для чего проводятся патентные исследования

Ваш велосипед уже кто-то придумал: зачем нужны патентные исследования

Как патентному поверенному и сотруднику агентства интеллектуальной собственности, уже 22 года помогающего бизнесу и корпорациям получать патенты, регистрировать товарные знаки в России и за рубежом и отстаивать авторские права, мне зачастую доводилось сталкиваться с полным непониманием вопросов, касающихся IP. В этой статье я хочу рассказать и показать на примере наших кейсов, о таком понятии как патентные исследования, заблаговременное проведение которых может помочь компаниям избежать больших проблем.

Определение патентных исследований мы найдем в ГОСТе Р 15.011-96, который регламентирует, как такие исследования должны проводиться:

Патентные исследования — это исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной и другой информации.

Говоря простыми словами, патентные исследования — это поиск и анализ информации. Анализируя патентные, научно-технические, экономические или даже рекламные источники информации, мы делаем какие-то выводы, составляем заключение. Опираясь на него, компания может, например, строить свою стратегию внедрения нового продукта на рынок или быть уверенной в том, что не нарушит чьи-то исключительные права.

У любого патентного исследования есть цель или, говоря языком ГОСТа, назначение. В зависимости от этой цели и содержания исследования, ГОСТ подразделяет их на виды.

Вот самые распространенные:

Зачем нужно: «Определить уровень техники» с языка ГОСТ — узнать, существует ли где-то в мире в общедоступных источниках описание подобного продукта. Т.е. это исследование проводится, чтобы понять, существуют ли похожие решения и в каком направлении наиболее перспективно развивать свой продукт.

Когда проводить: на ранней стадии разработки нового продукта.

Зачем нужно: Патентная чистота означает, что ваш продукт действительно уникален и его использование не нарушает исключительных прав другой компании. Пожалуй, это самое важное из исследований. Патентная чистота всегда определяется на конкретную дату для конкретного списка стран.

Когда проводить: когда решение уже разработано и планируется запуск в производство или вывод на рынок.

Зачем нужно: в начале разработки исследование помогает понять, стоит ли тратить время и деньги на разработку продукта, насколько он новый и полезный, т.е. определяется патентоспособность изобретения, полезной модели или промышленного образца. Когда продукт практически готов, патентоспособность проверяют, чтобы получить на него патент и правовую охрану, т.е. возможность защищать свои права на это изобретение.

Когда проводить: можно и на начальной стадии разработки, и на этапе, когда продукт практически готов.

Зачем нужно: менее затратная альтернатива исследованию на патентоспособность. Исследование на новизну покажет соответствие разработанного продукта условию патентоспособности «новизна» и укажет на ближайший аналог, который нужно прописать в заявке на патент.

Когда проводить: идеально — перед принятием решения о подаче заявки на получение патента.

В целом, конечная цель любого патентного исследования — помочь компании увеличить прибыли и избежать неприятностей.

Закон РФ не обязывает никого проводить патентные исследования. Поэтому некоторые компании не проводят патентный поиск или относятся к нему очень формально. Но это чревато неприятными последствиями.

История из нашей практики: одна инновационная компания из Сколково, которую мы не можем назвать, разработала продукт, связанный с технологией виртуальной реальности. Они обратились к нам, чтобы подготовить и подать заявку на получение патента на территории РФ. В дальнейшем они предполагали получит патент и в других странах.

От проведения полноценного исследования патентоспособности компания отказалась, уверенная, что их техническое решение уникально и аналогов не имеет. Более того, они не проводили никаких исследований и на ранних стадиях разработки.

Когда Роспатент проводил экспертизу по заявке, оказалось, что патент на практически полностью идентичное изобретение уже существует в США. Новизна — это одно из условий патентоспособности любого изобретения. Экспертиза Роспатента новизны не обнаружила и поставила патентоспособность технологии под сомнение.

Что компания имеет в итоге: весьма туманные перспективы вывода продукта на зарубежные рынки и дополнительные расходы по заявке на патент.

Что можно сделать в такой ситуации: сейчас мы помогаем компании отстоять заявку и получить патент в РФ. К сожалению, получение патента в США на изобретение очень сомнительно.

