для чего покрывают голову в церкви женщины

Почему женщине нужно покрывать голову в церкви? Откуда пошел этот обычай?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Обычай, по которому женщина, заходя в храм, надевает головной убор, — дань традиции, которая уходит в ветхозаветные и античные времена. На Востоке покрывало для женщины до сегодняшнего выполняет важную функцию. И тогда, в древнем израильском обществе, и теперь, в традиционных восточных культурах, женщина не могла появиться в обществе с открытой головой. С одной стороны, покрывало указывало на подчиненное положение женщины, с другой — защищало от посягательств посторонних людей, обеспечивало ей безопасность и уважение, хранило ее скромность и целомудрие. Непокрытая же голова женщины была в античном обществе признаком легкомысленного поведения и низкой социальной ответственности.

Православная традиция, предписывающая женщинам покрывать голову, восходит к апостолу Павлу, который ясно пишет об этом в Первом послании к Коринфянам: …всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову (1 Кор 11:5). Речь здесь именно о сохранении приличий, благочестии во время богослужения и профилактике распущенности. Выбор адресата не случаен. Коринф был не только богатым и процветающим городом, но и славился царившими в нем вольными нравами. Задолго до апостольской проповеди здесь находился известный храм в честь греческой богини любви Афродиты и была распространена так называемая. священная проституция. И хотя ко времени апостола Павла Коринф был уже не тем, что раньше — он сильно пострадал в 146 году, во время римского завоевания, — в нем вновь процветали роскошь и разврат.

Коринфские христиане жили в окружении язычников, среди которых было немало женщин. Нередко последние, впадая в экстаз во время языческих радений, переставали себя контролировать, впадали в исступление, сбрасывали головные уборы и оказывались простоволосыми. Тем самым они словно бы демонстрировали, что, охваченные мистическим восторгом, совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Многие из новообращенных коринфских христиан сами еще недавно были язычниками и невольно могли привнести в новую церковную реальность привычные им модели поведения, далекие от христианского благочестия. Не случайно, именно обращаясь к коринфянам, апостол Павел напоминает о том, что женщинам следует молчать в церкви, чтобы все было благопристойно и чинно (1 Кор 14:34, 40).

Таким образом, ношение в церкви головного убора — обычай, уходящий в глубь веков, но при этом связанный с конкретными обстоятельствами места и времени и не имеющий отношения к догматической стороне вероучения. И сегодня даже в православном мире можно видеть разнообразие традиций. Так, в странах, находившихся долгое время под турецким игом, женщины редко покрывают голову в храме. Дело в том, что завоеватели требовали от женщин носить покрывало, и в храме, чтобы почувствовать себя свободными от чуждых обычаев, христианки находились с непокрытыми головами. В России же традиционно мужчины при в ходе в храм снимают головной убор, а женщины, наоборот, надевают.

Общий смысл апостольского наставления — в соблюдении приличий, в том, чтобы внешний вид приходящего в храм не вызывал смущений у окружающих, чтобы ничто не отвлекало людей от молитвы.

Источник

Почему женщина надевает платок в храме?

Почему женщина надевает платок в храме? Многие прихожанки, заходя в храм и по традиции надевая платок, задаются этим вопросом. Поговорим сегодня о традиции ношения этого атрибута.

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

Откуда пошла традиция ношения платка в храме?

Еще в древности, во времена Ветхого Завета замужние женщины на Востоке покрывали голову. Это означало смирение и покорность перед своим супругом. Считалось неприличным замужней женщине выходить на улицу с непокрытой головой, ведь волосы мог видеть только муж. Сегодня эта традиция также сохранена в странах Востока.

В христианстве обычай женщине покрывать голову при входе в храм возник ещё в апостольские времена, благодаря словам апостола Павла: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5).

Апостол Павел как бы одобрил и утвердил обычай, который был в то время в Иудее. Но здесь же, кроме подчинения своему мужу, возникает и другое значение: смирение перед Богом и стремление выглядеть как можно скромнее и неприметнее, когда находишься в храме, дабы не отвлекать окружающих и не вводить в смущение.

С принятием христианства обычай покрывать голову пришел на Русь вместе с другими церковными обычаями. (Кстати, на Руси в те времена отличительной чертой замужней женщины был не только платок, но и наличие двух кос, которые заплетались между собой, а у незамужних девушек была одна коса).

Девушкам дозволялось в храме стоять с непокрытой головой.

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

С.И. Грибков «В церкви» (1860-е)

В нашем языке можно найти примеры, отображающие традицию ношения платка. К примеру, слово «опростоволоситься» означало оказаться с непокрытыми волосами, оно было равносильно слову «опозориться», т.к. замужние не ходили с непокрытой головой, это считалось неприличным.

По тому, как завязан платок, можно было узнать о его обладательнице: например, представительницы купеческого сословия завязывали платок на лбу (по-купечески), девушки завязывали платок спереди (по-девичьи), а замужние женщины перевязывали концы платка за спиной (по-бабьи).

Почему мужчина снимает головной убор при входе в храм?

Таким образом, с утверждением христианства ветхозаветная «покорность раба» заменяется на «сыновство».

До наших дней сохраняется традиция мужчинам снимать головной убор во всех жилых помещениях или учреждениях, не только в храмах. Связано это с тем, что в прежние времена, заходя в избу, мужчины кланялись святым образам, которые находились в красном углу напротив входа. Сняв шапку, гость показывал свое почтение к иконам и уважение к хозяевам.

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

М.В. Нестеров «Монах» (1913)

Традиция ношения платка сегодня

Сегодня женщины также покрывают голову в храме, девочкам и девушкам делать это не обязательно.

Напоследок скажем, что не стоит удивляться, когда в некоторых балканских православных странах вы увидите, как женщина, заходя в храм, наоборот снимает головной убор. Связано это с тем, что эти страны долгое время были под властью турок, и местным жителям хотелось отличаться от традиций захватчиков.

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

Будем также помнить, что не следует приходить в храм в слишком

коротком платье или платье с открытыми плечами

Источник

Покровение головы

Покрове́ние головы́ – рели­ги­озно моти­ви­ро­ван­ная прак­тика покры­тия головы голов­ным убором, беру­щая начало в Ветхом Завете, имев­шая (и име­ю­щая) мно­же­ство реги­о­наль­ных и локаль­ных отли­чий на про­тя­же­нии всей исто­рии хри­сти­ан­ства.

Исто­рия тра­ди­ции

Тра­ди­ция покрова головы при каких-либо свя­щен­но­дей­ствиях и молитве явля­ется общей для всех древ­них семит­ских наро­дов, а также прочих наро­дов Пло­до­род­ного полу­ме­сяца (реги­она на Ближ­нем Востоке от Египта на юго-западе, через Левант и вдоль долин Тигра и Евфрата вплоть до Басры и Пер­сид­ского залива). Данная тра­ди­ция рас­про­стра­ня­лась не только и не столько на женщин, сколько на вообще всех веру­ю­щих. Покры­тие головы сим­во­ли­зи­ро­вало трепет, страх, бла­го­го­ве­ние, пока­я­ние, сми­ре­ние. Пер­во­свя­щен­ники и свя­щен­ники Вет­хого Завета покры­вали головы спе­ци­аль­ными голов­ными убо­рами. Прак­тика молит­вен­ного покры­тия головы (כִּסּוּי רֹאשׁ, киссуй рош) как для мужчин, так и для женщин до сих пор оста­ется частью бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции иуда­изма.

В Ветхом Завете мы нахо­дим сле­ду­ю­щие сви­де­тель­ства о покры­тии головы жен­щи­ной:

«И ска­зала рабу: кто этот чело­век, кото­рый идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это гос­по­дин мой. И она взяла покры­вало и покры­лась» ( Быт.24:65 ) – в данном отрывке речь идет о Ревекке, неве­сте пра­отца Исаака.

