для чего современным людям нужны этнологические знания

Глава 3. Цель, задачи и значение этнологии

С особенностями предмета и объекта науки тесно связан и круг научно-исследовательских задач, которые решает этнология. Общей целью этнологии является изучение этнического многообразия Земли.

-изучение этногенеза ( этнической истории ) народов;

— комплексное изучение этнической культуры народов;

— изучение особенностей организации социального пространства в культурах;

— изучение этнического сознания, самосознания, этничности, идентичности и механизмов их актуализации;

— изучение языков, их практической и символической функции в жизни представителей различных культур, а также особенностей языкового поведения их носителей;

— политические аспекты жизнедеятельности этнических общностей и их представителей, в том числе политические институты, политическая система и этнические конфликты;

— межкультурная коммуникация и механизмы адаптации в инокультурной среде.

Необходимо подчеркнуть, что это лишь важный, но не исчерпывающий перечень проблем, которыми занимаются современные этнологи и он постоянно пополняется, поскольку современные общества находятся в состоянии постоянных изменений, что формирует новые вызовы для научного сообщества. Это, в свою очередь, влияет и на дальнейшее развитие теоретической базы науки. Так в последние десятилетия, самим научным сообществом отмечается смещение общей проблематики в сторону отказа от «больших» теорий, к микро теориям и так называемым casestudy, а также к преимущественному уклону в сторону описания, а не интерпретации и переносе внимания на маргинальные явления культуры. Полевые исследования все больше затрагивают пространство города, а не деревни, акцент в исследовательском интересе смещен в сторону современности, а не исторических реконструкций.

Из всего выше сказанного – можно сделать выводы о той роли, которую играет этнология в современном научном знании и обществе в целом. Как для любой науки, конечно, очевидна ее гносеологическая ( или познавательная) функция. Этнология, раскрывая культурное богатство народов, позволяет по-иному оценить свою собственную культуру. Этнология как совокупность знаний о различных культурах и народах позволяет систематизировать и представить этническую куртину мира в целом, выявить характер и динамику этнических процессов в современном обществе. Эти знания имеют и большое практическое значение. Это легко проиллюстрировать следующими цифрами: лишь 2% государств на современной политической карте мира являются моноэтничными по своему составу, т.е. такими, где абсолютное большинство населения – свыше 95%- составляют представители одной этнической общности. Таким образом, проблема межэтнического взаимодействия в рамках одного государства актуальна для большинства современных стран. Без знания и понимания своих соседей и сограждан само существование такого государства как единого политического образования вряд ли возможно.

Последние десятилетия демонстрируют и возрастающий интерес к специалистам этнологам (социальным и культурным антропологам) со стороны различных государственных и коммерческих структур. Например, британский ученый Алан Барнард приводит в своем учебнике «Социальная антропология» следующий перечень возможных сфер деятельности для выпускника по специальности социальная антропология: музейный работник, преподаватель, библиотекарь, научный сотрудник, сотрудник госаппарата, социальный работник, служащий посольства, сотрудник благотворительных организаций, журналист, сотрудник политической организации, сотрудник туристической фирмы. Не случаен, в связи с этим и тот факт, что количество выпускников по специальности социальная антропология в американских и британских вузах за последние десятилетия возросло в десятки раз и потребности в такого рода специалистов со стороны различных государственных и коммерческих организаций год от года возрастает.

Подводя итог всему выше сказанному, можно констатировать, что этнология является не просто научной отраслью знания, но выполняет в современном мире важную гуманистическую функцию сохранения и поддержания культурного многообразия как важнейшего условия сохранения самого человечества.

