для чего реле прмн включившись ставит себя на самоподхват
Магнитный пускатель в системах автоматики
Магнитный пускатель (контактор) — это устройство, предназначенное для коммутации силовых электрических цепей. Чаще всего применяется для запуска/останова электродвигателей, но так же может использоваться для управления освещением и другими силовыми нагрузками.
Чем отличается контактор от магнитного пускателя?
Многих читателей могло покоробить от данного нами определения, в котором мы (сознательно) смешали понятия «магнитный пускатель» и «контактор», потому что в данной статье мы постараемся сделать упор на практику, нежели на строгую теорию. А на практике эти два понятия обычно сливаются в одно. Немногие инженеры смогут дать вразумительный ответ, чем же они действительно отличаются. Ответы различных специалистов могут в чём-то сходиться, а в чём-то противоречить друг другу. Представляем Вашему вниманию нашу версию ответа на этот вопрос.
Контактор — это законченное устройство, не предполагающее установки дополнительных модулей. Магнитный пускатель может быть оборудован дополнительными устройствами, например тепловым реле и дополнительными контактными группами. Магнитный пускателем может называться бокс с двумя кнопками «Пуск» и «Стоп». Внутри может находится один или два связанных между собой контактора (или пускателя), реализующими взаимную блокировку и реверс.
Магнитный пускатель предназначен для управления трёхфазным двигателем, поэтому всегда имеет три контакта для коммутации силовых линий. Контактор же в общем случае может иметь другое количество силовых контактов.
Устройства на этих рисунках правильнее называть магнитными пускателями. Устройство под цифрой один предполагает возможность установку дополнительных модулей, например теплового реле (рисунок 2). На третьем рисунке блок «пуск-стоп» для управления двигателем с защитой от перегрева и схемой автоподхвата. Это блочное устройство — тоже называют магнитным пускателем.
А вот устройства на следующих рисунках правильнее называть контакторами:
В заключение скажем: обо всех названных выше отличиях контактора и магнитного пускателя полезно знать для общего развития и помнить на всякий случай, однако придётся привыкнуть к тому, что на практике эти устройства никто обычно не разделяет.
Устройство и принцип работы магнитного пускателя
Устройство контактора чем-то похоже на электромагнитное реле — оно так же имеет катушку и группу контактов. Однако контакты магнитного пускателя — разные. Силовые контакты предназначены для коммутации той нагрузки, которой управляет этот контактор, они всегда нормально открытые. Существуют еще дополнительные контакты, предназначенные для реализации управления пускателем (об этом речь пойдёт ниже). Дополнительные контакты могут быть нормально открытыми (NO) и нормально закрытыми (NC).
В общем случае устройство магнитного пускателя выглядит так:
Когда на катушку пускателя подаётся управляющее напряжение (обычно контакты катушки обозначаются А1 и А2), подвижная часть якоря притягивается к неподвижной и это приводит к замыканию силовых контактов. Дополнительные контакты (при наличии) механически связаны с силовыми, поэтому в момент срабатывания контактора они также меняют своё состояние: нормально открытые — замыкаются, а нормально закрытые, наоборот, размыкаются.
Схема подключения магнитного пускателя
Так выглядит простейшая схема подключения двигателя через пускатель. Силовые контакты магнитного пускателя KM1 подключены к клеммам электродвигателя. Перед контактором установлен автоматический выключатель QF1 для защиты от перегрузки. Катушка реле (А1-А2) запитана через нормально разомкнутую кнопку «Пуск» и нормально замкнутую кнопку «Стоп». При нажатии кнопки «Пуск» на катушку приходит напряжение, контактор срабатывает, запуская электродвигатель. Для остановки двигателя нужно нажать «Стоп» — цепь катушки разорвётся и контактор «расцепит» силовые линии.
Эта схема будет работать только если кнопки «пуск» и «стоп» — с фиксацией.
Вместо кнопок может быть контакт другого реле или дискретный выход контроллера:
Контактор можно включить и выключить с помощью ПЛК. Один дискретный выход контроллера заменит кнопки «пуск» и «стоп» — они будут реализованы логикой контроллера.
Схема «самоподхвата» магнитного пускателя
Как уже было сказано, предыдущая схема с двумя кнопками работает только если кнопки с фиксацией. В реальной жизни её не используют из-за её неудобства и небезопасности. Вместо неё используют схему с автоподхватом (самоподхватом).
На этой схеме используется дополнительный нормально открытый контакт пускателя. При нажатии на кнопку «пуск» и сработки магнитного пускателя дополнительный контакт КМ1.1 замыкается одновременно с силовыми контактами. Теперь кнопку «пуск» можно отпустить — её «подхватит» контакт КМ1.1.
Нажатие кнопки «стоп» разорвёт цепь катушки и вместе с этим разомкнётся доп. контакт КМ1.1.
Подключение двигателя через пускатель с тепловым реле
На рисунке изображён магнитный пускатель с установленным на него тепловым реле. При нагревании электродвигатель начинает потреблять больший ток — его и фиксирует тепловое реле. На корпусе теплового реле можно задать значение тока, превышение которого вызовет сработку реле и замыкание его контактов.
Нормально закрытый контакт теплового реле использует в цепи питания катушки пускателя и рвёт её при сработке теплового реле, обеспечивая аварийное отключение двигателя. Нормально открытый контакт теплового реле может быть использован в сигнальной цепи, например для того, чтобы зажечь лампу «авария» при отключении электродвигателя по перегреву.
Реверсивный пускатель
Реверсивный магнитный пускатель — устройство, с помощью которого можно запускать вращение двигателя в прямом и обратном направлениях. Это достигается за счёт смены чередования фаз на клеммах электродвигателя. Устройство состоит из двух взаимоблокирующихся контакторов. Один из контакторов коммутирует фазы в порядке А-В-С, а другой, например, А-С-В.