«…и поста­вит свя­щен­ник жену пред лицо Гос­подне, и обна­жит голову жены, и даст ей в руки при­но­ше­ние вос­по­ми­на­ния, — это при­но­ше­ние рев­но­ва­ния, в руке же у свя­щен­ника будет горь­кая вода, наво­дя­щая про­кля­тие» ( Чис.5:18 ) – опи­сы­ва­ется испы­та­ние невер­но­сти жены, из цитаты сле­дует, что испы­ту­е­мая жен­щина изна­чально нахо­дится на тер­ри­то­рии храма с покры­той голо­вой, но впо­след­ствии голова обна­жа­ется.

В Новом Завете содер­жится един­ствен­ный отры­вок, посвя­щен­ный покры­тию головы:

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и дер­жите пре­да­ния так, как я пере­дал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что вся­кому мужу глава — Хри­стос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, моля­щийся или про­ро­че­ству­ю­щий с покры­тою голо­вою, посты­жает свою голову. И всякая жена, моля­ща­яся или про­ро­че­ству­ю­щая с откры­тою голо­вою, посты­жает свою голову, ибо это то же как если бы она была обри­тая. Ибо если жена не хочет покры­ваться, то пусть и стри­жется; а если жене стыдно быть остри­жен­ной или обри­той, пусть покры­ва­ется. Итак муж не должен покры­вать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Анге­лов». ( 1Кор.11:2-10 ).

Надо отме­тить, что апо­стол Павел пишет не для иудеев, а для хри­стиан. Кроме того, можно отме­тить, что на момент жизни апо­стола Павла былая еврей­ская тра­ди­ция покры­тия головы на молитве как муж­чи­нами, так и жен­щи­нами сошла на нет. В част­но­сти, на фрес­ках сина­гоги в Дура-Евро­пос (конец II в. – начало III в.) еврей­ские муж­чины уже изоб­ра­жа­ются без голов­ных уборов. Тра­ди­ция ноше­ния голов­ных уборов оста­ется лишь за жен­щи­нами, а также особо бла­го­че­сти­выми муж­чи­нами и муж­чи­нами высо­кого соци­аль­ного поло­же­ния. Отча­сти, отказ от голов­ных уборов во время молитвы мог быть связан с элли­ни­за­цией еврей­ского народа, что также ска­за­лось и на прак­тике ноше­ния корот­ких стри­жек у мужчин, вместо длин­ных волос (что под­твер­жда­ется неко­то­рыми рекон­струк­ци­ями обли­ков древ­них иудеев, в част­но­сти, рекон­струк­ции иссле­до­ва­теля Ричарда Нива). Опять же, при­во­ди­мое ниже апо­сто­лом Павлом в пример отра­щи­ва­ние волос муж­чи­ной в каче­стве нега­тив­ной харак­те­ри­стики также соот­вет­ствует довольно позд­ней тра­ди­ции уже элли­ни­зи­ро­ван­ного иуда­изма («иуда­изма рас­се­я­ния»). В част­но­сти, для древ­него Изра­иля отра­щи­ва­ние волос муж­чи­ной могло зна­ме­но­вать особый обет Богу, посвя­ще­ние себя Богу (как в случае с судьей Сам­со­ном). В част­но­сти, во вре­мена апо­стола Павла суще­ство­вала тра­ди­ция назо­рей­ства (ивр. ‏נָזִיר‏‎ [назир] «посвя­щён­ный Богу»), о кото­рой упо­ми­нают такие авторы как Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100). Однако, ещё раз заме­тим: хри­сти­ан­ство не есть транс­фор­ми­ро­ван­ный иуда­изм рубежа завер­ше­ния вре­мени дей­ствия Вет­хого Завета и начала дей­ствия Нового. Хри­сти­ан­ству при­сущи свои рели­ги­озно-обря­до­вые нормы и своя рели­ги­озно-обря­до­вая сим­во­лика.

Между тем, о том, что жен­щине необ­хо­димо покры­вать голову на молитве и в жизни писали Тер­тул­лиан1 (155/156 – 220 ⁄ 240), свт. Гри­го­рий Бого­слов2 (325–389), свт. Иоанн Зла­то­уст3 (ок. 347 – 14 сен­тября 407) и многие другие ране­хри­сти­ан­ские писа­тели. В свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции ноше­ние платка жен­щи­ной явля­ется сим­во­лом ее покор­но­сти – доб­ро­де­тели под­чи­нен­ного лица. Муж­чи­нам же (не имеем в виду свя­щен­но­слу­жи­те­лей) нельзя носить голов­ной убор в храме по при­чине того, что они являют собой для жен­щины образ Самого Бога. Об этом, в част­но­сти, пишет один из вели­чай­ших Отцов Церкви, свт. Иоанн Зла­то­уст: «Итак, покры­тие есть знак покор­но­сти и под­чи­не­ния; оно побуж­дает смот­реть вниз, сми­ряться и соблю­дать доб­ро­де­тель, ибо доб­ро­де­тель и честь под­чи­нен­ного состоят в том, чтобы пре­бы­вать в послу­ша­нии. Мужу не пред­пи­сы­ва­ется делать это, ибо он есть образ Самого Гос­пода; а жене спра­вед­ливо пред­пи­сы­ва­ется»4.

В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции покры­тие своей головы явля­ется нор­ма­тив­ным обра­зом моля­щейся жен­щины, а также нор­ма­тив­ным ико­но­гра­фи­че­ским обра­зом женщин-святых.

В Сред­ние века и позже покры­ва­ние головы плат­ком или иным голов­ным убором сви­де­тель­ство­вало о бла­го­на­деж­но­сти жен­щины, ее бла­го­че­стия, и данная норма при­ме­ня­лась не только отно­си­тельно хра­мо­вого бого­слу­жеб­ного про­стран­ства, но и отно­си­тельно обы­ден­ной жизни в прин­ципе. Непо­кры­тая голова жен­щины трак­то­ва­лась как ее при­над­леж­ность или к низ­шему сосло­вию, или к про­фес­сиям низ­кого рода.

Изме­не­ния отно­ше­ния к ноше­нию голов­ного убора жен­щи­ной (отмена обя­за­тель­ного ноше­ния голов­ного убора в пуб­лич­ном про­стран­стве) насту­пили в эпоху позд­него Модерна (вторая поло­вина XIX века – сере­дина и конец XX века) и явля­ются срав­ни­тельно недав­ним в исто­ри­че­ском изме­ре­нии явле­нием.

Совре­мен­ное состо­я­ние и прак­тики в разных хри­сти­ан­ских дено­ми­на­циях

Во многих хри­сти­ан­ских дено­ми­на­циях суще­ствует тра­ди­ция ноше­ния жен­щи­ной голов­ного убора в храме и/или во время пуб­лич­ного бого­слу­же­ния. Однако, раз­ли­ча­ются отдель­ные реги­о­наль­ные тра­ди­ции ноше­ния подоб­ного эле­мента одежды, общие тре­бо­ва­ния и жест­кость отно­си­тельно их соблю­де­ния. В част­но­сти, чем более тра­ди­ци­онно ори­ен­ти­ро­вана община, тем более стро­гими явля­ются тре­бо­ва­ния как к факту ноше­ния, так и к формам голов­ного убора. Это каса­ется в том числе и соблю­де­ния этни­че­ских и реги­о­наль­ных тра­ди­ций. Так, напри­мер, индий­ские хри­сти­анки носят не клас­си­че­ский платок или севе­ро­аме­ри­кан­ский чепец (одежда кон­сер­ва­тив­ных про­те­стан­ток), а свой наци­о­наль­ный вари­ант платка – дупатта.

