для чего просвирки в церкви

Просфора — это хлеб для православных богослужений

Узнайте все самое интересное и полезное о просфоре, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое просфора

Просфора – это богослужебный хлеб круглой формы, который используют на Богослужении в Таинстве Причастия. Богослужебных просфор 5. Их применяют на Проскомидии (часть Литургии, когда священник подготавливает Святые Дары для Евхаристии) для поминовения о здравии и упокоении. Слово просфора пришло к нам из греческого языка и означает «приношение». Можно услышать также слово просвира. Просвира или просфора, как правильно говорить? Оба варианта верные, только слово просвира устаревшее.

Свое происхождение просфора берет еще в Ветхом Завете. В скинии Моисея полагались хлеба предложения, они состояли из двух частей. Это символизировало два естества – человеческое и Божественное. Также и просфора состоит из двух частей. Это символизирует божественное и человеческое естество Господа Иисуса Христа.

Церковная просфора — история и приготовление

Во времена первых христиан общим словом просфора («приношение») назывались все приносимые дары – хлеб, вино, ладан, елей. Из всех пожертвований диакон выбирал часть на Литургию. Оставшиеся приношения отдавали на общие трапезы – агапы, вечери любви, на которых совершалась Евхаристия. Агапа была подобна Тайной вечере. На трапезах читали молитвы, восхваляли Господа в песнях, главным действом собрания было Причастие. Когда христианские общины значительно выросли и агапы стали похожи на пиршества, Евхаристию перенесли на Литургию. С тех пор просфорой стали называть только богослужебный хлеб.

Долгое время просфоры приносили в храм верующие прихожане. Сейчас просфоры выпекают при храме или в монастыре люди благочестивой жизни либо монахи. Просфоры делают из пшеничной муки, на воде и закваске из дрожжей. Также добавляют святую воду и соль. Готовят просфоры с благоговением и молитвой.

На просфору при помощи печати наносят специальные символические изображения и надписи. Просфоры разделяются на Агничные и Богородичные. Это связано с тем, что Агничная просфора служит для приготовления Причастия (как бы заклание Агнца — Иисуса Христа). А Богородичная — для поминания Божией Матери и молитвенного обращения к Ней. На Агничной просфоре изображен крест и буквы ИС-ХС НИ-КА (в переводе с греческого — «Иисус Христос Победитель»). На Богородичной просфоре наносят изображение Божией Матери или надпись «Матерь Бога».

Символика просфоры в богослужении

В богослужении Церкви все символично. Просфора означает Тело Христово и хлеб на Тайной Вечере, который Господь Иисус Христос поделил между апостолами:

“И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание” (Лк 22:19).

На проскомидии используют пять служебных просфор. Их количество призвано напоминать о чуде, когда Христос пятью хлебами накормил пять тысяч человек.

Из первой Агничной просфоры священник готовит Агнец. Во время Литургии он претворяется в Тело Христово. Изъятие Агнца из просфоры символизирует Рождество Христово. Когда священник крестоообразно разрезает Агнца и протыкает его копьем, это означает Распятие Спасителя.

Просфора, из которой священник вынимает частицу в честь Богородицы, называется Богородичная просфора. На ней изображен образ Божий Матери или надпись Матерь Бога. Третья служебная просфора – девятичинная, из которой вынимаются частицы в честь святых. Четвертая и пятая просфоры – о упокоении и здравии всех членов Церкви.

Также дополнительно используют простые церковные просфоры для поминовения о здравии и упокоении тех людей, имена которых подавали в записках.

Все частицы из четырех служебных и простых просфор помещают на дискос в определенном порядке, вокруг Агнца. Такое расположение и соединение всех частиц является символом православной Церкви, в которой Глава Иисус Христос.

Просфора является символом Церкви. Просфора — символ восстановленной Богозданной человеческой природы через таинство Евхаристии. Просфоры являются знамением Церкви как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору.

Связь просфоры с молитвой

Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что для усопших самое важное поминовение – это проскомидия.

Старец Паисий Святогорец давал такие наставления: “И вы подавайте для поминовения на проскомидии не только имена больных, но и имена усопших, потому что усопшие имеют в молитвах большую нужду”.

Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии. В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого. После завершения поручения отец Алексий молился. И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв.

