого, а бронировать нужно больше чем за год. Для нас владелец делает скидку, но мы не можем разглашать стоимость аренды.
У участников тоже есть расходы, они зависят от проектов и наличия партнеров, обычно это:
Участие бесплатное. Мы предоставляем место на площадке с учетом пожеланий: количество розеток, площадь, место у стены или островок.
Как организаторы мы не получаем прибыли, потому что такой цели нет. Мы организуем пространство и возможности для коммуникации и сбора пожертвований, результаты примерно такие:
Собрали всего
В рамках ярмарки
В этом году собрали меньше, чем в прошлом, но всё равно довольны — ожидали худшего результата. Вообще сбор денег — это не главная цель фестиваля, важнее коммуникация и просвещение. Еще иногда получается налаживать связи между бизнесом и некоммерческими организациями. Бизнес может помочь с проектами или разместить заказ на корпоративные сувениры.
Продвижение. О фестивале рассказываем в своих соцсетях, на сайте, сотрудничаем со СМИ, предлагаем новость в афишных группах вроде «Куда сходить в Москве». Почти все соглашаются публиковать наши объявления бесплатно.
Спонсоры и участники из бизнес-среды добавляют информацию о нас в свои рассылки, некоммерческие организации и фонды пишут у себя, что будут участвовать, и приглашают читателей.
Участники. У нас конкурсный отбор участников, мы его объявляем весной, за восемь месяцев до мероприятия. Есть документ на сорок страниц с условиями участия — кандидаты должны его прочитать и решить, подходят им эти условия или нет, а затем подать заявку.
Специально участников не привлекаем: мы проводим фестиваль уже десятый год, и они сами следят за нашими объявлениями на сайте и в соцсетях. В этом году мы получили 44 заявки и отобрали 24 участника. У одного участника может быть несколько проектов, в итоге вместе с партнерами и органами власти получилось 70 проектов.
Документы. В разных регионах список документов отличается. В Москве мы отправляем уведомления в МВД, префектуру, медицинские службы и МЧС. Часть вопросов берет на себя площадка. В ответ на уведомление нам приходит письмо: уведомление принято, возражений нет.
Площадку проверяет пожарный инспектор за день до мероприятия, а во время фестиваля дежурят медицинские работники. А вот полиция не нужна, если у площадки есть своя служба безопасности.
Участникам рекомендуем приносить документы о том, что они зарегистрированы и могут принимать пожертвования. Пожертвования собирают в ящик или любым электронным способом, касса на ярмарках для социальных предпринимателей необязательна.
Посетители. В этом году на фестиваль пришли 12 000 человек, мы считаем это хорошим результатом. Рекорд по посетителям был в прошлом году — 18 500 человек. Вход у нас свободный.
Примерно 90% посетителей — москвичи, но есть и те, кто приезжает из других городов. Обычно к нам приходят семьи: пары с детьми и без, взрослые дети с родителями. Если говорить о взрослых, это сотрудники крупных и средних компаний с доходом выше среднего, предприниматели и госслужащие.
Среди посетителей больше тех, кто ищет способ реализации себя в благотворительности, хочет помогать, а на фестиваль приходит, чтобы узнать всё на одной площадке.
Продуктовые ярмарки
Рассказывает Иван Потапов
Формат ярмарки. Я участвовал в трех продуктовых ярмарках в Москве с замороженными и сублимированными ягодами, фруктами, медом, шоколадом и вареньем. Ярмарки проходили в трех торговых центрах:
Во второй и третьей ярмарках я участвовал, чтобы проверить гипотезы: влияет ли расположение торгового центра и места на прибыль. После теста в трех местах я понял, что везде был минус или ноль — значит, формат ярмарок нам не подходит.
Доходы и расходы. Экономика одной ярмарки получилась такой:
До участия в ярмарках, я думал, что продать на 15 000 рублей легко. После, по своему опыту и опыту соседних участников, могу сказать, что продажи на 10 000 рублей — это уже хорошо. Почти все, с кем я познакомился на ярмарках, отрабатывали себе в убыток.
Документы. На всех ярмарках нас не просили показывать документы: ни сертификаты на продукцию, ни свидетельство о регистрации ИП. Мы были единственные с кассой и терминалом эквайринга, остальные участники продавали за наличные либо просили переводить на карту Сбербанка. Почему так, я не знаю.
Короче
Документы для ярмарок
для организатора — уведомление города, МВД, МЧС, медицинской службы;
для участников — зависит от организатора, но чаще всего никаких, касса тоже не нужна.
Ярмарки проводят, чтобы
привлечь внимание к социальным проблемам.
2000—5000 ₽
аренда места на продуктовой ярмарке в Москве на день