Взаимная блокировка нужна, чтобы нельзя было случайно одновременно включить оба контактора и устроить межфазное замыкание.
Схема реверсивного магнитного пускателя выглядит так:
Реверсивный пускатель может изменить чередование фаз на двигателе, коммутируя питающее двигатель напряжение через контактор КМ1 или КМ2. Обратите внимание, что порядок следования фаз на этих контакторов различается.
При нажатии Кнопки «Прямой пуск» двигатель запускается через контактор КМ1. При этом размыкается дополнительный контакт этого пускателя КМ1.2. Он блокирует запуск второго контактора КМ2, поэтому нажатие кнопки «Реверсивный пуск» ни к чему не приведёт. Для того чтобы запустить двигатель в обратном (реверсивном) направлении, нужно сначала остановить его кнопкой «Стоп».
При нажатии кнопки «Реверсивный пуск» срабатывает контактор КМ2, а его дополнительный контакт КМ2.2 блокирует контактор КМ1.
Автоподхват контакторов КМ1 и КМ2 осуществляется с помощью нормально открытых контактов КМ1.1 и КМ2.1 соответственно (см. раздел «Схема самоподхвата магнитного пускателя»).
Для чего реле прмн включившись ставит себя на самоподхват
Электрическое торможение поезда представляет собой три процесса, плавно переходящих один в другой.
В случае неисправности системы ЭДТ автоматически собирается схема ее замещения электропневматическим тормозом с давлением в тормозных цилиндрах 1,5-2,0 атм.
Контроллер машиниста имеет пять тормозных положений:
Предупреждение. Для управления электрическим торможением необходимо на пульте управления в кабине машиниста включить кнопки Кн7 «Тормож. элекр.» и Кн4 «Тормож. комбин. приц.».
При переводе реверсивной рукоятки из положения «вперед» в положение 1Т с провода 15 через автомат ВУ получает питание провод 22, от которого через ППТ, замкнутый в положении «головное» 22-22Д, кнопку «Возврат защиты» КнЗ (22Д-22А), контакт реверсивного барабана (5-6), замкнутый в положениях «вперед» или «назад», получает питание провод 22В, а через контакт главного вала контроллера машиниста (17-18), замкнутый в положениях М-4 и 1Т-5Т, получает питание положительная шина контроллера машиниста (провод 22Г).
С положительной шины блокировка КМ (15-16) 22Г-22Ш подает питание на катушку реле выдержки тормоза КВТ, с отрицательной ветвью цепи катушка соединена через провод 30. С провода 22В через замкнувшийся контакт КВТ 22В-22М, контакт реверсивного барабана (7-8), установленного в положение «вперед», подается питание на провод 11. С провода 22М подается питание на сигнальный диод Л16 «ЛК и Т». С отрицательной ветвью цепи сигнальный диод соединен проводом 60 моторного вагона через контакт РУМа, нормально замкнутый контакт ПЛКТ 60А-60В, нормально замкнутые блокировки ПТ 60В-60Б, блокировку РВТ1 или через
тумблер В8.2 (торможение), если режим ЭДТ на данном вагоне выключен.
Цепь питания РВТ1: с провода 22В через замкнутые контакты КМ (31-32) получает питание провод 42. На моторном вагоне с провода 42 получает питание катушка РВТ1, которая создает выдержку времени, необходимого для сбора тормозной схемы.
С провода 22В через контакт КВТ подается питание на провод 40Л, с которого через диод Д53 и сопротивление Я42 получает питание катушка СК. Одновременно блокировкой (41-42) отключается питание катушки СК от провода 44А и на пульте управления гаснет сигнальный диод «К». Если КВТ по каким-либо причинам не включится, то питание катушки СК отключается.
Через КМ (39-40) 44А-44Т, микропереключатель В102 (системы УЭПТ) по проводу 44Г получает питание катушка РО, которая включится при условии, что включен тумблер В26.2 ЭПТ (отрицательная цепь питания РО и РТ). При этом блокировка РО 44А-49 подаст питание на провод 49 и на пульте управления загорится сигнальный диод «О».
Тормозные переключатели поворачиваются в положение «тормоз» еще при разборе схемы тяги, т.е. замыкаются все нечетные контакторы тормозного переключателя, кроме ТП9.
С положительной шины контроллера машиниста 22Г через замкнутый контакт КМ (21-22) получает питание провод 3. На моторном вагоне с провода 3 через РКТ 3-ЗА (после проверки отсутствия давления в тормозных цилиндрах), АВТ ЗА-ЗБ получает питание контактор Ш. С отрицательной ветвью цепи контактор соединен через нормально замкнутый контакт БВ 30БВ-30. Включившись, контактор Ш размыкает низковольтную блокировку Ш20А-87Л (сигнал «Запрет» блока БУТ).
С провода 40Л через кнопку Кн7 «Торможение» получает питание провод 40.
На моторном вагоне с провода 40 через тумблер В8.1, контакт РУМа 40 А-40В, нормально замкнутый контакт РК 1 получает питание контактор ОВ, который своими блокировками ОВ 11Б-11Г снимает питание с ПРП.
Так же с провода 40В через блокировку РСФ 40В-40П, нормально замкнутый контакт ПРРБ 40П-40М и контакт ВЗТ получает питание провод 40Г РСФ
Электрическая схема электропоезда ЭТ2М
включается при условии, что включен автомат Q 3 (три фазы питания трансформатора возбуждения) и не сработало реле Тр5 (83АБ-83АЯ). Блокировка РК1-2 подает питание с провода 40Г через провод 40К на катушку контактора КВ. С отрицательной ветвью цепи катушка контактора КВ соединена через контакт РУМа ЗОА-30. Контактор КВ подключает первичные обмотки трансформатора возбуждения ТрВ к трехфазной магистрали напряжением 220 В, 50 Гц, состоящей из проводов 81, 82 и 83. С вторичных обмоток ТрВ подается питание на тиристорный преобразователь Тті-Ттб. С проводов 81 AT, 82AT, 83АТ через предохранители Пр28, Пр29, ПрЗО подается питание 220 В, 50 Гц на БУТ. После включения КВ через его замкнувшийся контакт КВ (40Г-46) получает питание секционный провод 46, с которого на прицепных (головных) вагонах подается питание реле защиты преобразователя РЗП1.
С провода 40К через замкнутый контакт ПТП-Т 40К-2В, замкнутый контакт ПРРБ (после проверки наличия в контактной сети нормального напряжения), ПРН 2И-2Г (после проверки восстановления функции защиты аппаратов БВ и КЗ) подается питание на катушку ЛК, которое включится при условии, что вал РК находится на первой позиции PKI 30Е-30А. Включившись, ЛК своей блокировкой ЛК11Б-11В подает питание на вентиль контактора ЛКТ, а блокировкой ЛКТ 20А-87Л снимает сигнал «Запрет» блока БУТ, после чего блок готов к работе.
С провода 22 через автомат Q19 получает питание провод 22П, а через нормально замкнутый контакт ЛКТ 22П-22ГА получает питание контактор ПЛКТ, который своим контактом 22П-22С переключает цепь возврата РК на позицию 1, а блокировкой ПЛКТ 60А-60В снимает питание с провода 60. При выключенном тумблере В8.2 блокировка РВТ130-60Б в положениях КМ2Т-5Т так же снимет питание с провода 60 и на пульте управления гаснет сигнальный диод «ЛК и Т».
Работа блока БУТ. Блок входит в систему автоматического управления торможением при рекуперативном или реостатном торможении с независимым возбуждением ТЭД. В этом случае обмотки возбуждения двигателей служат нагрузкой управляемого тиристорного
моста Тт1-Тт6. На тиристорный мост подается питание через трансформатор возбуждения ТрВ. Задачей блока БУТ является поддержание постоянной величины тока якоря в зависимости от уставки БУТ изменением тока в обмотках возбуждения. Уставка блока БУТ задается контроллером машиниста. В положении контроллера 1Т сигнал поступает по проводу 4, что соответствует минимальной уставке БУТ и является электрической перекрышей без разбора схемы ЭДТ, соответствующей току якоря 100 А. В положении 2Т сигнал поступает по проводу 1, что соответствует пониженной уставке БУТ, при этом ток якоря 250А. В положении ЗТ сигнал поступает по проводу 41, что соответствует нормальной уставке БУТ, при этом ток якоря 350А. Блок подает сигналы управленім на тиристоры Тт1-Ттб. Ток якоря и обмотки возбуждения контролируется при помощи датчиков тока якорей ДТЯ1 и тока возбуждения ДТВ. Реле боксования и юза через свои повторители воздействуют на блок БУТ и снижают уставку тока якоря.
ПРМН становится на самоподхват для того, чтобы в режиме реостатного торможения исключить «звонковую» работу контактора Т (самопроизвольную вибрацию контактов). После включения контактор Т своей блокировкой
Т22П-22ГВ подает питание на повторитель ПТ. В свою очередь, ПТ блокировкой 22ПД-87ИА отключает сигнал БУТ «Включение РМН».
Примечание. Кратковременная подача сигнала БУТ «Включение РМН» необходима для фиксации конкретного значения тока возбуждения до тех пор, пока не включится контактор Т. Это сделано для того, чтобы исключить бесконтрольный рост тока возбуждения и, как следствие, отключение ВЗТ.
При увеличении тока возбуждения до 230 А БУТ включает по проводам 010 и 031 РСВ, которое переводит силовую схему в режим торможения с самовозбуждением. Заданное значение тока обусловлено характеристиками ТЭД и мощностью преобразователя.
При переходе РК на позицию 3 размыкается блокировка РК1-2 40Г-40К, отключается контактор КВ и ЛК.
Если КМ находится в положении 1Т, то РК остается на первой позиции, так как отсутствует питание провода 1, при переводе КМ в положение 2Т, ЗТ или 4Т провод 1 получает питание и БРУ доводит РК до позиции 11.
При достижении реостатным контроллером позиции 11 дальнейшее торможение становится малоэффективным, поэтому с провода 40 одного из моторных вагонов через РКТ 40-40ЭВ, РВТ1 40ЭВ-40ЭГ, РК11-20 40ЭГ-40ЭЛ и РЗТ подается питание на провод 9. С провода 9 на всех моторных вагонах через нормально замкнутый контакт реле ПРТ1 9-40ЭМ подается питание на ПРТ1, который с провода 40 через замкнувшийся собственный контакт ПРТ1 40-40ЭМ устанавливается на самоподхват. ПРТ1 своей блокировкой ПРТ1 40-40ЭК снимает питание с катушки реле выдержки времени торможения РВТ-3. С провода 44 через нормально замкнутый контакт ПРТ1 44-44Б и замкнувшийся контакт РВТ-3 44ЭБ-50 подается питание на секционный про-
вод 50, с которого подается питание на тормозные вентили ЭВР, вследствие чего наполняются тормозные цилиндры. После включения ПРТ1 реле РВТ-3 отключается с выдержкой времени. Величина выдержки времени зависит от настройки устройства выдержки времени реле. Давление воздуха в тормозных цилиндрах при дотормаживании должно быть 1,2-1,5 атм.
Контроллер машиниста после сбора схемы дотормаживания должен находиться в положениях 2Т или ЗТ до полной остановки поезда.
При переключении КМ в положение 5Т с провода 44А подается питание на провод 47. С провода 47 на моторных вагонах через диоды Д302, Д303,Д308, Д309 включается реле РКТ. Через контакт РКТ 40-40ЭР, диоды Д304,Д305 и сопротивление R 301 реле РКТ устанавливается на самоподхват. Замкнувшийся контакт РКТ 50-47Э с секционного провода 50 подает питание на тормозные вентили ВТ моторных вагонов, а на прицепных вагонах ВТ получают питание с провода 47 через диоды Д310 и Д311.
Примечание. Положение контроллера машиниста 5Т применяют в исключительных случаях.
Для уменьшения вероятности юза колесных пар в процессе торможения:
— в режиме самовозбуждения при срабатывании ПРБ снимается питание с блока БРУ 1М-1ФА, в результате чего останавливается РК, а при срабатывании ПРРБ отключается силовая схема;
— исключается управление подачей воздуха в тормозные цилиндры по проводу 50 на прицепной (головной) вагон, если в тормозные цилиндры уже пода-
вался воздух в данном цикле с управлением от провода 8;
-в случае открытия в вагоне «Стоп-крана», срабатывании автотормозов и наличии давления сжатого воздуха в ТЦ 1.5-2.0 отключается АВТ, снимая питание с контактора Ш, что приводит к разбору схему ЭДТ
Управление токоприемниками
Головной вагон: для подъема токоприемников нажмите на УПУ кнопку Кн11 «Токоприемник поднят». При этом, с провода 15, автоматический выключатель Q50 и нажатую кнопку Кн11 «Токоприемник поднят» получит питание поездной провод 25 (Подъем токоприемника).
Для опускания токоприемников нажмите на УПУ кнопку Кн12 «Токоприемник опущен». При этом с провода 15, автоматический выключатель Q51 15-15А, диоды Д15 и Д14, поездной провод 21 (Токоприемники), нажатая кнопка Кн12 «Токоприемник опущен» получит питание поездной провод 26 (Опускание токоприемника).
Чтобы повысить надежность системы опускания токоприемников, в схему ввели поездной провод 21 (Токоприемники). Напряжение на него подается по нескольким цепям:
— на головном и хвостовом вагоне: через автоматический выключатель Q51 и диоды Д14, Д15;
— на головном вагоне с провода 22 через диоды Д25 и Д26 при включенном ВУ;
— на моторных вагонах с провода 15, автоматический выключатель Q40, провод 15Г, через диоды Д52 и Д53.
На пульте УПУ расположена сигнальная лампа Л7 «РН» которая гаснет после подъема всех токоприемников. Цепь сигнальной лампы «РН»: провод 15, автоматический выключатель Q51 15-15А, диоды Д58 и Д57, сигнальная лампа Л7 «РН», поездной провод 65 (Сигнальная лампа «РН»).
С провода 15, автоматический выключатель Q40, провод 15Г, диоды Д52 и Д53, провод 21, плюс 110В приходит на катушку реле блокировок безопасности РББ1. Минус катушки: через блокировки безопасности моторного вагона Вбл.1, Вбл.2, Вбл.3, Вбл.4, Вбл.5, Вбл.6, Вбл.7 (блокировки безопасности крышек подвагонных ящиков), ББЛ (блокировка безопасности лестницы), ББШ (блокировка безопасности высоковольтного шкафа), Ш1 и Ш2 (блокировки безопасности высоковольтного межвагонного соединения) на секционный провод 31 (Блокировки безопасности РББ1). Провод 31 уходит на прицепной вагон и через блокировки безопасности прицепного вагона соединяется с проводом 30. Реле РББ1 включается. Схема готова к поднятию токоприемников.
Примечание: если реле РББ1 выключено, то по цепи с провода 15, через автоматический выключатель Q 40, диоды Д52 и Д53, провод 21, обратно замкнутую блокировку реле РББ1 21-26А получают питание катушка вентиля клапана токоприемника КЛТ-О и реле РББ2. Когда включено реле РББ2 разомкнута обратно замкнутая блокировка РББ2 25-25А и поднятие токоприемника невозможно.
Машинист в кабине нажал кнопку «Токоприемник поднят», получил питание 25 провод. С провода 25, через обратно замкнутую блокировку реле РББ2 25-25А «плюс» 110В приходит на катушку вентиля клапана токоприемника КЛТ-П. Минус вентиля провод 30. Токоприемник поднимается.
Высоковольтная схема: с контактного провода через токоприемник ПК, дроссель-фильтр ДрФ, главный разъединитель ГР, высоковольтный предохранитель Пр1, резистор R28, реле напряжения РН, заземляющие устройства ЗУ1-ЗУ4.
При наличии тока в цепи катушки реле напряжения РН замыкается геркон и создается цепь: с провода 15, через автоматический выключатель Q40, провод 15Г, геркон РН 15Г-15ЮА, резистор R75, катушка повторителя реле напряжения ПРН. Минус катушки провод 30. ПРН включается.
Примечание: резистор R 75 служит для понижения напряжения, приходящего на катушку повторителя реле напряжения ПРН, так как она рассчитана на 50В.
Включившись ПРН разомкнул контакт ПРН 65А-30 и на пульте машиниста погасла сигнальная лампа «РН».
Машинист в кабине нажал на кнопку «Токоприемник опущен», получил питание 26 провод. С провода 26 через диод Д51 «плюс» 110В приходят на катушку вентиля клапана токоприемника КЛТ-О и катушку реле РББ2. Токоприемник опускается.
В схеме предусмотрено автоматическое опускание токоприемника при опасном повышении температуры до 80°С в шкафах или чердачных помещениях. Для этого служит промежуточное реле термосигнализации ПТРС.
Независимо от того, на каком вагоне сработало реле ПТРС, оно срабатывает по цепи: с провода 15, автоматический выключатель Q40, провод 15Г, резистор R87, термоконтакт t80 КтШ1-КтШ4 (расположенные в шкафах) или t80 КтЧ1-КтЧ4 (расположенные в чердачных помещениях) «плюс» 110В приходит на катушку промежуточного реле термосигнализации ПТРС. Минус катушки провод 30. ПТРС включается и контактом ПТРС 15П-15Р ставит себя на самоподхват. Через контакт ПТРС 15Г-90 запитывается секционный провод 90 (Аварийное опускание токоприёмника при срабатывании ПТРС).
На моторном вагоне с провода 90 через диод Д50 получает питание провод 26А, включаются опускающий вентиль КЛТ-О и реле РББ2. Токоприемник опускается на секции, на одном из вагонов которой сработало реле ПТРС.
Примечание: при срабатывании реле ПТРС на одном из вагонов секции диод Д51 исключает подачу напряжения на поездной провод 26, поэтому остальные токоприемники электропоезда не опустятся.
Простая схема реле с самоподхватом для фиксированного замыкания электрических контактов при кратковременном срабатывании датчика движения, вибрации, удара, толчка.
Чем отличается контактор от магнитного пускателя?
Многих читателей могло покоробить от данного нами определения, в котором мы (сознательно) смешали понятия «магнитный пускатель» и «контактор», потому что в данной статье мы постараемся сделать упор на практику, нежели на строгую теорию. А на практике эти два понятия обычно сливаются в одно. Немногие инженеры смогут дать вразумительный ответ, чем же они действительно отличаются. Ответы различных специалистов могут в чём-то сходиться, а в чём-то противоречить друг другу. Представляем Вашему вниманию нашу версию ответа на этот вопрос.
Контактор — это законченное устройство, не предполагающее установки дополнительных модулей. Магнитный пускатель может быть оборудован дополнительными устройствами, например тепловым реле и дополнительными контактными группами. Магнитный пускателем может называться бокс с двумя кнопками «Пуск» и «Стоп». Внутри может находится один или два связанных между собой контактора (или пускателя), реализующими взаимную блокировку и реверс.
Магнитный пускатель предназначен для управления трёхфазным двигателем, поэтому всегда имеет три контакта для коммутации силовых линий. Контактор же в общем случае может иметь другое количество силовых контактов.
Устройства на этих рисунках правильнее называть магнитными пускателями. Устройство под цифрой один предполагает возможность установку дополнительных модулей, например теплового реле (рисунок 2). На третьем рисунке блок «пуск-стоп» для управления двигателем с защитой от перегрева и схемой автоподхвата. Это блочное устройство — тоже называют магнитным пускателем.
А вот устройства на следующих рисунках правильнее называть контакторами:
В заключение скажем: обо всех названных выше отличиях контактора и магнитного пускателя полезно знать для общего развития и помнить на всякий случай, однако придётся привыкнуть к тому, что на практике эти устройства никто обычно не разделяет.
Плюсы устройства
Применение импульсного реле для организации управления электрическим освещением имеет большое количество преимуществ. Основными положительными свойствами таких систем являются:
При использовании устройств электронного типа можно задать время, после которого произойдет отключение электроэнергии.
Устройство и принцип работы магнитного пускателя
Устройство контактора чем-то похоже на электромагнитное реле — оно так же имеет катушку и группу контактов. Однако контакты магнитного пускателя — разные. Силовые контакты предназначены для коммутации той нагрузки, которой управляет этот контактор, они всегда нормально открытые. Существуют еще дополнительные контакты, предназначенные для реализации управления пускателем (об этом речь пойдёт ниже). Дополнительные контакты могут быть нормально открытыми (NO) и нормально закрытыми (NC).
В общем случае устройство магнитного пускателя выглядит так:
Когда на катушку пускателя подаётся управляющее напряжение (обычно контакты катушки обозначаются А1 и А2), подвижная часть якоря притягивается к неподвижной и это приводит к замыканию силовых контактов. Дополнительные контакты (при наличии) механически связаны с силовыми, поэтому в момент срабатывания контактора они также меняют своё состояние: нормально открытые — замыкаются, а нормально закрытые, наоборот, размыкаются.
Поиск на сайте
Для организации этого вводится шунтирующая пусковую кнопку катушка, которая ставится на самоподпитку, организовывая цепь самоподхвата.
Пружина при этом удерживает в приподнятом состоянии верхний участок магнитопровода. Когда нужно подключить 2 проводника к зажиму, нужно чтобы их концы были прямыми и находились по две стороны зажимного винта. Фаза А через КМ1.
От КЗ короткого замыкания схему управления защищает предохранитель PU В нормальных обстоятельствах контакт реле Р замкнут. Порядок сборки смотрите в следующем видео. Мощность двигателя зависит в большей степени от железа и сечения провода.
Подключение последней выполняется к выходу одного из МП, а первой — к выходу второго. Также в конструкцию могут включать в качестве дополнительных элементов, защитное реле, электропредохранители, добавочный комплект клемм, пусковое устройство. Для запуска требуется нажать кнопку ПУСК, после чего цепь катушки магнитного пускателя замкнётся и притянет замкнёт контакты ПМ для пуска двигателя и контакт ПМ4, который даст возможность при отпускании кнопки пуска продолжать работу и не отключить магнитный пускатель называется самоподхватом. Нормальное состояние, когда контакты разомкнуты.
Такая схема обычно нарисована на крышке. Контакты КМ2.
На клеммы Ф1, Ф2, Ф3 подается трехфазное напряжение. Снимается оно с контактов T1, T2, T3. Они не дают возможности включиться обоим пускателям одновременно. Корпус, изготовленный из электроизоляционного материала, полностью защищает человека от случайного поражения электрическим током. Поэтому кнопки управления пускателем, которые называют кнопочным постом, имеют по две пары контактов — нормально открытые разомкнутые, замыкающие, НО, NO и нормально закрытые замкнутые, размыкающие, НЗ, NC Данная универсализация всех кнопок кнопочного поста сделана для того, чтобы предвидеть возможные схемы обеспечения моментального реверса двигателя.
Как правило, они изготавливаются в едином диэлектрическом корпусе, при этом одна из них красного цвета. Когда по катушке проходит ток, сердечник намагничивается и притягивает пластину с коммутирующим устройством.
Нагреватели реле рассчитывают на предельную величину тока, протекающего через них. Обозначаются зеленым, белым или другим нейтральным цветом. Реверсивные магнитные пускатели в однофазной сети. Реверсивная схема подключения электродвигателя.
Схема подключения магнитного пускателя
Так выглядит простейшая схема подключения двигателя через пускатель. Силовые контакты магнитного пускателя KM1 подключены к клеммам электродвигателя. Перед контактором установлен автоматический выключатель QF1 для защиты от перегрузки. Катушка реле (А1-А2) запитана через нормально разомкнутую кнопку «Пуск» и нормально замкнутую кнопку «Стоп». При нажатии кнопки «Пуск» на катушку приходит напряжение, контактор срабатывает, запуская электродвигатель. Для остановки двигателя нужно нажать «Стоп» — цепь катушки разорвётся и контактор «расцепит» силовые линии.
Эта схема будет работать только если кнопки «пуск» и «стоп» — с фиксацией.
Вместо кнопок может быть контакт другого реле или дискретный выход контроллера:
Контактор можно включить и выключить с помощью ПЛК. Один дискретный выход контроллера заменит кнопки «пуск» и «стоп» — они будут реализованы логикой контроллера.
Какие конструктивные особенности импульсных реле влияют на схему их подключения: кратко
Все подобные устройства, дополнительно называемые «бистабильные реле», создаются для дистанционных коммутаций электрических потребителей из разных мест с помощью слаботочных кнопок, соединенных параллельной цепочкой.
Корпуса и внешний вид модулей удаленного управления могут сильно отличаться друг от друга. Они выпускаются с возможностью установки на Din рейку или даже внутрь обычного подрозетника.
Каждый производитель на корпусе выполняет маркировку контактных клемм или цветное обозначение монтажных проводов, а также наносит на нем хорошо видимую схему подключения.
Показываю все это на примере изображений, нанесенных на изделии белорусского производителя из города Лида: BIS-411, имеющего схему управления как от потенциала фазы, так и нуля.
Здесь же важно понимать, что совершенно аналогичный корпус от этого же производителя может выпускаться в другом исполнении: для управления от потенциала «+» в сети 24 вольта постоянного напряжения, или DC, как сейчас принято обозначать по международному стандарту.
Все эти нюансы приводятся в техническом описании, руководстве по эксплуатации. Показываю этот вариант на нижней части картинки, расположенной справа — рядом с диаграммой его работы.
Если сравните обе верхние схемы, предназначенные для работы с напряжением 230 вольт и нижней (24В), то заметите значительные отличия в схеме подключения даже у одного производителя, а их очень большое количество.
В техническом описании указываются условия безопасной эксплуатации, которые нельзя нарушать. Это:
Обращайте внимание на то, что выходной силовой контакт, например, указанный на силу тока в 16 ампер, рассчитан на конкретную активную нагрузку с определенной долей реактивной составляющей.
Подключенные в выходные цепи емкости и индуктивности могут сильно повредить состояние контакта, что производитель указывает в специальной таблице.
Другими словами, завод разрешает на свой силовой контакт подключать потребителей с чисто активной мощностью 4000VA, но больше чем в четыре раза ограничивает применение электродвигателей до 0,9 kW из-за высоких пусковых токов при их запуске, создаваемых реактивной составляющей сопротивления.
Что является общим для всех модулей бистабильных реле
Вне зависимости от конструкционных особенностей (электромагнитный или электронный принцип построения логики) все модули имеют клеммы или зажимы:
Подключение двигателя через пускатель с тепловым реле
На рисунке изображён магнитный пускатель с установленным на него тепловым реле. При нагревании электродвигатель начинает потреблять больший ток — его и фиксирует тепловое реле. На корпусе теплового реле можно задать значение тока, превышение которого вызовет сработку реле и замыкание его контактов.
Нормально закрытый контакт теплового реле использует в цепи питания катушки пускателя и рвёт её при сработке теплового реле, обеспечивая аварийное отключение двигателя. Нормально открытый контакт теплового реле может быть использован в сигнальной цепи, например для того, чтобы зажечь лампу «авария» при отключении электродвигателя по перегреву.
Схема драйвера управления для реле
Технические характеристики:
Это одноканальный релейный драйвер, подходящий для разнообразных проектов. Очень простой и удобный способ взаимодействия реле для переключения мощных потребителей, которое само управляется слабым током и напряжением.
Реверсивный пускатель
Реверсивный магнитный пускатель — устройство, с помощью которого можно запускать вращение двигателя в прямом и обратном направлениях. Это достигается за счёт смены чередования фаз на клеммах электродвигателя. Устройство состоит из двух взаимоблокирующихся контакторов. Один из контакторов коммутирует фазы в порядке А-В-С, а другой, например, А-С-В.
Взаимная блокировка нужна, чтобы нельзя было случайно одновременно включить оба контактора и устроить межфазное замыкание.
Схема реверсивного магнитного пускателя выглядит так:
Реверсивный пускатель может изменить чередование фаз на двигателе, коммутируя питающее двигатель напряжение через контактор КМ1 или КМ2. Обратите внимание, что порядок следования фаз на этих контакторов различается.
При нажатии Кнопки «Прямой пуск» двигатель запускается через контактор КМ1. При этом размыкается дополнительный контакт этого пускателя КМ1.2. Он блокирует запуск второго контактора КМ2, поэтому нажатие кнопки «Реверсивный пуск» ни к чему не приведёт. Для того чтобы запустить двигатель в обратном (реверсивном) направлении, нужно сначала остановить его кнопкой «Стоп».
При нажатии кнопки «Реверсивный пуск» срабатывает контактор КМ2, а его дополнительный контакт КМ2.2 блокирует контактор КМ1.
Автоподхват контакторов КМ1 и КМ2 осуществляется с помощью нормально открытых контактов КМ1.1 и КМ2.1 соответственно (см. раздел «Схема самоподхвата магнитного пускателя»).
Как сделать реле блокировки двигателя своими руками
Делать мы это будем используя самоподхват реле. Для этого нам понадобятся:
Стоит отметить, что для блокировки не обязательно использовать дополнительные кнопки. Можно использовать штатные кнопки автомобиля. Например, можно устроить так, что ваш автомобиль заведется, только при включенных фарах или при зажатой кнопке правого заднего стеклоподъемника. Зависит все от вашей фантазии. И блокируемую цепь вы можете выбрать на ваш вкус.
Главное, что бы ваша блокировка не вызывала ошибок других блоков и систем!
Блокировка бензонасоса
Мы рассмотрим самую простейшую блокировку — это блокировка питания бензонасоса. И использовать будем кнопку – микрик. Роль микрика в вашем автомобле может сыграть любая кнопка без залипания. Например, кнопка управления стеклоподъемником.
В нормальном состоянии, при обычных условиях использования автомобиля, питание на бензонасос подается при включении зажигания и, в некоторых случаях, при начале вращения стартера.
Найдя провод, подающий плюс на бензонасос и перерезав его, мы прекратим подачу топлива в двигатель. Выработав оставшееся топливо в системе, двигатель заглохнет и завести его можно будет, только снова восстановив провод питания. Но, чтоб каждый раз, припарковав авто, нам не перерезать проводку, мы будем использовать нормальноразомкнутое реле.
Замкнутый контакт либо удаляем, либо просто изолируем.
Найдя провод питания бензонасоса, перерезаем его. Тут надо понимать, с какой стороны приходит плюс. Проверить это можно прозвонкой. Включаем зажигание и смотрим, на каком из концов провода появился плюс.
Этот провод мы подматываем к общему контакту реле. Второй, соответственно, на разомкнутый контакт.
Теперь, чтоб заработал бензонасос, нам надо подать на провода управления разные потенциалы. И один из этих проводов надо разорвать кнопкой, иначе никакого смысла в нашей блокировке не будет.
Но, прежде чем пускать провод на кнопку, нам нужно в эту схему добавить диоды.
Первый диод устанавливается между разомкнутым контактом и проводом управления реле, который идет на кнопку.
Обратите внимание на направление диода.
Если вы еще не знаете, то диод в одну сторону пропускает ток, в другую нет. Собственно, для этого он нам тут и нужен.
Если присмотреться, то можно увидеть, что на одной из сторон диода есть чёрточка. Она означает, что с этой стороны положительный заряд не пройдет на другую сторону.
На нашей схеме получается, что плюс, появившийся на разомкнутом контакте, так же будет протекать и на контакт управления. То есть, нажав кнопку, мы пропускаем положительный заряд на управление реле. Реле размыкается. На разомкнутом контакте появляется плюс, который идет на бензонасос и на контакт управления реле, что, в свою очередь, не дает реле обратно замкнуться. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не выключим зажигание, и, питание с общего контакта не пропадет. Как только оно пропадет на общем контакте, оно сразу же пропадет и на разомкнутом. Соответственно, исчезнет оно и с провода управления. То есть реле замкнется.
Для установки микрика такой схемы, в принципе, достаточно. Но я рекомендовал бы поставить диод еще и на провод, идущий на микрик. Так как, ток протекает во всех доступных ему направлениях. И отпустив кнопку, ток с разомкнутого контакта пойдет не только на управление реле, но и обратно на кнопку. В ситуации с микриком это не страшно. Хотя, если у вас токи разной величины, это может привести совсем не к тем результатам которые вы ожидаете. А если вы используете не микрик, а кнопку, допустим, управления стеклоподъемником, то второй диод просто необходим.
Направление диода должно быть от кнопки к реле.
Сходство и различие контакторов и пускателей
Оба устройства служат, чтобы замыкать и размыкать цепь по мере надобности. В основу их конструкции заложен электромагнит, работают они и от переменного, и от постоянного тока. Оснащены силовыми, или основными, а также сигнальными, или вспомогательными, контактами.
Разница заключается в степенях защиты устройств. Контакторы оснащаются камерой для гашения дуги. Благодаря этой особенности они применяются в цепях с большей мощностью, чем пускатели. Кроме того, само устройство более массивное за счет дугогасящих камер. Максимально допустимая сила тока для пускателей составляет до 10 ампер.
Пускатели изготавливают в пластмассовом корпусе и оснащены восемью контактами – шесть для питания трехфазного двигателя, и два для его обеспечения электропитанием после прекращения нажатия кнопки «пуск». Применяют их как для питания электродвигателей, так и приборов, для которых подходит данная схема.
Контакторы нередко изготавливаются без корпуса, поэтому в процессе эксплуатации для них необходимо предусмотреть защитный кожух, предохраняющий его от влаги и загрязнения, и поражения людей током.
Что необходимо сделать в обязательном порядке до начала монтажных работ
Прокладка проводов относится к грязным работам, связанным с обработкой стен и строительных конструкций. Выполнять их надо быстро, не растягивать по времени. Для этого потребуется качественная подготовка.
План комнаты чертится в масштабе. Удобно использовать миллиметровку или обычный тетрадный лист в клеточку.
Стоит учесть, что современные компьютерные программы значительно облегчают этот процесс, позволяя создавать точные электронные документы. Их удобно хранить на разных носителях и распечатывать на принтере.
Одна из доступных программ для домашнего использования — разработка Visio от Microsoft. В качестве примера сделал в ней план комнаты и описал процесс отдельной статьей. Можете воспользоваться.
Разметка стен под проводку выполняется обычным карандашом с длинной линейкой. Вспомогательными инструментами послужат отвес или ватерпас, лазерный нивелир.
Остальные вопросы подготовки не должны вызвать затруднений у обычного домашнего мастера.
Сеть на 220 вольт
При питании от сети 220 вольт с одной фазой, подключение осуществляется через выводы, которые, как правило, обозначают А1 и А2. Расположены они в верху корпуса пускателя. При подсоединении к ним провода с вилкой, прибор включается в сеть. На выводы, маркированные L1, L2, L3 подается любое напряжение, снимаемое с контактов Т1, Т2 и Т3.
Ноль и фазу при подсоединении к устройству возможно спокойно перебрасывать, это не принципиально. Обычно питание подается через датчик температуры или степени освещения, например, при подсоединении пускателя к автономному отоплению или уличному освещению.
Технические характеристики
При монтаже систем освещения, которые будут включаться от импульсного устройства, необходимо учитывать основные параметры такого изделия. Если устройство не будет рассчитано на нагрузку подключения либо напряжение в сети, то оно может моментально выйти из строя. В документации к импульсному устройству, производителем указываются наиболее важные характеристики. Среди числа основных параметров, которые необходимо знать до принятия решения об использования той или иной модели ИР можно назвать:
При выборе и использовании реле следует также учитывать предельные значении напряжения и силы тока, на которые рассчитано реле.
В паспорте устройства может быть также указано время срабатывание. Различают изделия быстрого типа, которые включаются за 0.001–0.05 с и приборы с долгой задержкой (около 1 с).
Кнопки «пуск» и «стоп»
При запуске и выключении двигателя при помощи пускателя удобно подключение устройства с кнопками, включенными последовательно с прибором.
Чтобы по окончанию нажатия на кнопку «пуск» работа двигателя не прекратилась, в цепь вводят самоподхват за счет запараллеленных с «пуском» выводов. Благодаря им двигатель работает после того, как на «пуск» уже не нажимают, до того момента, пока не нажмут на кнопку остановки.
На двигатель подают напряжение через любой маркированный буквой L контакт, и снимают его с соответствующего контакта под литерой Т. Данная схема подключения справедлива для однофазной сети.
С какой целью применяются импульсные прерыватели электрической цепи
Особенностью реле этого типа является возможность фиксации в каком-либо одном положении, после подачи на его контакты электрического сигнала. Подобная бистабильность электронного элемента удобна для управления многими приборами и механизмами, но в быту, наиболее часто, его применяют в схемах включения осветительных приборов. Например, свет в длинном коридоре можно отключить из различных комнат, что позволяет легко «путешествовать» по дому или квартире всегда поддерживая необходимый уровень освещения там, где это необходимо.
Одним из преимуществ импульсного устройства является возможность «запоминать» последнее положение контактов, даже в случаях, когда происходит полное обесточивание электрической сети последнее положение контактов сохраняется.
Достоинство реле импульсного типа заключается также в том, что для его работы может быть использовано низкое напряжение. Благодаря такой электрической разводке выключатель можно расположить в очень влажном помещении, например, в ванной комнате или подвале. Таким образом, достигается значительно более высокий уровень безопасности при эксплуатации электрических систем, в сравнении с обычными выключателями.
Как подключить магнитный пускатель. Схема подключения.
02 Мар 2014г | Раздел: Электрика
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. Продолжаем разбираться с магнитным пускателем. В первой части статьи мы с Вами познакомились с устройством, назначением и работой магнитного пускателя, а сегодня рассмотрим его электрическую схему подключения.
Но прежде чем собирать схему, давайте сделаем небольшое отступление и познакомимся с одним важным элементом схемы управления работой магнитного пускателя – кнопка
Как Вы уже догадались кнопками «Пуск», «Стоп», «Вперед», «Назад» осуществляется дистанционное управление магнитным пускателем, а значит и нагрузкой, которую он коммутирует. Управляющие кнопки выпускают двух видов: с размыкающим
Минусы импульсного реле
Реле импульсного типа не лишены недостатков. Наиболее заметными минусами применения таких систем являются:
Практически полностью избавиться от перечисленных недостатков можно установкой электронных реле, но такие устройства будут стоить значительно дороже электромеханических (в 2–3 раза).
Кнопка «Стоп».
Кнопку «Стоп» легко отличить по красному
цвету. В кнопке используется
размыкающий
(нормально замкнутый) контакт, через который проходит напряжение питания в схему управления пускателем.
В начальном положении, когда кнопка не нажата
, подвижный контакт кнопки поддавливается снизу пружиной и собой
замыкает
два неподвижных контакта, соединяя их между собой. И если кнопка стоит в электрической цепи, то в этот момент через нее протекает ток. Когда же необходимо разомкнуть цепь — кнопку нажимают, подвижный контакт отходит от неподвижных контактов и цепь размыкается.
При отпускании кнопка опять возвращается в исходное положение пружиной, поддавливающей подвижный контакт, и он опять замыкает собой оба неподвижных контакта. На рисунке показаны контакты кнопки в нажатом и не нажатом положении.
Разновидности импульсного реле
Выше был описан наиболее распространенный электромеханический тип импульсного устройства, но современные устройства этого типа могут быть реализованы на управляющей микросхеме. Такая конструкция потребляет больше электроэнергии из-за постоянного нахождения устройства в состоянии ожидания, но производит меньше шума во время срабатывания контактов.
Импульсные устройства, оснащенные микроконтроллером, имеют более широкий функционал. Например, кроме возможности фиксации выключателя в определенном положении, можно задать время выключения света (для устройств, оснащенных таймером).
Электронные реле также имеют размыкающие контакты, но приводятся они в движение посредством электронной схемы, которая управляет моментом их фиксации. Устанавливать устройства этого типа можно в электрические системы с различным напряжением питания.
Основным недостатком электронных реле является низкая устойчивость к помехам и перепадам напряжения. По стоимость такие изделия также существенно проигрывают электромеханическим изделиям (электронные ИР стоят дороже).