для чего предназначены изотермические вагоны
Изотермический вагон
Изотермический вагон — крытый грузовой вагон для перевозки скоропортящихся грузов.
Кузов изотермического вагона для уменьшения тепловых потер снабжён теплоизоляцией из полистирола, пенополиуретана и других материалов, имеет приспособления для рационального размещения груза. Для поддержания постоянной и равномерной температуры воздуха изотермический вагон может иметь приборы охлаждения и отопления, устройства для принудительной циркуляции воздуха и вентилирования грузового помещения. Парк изотермических вагонов разделяется:
по назначению — на универсальные, предназначенные для перевозки всех видов скоропортящихся грузов (рефрижераторные вагоны и вагоны-ледники), и специальные (для перевозки молока, живой рыбы, вина); по способу охлаждения — с машинным охлаждением (рефрижераторные вагоны), охлаждаемые водным льдом или льдосоляной смесью (вагоны-ледники), и вагоны, охлаждаемые сжиженными газами; по способу отопления — с электрическим отоплением (рефрижераторные вагоны) и вагоны, отапливаемые печами-времянками, трубы которых выводятся через печную разделку в крыше (вагоны-ледники), вагоны без приборов отопления и охлаждения, где температурный режим поддерживается за счёт конструкции стенок, выполненных из нескольких теплоизоляционных материалов (вагоны-термосы, обычные и с усиленной изоляцией).
В вагонах-ледниках, где для охлаждения продуктов используется любой источник холода (естественный лёд с добавлением или без добавления соли, сухой лёд, сжиженные газы или иное средство, отличное от машинной компрессионной или абсорбционной установки), можно понижать температуру в пустом кузове и поддерживать её на уровне не выше 7°С (ледник класса А), —10°С (ледник класса В) и —20°С (ледник класса С) при средней наружной температуре 30°С.
Рефрижераторный вагон — изотермический вагон, имеющий индивидуальную или общую для нескольких вагонов холодильную установку, позволяющую при средней наружной температуре 30°С понижать температуру внутри вагона и затем поддерживать её в пределах от 12 до 0°С (класс А), от 12 до —10°С (класс В) и от 12 до —20°С (класс С).
Изотермические вагоны предназначены для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба, масло, фрукты, овощи и т.п.). По назначению эти вагоны делятся на универсальные и специализированные. Первые предназначены для перевозки всех видов скоропортящихся грузов, а вторые — для перевозки отдельных грузов, например, молока, живой рыбы, вина.
По способу охлаждения и способу отопления вагоны делятся на вагоны с машинным охлаждением и электрическим отоплением (рефрижераторные) и охлаждаемые водным льдом или льдосоляной смесью и отапливаемые печами-времянками (вагоны-ледники).
В зависимости от способа охлаждения рефрижераторные вагоны бывают с центральной, рассольной и индивидуальной воздушной системами охлаждения. Поезда и секции с центральным охлаждением имеют аммиачные холодильные установки в машинном отделении вагона, из которого холод передается в вагоны с грузом с помощью раствора хлористого кальция. Такую систему охлаждения имеют 21- и 23-вагонные рефрижераторные поезда и 12-вагонные секции. При индивидуальном охлаждении в каждом вагоне имеется автономная холодильная установка с хладоном-12 в качестве хладагента, холод от которого перемещается воздухом в грузовые помещения. Такую систему охлаждения имеют 5-вагонные секции и автономные рефрижераторные вагоны. Технические характеристики рефрижераторных вагонов приведены в табл. 4.11.
Вагон оборудован компрессорными и холодильными установками, устройствами электроотопления, принудительной вентиляцией, системой циркуляции воздуха, устройством для удаления конденсата и промывочных стоков воды, приборами контроля за температурой воздуха и груза. В кузове вагона (рис. 4.40) имеются грузовое 1 и машинное 4 отделения.
выборочный дистанционный контроль с использованием двух показывающих приборов (компенсатор типа КМ-140-703);
автоматический контроль с периодической записью через каждые 2 ч с использованием реле времени, программно-временного блока и самопишущего прибора;
местные измерения температуры переносным прибором, подключаемым через штепсельный разъем с термометром сопротивления, установленным в средней зоне на боковой стене грузового помещения.
Кузов вагона для размещения перевозимых грузов — цельнометаллический, сварной несущей конструкции из низколегированной коррозионно-стойкой стали марок 10ХНДП и 09Г2Д.
Вагоностроительный завод в г. Дессау (Германия) с 1958 по 1967 гг. строил также 5-вагонные секции типа ZA-5 с пятью вагонами для перевозки грузов длиной 17 м, в одном из них находится служебное отделение, а в другом — электростанция.
Вагон дизель-электростанция (рис. 4.41) в 5-вагонной рефрижераторной секции служит для выработки электроэнергии, имеет дизельное, аппаратное, котельное отделения, служебное отделение, кухню-салон, туалет и аккумуляторное отделение.
В дизельном отделении установлены два дизель-генератора типа ДГМА-75 мощностью по 75 кВт каждый, трехфазные генераторы напряжением 400 В, системы охлаждения дизелей, насосы, преобразователи. У вагона имеется также подвагонный генератор с приводом от колесной пары.
В служебном отделении находятся силовые электрощиты с распределительными устройствами и приборами автоматики и контроля температуры в вагонах для грузов. Передача электроэнергии к силовым установкам и всем приборам вагонов секции для перевозки грузов производится по подвагонным электромагистралям и междувагонным соединениям (кондуитам) со штепсельными разъемами.
В салоне-кухне имеются нагревательная плита, холодильник, раковина-мойка, радиоприемник и телевизор, стол, стулья. В котельной установлен котел водяного отопления на жидком топливе (солярка). В помещении для отдыха имеются четыре мягких спальных места, шкаф для одежды, стол, стулья.
Вагон спроектирован по габариту 1-Т и имеет массу тары 64,5 т, длину кузова 17 м, толщину теплоизоляции пола 133 мм стен и крыши 110 мм.
Более современную конструкцию кузова и лучшие технико-экономические показатели имеет рефрижераторный вагон с кузовом типа «Сэндвич», у которого в пространство между наружной и внутренней обшивками заливается вспенивающийся пенополиуретан марок ППУ-17Н и ЦГ1У-309Т, который является теплоизолирующим и несущим элементом, воспринимающим внешние нагрузки совместно с обшивкой кузова. Такой кузов не требует ремонта в течение всего срока службы вагона (28 лет). Вагон имеет номинальную грузоподъемность 46 т, массу тары 39 т, полный и погрузочный объем соответственно 148 и 120 м?, длину по раме 21 м и габарит 1-ВМ.
Охлажденный или подогретый воздух нагнетается в грузовое помещение вентиляторами, размещенными в холодильных агрегатах, подается в пространство над промежуточным потолком 20 и отсюда распределяется по грузовому помещению. Для отвода воздуха из вагона имеются два потолочных дефлектора 18 с заслонками, открывающимися или закрывающимися с помощью рычагов /7 из машинных отделений. Промывочные воды и конденсат отводятся через четыре сливных прибора 19.
Пол состоит из двух слоев стеклопластика, между которыми находятся бумажные вертикальные сегменты (соты) с вспененным полиуретаном. Сверху пол покрыт многослойной фанерой толщиной 18 мм с наружным слоем биологически нейтральной резины. В грузовом помещении имеются оцинкованные стальные напольные решетки, а в полу по диагонали два устройства для удаления промывочной воды. Дверные проемы шириною 2,7 м, высотою 2,3 м закрываются дверями прислонного типа.
Все холодильное и электрическое оборудование вагона работает автоматически и не требует обслуживающего персонала для сопровождения вагона-термоса. Техническое обслуживание вагонов-термосов и наблюдение за исправностью работы их оборудования осуществляется на специальных пунктах крупных железнодорожных станций.
Изотермические вагоны
Изотермические вагоны служат для перевозки скоропортящихся грузов: мяса, рыбы, масла, фруктов, овощей и т. д.
Они разделяются по трем признакам:
По назначению изотермические вагоны делятся на универсальные и специализированные. Универсальные вагоны предназначены для перевозки всех видов скоропортящихся грузов. К ним относятся все рефрижераторные вагоны и вагоны-ледники.
Специализированные вагоны приспособлены для перевозки отдельных грузов, например молока, живой рыбы, вина, часть из которых рассмотрена выше.
По способу охлаждения и способу отопления вагоны делятся на вагоны с машинным охлаждением и электрическим отоплением (рефрижераторные) и охлаждаемые водным льдом или льдосоляной смесью, а отапливаемые печами-времянками (вагоны-ледники).
Рефрижераторные вагоны выпускаются в индивидуальном (автономном) и секционном исполнении. Автономные вагоны выпускались с 1954 по 1957 г. и строятся с 1965 г. по настоящее время, а вагонные секции выпускаются с 1958 г. (ГДР) и с 1965 г. (СССР).
В период 1951 —1954 гг. строились 23-вагонные рефрижераторные поезда, с 1958 по 1965 г. 12-вагонные секции и с 1965 г. 21-вагонные поезда, которые впоследствии были сняты с производства из-за малой эффективности их использования вследствие сложности одновременной загрузки всего поезда (400—600 т.).
В зависимости от способа охлаждения рефрижераторный подвижной состав бывает с центральной, рассольной и индивидуальной воздушной системами охлаждения.
Поезда и секции с центральным охлаждением имеют аммиачные холодильные установки, смонтированные в вагоне — машинном отделении, из которого холод передается в грузовые вагоны с помощью раствора хлористого кальция.
Такую систему охлаждения имеют 21- и 23-вагонные рефрижераторные поезда и 12-вагонные секции. При индивидуальном охлаждении в каждом вагоне монтируется своя холодильная установка, работающая обычно на хладогене 12, от которого холод передается в грузовое помещение воздухом, причем воздухоохладитель непосредственного кипения хладагента монтируется в грузовом помещении вагона. Такую систему охлаждения имеют 5-вагонные секции и автономные рефрижераторные вагоны.
Вагоны-ледники строились в двух конструктивных вариантах: с пристенными карманами, расположенными по концам кузова, и с потолочными приборами охлаждения.
В связи с возросшими требованиями к условиям перевозки скоропортящихся продуктов эти вагоны с 1965 г. не строятся.
К изотермическим вагонам, помимо общих, характерных для всех типов грузовых вагонов, предъявляется ряд специальных требований, обусловленных особенностями их назначения.
В частности, для создания условий, обеспечивающих сохранность качества перевозимых скоропортящихся грузов, и сокращения энергетических затрат изотермические вагоны должны иметь минимальный коэффициент теплопередачи при возможно меньшей толщине элементов ограждения кузова и надежные в работе приборы охлаждения, отопления и контроля за температурой воздуха в грузовом помещении. Можно узнать про котельные тут.
Средний коэффициент теплопередачи ограждений грузовых помещений не должен превышать 0,325 Вт/(м2-°С).
Холодильное, отопительное, вентиляционное оборудование, система циркуляции воздуха и конструкции ограждений должны обеспечивать в грузовом помещении равномерность температуры с допустимым отклонением ±1,5 °С от заданной.
Воздухообмен через неплотности грузового помещения не должен превышать 0,3 полного объема этого помещения за 1 ч.
Изотермические вагоны
Содержание
Общие сведения
В эксплуатации находятся рефрижераторные вагоны (автономные и секционные) отечественного производства и строившиеся в бывшей ГДР. В секционном исполнении строились 23-вагонные рефрижераторные поезда, 12-вагонные секции, 21-вагонные поезда.
Классификация
В зависимости от способа охлаждения рефрижераторные вагоны бывают с центральной, рассольной и индивидуальной воздушной системами охлаждения Поезда и секции с центральным охлаждением оборудованы аммиачными холодильными установками в машинном отделении вагона, из которого холод передается в вагоны с грузом с помощью раствора хлористого кальция Такую систему охлаждения имеют 21- и 23-вагонные рефрижераторные поезда и 12-вагонные секции При индивидуальном охлаждении в каждом вагоне имеется автономная холодильная установка с хладоном-12 в качестве хладагента, холод от которого перемещается воздухом в грузовые помещения Такую систему охлаждения имеют 5-вагонные секции и автономные рефрижераторные вагоны.
Основные технические характеристики рефрижераторных вагонов приведены в таблице 11
Конструкция
5-вагонная рефрижераторная секция с машинным охлаждением и электрическим отоплением типа 2В-5 состоит из четырех изотермических вагонов для перевозимого груза и одного вагона дизель-электростанции Вагон для грузов типа РС-4 предназначен для перевозки скоропортящихся грузов, а также для охлаждения предварительно не охлажденных фруктов и овощей. Максимальная скорость движения вагона 140 км/ч.
Оборудование
Температура в грузовых помещениях контролируется тремя способами: выборочный дистанционный контроль; автоматический контроль с периодической записью через каждые 2 ч; местные измерения температуры переносным прибором, подключаемым через штепсельный разъем с термометром сопротивления, установленный в средней зоне на боковой стене грузового помещения.
Кузов вагона для размещения перевозимых грузов — цельнометаллический, сварной, несущей конструкции из низколегированной коррозионно-стойкой стали марок 10ХНДП и 09Г2Д.
Приборы контроля темпиратуры
Более современную конструкцию кузова и лучшие технико-экономические показатели имеет рефрижераторный вагон с кузовом типа «сэндвич», у которого в пространство между наружной и внутренней обшивками заливается вспенивающийся пенополиуретан, который является как теплоизолирующим, так и несущим элементом, воспринимающим внешние нагрузки совместно с обшивкой кузова. Кузов не требует ремонта в течение всего расчетного срока службы вагона 28лет). Номинальная грузоподъемность вагона 46 т; масса тары 39 т; полный и погрузочный объемы соответственно 148 и 120 м3; длина по раме 21 м; габарит 1-ВМ.
Автономный рефрижераторный вагон можно ставить в пассажирские поезда, поэтому он имеет сквозную магистраль и розетки для подключения к электропневматическому тормозу, а также стояночный тормоз. В двух машинных отделениях расположены по одному дизель-генератору и холодильной установке, работающей на хладоне-12. В кузове вагона установлены: нагреватель (для подогрева зимой), аккумуляторные батареи, топливный бак емкостью 730 л, вытяжной вентилятор (для охлаждения летом), воздухопровод; температурный блок, состоящий из термостатов с температурным датчиком, переключатель которого для выбора температурных режимов находится на главном распределительном щите. Температура в грузовом помещении вагона контролируется переносной термостанцией. Грузовое помещение вагона имеет промежуточный потолок, в пространство над которым нагнетается вентиляторами охлажденный или подогретый воздух и отсюда распределяется по грузовому помещению. Для отвода воздуха из вагона служат два потолочных дефлектора с заслонками, открывающимися или закрывающимися с помощью рычагов из машинных отделений. Промывочные воды и конденсат отводятся через четыре сливных прибора.
Вагон-термос
Все оборудование вагона-термоса работает автоматически и не требует персонала для сопровождения. Техническое обслуживание вагонов-термосов и наблюдение за неисправностью работы их оборудования осуществляется на специальных пунктах крупных железнодорожных станций.
Изотермический вагон
Изотермический вагон — крытый грузовой вагон для перевозки скоропортящихся грузов. Кузов изотермического вагона для уменьшения тепловых потерь снабжён теплоизоляцией из полистирола, пенополиуретана и других материалов, имеет приспособления для рационального размещения груза. Для поддержания постоянной и равномерной температуры воздуха изотермический вагон может иметь приборы охлаждения и отопления, устройства для принудительной циркуляции воздуха и вентилирования грузового помещения.
Типы изотермических вагонов
Парк изотермических вагонов разделяется:
Литература
Ссылки
Броневагон · Вагон-дефектоскоп · Вагон для внутриобъектовых транспортировок на АЭС · Вагон для перевозки контейнеров на АЭС · Вагон для перевозки отработанного ядерного топлива · Вагон для размещения бригады поездной охраны и бригады ремонтников · Вагон-лаборатория · Вагон-рельсосмазыватель · Вагон-прачечная · Вагон-сейф · Вагон сопровождения · Вагонзак · Весоповерочный вагон · Помывочно-дезинфекционный вагон · Путеизмерительный вагон · Рельсошлифовальный вагон · Тендер
Полезное
Смотреть что такое «Изотермический вагон» в других словарях:
ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ВАГОН — вагон для перевозки скоропортящихся грузов; имеет теплоизолир. кузов и холодильные устройства. И. в. делятся на охлаждаемые льдосоляной смесью (устар.) и вагоны рефрижераторы, оборудованные холодильными машинами (см. рис.). Рефрижераторные И. в.… … Большой энциклопедический политехнический словарь
изотермический вагон — 103 изотермический вагон: Грузовой вагон с термоизоляцией, предназначенный для перевозки грузов, требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в течение ограниченного промежутка времени его доставки. Источник: ГОСТ Р 55057 2012 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
изотермический вагон — izoterminis vagonas statusas T sritis Energetika apibrėžtis Vagonas, kurio kėbulas turi šilumą izoliuojančios medžiagos sluoksnį ir šaldymo įrenginį. Izoterminiais vagonais vežami greitai gendantys produktai. atitikmenys: angl. refrigerator car… … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas
Вагон изотермический — Изотермический вагон крытый грузовой вагон для перевозки скоропортящихся грузов. Кузов изотермического вагона для уменьшения тепловых потерь снабжён теплоизоляцией из полистирола, пенополиуретана и других материалов, имеет приспособления для… … Википедия
Вагон-термос — Вагон ИВ термос БМЗ на сортировочной станции Лоста Вагон термос изотермический вагон, предназначенный для перевозки термически подготовленных скоропортящихся грузов (СПГ), в отличие от … Википедия
ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ — [тэ], изотермическая, изотермическое (от греч. isos равный и therme жар). 1. Имеющий одинаковую температуру, происходящий в одинаковой температуре (физ.). Изотермический процесс. 2. Сохраняющий одинаковую температуру (о предметах и явлениях,… … Толковый словарь Ушакова
Вагон изотермический — предназначается для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба, фрукты и т.д.), требующих при транспортировке постоянных и достаточно низких температур. Первые В. и. построены в России в 1862. К 1917 насчитывалось около 6 тыс.… … Большая советская энциклопедия
Вагон-ледник — Вагон ледник. 1870 й год, США … Википедия
ВАГОН ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ — специальный вагон, служащий для перевозки скоропортящихся грузов, в к ром может поддерживаться необходимая для перевозимого груза темп ра, постоянная за все время перевозки … Технический железнодорожный словарь