для чего предназначена ксэон
Как работает комплексная система экстренного оповещения населения
В целях своевременного и гарантированного доведения до каждого человека достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также правилах поведения и способах защиты в такой ситуации на территории Воронежской области создана комплексная системы экстренного оповещения населения (КСЭОН).
КСЭОН функционирует в составе действующих систем оповещения населения и представляет собой комплекс программно-технических средств, сопряженных с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов.
Запуск КСЭОН может осуществляться при срабатывании всевозможных датчиков систем мониторинга.
При этом задействуются различные технические средства доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения.
В целом система предназначена для своевременного и гарантированного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до различных групп населения в зонах экстренного оповещения, которые определяются в зависимости от присущих территориям опасных природных и техногенных процессов.
Право на задействование системы оповещения для передачи экстренной информации по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям представляется:
— губернатору Воронежской области;
— председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства Воронежской области;
— начальнику Главного управления МЧС России по Воронежской области. Технический «запуск системы» и передачу сигналов оповещения осуществляет старший оперативный дежурный Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Воронежской.
Оповещение населения производится по общероссийскому каналу телевещания «Россия 1», УКВ радиопрограмм «Маяк», «Радио России», «Мелодия», «Дорожное Радио», «Русское Радио», «На семи холмах». Речевые сообщения могут содержать информацию о наличии различных угроз, в том числе о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении окружающей среды, об опасности заражения вследствие производственных аварий и многое другое.
Перед передачей речевого сообщения могут задействоваться электрические сирены и выносные громкоговорители.
Оповещение и информирование населения, проживающего в тех местах, где централизованные системы оповещения отсутствуют, осуществляется при помощи мобильных средств оповещения.
К мобильным средствам оповещения относятся сирены с ручным запуском и ручные электромегафоны. Для задействования этих средств создаются звенья оповещения из числа жителей, обученных правилам их использования.
«Оповещение населения. Системы оповещения населения»
«Оповещение населения. Системы оповещения населения».
Системы оповещения создаются:
ОКСИОН — общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций
Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.
Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.
Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов автоматизированного пульта управления для цифровой сети АПУ-Ц, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.
При создании локальных систем оповещения должно быть предусмотрено их организационное, техническое и программное сопряжение с региональной (местной) автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.
Локальные системы оповещения создаются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:
в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);
в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от каждого объекта.
КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), тип и вид которых определяется в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.
КСЭОН должна обеспечивать выполнение следующих задач:
своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
передачу в автоматическом и (или) автоматизированном режимах необходимой информации и сигналов оповещения (аудио, видео, буквенно-цифровых и других) для адекватного восприятия населением при угрозе возникновения или при возникновении ЧС;
возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
возможность сопряжения систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально-опасных объектов, природных и техногенных ЧС;
использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
своевременную передачу информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;
управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;
передачу информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);
защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе.
ОКСИОН имеет 4 уровня: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный. В соответствии с иерархической структурой ОКСИОН информационные центры подразделены на федеральный информационный центр (ФГБУ «ИЦ ОКСИОН»), межрегиональные (МРИЦ), региональные (РИЦ) и муниципальные (городские) информационные центры (МИЦ).
В состав комплекса технических средств ОКСИОН входят информационные центры, стационарные терминальные комплексы (пункты уличного информирования и оповещения населения, пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, мобильные комплексы информирования и оповещения населения).
Дальнейшее развитие ОКСИОН осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 555.
Основные направления совершенствования ОКСИОН:
модернизация существующих элементов системы путем оснащения современными техническими средствами, в том числе энергосберегающими с возможностью отражения информации в звуковом и речевом режимах;
развитие составляющей ОКСИОН за счет средств субъектов Российской Федерации и иных источников финансирования.
СЗИОНТ создается в целях обеспечения:
информирования и оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте;
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.
СЗИОНТ включает в себя терминальные комплексы, оснащенные подсистемами массового информирования (визуального и звукового), наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи, а также системы управления в центрах управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.
