для чего придумали школу
Кто придумал нашу школу? Знакомимся с «дедушками» школьной системы
Порой кажется, что школа всегда была такой, какой мы её привыкли видеть: ученики разделены по классам, урок длится 45 минут, а личность школьника свята и неприкосновенна. Но взгляд на содержание образования, организацию школы и предназначение воспитания менялись на протяжении столетий. В нашей статье — выдающиеся деятели педагогики, благодаря которым современная школьная система обрела свой нынешний облик.
Ян Амос Коменский (1592 — 1670)
Именно этот чешский педагог изобрёл простую и эффективную классно-урочную систему, где группа учеников одного возраста изучает один предмет с общей для всех программой, тратя на изучение одной темы 45 минут. Сложно представить, но до него учителя работали с разновозрастными учениками и преподавали сразу несколько предметов: кому-то арифметику, кому-то чтение. Коменский разработал и издал труд «Великая дидактика», где описал общую теорию процесса обучения. По мнению педагога, в обучении важнее всего развивать в учениках способность мыслить самостоятельно.
До сих пор школы не приучают учеников, подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней; скорее они приучают их привешивать к себе сорванные на стороне ветки… А между тем основательное учение человека есть дерево с собственными корнями, которое питается собственными соками, и поэтому всегда живёт, зеленеет, цветёт и приносит плоды.
Ян Амос Коменский, чешский педагог
Василий Александрович Сухомлинский (1918 — 1970)
Советский и российский педагог, который ввёл обучение с шести лет и отстаивал индивидуальный подход к ученикам. Фундаментом всей педагогики Сухомлинского был принцип неповторимости ребёнка и вытекающая из этого мысль о том, что бездарных детей не существует, есть разные уровни умственных способностей, которые педагог должен учитывать.
Когда Сухомлинского спросили, что он считает самым главным в своей жизни, он ответил: «Любовь к детям». Педагог считал, что воспитатели и учителя должны быть для ребёнка такими же дорогими и близкими людьми, как родители. А их главнейшая задача — сделать жизнь ребёнка радостной, счастливой, давать возможность испытывать только позитивные эмоции от процесса обучения и воспитания.
Антон Семёнович Макаренко (1888 — 1939)
Антон Макаренко, работая с трудными подростками в колонии, понял, что вернуть ребёнка к нормальной жизни, воспитать в нём лучшие качества получится в коллективе. Поэтому для нашего образования характерно стремление сплотить учеников в классе (классные часы, совместные праздники, походы) как членов одной большой семьи, а классный руководитель — вместо родителя и старшего товарища. На Западе, к примеру, ситуация противоположная: из класса никто не пытается создать коллектив, каждый там сам за себя, даже списывание у друг друга не практикуется.
Организация отдыха в летних лагерях тоже почерпнула много моментов из теории Макаренко: нас по возрасту разбивают на отряды, каждому отряду присваивается атрибутика (название, символика), выбирается командир отряда, поручаются коллективные дела (конкурсы, соревнования). Ах да: за проступки одного также наказывают весь отряд.
Василий Сухомлинский со своими воспитанниками
Пётр Францевич Лесгафт (1837 — 1909)
Выступал за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях (прототипах современных садиков). Да, физкультура в школе была не всегда. Лесгафт же в своих учениях подчёркивал, что физические упражнения помогают нам не только улучшать здоровье своего тела, но и развиваться интеллектуально, нравственно и эстетически. Разумное сочетание умственного и физического воспитания — простая, но важная идея.
Пётр Францевич Лесгафт с учениками
Пауль Наторп (1854 — 1942)
Немецкий педагог, который видел в школе главного помощника в деле приобщения ребёнка к ценностям и законам общества. Мы немецких педагогов уважаем, поэтому в нашей школе стараются дать те знания и умения, которые понадобятся во взрослой жизни: помогут определиться с будущей профессией, решить, куда поступать, чем заниматься. Школьная программа составляется таким образом, чтобы дать всю необходимую информацию для поступления в вуз или колледж.
