для чего применяются результаты специальной оценки условий труда
Для чего применяются результаты специальной оценки условий труда
Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
1. Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
15) оценки уровней профессиональных рисков;
16) иных целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Результаты проведения специальной оценки условий труда для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Результаты проведения специальной оценки условий труда, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут применяться для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
(часть 2 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
О значении специальной оценки условий труда (СОУТ)
С целью улучшения условий труда, создания здоровых и безопасных условий труда, предупреждения профессиональных (в том числе с временной утратой трудоспособности) заболеваний, был принят Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Закон РФ от 28.12.2013г. «О внесении изменений в отдельные Законы в связи с выходом Закона РФ № 426», а также обязательные к исполнению приказ Министерства труда от 24.01.2014г. № 33 « Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда» и ряд других документов.
Специальная оценка условий труда является обязательной процедурой для всех объектов.
Цели специальной оценки условий труда:
1. Разработка и реализация планов улучшения условий труда.
2. Информирование работников об условиях труда.
3. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
4. Осуществление контроля за состоянием условий труда.
5. Организация проведения обязательных медицинских осмотров.
6. Установление работникам положенных гарантий и компенсаций.
7. Установление дополнительных страховых тарифов в пенсионный фонд.
8. Расчёт скидок (надбавок) к страховому тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
9. Подготовка статистической отчётности.
10. Решение вопроса о связи возникших заболеваний с воздействием вредных факторов.
11. Рассмотрение и урегулирование разногласий.
12. Определение видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения.
13. Принятие решения об установлении ограничений для отдельных категорий работников.
14. Оценка уровней профессиональных рисков.
Конечная цель мероприятий специальной оценки условий труда: снижение заболеваемости и смертности населения.
Подготовка к проведению специальной оценки условий труда (далее СОУТ):
1. Формирование комиссии по проведению СОУТ.
2. Утверждение графика проведения СОУТ.
3. Привлечение организации, проводящей СОУТ.
4. Утверждение перечня рабочих мест.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных
1. Выявление имеющихся на каждом рабочем месте вредных или опасных факторов и их описание.
2. Описание производственного оборудования, материалов и сырья, которые являются источниками вредных факторов и основанием для определения лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам.
3. Выписать результаты лабораторных и инструментальных исследований.
4. Фиксация случаев профессиональных заболеваний.
5. Предложения работников.
6. Сопоставление и установление совпадения факторов производственной среды и факторов классификатора.
7. Принятие решения о проведении исследований.
8. Оформление и утверждение результатов идентификации.
9. Ознакомление с результатами идентификации работников.
10. Вредные факторы не идентифицированы: комиссия принимает решение о декларировании.
Исследования и измерения вредных факторов включают в себя:
— Отнесение условий труда к классам подклассам условий труда.
— Оформление результатов исследований и оценки условий труда.
Формирование результатов СОУТ:
1. Сведения об организации, проводящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям.
2. Перечень рабочих мест с указанием вредных факторов.
4. Протоколы исследований и измерений.
5. Протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты.
6. Сводная ведомость СОУТ.
7. Перечень мероприятий по улучшению условий труда.
8. Заключение эксперта организации проводящей СОУТ.
Информирование о результатах СОУТ:
1. Ознакомление работников с результатами СОУТ.
2. Размещение на сайте организации сводные данные в части установления классов, подклассов условий труда и перечня мероприятий по улучшению условий труда
3. Представление данных в территориальный орган Роструда.
4. Передача данных о результатах проведения СОУТ в Федеральную информационную систему.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Специальная оценка условий трудаЕсли вы владелец компании или индивидуальный предприниматель с сотрудниками, то по закону должны проводить специальную оценку условий труда. Те, кто пренебрегает этим, могут заплатить штраф в 80 000 ₽ или по решению суда приостановить работу на три месяца. Как избежать штрафов и правильно провести оценку, я расскажу в статье. СОУТ — специальная оценка условий труда, которую проводят эксперты сторонней компании. Во время проверки специалисты оценивают, в каких условиях трудятся сотрудники, как организовано их рабочее место, есть ли нарушения, которые плохо сказываются на здоровье. Результат оценки влияет на класс условий труда. Если, например, комиссия выявит, что сотрудник на работе портит здоровье, то присвоит условиям труда третий класс. Тогда придется пересмотреть трудовой договор с работником: увеличить зарплату на 4% и дать дополнительный оплачиваемый отпуск. Оценку нужно проводить, если у вас есть рабочие места. И неважно, это столы в офисе или кухня в ресторане. Но она не требуется, если сотрудники работают дома или вы платите им как физлицо. Например, не нужно оценивать рабочие места няни и садовника, которым вы платите из своего кармана. Специальную оценку условий труда проводят раз в пять лет. Можно чаще, реже — нельзя. В некоторых случаях требуется внеплановая проверка. Новое рабочее место. Оценка нужна, если вы создали новое рабочее место. Например, до ноября в компании не было экономиста, но с декабря вы ввели эту должность и приняли работника в штат. У вас есть один год, чтобы оценить рабочие условия экономиста. Предписание трудовой инспекции. Предписание может выдать трудовой инспектор, если посчитает, что рабочие условия плохие. Например, на заводе производят детали, но работники не используют защитные очки, спецодежда не соответствует нормам, а в воздухе пахнет химией. Инспектор решает, что это опасно для здоровья, и выдает предписание. После этого у компании есть шесть месяцев, чтобы провести оценку условий труда. Новые условия труда. Если на предприятии ввели новую технологию или установили оборудование, которое не использовалось ранее, то нужно проводить оценку. Например, вы пекли пончики, но решили параллельно печь блины и делать эклеры. Для этого надо купить и установить новое оборудование. Как только вы ввели его в эксплуатацию, у вас есть шесть месяцев, чтобы провести оценку условий труда. Новые рабочие материалы. Иногда производство переходит на новые материалы, которые значительно отличаются от прежних по своим свойствам. Например, лакокрасочный завод перешел на новые материалы для производства лака. Их состав сильно отличается от предыдущего сырья. Значит, нужно сделать оценку условий труда в течение шести месяцев. Переезд компании на новое место. Например, швейный цех переехал в здание напротив. После переезда у руководства есть 12 месяцев, чтобы оценить новые условия работы. Несчастный случай на работе. Если на работе произошел несчастный случай или во время профосмотра врач нашел у сотрудника профессиональное заболевание, то нужно оценивать условия труда. Например, сотрудник работает без наушников на заводе, где шумят станки. На профосмотре врач зафиксировал снижение слуха. Значит, у организации есть шесть месяцев, чтобы исправить условия труда и провести оценку. Требование профсоюза. У профсоюза есть полномочия требовать внеплановую проверку условий работы. Например, в профсоюз поступают жалобы: люди стали чаще болеть, и связывают это с работой. Имея на руках жалобы или больничные листы, профсоюз может требовать провести СОУТ. Как только компания зафиксирует обращение профсоюза, у нее есть шесть месяцев, чтобы оценить условия. Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет. 31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»). Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3). Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня! Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют. Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года. И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее. Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий трудаПриняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценкиПеречень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий трудаОдновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации. БЛАНКИ При составлении данного графика следует учесть следующее. По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно. Исключение составляют рабочие места: Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий трудаЧтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/). Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информациюКак только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.). Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторовПри проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий трудаПо итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету. Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий трудаВ течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления. Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны трудаЕсли наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ). Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий трудаВ срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха. Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организацииВ течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения: Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда. Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС РоссииПри подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381). Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий трудаРезультаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса). Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).
|