Так, среди набож­ных коптов до сих пор сохра­ня­ется тра­ди­ция не только ноше­ния платка жен­щи­ной, но и сокры­тия лица особым полот­ном чер­ного цвета, что внешне может напо­ми­нать мусуль­ман­скую жен­скую одежду.

В ста­ро­об­ряд­че­стве (в боль­шин­стве согла­сий) при­нято ноше­ние белого непро­зрач­ного платка, кото­рый фик­си­ру­ется англий­ской булав­кой или закол­кой под под­бо­род­ком.

Неко­то­рые кон­сер­ва­тив­ные про­те­стант­ские общины (напри­мер, амиши) обя­зы­вают женщин носить голов­ные уборы не только во время бого­слу­же­ния, но и в повсе­днев­ной жизни. Тако­выми голов­ными убо­рами высту­пают чепец или капор.

В Запад­ной Европе, Север­ной и Латин­ской Аме­рике помимо платка доста­точно раз­вита тра­ди­ция ноше­ния шляпок, иногда выпол­ня­ю­щих лишь деко­ра­тив­ную функ­цию (в таком случае боль­шая часть волос оста­ется не покрыта, а сама шляпка выпол­няет роль поло­жен­ного жен­щине голов­ного убора).

В совре­мен­ной Греции и на Кипре тра­ди­ция ноше­ния голов­ного убора жен­щи­ной в пра­во­слав­ных храмах прак­ти­че­ски сошла на нет, как пра­вило, жен­щине доста­точно иметь корот­кую стрижку или акку­ратно при­бран­ные волосы. Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция наблю­да­ется во многих совре­мен­ных про­те­стант­ских дено­ми­на­циях.

В совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви обще­при­ня­той прак­ти­кой явля­ется покры­тие головы в храме и во время пуб­лич­ной молитвы жен­щи­нами, вне зави­си­мо­сти от их воз­раста, соци­аль­ного ста­туса и семей­ного поло­же­ния. При это форма и тип голов­ного убора не нор­ми­ро­ваны и могут быть любыми (хотя, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев это платок). В рамках домаш­ней молитвы или вне­бо­го­слу­жеб­ных при­ход­ских актив­но­стей жен­щины могут как покры­вать, так и не покры­вать голову, в зави­си­мо­сти от при­ня­той на при­ходе прак­тики.

При­ме­ча­ния:

3 Нико­лай Нико­ла­е­вич Шаб­лев­ский. Тол­ко­ва­ние слов свя­того Апо­стола Павла «ὀφείλει ἡ γυνὴ ἐξουσίαν ἔχειν ἐπι­̀ τῆς κεφαλῆς δια­̀ τοὺς ἀγγέλους» ( 1Кор.11:10 ) в свете Быт 6:1–4 // Хри­сти­ан­ское чтение. 2018. №1.

Источник

О платках и шляпах…

– Оденьте девочке шапку.
– Матушка, молитесь спокойно…
– Нет, вы меня послушайте. Или оденьте шапку, или сейчас же выйдите из храма.
– Матушка, девочке можно находиться в храме без головного убора.
– А я говорю – нельзя!
– Я сам священник, что вы спорите.
– Ай-яй-яй… Сам священник, а такого не знает… Священник называется… Чему других-то научит, когда сам ничего не знает.

Такой доброжелательный )) разговор состоялся два года назад в храме маленького российского городка, в котором я оказался волею случая.
Со мной была маленькая дочь, и она была без шапочки.
Вновь и вновь происходят подобные ситуации, и в них, наверное, попадали и некоторые наши читатели. На самом деле, а почему женщина надевает перед тем, как войти в храм, головной убор? И почему мужчины его, наоборот, снимают?
Давайте сегодня об этом поговорим.

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18). Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.
Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.
Девочки и девушки голову не покрывали, еще раз повторю, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины.
Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.

Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.

А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа как своего Спасителя, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения. Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения. Сначала давайте прочитаем отрывок, в котором Павел говорит на эту тему.
А потом я буду брать по одной-две строчки и комментировать. Таким образом, мы с вами разберем текст более или менее основательно.

1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19

Разберем этот фрагмент подробней:

Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
Ап. Павел традиционно хвалит своих адресатов. Даже если они виноваты, Апостол никогда не начинает с упреков, с критики. Он говорит добрые слова, в свете которых виноватым должно стать стыдно, что они не оправдывают ожиданий великого Павла.
Про какие предания, которые держат люди, говорит Павел? Скорее всего, про то, что христиане не должны идти на конфликт с окружающим миром и с нехристианами. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18) – любимый совет Ап. Павла, который он нередко напоминает христианам.

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
Мы говорили выше, что покрытие головы для женщины означало, что она – за-мужем, она подвластна мужу. То есть, платок на голове был знаком, что над нею есть муж.
Свою аргументацию Ап. Павел разворачивает и рисует целую цепочку взаимоподчиненности. Он хочет убедить читателей, что все в мире подчинено законам, пронизано иерархичностью. И не надо отменять то, что существует и служит делу гармонии и порядка. Надо отметить, что вообще Ап. Павел уважает закон, законность и никогда не призывает христиан к бунтам, неповиновению, экстравагантным акциям.

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
Не совсем понятно, что имеет в виду Ап. Павел. Может быть, он намекает на то, что покрывать голову обязан был человек отлученный, преданный херему (иудейской анафеме) за тяжкие грехи?

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
«Обритая» женщина – это выставленная на позор за какое-то преступление. Для Павла странно слышать, что некоторые женщины снимают в христианских собраниях головное покрывало. Почему они это делали? Вы помните, как любили обращаться друг к другу христиане? Брат, сестра. Мы все близкие и родные, духовные родственники. Сам Христос считал учеников Своей семьей. В Евангелии описана шокирующая история. Однажды Иисус, как обычно, учил. «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 47-50).
Надо помнить, как важны на Востоке были семейные связи, как много значили семья и родственники, чтобы понять шокирующий радикализм слов Христа. Он Свою семью расширяет на всех, кто станет Его учеником…
Поэтому христиане любили называть друг друга брат и сестра, поэтому и священников мы ласково называем отцом, батюшкой, а почтенных пожилых прихожанок величаем матушкой. Христианская община – твоя семья! А в семье, со своими, женщина могла голову не покрывать, покрывала она ее, выходя к чужим, на улицу.
Вот поэтому некоторые коринфские христианки снимали головной платок, приходя в общину.

Но Ап. Павел не считает это удачной идеей. Ведь окружающие не будут вникать в богословские тонкости взаимоотношений членов христианской общины. Они будут сплетничать и зубоскалить. Вот собираются христиане вечером на молитву. Затворяют двери (непосвященных в собрание не пускали), совершают там богослужения, которые сами называют агапы – вечери любви. Что они там делают за закрытыми дверями, на вечерях любви, если даже женщины их, как в семье или как базарные блудницы, не покрывают голову?
Мы знаем о многих наветах и клевете, которую распространяли о христианах в первые века. Возможно, что христианки Коринфа, снимая головные покрывала, тоже давали повод придумывать о христианах всякие непристойные сплетни.

Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
Апостол Павел любил (это у него был такой риторический прием) свои размышления доводить, додумывать до конца, порой карикатурного.
Так и здесь. Не хочет женщина покрывать голову – пусть бреется наголо.
Понятно, что Ап. Павел это шутливо сказал, а не на самом деле давал такой совет. Его задачей было убедить женщин, что снимать головное покрывало на богослужении – такая же глупость, как и бриться наголо.

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
Еще один риторический прием Ап. Павла – доказывать свою мысль разными примерами. Через это мысль его получала новое подкрепление и убедительность.
Вот и здесь, чтобы еще раз мотивировать необходимость женщине покрывать голову, Апостол напоминает эпизод с Моисеем. Когда Моисей сошел с горы Синай, от Бога, лицо его сияло так сильно, что он положил на него покрывало (Исх., 34-я глава). Вот так, говорит Ап. Павел, и в нашем мире. Женщина – принадлежит мужу. Она сияет его славой и честью и должна беречь это сияние под целомудренным покрывалом. Сияние это не должна открывать посторонним, но только своей семье.

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
Не совсем понятно, что Ап. Павел имеет в виду. Может быть, ту историю из книги Бытие, что падшие ангелы прельстились красотой женщин и стали брать их себе в жены? Вспомните этот эпизод: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 1-2)… Это, по рассказу Библии, повлекло за собой рождение людей-исполинов, гнев Божий и потоп.
Может быть, Апостол Павел имеет в виду, что, покрывая лицо для посторонних, женщина застрахована от той неприятности, что она приглянется демону?
Здесь есть и другие предположения [1], но все же неизвестно, что точно имел в виду Ап. Павел.

Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Ап. Павел смягчается. Слишком сильно он «надавил» на христианок, слишком строг был. Поэтому он говорит, что все должны жить в уважении и любви и ни над кем не доминировать.
В конце Апостол приводит уже не богословские, а «естественные» аргументы в защиту того, что женщина должна покрывать голову. Ведь дает же ей Бог длинные волосы. Разве не понятно, что это для того, чтобы она могла прикрывать свою наготу:
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

Заканчивается этот отрывок весьма важным добавлением. Внимательно прочитайте его:
А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
Апостол говорит, что спорить, вводить какие-то экстравагантные новшества – не нужно: если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Нет такого обычая – спорить и диктовать свои мнения Церкви! Впрочем, в конце Ап. Павел говорит, что ставить и мирно обсуждать какие-то вопросы – вполне допустимо. Возможно, тогда более искусный и убедительный оратор сможет доказать свою правоту.

А теперь, когда мы разобрали этот текст, давайте поставим ряд вопросов и на них ответим:

Ношение женщиной головного покрывала имеет ли христианское основание?
Нет, это общая восточная традиция, которая была принята во времена Ап. Павла. Чтобы христиане не «скандализировали» общество, не казались смутьянами и нарушителями общественных приличий, говорит Ап. Павел, им следует придерживаться этого обычая.

Сам Ап. Павел считает это нужным?
Несомненно. Ап. Павел, возможно, как человек своего времени и своей культуры считал, что это очень важно. Именно поэтому Апостол так горячо, вновь и вновь приводя различные аргументы, защищает эту традицию.
С другой стороны, не будем преувеличивать и для самого Ап. Павла значения этой традиции. Из всех своих Посланий (а их – 14) Апостол лишь в одном и один раз касается этого вопроса. Возможно, потому, что поведение христианок Коринфа вызвало какие-то скандалы в городе или нестроения в самой Церкви. Вообще Ап. Павел крайне мало уделяет внимания обрядам и традициям, на первое место ставя вопросы веры и нравственной жизни.

На самом деле аргументы Ап. Павла доказывают ли решительно-принципиально важность ношения христианами головных покрывал?
Положа руку на сердце, можно сказать, что ни один из аргументов Ап. Павла не имеет принципиального богословского веса и важности. Если кто-то считает иначе, то пусть вспомнит, что Церковь очень легко рассталась, например, с тем утверждением Ап. Павла, что мужчина не должен во время молитвы покрывать голову. Для мирян оно остается в силе, но священнослужители покрывают голову во время молитвы скуфейками, камилавками, митрами, клобуками и т.д.
В самом деле, все аргументы Апостола – это аргументы, апеллирующие к традиции, обычаям, а не к принципиальным вещам, имеющим отношение к вере и Спасению.

Как, исходя из этого, должна поступать благочестивая христианка?
Похвально, что на Руси сохраняется благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла.
Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.
Вместе с тем, женщина не должна относиться к головному покрывалу, как к чему-то принципиальному для веры и духовной жизни. Никаких «репрессий» к тем, у кого голова не покрыта, применять нельзя. Нельзя отлучать от Причастия, не допускать в храм и проч. Христиане должны понимать, что платок на голове у женщины – лишь дань древнему восточному обычаю, не более.

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины
Григорий Михайлов. Девушка, ставящая свечу перед образом. 1842. Государственная Третьяковская галерея.

Сегодня наши бабушки эту девушку заставили бы надеть косынку. Но в то время, когда люди понимали, «что и как надо на самом деле», подобных эксцессов не возникало.
Если кому интересно, два слова про косы:
Девочке волосы подстригали. Когда она становилась девушкой, то есть переходила в другую статусную группу, девушке заплетали одну косу. Эта коса была символом ее девичества, девушка берегла косу, ухаживала за ней. Существовало много поговорок на эту тему, например: «Коса – девичья краса» и др. Накануне замужества косу расплетали. В некоторых областях России косу подрезали, в некоторых просто расчесывали со специальными обрядовыми песнями и причитаниями. Расплетали обычно дружки невесты.
Затем ей заплетали две косы, которые она отныне и должна была носить. Эти косы укладывали вокруг головы. Носить одну косу замужняя женщина не могла, это было неприлично.
Косу отрезали девушке, если она впадала в блуд и лишалась девичества.
Также косу отрезали при монашеском постриге.

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины
Аким Карнеев. Крестины. 2-я пол. 19-го века.

Обратите внимание на девушку, которая держит ребенка. Она тоже не покрыла голову. Одна коса говорит о том, что перед нами девушка, возможно, нянька малыша (а, может быть, крестная? но крестная бы получше оделась).

И последний вопрос: Как относиться к тому, что не только за Западе, но и во многих Православных Поместных Церквах (Греческой, Сербской и др.) женщины в храме головы не покрывают?
В восточных странах, преимущественно на Балканах, действительно появилась традиция женщинам в храме головы не покрывать. Греческие священнослужители говорили мне, что эта традиция идет от того времени, когда Греция и Балканы были под властью турок. Турчанки очень строго соблюдают все эти обычаи покровения головы. Греческие женщины, в пику им, в храме платки снимали, утверждая другие стандарты поведения.
Так это или нет, я не знаю, но в любом случае их традиции – их традиции. Никто не запретит русской женщине, если она хочет соответствовать духовной традиции, принятой на ее Родине, надевать при входе в храм платок.
Так же и мы должны к иным культурам относиться без осуждения.

По-моему, немножко в теме разобрались. Жду ваших комментариев и вопросов, которые помогут нам совершенно в ней разобраться.

Чтобы вам не было совсем скучно читать нашу статью и в качестве иллюстративного приложения, – несколько фотографий египетских женщин, одетых в соответствии с их культурой. Эти фотографии я сделал 6 лет назад в Египте. Культура эта сохранилась почти такой же, какой была во времена Апостолов. Показываясь на людях, женщины всегда покрывают головы платком.

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть фото для чего покрывают голову в церкви женщины. Смотреть картинку для чего покрывают голову в церкви женщины. Картинка про для чего покрывают голову в церкви женщины. Фото для чего покрывают голову в церкви женщины

[1] В благочестивой литературе есть мнение, что речь идет о светлых Ангелах, например об Ангелах Хранителях. Когда женщина носит покрывало, Ангелы видят, что она – замужем, и помогают ей в супружеской жизни.
Это очень красивое предположение, но едва ли верное. В то время, когда писал Ап. Павел, еще не было сформулировано учение об Ангелах как помощниках, тем более не было учения об Ангелах Хранителях. Оно появилось в последующие христианские века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *