для чего служит предохранительный тупик

Устройства, отправляющие поезд под откос. Зачем они?

Опубликовано 15.08.2019 · Обновлено 05.11.2021

Как часто вам приходилось наблюдать за стрелочными переводами, которые вслед за поездом переключаются в положение, как говорят в народе — «в никуда»? Это особенно часто происходит, когда поезд с бокового пути выезжает на главный. Для обывателя такая картина кажется совершенно нелепой, в голове сразу прокручивается мысль, что это может быть сделано в рамках борьбы с терроризмом на транспорте. Другое логическое объяснение найти довольно сложно. А ведь помимо таких стрелочных переводов еще существует масса устройств, смысл которых заключается в организации крушений любых проезжающих единиц подвижного состава (а проще говоря просто сбросе колесной пары с рельс). Позвольте я развею мифы и объясню, для чего же на железной дороге применяются подобные устройства.

для чего служит предохранительный тупик. Смотреть фото для чего служит предохранительный тупик. Смотреть картинку для чего служит предохранительный тупик. Картинка про для чего служит предохранительный тупик. Фото для чего служит предохранительный тупикСбрасывающий остряк

На самом деле все вышеописанные приспособления носят такое официальное название как «Устройство для предупреждения самопроизвольного (несанкционированного) выхода подвижного состава на маршруты следования поездов (защитное устройство)«.

Таким образом эти устройства должны от чего-то защищать, но такая «защита» выглядит по меньшей мере странно, и это только на первый взгляд! Главные магистральные пути, по которым следуют поезда, не редко на большой скорости (если не осуществляется съезд), и если один вагон, оставленный на станции во время маневровой работы, был закреплён с «применением халатности» (например небыли установлены тормозные башмаки), то этот вагон может самопроизвольно начать движение, и взрезая все стрелочные переводы на своем пути выкатиться на магистраль прямо под летящий Сапсан, или «наливняк» с бензином массой 8000 тонн. Представляете что произойдет? Это будет настоящая катастрофа, а ведь мы не учли, что самопроизвольно может выкатиться не один вагон а несколько.

Раз такая ошибка работников станционного парка или горки может произойти, её последствия необходимо предотвратить любой ценой, а в данном случае самый действенный вариант — это сброс колесных пар вагонов с рельс. Большой скорости они набрать на станции не успеют, по этому разрушения будут минимальными.

для чего служит предохранительный тупик. Смотреть фото для чего служит предохранительный тупик. Смотреть картинку для чего служит предохранительный тупик. Картинка про для чего служит предохранительный тупик. Фото для чего служит предохранительный тупик

В настоящее время на подобные устройства действуют соответствующие Технические требования РЖД, и согласно этим требованиям при проектировании новых станционных путей и модернизации действующих, заградительным устройством должен стать непосредственно профиль — все примыкающие линии должны иметь «вогнутость», то есть подъем в сторону основных магистральный путей. Это является самым надежным способом защиты от самопроизвольного движения элементов подвижного состава.

Но это все новое и модернизируемое, а сейчас давайте посмотрим, что за охранные устройства применяются:

Сбрасывающий башмак

Устанавливается там, где отсутствует электрическая централизация. Может устанавливаться в положение «сброса» вручную. Это устройство эффективно сбрасывает колесную пару с рельса.

для чего служит предохранительный тупик. Смотреть фото для чего служит предохранительный тупик. Смотреть картинку для чего служит предохранительный тупик. Картинка про для чего служит предохранительный тупик. Фото для чего служит предохранительный тупик

А ниже устройство выполняющее обратную функцию, оно носит название Накаточный башмак и применяется для постановки «сброшенного» состава обратно на рельсы.

для чего служит предохранительный тупик. Смотреть фото для чего служит предохранительный тупик. Смотреть картинку для чего служит предохранительный тупик. Картинка про для чего служит предохранительный тупик. Фото для чего служит предохранительный тупик

Улавливающий тупик

Как видите функция тупика аналогична сбрасывающему башмаку, только если скорость вагонов будет небольшая, есть шанс что выезда за пределы тупика не произойдет.

для чего служит предохранительный тупик. Смотреть фото для чего служит предохранительный тупик. Смотреть картинку для чего служит предохранительный тупик. Картинка про для чего служит предохранительный тупик. Фото для чего служит предохранительный тупик

Сбрасывающий остряк

Самое распространенное устройство для сброса подвижного состава с рельс. Устанавливается на примыкающих путях в местах, где есть электрическая централизация. Всегда сброс направлен в противоположную сторону от магистрали. Приводится в действие, в отличие от сбрасывающего башмака, автоматически.

для чего служит предохранительный тупик. Смотреть фото для чего служит предохранительный тупик. Смотреть картинку для чего служит предохранительный тупик. Картинка про для чего служит предохранительный тупик. Фото для чего служит предохранительный тупик

Это устройство ниже часто путают со сбрасывающим остряком, но задаются вопросом, а где же собственно блок управления? Но на самом деле его функция сбрасывать тормозные башмаки из под колес вагонов. Такой способ торможения применяется на сортировочных горках. Никакой угрозы составу устройство не представляет.

для чего служит предохранительный тупик. Смотреть фото для чего служит предохранительный тупик. Смотреть картинку для чего служит предохранительный тупик. Картинка про для чего служит предохранительный тупик. Фото для чего служит предохранительный тупикБашмакосбрасыватель

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Предохранительный тупик

Предохранительные тупики имеют не только посты, ио также станции и разъезды, расположенные у подошвы затяжных спусков. [1]

Предохранительный тупик служит второй гарантией для той же цели. Он предназначается для улавливания ушедших с ветвей вагонов. [2]

Предохранительные тупики служат для предупреждения выхода подвижного состава на маршрут, по которому следуют поезда. [3]

Предохранительные тупики и охранные стрелки препятствуют выходу подвижного состава на маршруты приема, следования и отправления поездов. На примыканиях подъездных и соединительных путей к приемо-отправочным и прочим станционным путям укладывают как предохранительные тупики или охранные стрелки, так и сбрасывающие башмаки ( рис. 50) или стрелки. Разрешавшееся ранее использование для этих целей поворотных брусьев новые ПТЭ не допускают, так как они не могут надежно задержать подвижной состав. [5]

Предохранительным тупиком называется тупиковый путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов. Предохранительные тупики укладывают при пересечении железнодорожных линий на одном уровне, примыкании линий, ветвей и подъездных путей к главным путям на перегонах и станциях и в некоторых других случаях. [6]

Занятый подвижным составом предохранительный тупик теряет свое значение как предупредительная мера против крушений и аварий. [7]

Запрещается занимать улавливающие и предохранительные тупики подвижным составом. [8]

Разводные мосты должны быть ограждены с обеих сторон предохранительными тупиками либо сбрасывающими башмаками или стрелками. [12]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *