для чего сталин строил высотки
Семь московских «пирамид» или оккультизм сталинских высоток
Не только в древности и Средневековье формировалась эзотерическая и сакральная карта столицы. Это продолжалось и при Советской власти. Сталин, как известно, не был чужд оккультных знаний. Говорят, что он планировал перестроить Москву в виде планетной системы.
Для этого были спроектированы кольцевая линия метрополитена с 12 станциями и 9 высотками в качестве планет. ВДНХ и Останкинская башня должны были представлять собой пояс астероидов. Кстати, высотки и кольцевая линия метро были построены одновременно.
Постановление № 53 Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» было подписано И.В. Сталиным 13 января 1947 г., в год празднования 800-летия столицы.
Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов. Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику.
Сталинских высоток изначально должно было быть не семь, а девять. Восьмую высотку планировали построить в Зарядье. Там должен был размещаться Наркомат тяжелой промышленности. Но впоследствии вместо Наркомтяжпрома возвели гостиницу «Россия».
Центральное место среди высотных зданий предстояло занять Дворцу Советов, который строился на месте. взорванного храма Христа Спасителя, в свою очередь, построенного на месте бывшего Алексеевского монастыря. С этим связана любопытная легенда. Вот что пишет И.М. Любимов в книге «Малознакомая Москва»:
«. Инокини Алексеевского монастыря закончили последнее богослужение. Монастырская утварь погружена на подводы, а настоятельница монастыря, игуменья, все не появлялась. И вдруг, неожиданно выйдя из кельи, приказала приковать себя цепями к дубу. Заранее подготовленные, верные ей инокини желание игуменьи немедленно исполнили.
Отказ игуменьи покинуть монастырь власти расценили как бунт, как неповиновение указу Николая I. Поэтому настоятельницу освободили от пут и насильно выдворили за ворота. Обернувшись, она произнесла: “Стоять здесь ничего не будет”. »
Дворец Советов так и не достроили. Позднее здесь более 30 лет размещался бассейн «Москва», а ныне вновь стоит храм.
Фундаменты всех девяти высоток заложили в один день. Почти все они строились вдоль Садового кольца, как бы обрамляя исторический центр столицы. В 1950 г. Сталин отдал приказ — каждую из башен должен венчать шпиль со звездой. Тогда и появились в народе названия «семь пирамид» и «московская корона».
Квартиры в жилых высотках получали только самые «заслуженные» — в основном крупные военные и партийные работники. Причем чем выше был ранг жильца, тем выше был этаж, на котором располагалась его квартира.
О «московских пирамидах» ходило немало слухов и легенд. Они начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских.
Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.
Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.
В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.
Проект Дворца Советов
Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро.
Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.
О здании МИДа говорили, что его верхний ярус — не каменный, а фанерный. И что каждый год 31 декабря туда поднимаются рабочие и подкрашивают стену. А все дело в том, что неправильно подсчитали затраты на строительство и на последний ярус денег не хватило. Вот и построили его из фанеры. По другой версии, Сталин увидел здание без верха и велел срочно его «достроить», чтобы не походило на немилые его сердцу небоскребы Нью-Йорка.
Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.
Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.
Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.
Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.
Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию.
Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело — все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.
Главное здание МГУ на Воробьёвых горах
Жилой дом на Котельнической набережной
Гостиница «Украина»
Здание Министерства иностранных дел
Жилой дом на Кудринской площади
Административно-жилое здание возле «Красных Ворот»
Гостиница «Ленинградская»
Непостроенные высотки
Дворец Советов
Проект высотки в Зарядье
По материалам интернета, а также книги «Тайные коды и послания шедевров мирового искусства» (автор Ирина Шлионская)
Мистика московских высоток: что задумывал Сталин?
За шесть десятилетий, минувших с тех пор, как Москва обзавелась столь яркими архитектурными доминантами, высотки обросли легендами, им приписывают некое сакральное значение, в них видят даже масонские символы. Специалисты же до сих пор спорят, что легло в основу проектов и кто на самом деле был их главным архитектурным руководителем.
По одной версии, вождь скорректировал проекты после того, как увидел почти достроенный дом МИДа, едучи ночью по Арбату на Ближнюю дачу. Якобы уловил в ступенчатом силуэте некоторую незавершенность. Башенку со шпилем, конечно, соорудили, но в отличие от других высоток она единственная не увенчана звездой. Утверждают, что наскоро установленное навершие из легкого металла не выдержало бы ни огромного веса украшения, ни ветровой нагрузки.
А в самом ли деле «лучший друг архитекторов» руководствовался только лишь инстинктивным чувством незавершенности? Пытаясь ответить на этот вроде бы простой вопрос, мы неизбежно должны разобраться, а что это собственно такое, «сталинский стиль» в архитектуре?
Шпиль преткновения
Любопытный доклад озвучил на международной конференции в Белграде бывший россиянин, а ныне гражданин Германии Дмитрий Хмельницкий. Архитектор, и поныне строящий дома в ФРГ, проанализировал социально-политические истоки явления, называемого «сталинским ампиром».
Любопытно, что в первых проектах один из авторов Борис Иофан предлагал увенчать здание башней со скульптурой рабочего с факелом в руке, но его учитель, итальянский архитектор Армандо Бразипи, предложил поставить статую Ленина. И хотя у Иофана были на этот счет отнюдь не идеологические, а чисто профессиональные возражения, с идеей пришлось согласиться. И, вопреки его соображениям, здание со скульптурой наверху превратилось в гигантский постамент для фигуры. Стометровая 6000-тонная вращающаяся скульптура, один только указательный палец которой тянулся на шесть метров, зрительно давила на свой пьедестал.
Немного готики и православных церквей
Хотя формально, по американским нормам, небоскребами можно назвать только сталинские высотки с не менее чем 30 этажами, их прототипами, бесспорно, стали манхэттенские дома-великаны. Но не те, прямоугольные и теснящиеся на нью-йоркском острове, а пирамидальные, ступенчатые, с относительно широким основанием.
Советская пресса неустанно клеймила заокеанскую высотную архитектуру и, как ни странно, кое в чем была совершенно права. Так, ежегодник «Советская архитектура» писал в 1951 году: «Высотные здания Москвы воздвигаются по принципам, прямо противоположным «принципам» строительства американских небоскребов, порожденным условиями капитализма с его земельной рентой и бешеной конкуренцией, лишь усугубившими противоречия капиталистического города».
В своих воспоминаниях отцы столичных небоскребов утверждают: и проектирование, и возведение дворцов было для них совершенно новым делом. А это значит, что как архитектурные, так и строительные решения надо заимствовать. Но одновременно и скрыть заимствование, тем более после победоносной войны, не только выведшей СССР в мировые военные лидеры, но и впрыснувшей бедной стране инъекцию имперского самосознания. И вместо прежних, запечатленных во Дворце Советов триумфа победившего пролетариата и благодарности Ленину, возникают мотивы вселенского превосходства мощной державы. Готовой уже учить уму-разуму весь остальной мир, контролирующей Восточную Европу, угрожающе сомкнувшейся с Китаем.
Неизвестно до сих пор, как именно работал механизм согласования проектов и таких деталей, как пресловутые шпили, между собственно архитекторами и Сталиным. То ли вождь действительно нарисовал на чертежном листе навершия пирамид, то ли знающие о его приверженности готике специалисты сами предложили такое решение. Возможно, сыграли роль пожелания Сталина придать зданиям чисто русские, московские мотивы, навеянные кремлевскими башнями и классическими православными церквями.
Не исключено, однако, что шпили выполнили одновременно роль элементов, принципиально отличающих советские небоскребы от американских. И в результате, как считают специалисты, в доме на площади Восстания древнеримские скульптуры на ризалитах благополучно соседствуют с вестибюлями, украшенными готическими витражами, мраморными колоннами и светильниками-канделябрами, а также с «православными» остроконечными башенками вокруг шпиля. Словом, получилось то, что некий немецкий архитектор назвал «кафедральными соборами Иосифа Сталина».
Когда свое слово сказали и архитекторы, и Сталин, надо было приниматься за вполне прозаическое строительство. И это притом что опытом возведения зданий выше 9-12 этажей страна не располагала. Что, в отличие от Нью-Йорка, Москва стоит на рыхлых, местами болотистых грунтах, на карстовых полостях и подземных реках. Что только на один фундамент для высотки уходило столько бетона и металла, сколько требовалось для семи десятиэтажных домов. Что, наконец, не было в те годы даже строительных норм, регламентирующих стандарты прочности и пожарной безопасности, использование материалов, конструкцию отопления и вентиляции зданий, скоростных лифтов и многое другое. Как не было и специальных подъемных кранов, способных работать на высотах свыше 200 метров, а также насосов, подающих бетон с земли чуть ли не за облака.
Январское постановление Совмина 1947 года предписало возглавить строительство министерствам внутренних дел, строительства военных и военно-морских предприятий, путей сообщения, авиационной промышленности. Курировал работы зампред Совмина СССР, приглядывавший за МВД и МГБ Лаврентий Берия. Что-то можно было позаимствовать у американцев. Например, каркасную технологию, то есть использование в качестве несущей основы здания стальную конструкцию. Облицовку домов терракотовой, керамической плиткой. Но покрывали ею основную кладку, и если та деформировалась от механических или температурных нагрузок, плитка едва ли не повсеместно отваливалась.
Кто главный по высоткам
Впрочем, не одни только технические проблемы мучили строителей. Рассказывают, что еще в пору работы над проектом Дворца Советов специальное строительное управление посетил Сталин. Понятно, что сначала ему представили как раз строителей, а потом зодчих. Вождь пальцем показал на архитекторов и молвил: «Вот это строители, а те их помощники». Урок запомнился, и «строители», заботясь о высоком искусстве, случалось, не особо вдавались в чисто инженерные детали.
Помните вскользь упомянутые фонтаны перед зданием МГУ, которых не было в опубликованных проектах? Так вот, они появились как маскировка гигантских воздухозаборников, части обширнейшей вентиляционной системы основного здания. О них просто не подумали архитекторы, и строителям и их смежникам-профессионалам пришлось спешно придумывать, откуда засасывать воздух. Получалось, что только вне самой высотки и только на большой площадке перед нею. Под фонтанами и клумбами бетонные перекрытия, а ниже их тоннели, сходящиеся в специальных помещениях для очистки и подогрева воздуха.
«Памятники сталинской глупости»
Когда Никита Хрущев в середине 1950-х провозгласил борьбу с архитектурными излишествами, ему написал письмо архитектор Михаил Минкус, один из авторов высотки МИДа, с предложением демонтировать со здания шпиль. Надо пояснить, что зодчий тяжело пережил сталинское указание насчет этого навершия, но вовсе не из-за дороговизны, а просто потому, что оно травмировало эстетическое чувство творца. Генсек в просьбе отказал со словами «пусть шпиль останется памятником глупости Сталина».
Дорого ли обошлись «сталинские высотки»? Да, очень. Как писал еще один из их создателей Дмитрий Чечулин, «вместо одного высотного здания, вроде того, что стоит на Смоленской площади, можно было на те же средства выстроить не один десяток типовых пятиэтажных домов».
Мне довелось бывать в жилом доме на площади Восстания. У двух выдающихся авиаторов, летчиков-испытателей, Героев Советского Союза Сергея Анохина и Марка Галлая. Это были не те визиты, когда хозяева знакомят гостя с квартирой, и потому о ее удобствах и комфорте мне сказать нечего. Но вот пришел в тот же дом к приятелю и коллеге, и жилье он мне показал. Ничего особенного: две маленькие комнаты, тесная кухня на манер «хрущевки», крошечная прихожая. Все стало понятно, когда хозяин пригласил, как он выразился, на балкон. Открыл дверь, и перед нами предстало открытое пространство величиной с поле для мини-футбола с гигантскими скульптурами по краям. То есть квартира располагалась на уровне одной из ступенек здания, и именно под этот чисто внешний фактор золотого сечения и спланировали внутреннее устройство жилья. Не исключено также, что эта уродливая двухкомнатная «распашонка» образовалась после переделки проекта административного здания в жилое. И я уверен, что во всех домах такого назначения полно несуразных квартир, чья планировка подчинена высоким канонам архитектурного искусства. И все же.
В 1997-м на дискуссии историков, архитекторов и общественных деятелей поляки решили, что ничего такого со зданием делать не следует, а надо поставить его под государственную охрану. Спустя десять лет дом включили в перечень объектов, имеющих историко-культурную ценность. Похоже, уже бесспорную, проверенную временем ценность. У них и у нас.
Высотки в слухах и легендах
Как только советскому человеку позволили рассматривать окружающий мир не только через призму материализма, он немедленно вгляделся как в сталинские высотки, так и в места, где их возвели.
Говорят, что будущий диктатор учился не только в духовной семинарии, но и в Александровском колледже иезуитов. А его однокашником и близким другом там был будущий оккультист и создатель тайных обществ Георгий Гурджиев. Уже взрослыми, они неоднократно встречались.
Ну и что из этого? А то, утверждают сторонники эзотерических версий возведения высоток, что Сталин был знатоком оккультизма и некоторые символы учения воплотил в камне. В общем, чтобы сохранить и преумножить свое могущество, хозяин страны ориентировался при закладке небоскребов на некие энергетические линии, концентрирующиеся вокруг Кремля и уходящие, как паутина, в глубь России.
Было якобы и еще одно обстоятельство, важное при выборе места для высоток: там обязательно должно было в прошлом пролиться много крови. Котельники в древности были местом массовых казней. С Воробьевых гор в ноябре 1917 трое суток обстреливали Кремль, а на площади трех вокзалов, где высится гостиница «Лениградская», в 1905-м шли жестокие бои с казаками, как и на Пресне с ее площадью Восстания.
Вместе с гигантской доминантой города, Дворцом Советов, сталинские высотки, построенные как раз в местах наиболее мощной концентрации сакральной энергии, уверены эзотерики, создают магическое пространство огромной силы. Если еще учесть, что 100-метровая фигура Ленина должна была еще и вращаться вокруг своей вертикальной оси, то вот он, так называемый торсионный генератор, чья мощь способна даже оживлять мертвых. Именно это чудесное свойство связки Дворец-высотки и намеревался использовать Сталин, чтобы продлить свою жизнь или возродиться из мертвых, если проект осуществится после его смерти.
Свое, родное увидели в сталинских высотках сторонники теории масонских заговоров. Мол, если взглянуть на Москву с высоты, в геометрии проспектов, улиц, площадей видны циркули, наугольники, звезды, столь чтимые масонами.
Заключенным же приписывают и оригинальную попытку побега. На неких самодельных крыльях отчаянные ребята сиганули с высоты университетской высотки, но были встречены на земле бдительной охраной.
Еще одна легенда инженерно-строительного плана. Грунт под зданием МГУ был настолько рыхлым и текучим, что для возведения небоскреба понадобилось насквозь заморозить землю в районе фундамента. Гигантская морозилка под домом действует до сих пор, и если бы не она, сооружение давно бы сползло в Москву-реку.
Восемь в плане: как начиналось строительство сталинских высоток
Сталинские высотки заложили 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы. Они полностью изменили архитектурный облик города и обозначили послевоенный статус — столицы державы-победительницы.
Появлению высоток способствовало принятие 13 января 1947 года постановления Совета министров СССР «О строительстве в городе Москве многоэтажных зданий». Документ предусматривал возведение в течение 1947–1952 годов восьми монументальных строений, которые бы отвечали самым высоким мировым требованиям к планировке, оборудованию и технологии строительства.
Главархив Москвы рассказывает, как начиналось строительство сталинских высоток.
О проектировании и ожиданиях
Московские высотки изначально отличал необычный архитектурный облик и небывалые для города масштабы. И это несмотря на то, что в них предполагалось разместить жилье, гостиницы и государственные учреждения.
Особое внимание уделили расположению зданий в столице. Например, высотки должны были разместиться на Ленинских (сейчас — Воробьевых) горах, площади Красные Ворота, площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь), Котельнической набережной, Смоленской-Сенной площади и в других значимых местах.
Возведение зданий поручили министерствам и ведомствам, располагавшим наиболее мощной в стране строительной базой. На проектирование строений давалось всего два месяца, а все необходимые подготовительные работы планировалось провести в течение 1947 года.
7 сентября 1947 года, как свидетельствует хранящаяся в Главархиве Москвы стенограмма совещания секретарей райкомов Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) столицы, посвященного празднованию 800-летия города, на 12:00 была назначена церемония закладки высотных зданий.
Церемония проходила на восьми площадках, определенных для строительства высоток. Там уже полным ходом шли подготовительные работы. В центре каждой стройплощадки соорудили прямоугольный кирпичный постамент двухметровой высоты, предназначенный для закрепления на нем памятной доски. На организованных там же митингах выступали руководители московских районов, архитекторы-проектировщики, представители трудящихся, а также руководители организаций, которым поручили строительство.
Выступавшие выразили уверенность, что работы будут выполнены качественно и завершатся в установленные сроки. Затем под аплодисменты собравшихся представитель министерства-строителя или председатель райисполкома торжественно прикреплял к постаменту памятную доску. Это был алюминиевый, покрытый бронзовой декоративной патиной прямоугольник размером около 40 на 80 сантиметров.
Как свидетельствует документ, хранящийся в архиве, доски были изготовлены в Москве, на литейно-механическом заводе управления дорожно-мостового строительства Мосгорисполкома (улица Шелепиха, дом 17). На каждой была выбита надпись: «Здесь будет сооружено 32-этажное (26- или 16-этажное) здание. Заложено в день празднования 800-летия города Москвы 7 сентября 1947 года».
До 1957 года появилось семь высоток: здание Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, гостиница «Украина», жилой дом на Кудринской площади, здание МИД СССР, гостиница «Ленинградская», административно-жилое здание на площади Красные Ворота и жилой дом на Котельнической набережной. А запланированная в 1947 году восьмая высотка, 26-этажный административный корпус в Зарядье, так и не была построена.
История строительства сталинских высоток и обзор знаменитых столичных зданий
Сталинские высотки
«Семь сестер» или сталинские высотки — это семь высотных зданий в Москве, построенных в период с 1947 по 1957 год по инициативе главы советского государства. По своей высоте они значительно превосходили многоэтажные здания столицы. Разработанный дизайн строений дал начало новому стилю в архитектуре — сталинскому ампиру.
Сталинские высотки — общая информация
Считается, что прототипами для этих зданий послужили американские небоскребы — Вулворт-билдинг, Эмпайер-стейт-билдинг и другие. Нетрудно заметить, что все высотки характеризуются четким разделением высокого центрального и меньших боковых корпусов. Однако воспоминания главного советского архитектора Д. Чечулина опровергают этот слух. Он утверждает, что задача стояла обратная — сделать что-то непохожее на американские строения.
Внутренние интерьеры сталинских высоток отличаются дороговизной. Для их оформления использовали древесину ценных пород, мрамор, позолоту, хрустальные люстры, роскошные зеркала, картины известных художников.
История и обзор каждого дома
Все «семь сестер» были заложены в один день — 7 сентября 1947 года, но вот история строительства и преобразований у каждой своя.
Гостиница «Ленинградская»
Строительство гостиницы было сопряжено с немалыми трудностями. В процессе рытья котлована рабочие наткнулись на подземные воды, которые грозили остановить монтажные работы или существенно увеличить их стоимость. Решением проблемы стала установка мощных свай по периметру сооружения.
Убранство этой высотки было самым роскошным. Чего стоит только люстра-гирлянда, занимающая 4 этажа. Архитекторы, разработавшие проект здания, стали лауреатами Сталинской премии. Однако в период правления Хрущева борьба с архитектурными излишествами набрала обороты, и их лишили этого почетного звания.
Из «семи сестер» гостиница «Ленинградская» самая маленькая — 136 м в высоту, 21 этаж. Сейчас ее помещения занимает отель международной сети Hilton (Хилтон).
Дом на Кудринской площади
Строительство жилого дома на Кудринской площади завершили в 1954 году, его высота составила 156 м (24 этажа). В здании было:
После окончания строительства квартиры в доме предоставлялись преимущественно сотрудникам Министерства авиационной промышленности. В настоящее время кроме квартир там есть боулинг-клуб, кинотеатр, магазины.
Дом на Котельнической набережной
Эту сталинскую высотку построили одной из первых. Дело в том, что по первоначальному проекту работы начались в 1938 году, но в 1947 его скорректировали с учетом требований И. В. Сталина. Высота здания — 176 метров, на которые приходится 26 этажей. В доме находится музей Г. С. Улановой, 700 жилых квартир, кинотеатр, почта, магазины.
Это интересно! Списки жильцов дома на Котельнической набережной лично утверждал Сталин. В своем большинстве это были сотрудники НКВД и люди искусства.
Эта сталинская высотка стала особенно популярна, так как вошла в историю кинематографа. Она «снялась» в таких известных фильмах, как «Брат», «Брат-2», «Москва слезам не верит», «Стиляги».
В 2016 году в доме прошли реставрационные работы, что сохранило за ним статус одного из самых элитных в Москве. Стоимость двухкомнатной квартиры в доме на Котельнической может достигать 40 миллионов рублей.
Здание Министерства иностранных дел
Административное здание МИДа построили в 1953 году. Высота составляет 172 м, на которые приходится 27 этажей.
Отличительных особенностей у высотки две. Во-первых, это единственное из семи строений, не увенчанное пятиконечной звездой. Во-вторых, фасад украшает железобетонный герб СССР площадью 144 кв. м.
Строительству высотки предшествовала большая проектная работа. Изначально было три варианта, различающихся этажностью и архитектурным решением. На одобрение Правительства было отправлено уже два проекта, один из которых и был реализован.
Интересный факт! Вес замененного в 2017 году шпиля составляет 250 тонн. Он на 100 тонн легче предыдущего.
Главный корпус МГУ
Главный корпус МГУ — визитная карточка российской столицы. Высота в 236 м (36 этажей) делает его самым большим зданием из семи.
Над проектированием фундамента и каркаса дома работал Н. Никитин, создатель Останкинской телебашни. Готовый проект утверждал сам И. В. Сталин. Для масштабного строительства было привлечено несколько тысяч заключенных, военно-строительные части.
Специально для транспортировки материалов к строительной площадке была проложена железнодорожная ветка. Для транспортной развязки на территории университета было проложено около 30 км автомобильных дорог.
Чтобы основание выдержало нагрузку от здания, его выполнили из железобетонных плит, повторяющих периметр МГУ. Они формируют коробчатую конструкцию высокой жесткости. Пустоты впоследствии использовали в качестве складских помещений, что породило слухи о многоэтажных подвалах в главном корпусе МГУ.
Гостиница «Украина»
Эта сталинская высотка — один из самых сложных объектов строительства из семи. Из-за близкого расположения реки котлован для фундамента постоянно заливало водой. Инженерам и архитекторам пришлось немало потрудиться, чтобы найти решение проблемы. Что было сделано:
Строительство завершилось лишь в 1957 году. Высота здания — 206 м, количество этажей — 34.
В 2005 году здание было выкуплено у города и реконструировано. Сейчас там располагается престижная гостиница Radisson Royal (Рэдиссон Роял).
Дом у «Красных ворот»
Это еще одно строение, доставившее немало хлопот проектировщикам. Возводимое в непосредственной близости от станции метро оно требовало сложных инженерных решений для укрепления грунта. Одно из них — его замораживание.
Заморозка позволила без проблем вырыть котлован под основание дома. Однако после разморозки идеально ровно построенное здание обязательно бы просело с одной стороны. Чтобы этого не допустить, высотку возводили с уклоном вправо.
Высота административно-жилого дома у «Красных ворот» составляет 138 м (24 этажа). Сейчас там расположены офисы корпорации «Трансстрой», аптека, ресторан, детский сад.
Сталинские высотки — мифы и легенды
Сталинские высотки окружает множество мифов и легенд. Большинство из них не имеют ничего общего с реальностью, но активно тиражируется.
Мифов и легенд о сталинских высотках намного больше. Им посвящены целые экскурсии, посетить которые стоит как жителям столицы, так и ее гостям. «Семь сестер» — одна из самых известных достопримечательностей Москвы.