Источник

ПРЕДМЕТ ЭТНОЛОГИИ

для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть фото для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть картинку для чего современным людям нужны этнологические знания. Картинка про для чего современным людям нужны этнологические знания. Фото для чего современным людям нужны этнологические знания для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть фото для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть картинку для чего современным людям нужны этнологические знания. Картинка про для чего современным людям нужны этнологические знания. Фото для чего современным людям нужны этнологические знания для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть фото для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть картинку для чего современным людям нужны этнологические знания. Картинка про для чего современным людям нужны этнологические знания. Фото для чего современным людям нужны этнологические знания для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть фото для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть картинку для чего современным людям нужны этнологические знания. Картинка про для чего современным людям нужны этнологические знания. Фото для чего современным людям нужны этнологические знания

для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть фото для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть картинку для чего современным людям нужны этнологические знания. Картинка про для чего современным людям нужны этнологические знания. Фото для чего современным людям нужны этнологические знания

для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть фото для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть картинку для чего современным людям нужны этнологические знания. Картинка про для чего современным людям нужны этнологические знания. Фото для чего современным людям нужны этнологические знания

Своеобразие каждой науки определяется, как известно, ее соб­ственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С момента становления этнологии как науки и по на­стоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений. Первоначально на основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования человека ученые строили и продолжают строить обобщающие этнологические теории. И хо­тя их авторы претендовали и претендуют на точную реконструк­цию исторической реальности, результаты таких построений не следует отождествлять с тем, что было на самом деле. Чаще всего эти теоретические конструкции можно расценивать как концепту­альные модели, которые в лучшем случае представляют собой уп­рощенные, идеализированные схемы, служащие точкой отсчета для упорядочения эмпирического материала.

«Примитивные» народы как предмет этнологии.Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этнологии как науки стали наро-

ды, уровень культурного развития которых был значительно ни­же, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология пред­ставляла собой науку, занимающуюся исследованием традицион­ных и «примитивных» обществ и их культур.

Изменение предмета этнологии в XX веке. На рубеже столетия этнология становится университетской наукой и начинает препо­даваться как учебная дисциплина. Благодаря этому обстоятельст­ву в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, ко­торое заменило поколение основоположников-практиков. Со сме­ной поколений исследователей в этнологии стали меняться и пред­ставления о предмете этой науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные)

и цивилизованные. Вопреки этим представлениям целый ряд уче­ных стал придерживаться убеждения, что так называемые прими­тивные народы, как и европейские, имеют свою историю, не явля­ются более ранней ступенью развития человечества и также удале­ны от первобытности, как и мы. В определении их как примитив­ных верно лишь то, что они в ходе своей истории сформировали иное отношение к окружающему миру.

для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть фото для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть картинку для чего современным людям нужны этнологические знания. Картинка про для чего современным людям нужны этнологические знания. Фото для чего современным людям нужны этнологические знания

Такая точка зрения была довольно убедительно выражена из­вестным немецким этнологом Рихардом Турнвальдом, который, анализируя понятие «первобытный народ», писал: «Один фактор кажется особенно важным: это степень покорения природы с по­мощью инструментов, приспособлений, навыков и знаний. «Первобытными» лучше назвать такие племена, которые исполь­зуют для добычи пищи и обустройства жизни лишь самые про­стые орудия труда и обладают скупыми знаниями об окружаю­щем их мире».

Если исходить из критериев технической оснащенности и знания физических законов, то «первобытные народы», определенные Турнвальдом как «люди, покорившие природу», действительно, больше зависят от природы, чем современные индустриальные об­щества. Однако для последних также несомненно верно, что их не­зависимость от природы обратилась сегодня в зависимость от тех­ники, ставшей «второй натурой» современного человека.

На основании этих рассуждений сторонники рассматриваемой точки зрения предлагали сохранить в этнологии сам термин «первобытные народы», но понимать под ним те общества и культуры, которые сохранили социальную стабильность благода­ря взвешенному, непотребительскому отношению к природе.

«культурных» народах является бессмысленным. Речь может идти только о разных типах культур, изучение которых и должно стать основным предметом этнологии.

В связи с этим вместо термина «первобытные народы» уче­ными были предложены другие термины и понятия, которые, по их мнению, в большей степени соответствовали новой предмет­ной области этнологии. Предлагались понятия «архаические культуры», «доиндустриальные общества», «традиционные об­щества», «бесписьменные культуры», «племенной союз» и т.д. Каждое из этих понятий стремилось выразить соответствующие особенности этнических культур, и поэтому все они сохранились в современной этнологии, не заменив при этом понятия «первобытные народы».

Разнообразие точек зрения и концепций нашло свое отражение в понимании предмета этнологической науки. В ходе дискуссий и споров сложились следующие варианты понимания предмета эт­нологии:

1) описательная и обобщающая наука, которая стремится к ис­следованию общих законов социального и культурного развития человека и человечества;

2) сравнительная наука, исследующая различные типы культур и пути их преобразования;

3) раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы;

4) наука о динамике культуры как искусственного, внеприрод-ного мира человека;

5) наука, которая путем сравнительного анализа призвана изучать культуру первобытных, традиционных и современных обществ.

Расширение предмета этнологии в наши дни.Быстро меняю­щаяся ситуация в мире в последние десятилетия вновь заставила ученых обратиться к вопросу о предмете этнологии. Многочис­ленные диаспоры мигрантов и беженцев в Европе и Северной Америке, образовавшиеся в результате различного рода конфлик­тов, существенно изменили этнический состав многих развитых

государств, так как привели к образованию устойчивых этниче­ских меньшинств среди коренных этносов. С другой стороны, ин­теграционные процессы в странах Западной Европы также поро­дили целую группу проблем этнического характера. Из них наи­более актуальными сегодня являются совмещение типов поведе­ния разных народов, взаимодействие и сосуществование различ­ных типов культур, взаимная адаптация психологических особен­ностей в условиях устойчивых межкультурных контактов, разви­тие этнического сознания в нетрадиционных условиях, особенно­сти экономического поведения представителей какого-либо этно­са в другой хозяйственной культуре и т.д.

Новые исторические обстоятельства и общественные пробле­мы вновь значительно расширяют предметную область этноло­гии. К традиционным этнологическим областям знания в на­стоящее время добавляются новые, что позволяет ученым выде­лять внутри этнологии относительно самостоятельные сферы и направления исследования. Так, в западноевропейской этноло­гии уже четко оформились и успешно развиваются хозяйствен­ная (экономическая) этнология, социальная этнология, правовая этнология, политическая этнология, религиозная этнология.

К настоящему времени этнологическая наука представляет со­бой довольно сложную и разветвленную систему знаний, состоя­щую из нескольких разделов. К числу последних можно отнести следующие:

-этническую антропологию (исследует вопросы этногенеза и антропофизического развития народов);

-этническую социологию (изучает социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентично­сти, формы самоорганизации, типы взаимодействий этнических групп);

— этническую психологию (рассматривает вопросы формиро­вания этнических стереотипов, этнического самосознания и иден­тификации);

-экономическую этнологию (анализирует проблемы хозяйст­венной и экономической деятельности этносов);

— этнодемографию (основными задачами которой являются ис­следования демографических процессов и динамики численности народов);

-этническую географию (своим предметом считает изучение вопросов географического расселения народов, особенностей их месторазвития, этнических территорий и этнических границ);

— этнопедагогику (своей целью имеет исследование особенно­стей воспитательного и образовательного процессов у различных этносов).

Этот процесс дифференциации этнологической науки еще да­лек от своего завершения, и в ближайшие два десятилетия следует ожидать появления новых направлений.

Таким образом, как мы могли убедиться, предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать четкое оп­ределение этой науки. Вот почему в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое число определений, основанных на различных методологических подходах, которые, по мнению их авторов, подчеркивают наиболее существенные черты этноло­гической науки.

Разные определения предмета исследования этнологии частич­но являются выражением различных постановок вопросов, а час­тично объясняются существованием целого ряда теорий и кон­цепций. В совокупности все эти определения предмета науки, раз­ные способы постановки проблем, их объяснения и описания и составляют этнологию как науку.

В этой ситуации динамичных изменений предметного поля этнологии авторы не берутся дать еще одно научное определе­ние этнологии. Однако в то же время для более строгого и сис­тематизированного изложения материалов данной книги и для обстоятельного изучения этнологии студенческой аудиторией необходимо дать рабочее определение этнологической науки. Ни в коем случае не претендуя на универсальный и единственно верный подход, мы считаем, что этнология — это наука, изучаю­щая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Таким образом, пред­метное поле современной этнологии очень широко и различные его направления в той или иной степени пересекаются с близки­ми, родственными науками. Особенно это касается таких наук, как этнография, культурология, социология, психология, антро­пология, политология.

Источник

В ЧЕМ ПОЛЬЗА ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОЛОГИИ?

ООН и культура мира. Принципы мирного сосуществования государств и народов положены в основу деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированных организаций. Работа в пользу мирных отношений между государствами и народами, в пользу прогресса и конструктивного сотрудничества неизбежно связана с борьбой против международной вражды, военных (в том числе межэтнических) конфликтов, других враждебных действий: международного терроризма, межэтнических и межрасовых столкновений и т. п. Одним из способов содействия этим целям ЮНЕСКО (специализированная организация в рамках ООН, занимающаяся вопросами образования, науки и культуры) считает воспитание «культуры мира», т. е. навыков мирного взаимодействия между народами и их представителями.

Идея мира в культуре народов. В истории многих народов были выдающиеся мыслители, которые думали и писали о возможности жизни без войн. Среди них древнегреческий философ Аристотель (384 — 322 до н. э.), китайский мыслитель Мо-Цзы (ок. 475 — 395 до н. э.) и др. В Новое время эта идея также нашла немало сторонников среди просветителей, деятелей культуры и науки (Дж. Свифт (1667- 1745), И. Кант (1724-1804) и др.).

В традиционных культурах народов сложились формы заключения и поддержания мирных отношений. Можно назвать обряд выкуривания трубки мира у 584 североамериканских индейцев; указать на закон брат-

ства у кочевников Аравии — обряд установления искусственного родства между прежде враждебными племенами и их вождями; вспомнить о примирении кровников в Дагестане на основе положений адатов (обычного права) и т. п. Подобные традиции могут играть позитивную роль и в наше время.

Этнология и патриотизм. Этнологические знания помогают воспитанию у молодого поколения устойчивых патриотических установок.

Вместе с тем эти знания позволяют внести в гражданское и этническое сознание и самосознание молодежи важные элементы разумности, серьезности и обдуманности. Основательное знакомство молодых граждан разных стран, представителей больших и малых народов Земли с культурными достижениями друг друга позволят внести в межэтнические отношения принципы терпимости, взаимопонимания и сотрудничества и со временем достигнуть, такого состояния, при котором любовь к Родине и своему народу разумно и гармонически соединится с уважением, достижений всех этносов, образующих мировое сообщество.

Межэтнические конфликты и работа по их преодолению. Этнологи видят и изучают не только взаимное сотрудничество между народами, но и нередкие еще, к сожалению, случаи межэтнических противоречий и конфликтов. Такие столкновения бывают разной силы, но среди них немало очень острых и кровопролитных. Ослабить остроту, снять напряженность, а если можно, преодолеть враждебность и установить отношения сотрудничества и взаимодействия, — вот задача, в разрешении которой этнологические знания могут играть существенную роль. Международный и отечественный опыт говорит, что, хотя межэтнические конфликты — частое явление социальной жизни, они не являются фатально неизбежными. При наличии доброй воли, глубоких научных знаний и специальных органов управления такие конфликты могут быть существенно ослаблены

и преодолены. Именно это подразумевает испытанный временем Устав Организации Объединенных Наций.

Антропологическое (расовое) разнообразие населения Земли. Длительное проживание людей в очень несхожих природно-климатических условиях, существующих в разных местностях земного шара, привело к формированию у них более или менее заметных биологических различий. На основании этих различий ученые подразделяют человечество на четыре большие расы, а также множество малых рас и антропологических типов.

Расы различаются такими признаками, как цвет кожи, наличие или отсутствие эпикантуса («монгольской» складки верхнего века во внутреннем углу глаза) и другими. Тем не менее, все антропологические группы людей принадлежат к одному и тому же биологическому виду — человек разумный (Homo sapiens). Это подтверждает, например, тот факт, что дети, родившиеся от браков между представителями разных рас, становятся полноценными людьми, — способными свою очередь вступать в браки и иметь здоровое потомство. Кроме того, установлено, что любая антропологическая группа (большая или малая раса, группы антропологических типов и т. п.) есть результат того или иного межрасового смешения (метисации). «Чистых» рас нет; утверждать противное — значит становиться на позиции расизма. Умственные способности, психические задатки, строение мозга у представителей всех рас и расовых типов — принципиально одинаковы.

для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть фото для чего современным людям нужны этнологические знания. Смотреть картинку для чего современным людям нужны этнологические знания. Картинка про для чего современным людям нужны этнологические знания. Фото для чего современным людям нужны этнологические знания

Расы и народы. Человеческая история на Земле — начиная с эпохи первобытно-общинного строя — развивались таким образом, что выживание и прогресс обеспечивались только в условиях совместной жизни, труда и быта человеческих групп, коллективов. Постепенно формировались древнейшие этносы — вначале это были племена, а позднее, с усложнением общества, возникли более крупные и совершенные формы этнических объединений: народности, на-

ции и др. При этом в состав народов-этносов нередко входили разные расовые компоненты, а в рамках одной расы складывались многочисленные народы.

Смешивать понятия «народ» и «раса)) неправомерно: это принципиально различные явления, имеющие неодинаковую природу и происхождение. Если расы — результат биологического приспособления людей к природно-экологическим условиям, то этносы (народы) — это социальные, исторические общности, и их развитие определяется не биологическими законами, а законами истории и общественной жизни.

Народы-этносы. Население нашей планеты очень разнообразно. Какая бы часть ойкумены (заселенной части Земли) ни была взята, везде находятся многочисленные народы-этносы — от многомиллионных наций до малочисленных племен и иных этнических групп. Все народы с помощью своей хозяйственной деятельности приспосабливались к жизни в тех или иных природных (климатических, ландшафтных и т. п.) условиях. Поэтому региональные и этнические коллективы приобрели не вполне одинаковые, а часто и очень различные навыки хозяйственной деятельности, разный опыт производства материальных благ и культурных ценностей. Эти различия стали основой для экономического, культурного и иного обмена между народами.

Каждый народ-этнос занимает собственное место в международном разделении труда, взаимодействии и сотрудничестве. Все народы создают свои культуры и вносят свой вклад — больший или меньший — в мировую культуру и цивилизацию.

У каждого народа Земли — своя собственная история; но она создается каждым этносом не обособленно, а во взаимодействии с народами-соседями. В ходе исторического развития этносы постепенно обретали (во многом — на опыте) навыки совместного проживания и сотрудничества с другими народами, взаимного уважения и терпимости; этот процесс продолжается и в наши дни.

Взаимодействие между этносами в ходе их формирования (этногенеза) и развития часто приводило и приводит к включению их — целиком или частично — в состав других этносов, к смешению, интеграции, слиянию друг с другом в новых комбинациях. Эти процессы имеют характер закона — одного из общих законов этнической истории: за время своего существования ни один этнос не избежал такого включения в себя разных компонентов. «Чистых» этносов (народов) — как и «чистых» рас — не существует, все народы являются смешанными.

Более того: культурное, экономическое взаимодействие и другие формы сотрудничества — это одно из важнейших условий успешного развития, прогресса и совершенствования этносов. И напротив, экономическая и иная изоляция тех или иных обществ (этносов) ведет к застою экономики, узости мышления, социальной отсталости.

Каждый народ (этнос) накапливает свой жизненный опыт и имеет право выражать свою точку зрения по любому поводу и вопросу; каждый народ может иметь свои национальные (этнические) интересы и обладает правом отстаивать и защищать их. Все это верно и справедливо.

Нужно только, чтобы это не наносило вреда, ущерба или обиды другим этносам; чтобы естественный патриотизм в оценках себя и других ни при каких условиях не перерастал в этнонационализм, в концепцию превосходства своего этноса и пренебрежительное отношение к другим народам. Нет народов, которые имели бы право презирать другие народы или тем более угнетать их.

Все этносы имеют право на уважение и на свою культурную и иную самобытность, на жизнь и развитие.

В.В. Пименов

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ ПО ГЛАВАМ

ГЛАВА 1

1. Материальная культура как способ приспособления человечества к условиям природной и социальной среды.

Материалы: Бромлей Ю.В., Полольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984. С. 86 — 111.

2. Культура и ее место в жизни человеческого общества.

Материалы: Бромлей Ю.В., Полольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984. С. 6-28; Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.И. Народы. Расы. Культуры. М., 1984. С. 172-177.

3. На каких языках говорят народы (языковой состав народов мира).

Материалы: Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.И. Народы. Расы. Культуры. М., 1984. С. 8— 12; Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988. С. 25-28.

4. Что такое расы и как они возникли. Материалы: Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.И. Народы. Расы. Культуры. М., 1984.

ГЛАВА 2

1. Отношение аборигенов Австралии к окружающей природе.

Материалы: Рафси Д. Луна и радуга. М., 1978; Роуз Ф. Аборигены Австралии. М., 1981.

2. Аборигены и англоавстралийцы: история взаимоотношений.

Материалы: Воляновский Л. Материк, который перестал быть легендой. М., 1990; Миддлтон X. Теперь пусть нам вернут землю. М., 1983.

3. Австралийская национальная культура: британские корни и самобытные черты.

Матерись\ы: Воляновский Л. Материк, который перестал быть легендой. М., 1990; Рубцов Б.Б. Авст-раия — государство и континент. М., 1988.

ГЛАВА 3

1. Культура папуасов и меланезийцев. Материалы: Народы мира. Историко-этнографи-ческий справочник. М., 1988.

2. Научный подвиг Н.Н. Миклухо-Маклая. Материалы: Путилов Б.Н. Н.Н. Миклухо-Маклай. М., 1985; Колесников М. Миклухо-Маклай. М., 1961.

ГЛАВА 4

1. Полинезийское мореходство.

Материалы: Воляк Е. Архипелаг мореплавателей. М., 1978; СтинглМ. Таинственная Полинезия. М., 1991; Те Ранги Хироа. Мореплаватели солнечного восхода. М., 1959; Хейердал Т. Путешествие на «Кон-Тики». Л., 1958.

2. Религия и мифология полинезийцев. Материалы: Вольневич Я. Красочный пассат или странствия по островам Южных морей. М., 1980; Дворчик В. Здравствуй, Таити! М., 1988; СтинглМ. Очарованные Гавайи. М., 1983; Стингл М. Таинственная Полинезия. М., 1991.

3. Маори — народ, который выстоял. Материалы: Вахта В.М. Аотеароа. М., 1965

4. Загадки острова Пасхи.

Материалы: Кренделев Ф.П., Кондратов А.В. Безмолвные стражи тайн. (Загадки острова Пасхи.) М., 1980; Хейердал Т. Путешествие на «Кон-Тики». Л., 1958.

5. Происхождение полинезийцев. Материалы: Стингл М. Таинственная Полинезия. М., 1991; Те Ранги Хироа. Мореплаватели солнечного восхода. М., 1959; Хейердал Т. Путешествие на «Кон-Тики». Л., 1958.

ГЛАВА 5

Материалы: Васильев A.M. Египет и египтяне. М., 1986.

2. Культура туарегов.

Материалы: Лот А. Туареги Алжира. М., 1989.

1. Сомалийцы и их культура. Материалы: Статья «Сомалийцы» в кн.: «Народы мира. Историко-этнографический справочник». М., 1988.

2. Верования и обряды народов Эфиопии. Материалы: Райт М.В. Народы Эфиопии. М., 1965.

ГЛАВА 6

1. Древние цивилизации и культуры в Черной Африке.

Материалы: Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития. М., 1996.

2. Реальная жизнь одного из народов африканских тропиков (по выбору).

Материалы: Киселев Г.С. Хауса. Очерки этнической, социальной и политической истории. М., 1981; Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М., 1985.

3. Характерные черты жизни бушменов. Материалы: Йене Бьерре. Затерянный мир Калахари. М., 1963.

4. Африканцы и их сказки.

Материалы: Сказки народов Африки. М., 1976.

ГЛАВА 7

1. Как изучают средневековую арабскую литературу. Материалы: Крачковский И.Ю. Над арабскими рукописями (любое издание).

2. Пища и питание у народов Передней Азии. Материалы: Раздел «Передняя Азия» в кн.: Этнография питания народов зарубежной Азии. М., 1981.

3. Обычаи народов Передней Азии (по выбору). Материалы: Этикету народов Передней Азии. М., 1988.

4. О происхождении турецкого народа. Материамл: Еремеев Д.Е. Этногенез турок. М., 1971

ГЛАВА 8

2. Варны, джати, касты в Индии.

Материалы: Гусева Н.Р. Многоликая Индия. М., 1980.

3. Народ тода в Индии.

Материалы: Шапошникова А.В. Тайна племени голубых гор. М., 1969.

ГЛАВА 9

1. Японцы (по очерку В.В. Овчинникова «Ветка сакуры»). Материалы: Овчинников В.В. Ветка сакуры (любое издание).

2. Народная одежда китайцев.

Материалы: Сычев Л., Сычев В. Китайский костюм: символика, история. М., 1975.

3. Корейские народные сказки.

Материалы: Корейские сказки (любое издание).

ГЛАВА 10

1. Новогодние торжества у вьетов. Материалы: Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл. М., 1993. С. 40-66.

2. Жилище народов Индонезии.

Материалы: Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной и Центральной Азии. М., 1979. С. 90-112.

Материалы: Народы мира. Историко-этнографи-ческий справочник. М., 1988. С. 102; Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации. М., 1999. С. 389 и след.

ГЛАВА 11

1. Гайавата— легенда или реальность.

Материалы: Легенды и мифы Северной Америки. 582 М., 1996.

2. Русская Америка по дневникам В. Хлебникова. Материалы: Записки русских путешественников. Русская Америка. Дневники В. Хлебникова. М., 1986.

3. Народы американского континента по романам Ф. Купера и Дж. Лондона.

Материалы: Выбор произведений по усмотрению докладчика.

ГЛАВА 12

1. Бартоломе де Лас Касас — писатель-гуманист, защитник индейцев.

Материалы: Бартоломе де Лас Касас. М., 1966.

2. Жизнь индейцев Бразилии.

Материалы: Леви-Строс К. Печальные тропики. М., 1984.

3. Мексиканцы и их культура.

Материалы: Латинская Америка. Энциклопедический справочник. Т. 1-2. М., 1979-1982; Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988; Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации. М., 1999. С. 599 и след.

ГЛАВА 13

1. Французы: этнографическая характеристика. Материалы: Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988.

2. Сказки братьев Гримм: как они характеризуют немецкий народ?

Материалы: Сказки братьев Гримм (любое издание).

3. Народные праздники (одного из народов Европы). Материалы: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М., 1977.

ГЛАВА 14

1. Черногорцы. Этнографическая характеристика. Материалы: Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988.

2. Бедржих Сметана — чешский композитор. Материалы: Музыкальная энциклопедия.

ГЛАВА 15

1. Русский народ (общий обзор).

Материалы: Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

2. Русская вышивка (типы и разновидности). Материалы: Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978.

3. Русские художественные промыслы. Материалы: Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX — XX в. М., 1965.

ГЛАВА 16

1. О чем могут рассказать названия московских улиц? Материалы: Смолицкая Г.П., Горбиневский М.В. Топонимия Москвы. М., 1982.

2. Культура и быт древней Москвы. Материалы: Рабинович М.Г. Не сразу Москва строилась. М., 1982.

3. Народные праздники в Москве. Материалы: Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX в. Л., 1984.

4. Быт и культура московского населения в прошлом и настоящем.

Материалы: Гиляровский В.А. Москва и москвичи (любое издание); Телешов Н.Д. Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом. М., 1987; Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия. М., 1989.

ГЛАВА 17

1. Марийское народное искусство (орнаменты). Материалы: Меджитова Э. Марийское народное искусство. Йошкар-Ола, 1985.

2. Повесть Мустая Карима «Долгое-долгое детство» как пример художественного описания этнографии башкир.

Материалы: Карим М. Долгое-долгое детство. Повесть. М., 1984.

3. Что могут рассказать о народе сказки (на примере мордовских народных сказок).

Материалы: Мордовские народные сказки. Для старшего и среднего школьного возраста / Собр. и обраб. К.Т. Самородов; сост. А.А. Долгачев. Саранск, 1985.

4. Мордовские мотивы в жизни и творчестве скульптора С.Д. Эрьзи.

Материалы: Эрьзя: Альбом / Автор-составитель М.Н. Баранова. Саранск, 1987; Эрьзя на родине: Альбом / Сост.: М.Н. Баранова, B.C. Ионова. Саранск, 1996.

ГЛАВА 18

1. Древнейшее население Карелии. Материалы: Аиневский A.M. Листы каменной книги (любое издание); Савватеев Ю.А. Рисунки на скалах. Петрозаводск, 1967; он же. Наскальные рисунки Карелии. Петрозаводск, 1983.

2. Происхождение вепсов.

Материалы: Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. Л., 1965.

3. Исторические предания северян. Материалы: Северные предания (Беломорско-обо-нежский регион) / Подг. изд. Н.А. Криничная. Л., 1978; Коми легенды и предания / Сост. Ю.Г. Рочев. Сыктывкар, 1984.

4. Быт и нравы «калевальцев».

Материалы: Калевала. Карело-финский народный эпос / Перевод Л. Вельского. Петрозаводск, 1956 (или иное издание).

Глава 19

1. Культура народов Северо-Западного Кавказа. Материалы: Арутюнов С.А., Кобычев В. В краю гор, садов и виноградников. М., 1987.

2. Нартский эпос у осетин.

Материалы: Нарты. Эпос осетинского народа. М, 1957 (см. тексты и послесловие, написанное В.И. Аба-евым и Б.А. Калоевым). 3. Расул Гамзатов — аварец и дагестанец.

Материалы: Гамзатов Р. Собрание стихотворений. (Любое издание.) Его же. Мой Дагестан. (Любое издание.)

ГЛАВА 20

1. Ханты и манси — народы угорской группы. Материалы: Соколова З.П. Путешествие в Югру. М., 1982.

2. Медвежий праздник.

Материалы: Соколова З.П. Страна Югория. М., 1976.

3. Народы Дальнего Востока.

Материалы: Соколова З.П. На просторах Сибири. М., 1981.

4. Кто такие юкагиры?

Материалы: Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? М., 1979.

5. Дерсу Узала — нанайский охотник. Материалы: Арсеньев В.К. Дерсу Узала. (Любое издание.)

ГЛАВА 21

1. Культура и быт украинцев в раннем творчестве Н.В. Гоголя.

Материалы: Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Ди-каньки (любое издание).

2. Белорусы и их культура.

Материалы: Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998.

3. Типичные черты культуры и быта молдаван. Материалы: Арутюнов С.А., Кобычев В. В краю гор, садов и виноградников. М., 1987.

ГЛАВА 22

1. Народная культура литовцев, латышей или эстонцев (по выбору).

Материалы: Итс Р. У Янтарного моря. М., 1983.

2. «Калевипоэг» Ф.Р. Крейцвальда — памятник культуры эстонцев.

Материалы: Калевипоэг (любое издание).

3. Латышская сказочная культура. Материалы: Латышские народные сказки (любое издание).

ГЛАВА 23

1. Этнографическая Грузия.

Материалы: Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии. М., 1982.

2. Азербайджанцы: народная культура. Материалы: Арутюнов С.А., Кобычев В. В краю гор, садов и виноградников. М., 1987.

3. Армяне: этнологическая характеристика. Материалы: Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

ГЛАВА 24

1. Характерные черты пищи и питания народов Средней Азии.

Материалы: Сто народов — сто языков. М., 1992. (Глава «Вкус тандырного хлеба».)

2. Казахский быт в романе М. Ауэзова «Абай». Материалы: Ауэзов М. Абай (любое издание).

3. Киргизский эпос «Манас».

Материалы: Манас. Киргизский эпос (любое издание).

Предметный указатель

НАУЧНЫЕ ТЕРМИНЫ И БЫТОВЫЕ ПОНЯТИЯ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *