для чего сверху трубы на пожарной машине
Не большая экскурсия по пожарному автомобилю
Доброе время суток, моим подписчикам и всем остальным не менее уважаемым людям. Давненько не брал я в руки шашек писал ничего о своей любимой профессии. Сегодня решил восполнить данный пробел.
И речь пойдет о втором по распространенности на территории России и стран бывшего СССР пожарном автомобиле АЦ-40 (131) 137А. Если вы видите на улице пожарную машину то в 3-х случаях из 10 это будет именно она. В 4-х из 10 такая же цистерна но на базе ЗИЛ-130 и в остальных случаях прочие пожарные автомобили. (За исключением пожалуй только Москвы и СПБ).
Автоцистерна пожарная на базе автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Серийный выпуск начался в 1970 году и продолжалось до начала нового тысячелетия. Как донор использовались так же списанные с военных складов автомобили. Как и большинство, спроектированное советскими инженерами данный автомобиль получился очень удачным: полноприводное шасси вкупе с надежным и неприхотливым двигателем, плюс проверенный насос сделали из этого автомобиля долгожителя, который выходив по два эксплуатационных срока героическими усилиями водительского состава еще долго будет защищать нас от огня.
Кабина водителя и старшего автомобиля (начальника караула или командира отделения) Ничего необычного. Видны стационарная и носимые радиостанции.
Кабина боевого расчета. Здесь выезжает личный состав отделения до 4-х (в очень хорошем случае) человек. Стоить отметить, что в процессе эксплуатации автомобили подвергаются доработке уже в частях. Так на этой машине дыхательные аппараты расположены в кабине, а не в отсеке, как задумано. Это позволяет надевать их еще в пути следования к месту вызова, что сокращает время подготовки звена газодымозащитной службы (ГДЗС) к работе. В крыше видно люк, для управления лафетным стволом, расположенным на крыше. Под сиденьем в ящике так же вывозится различное оборудование (рукавные зажимы, спасательные веревки, стволы РСК-50 с расходом 3,7 литра в секунду)
Задний правый отсек. Справа один рукав с предыдущей фотографии, небольшой пеногенератор, так называемая «бензоболгарка», бензопила, станина для крепления переносного лафетного ствола (о нем позже) и еще два резервных баллона.
Насосный отсек. Старый, но не бесполезный@ ПН-40У. Пожарный насос производительностью 40 литров в секунду с напором 100 метров водяного столба. Справа от него водосборник для заправки АЦ от пожарного гидранта(об этом тоже позже). Над насосом Бак для пенообразователя, емкостью 150 литров.
Палуба сзади. Пеналы для всасывающих (125 мм) и напорно-всасывающих (75 мм) рукавов. С помощью первых АЦ заправляется из открытых водоисточников, вторые для заправки от пожарного гидранта. Между ними трехколенная лестница. До третьего этажа или крыши двухэтажного дома. Если надо, то можно выдвинуть до 4-го этажа, но в нарушении правил охраны труда. Справа та же штурмовая лестница, на которой виден крюк, которым она цепляется за подоконники и перила балконов.
Задний левый отсек.Справа вверху всасывающая сетка для всасывающих же рукавов 125 мм. Рядом сетка для 75 мм рукавов. Под ней Крюк для открывания крышек колодцев. Под ним пожарная колонка для забора воды из гидранта. Под ней ломы трех видов: универсальный, тяжелый и шаровый. Рядом четырехметровый заправочный рукав, за ним трехходовое разветвление для раздачи воды из магистральной линии в рабочие. Магистральная линия идет от насоса и состоит из рукавов Д77 мм с проходимостью до 21 л\с. Рабочая линия из рукавов Д55 мм идет от разветвления до стволов.
Передний левый отсек.Еще одно разветвление и заправочный рукав. На стенке отсека закреплены рукавные зажимы для оперативного устранения не больших повреждения рукавных линий. И укладка из 8 рукавов Д77 мм той самой магистральной линии.