Как этого можно было избежать: просто провести патентное исследование или на ранней стадии разработки, или на стадии получения патента. Тогда похожее изобретение было бы выявлено, и разработчик скорректировал бы свое техническое решение заранее, обеспечив его патентоспособность.

Из примера выше понятно, что при выпуске любого изобретения или продукта нужно провести хотя бы исследование патентной чистоты. Или в крайнем случае просто проконсультироваться с патентным поверенным.

Как выбрать специалиста для проведения патентного исследования или для консультации:

1. Желательно обращайться именно к патентным поверенным, а не к патентоведам или юристам по интеллектуальной собственности.

Патентовед может быть высококлассным специалистом в своей области, но зачастую его практика ограничена оформлением и подачей заявок в Роспатент и административными вопросами выявления объектов интеллектуальной собственности на предприятии.

К слову, в Германии для получения статуса патентного поверенного по изобретениям и полезным моделям, помимо опыта работы, необходимо наличие высшего технического образования у кандидата

У патентного поверенного есть регистрация в Роспатенте, он прошел аттестацию по своему направлению и проведет патентное исследование качественно, а не поверхностно. Проверить специалиста можно в Реестре патентных поверенных РФ.

2. Выбирайте поверенного с нужной вам специализацией.

Всего 5 специализаций:

товарные знаки и знаки обслуживания;

наименования мест происхождения товара;

изобретения и полезные модели;

программах для ЭВМ, базах данных, топологии интегральных схем.

Узнать специализацию конкретного патентного поверенного также можно на сайте Роспатента в реестре на его странице. Патентный поверенный может иметь одну или несколько специализаций.

3. Обращайте внимание на опыт патентного поверенного. Попросите рассказать, сколько исследований уже было им проведено и сходны ли они с вашей тематикой.

Если специалист обещает золотые горы: проведение исследований в кратчайший срок «за недорого», и при этом, например, не оформляет отчеты по ГОСТу, стоит насторожиться. Патентный поиск — это долгая и кропотливая работа, которая в принципе не может быть выполнена одновременно быстро, дешево и качественно. Помимо сбора и анализа информации почти всегда требуется отчет по патентному исследованию, правильно оформленный по ГОСТ. Быстро нарисовать такой отчет не получится.

Если специалист утверждает, что может провести проведение исследование самостоятельно и ему не понадобятся консультации разработчиков — это тоже тревожный звонок. Ни один поверенный не может знать всех нюансов технологии, пояснения разработчиков необходимы. Без консультацией с ними риск того, что выводы исследования будут неверными, велик.

Для проведения исследования, касающегося именно технических решений выбирайте патентного поверенного со специализацией «изобретения и полезные модели» и, очень желательно, с высшим техническим образованием. Такой специалист проведет исследование, учитывая и технические нюансы, и юридические тонкости.

Обычно мы следуем такому алгоритму:

Для начала выясняем, что заказчик хочет от исследования. Важные пункты технического задания: патентная чистота, уровень техники и т.д., мы оформляем по форме Приложение А ГОСТа. Уже на этом этапе идет совместная работа с заказчиком.

Согласовываем с заказчиком области и географию поиска (т.е. базы, по которым будет проводиться исследование), а также ключевые слова, по которым будем искать информацию. Это называется регламентом поиска, он также оформляется по форме ГОСТа, Приложение В.

Затем проводим собственно патентный поиск — это самый длительный и сложный этап. Мы изучаем результаты выдачи в базах данных изобретений стран, выбранных на втором этапе.

После того, как поиск проведен и получены предварительные результаты, мы анализируем их и отбираем наиболее релевантные цели исследования. К анализу мы обычно привлекаем разработчиков для консультации.

По итогу заказчик получает от нас оформленный по всем требованиям ГОСТа отчет о патентных исследованиях с выводами и заключением о результатах поиска. Кроме того, могут появиться какие-то идеи, не вошедшие в отчет. В этом случае мы отдельно даем рекомендации, например, о возможной доработке изобретения, предлагаем стратегию патентования и т.п.

Выше мы расписали основные этапы проведения патентного исследования. Конечно, на деле все немного сложнее, чем на словах. Вот трудности, с которыми мы иногда сталкиваемся.

Как решаем: составляя календарный план проведения исследования, обычно планируем 2-3 дня только на подбор и согласование ключевых слов. И непременно обращаемся за консультациями к специалистам, если возникают сомнения.

Как решаем: тщательно очерчиваем области поиска согласно иерархии Международной патентной классификации (МПК). Плюс к этому мы уточняем у специалиста или заказчика специфические, оригинальные черты изобретения.

Как решаем: очень внимательно подходим как к содержанию, так и к оформлению отчета, с учетом целей и потребностей заказчика

Иногда заказчик сам не понимает, для чего ему патентное исследование. Он в принципе может не знать, зачем они вообще нужны.

По опыту знаем, как важно выяснить у заказчика, почему вообще возникла необходимость провести исследования. Свежий пример: к нам обратилась компания-производитель систем оповещения и громкой связи. На вопрос, зачем им патентное исследование, они ответили: «Чтобы просто было. Главное — сделайте по ГОСТ».

После предварительной беседы выяснилось, что они собираются участвовать в конкурсе на поставку оборудования. Одно из обязательных условий — наличие отчета о патентных исследованиях. Опираясь на это, мы определили задачи патентного поиска:

— выявляем технический уровень и тенденции развития рынка подобной продукции;

— анализируем, соответствует ли технология компании современным тенденциям.

Проще говоря, надо было понять, насколько конкурентоспособен продукт компании.

Во время работы мы обращались к заказчику, чтобы уточнить кое-какие технические детали. Специалисты компании не были от этого в восторге. Пришлось объяснять, что это не наша прихоть, а исключительно в их интересах.

В итоге мы выяснили, что техническое решение заказчика не только соответствовало современному уровню развития систем оповещения и громкой связи, но и превосходило его: технических решений такого уровня на мировом рынке не было. Более того, оно вполне патентоспособно. А ведь до проведения исследования заказчик вообще не рассматривал получение патента. Сейчас подаем от имени этой компании две заявки на патент.

Возможно, вы слышали, что патентные исследования нужны только, чтобы получить патент. Это не так. Они могут быть полезны и для молодых стартаперов, и для небольших инновационных компаний. С помощью патентного поиска можно:

— исследовать рынок, находить перспективные рынки сбыта;

— узнавать о конкурентах или партнерах и анализировать их успехи;

— оценивать патентоспособность изобретения;

— определять уровень техники, соответствует ли изобретение современным тенденциям развития.

Если не проводить патентный поиск, то возможные риски: претензии в нарушении исключительных прав, затраты на разработку неконкурентоспособного продукта и на заявку, которую в итоге отклонит Роспатент — приводят к гораздо большим потерям, чем расходы на исследования.

Иногда компания не осознает, насколько уникально и ценно ее техническое решение, и либо вообще не патентует свои инновации, либо делает это неумело, теряя прибыли и долю на рынке. Может быть и обратная ситуация: убедитесь, что ваш велосипед не изобретен кем-то другим, и продукт стоит того, чтобы производить и выводить его на рынок.

Разумеется, решение о проведении патентного исследования всегда остается за компанией, но опыт показывает, что затраты на грамотно проведенное исследование окупаются всегда

Источник

Что такое патентная аналитика и для чего она нужна?

В наши дни технологии развиваются стремительными темпами и, чтобы не изобретать колесо заново, ученые и разработчики технических решений используют весь накопленный опыт работы в той или иной области, затем анализируют, устраняют возможные недостатки уже имеющихся решений и впоследствии создаютновые технические решенияи новые группы технологий. Так, например, интеллектуальные роботы, квантовые компьютеры, нейротехнологии и бионические органы еще вчера были чем-то заоблачным, а сегодня эти группы технологий определяют состояние развития экономики. Однакополучить объективные данные о текущем состоянии и определить перспективные направления развития экономики в условиях стремительного развития технологий является сложной задачей.

Основным источником, благодаря которому можно проанализировать развитие технологических направлений, оценить конкурентоспособность технологий, определить стратегии вывода продукции на локальный на глобальные рынки, найти технологических и бизнес-партнеров, является патентная информация, которая включает в себя сведения о выданных патентах, поданных заявках, областях приоритетов, стратегиях охраны и других аспектах патентной защиты перспективных технологий и инновационной продукции.В последние годы патентную информацию стали шире использовать экономисты, исследователи в области социальных наук, руководители, бизнесмены и,конечно же, профессионалы. Таким образом, использование патентной информации охватило многие тактические и стратегические виды деятельности, а ее объем стал настолько широк, что обработатьи оценить общую картину состояния соответствующей отрасли крайне сложно и для этого потребуется уйма времени. В связи с этим создается большоечисло аналитических продуктов и сервисов по обработке патентной информации посредством патентной аналитики.В патентных ведомствах ведущих стран формируются специальные направления по бизнес-использованию патентной документации, создаются поисковые сервисы по патентной аналитике.

В целом, патентная аналитика – это важнейший инструмент для продвижения инновационного бизнеса. Ее использование необходимо для инновационной экономики, так как оно позволяет выявить перспективные направления развития различных секторов экономики, повысить качество программ инновационного развития, проанализировать работу конкурентов и понять наличие или отсутствие технологического преимущества перед другими компаниями, а так же позволяет отбросить малоэффективные решения и указать на более действенные технологии, удовлетворяющие потребности компании, повысить эффективность НИОКР и сократить время на их разработку.

Так, например, ФИПС предлагает следующие инструменты патентной аналитики:

— патентная технологическая разведка;

— исследование портфелей патентов.

Из вышеперечисленных патентных инструментовотраслевой патентный ландшафт включает в себя комплексное исследование современных технологий, продуктов и услуг на основе патентной и непатентной информации: тренды, стратегии, география, технический анализ, компании, авторы, патентные споры, а именно, он позволяет определить приоритеты научно-технологического развития, конкурентоспособность российских технологий и потенциал импортозамещения, сформировать комплексную научно-технологическую программу, стратегии и планы развития рынков национальной технологической инициативы, инновационных территориальных кластеров. Патентная технологическая разведка включает в себя углубленное профилирование отраслевых компаний, технологий, продуктов и услуг в области технологического приоритета компании (организации), а именно, она позволяет выбрать технологические направления для инвестирования,провести конкурентный анализ и выбрать стратегии патентования. R&D антураж включает в себя оценку перспективности НИОКР, предлагаемых к включению в состав программы исследований и разработок, а именно,он позволяет осуществитьприоритизацию НИОКР, разработать программы исследований и разработок организации (компании), оценить заявки на исследования иразработки для финансирования в рамках Федеральных и ведомственных целевых программ. Анализ портфеля патентов включает в себя сегментирование портфеля патентов по: технологическим сегментам с построением патентных ландшафтов по каждому сегменту; группам важности патентов с оценкой потенциала коммерциализации и выработкой рекомендаций по конкретным способам охраны, а именно, он позволяет оценить портфель патентов компании, усилить охрану в отношении ценных объектов интеллектуальной собственности, провести дополнительную инвентаризацию объектов интеллектуальной собственности, признанных наименее ценными.

Из перечисленных инструментов и их функционала мы видим, что продукты патентной аналитики могут применяться в интересах и отраслевых органов исполнительной власти, и высокотехнологичных компаний, и научных и образовательных организаций. Таким образом, патентная аналитика – это совокупность методов, техник, инструментов и измерений, позволяющих исследовать направления научно-технологического развития, на основе патентной информации.

К примеру, компания Х планирует начать новый бизнес или разработать новую продукцию. Для этого компанииХ необходимо получить общую картину состояния соответствующей технической отрасли, а также со всей аккуратностью спрогнозировать рыночные потребности. С указанными выше задачами справится патентная аналитика. Она поможет установить эволюцию технологии, тенденцию технических изменений, цикл долговечности технологии, технологии конкурентов и решения, помогающие справиться с возможными проблемами анализируемой технологии. Получив результаты, компания Х сможет понять о своевременности разработки и сфокусировать внимание на проблемах разрабатываемой технологии в случае их наличия, что поможет создать совершенно новый продукт и избежать нарушения прав, а, следовательно, и сэкономит немалые денежные средства, необходимые для ведения судебных процессов или выплаты компенсации за ущерб. В результате,с использованием патентной аналитики на рынке появится новый продукт компании Х, наполненный новыми возможностями и, при этом, учитывающий достоинства и функциональность своих предшественников.

Таким образом,патентная аналитика поможет понять намерения конкурентов, определить технологические тренды, найти разработчиков, выявить патенты, которые нельзя нарушать, и многое другое, а ееэффективное использованиепоспособствует успеху любого предприятия как крупного, так и малого, что позволит открыть новые перспективы для бизнеса в плане стратегического или тактического использования патентной аналитики для детальной проработки своей деловой стратегии на внутренних и экспортных рынках.

Источник

Патентные исследования в IT. Курс молодого бойца. Часть I. Как понять требования заказчика и подготовить шаблон отчет

Перед вами первая статья из цикла для тех, кто хочет узнать, как правильно делать и оформлять патентные исследования и отчитываться с их помощью перед заказчиком. Разбираемся в терминах, готовим шаблон отчета о патентных исследованиях.

1. Мой тернистый путь к правильным патентным исследованиям
У нас в научно-исследовательском департаменте ЦРТ при подготовке отчетной документации по НИР, ОКР и другим проектам для госзаказчика проводятся патентные исследования. Это мероприятие обычно фиксируется отдельным пунктом ТЗ, закрыть который можно, предоставив отчет о патентном исследовании, оформленный по ГОСТ 15.011-96 “Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Патентные исследования. Содержание и порядок проведения”. Иногда для выполнения такой работы привлекаются специализированные организации, но чаще всего мы проводим патентные исследования сами: так удобнее и быстрее. В случае с уникальными и наукоемкими продуктами ЦРТ научным сотрудникам проще провести исследование, чем растолковать постороннему юристу тонкости биометрии по лицу и голосу, принципы распознавания и синтеза речи.

Полтора года назад я активно включилась в процесс патентных исследований и вместе с научными сотрудниками стала проводить патентный поиск, анализировать патентную информацию и оформлять отчеты о патентных исследованиях. За это время я поняла, что представители государственного заказчика патентные исследования внимательно читают. Причем не только читают, но и неслабо придираются к заполнению обязательных и рекомендуемых приложений и таблиц. Проверяющая сторона скрупулезно изучает отчеты о патентных исследованиях и требует уточнений даже в тех случаях, когда разрабатывается принципиально новый для российского и мирового рынка продукт.

Я решила рассказать о своем опыте работы с патентами в нескольких статьях. Этот текст посвящен подготовке к проведению патентных исследований и государственному стандарту, по которому они выполняются — ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Патентные исследования. Содержание и порядок проведения. Если в ТЗ на проект указаны патентные исследования, то будет указан и этот ГОСТ. Если данный стандарт в требованиях заказчика не упоминается, добейтесь того, чтобы он там был назван. ГОСТ Р 15.011-96 — опора патентного исследователя. Правда, опору эту написали еще в прошлом веке, поэтому некоторые приложения и таблицы вводят в ступор, а некоторые требования и термины нуждаются в подробном пояснении.

Если вы планируете читать мой пост дальше, обязательно откройте ГОСТ Р 15.011-96

2. ГОСТ Р 15.011-96. Читаем вместе
Патентные исследования определяются в стандарте следующим образом: “Патентные исследования — исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации” [1].

Это определение говорит о том, что в отчете о патентных исследованиях должны быть отражены исследования:
— технического уровня,
— тенденций развития объекта,
— патентоспособности,
— патентной чистоты,
— конкурентоспособности.

Понятие технический уровень толкуется в юридической и методической литературе как степень реализации в данном объекте патентования наиболее прогрессивных технических решений, обеспечивающих достижение его оптимальных показателей, параметров или характеристик [2]. Не стоит путать с уровнем техники, под которым понимаются любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.

Патентоспособность — совокупность свойств объекта техники, без наличия которых оно не может быть признано изобретением. Эти свойства перечислены в ст. 1350 Гражданского кодекса РФ: “Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо” [3].

Что значит “является новым”? Всё просто — оно не должно быть известным из уровня техники (см. определение выше). То есть никто и никогда не изобретал такой же точно продукт до вас. Похожие, подобные объекты техники существовать могут и скорее всего будут, но у них обязательно будут отличия.

Что такое изобретательский уровень? Это неочевидность из уровня техники для специалиста. По каким критериям отбираются “специалисты” и как они оценивают изобретательский уровень нигде не поясняется. Означает это свойство, что изобретение получено не в результате механического соединения известных ранее объектов, но в результате творческой работы.

С промышленной применимостью всё просто. Она означает, что изобретение может применяться в промышленности и других областях экономики или социальной сферы.

Разберемся теперь с патентной чистотой. Это юридическое свойство объекта техники заключается в том, что он может свободно использоваться в конкретной стране в конкретный момент времени без нарушения исключительного права третьих лиц. В патентных исследованиях патентная чистота всегда определяется на конкретную дату для конкретного списка стран. Список стран должен указывать в ТЗ на проект ваш заказчик. Если списка нет, значит вы определяете патентную чистоту только для России на текущую дату. Если список стран приводится, то Россия в нем должна быть обязательно.

Обратите внимание, насколько широко толкуется объект патентных исследований, это и объект хозяйственной деятельности (товар), и сама хозяйственная деятельность субъекта. Такое широкое толкование, с одной стороны, свидетельствует о том, что ГОСТ на патентные исследования предназначен не только для создания отчетности, но и для облегчения принятия управленческих решений. С другой стороны, при проведении патентных исследований следует рассматривать и отражать в отчете всю деятельность организации, включая все принадлежащие ей объекты интеллектуальной собственности, научную деятельность, позицию на рынке, перспективы развития.

Конкурентоспособность поясняется в тексте стандарта как способность объекта хозяйственной деятельности в определенный период обеспечить коммерческий или иной успех на конкретном рынке в условиях конкуренции или противодействия. Остальные термины, входящие в определение, в ГОСТе не толкуются.

3. Чего хочет заказчик?

Как видим, определение патентных исследований, данное в ГОСТе, включает в себя довольно много свойств, которые нужно исследовать. Столь широкое определение позволяет заказчику формулировать пункт ТЗ о патентных исследованиях достаточно кратко. Например, заказчик в этом пункте может написать, что ему нужно провести патентные исследования с целью определения патентной чистоты. Это отнюдь не значит, что патентную чистоту такое исследование определяет, а технический уровень никак не описывает. Патентное исследование по определению включает в себя определение технического уровня, тенденций развития объекта, патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности. Указание в ТЗ на какой-то отдельный аспект патентных исследований лишь обозначает то, чему нужно уделить пристальное внимание. Как это пристальное внимание продемонстрировать в отчете о патентных исследованиях? Заполнить обязательные и рекомендуемые формы ГОСТа, относящиеся к тому свойству, которое интересует заказчика.

В пункте 5.1 ГОСТа приводятся другие аспекты содержания патентных исследований в общем случае. Они носят рекомендательный характер, дополняют и раскрывают приведенный выше список. Важно понимать, что перечисленные в п. 5.1 тезисы делать отдельными пунктами отчета о патентных исследования ни в коем случае не следует. Структуру отчета о патентных исследованиях задает п. 7 ГОСТа.

4. Структура отчет о патентных исследованиях: готовим шаблон
Проводить патентные исследования просто, если шаблон уже готов. В пункте 7 ГОСТа указаны структурные элементы отчета и их краткое содержание. Я советую подготовить шаблон со всеми структурными элементами и рекомендациями по их заполнению из п. 7.2:
— Титульный лист
— Список исполнителей
— Содержание
— Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц, терминов
— Общие данные об объекте исследований

— Технический уровень и тенденции развития объекта хозяйственной деятельности
— Использование объектов промышленной (интеллектуальной) собственности и их правовая охрана
— Исследование патентной чистоты объекта техники
— Анализ деятельности хозяйствующего субъекта и перспектив ее развития
— Заключение
— Приложение А Задание на проведение патентных исследований*
— Приложение Б Регламент поиска*
— Приложение В Отчет о поиске*

— Приложение Г. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта и перспектив ее развития*.

* означает, что в ГОСТе есть шаблон оформления
Полужирным шрифтом в списке выделены разделы, которые в отчете должны быть обязательно, если заказчик не требует иного.
Полужирным курсивом в тексте выделена так называемая основная (аналитическая) часть, то есть часть, которую исследователь пишет на основе полученной информации.
Обычным шрифтом в списке выделен необязательный раздел.

В приложении Д ГОСТа даны образцы оформления форм, которые не выносятся в отдельное приложение, а служат для оформления разделов аналитической части. О том, как заполнять эти формы, я расскажу в следующих статьях своего цикла.

Источники:
1. ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Патентные исследования. Содержание и порядок проведения
2. Сухарев А. Я. Большой юридический словарь / А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. — М.: Инфра-М, 2003.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая, ст. 1350)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *