для чего староладожский канал
КАНАЛСТРОЙ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Зачем 12 лет рыли канал вдоль Ладоги?
Оригинал взят у el_tolstyh в КАНАЛСТРОЙ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Зачем 12 лет рыли канал вдоль Ладоги?
285 лет назад, 12 мая 1731 года, открылось судоходство по Ладожскому каналу. Грандиозная для XVIII столетия «стройка века» началась ещё в 1719 году при Петре I, а закончилась при Анне Иоанновне. На тогдашнем «каналстрое» трудились тысячи «стройбатовцев» — отправленных на земляные работы солдат. Но зачем понадобилось вообще копать канал вдоль берега озера? Как он выглядит сегодня? Используется ли?
Два канала
Сегодня вдоль берега Ладоги существуют уже целых два канала длиной по 117 и 110 километров — старый, «петровский» называется Староладожским, более поздний, прорытый в 1861-1866 годах — Новоладожским. Рыть их пришлось, потому что один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через известное своими штормами Ладожское озеро и в иные годы здесь шло ко дну до тысячи (!) хлипких судёнышек. В настоящее время Староладожский канал уже непригоден для судоходства, он практически весь «зарос» и имеет вид, хоть как-то напоминающий канал только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. По Новоладожскому каналу и сегодня возможно движение маломерных и среднемерных судов.
MODELMAN: Новоладожский канал
На самом деле, часть интриги была утеряна заранее: местные речники сказали капитану, когда он отправил им запрос еще до круиза, что Новоладожский канал используется, вполне проходим и проблем быть не должно. Также было ясно, что по Староладожскому не пройти ни при каких условиях.
Впрочем, нельзя же везде быть исключительно первыми: сама возможность пройти по такому уникальному гидротехническому сооружению представлялась чрезвычайно привлекательной. Вообще, примерно к Новоладожскому каналу я задумался вот над какой философской идеей: за прохождение каждого из этих каналов по отдельности я был бы готов заплатить много денег и потратить много времени.
Надо сказать, что нынешнее состояние Новоладожского канала — это победа цивилизации над безлюдностью. Я не имею в виду «победу» как что-то ультрапозитивное, просто надо констатировать факт: в Ленинградской области достаточно дачников, чтобы на Новоладожском канале была довольно активная жизнь, и не было опасностей вроде «застрять в безлюдном месте без связи», как на Онежском канале.
Канал какое-то время идёт по безлюдным местам, а потом вновь начинаются деревеньки и дачки. Встречный катер «Патрульный-1».
Понтону в деревне Загубье из-за нас и «Патрульного-1» пришлось минут за десять открываться дважды.
За Загубьем — снова лесная часть. Почему-то много деревьев попадало в воду, и приходится иногда лавировать. А в этом месте (это Шурягские Караулки, если не ошибаюсь) впервые видно Староладожский канал, который иногда проходит совсем рядом.
Много всяких каналов в Новой Ладоге. Похоже, это Староладожский канал. И, похоже, тут не пройти.
Старая Ладога. Там мы встали на ночёвку.
Но прорыть канал вокруг Ладоги — это было еще «полдела», ведь нужен был ещё и канал, который бы соединял реки бассейна Балтийского моря с Волгой. В наше время существует глубокий и широкий Волго-Балтийский канал, а его предшественником стала так называемая «Мариинская водная система», о строительстве которой мечтал также ещё Петр I. Но Петру помешал недостаток денег и строителей — к прорытию Мариинского канала приступили лишь при Павле I, в 1799 году. В 1808 году по водному пути, соединившем реку Ковжа (из которой можно было попасть в Волгу) и Вытегра (бассейн Онежского озера, откуда можно было уже добраться водным путём до Санкт-Петербурга). В 1886 году был прорыт Ново-Мариинский канал. Общая длина Мариинской водной системы составляла 1125 километров (большую её часть составляли реки, текущие естественным путём, но и за ними также приходилось следить — рыть маленькие каналы для спрямления излучин, углублять фарватер и т.д.)
SIBVED: Ладожские каналы
. От реки Волхов до реки Нева вдоль берега Ладожского озера идет канал. Сразу возникает вопрос: а зачем дублировать водное сообщение каналом, если можно проплыть по реке в само озеро и выйти потом в Неву? Давайте смотреть и разбираться.
Заходим в гугл-карты и видим, что каналов, идущих вдоль Ладожского озера — два. Имеются у них и названия: Староладожский и Новоладожский. В начале XVIII века Староладожский канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.
Логика обводных каналов такая: для мелких судов шторма на озерах ранее очень страшны, а сам канал — это надежный фарватер. По этому же принципу построены каналы и на американском континенте, идущие вдоль берега. Единственное, объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто участвовал в стройке — данных нет. И это настораживает.
Вот такой вид имеет Староладожский канал. Вопрос: почему его не расширили, не углубили, а выкопали новый, параллельно старому? Ведь можно было бы участками перекрывать канал, осушать и реконструировать? Перепад высот не подходящий? Я этого не заметил (по снимкам далее). Или было два канала изначально?
Старый мост через Старо-Ладожский канал в д.Загубье
Высота берегов — очень приличная. Представляете объем земляных работ? Без техники. Я просто не представляю, как в то время можно было построить такие каналы?! За такие сроки, которые дает нам традиционная история! Ведь паровые экскаваторы появились лишь в конце 19 века. А это его начало! Объем строительства Беломорканала не идет в эти сравнения. И по берегам не видны валы от перемещенного грунта! Куда его переместили? Или они настолько древние, что грунт слежался и не выдает себя?
Мост между двух каналов.
Старый канал. Согласитесь, если загнать дноуглубительную машину, земснаряд в канал и пройтись туда и обратно — можно сделать его вполне судоходным для небольших судов Каналы в районе Новой Ладоги. Ссылка на место
Первые гранитные сооружения на старом канале 60° 8′ 45.72″ N 32° 7′ 27.72″ E. Ссылка на карту
Думаю, я наглядно показал весь объем работ, который просто фантастичен для начала 18 века, объем земляных работ в Старо-Ладожском канале сопоставим со строительством Санкт-Петербурга.
Ладожский канал — водный путь Петра Великого
Фотографии
Ладожский канал — старинный водный транспортный путь, задумка и творение самого Петра I, отсюда и второе название канала — Петровский. В начале XVIII века являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.
117-километровую водную магистраль проложили вдоль берега Ладожского озера. Канал соединял реки Волхов и Неву. В Шлиссельбурге и Новой Ладоге находятся конечные шлюзы.
После того, как построили Новоладожский канал (Императора Александра II) в 1866 году, Петровский канал стал именоваться Староладожским. Сейчас на многих участках он зарос или пересох.
Предыстория: водный путь «из варяг в греки»
Наши далёкие прародители длительное время пользовались путём «из варяг в греки», который проходил, начинаясь в Балтийском море, через Восточную Европу в Византию. Путь был и опасным, и сложным. Корабли приходилось буквально волоком перетаскивать из одной реки в другую.
До железных дорог было ещё долгих полтора столетия. И основными транспортными магистралями служили реки и каналы. Последние приходилось строить. Заслуга Петра I заключается в том, что ему удалось организовать возведение не только Ладожского канала, который была намного надёжнее предыдущего, но и единую транспортную систему России.
«Первая ласточка» и причина постройки нового канала
Государь Пётр I принял решение вести активную торговлю с Европой по Балтике. А для этого потребовалось расширить пути сообщения, в первую очередь, — водные. Царь старался соединить русские реки системой каналов.
В то время существовал Вышневолоцкий водный путь, который стал «первой ласточкой». В 1709 году эта водная система связывала каналами и шлюзами реку Тверцу, приток Волги, с рекой Цной, по которой проходил водный путь через Ильмень и Волхов к Ладожскому озеру, к Неве до Балтийского моря.
Этот транспортный путь позволял торговать с Европой уральским металлом, транзитными товарами из Средней Азии и товарами самой России. Однако один из участков Вышневолоцкого водного пути, который проходил через Ладожское озеро, соединяя Волгу с Балтийским морем, был очень трудным и опасным.
Частые штормы на Ладожском озере приводили к крушению сотен кораблей с грузами. По этой причине Пётр I задумал строительство обходного водного пути, который бы соединил Волхов и Неву. И 18 ноября 1718 года царь издал указ, в котором было сказано:
какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…
Интересные факты о Петре I и строительстве канала
Пётр I самолично сделал первые наброски канала и приложил «царский перст» к его строительству. По легенде, государь сам наполнил землёй первые 3 тачки и отвёз их к месту строительства будущего канала.
По проекту канал должен быть: протяжённостью — 111 километров, глубиной — 2,1 метра, ниже уровня Ладожского озера, и без шлюзов. Канал брал начало около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, в том месте, где Нева берёт вытекает из Ладожского озера.
Строительство Петровского канала началось 4 апреля 1719 года и длилось 10 лет. В том, что канал долго строился, был виноват не государь, а нерадивые и нечестные исполнители…
Неудачное начало строительства Петровского канала
Канал начали строить в 1719 году. Затем процесс затормозился из-за того, что компания подрядчиков и руководителя работ Скорнякова-Писарева весьма небрежно вели дела. Осенью 1723 года Пётр I лично проверил строительство.
Итогом царской инспекции стал арест Скорнякова-Писарева и шлюзовых мастеров-немцев, над которыми было велено провести судебное разбирательство.
Государство взялось за строительство Ладожского канала
После неудачного начала за строительство канала взялось государство, и уже летом 1725 года в возведении канала были задействованы 7 000 вольнонаемных работников и 18 000 солдат регулярной армии.
Построен первый участок и канал Петра Великого
В 1726 году завершили строительство участка между Волховом и селом Чёрное, длиной около 29 километров. По нему началось движение судов, что значительно ускорило работу, поскольку с этих пор материалы доставлялись к месту строительства всего канала по воде.
Строительство канала закончили 22 октября 1730 года. Руководил работами генерал Миних. Об окончательном открытии всего канала объявили 30 марта 1731 года. Но при строительстве не учли многие местные гидрологические особенности. Поэтому в сентябре 1732 года власти приняли решение построить шлюзы на краях канала — в Шлиссельбурге и Новой Ладоге.
Дальнейшая судьба Староладожского канала
Чтобы упростить процесс судо-захода из строящегося напротив Сясьского канала, в Новой Ладоге в 1765 году построили Новое устье канала. В Шлиссельбурге было построено также Новое устье с одним шлюзом в 1800—1806 годах.
На Старом устье в Шлиссельбурге шлюзы были полностью перестроены в 1822—1833 годах. Проект разработал генерал-лейтенант, директор корпуса Путей Сообщения Пётр Петрович Базен. Вместе со шлюзами построили накопительный бассейн и разводной двухпролётный мост на гранитных колоннах. Эти объекты сохранились до наших дней.
В Шлиссельбурге было реконструировано и Новое устье, с устройством 2-х шлюзов облицованных гранитом и разводного однопролётного моста, в 1836—1842 годах.
Современность Ладожского канала и значение для истории
В наши дни Староладожский канал, увы, непригоден для судоходства. Он почти весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Новоладожский канал используют для прохождение по нему судов малого водоизмещения.
Но его история навсегда вписана в книгу великих дел Петра I. По масштабу строительство Ладожского канала уступало только возведению Петербурга и Кронштадта. Благодаря Петровскому каналу началась безопасная навигация по Ладожскому озеру.
Этот канал очень долгие годы выступал важнейшей транспортной артерией. Староладожский канал служил верой и правдой петербуржцам и до тех пор, пока на смену водным транспортным магистралям не пришли паровозы.
Зачем выкопали Новоладожский канал? Ответ.
Начну с официальной информации. В начале 18 века в период с 1719 по 1730 гг был выкопан канал вдоль берега Ладожского озера. Он соединил устье Невы и устье Волхова. Однако сразу после запуска в эксплуатацию канала выяснилсь, что проходка судов по нему невозможна без зашлюзовки. Сперва сделали шлюзы в концах канала, позднее их строили и в среднем русле. Однако особого результата это не дало и канал функционировал с большими проблемами. Создавались отводы от пересекавших канал речек, они питали систему водосборных прудов на случай засушливого периода. В середине 19 века, когда появились паровые машины, они качали воду в канал из Волхова. В общем, что только не делали, но толку было мало.
Официальная историография никак не объясняет причину того, почему выкопанный вдоль берега Ладожского озера канал оказался неработоспособным. Всё объяснение сводится к туманной фразе типа того, что канал заиливался и от того обмелел. Но это не более чем отмазка. В мире множество каналов, которые прекрасно чистятся, углубляются и продолжительное время функционируют. А тут не успели выкопать, и уже заилился. И ни один подрядчик не брался углублять канал. Странно, не правда ли?
Если не знать некоторых исходных данных, то задачка действительно неразрешимая и ответа по ней нет. Совсем непонятным окажется вопрос зачем при этом параллельно старому каналу выкопали новый канал, который прекрасно функционирует и по сей день. И есть подрядчики которые за денюжку охотно его периодически чистят и углубляют.
Попробуйте решить задачку сами.
Итак, условие задачи.
Вопрос. Почему Новоладожский канал работает без всяких шлюзов, а Староладожский не работает, даже с учетом нескольких шлюзов и системы запаса воды на сухой период?
Заинтриговал? Действительно забавно. А чтобы вы помучались и подольше подумали, я в статье немного отвлекусь. А решение задачи с ответом будет в конце статьи.
Хочу сказать, что эти каналы весьма интересны и с культурной и с исторической точек зрения. Там ужасно красиво. Не смотря на суровый северный климат, эта часть Ладоги и эти каналы очень напоминают дельту Волги. Тут свой особенный микроклимат. Отвалы каналов обросли красивейшим кустарником и лесом с нависающими над водой ветвями. Берега поросли густой стеной камыша. На бОльшем своем протяжении каналы достаточно малолюдны, по сути кроме рыбаков там никого нет. Летом в жаркую погоду могут встречаться дикие туристы. Но их не много, ибо летом очень много комарья и слепней, особого удовольствия они не доставляют. Я последние годы вообще отказался от ночевок на канале, предпочитаю спать в открытом море в лодке, а если и ставлю палатку, то непосредственно на берегу озера, где есть хоть какой-то ветерок и кусачих насекомых всё ж поменьше. А еще вдоль каналов бродит множество разного дикого зверья, и не всегда безобидного. И хрюкают, и чавкают, и воют, и пакет с харчем или рыбой запросто могут разорвать и раскидать. Если не спрятать или не упаковать грамотно. У меня было такое. Потом собирал по окрестным кушерям. Особенно стрёмно когда около палатки это вошканье. И змей там придостаточно. На открытой воде как-то спокойнее. Кинул якорь и спишь себе спокойненько.
На протяжении русла каналов имеются несколько поселков. Причем некоторые из них достаточно дикие, основным транспортом для местных жителей являются катера и лодки. А зимой по льду накатывают дорогу. Есть и сухопутный путь, но он только для транспорта повышенной проходимости. Скажем так, УАЗик или Нива проедут, обычная машина нет. Если только кроссовер, да и то по сухому и только летом. Однако, все идет к тому, что дорогу наверное все ж сделают, ибо эти деревни последние несколько лет стали активно застраиваться, дачники и сюда добрались. Ну, как дачники. Это практически те же рыбаки, только с удобством для себя любимого. Домик, гараж для катера, банька. К каждому дому есть подход по воде.
Одной из таких деревень является Дубно. Я в сентябре этого года туда специально заскочил и снял ролик про местный шлюз. Он весьма примечательный. Представляете, там стоят гранитные колонны. И, как оказалось, не только гранитные. Еще и из камня по внешнему виду очень похожему на кварцит. Декоративные навершия у колонн так же из условного кварцита.
Я когда снимал, случайно нажал пальцем на стоп и из-за этого получилось два ролика. Монтировать в один ролик мне лень. Очень рекомендую посмотреть оба ролика. Особенно людям интересующимся историей. Я многое объясняю и показываю. В том числе технологию изготовления. А так же делаю выводы. В роликах видно, что в данном месте разница в уровне воды между Староладожским каналом и Новоладожским каналом порядка 210 см.
Посмотрели? Правда интересно? Теперь не будет непоняток в технологии изготовления этих колонн. Я то чего только не услышишь.
Ладно, возвращаемся к нашей задачке.
Когда царь Петр I давал указание на создание проекта под постройку канала была одна топография. То есть условия задачки были вполне конкретными. И тогдашние инженеры сделали проект под условия которые имелись по факту. Не надо думать что старые инженеры были дурачками. Нет. Не были. Тем более под такой масштабный проект. Это вам не песочницу выкопать. Нет, это огромнейшее технологическое сооружение с огромными финансовыми и иными затратами. Там не только миллионы КАМАЗов грунта нужно выбрать в отвалы, но еще и выкорчевать поросли, укрепить берега, сделать отводы в озеро, включая каналы в самом озере, ведь там у берега очень мелко на километры. А еще нужна инфраструктура, дороги, харч, места для проживания рабочих и обслуживающего персонала, в том числе зимой. Только вдумайтесь! И не забывайте что совсем рядом еще и город строится. И прямоезжей дороги с Москвой и прочей материковой Россией еще не было. Ладно, это отдельная история, не буду углубляться.
В общем когда начали строить канал в 1718-1719 гг была своя топографическая карта. Какая она была я выяснить не смог. Нет подробных карт того периода. Однако есть очень подробная карта периода когда канал уже был построен, и даже частично зашлюзован. Карта датируется 1742 годом и это похоже на правду. Во всяком случае датировать её периодом ранее 1731-32 года точно не получается. Ибо присутствуют шлюзы и имеется отвод вверх по руслу Волхова на 1,3 км. Но нам и этого будет достаточно для решения задачки.
Вот эта карта в масштабе. Кликабельно.
А вот её увеличенный фрагмент в интересующем нас месте.
Теперь для привязки я покажу современную спутниковую карту.
К сожалению формат гугл карт и карт яндекса таков, что шаг масштабирования слишком большой и пропорционально карту на экран вывести не получается. Как я не пытался. А по сему правую часть фрагмента карты я взял как в карте 1742 года, это устье Волхова, а левую границу обрезал как получилось по размеру экрана монитора. Но для привязки по точкам нам и этого достаточно. Тем более что какие-то участки с необходимой мне детализацией я брал с навионикса. Это такая карта для рыбаков. На ней и берег показан намного точнее и глубины показаны с шагом изобат в пол метра. Но эта карта у меня на телефоне и она очень большого масштаба, слишком детализована, так что показать её аналогичным образом не получится никак.
В общем я все современные координаты береговой линии спроецировал на карту 1742 года. Конечно эта карта с искажениями, все таки это 1742 год, а не 2021. И я это учел насколько возможно. Нам сантиметры ловить и подгонять нет надобности, нам важна примерная граница берега. И вот я её нарисовал.
Вот этот бывший остров на карте Навионикса. Современные Варецкие банки. Самую мелководную область я выделил синим цветом. Глубины так же подписал. Контур изобаты в 3 м выделил пунктиром.
Теперь ответ на вопрос, как так получилось. Ну в смысле, береговая линия изменилась. Ответ такой. Есть так называемый Балтийский глинт. Это уступ, который тянется от Таллина до устья Свири. На картинке он показан пунктирной линией.
По моим расчетам большой глинт образовался единомоментно в краткосрочный период. Это то самое событие, при котором крепости Кингисепп, Ивангород и Копорье отодвинулись от берега моря на несколько километров и возвысились над уровнем моря на десятки метров. При этом крепость Копорье потеряла свою функциональную значимость так как более других отодвинулась вдаль и ввысь, а речка на которой она стояла превратилась в ручеек. Это то самое событие в результате которого Великий Новгород был разрушен и засыпан слоем селя. Это был первый или один из первых афтершоков после грандиозного убийственного катаклизма погубившего античность. Это конец 30-х годов 13 века по официальной хронологии. Или середина 14 века по Новой хронологии. Эпоха Батыя и Александра Невского.
А вот малый глинт поднимался в долгосрочной перспективе. Постепенно. И подъем его пришелся на период с середины 17 по начало 19 века. Возможно он и ранее поднимался, просто изменения береговой линии не фиксировались картографами из-за того, что ввиду угла уступа они не сильно меняли топографию. Именно благодаря поднятию малого глинта и всплыли руины древнего города на останцах которого Петр I и стал строить Санкт-Петербург.
Поднятие малого глинта не было линейным. Глинт проходит по стыку Русской платформы и Скандинавского щита. В глубине земной коры огромные разломы, считается что их аж 4 штуки и тянутся они на тысячи километров. Так вот, глинт не линейно поднимался. Он формировал уступ, при котором верх поднимался, а низ опускался. Это от давления одной тектонической плиты на другую. Всё просто. Вот мы и видим, что одни части опустились, это бывшие острова, а ныне отмели, а другие части поднялись.
Когда при Петре I начали строить канал были одни условия и одна топографическая карта. Когда построили, ситуация изменилась. Начали ломать голову, что делать. Сперва шлюзы построили, не помогло. Потом воду из речек стали собирать. Дало эффект, но кратковременный. Именно по-этому и подрядчиков на то чтобы углубить канал не было. Дураков нет, все прекрасно знали что берег ушел далеко и земля поднимается. И не известно как долго и далеко это все зайдет. А когда в середине 19 века появилось понимание того, что процесс поднятия суши и ухода воды закончился, быстренько (за 5 лет!) выкопали Новоладожский канал. Вот и всё. Логично, ясно и понятно.
Надеюсь рассказал убедительно и понятно. Всем спасибо.