Януш Корчак (1878 — 1942)
Польский педагог, занимался воспитанием детей-сирот, посвятил себя великому делу — раскрытию неповторимой индивидуальности каждого ребёнка. Главный стержень всех мыслей Януша Корчака — любовь к детям (к слову, самая известная книга педагога так и называется — «Как любить ребёнка»). Без этой любви — деятельной, но и требовательной, постоянно возобновляемой — нет педагогики, нет учителя. А любить ребёнка — это значит готовить его к реальной жизни, значит принимать его таким, каков он есть, тактично указывая на ошибки и недостатки и исправляя их.
Фрагмент из фильма «Корчак» — художественно снятой истории о педагоге Януше Корчаке, который руководил домом еврейских сирот в Варшавском гетто.
Это, конечно же, не все выдающиеся педагоги, чьи мысли, идеи в своё время коренным образом изменили систему образования. Но, как видишь, за каждым «кирпичиком» школьного фундамента стоит жизнь и труд отдельного человека.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не хочу ходить в школу. Зачем ее вообще придумали?
Что отвечать ребенку, который недоволен школой
Улла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Ульрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Школа не нравится многим детям. Но по-настоящему отказываются ходить в школу единицы, и обычно тому есть серьезные причины — неподходящий учитель в начальных классах или школьная травля. Обычно же фраза «Зачем вообще нужна эта школа?» произносится, просто чтобы поныть. Но теперь благодаря одной из лекций Детского университета в Тюбингене вам есть что на нее ответить. Интересно, захочет ли ребенок перенестись в дошкольную (в историческом плане) эпоху? Если захочет, это даже можно устроить — летом, в деревне.
Что было, когда не было школ
Школа появилась в тот момент, когда прежней системы обучения стало недостаточно. Раньше сын учился у отца, а дочь — у матери; обычно профессия переходила от родителей к детям. Сын сапожника становился сапожником. Дочь училась у матери всему, что пригодится ей в жизни: готовить, убирать, ухаживать за детьми.
Дети с раннего возраста помогали родителям. Потому и говорят, что в прежние времена не было детства. То есть, конечно, дети были, но их занятия почти не отличались от занятий взрослых. Они учились в процессе работы и не могли, как сейчас, после шестого урока сложить вещи в портфель и пойти отдыхать. В некотором смысле они целыми днями не снимали школьный рюкзак, а их школа жизни не делилась на уроки по 45 минут и не заканчивалась к обеду.
Отец и мать напрямую передавали детям все, что сами знали и умели, — не менее, но и не более того. И если бы так продолжалось до сих пор, то у каждой семьи была бы одна-единственная семейная профессия. Одни семьи чинили бы башмаки, другие — плели корзины, третьи — мастерили столы или занимались сельским хозяйством. Женщины вели бы хозяйство, занимались бы садом, огородом и домашними животными, рожали бы и растили детей.
В сословном обществе все было предрешено. Профессия и место в обществе были определены при рождении. Крестьяне оставались крестьянами, дворяне не женились на мещанках. Границы в обществе были очень строгими. Невозможно было как сильно подняться по социальной лестнице — то есть перейти в другое сословие или найти более денежную работу, — так и сильно опуститься по ней. Это давало уверенность в завтрашнем дне, но в то же время порождало массу несправедливостей.
Знание и профессиональное образование не развивались, и там, где кончалось крестьянское поле, кончалась и вселенная крестьянина. Однозначно ответить, почему изменилось отношение к образованию, трудно: это был целый клубок причин, а может быть, и несколько взаимосвязанных клубков.