В настоящее время реализуется первый этап по созданию СЗИОНТ, в рамках которого отрабатываются технологии создания СЗИОНТ, создаются опытные зоны на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры ряда субъектов Российской Федерации, организуется их опытная эксплуатация, проводится комплекс работ по совершенствованию нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих порядок создания СЗИОНТ.
Создание и развитие СЗИОНТ осуществляется в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р.
Основные направления развития СЗИОНТ:
отработка технологий информирования и оповещения населения на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, завершение работ по их оснащению экспериментальными зонами;
внедрение СЗИОНТ на всех объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе и за счет собственников этих объектов;
интеграция СЗИОНТ, созданных на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, с местными системами оповещения и информирования населения, через диспетчерские центры управления движением;
НПА, на основании которых осуществляется оповещение
6. Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
О комплексной системе экстренного оповещения населения
Сергей Владимирович, что такое КСЭОН?
КСЭОН – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), тип и вид которых определяются в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.
Запуск систем оповещения осуществляется автоматически
при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов в автоматическом и/или автоматизированном режиме, с последующим (параллельным) уведомлением соответствующего органа повседневного управления РСЧС.
Какие территории в Республике Башкортостан являются зонами КСЭОН?
Перечень зон КСЭОН Республики Башкортостан определен решением Правительства республики, а именно постановлением от 18 августа 2014 года № 382 «Об утверждении Перечня зон экстренного оповещения населения Республики Башкортостан об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
Он насчитывает 55 таких территорий, в том числе: 16 зон химического заражения; 5 зон лесных пожаров; 16 зон катастрофического затопления и 18 – возможного затопления. Зоны расположены на территории 19 муниципальных образований республики, в том числе в 4-х городских округах (Уфа, Нефтекамск, Салават, Стерлитамак) и в 15-ти муниципальных районах (Янаульский, Мелеузовский, Ишимбайский, Нуримановский, Благовещенский, Иглинский, Кугарчинский, Куюргазинский, Стерлитамакский, Белорецкий, Бурзянский, Зилаирский, Дуванский, Чишминский, Уфимский).
На какой стадии находится работа по созданию КСЭОН в республике?
На сегодняшний день созданы все 55 зон. Все работы проведены за счет средств муниципальных бюджетов и собственных средств предприятий. Можно сказать, что работы на объектовом и муниципальном уровне завершены.
До ввода КСЭОН Республики Башкортостан в промышленную эксплуатацию необходимо выполнить определенный объём работы по сопряжению уже названных зон объектового и муниципального уровня с региональной системой оповещения.
Республиканским Госкомитетом по чрезвычайным ситуациям данные мероприятия проводятся согласно утвержденному Правительством плану.
Расскажите, пожалуйста, что должны знать и делать люди при получении сигналов КСЭОН?
Если говорить о зоне химического заражения, то при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на химически опасных объектах, через устройства КСЭОН будет передан звуковой (речевой) сигнал (сирена), направлено СМС сообщение, после которого необходимо включить телевизор, радиоретрансляционную сети, где будет передано сообщение единой дежурно- диспетчерской службы или старшего оперативного дежурного центра управления в кризисных ситуациях:
Пример текстового сообщения:
«Внимание всем! Произошла авария на территории ХОО ________ с выбросом аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении улиц _____. В зону химического заражения может попасть н.п.______. Населению, проживающему на улицах ______, немедленно покинуть здания и выйти к месту сбора для дальнейшей эвакуации.
Населению, проживающему на улицах _______, необходимо находиться в помещениях, провести дополнительную герметизацию своих домов (квартир).
И ждать дальнейших указаний»
Информационное сообщение может повторяться 2-3 раза.
При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы.
Имеющиеся в них щели заклейте бумагой или скотчем. При авариях с аммиаком необходимо перейти на нижние этажи зданий (аммиак легче воздуха в 1,6 раз).
После полученного информационного сообщения населению необходимо:
для сохранности своего дома отключить воду, газ, электричество;
взять документы, деньги, ценные вещи, лекарства, комплект одежды и обуви по сезону, запас продуктов питания и следовать к месту сбора, с которого население будет эвакуировано в ближайший пункт временного размещения на территории города. В пункте временного размещения будет организовано питание, медицинская и психологическая помощь.
В случаях, когда человек оказался в зоне подтопления или лесного пожара – через устройства КСЭОН будет передан звуковой (речевой) сигнал (сирена), направлено СМС сообщение, после которого необходимо включить телевизор, радиоретрансляционную сеть, где будет передано сообщение диспетчера единой дежурно диспетчерской службы или старшего оперативного дежурного центра управления в кризисных ситуациях:
Пример текстового сообщения:
«Внимание всем! В результате резкого подъема уровня воды в реке ______, возникла угроза подтопления улиц _________.
Вам необходимо взять документы, ценные вещи, запас продуктов и следовать к месту временного размещения, расположенному на базе дома культуры (школы) по адресу _____. Или к месту сбора для дальнейшей эвакуации в пункты временного размещения в другой населенный пункт»
Информационное сообщение может повторяться 2-3 раза.
После полученного сообщения жителям, находящимся в зоне подтопления, необходимо:
для сохранности своего дома отключить воду, газ, электричество;
взять документы, деньги, ценные вещи, лекарства, комплект одежды и обуви по сезону, запас продуктов питания и следовать к месту сбора, ближайший пункт временного размещения, развернутый на базе дома культуры (школы) (или к месту сбора для дальнейшей эвакуации в пункт временного размещения в другой населенный пункт).
В пункте временного размещения будет организовано питание, медицинская и психологическая помощь.
Аббревиатура КСЭОН расшифровывается как комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС).
КСЭОН является элементом системы оповещения населения о ЧС и представляет собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах. Указанная формулировка дана в статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и продублирована в Положении о системах оповещения населения, утвержденном приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020.
Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения[1], а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.
КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), руководителя органа местного самоуправления, организации (собственника объекта, производства, гидротехнического сооружения), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
КСЭОН кроме сопряжения с муниципальными (региональной) системами оповещения должны иметь программно-аппаратное сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля.
Более подробно о системах оповещения населения читайте в журнале «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях».
Оперативно-технические требования к комплексной системе экстренного оповещения населения
Институт законодательства и сравнительного правоведения
К КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ЭКСТРЕННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.2. КСЭОН представляет собой организационно-техническое объединение:
-органов повседневного управления РСЧС: НЦУКС, ЦУКС РЦ, ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационных центров федеральных органов исполнительной власти, дежурно – диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ЕДДС муниципальных образований, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально-опасные объекты
— сил, средств, сетей связи и вещания операторов связи, действующих на территории Российской Федерации;
— каналов и линий связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до населения.
1.3. КСЭОН должна функционировать на следующих уровнях:
— межрегиональном (в границах федерального округа);
— региональном (в границах субъектов Российской Федерации);
— муниципальном (в границах муниципального образования);
2.Основные задачи комплексной системы экстренного оповещения населения
2.1. Основной задачей КСЭОН является своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС, достоверной информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, правилам поведения и способам защиты в каждой конкретной ситуации.
2.2. Основными задачами КСЭОН на федеральном уровне являются:
— оповещение населения Российской Федерации при возникновении ЧС федерального масштаба путем дистанционного управления автоматизированными системами оповещения межрегионального, регионального и муниципального уровней.
2.3 Основными задачами КСЭОН на межрегиональном уровне являются:
— сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования функциональных подсистем РСЧС межрегионального уровня, обработку в автоматизированном режиме поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированной системы оповещения межрегионального уровня;
— сопряжение с межрегиональными информационными центрами (далее – МРИЦ) ОКСИОН для приема формализованных данных об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и ввод сигналов и экстренной информации оповещения для населения;
— оповещения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управление МЧС России по субъектам Российской Федерации входящим в соответствующий Федеральный округ;
— оповещение населения Российской Федерации проживающего в границах Федерального округа при возникновении ЧС межрегионального характера путем дистанционного управления автоматизированными системами оповещения регионального и муниципального уровней.
2.4 Основными задачами КСЭОН на региональном уровне являются:
— сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования природных и техногенных ЧС функциональных подсистем РСЧС регионального уровня, обработку в автоматизированном режиме поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированных систем оповещения муниципального уровня;
— сопряжение с региональными информационными центрами (далее – РИЦ) ОКСИОН для приема формализованных данных об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и ввод сигналов и экстренной информации оповещения для населения;
— сопряжение с системой защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (далее – СЗИОНТ) регионального уровня для ввода сигналов и экстренной информации оповещения для пассажиров на транспорте;
— оповещение руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации, главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, ЕДДС муниципальных образований, специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
— оповещение работников объектов экономики путем дистанционного управления локальными и объектовыми системами оповещения, включая системы оповещения и управления эвакуации при пожарах;
— оповещение всего населения и каждого человека, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации при ЧС регионального и межмуниципального характера, и в первую очередь находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС.
2.5 Основными задачами КСЭОН на муниципальном уровне являются:
— сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования природных и техногенных ЧС функциональных подсистем РСЧС муниципального уровня, обработку в автоматизированном режиме поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированных систем оповещения муниципального уровня;
— сопряжение с муниципальными (городскими) информационными центрами (далее – МИЦ) ОКСИОН для приема формализованных данных об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и ввод сигналов и экстренной информации оповещения для населения;
— сопряжения с СЗИОНТ муниципального уровня для ввода сигналов и экстренной информации оповещения для пассажиров на транспорте;
— оповещение руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием, специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
— оповещение работников объектов экономики путем дистанционного управления локальными и объектовыми системами оповещения, включая системы оповещения и управления эвакуации при пожарах (далее СОУЭ);
— оповещение всего населения и каждого человека проживающего на территории соответствующего муниципального образования, и в первую очередь находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС.
2.6. Основными задачами КСЭОН объектового уровня являются:
— сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования природных и техногенных ЧС, обработка в автоматическом и автоматизированном режимах поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированными системами оповещения объекта, в т.ч. СЗИОНТ и СОУЭ;
— сопряжение с системой автоматизированного оповещения муниципального уровня;
— оповещение руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС, объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
— оповещение руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения (для потенциально опасных объектов);
— оповещение населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения (для потенциально опасных объектов).
3.Оперативные требования к комплексной системе экстренного оповещения населения
3.1. КСЭОН должна обеспечивать круглосуточное функционирование и постоянную готовность к применению по предназначения во всех режимах функционирования РСЧС.
3.2. КСЭОН должна обеспечивать своевременное, гарантированное и достоверное доведение сигналов оповещения и экстренной аудио – видео информации оповещения до населения Российской Федерации.
3.3. Общее время доведения сигналов и экстренной информации оповещения до населения с момента получения достоверных данных об угрозе возникновения или возникновения ЧС природного или техногенного характера по автоматизированным системам оповещения населения:
— на федеральном и межрегиональном уровнях не более 5 минут;
— на региональном и муниципальном уровнях не более 3 минут;
— на объектовом уровне на более 1 минуты.
3.4. Управление КСЭОН должно осуществляться на федеральном, межрегиональном и региональном уровне не менее, чем с трех центров оповещения одного уровня. На муниципальном и объектовом уровнях с пунктов оповещения.
3.6. КСЭОН должна обеспечивать 100% охват населения, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС.
4.Технические требования к комплексной системе экстренного оповещения населения
4.1.КСЭОН должна обеспечивать следующие режимы передачи сигналов и информации оповещения:
— циркулярный по заранее установленным программам;
— избирательный в пределах одного уровня КСЭОН;
— избирательный (через один или два уровня) по заранее установленным программам.
4.2. КСЭОН всех уровней управления должны технически и программно сопрягаться.
4.3 КСЭОН должна функционировать как централизованно, так и децентрализовано на всю глубину системы.
4.4. КСЭОН должна обеспечивать обмен информацией между уровнями автоматическим, автоматизированным, ручным способом и в диалоговом режиме.
4.5. КСЭОН всех уровней должна обеспечивать передачу и прием подтверждения о переданных сигналах и информации оповещения.
4.6. КСЭОН должна обеспечивать:
— автоматическое отображение и документирование предаваемой информации оповещения, данных и подтверждений об их приеме;
— документирование действий оперативного дежурного по управлению системой оповещения;
— возможность «перехвата» управления сетью оповещения центром (пунктом) оповещения более высокого приоритета;
— дистанционное управление средствами оповещения населения и должностных лиц;
— ввод информации оповещения в систему с ПЭВМ:
— передачу заранее записанных речевых сообщений или с микрофона;
— при передаче условных сигналов и буквенно-цифровых сообщений.
— ввод информации оповещения в систему из теле – радиовещательных студийных комплексов различных уровней.
4.7. Требования к сопряжению Комплексной системы экстренного оповещения населения с Общероссийской комплексной системой информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
4.7.1. КСЭОН должен иметь возможность приема и обработки информации о ЧС от терминальных комплексов ОКСИОН всех уровней:
4.7.2. КСЭОН должна иметь программно-техническое сопряжение с ОКСИОН на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.
4.7.3. КСЭОН должна иметь возможность отображения сигналов и аудио-видео информации оповещения (том числе сигнала Внимание всем!») на терминальных комплексах ОКСИОН всех уровней.
4.8 Требования к сопряжению Комплексной системы экстренного оповещения населения с Системой защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.
4.8.1. КСЭОН должен иметь возможность приема и обработки информации о ЧС от терминальных комплексов СЗИОНТ всех уровней:
4.8.2. КСЭОН должна иметь программно-техническое сопряжение с СЗИОНТ на региональном, муниципальном уровнях
4.8.3. КСЭОН должна иметь возможность отображения сигналов и аудио-видео информации оповещения ( том числе сигнала Внимание всем!») на терминальных комплексах СЗИОНТ региональном, муниципальном и объектовым уровней.
4.9. Требования к сопряжению Комплексной системе экстренного оповещения населения с системами оповещения и управления эвакуации при пожарах.
4.9.1. КСЭОН должна иметь программно-техническое сопряжения с СОУЭ на объектовом уровне
4.9.2. КСЭОН должна иметь возможность передачи сигналов и информации оповещения (том числе сигнала Внимание всем!») на оконечные средства СОУЭ.
4.10. Требования к сопряжению Комплексной системы экстренного оповещения населения с программно-техническими комплексами систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля.
4.10.1. КСЭОН должен иметь возможность приема и обработки информации о ЧС от терминальных комплексов систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля, осуществляющих прием, обработку формализованных сообщений об угрозе возникновения или возникновении ЧС (далее – систем контроля):
— в формализованном виде – от систем мониторинга Росгидромета, ФП РСЧ ЦУНАМИ, радиационно-химического контроля и охранно-пожарной сигнализации;
— в неформализованном виде – аудио и видеоинформацию от систем мониторинга природных и техногенных ЧС.
4.10.2.КСЭОН должна иметь программно-техническое сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля на всех уровнях.
4.10.3. Ввод данных от систем контроля в КСЭОН должен осуществляться в виде стандартных протоколов обмена для обработки в модулях сопряжения и выдачи команд на задействование по предназначению КСЭОН различного уровня.
4.10.4. Сопряжение КСЭОН и системами контроля должно обеспечивать как автоматический (без участия операторов), так и автоматизированный режим функционирования
4.11. КСЭОН должен обеспечивать оповещение и информирование населения регионального, местного и объектового уровней по следующим сетям связи и оповещения:
— FM, УКВ-ЧМ (радиовещания);
— сотовых операторов связи, в том числе с использованием технологий Cell Broadcast и LiveScreen;
— телефонной связи населенных пунктов;
— радиотрансляции населенных пунктов (при их наличии);
— терминальные элементы ОКСИОН и СЗИОНТ;
— Интернет на индивидуальные устройства абонентов (стационарные и мобильные);