для чего реле рэл имеет дополнительные отверстия в штепсельной розетке
Реле РЭЛ
Реле РЭЛ по сравнению с реле НМШ имеет меньшие габариты и массу, более надежно в работе, поэтому их применяют в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики взамен реле НМШ.
Реле (рис.4.29, а) имеет два круглых сердечника 4, на каждом из которых размещены две катушки; катушки могут соединяться последовательно или параллельно. Широкий якорь клапанного типа 1 укреплен на призме Г-образного ярма 2. На якоре помещена пластмассовая планка 3, в которой зажаты концы всех подвижных контактных пружин (общих контактов), расположенных в один ряд.
Рис. 4.29. Конструкция реле РЭЛ
При прохождении тока по обмоткам создается магнитный поток, под действием которого якорь притягивается к сердечникам 4. Связанные с якорем общие контакты о изгибаются, замыкая фронтовые ф и размыкая тыловые т контакты. Для исключения залипания якоря на нем имеется антимагнитная пластина.
Особенностью конструкции этого реле является также подвижное крепление груза на якоре. В результате при вибрации корпуса реле груз свободно перемещается и не действует на якорь, контакты не размыкаются. Даже при опрокидывании реле якорь не перемещается.
Штепсельный разъем реле исключает возможность установки другого типа реле. Это достигается за счет пластины 7 (рис. 4.29, б) с десятью кодовыми отверстиями, в которые входят соответствующие пять штырей со стороны платы реле. Число возможных комбинаций установки штырей определяется по закону сочетаний из десяти по пять и составляет 252 комбинации.
Реле РЭЛ, как правило, имеет шесть контактных групп на переключение и два контакта на замыкание (6 фт, 2 ф).
По своим электрическим характеристикам реле РЭЛ близки к реле НМШ, что позволяет в большинстве случаев применять их взамен реле НМШ.
Реле электромагнитные РЭЛ IV поколения (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
РЕЛЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ РЭЛ IV ПОКОЛЕНИЯ
В начале 80-х годов освоено производство новых разновидностей электромагнитных реле, входящих в комплекс новой релейной элементной базы систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Они обладают важными техническими и эксплуатационными преимуществами по сравнению с реле НШ и НМШ II и III поколений.
Реле РЭЛ удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к приборам 1-го класса, предназначенным для обеспечения безопасности движения поездов.
Электромагнитные реле имеют такую надежность действия, что не требуется дополнительный схемный контроль отпускания якоря или дублирование контактов в электрических схемах. Конструкция реле исключает возможность замыкания фронтового контакта при сваривании в аварийных случаях тылового и подвижного контактов. Реле не должны допускать несрабатывание при снятии напряжения с обмоток (залипание якоря, механические заклинивания, затирания), не должны допускать неразмыкание цепи контактами реле (сваривание, сцепление контактов).
Предусмотрена избирательность реле с целью исключения ошибочной установки реле одного типа вместо другого.
Несмотря на уменьшение размеров контактов, за счет изменения конструкции крепления грузов и других подвижных элементов реле увеличены коммутационный ресурс и виброустойчивость, уменьшен дребезг контактов.
Реле IV поколения занимают на стативе в 1,7 раза меньшую площадь, в 2 раза уменьшен объем, в 1,5 раза снижена масса реле по сравнению с реле НМШ, сокращен расход пластмасс и цветных металлов, в том числе серебра. Повышена надежность штепсельного соединения реле с розеткой, стабильность его электрических и механических параметров.
Существуют следующие электромагнитные реле IV поколения:
— РЭЛ1, РЭЛ2 — штепсельные нормальнодействующие постоянного тока;
— РЭЛ1М, РЭЛ2М — штепсельные медленнодействующие постоянного тока;
— БН1, БН2, 1БН1, 1БН2 — нештепсельные, с ламелями Под пайку, нормальнодействующие постоянного тока;
— БН1М, БН2М, 1БН1М, 1БН2М — нештепсельные, с ламелями под пайку, медленнодействующие постоянного тока;
— ПЛЗ — штепсельные нормальнодействующие постоянного тока;
— ПЛЗМ — штепсельные медленнодействующие постоянного тока;
— БПЗ — нештепсельные, с ламелями под пайку, нормальнодействующие постоянного тока;
— БПЗМ — нештепсельные, с ламелями под пайку, медленнодействующие постоянного тока;
— 02, 0Л2 — штепсельные огневые переменного тока;
— Б02 — нештепсельные огневые переменного тока;
— А2 — штепсельные аварийные переменного тока;
— БА2 — нештепсельные аварийные переменного тока;
— С2 — штепсельные постоянного тока с повышенными коммутационными возможностями;
— БС2 — нештепсельные постоянного тока с повышенными коммутационными возможностями;
— С5 — штепсельные нейтральные пусковые постоянного тока для схемы управления стрелочным электроприводом;
— БС5, 1БС5 — нештепсельные, с ламелями под пайку, нейтральные пусковые постоянного тока для схемы управления стрелочным электроприводом.
В отличие от реле НМ, не имеющих индивидуальных защитных колпаков, нештепсельные реле БН1, БН2, как и все реле, созданные на базе конструкции реле РЭЛ, закрыты индивидуальными защитными колпаками прозрачного цвета. Эти реле отличаются от штепсельного варианта только наличием на выводных ламелях отверстий для подпайки монтажных проводов и элементом для крепления реле в блоке. Такое решение позволяет повысить качество и надежность контроля, сохранить параметры реле в процессе их производства, ремонта и транспортирования.
Необходимо отметить, что с января 1996 года производство нештепсельных реле 1БН1, 1БН1М, БН1, БН1М, 1БН2, 1БН2М, БН2, БН2М было прекращено, стали выпускаться только реле типа РЭЛ — штепсельные, с ламелями под пайку, которые предназначены для установки как на стативах, в релейных шкафах, так и в релейных блоках. Однако в будущем планируется восстановить производство нештепсельных реле 1БН1 и др.
Назначение. Реле предназначены для работы в непрерывном режиме в устройствах автоматики и телемеханики, обеспечивающих безопасность движения поездов.
Некоторые конструктивные особенности. Реле РЭЛ1 является базовой конструкцией электромагнитных реле IV поколения. Реле РЭЛ1 изображено на рис. 93. Магнитная система реле РЭЛ1 — разветвленная, содержит якорь 10, ярмо 8 и два сердечника 12, на каждом из которых размещены по две катушки 16. Стабильность взаимного расположения ярма и сердечников при производстве, транспортировке и эксплуатации реле обеспечена применением фиксатора 13. Реле имеет две независимые обмотки, каждая из которых размещена на двух катушках, расположенных на разных сердечниках. При этом обе обмотки симметрично расположены относительно рабочего воздушного зазора, что обеспечивает одинаковое значение электрических и временных параметров по каждой из обмоток как при раздельном, так и при последовательном их соединении. Обмотки подключены к штепсельным выводам 17. Клемма 18 использована для соединения двух полуобмоток, размещенных на разных катушках, и не имеет вывода из реле. Обмотки нормальнодействующих реле РЭЛ1 намотаны на пластмассовые шпули, а медленнодействующих реле РЭЛ1М — на медные. Якорь закреплен на ярме при помощи скобы 7 и может свободно поворачиваться на призматической опоре при работе реле. На якоре прикреплена бронзовая пластина 9, обеспечивающая зазор не менее 0,15 мм между якорем и обоими сердечниками, который необходим для исключения залипания якоря и обеспечения стабильности замедления. Возврат якоря в начальное положение обеспечивается в основном действием силы тяжести двух специальных грузов 14. Грузы закрепляются на якоре изгибом планки 6. Свободное размещение грузов на якоре, а также достигаемое регулировкой оптимальное расположение ограничителя 15 относительно этих грузов обеспечивают повышение виброустойчивости, а также малое время вибрации тыловых контактов при работе реле.
Каждый переключающий контакт состоит из фронтового 3, подвижного 2 и тылового / контактов. Контактирующим материалом для фронтовых контактов служит серебро — угольная композиция, а для подвижных и тыловых контактов — серебро. Пружины всех подвижных контактов перемещаются под действием объединяющего их в единую систему пластмассового поводка 4, закрепленного на якоре. Объединение всех подвижных контактов поводком якоря в расположенную на одной линии систему позволяет практически исключить влияние люфта в шарнирном соединении подвижной контактной пружины с якорем на механические параметры контактов, что в сочетании с жестким упором 5 тыловых контактов и выбранными на основании расчета параметрами контактных пружин обеспечивает надежность и стабильность контактной системы. Реле РЭЛ1 закрыто прозрачным колпаком //, который совместно с ручкой закрепляется гайкой и пломбируется. Реле закреплено на пластмассовом основании 19. Предусмотрена избирательность реле с помощью планки избирательности 20 для исключения ошибочной установки реле одного типа вместо другого. Планка избирательности 20 обеспечивает возможность избирательного включения в штепсельный разъем 252 разновидностей реле.
Реле РЭЛ1, РЭЛ2 — штепсельные, предназначены для установки на стативах и в релейных шкафах в штепсельном разъеме. Реле БН1, БН2, 1БН1, 1БН2 — нештепсельные, с ламелями под пайку, предназначены для установки в релейных блоках с припайкой монтажных проводов непосредственно к контактным пружинам. Как штепсельные, так и нештепсельные реле закрыты индивидуальными пластмассовыми прозрачными защитными колпаками. Коды избирательности реле приведены на рис. 94 и в табл. 87.
Реле электромагнитные РЭЛ IV поколения (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Сопротивление обмоток постоянному току при температуре +20°С должно соответствовать табл. 93.
Электрическая прочность и сопротивление изоляции те же, что и для реле РЭЛ.
Обмоточные данные катушек реле должны соответствовать указанным в табл. 94.
Таблица 94 Обмоточные данные катушек
Число витков одной обмотки
Сопротивление одной обмотки, Ом
ПЛЗМ-40/2200 Г, ПЗМ-40/2200
Механические характеристики реле те же, что и у реле РЭЛ.
Контактная система реле содержит два переключающих контакта (2 фт) и два замыкающих контакта (2 ф).
Расположение контактов реле приведено на рис. 96 и 97.
Контакты реле должны обеспечивать:
— 0,8*106 включений и выключений цепей для нормальнодействующих реле ПЛЗ, БПЗ и 0,5*106 для медленнодействующих реле ПЛ3M, БПЗМ каждым фронтовым контактом активной нагрузки 2 А, 24 В постоянного тока или 0,5 А; 220 В переменного тока и каждым тыловым контактом 1 А, 24 В постоянного тока или 0,3 А; 220 В переменного тока. Для медленнодействующих реле ПЛЗМ, БПЗМ при коммутации каждым контактом нагрузки более 1 А постоянного тока подвижный контакт необходимо подключать к минусовой клемме питания;
— 3*106 коммутаций релейной нагрузки постоянного тока 50 мА при напряжении 24 В.
Остальные требования к контактной системе те же, что и для реле РЭЛ.
Остальные условия эксплуатации те же, что и для реле РЭЛ.
Габаритные размеры реле приведены на рис. 96. Масса реле не более 1,2 кг.
Назначение. Реле предназначены для работы в непрерывном режиме в устройствах автоматики и телемеханики, обеспечивающих безопасность движения поездов.
Некоторые конструктивные особенности. Реле типов ПЛЗУ, ПЛЗМУ, БПЗУ, БПЗМУ созданы на основе унифицированной конструкции реле типа РЭЛ. Усовершенствованные реле ПЛЗУ, ПЛЗМУ, БПЗУ, БПЗМУ начали выпускать с мая 1990 года вместо ранее изготавливаемых ПЛЗ, ПЛЗМ, БПЗ, БПЗМ.
Реле ПЛЗУ, ПЛЗМУ — штепсельные, предназначены для установки на стативах и в релейных шкафах. Реле БПЗУ, БПЗМУ — нештепсельные, с ламелями под пайку, предназначены для установки в релейных блоках.
Предусмотрена избирательность реле с целью исключения ошибочной установки реле одного типа вместо другого. Коды избирательности реле приведены на рис. 96 и в табл. 95.
Коды избирательности реле ПЛЗУ, ПЛЗМУ, БПЗУ, БПЗМУ
Для чего реле рэл имеет дополнительные отверстия в штепсельной розетке
Механические характеристики реле:
0,1-0,25 1,3 для реле С2-400; 2,0 для реле С2-1000; 2,2 для реле С5, БС5, 1БС5
0,294 Н (30 гс) 0,196 Н (20 гс)
Физический зазор между полюсом и якорем в
защитным сло ем, не менее, мм
Люфт якоря вдоль призмы ярма, мм
Зазор между якорем и скобой,
ограни чивающей его ход, мм
Раствор контактов при притянутом
и при отпущенном положениях яко ря, не менее, мм
Контактное нажатие, не менее, Н (гс):
Контакты должны замыкаться и размыкаться
одновременно. Допусти мые отклонения по ходу контактов, не более, мм
Ход якоря, измеренный под упором, обеспечивающий
проскальзывание замыкающих контактов, не менее, мм
Размеры проверяют с помощью щупов и шаблонов класса 2 или индикаторов с ценой деления 0,01 мм, а контактное нажатие с помощью граммометра с погрешностью ±2 гс.
Контактная система реле зависит от их типа:
С5-0,64/200, БС5-0,64/200, 1БС5-0,64/200 2 фут, 1 фт, 1 ф
С5-1200/200, БС5-1200/200 3 фт, 1 ф
Каждый размыкающий и замыкающий контакт реле С2-400, БС2-400 должен обеспечивать не менее 2-10 6 включений и выключений электрических цепей постоянного тока 2 А при напряжении 12 В и активной нагрузке.
Контакты реле С2-1000, БС2-1000 должны обеспечивать:
— 5*10 4 переключений двумя последовательно соединенными тройниками цепи переменного тока 50 Гц, 10 А при напряжении 127 В и реактивной нагрузке с cos φ = 0,6;
— 5*10 4 переключений двумя последовательно соединенными тройниками цепи переменного тока 50 Гц, 5 А при напряжении 220 В и реактивной нагрузке с cos φ = 0,6.
Контакты реле С5-0,64/200, БС5-0,64/200, 1БС5-0,64/200 должны обеспечивать:
Контакты реле С5-1200/200, БС5-1200/200 должны обеспечивать:
Замкнутые контакты реле С2-400, БС2-400 должны выдерживать, не деформируясь, непрерывную нагрузку 3 А. Замкнутые контакты реле С2-1000, БС2-1000, С5, БС5, 1БС5 должны выдерживать, не деформируясь, непрерывную нагрузку 10 А. Температура нагрева кон-
i актов при этом токе не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 100°С.
Сопротивление цепи контактов реле С5, БС5, 1БС5 должно соответствовать следующим величинам:
— для замыкающих (ф) — не более 0,15 Ом,
— для размыкающих (т) — не более 0,03 Ом.
Условия эксплуатации. Реле изготовляют для следующих условий эксплуатации:
1БС5 — для температур окружающей среды от +40 до +ГС, влажности до 80% при температуре +25°С.
Гарантийный срок — три года с момента введения в эксплуатацию, но не более четырех лет со дня отгрузки потребителю, при условии предварительного хранения не более шести месяцев.
Назначение. Реле предназначены для работы в непрерывном режиме в устройствах автоматики и телемеханики, обеспечивающих не ^опасность движения поездов.
Некоторые конструктивные особенности. Типы выпускаемых реле, особенности варианта исполнения и номера чертежей реле приведены в табл. 104.
Особенностью реле Д и БД является то, что они состоят из двух реле, каждое из которых содержит два переключающих контакта (2 фт) и два замыкающих контакта (2 ф). Реле Д — штепсельное, предназначено для установки на стативах и в релейных шкафах. Реле БД, НЗ — с ламелями под пайку, предназначены для установки в релейных блоках.
Габаритный чертеж реле Д и БД приведен на рис. 107, реле I И М-1400- на рис. 108.
Электрические характеристики реле приведены в табл. 105.
Обмоточные данные реле приведены в табл. 106.
Ресурс работы контактной системы нормальнодействующих реле ДЗ, БДЗ аналогичен ресурсу ранее описанных нормальнодействую щих реле РЭЛ; медленнодействующих реле ДЗМ, БДЗМ, НЗМ ана логичен ресурсу ранее описанных медленнодействующих реле РЭЛ1М.
Сопротивление изоляции и электрическая прочность изоляции реле ДЗ, БДЗ, ДЗМ, БДЗМ и НЗМ аналогичны реле РЭЛ.
Габаритные размеры приведены на рис. 107 и 108. Масса реле не Б о лее: НЗ — 0,5 кг; Д, БД — 1,2 кг.
Типы выпускаемых реле, особенности варианта исполнения и номера чертежей реле
Особенности варианта исполнения
Число витков одной обмотки
Назначение. Реле РНМ1 (черт. 36252-01-00), РНМЗ (черт. 36252-50-00) и РНМЗ-У (черт. 36252-50-00-01) предназначены для контроля сетей переменного тока номинальным (фазным) напряже нием 220 В частотой 50 Гц.
Электропитание реле осуществляется от контролируемой сети. Реле размещаются в металлических шкафах наружной установки и в помещениях постов ЭЦ. Номера контактов колодки реле РНМ 1 : 12 22, 62, 72, 82; реле РНМЗ и РНМЗ-У: 12, 32, 52, 62, 72, 82.
Напряжение постоянного тока на контактах 72—82 реле при от ключенной нагрузке и номинальном напряжении сети 220 В должно быть в пределах от 40 до 60 В.
Ток, потребляемый реле совместно с нагрузкой, должен быть не более:
— для РНМ1 — 35 мА при напряжении сети 220 В ;
— для РНМЗ — 25 мА при напряжении сети 220 В ;
— для РНМЗ-У — 25 мА при напряжении сети 257 В.
нагрузка ( тип реле )
совместно с нагрузкой
Реле максимального напряжения
Таблица 10 8 Напряжения прямого и обратного опрокидывания реле РНМЗ и РНМЗ-У
от 183 В до 0,96 Un
от 0,95 Un до 0,99 Un
Напряжения на нагрузках реле для РНМ1, РНМЗ от 19 до 23 В при напряжении сети 200 В; для РНМЗ-У — от 24 до 28 В при напряжении сети 257 В.
Электрическая изоляция между контактами колодки реле, соединенными между собой, и направляющей шпилькой (корпусом) реле должна выдерживать без пробоя и явлений разрядного характера испытательное напряжение 2000 В переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 мин от испытательной установки мощностью не менее 1 кВА в нормальных климатических условиях.
Электрическое сопротивление изоляции указанной цепи должно быть не менее 50 МОм в нормальных климатических условиях и не менее 1 МОм при температуре окружающей среды +60 и —45 °С при зн ачении испытательного напряжения 550 В.
Розетки для электромагнитных реле РЭЛ IV поколения (рис. 111) предназначены для штепсельного включения реле РЭЛ и других приборов, имеющих сходные с ним установочные и присоединительные размеры, на стативах и в релейных шкафах для работы в не прерывном режиме в цепях постоянного и переменного тока с рабо чим напряжением от 0,1 до 350 В (амплитудное значение) при токах и нагрузке от 0,001 А до 3 А на контактную пару. К каждой штеп сельной пружине может быть припаяно не более двух проводов сече нием не более 0,75 мм 2 каждый.
Розетки различаются по набору штепсельных пружин и по коду избирательности (расположению пяти штырей избирательно сти). Розетки комплектует завод-изготовитель с одной из двух разновидностей штырей избирательности, одна из которых (уко роченная) предназначена для установки в розетку при ее сборке, после чего код розетки не может быть изменен без ее разборки. Другая разновидность штырей (удлиненная) предназначена для установки в розетку и формирования ее кода в момент крепления собранной розетки на стативе или в релейном шкафу. Розетки с обеими разновидностями штырей при одинаковом коде взаимоза меняемы.
Варианты исполнения розеток приведены в табл. 109. Примеры записи обозначения розетки при заказе и в документации другого изделия:
1. Розетка для реле РЭЛЫ600 с контактной формулой 6 фт, 2 ф с любой разновидностью (укороченной или удлиненной) штырей избирательности — розетка 1АБВИК.
2. То же, но только с укороченными штырями избирательности — розетка 1-АБВИК.
3. Розетка для реле с контактным набором 4 фт и только с удлиненными штырями избирательности — розетка 2.
Цифра в обозначении розетки указывает вариант набора штепсельных пружин, а буквы указывают отверстия розетки, в которые устанавливаются штыри избирательности. Вариант 1 записи является предпочтительным. Вариант 2 записи следует применять только в случае, если другие варианты неприемлемы по конструктивным соображениям.
Конструкция розетки обеспечивает возможность избирательного включения не менее 50 разновидностей приборов. Код розетки с установленными в нее штырями избирательности должен соответствовать указанному в табл. 109.
Замковое устройство розетки обеспечивает фиксацию вставленного в нее реле.
Контактное сопротивление между контактной пружиной и латунным штырем-калибром при проверке в момент поставки должно быть не более 0,01 Ом, после испытания на износоустойчивость — не более 0,05 Ом. Требования к износоустойчивости: параметры розеток должны быть в пределах технических требований после 50 сочленений и расчленений с макетом-калибром сочленяемого прибора (реле) без электрической нагрузки на контакты и 25 сочленений и расчленений при прохождении через каждую контактную пару постоянного тока 2 А при напряжении 24 В или переменного тока 0,5 А при напряжении 220 В и активной нагрузке.
Электрическая изоляция между любыми соседними контактными пружинами должна выдерживать без пробоя и поверхностного перекрытия в течение 1 мин напряжение переменного тока 2000 В частотой 50 Гц.
Реле электромагнитные РЭЛIV поколения
В начале 80-х годов освоено производство новых разновидностей электромагнитных реле, входящих в комплекс новой релейной элементной базы систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Они обладают важными техническими и эксплуатационными преимуществами по сравнению с реле НШ и НМШ II и III поколений.
Реле РЭЛ удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к приборам 1-го класса, предназначенным для обеспечения безопасности движения поездов.
Электромагнитные реле имеют такую надежность действия, что не требуется дополнительный схемный контроль отпускания якоря или дублирование контактов в электрических схемах. Конструкция реле исключает возможность замыкания фронтового контакта при сваривании в аварийных случаях тылового и подвижного контактов. Реле нс должны допускать несрабатывание при снятии напряжения с обмоток (заливание якоря, механические заклинивания, затирания), не должны допускать неразмыкание цепи контактами реле (сваривание, сцепление контактов).
Предусмотрена избирательность реле с целью исключения ошибочной установки реле одного типа вместо другого.
Несмотря на уменьшение размеров контактов, за счет изменения конструкции крепления грузов и других подвижных элементов реле уве личены коммутационный ресурс п виброустойчшюсть, уменьшен дребезг контактов.
Реле IV поколения занимают на стативе в 1,7 раза меньшую площадь, в 2 раза уменьшен объем, в 1,5 раза снижена масса реле но сравнению с реле ИМШ, сокращен расход пластмасс и цветных металлов, в том числе серебра. Повышена надежность штепсельного соединения реле с розеткой, стабильность его электрических и механических пара меч ров.