Емкость цистерны для воды у данного автомобиля вмещает в себя 2400 литров. Что не много, но при должном рвении и выучки личного состава, достаточно для тушения, на пример квартиры. При более крупных пожарах автомобиль устанавливается на открытый водоисточник, пожарный водоем или гидрант. Выглядет это так (фото не мое, украл отсюда http://wiki-fire.org/АЦ_40_131_137А.ashx )
На этом все. Со временем расскажу о других автомобилях, оборудовании и тактике тушения пожаров. Задавайте вопросы, на все отвечу с удовольствием.
Работа с огоньком: как устроена пожарная машина
Высокоманевренный пожарно-спасательный автомобиль «Поворот» ПСА-П 3,5-40/100-4/400 (6339) модель 49ВР (сокращенно ПСА-П).
Высокоманевренный пожарно-спасательный автомобиль «Поворот» (сокращенно ПСА-П) был разработан и изготовлен на Варгашинском заводе противопожарного и специального оборудования на шасси IVECO-AMT Trakker 6339. Сказать по справедливости, от IVECO ему досталось всего ничего: кабина водителя да 380-сильный мотор. Задний мост специально разработанного шасси был сделан управляемым. При лавировании на скоростях до 40 км/ч задние колеса поворачиваются в противоположную сторону от передних с помощью гидравлических механизмов, придавая большой машине почти легковую маневренность. На более высокой скорости поворотный механизм блокируется, чтобы управляемость автомобиля оставалась предсказуемой.
«Полноуправляемое шасси и большой клиренс — отличительные черты ПСА-П и важное подспорье в движении по узким, заставленным машинами городским дворам, — поясняет Геннадий Мякишев. — Высокая посадка дает хорошую обзорность и возможность штурмовать высокие бордюры, подбираясь максимально близко к очагу возгорания».
Оборудование пожарного автомобиля
Результат оперативного реагирования команды спасателей на сигнал о возгорании во многом зависит от комплектации пожарных автомобилей специальным оборудованием. Перечень пожарно-технического вооружения прописан в ГОСТе 12.2.047-86. Нарушение правил оснащения ПА влечет за собой не только срыв операции, но и составляет опасность для жизни спасателей и людей, попавших в беду.
Стандартный комплект
Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.
Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:
Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.
Оборудование для эвакуации
Первоначальной задачей бригады спасателей является эвакуация людей и материальных ценностей из охваченной огнем зоны. Кроме подручных средств, перечисленных выше, большое значение в благополучном исходе операции по эвакуации имеет гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Это переносные комплексы с гидроприводом, которые используют для деблокировки пострадавших во время ЧС.
ПА автомобили общего назначения оснащены:
Принцип действия гидравлического аварийно-спасательного инструмента основан на приведении в действие насоса (ручного или с электроприводом).
Пожарные стволы
Один из видов специального оборудования основных пожарных автомобилей, используемого для подачи огнетушащих средств через рукава гидрантов.
Пожарные стволы | |
Пропускная способность и размеры | Вид огнетушащего вещества |
Ручные | Водяные |
Лафетные | Пенные |
Комбинированные |
Ручные активируются ручным оборудованием. Их недостаток – ограниченное расстояние действия, максимум 5 метров. Применяют при тушении небольших очагов возгорания. Лафетные – оборудование спецтехники. В комплекте – варианты насадок.
Переносное оборудование обоих типов крепится на окончании рукавной напорной линии. Стационарные устанавливаются только на опорах и соединяются с краном или насосом автомобиля. Благодаря стволам и насадкам можно формировать как сплошную струю для тушения огня на дальних расстояниях, так и распыленную для небольших площадей или локального очага.
Машины, выезжающие в зону пожара, комплектуются следующими моделями стволов.
РС-70
Рукава
Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:
Всасывающие
Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.
Напорно-всасывающие
Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.
Напорные
Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.
Классификация ПТВ пожарной машины
Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:
К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.
Назначение ручного инструмента:
К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.
Размещение в автомобиле
По конспекту, которым пользуются оперативные бригады, выезжая на вызов, к размещению оборудования на пожарном автомобиле предъявляют высокие требования. Часть хранится в кабине боевого расчета, часть – в кабине водителя. Основной же инвентарь расположен в отсеках кузова. Четкий порядок – залог уменьшения времени на боевое развертывание без снижения его оперативной подвижности.
Размещение оборудования подчинено правилу эргономики:
В кабине водителя должны быть огнетушители и ручной инструмент. В зоне боевого расчета размещают пожарные стволы и рукавные зажимы, противогазы и фонари. Все оборудование размещают так, чтобы оперативники при боевом развертывании не мешали друг другу.
