для чего овца в горах
Овцы в горах
Даже сегодня не так-то просто подступиться к высокогорной Тушетии — одному из районов Грузии. А добирался я туда с единственной целью сфотографировать овец местной тушинской породы и те нарядные изделия, которые здешние рукодельницы изготовляют из овечьей шерсти.
Чем же интересны эти овцы? Они были выведены в XIII веке, а может, и того раньше, поскольку Тушетия — не близкий горный край, и овцы, как полагают специалисты, не смешивались с другими породами. Тем и интересны. Они хорошо переносят высокогорье,
Стригут животных весной и осенью. Шерсть тушинских овец длинная — более 15 см, а потому хороша для изготовления ковровых изделий. Случается, что такой длины шерсть вырастает к осени даже у ягнят-первогодков, тогда они тоже попадают к стригалям. Обрастают быстро и зиму встречают в теплых шубах.
Породу использовали для улучшения некоторых других пород. Ее скрещивали с тонкорунными и грубошерстными овцами, чтобы у тех шерсть была подлиннее. Были сделаны попытки улучшить и тушинскую породу, но хорошего результата не достигли, и от этой затеи отказались.
В Закавказье, в горных районах Северного Кавказа «тушинок» держат в личных хозяйствах. На лето крестьяне отдают своих овец пастухам, и те все это время кочуют с ними по альпийским пастбищам. Сижу у горной реки. На противоположном берегу, на склоне горы, на фоне яркой зелени забегали точки. Это отара тушинских овец спускалась в загоны на дойку. Впереди шел мощный козел, рогатый, с густой бородой, за ним брели еще три таких же богатыря, а следом, кучей — овцы.
По бокам и сзади отары — верхом на лошадях пастухи. Они покрикивали на животных, негромко отдавали команды бежавшим рядом собакам, и те тотчас пускались догонять отбившийся от отары скот, заворачивали к стаду. Козел-вожак первым вошел в огороженный жердями небольшой загон, и отара хлынула вслед за ним. Часть животных заполнила его мгновенно. Казалось, что остальные не поместятся там, но овцы втискивались и втискивались туда. Когда последняя овца пробралась в загон, пастухи закрыли вход жердями. Там была теснотища, спины овец слились в сплошное белое покрывало, над которым поднимались их головы.
Загон этот сделан специально для дойки овец. Пастухи тщательно вымыли руки и с небольшими деревянными ведерками перелезли через жерди к отаре. Я с любопытством наблюдал: неужели втиснутся? Но пастухи стали раздвигать животных и расходиться по загону в разные стороны. Они ставили около овцы ведро, присаживались или наклонялись над ней и быстро доили, а потом передвигались к соседней. Примерно через два часа отара была подоена и отправилась на пастбища.
До сегодняшних дней в Тушетии из овечьего молока делаю сыр. Его производством занимаются только мужчины, которые все лето проводят с животными в горах. А технология такая же древняя, как сами овцы. Одно только новшество: раньше закваску делали сами пастухи из сычужного фермента молодых телят или ягнят, а сейчас ее получают с заводов.
Доят тушинских овец примерно 60—70 дней. За одно доение овца дает около стакана молока очень высокой жирности — более 7 %. За лактацию из молока одной «тушинки» приготовляют около 4 кг сыра. В конце июля доить овец заканчивают. Животных готовят к осенней стрижке, а после ее окончания, не торопясь, перегоняют на зимние «квартиры» и сдают хозяевам.
Горный баран
У горного барана имеются и другие названия, такие как архар, аргали, качкар, аркар. Это весьма грациозное животное, обитающее в дикой природе. Это животное представляет семейство полорогих. Встречается в высокогорных районах Центральной Азии. Горный баран – это самое крупное животное такого рода. Несмотря на то, что специалисты до сих пор спорят о том, сколько видов баранов существует на нашей Планете, при этом большинством из них выделено 7 видов. Термин «Горный баран» одни используют по отношению ко многим видам, а другие лишь по отношению к архару.
Горный баран: описание
Горный баран представляет парнокопытное млекопитающее семейства полорогих. На монгольском слово «архар» означает «дикие овцы». В переводе с латинского слово «ammon» означает имя бога Амона. По этому поводу существует миф, в котором сказано, что небожители Олимпа боялись Тифона, поэтому многие из них перевоплотились в различных животных. Так, бог Амон перевоплотился в горного барана.
В наше время специалисты признают существование 9 подвидов:
Некоторые специалисты склонны были считать, что муфлоны также входят в это семейство, но исследования на уровне ДНК не подтвердили данного родства. Последние достижения науки и техники позволили в последнее время выявить новые подвиды, при этом часть из них были определены в один подвид. К сожалению, последние 200 лет нанесли популяциям горных баранов существенный вред, из-за чего их численность постоянно сокращается.
Уменьшение численности подобных диких животных приводит к уменьшению численности диких хищных животных, которые охотятся на горных баранов. Кроме этого, горные бараны, преимущественно поедая осоку, стимулируют развитие разнотравья.
Внешний вид
Горные бараны являются самыми крупными дикими животными своего рода, так как их вес находится в пределах 60-180 килограммов. Высота в холке может составлять 90-120 сантиметров. Характерное отличие подобных животных заключается в их рогах, которые имеют характерное закругление, а также тупые боевые части. Длина рогов у самцов могут достигать 2-х метров, при этом рога у самок значительно меньше. Самцы с помощью своих рог отстаивают свое право на оплодотворение самок. Кроме всего прочего, самки, по сравнению с самцами в 2 раза меньше по весу. Самки могут набирать вес до 100 кг максимально, а вот самцы весят почти в 4 раза больше.
Интересно знать! Памирские горные бараны, которых еще называют баранами Марко Поло, который их впервые описал, считаются самым крупным подвидом, с длиной тела без хвоста в пределах 2-х метров. Что интересно, у этого подвида относительно короткий хвост, длина которого находится в пределах 9-16 сантиметров.
Основной окрас этих животных зависит от условий обитания, поэтому встречаются особи от светло-желтого, красновато-коричневого до темно-серо-коричневого. Вдоль живота проходит темная полоса, которая как бы отделяет более темную верхнюю часть тела от более светлой нижней части.
Горные бараны, обитающие в Гималаях, значительно темнее по окрасу в сравнении с животными, обитающими на территории России. В летний период шерстяной покров покрывается слегка заметными пятнами. Область спины значительно темнее, по сравнению с боковыми частями, а область живота значительно светлее, по сравнению с боками. Область морды, хвост и ягодицы желтовато-белого оттенка. Самцы более темные, по сравнению с самками, при этом у самцов на шее виден белый воротник, а на спине располагается характерный гребень. Линяет животное 2 раза в год, при этом зимняя шерсть более густая и более длинная.
Среда обитания
Горные бараны на протяжении всей своей жизни, предпочитают обитать на одних и тех же территориях, включая горные массивы на высотах до 1 тыс. метров над уровнем моря. С наступлением лета, когда доступ к пище ничем не ограничивается, животных можно увидеть ближе к вершинам гор.
Горные бараны встречаются в таких странах мира:
Центральная Азия характеризуется достаточно обширными и открытыми ландшафтами. Подобные территории прекрасно подходят для жизнедеятельности этих животных, обеспечивая для них прекрасную видимость их жизненного пространства.
Чем питается горный баран
Эти дикие животные являются травоядными млекопитающими, поэтому их рацион питания состоит из трав, зелени и осоки. Самки и их потомство питаются в более высокогорных районах, где весьма скудный рацион питания. Они предпочитают находиться на открытых пространствах, что обеспечивает им надежную защиту от природных врагов. Взрослые самцы, наоборот, предпочитают обитать у подножий гор, где качество пищи значительно выше.
Горные бараны прекрасно себя чувствуют в экстремальных условиях гористой местности, где ветрено и сухо. Взрослым животным каждый день необходимо съедать до 20 кг растительной пищи. Как правило, рацион питания зависит от условий обитания. Поднимаясь высоко в горы, их рацион питания состоит из трав и осоки. Опускаясь ниже, их рацион питания расширяется за счет кустарниковой растительности и трав мезофитов. Опускаясь к подножию гор, их рацион питания заметно не расширяется, но становится более качественным.
Обитая на территории Казахстана, горные бараны питаются побегами, листьями, фруктами, соцветиями на протяжении всего года, что является качественной добавкой к рациону питания подобных животных, чего не скажешь о животных, обитающих на других территориях. Обитая в горной местности, эти животные не испытывают проблем с водой, так как здесь постоянно тает снег, который небольшими речушками стекает к подножию гор. Обитая в засушливых районах, горным баранам приходится преодолевать значительные расстояния, чтобы найти воду. Чтобы пополнить свой организм минералами, эти животные часто посещают солончаки.
Характер и образ жизни
Горные бараны предпочитают вести групповой образ жизни. В каждую группу может входить до сотни животных, причем группы разделены по половому признаку. Как правило, группы смешиваются исключительно в периоды размножения. Каждая популяция состоит из большинства взрослых самок, при этом взрослые самцы составляют около 20 процентов. Столько же и молодых архаров.
Часть взрослых самцов предпочитает вести обособленный образ жизни, а часть формируют немногочисленные группы. Самки с детьми формируют стада численностью до сотни особей, хотя и редко, но встречаются стада, насчитывающие 2 сотни животных.
Важно знать! Горные бараны не отличаются агрессивностью, как к другим видам животных, так и по отношению к человеку. Это сугубо социальные животные, которые всегда идут на контакт со своими сородичами.
Как правило, стада мигрируют, но в основном в поисках пропитания, хотя такие факторы, как переизбыток кровососущих насекомых, сильная засуха, пожары, браконьерство, а также переизбыток домашнего скота являются спусковым механизмом для перемещения подобных диких млекопитающих.
За летний период горным баранам приходится подниматься высоко в горы. В брачный период самцы сталкиваются своими головами друг с другом в поединках, но подобные поединки не приводят к серьезным травмам. Скорее всего, их поединки носят чисто символический характер.
«Как мертвые мы: никто нас не видит и мы никого»
Фото: Евгений Костин
Никогда не верьте горцам, говорящим о хорошей дороге, — вот о чем надо написать в каждом путеводителе по Дагестану. Что горцу «почти прямая», то вам «ничего себе, и это я туда залезть должен?» Что горцу «я за 15 минут пешком дохожу», то вам «я все-таки сел на лошадь, которых боюсь с детства, и ехали мы, дрожа, полчаса над пропастью».
Именно таким оказался наш путь в горное село Дучи на семь домов и от него — к стоянке чабана Раджаба. Сначала местные полицейские помогли нам найти бессмертную «Ниву» с веселым водителем Гази, предупредив, что на своей машине до села мы не доберемся. Он же стал нашим гидом по горным пикам: два колеса на усыпанной булыжниками дороге, два — на склоне слева, справа — пропасть. Гази бодро рулил и развлекал нас беседой, жестикулируя и временами бросая руль. В ответ на блеяние «руль, руль, пожалуйста, держите», он только смеялся: «Это ж практически трасса, вот раньше тут и правда была плохая дорога».
Затем был путь на «знакомых лошадях» — на других бы бросились огромные пастушьи волкодавы. И вот, среди осенних гор показалась чабанская стоянка, где колоритный Раджаб — усы, папаха, бурка — живет так, словно время остановилось сотни лет назад. В реальность возвращает только мобильный телефон, солнечная батарея и газовый баллон.
Ну, а высокими горами Раджаб называет совсем другие места.
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Чувство чабана
— Я по-русски научился говорить, когда чабаном стал. Очень мне понадобилось, потому что в разных районах бываю, а русский язык у нас — общий. Вот так садился и долгими рабочими днями сам с собой по-русски разговаривал — и с овцами. В школе в моем родном селе Танты все говорили на даргинском, уроки русского были, но учиться я вообще не хотел. Все время сбегал из школы к овцам.
Мама ругалась очень, хотела, чтобы я образование получил, а папа спокойнее реагировал: он чабан, и ему нравилось, что я разделяю его любовь к этому делу, да и помощь была. Он и сейчас, хотя уже ходить почти не может, все равно одну-две овцы держит, не может без них. Вот так и я, как он, — не могу. Люблю! Есть люди, которые без машины не могут, а я овец люблю.
Любимый ягненок у меня был, когда я был в шестом классе: овца двоих родила, а могла только одного выкормить. Я сам его вырастил, Качкар назвал и очень привязан был. А отец взял его и зарезал на Курбан-байрам, хотя другие бараны были. Ни куска я съесть не мог.
Мама переживала, что я чабановать собираюсь, потому что в наше время эта профессия не престижная. Это раньше чабан был в почете. Когда приходил в отпуск в село, его все жители выходили встречать, расспрашивали и поздравляли с благополучным исходом вахты. А сейчас наоборот — даже отвернуться могут. Такие времена настали, все наперекосяк. Было время, когда я жалел, что маму не послушал. Даже сильно жалел! Сейчас уже совсем нет этого чувства, любимая у меня работа.
Моя семья: жена, дети — мечтает, чтобы я другую работу нашел. Всех чабанов дома просят остаться, скучают, пока нас долго нет. Но я уже к овце привязался, жизни нет мне без нее и без красот тех мест, где пасутся наши отары. Поэтому выхожу из дома, оставляя их ждать меня.
Фото: Евгений Костин
Лицо овцы
— Отару нам дает работодатель, ему же и о работе отчитываемся. Дежурим вахтами: две недели я, две — сменщик. Пасем мы почти 2000 голов, и обо всех надо позаботиться. Хороший пастух каждую свою овцу в лицо знает, а плохому — сто раз на день одну и ту же голову покажешь, он и за год даже не запомнит ее. Каждую из них надо видеть не только глазом, чувствовать должен чабан свою отару. Если заболеет овца, надо вылечить, если отстала и заплутала, найти и вернуть.
Если чабан потерял овцу, он должен вернуть ее стоимость хозяину, а если хищник ее забрал — то нет. Наш хозяин очень хороший, постоянно приходит к нам, меняется с нами и работает, как мы. И мы тоже рады для него делать все, что он попросит. У других хозяев часто бывает только один сотрудник, и выходных у него почти нет. Такие больше зарабатывают, но мы договорились меняться. Так больше времени проводишь дома.
Моя же оплата — 35 голов в год. Эти 35 овец ягнят дают. Стараюсь только ягнят продавать — этих денег моей семье хватает на весь год. Цены на баранов разные, в деньгах выходит от 250 до 350 тысяч в год. Если нужда есть, то и взрослых маток продаю. Сейчас у меня в отаре моих голов где-то 110 осталось, потому что я овец на лошадей меняю, хочу их разводить.
Фото: Евгений Костин
Круговорот овец в природе
— День мой зависит от местности и от сезона. Зиму стада проводят на равнине. Там их держат в загонах и сараях, а для чабанов на кошаре стоит один дом, где все ночуют. Некоторые берут с собой свои семьи. Жены с отарой не помогают, они по хозяйству — и чабану тогда в быту легче.
С конца февраля начинается окот, самый трудный период в жизни нашей, до шестидесяти маток за сутки рожают. Так заведено, что пастух может находиться только у своей отары, к чужим не подходит. Но на окоте и стрижке чабаны помогают другу другу и бригадам стригалей. Стрижка бывает в последние числа апреля, а в середине мая мы начинаем подъем в горы. Земля на равнинных пастбищах должна отдыхать, поэтому мы уходим — смешиваем наши отары и все вместе перегоняем. Вдоль дорог идем, овцы под машины лезут, суета большая, трудное это время. Без воды скотина никак не может, поэтому длина дневного перегона — от воды до воды. В это время выходных не бывает, пока не встанем на вершине до следующего большого перегона. Там мы ждем, пока растает снег на дорогах, и идем дальше.
К концу июня мы поднимаемся в высокие горы, туда, на границу с Азербайджаном. И там нас ждут зеленые пастбища и довольно теплый климат, хотя снег лежит совсем рядом, на плато. Тишина, спокойствие, о которых кто-то только мечтает. Душа радуется и жить охота там! И даже овцы спокойны: им тоже нравится.
Лето мы проводим в этих снежных горах. В конце сентября начинаем спуск. Едем на лошадях и ночуем, где придется, спим возле овец своих. По дороге на пару недель останавливаемся на привычных местах для стоянки, вот как в Дучи. И так пока не встанем на пастбище на равнине.
«Для нас овцы — смысл жизни, после Бога и семьи»
Фото: Никита Тереклинский
Смысл жизни
— Для нас овцы — второй смысл жизни, после Бога и семьи. Когда-то мы жили в степях, не строили, не сажали, — вдумчиво говорит водитель Крымхан, везя нас по бескрайним ногайским равнинам. — Мы были настоящими кочевниками, двигались вместе со всем своим скромным скарбом и нескромных размеров отарами овец. Оседлость нам была чужда, но после революции 1917 года нас заставили остановиться. Юрты поменяли на хаты, папахи — на кепки, золото закопали в степи, а овец отдали в колхозы. Теперь золота уже не отыскать, а овцы остались.
Фото: Никита Тереклинский
Дагестан — лидер России по поголовью овец, а Ногайский район республики — один из самых «мясных» в Дагестане. Здесь пасутся тучные стада, отсюда каждый день отправляется на Север грузовик-холодильник, везущий вкус и запах малой родины тем, кому приходится зарабатывать далеко от дома.
Весна — сложное время для чабанов: сначала окот, потом стрижка овец, а в мае или в июне — купание. Мы останавливаемся у двух кошар неподалеку от райцентра — села Терекли-Мектеб — в надежде, что застанем овцеводов на месте. У первого хозяйства нас встречают огромные злые псы. Хозяина нет, а на лай выходит работник кошары — настороженный, как и все в этих местах.
Почему среди стада овец всегда есть козёл или кто такой «козёл-провокатор»?
Я очень люблю путешествовать по Кавказу и Закавказью, где очень развито животноводство. В частности, в горах и предгорьях сплошь и рядом разводят овец. Испокон веков, овцы давали горцам мясо, курдючный жир, молоко, шерсть, кожу. Из молока варили сыр, из шерсти делали одежду и так далее.
И в наше время я периодически встречаю огромные тучные стада овец и всякий раз удивляюсь как же пара-тройка пастухов справляются с таким количеством довольно глупых животных?
Окей, если это дорога и пастухи просто гонят стадо из пункта А в пункт Б, то в целом понятно. Просто пинаешь их сзади и покрикиваешь гортанным голосом.
Окей, собаки тоже помогают пастухам, спорить глупо. Но, согласитесь, у них больше охранная функция.
А теперь присмотритесь внимательней к предыдущему фото. Кого ещё вы видите среди овец и кавказской овчарки? Верно, самого настоящего матёрого козла! Точнее, даже двух.
В общем, в каждой овечьей отаре имеется козёл-вожак или даже несколько козлов и коз. И эта традиция уходит своими корнями вглубь веков. Более того, козёл, возглавляющий стадо овец, встречается даже в фольклоре. Например, в ингушском народном эпосе пастуха Колояканта иногда подменяет по работе некий козёл, умеющий говорить по-человечески. Такие дела.
Казалось бы, почему бы в роли вожака стада не использовать крупного взрослого барана с большими и мощными рогами? Нрав у них довольно крутой. Я сам как-то в горах Чечни наблюдал разборку нескольких баранов на лужайке. Перед атакой они пятились задом на несколько метров, после чего быстро сближались и на полной скорости сталкивались лбами. И так снова, и снова, с полчаса, не меньше. Мне даже надоело смотреть и я поехал дальше.
Но нет. Роль вожака в стаде баранов всё равно будет отведена козлу. Суть такова, что даже самый глупый козёл умнее самого умного барана. Последние начисто лишены лидерских качеств и предпочитают тупо ходить «в толпе». Как итог, овцы разбредаются кто куда. Другое дело — козёл. В них заложена тяга к лидерству и они с удовольствием берут на себя роль вожака, а овцы, признавая в нём главного, идут за ним куда угодно. В том числе на стрижку и даже на убой. Когда-то на мясокомбинатах держали специального козла, который отправлялся в цех убоя животных и бараны доверчиво шли за ним, хотя и пугались шума и запаха крови. Такого узкопрофильного специалиста называли «козел-провокатор». Естественно, что сам он оставался цел и невредим. Вот как-то так.
PS Понравилась запись, поделись с друзьями ↓↓↓
Комментарии 57
Эх, люди люди. Прочитал коментарии. никто не назвал фамилии современного козла. А ведь не впервой
Интересный факт, никогда об этом не думал))
Про козла-провокатора подтвержу. Препод в институте нам рассказывал, что на Ростовском мясокомбинате такой был, все стадо шло за ним в цех убоя, а он в конце сруливал в узкий коридорчик, а стадо, уже подталкиваемое сзади сородичами, попадало на убой. Козел и есть козел ))
Ахаха, интересная история))(
Обо мне статья. Норм, приятно
Потому что я по гороскопу баран, а в жизни отчасти козел провокатор
Пастушья овчарка никак не для охраны. Она и называется овчаркой от слова овчар (пастух). Многие овчарки, например, бордер-колли, достаточно миниатюрны, чтобы кого-то защитить от хищника. Собака заменяет сразу несколько пастухов. Для охранных функций не овчарки, а волкодавы.
Единственная статья, которая не в тему дравру, которая по-настоящему мне была интересна, как интересно читать про бмв и ниву… сам в шоке… но статья, реально, не в тему…
Записи в персональном блоге
— Писать на неавтомобильные темы.
— Не вводить заголовок — в этом случае заголовком автоматически станут первые несколько слов из текста записи.
— Писать собственные авторские записи в общем-то на любую тему. Главное, чтобы было интересно.
— Снабжать записи своими фотографиями.
Барашки всегда поднимают настроение
Заступлюсь за баранов, поскольку, больше некому…Цитата: «И в наше время я периодически встречаю огромные тучные стада овец и всякий раз удивляюсь как же пара-тройка пастухов справляются с таким количеством довольно глупых животных?»
Мое мнение: глупые животные, двуногие, с большим самомнением, зачастую встречаются в Москве и других крупных городах России, а вот от баранов реальная польза: «Испокон веков, овцы давали горцам мясо, курдючный жир, молоко, шерсть, кожу. Из молока варили сыр, из шерсти делали одежду и так далее.»
Тем более, что никто не исследовал их интеллектуальные способности…
Собак, переходящих дорогу по зебре, пропускаю лично и с большим уважением, в отличии от дебилов в наушниках…
«Дебил в наушниках», есть подозрение, что переходящий дорогу в отведенном месте в соответствии с ПДД, явно не больший дебил, чем высокомерный водитель, считающий его дебилом только по причине использования наушников.
Безусловно, наглых кеглей, бегающих где и как попало, на дорогах хватает. Будь моя воля — я бы вообще отменил всякую ответственность за наезд на пешехода, перебегающего дорогу на расстоянии от 10 до 100 метров от перехода. Чтобы если гайцы зафиксировали, что тушка лежит не на зебре или сразу за ней, а перед — значит все, свободен, больше не побеспокоим, и бампера-капоты-фары пусть этот бегун за свой счет тебе чинит, если жив остался. Может хоть так естественный отбор научит других, что при наличии перехода идти нужно по нему, а не в 10 метрах перед, после, или по диагонали.
Но что касается наушников у тех, кто идет по зебре на разрешенный сигнал (при его наличии) — водиле должно быть как-то пофиг, слышит и видит его пешеход или нет. Чел, конечно, сам дурак, если не смотрит (даже если идешь или едешь по правилам — бдительность терять нельзя), но пропустить его — обязанность водителя.
А что касается интеллекта овец — так исследовали. И не такие они уж тупые. Приматам, конечно, уступают, но от собаки или лошади баран не сильно глупее. Были бы совсем тупые — вымерли бы 100500 лет назад, так как ни очень быстрого бега, ни особой ловкости, ни мощных защитных элементов (кроме рогов) у овец нет. А следовательно, для выживания какая-никакая смекалочка нужна.