Устройство автовышки (АГП). Виды и типы автогидроподъемников (АГП)
В этом разделе собрана полная информация по устройству автомобильных и прицепных подъёмников. Если вы не нашли ответа на ваш вопрос — напишите его в комментариях.
Основные параметры подъёмников и вышек
Параметры — это технические данные, которые характеризуют машины, механизмы. Из них можно сделать выводы о применимости в конкретных условиях. Для первичного анализа выделяют 9 основных параметров.
Таблица 1. Основные параметры автомобильных подъёмников и вышек
Параметр
Толкование
Едниница
Максимально допустимая масса груза, которую можно безопасно поднять в люльке
Максимальное расстояние, на которое может быть поднята люлька по вертикали от основания, дороги, до пола рабочей площадки плюс 1,5 м
Вылет, L (для подъёмников)
Расстояние от вертикальной оси поворота до середины рабочей площадки
Время подъёма люльки на максимальную высоту
Время, за которое подъёмник доставляет люльку на максимальную высоту
Скорость передвижения транспортная
Допустимая скорость шасси при доставке к месту работы
Скорость передвижения рабочая
Скорость перемещения в пространстве или в плоскости отдельных частей машины (люлька, секции стрелы, поворот турели и т.д)
Мощность силовой установки
Мощность привода: ДВС, электромотора, аккумуляторов
Транспортные и рабочие габариты
Размеры машины в транспортном и рабочем положении
Масса снаряжённого и готового к работе подъёмника, вышки.
Рис.1. Схема для определения основных параметров подъемника (Н — рабочая высота, L — вылет)
Устройство и общая классификация подъёмников и вышек
Грузовые подъемники — это машины для вертикального или наклонного перемещения грузов и людей в люльках, установленных на стреле.
По конструкции шасси они бывают:
● на базе автомобиля ● прицепные ● самоходные
Большинство подъемников установлены на шасси автомобиля. Прицепные подъемники не имеют своего механизма передвижения. Самоходные могут иметь колёсное или гусеничное шасси, их перевозят на площадках.
Классификация подъёмников
По конструкции стрелы: одно-, двух-, трёхколенные*
● полноповоротные — 360° и более ● неполноповоротные — менее 360°
*-бывают специальные модели с большим количеством колен
Автомобильный гидравлический подъёмник — АГП
Под АГП можно приспособить любой автомобиль. Чаще всего встречаются отечественные модели на базе ГАЗ, КамАЗ, Урал, ЗиЛ, или МАЗ. Для грузоподъёмности и стрелы имеет значение не производитель шасси, а его класс и характеристики. Чем больше нагрузка и длиннее стрела, тем мощнее и устойчивее должно быть шасси.
Основные элементы подъёмника на шасси
Шасси — ходовая база подъёмника или вышки. Обычно — грузовой автомобиль. Платформа — металлический настил на раме автомобиля, на котором находятся другие части подъёмника и оператор Гидробак — герметичная ёмкость с маслом для гидравлической системы Гидроцилиндры — гидравлические цилиндры, которые приводят в движение колена стрелы Поворотный механизм — механизм, который осуществляет поворот стрелы Стрела — несколько балок, сочленённых коленчатым или телескопическим способом Электроизоляция — токоизолирующие прокладки между люлькой и стрелой Рабочая площадка — место на конце стрелы для работы электриков, строителей Пульт управления — контрольная панель с рычагами и кнопками для управления стрелой Стойка — вертикальная опорная балка для поддержки стрелы в транспортном положении Опоры — выдвижные стойки или «лапы» для создания опорного контура подъёмника Защитная рамка — ограждение платформы подъёмника
Для подъёмников общего назначения в России разница будет в шасси и конструкции стрелы. Место оператора и пульт управления также могут различаться: от компактного мобильного беспроводного пульта до отдельной отапливаемой кабины. Остальные функциональные элементы будут расположены так, как показано на схеме.
Типы подъёмников
По конструкции стрелы различают четыре типа АГП
1. Подъёмник коленчатый
Стрела состоит из 2-4 секций, сочленённых шарнирами, приводится в движение гидроцилиндрами.
2. Подъёмник лестничного типа
Стрела выполнена в виде объёмных стальных рам, последовательно вложенных друг в друга. Количество секций — от двух до шести. Такая конструкция чаще всего встречается в машинах МЧС в качестве пожарной лестницы. Угол наклона меняется гидравликой, а секции приводятся в движение тягой троса (электромеханический способ).
3. Подъёмник с телескопической стрелой
Секции стрелы — полые стальные балки прямоугольного сечения — последовательно вложены друг в друга и управляются гидроцилиндрами. Наиболее популярная современная конструкция.
4. Подъёмник смешанного типа
Рычажно-телескопический подъёмник — это комбинация двух типов стрелы, где последняя секция стрелы — телескопическая.
Устройство и общая классификация вышек
Телескопические вышки
Телескопическая автовышка представляет собой телескопическую мачту с люлькой наверху.
Рабочая площадка не перемещается в пространстве, и вышка имеет ограниченную зону обслуживания. Поэтому вышки, как правило, используют в городских условиях для обслуживания осветительной сети, контактных линий общественного транспорта. Опорная рама вышки значительно проще опорной рамы подъемника. Вышки смонтированы на базе автомобиля и от его двигателя приводятся в действие. Эти машины, так же как и подъемники, оборудованы системами управления и приборами безопасности.
Ножничные вышки
Самоходные вышки могут иметь большую рабочую площадку и применяются для работ на высоте в объёмных помещениях: ангарах, складах.
Современные вышки имеют ножничную конструкцию подъёмного механизма
Иногда подъёмный механизм скомбинирован с кунгом для экономии места.
Для чего служат опорно поворотное устройство подъемников и вышек
Опорно-ходовая часть полноповоротных автогидроподъемников состоит из базового автомобиля, опорной рамы с дополнительными выносными опорами, опорно-поворотного устройства (ОПУ), стабилизаторов и выключателей подвесок. Опорная рама служит основанием и представляет собой жесткую сварную конструкцию. Рассмотрим в качестве примера опорную раму подъемников типа АГП и ВС (рис.160, а, б). К лонжеронам автомобиля рама крепится стремянками. В месте установки стремянок лонжероны автомобиля усилены вставками. Рама представляет собой два продольных лонжерона, соединенных между собой по концам коробчатыми основаниями выносных опор, а в задней части – двумя поперечными, образующими с лонжеронами квадратное основание под опорное кольцо с отверстиями для крепления опорно-поворотного устройства. Подъемник снабжен четырьмя выносными опорами, каждая из которых представляет собой сварные трубы квадратного сечения, вставленные одно в другую, причем наружные наклонные трубы вместе с поперечиной образуют основание выносных опор. Внутренние выдвижные трубы снабжены на концах башмаками, присоединенными с помощью шарниров. Выносные опоры выдвигаются и втягиваются гидравлическими цилиндрами, размещенными внутри выдвижной трубы. Гидроцилиндры шарнирно прикреплены к кронштейнам основания выносных опор. Шток гидроцилиндра соединен с внутренней трубой. При упоре башмака в грунт наружная и внутренняя трубы заклиниваются, в результате чего опора фиксируется в рабочем положении.
Рис. 160. Опорная рама автогидроподъемников типа АГП и ВС: а – общий вид; б – схема дополнительной опоры; 1 — продольные лонжероны; 2, 4 – наружная и внутренняя трубы; 3 – гидроцилиндр; 5 – башмак.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Рис. 161. Опорная рама автогидроподъемника типа МШТС: а — общий вид; б — схема опоры (в транспортном I и рабочем II положениях); 1 – дополнительная опора; 2 — башмак; 3 – тяга; 4 — рычаг; 5 — гидроцилиндр.
Для надежности гидроцилиндр снабжен гидрозамком, который дополнительно фиксирует рабочее положение гидроцилиндра. При работе на мягких грунтах для снижения удельного давления на грунт под башмаки устанавливают подкладки в виде деревянных щитов. Опорная рама подъемника МШТС (рис.161, а, б) состоит из опоры с башмаком, тяги и рычага, которые образуют четырехзвенник. Рычаг связан со штоком гидроцилиндра, установленного шарнирно на раме. Башмак может шарнирно поворачиваться относительно шарового пальца опоры. Опора может занимать транспортное I или рабочее II положение. Выносные опоры бывают раскладывающиеся, выжвижные и поворотные. В опорной раме раскладывающимися опорами (рис.162) действием гидроцилиндра рычаг, закрепленный одним концом на балке, поворачивает опору в рабочее положение II из транспортного I до тех пор, пока упором башмака в основание (землю) не будет вывешен автомобиль. В опорной раме с выдвижными и поворотными опорами (рис.163) гидроцилиндр поочередно через рычаги поворачивает опоры 6 в рабочее положение, затем гидроцилиндрами подъемник вывешивается над основанием. В транспортном положении опоры 6 складываются. В неполноповоротных автоподъемниках АГП-12, АГП-12.02 опорная конструкция (рис.164) состоит из рамы 1 с выносными гидроопорами 2 и центральной цапфы (шкворня) 3, на которую надевается колонна с рабочим оборудованием. Гидроопоры имеют закрепленные на раме наружную 4 и внутреннюю 5 трубы.
Рис. 162. Опорная рама автогидроподъемника АГП-28: 1 – балки дополнительных опор; 2 — лонжероны; 3 — опорное кольцо под опорно-поворотное устройство; 4 — гидроцилиндр; 5 – дополнительная опора; 6 – рычаг; 7 – башмак; I и II – транспортное и рабочее положение опоры.
Рис. 164. Опорная конструкци автогидроподъемника АГП—12 (АГП—12.02): а — общий вид; б — опора; 1 — рама; 2 — гидроопора; 3 — шкворень; 4, 5 – наружная и внутреняя трубы гидроопоры; 6 — башмак.
Внутри внутренней трубы находятся гидроцилиндр одностороннего действия и возвратная пружина. Гидроцилиндром подъемник устанавливают в рабочее положение, а пружиной возвращают в рабочее положение, а пружиной возвращают внутреннюю трубу в транспортное положение. На внутренней трубе для уменьшения удельного давления на грунт смонтирован на шарнире башмак.
Опорно-поворотное устройство передает нагрузки от поворотной части машины на неповоротную (опорно-ходовую часть) и обеспечивает при этом вращение поворотной части с рабочим оборудованием. На подъемниках применяется два типа опорно-поворотных устройств: шариковые (одно- и двухрядные) и роликовые (однорядные). Опорно-поворотные устройства бывают с внутренним и внешним зацеплением.
Шариковое двухрядное опорно-поворотное устройство (рис. 165,а) выполнено в виде радиально-упорного двухрядного подшипника и состоит из внутреннего, наружных колец и двух рядов шариков, установленных между ними. Шарики разделены между собой пластмассовыми или металлическими сухарями, выполняющими роль сепараторов. Наружные кольца прикреплены болтами к опорной раме, сцентрированы между собой буртиками и стянуты болтами. Между кольцами установлены регулировочные прокладки. Верхнее кольцо имеет наружный зубчатый венец, входящий в зацепление с шестерней механизма вращения. Внутреннее кольцо болтами крепится к поворотной раме.
Шариковое однорядное опорно-поворотное устройство (подъемника МШТС) (рис. 165,6) состоит из зубчатого венца, верхнего, и нижнего колец внутренней обоймы, одного ряда шариков с сепараторами и уплотнительных колец. Зубчатый венец снизу крепится болтами к опорной раме, а внутренняя обойма болтами скрепляется с поворотной частью подъемника. Благодаря двум монтажным болтам, скрепляющим верхнее и нижнее кольца, шарики не выпадают при установке опорно-поворотного устройства в сборе.
Рис. 165. Опорно-поворотное устройство: а – шариковое двухрядное; б – шариковое однорядное; в – роликовое; 1 – болты; 2 – зубчатый венец; 3-5 – кольца; 6 – шарики и ролики; 7 – масленка; 8, 9 – дорожки катания.
Роликовое опорно-поворотное устройство с роликами, расположенными в один ряд (рис. 165,в), состоит из трех колец с расположенными между ними роликами, причем соседние ролики имеют взаимно перпендикулярные оси, которые наклонены к вертикали под углом 60 или 30°. Внутреннее кольцо, болтами прикрепленное к опорной части, имеет зубчатый венец, с которым входит в зацепление выходная шестерня механизма вращения. Наружные кольца болтами скреплены между собой и прикреплены к поворотной раме. Ролики, катящиеся по дорожкам, воспринимают действующие вниз вертикальные нагрузки; ролики, катящиеся по дорожкам, работают как захватные, передавая усилие, от кольца к кольцу и удерживая поворотную раму от опрокидывания. Ролики смазываются через масленки в кольце.
Рассмотрим устройство выключателя упругой подвески (рис.166). На раме подъемника крепятся гайка с винтом и вал с рычагами.
Выключатель подвески не только повышает устойчивость подъемника, но исключает опрокидывание машины во время работы при внезапной поломке рессор. Стабилизатор автогидроподъемников АГП-12, АГП-12.02 (рис. 167) состоит из вала с рычагами, закрепленного в опорах балки на раме автомобиля. Рычаг соединен серьгами с закрепленной на рессоре проушиной. Без стабилизатора при неодинаковой нагрузке на колеса одна рессора деформируется больше другой и машина наклоняется в сторону более нагруженного колеса. При стабилизаторе достигается одинаковая деформация обеих рессор независимо от нагрузки на каждое колесо, причем деформация рессор будет значительно меньше по величине, что увеличивает устойчивость подъемника.
Роликовое или шариковое опорно-поворотное устройство для автокрана
Содержание
Виды опорно-поворотных устройств
Устройство может быть, как шариковое, так и роликовое, в зависимости от применяемых тел качения.
Рассмотрим, что собой представляет это опорно- поворотное устройство. В принципе это большое кольцо с прикреплённой к нему стационарной рамой, в котором выполнены беговые дорожки для тел качения. Дополнительно в устройство входят два кольца, тела качения, болты для крепления колец между собой.
В роликовом устройстве в качестве тел качения применяются ролики, они укладываются таким образом, чтобы они лежали как бы перпендикулярно друг другу. При этом одни из них будут воспринимать опорные нагрузки, а другие опрокидывающие (отрывающие). Это основа устройства. В движение устройство приводится с помощью двигателя, от которого усилие передается через соединительную муфту, тормоз, редуктор, ведущую шестерню и зубчатого венца, имеющего внешнее или внутреннее зацепление.
В шариковом ОПУ используют в качестве тел качения шарики и оно изготавливается в виде шарикоподшипника. Этот вид двухрядного радиально-упорного подшипника, который состоит из внутренней и внешней обоймы и двух рядов шариков между ними. Внешняя обойма прикрепляется к поворотной раме при помощи болтов, как и в первом виде. Она состоит, в свою очередь, из верхнего и нижнего кольца, между которыми установлена регулирующая прокладка (сепаратор). Верхнее и нижнее кольцо, в свою очередь имеют буртик для центрирования и соединены также болтами.
Изготовление ОПУ
Основные отличия между роликовым и шариковым опорно- поворотным устройством
В роликовом устройстве в самой конструкции заложена установка коротких цилиндрических роликов, которые установлены перпендикулярно друг к другу по оси. Они имеют меньшие габаритные размеры и соответственно меньшим весом. При этом они выдерживают больший вес и нагрузка в них распределяется равномернее.
Опорно-поворотные устройства, которые имеют в своей конструкции шарики, не могут выдерживать такие нагрузки, кроме того, они более громоздкие.
Преимущества роликовых ОПУ, центром которых является подшипник, можно сформулировать так: они имеют гораздо большую грузоподъемность и отсутствие требования по центрированию с помощью цапфы, которая устанавливается на катковых механизмах для компенсации горизонтального усилия. Если предстоит сделать выбор между шариковым ОПУ и роликовым ОПУ нужно иметь как величину, так и характер нагрузки, которая будет воздействовать на это ОПУ, также следуем оценить условия, при которых оборудование будет эксплуатироваться. Немаловажным фактором будет и возможность появления несоосности в работе самого подшипника. А также учесть другие факторы. При несоосности работают лучше шариковые ОПУ
Опорно – поворотное устройство
При выборе подшипника необходимо определить величину и характер прилагаемой нагрузки, оценить условия эксплуатации оборудования, специфику его монтажа, наличие или возможность появления несоосности и прочие факторы, влияющие на работу изделия
Для автокранов, башенных, стрелковых кранов, строительных вышек, имеющих поворотный орган с частотой вращения до 16 об/мин, а также для экскаваторов применяют роликовые опорно – поворотные устройства.
Как купить опорно- поворотное устройство, в частности для автокрана? Позвонить по телефону и команда высококвалифицированных специалистов поможет Вам не только выбрать оптимальную конструкцию ОПУ для Вашей машины.
В этой статье представлены сведения об опорно-поворотных устройствах автокрана, рекомендации по монтажу и замене опорно-поворотного устройства
Купить новое опорно-поворотное устройство можно в соответствующем разделе нашего сайта: Опорно-поворотные устройства
Общие сведения и устройство опорно-поворотного устройства
Опора поворотная роликовая предназначена для осуществления вращения поворотной части крана относительно неповоротной, и применяется в изделиях, работающих с частотой вращения не более 1,5 об/мин.
Опора состоит из двух полуобойм 2 и 3, соединенных между собой болтами, зубчатого венца 1 и роликов 7, расположенных крестообразно. Выходная шестерня механизма поворота находится в зацеплении с зубчатым венцом 1, закрепленным болтами 8 на опорной раме крана. Полуобоймы 2 и 3 крепятся болтами 5 к поворотной раме. Зазор между полуобоймами и роликами регулируется прокладками 4. Для смазки роликов и дорожек качения имеются масленки 11.
Чертеж опоры поворотной
Технические характеристики и параметры опорно-поворотного устройства
Наименование параметра
Значение
Модуль зубчатого зацепления
8
Число зубьев
180
Максимальная частота вращения, об/мин
10
Наружный диаметр
1451
Внутренний диаметр
1135
Высота
100
Масса, кг
400
Подготовка к работе и монтаж устройства
Подготовка к установке ОПУ Опора должна устанавливаться на обработанных поверхностях рам, снабженных центрирующими проточками. Шероховатость поверхностей рам, сопрягаемых с опорой должна быть не более 40 мкм по ГОСТ 2789. На опорных поверхностях не допускаются забоины и другие дефекты, приводящие к отклонениям от плоскостности.
Плоскостность опорной поверхности, контактирующей с опорой после механической обработки должна быть не более 0,0001 габаритного диаметра опоры. Общая плоскостность при действии максимально допустимых нагрузок должна быть не более 0,0005 габаритного диаметра опоры.
Перед установкой необходимо полностью очистить все посадочные поверхности от заусенцев, остатков краски и т.п. Посадочные поверхности должны быть сухими и очищенными от смазки. Кроме того, необходимо выполнить контроль плоскостности посадочных поверхностей. Посадка опоры должна быть проверена щупами.
Наружное кольцо необходимо установить так, чтобы переходная зона закалки дорожки качения находилась в зоне минимальной нагрузки, т.е. в плоскости перпендикулярной к плоскости главной нагрузки. Переходная зона закалки обозначена на нерабочей поверхности соответствующего кольца знаком “S”.
Опора крепится с помощью болтов с предварительным натягом. Перед монтажом болты необходимо слегка смазать маслом. Затяжка болтов должна производиться путем приложения к каждому из них крутящего момента, последовательно повышаемого до 0,5 кН·м (50 кГс·м) для болтов М20 из материала класса 10.9.
Механические свойства присоединительных болтов должны быть не ниже класса прочности 10.9. Количество установленных присоединительных болтов должно соответствовать количеству отверстий опоры. При установке опоры должно быть обеспечено надежное стопорение от самоотвинчивания.
Крепление опорно-поворотного устройства
Замена опорно-поворотного устройства
Демонтаж опорно-поворотного устройства:
Демонтаж опорно-поворотного устройства:
Монтаж опорно-поворотного устройства
Демонтаж – монтаж болта опорно-поворотного устройства
Демонтаж болта крепления опорно-поворотного устройства к поворотной раме следует проводить в следующем порядке:
Техническое обслуживание, транспортировка и хранение опорно-поворотного устройства
Техническое обслуживание опорно-поворотного устройства
Техническое обслуживание опоры должно включать проверку затяжки присоединительных болтов, а также операцию пополнения смазки во внутренние полости опоры и рабочие поверхности зубьев.
Периодичность Порядок проведения проверок
Порядок затяжки болтов
Дополнительно к проверке крепежных болтов в процессе эксплуатации проводится также проверка износа дорожек качения способом измерения величины так называемого “опрокидывающего зазора”. Это разница между взаимным сдвигом колец в осевом направлении, замеряемая при нагрузке с минимальным и максимальным опрокидывающим моментом. В эксплуатационном журнале устройства фиксируется начальный опрокидывающий зазор (в положениях стрелы от 1 до 8) и далее отслеживается его увеличение в определенных интервалах времени.
Максимальное допустимое увеличение опрокидывающего зазора опоры в процессе эксплуатации до 2,6 мм. После достижения этой величины опора должна быть заменена.
Для смазки внутренней полости опоры и рабочих поверхностей зубьев зацепления применять смазочные материалы марок: “Литол-24” ГОСТ 21150, “ЦИАТИМ-203” ГОСТ 8773 или другие равноценные смазки. Смешивание указанных смазочных материалов не допускается.
Смазку внутренней полости опоры производить через пресс-масленку, обеспечив ее равномерное распределение по всей окружности, что можно достичь путем смазывания при плавном вращении опоры. Пополнение смазкой внутренней полости следует производить до появления новой смазки из-под манжетных уплотнений.
Периодичность смазки опоры:
Транспортирование опорно-поворотного устройства
Транспортировка опор должна производиться только в горизонтальном положении.
Хранение опорно-поворотного устройства
Хранение опоры осуществляется в условиях атмосферной температуры и влажности при надежной защите от непосредственного воздействия на них атмосферных осадков и абразивной пыли. Хранение опоры должно осуществляться в горизонтальном положении. В случае длительного срока хранения опоры необходимо покрыть наружные поверхности консервантом.