Жизнь усложнялась. Появилось несколько революционных изобретений, таких как книгопечатание, механический ткацкий станок, железная дорога. Возникли новые профессии, на смену ремесленным мастерским с ручным трудом пришли фабрики, люди становились более мобильными. А кроме того, дети — все-таки не точная копия родителей. Отец-краснодеревщик может стараться передать мастерство сыну, но как быть, если сын уродился в дядю по материнской линии: у него руки-крюки, зато он умеет быстро и точно считать?
А как быть со скрытыми талантами? Родителям зачастую некогда было их распознавать, не говоря уже о том, чтобы развивать. Поэтому способности детей нередко пропадали втуне. Школы и учителя были явно лучше приспособлены для передачи знаний следующим поколениям.
Кто придумал школу?
Конечно, появление и развитие школы не было заранее спланировано: никто не сидел и не ломал голову, как бы устроить жизнь детей лучшим образом. И уж точно никто не размышлял, как эффективнее всего утомить и помучить детей.
Изменения в обществе часто начинаются сами по себе, одновременно в разных местах и могут развиваться сразу в нескольких разных направлениях. Иногда изменения происходят столь быстро, что события опережают друг друга, и это приводит к столкновению между разными социальными группами.
Так, более двухсот лет назад случилась Великая французская революция. Люди, бывшие тогда у власти — дворяне, — жили довольно легкомысленно: они проводили время в интригах, перебранках, соперничестве и мотовстве. Еще одним популярным средством от скуки было помучить слуг и подданных. Когда-то дворяне были самым образованным классом, но теперь это преимущество исчезло. Элита превратилась в нахлебников, глупых скучающих богачей.
В Германии умные головы говорили о необходимости просвещения и образования для невежественного народа. Каждый, будь то сын короля или простого сапожника, должен иметь право и возможность получить образование. Требование всеобщего школьного образования было не новым, впервые оно прозвучало еще в 1619 году, но тогда его осуществление казалось невероятным.
Но после революции положение в обществе стали определять не происхождение, а знания, умения и способности человека. Сын сапожника мог теперь стать, например, врачом, да и дочь сапожника могла заняться чем-то еще, кроме домашнего хозяйства.
Правда, дочерям сапожников потребовалось гораздо больше времени, чем их братьям, чтобы освободиться от своей традиционной роли. В Германии только в начале XX века девушкам разрешили сдавать экзамены на аттестат зрелости и учиться в университете. И до сих пор у женщин меньше возможностей сделать профессиональную карьеру, чем у мужчин.
В России система народных школ с двумя (в уездных городах) и четырьмя (в губернских) классами обучения была учреждена в восьмидесятые годы XVIII века. Первые Высшие женские курсы появились в 1869 году в Санкт-Петербурге, вслед начали открываться и в других городах. В 1872 году были учреждены женские врачебные курсы в Санкт-Петербурге — первое специализированное высшее учебное заведение для женщин.
Однако, несмотря на многочисленные учебные заведения для женщин, в общие университеты и институты женщин допускали только как вольнослушательниц. В 1907 году Петербургский политехнический институт стал принимать женщин полноправными студентками. В полном объеме воспользоваться правом на высшее образование в России женщины смогли лишь после 1917 года.
Школы, конечно, существовали и раньше, но доступны они были только избранным. В Тибете существовали религиозные школы при монастырях, а в Древней Греции более двух тысяч лет назад были школы только для мальчиков — детей свободных граждан.
В Германии школа как государственное учреждение получила распространение около двухсот лет назад, сначала в больших городах, а затем и в деревнях. Обязательность образования была давним предметом дискуссий, но только сто лет назад, как и в России, среднее образование стало всеобщим и обязательным.
Интересно, что распространению школ активно сопротивлялась безграмотная часть общества, которой оно, по замыслу, должно было особенно пойти на пользу. Но почему? Неужели крестьяне не хотели, чтобы их дети учились читать и писать? Нет, причина была в другом: школа забирала детей у родителей. А родителям они были нужны как работники, помощники в поле, особенно во время сбора урожая.
Да и зачем крестьянским детям просиживать в школе, если они все равно станут такими же крестьянами, как родители? Это сегодня можно спокойно учиться в школе и мечтать о будущей профессии фермера, парикмахера, подводника или даже президента. А тогда школа казалась просто бездельем по сравнению с тяжелым крестьянским трудом.
При этом не знаем, любили ли дети ходить в школу. Она могла быть просто возможностью уйти из дома, где в тесноте жили с дюжину братьев и сестер, а строгий отец мог и поколотить. В таких обстоятельствах школа казалась меньшим злом.
Школа, лицей, гимназия, академия… кто вообще все это придумал?!
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Что общего у школы с отдыхом? Почему в гимназии раньше было принято заниматься без одежды? Какого древнегреческого героя похоронили в академии? Что связывает языческого бога Аполлона с лицеем?
Школа — это про отдых
Школа. Кто бы мог подумать, что это про отдых! Однако, если мы обратимся к древнегреческому языку, откуда это слово перекочевало к нам, окажется, что это действительно так. Sholē (схоле) означает досуг, отдых, возможность проводить время свободно, праздно. Причем сам этот досуг воспринимался древним греком как абсолютная ценность, как единственно достойный способ времяпрепровождения. Физический труд в античности потому и презирался, что он не досуг, а значит, отклонение от нормального образа жизни. Для нас, современных людей, это, конечно, нонсенс. Мы живем в таком обществе, где не трудиться просто не принято, а того, кто от работы отлынивает, мы называем «тунеядцами» или «сачками».
Но для древних греков все было наоборот: если ты трудишься, значит, ты раб и обязан обеспечивать всем необходимым класс свободных людей, которые, в свою очередь, могли использовать имеющийся у них досуг, чтобы стать достойными гражданами. И образовательная система как раз служила этой цели — воспитать такого человека, чья деятельность, как замечает Аристотель, будет добродетельна. Причем подлинное обучение — для древних это было очень важно — мыслилось возможным только, когда человек освобожден от «трудностей» труда, когда голова его не занята заботами и тревогами о завтрашнем дне. И здесь интересно отметить, что слово «схоле» означало еще и завороженное созерцание, своеобразное отсечение всего, что мешает чистому и непосредственному восприятию природы или какого-то явления. А этот смысловой оттенок «схоле» удивительным образом перекликается с христианским богословием, а если конкретнее — с идеалом монастыря и монашеской жизни.
Монастыри, как известно, стали образовываться в IV веке. Основывались они поначалу, как правило, вдали от многолюдных и шумных городов. Почему? Как раз потому, что одна из основных целей монашеской жизни — это богомыслие, то есть полная устремленность ума к Богу. А возможно это, когда окружающий человека мир и его мир внутренний полностью успокоены, когда суета, шум и тревоги оставлены где-то там, за закрытой дверью. Сама возможность созерцания Бога, как писал знаменитый святой блаженный Августин, открывается тогда, когда человек отказывается от любой формы активности. Достижение «покоя» мысли и есть путь к богомыслию. И когда святой говорит о «покое», то употребляет латинское слово «otium», которое по своему смыслу очень близко к греческому «схоле». Получается, что подлинная, возвышенная школа — это путь к богомыслию.
Гимназия — это про аскетику
Сегодня гимназия — это учебное заведение с углубленной образовательной программой с некоторыми предметами, которые, как правило, не изучают в обычной школе. Но изначально гимназия была предназначена совсем не для этого.
А вот позднее, функции гимнасия значительно расширились. Появился целый комплекс зданий, где можно было не только заниматься физическими упражнениями, но и развивать свой интеллект: здесь изучали политику, риторику, литературу, философию, проводились многочасовые беседы и дискуссии, в которых участвовали ученые-философы.
Однако, если мы вернемся к первоначальному смыслу гимназии как месту для тренировок или как упражнению вообще, то увидим, что и в христианстве существует свой гимнасий — аскеза. Ведь если посмотреть на греческое слово askēsis (ἄσκησις), то окажется, что переводится оно тоже как упражнение, тренировка. Поэтому аскетическая практика — это не про ущемление и умерщвление человеческого тела Все совсем наоборот: аскетика — это тренировка тела и души для их укрепления и окончательного преображения. Иначе говоря, христианская гимназия — это система упражнений, приближающих человека к Богу.
Академия и ее святые выпускники
Сегодня академия — это и громадная научная организация, и высшее учебное заведение, которое готовит экспертов и преподавателей для университетов. Однако изначально так называлась одна из самых известных и элитных гимназий в Афинском полисе. Академия (Ἀκαδήμεια) была основана знаменитым философом Платоном в 386 году до Р. Х. и свое название получила от священной оливковой рощи, где располагались здания школы и где, согласно легенде, был похоронен древнегреческий герой Академ.
По сути, именно здесь сформировалась первые научные традиции, ставшие образцовыми для всех последующих поколений ученых и исследователей. Более того, через Академию Платона прошли такие великие отцы Церкви, как святители Василий Великий и Григорий Богослов. И во многом благодаря тому образованию, которое они получили в этой Академии, им удалось совершить самый настоящий прорыв в христианском богословии. Не говоря уже о том, что в принципе большинство отцов Церкви были интеллектуально связаны с той образовательной системой, которая сложилась в Академии и других знаменитых школах античности.
Лицей: почему прогулки полезны для учебы
В 1811 году состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского лицея, который мы в первую очередь знаем потому, что в нем учился Пушкин. Нельзя сказать, что поэт проявил себя здесь как блестящий ученик — по итогам выпускных экзаменов Александр Сергеевич занял только 26-е место среди 29 учащихся, — но имя его, конечно, на века прославило Царскосельский лицей. Тем интереснее, что Пушкин как раз через воспетое им во многих стихах любимое учебное заведение связан с великим философом античности — Аристотелем.
Ликей (Λύκειον) — в латинском произношении «лицей» — известнейшая элитная гимназия древности, основанная как раз этим знаменитым философом. Здания для своего гимнасия Аристотель арендовал неподалеку от храма в честь Аполлона Ликейского, откуда и пошло название школы. Ликей, кстати, известен еще и как Перипатос (Peripatos) – так назывались городские сады, предназначенные для прогулок. Здесь свободные греки могли не только спрятаться от дневной жары, но и послушать философские беседы, лекции и выступления ученых. В школе же Аристотеля некоторые занятия было заведено проводить во время неспешных прогулок по тропинкам расположенного на территории Ликея сада, а потому и учеников этого гимнасия иногда называли «перипатетиками». Практика таких философских прогулок отразилась в творчестве художника Михаила Нестерова, который написал знаменитый парный портрет «Философы». На этой картине изображены неторопливо гуляющие и беседующие друг с другом священник Павел Флоренский и Сергий Булгаков — выдающиеся представители религиозно-философской мысли.
Так что прогулки могут быть очень полезны для учебы. Особенно если они проходят в компании великого философа.
Школа, лицей, гимназия, академия… кто вообще все это придумал?!
Описание
Добавить в календарь Календарь (.ics) Google Calendar
Эта лекция – об истоках школы, гимназии, академии и лицея. Представляете, были времена, когда о школе говорили как о досуге, свободном времени для беседы. Когда и в какой стране возникли первые школы и какими были первые уроки? Кто и зачем придумал классы? Что такое классно-урочная система, когда и кем она была введена в нашей стране? Также будет возможность попробовать на себе «учебные занятия» различных школ Древнего мира. Стоимость билета 250 рублей, семейный билет (3−6 человек) – 600 рублей. Количество билетов ограничено. Чтобы зарезервировать место, нажмите кнопку «Я пойду». Подробности по тел.: +7 916 008–12–32.
Видео
Гимназия — это про аскетику
Сегодня гимназия — это учебное заведение с углубленной образовательной программой с некоторыми предметами, которые, как правило, не изучают в обычной школе. Но изначально гимназия была предназначена совсем не для этого.
А вот позднее, функции гимнасия значительно расширились. Появился целый комплекс зданий, где можно было не только заниматься физическими упражнениями, но и развивать свой интеллект: здесь изучали политику, риторику, литературу, философию, проводились многочасовые беседы и дискуссии, в которых участвовали ученые-философы.
Однако, если мы вернемся к первоначальному смыслу гимназии как месту для тренировок или как упражнению вообще, то увидим, что и в христианстве существует свой гимнасий — аскеза. Ведь если посмотреть на греческое слово askēsis (ἄσκησις), то окажется, что переводится оно тоже как упражнение, тренировка. Поэтому аскетическая практика — это не про ущемление и умерщвление человеческого тела Все совсем наоборот: аскетика — это тренировка тела и души для их укрепления и окончательного преображения. Иначе говоря, христианская гимназия — это система упражнений, приближающих человека к Богу.
Смольный институт Екатерины II
До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:
Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:
Реформа образования Екатерины II
Василий Перов. Приезд институтки к слепому отцу (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, МоскваЕкатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих (фрагмент). 1855. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургКарл Лемох. Гимназистка (фрагмент). 1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт. Институт просуществовал до 1917 года.
Предметами обучения в первом возрасте (6–9 лет) были: Закон Божий, русский и иностранные языки (чтение и письмо), арифметика, рисование, рукоделье и танцы. Ко второму возрасту (9–12 лет) прибавлялись история и география… В третьем возрасте (12–15 лет) вводились словесные науки, состоявшие в чтении исторических и нравоучительных книг. Затем следовала еще: опытная физика, архитектура, скульптура, токарное искусство и геральдика. Домашнему хозяйству обучали уже на практике… Курс последнего возраста (15–18 лет) состоял в повторении всего пройденного, причем особое внимание обращалось на Закон Божий.Зинаида Мордвинова, «Смольный институт в эпоху Екатерины II»
Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.
В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.
Школы в допетровской России
До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
Лицей: почему прогулки полезны для учебы
В 1811 году состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского лицея, который мы в первую очередь знаем потому, что в нем учился Пушкин. Нельзя сказать, что поэт проявил себя здесь как блестящий ученик — по итогам выпускных экзаменов Александр Сергеевич занял только 26-е место среди 29 учащихся, — но имя его, конечно, на века прославило Царскосельский лицей. Тем интереснее, что Пушкин как раз через воспетое им во многих стихах любимое учебное заведение связан с великим философом античности — Аристотелем.
Ликей (Λύκειον) — в латинском произношении «лицей» — известнейшая элитная гимназия древности, основанная как раз этим знаменитым философом. Здания для своего гимнасия Аристотель арендовал неподалеку от храма в честь Аполлона Ликейского, откуда и пошло название школы. Ликей, кстати, известен еще и как Перипатос (Peripatos) – так назывались городские сады, предназначенные для прогулок. Здесь свободные греки могли не только спрятаться от дневной жары, но и послушать философские беседы, лекции и выступления ученых. В школе же Аристотеля некоторые занятия было заведено проводить во время неспешных прогулок по тропинкам расположенного на территории Ликея сада, а потому и учеников этого гимнасия иногда называли «перипатетиками». Практика таких философских прогулок отразилась в творчестве художника Михаила Нестерова, который написал знаменитый парный портрет «Философы». На этой картине изображены неторопливо гуляющие и беседующие друг с другом священник Павел Флоренский и Сергий Булгаков — выдающиеся представители религиозно-философской мысли.
Так что прогулки могут быть очень полезны для учебы. Особенно если они проходят в компании великого философа.