Из жития святителя Григория Двоеслова известно о спасенном пленнике. Когда о его здравии совершалась молитва и вынимались частицы из просфоры, в то же время с узника упали цепи и он стал свободным.

Традиции применения просфоры вне богослужения

После службы прихожанам раздают частички церковной просфоры, чтобы все, кто был на Литургии, могли приобщиться к «небесному хлебу». Просфоры можно приобретать на свечной лавке и брать домой, чтобы ежедневно вкушать святыню.

В некоторых храмах после Литургии раздается антидор. Антидор – это частицы Агничной просфоры, из которой был изъят Агнец на проскомидии. В переводе с греческого это слово означает «вместодарие» для тех, кто не причащался. Его вкушают с особым благоговением вместо Тела и Крови Христовых те, кто не участвовал в Таинстве Причастия.

«Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их» (святой Симеон Солунский).

Антидор не является Телом и Кровью Христовыми. Однако его также следует принимать натощак с трепетом и благоговением. Ведь это освященный хлеб с Божьего жертвенника, который получил небесное освящение, от Бога благословение.

Как правильно хранить и обращаться с просфорой

Просфора – это святыня, духовная пища, ее называют «небесным хлебом». Поэтому обращаться с ней нужно уважительно. Просфору необходимо хранить в засушенном виде возле икон или в месте для хранения святынь, чтобы ее не могли перепутать с обычным хлебом (свежие просфоры лучше хранить в морозильнике). Для длительного хранения просфору лучше разрезать на мелкие части и высушить. Затем сложить в специальную коробочку или мешочек.

Вкушать просфору должны только православные христиане, аккуратно и с благоговением, чтобы крошки не падали на пол. Нельзя давать просфору животным и птицам.

Как есть просфору дома

“Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождению Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели” (затворник Георгий Задонский).

Дома просфору едят утром натощак и запивают святой водой. Перед этим нужно прочитать молитву на принятие просфоры и святой воды:

Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь

Когда мы едим просфору, то приобщаемся Божьей благодати, получаем исцеление от страстей и телесных болезней.

Что делать, если просфора заплесневела?

«В прежние времена миряне имели больше благоговения к просфоре, чем сегодня некоторые монахи к Святому Причастию» (Паисий Святогорец).

К сожалению, иногда просфору хранят не должным образом и она может испортиться. Так как это святыня, то ее нельзя выбрасывать в мусор.

“Испорченные просфоры указывают на грех небрежения к святыне. Естественно, в таком грехе необходимо раскаяться и впредь стараться его не совершать” (Паисий Святогорец).

Священники рекомендуют пропавшие просфоры вынести на реку, ручей или в море (проточную воду), или сжечь. Также можно закопать там, где не ходят люди, чтобы никто не ходил ногами по святыне. Если нет возможности это выполнить самому, то можно отнести просфору в храм.

Источник

Просфоры

Другие названия: просфорки, просвирки, артос

Что такое просфора?

Разновидности просфор

Просфоры делятся на служебные и поминальные. Первые имеют гораздо больший размер, нежели вторые.

Служебные просфоры

В Русской Православной Церкви служат на 5 просфорах. Это:

Оттиск в верхней части Агнца несет на себе надпись: IC XC NI KA, что означает: Иисус Христос – Победитель. Части этой монограммы располагаются по сторонам от четырехконечного равностороннего креста.

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви

Оставшиеся после вырезания Агнца края просфоры нарезают мелкими кусочками и раздают верующим после службы. Это антидор. В переводе на русский язык это греческое слово означает «вместо дара»: он как бы в малой мере заменяет собой Причастие для тех, кто почему-либо не смог приступить к Таинству. Антидор символизирует одежду Христову, в то время как освященный Агнец – это само Тело Христово.

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви

У православных греков традиция другая: там проскомидия совершается на одной большой просфоре, оттиск на которой разделен для удобства служащего священника на несколько частей.

Поминальные просфоры

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церквиИз поминальных просфор вынимают частицы с молитвой о людях, попросивших у священника ходатайства перед Богом. В современной России эта просьба, как правило, осуществляется в виде поминальной записки, которую подают за свечным ящиком.

Изображения, наносимые на малые, поминальные, просфоры могут быть различными. Наиболее распространены малые просфоры с таким же оттиском, как на Агнце. Любимы благочестивым народом просфорки с монограммой Пресвятой Богородицы.

При некоторых храмах и монастырях выпекают просфоры с изображениями святых и Богоматери, а также основных событий Священной истории. Священнослужители относятся к таким просфорам по-разному, а простые верующие обычно радуются, когда им попадается просфорка с иконой.

Встречаются и довольно необычные сюжеты печатей для просфор, связанные с конкретными святынями Православия. Например, «Стопа Пресвятой Богородицы» – из Почаевской Лавры, где почитанием пользуется след Пречистой Девы, отпечатавшийся на камне во время Ее явления в XIII столетии.

Артос

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церквиОсобое место среди произведений православной просфорни занимает артос – квасной хлеб, освящаемый на Пасху. Этот хлеб стоит в храме перед иконостасом всю Светлую седмицу, его носят в пасхальные крестные ходы. Артос как бы вбирает в себя благодать главного христианского праздника. В Светлую субботу после Литургии его раздробляют и раздают верующим для благоговейного вкушения. По традиции на артос наносится образ Воскресения Христова или изображение креста с надписью «Христос воскресе».

Символическое значение артоса таково. По Воскресении Христовом апостолы жили, веря в постоянное присутствие в своей жизни Божественного Учителя. Собираясь на трапезы, они оставляли одно место незанятым – для Господа Иисуса Христа, и клали на это место хлеб, а затем разделяли его между собой как святыню. Так и мы должны всегда помнить о незримом присутствии Божием.

Форма и внешний вид просфор

Любая просфора состоит из двух частей – верхней и нижней. Верхняя часть символизирует Божественную природу Христа, а нижняя – человеческую. Верхняя половина просфоры украшается оттиском, который наносят на сырое тесто, используя для этого специальную печать.

Поскольку главная просфора – Агнец – становится Телом Христовым, полагается выпекать просфоры такими, чтобы их цвет напоминал оттенок человеческого тела.

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви

Духовно-символическое значение

Главное приношение православных христиан Богу это Божественная литургия. Просфоры используются для величайшего из Таинств Церкви – Евхаристии. Поэтому их выпекание издревле считается в Церкви делом особым, сродни иконописанию. Просфоры пекут с молитвой, пребывая в душевной и телесной чистоте.

Источник

Православная Жизнь

Просфорá — с пециальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии. ( Журнал «Фома» рекомендует этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF)

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви

Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.

Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви

Тайная Вечеря. Уголино ди Нерио (1325-1330). Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

Проскомидия — первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.

Для совершения литургии используется 5 больших просфор.

Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви

Пять просфор для совершения Литургии:

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии.

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

3. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

4. Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

5. Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви

Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Артос, буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви

Фото Sergey Galyonkin/www.flickr.com

Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.

Источник

Что такое просфора и зачем её вкушают?

В православной церкви просфорой называют хлеб, испеченный специальным образом. Он используется при совершении особого таинства – Евхаристии.

Особенности

Просфора – это традиционный дрожжевой (квасной) хлеб. Для его приготовления берут пшеничную муку, дрожжи, воду и соль. В тесто принято добавлять освященную крещенскую воду.

Он состоит из основания и печати, которая символизирует человеческую и божественную природу Иисуса Христа. Печать представляет собой изображение креста, а также букв IC XC NIKA, что в дословном переводе означает «Иисус Христос побеждает». Печать наносится с помощью специального деревянного оттиска.

Согласно православным традициям, просфору едят обязательно натощак, параллельно принято молиться.

Символ приношения

С греческого языка само слово просфора дословно переводится как «приношение». Издавна считалось, что хлеб, который необходим для проведения литургий, является своеобразным даром Господу от прихожан, которые приходят на воскресную службу. В целом, это символический дар от всей местной христианской общины.

Просфора призвана напомнить о хлебе, который Иисус поделил со своими учениками во время Тайной Вечери. Отсюда пошло таинство Евхаристии, когда христиане вкушают тело и кровь Иисуса Христа. Благодаря этому, они становятся Телом Христовым.

5 просфор, используемых в православной традиции

Когда идет церковная служба, в православной традиции для совершения таинства принято брать пять больших просфор. Эта традиция появилась, благодаря патриарху Никону, проведшему масштабную церковную реформу на Руси. Число 5 выбрано не случайно. Оно символизирует количество хлебов, использовавшихся Иисусом, чтобы накормить 5 000 человек.

1. Агничная просфора

Самой первой считается агничная просфора. Она обладает достаточно большим размером. На ней изображают крест и надпись, оставленную при помощи печати. Из нее особым ножом для просфоры вырезается небольшой кусочек в виде куба. Его называют Агнец. В ходе богослужения именно он непосредственно является телом Спасителя.

Неиспользованный кусочек этой просфоры именуется антидор. Когда литургия подходит к концу, его разрезают на множество небольших кусочков, раздавая всем пришедшим на службу прихожанам.

2. Богородичная просфора

Вторая просфора именуется богородичной. Она также большого размера, но на ней изображение Богородицы и печать с надписью МАРИЯ. Из ее верхней части вырезается кусочек небольшого размера в виде треугольника. Его помещают на богослужебное блюдо возле агнца.

3. Девятичинная просфора

Третья просфора официально называется девятичинной. Ее посвящают почитаемым в христианстве святым. Из этого хлеба вырезают 9 частей в память обо всех святителях и апостолах.

4. Заздравная просфора

Из заздравной просфоры вырезают две части, которые символизируют всех, кто пришел на службу в церковь. Это и прихожане, и священнослужители.

5. Заупокойная просфора

Наконец, существует пятая просфора — заупокойная. Вырезают один кусочек, который является памятью о всех православных, ушедших из жизни.

Использование просфор на службе

Кусочки просфор складываются на дискос – так называют специально предназначенное для этого блюдо. Агнец при этом помещается в самом центре, по бокам частица, посвященная Деве Марии и святым. Непосредственно по краям – остальные частицы.

Небольшие просфоры после завершения службы получают все прихожане. В этот момент священник молится за здравие и упокой тех, чьи имена перечислены на переданных ему записках. Произнося каждое имя, священник берет кусочек просфоры, символизирующую конкретного человека, а затем кладет его на дискос.

Источник

Просфоры, артосы и… торты для батюшек

Проблемы современного иконопочитания. Часть 5

Предыдущие части серия статей «Проблемы современного иконопочитания»:

В последнее время все более широкое распространение в православной и церковной среде получает практика использования священных изображений на продуктах питания, как правило на кондитерских изделиях. Самое «безобидное» – это изображение храма на пасхальном пироге. Однако на тортах можно встретить и наперсный крест священника, и митру архиерея, и съедобное Евангелие из марципана, и Потир (Евхаристическую Чашу), и икону, да и самого батюшку… В самую пору задаться вопросом: откуда есть пошло сие «священное гортанобесие»?

Откуда на Руси пошли просфоры и артосы со святыми иконами

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама

В позднейшее время «в русской практике» стали изготавливать артос с изображением вместо креста «образа Воскресения Христова», то есть соединять в одном два разных несовместимых богослужебных предмета – икону и просфору (что были вынуждены отметить авторы соответствующей энциклопедической статьи [4] ).

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Артос без креста с аббревиатурой ХВ («Христос воскресе»)

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Раздробление артоса с образом Воскресения Христова

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Раздробленный артос с фрагментом образа ангела с иконы Воскресения Христова. Очевидно, что и образ Христа был так же рассечен, что трудно назвать благочестивым действием

Относительно просфор профессор Н.И. Барсов (1839–1903) сообщает, что с древнейших времен она имеет

В Восточной Церкви еще до провозглашения христианства господствующей религией при императоре Константине на «древнейших экземплярах печатей греческих евхаристийных хлебов» при кресте появилась надпись:

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви

У сирийцев и египтян печать евхаристического хлеба представляла собой множественное изображение крестов, нередко с надписью по кругу: αγιος ίσχυρος.

Сегодня в Православной Церкви просфора имеет древнейшую печать, изображающую четырехконечный крест, со словами:

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Образцы печатей для просфор из книги: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 122, 123

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Канонические просфоры: крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария»)

Правда, Барсов оговаривает:

Обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период

Из сказанного следует, что обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период. Это свидетельствует о характерном для того времени упадке церковной культуры и утрате понимания значения и назначения святых образов (икон).

Следует помнить, что просфоры и артос не являются предметами долговременного хранения, но прямо предназначены для скорого вкушения верующими во избежание их порчи. VII Вселенский Собор требует изготавливать священные изображения из долговечных и не разрушаемых (а значит – несъедобных) материалов и не знает иконопочитания в форме поедания священных изображений.

Древняя Церковь, борясь с языческими пережитками в быту и в церковном обиходе, максимально дистанцировалась от всего, что могло направить сознание людей на неверный путь, а именно в сторону от богооткровенной христианской истины и невольно спровоцировать падение в «естественную религию», какой является даже развитое язычество, а тем более примитивная магия. Поэтому и в наше время необходимо также избегать всего, что по своему содержанию оказывается сходным с языческими и магическими практиками.

Использование артосов и просфор с образами Христа, Богородицы и святых сходно с языческими практиками и напоминает теофагию

К сожалению, практика размещать иконы Христа, Богородицы и святых на просфорах успела широко распространиться и стать привычным заблуждением, выдаваемым за общее правило. Так, в одном православном журнале статья «Просфора» учит читателей, что служебная Богородичная просфора – это «большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы». Статья с этим поучением рекомендуется журналом для занятий по программе «Основы православной культуры».

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Для совершения Литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со святыми образами

А один из епархиальных сайтов напоминает читателям названия служебных просфор и помещает фотографию, на которой Богородичная просфора имеет образ Богородицы, а заздравная и заупокойная – образы святых (см. фото).

Соответственно запросам православных приходов и монастырей мастерские по изготовлению печатей для просфор предлагают широкий ассортимент деревянных и металлических печатей с иконами Спасителя, Богородицы, двунадесятых праздников, святых угодников и т.д. Спрос рождает предложение, а предложение подстегивает спрос. И теперь просфоры с иконами могут, вероятно, выпекать и без дозволения «высшей церковной власти», о чем когда-то писал Барсов.

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Печать для просфор «Покров Пресвятой Богородицы» и ее оттиск

Итак, печать ликов святых, Господа и Богородицы на просфорах и артосах – это достаточно поздний обычай, свидетельствующий об утрате понимания предназначения священных изображений и должного обращения с ними. Представляется правильным вернуться к подлинной церковной традиции, для чего следует исполнять предписания Типикона и церковных соборов, относящиеся к артосам и просфорам.

Торт для батюшки и не только

К большому сожалению, общая ситуация складывается так, что неканоничные священные изображения с просфор и артосов переходят на бытовые продукты питания, что значительно усиливает процесс профанации сакральных образов.

Так, в последнее время всё большее распространение получает обычай изготовления кулинарных изделий с использованием изображений не только православных храмов, но и Креста, Библии (Евангелия), Евхаристических сосудов, ангелов, святых икон и др. Светские производители тортов активно расширяют ассортимент своих изделий за счет «товаров для православных». Так, наряду с заказными тортами к свадьбе, дню рождения, профессиональным праздникам и т.п. появились сладости для празднования Крещения младенца. Кулинары ничтоже сумняшеся предлагают своим клиентам поедать и фигурки младенцев, и ангелов, и Библию, и крещальный крестик с цепочкой…

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви «Торт на крещение – Ангел». Возможно, съедобен не только ангел, но и икона святой, в честь которой, вероятно, крещен младенец

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви «Торт на крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией» (описание производителя)

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Торт со съедобным иконостасом

Некоторые кулинары умудряются изобразить все подробности Таинства Крещения, а заодно и храмовый иконостас. Торт превращается в съедобную «фотографию» происходившего в храме, «фотографию», подлежащую уничтожению в желудках родителей и гостей, ради желания удивить которых и заказываются кощунственные «шедевры кулинарии».

Торт становится «фотографией» происходившего в храме, которая кощунственно будет уничтожена – съедена

Если действия светских производителей еще можно объяснить незнанием предмета, непониманием догматов христианской веры, погоней за покупателем и проч., то подобные поступки церковных людей вызывают только недоумение и крайнее сожаление. Логику действий здесь можно понять: если допустимо вкушать образ Богородицы и святых на просфорах, а образ Спасителя на артосе, то тогда можно съесть наперсный крест из кулинарной мастики или марципана вместе с Потиром и Евангелием.

Стоит заметить, что этот обычай скорее всего заимствован у инославных, где подобные съедобные «презенты» по разным поводам получили широкое распространение (чтобы убедиться в этом, достаточно сделать поиск в интернете по ключевым словам «торт для пастора» и т.п.).

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви «First Holy Communion Cakes». Торт для поздравления с первым Причастием у римо-католиков. В Потире видны облатки

На практике встречаются торты не только для священников, но и для… архиереев – в виде архиерейской митры (с крестом и накладными иконками) или более сложных композиций из митры, архиерейской мантии, жезла и панагии.

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Торт «Митра» с иконами Христа и Богородицы

Праздничные пироги с… церквями

Другой далекий от истинного православного благочестия обычай в современной России – это изготовление рекордно больших тортов и пирогов опять же с церковной тематикой и на церковные праздники. Так, российский интернет обошли видеоролики и фотографии гигантских пасхальных куличей (в 300, 500 кг!), которые публично освящают православные священники, а затем потребляют все желающие.

Разрушение кулинарного образа храма означает символическое разрушение храма настоящего

В этом не было бы особой беды (хотя в такой гигантомании и угадывается тщеславие), если бы подобные изделия не украшались изображениями храмов (часто кафедральных соборов той или иной епархии), а иногда и фигурами ангелов или иконами. Ведь все эти православные соборы также будут публично, на виду у всех безжалостно разрезаны, разломаны и съедены. Но разве в этом состоит наше почитание дома Божия? Кулинарный образ храма возводит наш ум к его первообразу – настоящему храму. И поругание или разрушение первого означает символическое разрушение второго. Тем самым все участники подобного действа символически уподобляются тем богоборцам, которые боролись с Церковью почти весь XX век.

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Гигантский кулич в Москве с храмом Христа Спасителя, Большим театром и зданием Московской мэрии

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Потреблять московский кулич начали с «подкопа» под здание мэрии

Подобные вещи происходят в нашей действительности наряду со здоровым способом выразить прихожанами любовь и уважение к своему духовному пастырю: испечь и без «духовных» изысков украсить торт или праздничный пирог цветами и соответствующей надписью.

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Пример нормального торта без «духовных» излишеств – поздравление священника с днем Ангела

Торт должен быть всего лишь кулинарным продуктом – съедобным, вкусным, красивым, свободным от какого-либо неблагочестия. Это так просто сделать. Надо только отказаться от использования ненужной и неуместной церковной и христианской символики: изображений храмов, святых образов и священных предметов.

для чего просвирки в церкви. Смотреть фото для чего просвирки в церкви. Смотреть картинку для чего просвирки в церкви. Картинка про для чего просвирки в церкви. Фото для чего просвирки в церкви Торт от «светской фирмы»

Мы не сможем с чистой совестью упрекнуть в чем-то светских производителей, пока не наведем должного порядка в своей церковной среде.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1) Размещение на артосах изображения Господа Иисуса Христа, а на просфорах – образов Спасителя, Богородицы и святых не соответствует древней церковной традиции.

2) Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений и изображений священных предметов (храм Божий, Библия, Потир, наперсный крест и т.п.), а также священных символов и знаков при изготовлении съедобных предметов небогослужебного назначения (пряники, печенье, хлеб, пирожные, торты и т.п.).

Отход от канонических изображений при изготовлении богослужебных съедобных предметов – просфор и артосов, – вероятно, мотивирует некоторых людей на их размещение (в том или ином виде) на продуктах питания (торты, пироги, пряники и т.п.), используемых в общецерковной практике во внебогослужебной сфере.

Очевидно, что в таких условиях Церковь не сможет требовать от «внешних», то есть светских, производителей отказа от подобной практики при производстве продуктов питания и упаковки к ним. Вследствие этого профанация священных изображений в российском обществе будет только разрастаться.

Поэтому представляется правильным в кратчайшие сроки отказаться от указанной практики в церковной среде.

[1] Типикон, сиесть Устав: В 2 т. Т. 2. СПб., 1997 (Репр.) С. 945.

[2] Там же. С. 944–947 (последование артоса).

[4] Желтов М.С., Рубан Ю.И. Артос // Православная энциклопедия. Т. 3. С. 470–472.

[5] Просфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. Т. 25а. СПб., 1898. С. 503–504. Выделено нами. – Авт.

[6] Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году. Деяние 11. Л. 35–48. См.: Л. 36 оборот – 37. Также см.: Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1667 году. Л. 2.

[7] Поместный Собор РПЦ 30 мая – 2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. М., 1972. С. 129–131.

[8] Просфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 25а. С. 503–504.

[9] Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000. С. 32–36.

[10] Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 1998. С. 502–517.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *