для чего предназначена автобиография
Зачем и как писать автобиографию
Устраиваетесь на работу? Вас могут попросить написать автобиографию. Кому и для чего она нужна, а также как ее составить, — читайте в статье Work.ua.
Автобиография — не дубликат резюме и не анкета. А документ, в котором человек в произвольной форме описывает основные этапы своей жизни с момента рождения по настоящий момент. Это как зеркало, показывающее, насколько человек преуспел, чего добился, поднялся ли по карьерной лестнице.
Именно автобиографию вместе с другими документами, необходимыми для устройства на работу, может потребовать от вас работодатель. Зачем она ему нужна, в каких случаях, какие самые распространенные правила составления автобиографии, разбирался Work.ua.
Зачем и кому
Автобиографию требуют не везде и не у всех. Как правило, она необходима для поступления на работу в крупные коммерческие фирмы или государственные учреждения. Рассказать о себе от А до Я чаще всего просят работников силовых структур, государственных служащих, педагогов, врачей и даже поваров.
Автобиография — это не просто документ, которым кадровые службы предприятия укомплектовывают личное дело новоиспеченного сотрудника. Она дает возможность работодателю ближе познакомиться с новичком.
Из этого рассказа наниматель узнает:
А это, согласитесь, ценный материал для составления психологической характеристики человека. И поскольку автобиография — это документ-жизнеописание, то вы должны представить себя с лучшей стороны.
Как написать автобиографию
Четких стандартов и шаблонов, как составить автобиографию, нет. Ее пишут в произвольной форме, от руки, на листе формата А4, ориентируясь на требования конкретного работодателя. Выберите стиль повествования, который, по вашим ощущениям, больше всего подходит компании, где вы собираетесь работать, — официально-деловой, художественный или микс двух стилей.
Но все же в написании этого документа сложилась определенная традиция. Существует 8 пунктов, которые необходимо последовательно включить в автобиографию.
NB! Далее идет перечисление пунктов, которые обычно описываются в автобиографии. Но включать их название в основной текст не нужно. Ведите рассказ от первого лица, повествуйте логично, выстраивая все факты в хронологическом порядке.
1. Заголовок
Вверху листа, посередине с большой буквы следует так и написать: Автобиография.
2. Имя
Далее представьтесь, укажите свою фамилию, имя, отчество, а также дату и место рождения. Ваше повествование будет начинаться со слов: Я, фамилия, имя, отчество, родился.
3. Образование
Укажите, когда и какую школу вы закончили. Этого будет достаточно. Но на образовании после школы остановитесь подробнее — период обучения, название вуза, факультет, специальность и так далее.
4. Трудовая деятельность
Рассказывая о своем трудовом пути, обозначьте года работы на прежнем месте, название фирмы или структуры, должность которую вы там занимали. Опишите свои обязанности, деловые достижения, причины увольнения. Не стесняйтесь внести данные о повышениях, поощрениях, наградах. Сведения о патентах, изобретениях, научных трудах и публикациях в периодических изданиях также охарактеризуют вас с положительной стороны.
5. Семейное положение
Расскажите коротко о своей семье, муже или жене, детях, если они есть.
6. Воинская служба
Мужчинам обязательно нужно указать сведения о том, где и когда проходила их воинская служба, звание.
7. Родня
Часто работодатели просят внести в автобиографию информацию о родителях, братьях и сестрах, их год рождения, профессиональную деятельность, место учебы. Эти данные приводятся в конце автобиографии после основного текста.
8. Подпись и дата
Подписывается и датируется автобиография автором, то есть вами. Дата ставится слева, подпись — справа под текстом.
Полезные советы
Есть еще несколько тонких моментов, связанных с составлением автобиографии:
Как написать автобиографию на работу ‒ полный гайд
Зачем на собеседовании требуют написать автобиографию, что может испортить впечатление о тебе и самое главное ‒ что писать
Автобиография ‒ это краткий рассказ о себе. Чаще работодатели просят написать автобиографию прямо на собеседовании чёрной ручкой.
Автобиография ‒ далеко не то же самое, что резюме. От того, как изложишь события своей жизни, зависит впечатление о тебе. Учитывается всё ‒ грамотность, логичность изложения, стиль и даже почерк.
Как написать автобиографию, чтобы получить работу, о чём и как рассказывать ‒ читай полный гайд.
Кого просят написать автобиографию
Автобиографию писать обязательно:
Автобиографию в форме анкеты требуют:
Могут попросить автобиографию в свободной форме. Могут выдать бланк с вопросами. Могут потребовать в печатном или рукописном виде.
Как писать автобиографию
Объём. В идеале автобиография должна уместиться на одном листе А4, в крайнем случае ‒ на двух.
Почерк. По мнению графолога и психолога, автора уникальной методики оценки кандидатов по почерку «Графология для HR» Анны Самойленко, почерк может многое рассказать о соискателе.
Графолог одобрит твою кандидатуру, если почерк хорошо читается, буквы ровные, наклон в одну сторону, нажим равномерный, мало или совсем нет исправлений и зачёркиваний.
Стиль изложения. Пиши чётко, ясно, в официально-деловом стиле. Не надо оценок, красочных сравнений и сарказма. В автобиографии излагают факты, а личное отношение. Соблюдай последовательность событий.
Структура. Каждый пункт автобиографии начинается с нового абзаца. Пиши от первого лица. В конце поставь подпись и дату.
Стандартная автобиография:
Как написать автобиографию-эссе
Есть ещё один вид ‒ автобиография-эссе. Такую автобиографию могут попросить, если в вакансии указано требование «развитая речь», «грамотная речь» или что-то подобное.
Автобиография-эссе начинается как стандартная биография, но в конце нужно дописать небольшое сочинение ‒ как правило, на одну из тем:
Эссе обычно пишут по схеме: утверждение ‒ аргументы ‒ подтверждение. Хорошо, если сможешь привести 3 аргумента ‒ от менее значимого до самого важного.
Хорошие аргументы ‒ дополнительное образование, награды/призы, опыт работы, рекомендации.
Как правильно ‒ разбираем частные случаи
Особенности написания автобиографии зависят от того, кто её пишет и для кого. Разберём подробно.
Как писать автобиографию мужчине и женщине
Мужчины должны указать, проходили ли они срочную службу в армии и когда. Если нет ‒ назвать причины. Иначе могут возникнуть вопросы ‒ а не скрывается ли соискатель от военкомата.
Женщины с детьми обязательно указывают годы декретного отпуска. Если как раз выходишь из декрета, постарайся доказать, что не потеряла квалификации.
Как правильно написать автобиографию в МВД
Для тех, кто хочет работать в МВД, есть много ограничений. Поэтому к автобиографии требования особые:
Что писать в автобиографии без опыта работы
Если устраиваешься на первую работу ‒ пиши подробно об успехах в учёбе. Вспомни тему дипломной работы, опиши свои успехи во время практики. Если был призёром конкурсов или олимпиад ‒ и это пригодится.
Напиши о личных качествах и о желании работать. Если в планах продолжить образование ‒ расскажи.
Нужно ли писать про хобби
Обязательно напиши о своих увлечениях, которые могут пригодиться в работе. Воспитатель может написать, что хорошо вяжет или шьёт и может вести кружок. Менеджеру по продажам полезно знание иностранного языка, а лучше нескольких.
Подумай, какое увлечение покажет тебя с лучшей стороны и повысит твои шансы на работу.
Какие ошибки в автобиографии делают чаще всего
Ложь
Попытки скрыть правду ни к чему хорошему не приведут. Если были перерывы в работе, увольнение по статье или есть маленький ребёнок ‒ пиши правду. Конечно, постарайся всё объяснить ‒ и почему не работал, и за что уволили, и кто будет сидеть с ребёнком.
Слишком много информации
Не надо лишнего ‒ в каких конкурсах участвовал в школе, в какие кружки ходил, кем работает тётя Оля, как зовут твою кошку. Не забывай ‒ только главное.
Мало конкретики
Укажи номер школы, название вуза и факультета, названия компаний и должностей, напиши свой адрес. Это нужная информация.
Много исправлений
Если заранее знаешь,что придётся писать автобиографию, подготовься до собеседования. Выучи даты из трудовой, уточни факты. Думай, прежде чем писать.
Автобиография
Автобиография (с греческого: «собственное жизнеописание») — последовательное описание человеком событий собственной жизни.
Содержание
Литературный жанр
Как литературный жанр автобиография зарождается в поздней античности, на почве зарождающегося индивидуалистического самоощущения, одновременно с понятием личности («Исповедь» Блаженного Августина — психологическое описание религиозного кризиса и обращения).
Этот жанр повторяется в нескольких произведениях XVII в., например в «Милости Божьей, сошедшей на главного грешника», написанное Баньяном в 1666 году., и позднее в форме светского философского произведения в поэтическом шедевре Уильяма Вордсворта «Прелюдия», завершенном в 1805 году.
Началом современного жанра автобиографии можно считать «Исповедь» Жан Жака Руссо с беспрецедентной откровенностью описания.
Своей «Автобиографией», опубликованной в 1793 году, Бенджамин Франклин заложил основы чисто американской традиции «истории успеха».
Для автобиографии, в отличие от дневника, характерно ретроспективное, с высоты прожитых лет, стремление осмыслить свою жизнь как целое; пишущий литературную автобиографию нередко прибегает к вымыслу. В отличие от мемуаров, автор сосредоточен на истории своей личности, а не на окружающем мире. Существуют и пограничные между автобиографией, дневником и/или мемуарами жанры.
См. также
Литература
В делопроизводстве
В канцелярском делопроизводстве (в советской традиции) автобиографией называется жизнеописание какого-либо лица, которое составлено им самим в виде документа, являющегося составной частью личного дела. Автобиография может использоваться при составлении психологической характеристики работника, изучении его жизненного пути и личностных качеств: стиль изложения, акценты на тех или иных сторонах жизни, помогают судить о различных психологических особенностях человека. Главным достоинством автобиографии являются основные факты трудовой и общественной деятельности, позволяющие представить и оценить жизненный путь человека. Поэтому автобиографию нередко используют в процессе отбора кадров.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Автобиография» в других словарях:
автобиография — автобиография … Орфографический словарь-справочник
АВТОБИОГРАФИЯ — (от греч. autos сам, bios жизнь, и grapho пишу). Описание собственной жизни. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВТОБИОГРАФИЯ описание жизни какого либо лица, сделанное им самим. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
Автобиография — см. Мемуарные жанры. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. автобиогр … Литературная энциклопедия
автобиография — См … Словарь синонимов
автобиография — и, ж. autobiographie f. 1852. Лексис. Написанное кем либо самим описание своей жизни. Даль. Описание своей жизни; рассказ о своей жизни. БАС 2. Впервые отмечается в письме А. Тургенева Вяземскому в 1817 г. ЭС. Кущевский желал передать нам эту… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АВТОБИОГРАФИЯ — (лат. curriculum vitae): Описание жизни человека. Отчет о полученном образовании, квалификации и прежней работе, подготавливаемый кандидатом на рабочее место и представляемый вероятному нанимателю. Автобиография должна быть отпечатана на машинке … Словарь бизнес-терминов
автобиография — Автобиография, поскольку первая часть этого существительного (авто) в переводе с греческого означает «сам», «само», слово это имеет значение «биография, написанная самим собой». Поэтому предложение: «Писатель написал свою автобиографию»… … Словарь ошибок русского языка
АВТОБИОГРАФИЯ — (от авто. и биография) прозаический жанр, описание собственной жизни; близок мемуарам, но более сосредоточен на личности и внутреннем мире автора ( Былое и думы А. И. Герцена) … Большой Энциклопедический словарь
Автобиография — (от греч. autоs сам + bios жизнь + grapho пишу) в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит обращение автора … Психологический словарь
АВТОБИОГРАФИЯ — АВТОБИОГРАФИЯ, автобиографии, жен. (от греч. autos сам и слова биография). Сочинение, в котором автор излагает историю своей собственной жизни. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АВТОБИОГРАФИЯ — АВТОБИОГРАФИЯ, и, жен. Описание своей жизни. | прил. автобиографический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Как написать автобиографию на работу [+Пример на русском и английском]
Сегодня разберемся, что представляет собой автобиография, кому и зачем она может понадобиться, а также как правильно составить этот документ.
Что такое автобиография
Автобиография – это не дубликат резюме и не анкета, где требуется четкая структура и тезисное преподнесение информации.
Вот как выглядит грамотно составленное резюме:
В автобиографии соискатель в произвольной форме описывает весь свой жизненный путь. Здесь нет необходимости делать перечисления в виде списка и далеко не всегда требуется придерживаться строгих рамок.
Если буквально, то автобиография – это биография, написанная лично.
Впервые сталкиваясь с необходимостью составить такой документ, большинство соискателей задаются вопросом, зачем писать автобиографию при приеме на работу? Попробуем разобраться.
Составление психологической характеристики
Из этого рассказа наниматель узнает:
Для составления психологического портрета человека важно и то, что написано в автобиографии, и то, как это сделано. В государственных учреждениях, силовых ведомствах и крупных частных корпорациях с такими документами работают психологи, графологи, работники службы безопасности и прочие специалисты. По отдельным деталям они делают общие выводы о сотруднике, соискателе.
Давайте посмотрим, как это работает:
Пример | Черты психологического портрета |
---|---|
Слишком много текста, биография «растянута» на 2-3 листа | Тщеславность, амбициозность, высокая демонстративность |
Несоответствие данных об образовании, опыте работы со сведениями, указанными в резюме | Невнимательность, невысокие интеллектуальные данные, склонность предоставлять неправдивую информацию |
Много ошибок, исправлений в тексте | Низкий уровень грамотности |
Тест по структуре не соответствует запросу работодателя | Невнимательность, низкий уровень исполнительской дисциплины |
Доступное, краткое и логическое изложение | Рациональность, дисциплинированность |
В каких ситуациях нужна автобиография
В соответствии с российским трудовым законодательством автобиография не входит в перечень обязательных документов. Работодатель имеет право запросить ее по своей инициативе.
Но есть и другие ситуации, когда автобиография составляется в обязательном порядке:
Основные принципы составления автобиографии на работу
Четких стандартов и шаблонов написания автобиографии не существует. Иногда работодатели просят составить рассказ в произвольной форме. В некоторых случаях в кадровой службе организации заготовлен список вопросов, на которые нужно ответить письменно.
Зачастую составить автобиографию просят в ходе собеседования в присутствии рекрутера. Поэтому рекомендуем подготовиться заранее.
Отличия женской и мужской автобиографии
Несмотря на то что требований к составлению документа немного, у соискателей часто возникает вопрос, как написать автобиографию на работу женщине или мужчине. Действительно, некоторые отличия существуют.
2. Если соискатель не служил, стоит указать причину, чтобы не возникло недоразумений. Например, по состоянию здоровья.
3. Рассказывая о семейном положении, мужчина должен перечислить все браки. Дети указываются все, вне зависимости проживают они с отцом или отдельно от него.
2. При наличии детей необходимо указать, в течение какого периода женщина была в декретном отпуске. Эта информация поможет рекрутерам определить, насколько сохранена квалификация.
Автобиография на работу в иностранную компанию
При устройстве в международную или зарубежную компанию соискателя могут попросить написать рассказ о себе на иностранном языке.
Решить эту проблему можно разными способами:
Автобиография на работу в разные службы
От того, куда вы устраиваетесь, зависит то, как должен выглядеть ваш рассказ о себе. Рассмотрим некоторые нюансы и образцы автобиографий на работу на примере разных профессий и должностей.
Госслужба
Тем, кто желает устроиться на службу в госструктуры (администрация, управа, иной госорган), необходима безупречная репутация.
В автобиографии обязательно укажите на:
При составлении рассказа будущим госслужащим рекомендуем ненавязчиво продемонстрировать развитое чувство гражданского долга и патриотизм. Например, упомянуть об участии в благотворительности или важных социальных проектах своего города.
Силовые ведомства
Если вы мечтаете работать в МВД, МЧС или иных силовых структурах, грамотно составленная автобиография может стать важным конкурентным преимуществом.
В тексте, кроме стандартных сведений, можно добавить следующее:
В дополнение к общим сведениям можно добавить следующую информацию:
При устройстве в организацию, связанную с финансами, в автобиографии можно выделить несколько важных фактов из своей жизни:
Медучреждения
При составлении автобиографии для медучреждения стоит придерживаться делового тона. Вместе с перечислением основных вех своей жизни можно указать:
В рассказ о себе можно включить несколько качеств, которыми должен обладать весь медперсонал: умение сопереживать, внимательность, отзывчивость, чуткость.
Детские дошкольные учреждения и школы
Заключение
Не стоит пугаться, если вы не знаете, как написать автобиографию про себя при приеме на работу. В этом документе нет ничего сверхсложного. Требуется честно и просто рассказать о себе. А чтобы предстать в выгодном свете перед работодателем, добавьте в свою автобиографию «фишки», которые ассоциируются с вашей профессией.
HR-специалист, карьерный эксперт, независимый журналист.
Автобиография на работу: правила написания и образцы
Автобиография на работу — это документ, который предоставляет дополнительные сведения о кандидате при трудоустройстве и остается в личном дела сотрудника.
Зачем нужна автобиография
Чаще всего жизнеописание требуется в государственные структуры или крупные коммерческие организации.
Для госструктур биография или анкета обязательна в следующих ведомствах:
В частных компаниях эту бумагу предъявляют по запросу работодателя. В ст. 65 ТК РФ она не указана среди обязательных документов при заключении трудового договора. Если претендент на вакансию не желает писать эти сведения, он вправе отказаться. Но в крупных компаниях тщательно подходят к выбору сотрудников. И такая информация о человеке становится неотъемлемой частью изучения личности кандидата.
Автобиографический документ позволит нанимателю получить дополнительную информацию:
Какие данные в нее включить
Четких правил и стандартных шаблонов для составления биографии не предусмотрено. Пишут ее в свободном виде на листе бумаги А4 или на официальном бланке. Описывают события от первого лица, подробно, но лаконично. Ваше творение необходимо уместить максимум на двух страницах. Избегайте перескакивания с одного события на другое. Даты, названия мест учебы, работы указывайте по порядку по мере их происхождения в жизни.
Произвольный стиль описания собственной биографии оставляет кандидату возможность для импровизации. Конечно, приукрашивать события и придумывать факты нельзя. Но вы вправе добавить некоторые нюансы, которые выгодно отличают вас от других претендентов на вакансию. Например, о деловых чертах характера, профессиональных навыках, достижениях или наградах.
Для удобства заполнения в организациях иногда составляют собственную форму автобиографической анкеты. Останется только ответить на предлагаемые вопросы. Форма для госслужащих утверждена распоряжением правительства РФ № 667-р от 26.05.2005.
Стандартный перечень сведений, которые обязательно следует отразить в автобиографическом документе:
Особенности для мужчин и женщин
Правила подготовки текста по гендерному признаку не отличаются. Но есть некоторые нюансы, которые стоит учесть. Мужчинам, например, необходимо отметить информацию о службе в армии (период, место службы, звание и др.). Женщинам придется указать точные сведения о периоде отпусков по беременности, родам и уходу за детьми. В остальном отличий нет, главная задача — достоверно и четко рассказать о жизненном пути работодателю.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как обрабатывать персональные данные работников. Используйте эти инструкции бесплатно.
Примеры автобиографий
Вот образец, как правильно написать автобиографию для поступления на службу в полицию для мужчин:
А это вариант биографии для женщин, написанной в свободной форме:
Еще один образец, как правильно написать краткую автобиографию о себе в произвольном стиле:
Я, Романов Роман Романович, родился 17 апреля 1977 года в городе Саратове в семье экономистов.
В 1984 году пошел в 1-ый класс СШ № 35, г. Саратов. Ее успешно завершил в 1994 году.
С 1994 по 1999 годы учился на экономическом факультете в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского.
С 1999 года работаю экономистом в ООО «Финансист».
Женат. Состав семьи:
Супруга — Романова Евгения Евгеньевна, 1980 года рождения, бухгалтер в ООО «Саратовточмаш».
Сын — Романов Ярослав Романович, 2010 года рождения, ученик 4 класса СШ № 25, г. Саратов.
Ни я, ни мои ближайшие родственники не судимы. За пределами СНГ родственников нет.