Системы Безопасности
Блог Эдуарда Валитова
Сегодня-это завтра о котром мы позаботились вчера
Подключение пожарной техники к насосной АПТ
Здравствуйте, уважаемые читатели.
В этой статье мы с вами рассмотрим вопрос, как правильно должно выполняться подключение пожарной техники к насосной АПТ.
Покажем, с помощью чего пожарный автотранспорт подключается к насосной,
на какой высоте располагаются патрубки,
каков расход огнетушащего вещества,
как подключать машину к насосной станции АПТ на нестандартных объектах.
Приведем нормативную часть.
Подключение пожарной техники к насосной АПТ
Насосная установка автоматического ПТ с одной стороны и пожарная автомашина – с другой.
Казалось бы, все просто. Соединили рукавом патрубок с автомобилем и можно тушить пожар.
Но, если посмотреть на это с точки зрения норм и правил, то не все так однозначно.
Поэтому нам надо твердо знать правила и порядок подключения насосной АПТ и служебной машины.
Кратко о насосной станции
Что это за установка?
Насосная станция пожаротушения – это система коммуникационных линий и оборудования, которые предназначены для перекачки огнетушащего состава из одного места в другое.
Вода или пена в таких установках перекачивается под давлением.
Различают стационарные и мобильные насосные станции.
По размещению – подземные и наружные.
Помещение насосной относят к I категории по обеспеченности подачи воды и к I категории по ПУЭ.
Перед входом в насосную расположено световое табло «Насосная станция», подключенное к основному аварийному освещению.
Насосные с машинным залом площадью 9*6 м 2 оборудуются ВПВ.
Расход воды водопровода должен быть не менее 2,5 л/с.
Для наглядности, дорогой читатель, приводим здесь примерную схему насосной станции АПТ.
Требования к насосной станции
Для этого помещения нормативной документацией устанавливаются отдельные требования.
Эти правила помогут Вам в целях правильного подключения к насосной пожарного автомобиля.
Общие нормы и требования
Выберем главные нормативные документы, касающиеся насосных агрегатов и передвижной техники ПТ.
Пройдемся по пунктам эти документов.
Требованиями регламентируется монтаж в сооружении насосной АПТ дозирующих и пожарных насосов в количестве не меньше двух. Обязательно должен быть один резервный насос.
Проектирование допускает использование готовых насосных конструкций или отдельных насосов.
Вместе с АУПТ обычно применяется центробежное насосное оборудование.
А если у нас в здании имеется наружная декоративная или стеклянная стена?
В этом случае патрубки из насосной также необходимо выводить на улицу.
Предусматривается ниша с пожарным шкафом, который опирается на пол.
Рукава к УПТ присоединяем точно так же, с помощью соединительных головок.
Как подключить машину к насосной АПТ
Исходя из вышеназванных требований к насосной станции и подключению к ней пожарных машин,
можно коротко описать общий порядок подключения.
И здесь есть свои нюансы.
Во-первых, расчетная пропускная способность у соединительного узла для ГМ-80 на один патрубок – 10 л/с.
Но лучше использовать УПТ на большее количество головок – 4, 6, или даже 8.
Другой момент связан с возможным разрывом пожарного рукава, как правило, в нижней части.
Конечно, рукав может порваться и от износа.
Но в основном это случается из-за избыточного нагнетания давления,
когда, например, решают задействовать последовательно два пожарных насоса.
то для соединения пожарной машины с насосной АПТ используются общие водопроводы
с минимальным диаметром DN 80, патрубками, с высотой установки 1,35±0,15 м с головками ГМ 80.
Но если у нас ВПВ, то каждый участок внутренней сети в сооружении высотой от 17-ти этажей
предполагает 2 выводимых наружу патрубка ГМ 80 с монтажом в помещении задвижки и клапана обратного.
Тушение товарного парка
Потушить такой объект – задача непростая.
Все нефтехранилища в обязательном порядке оборудуются установками пожаротушения,
как объекты повышенной пожароопасности.
Сам парк всегда ограничивается по периметру ограждающей стеной или обвалованием,
если емкости с нефтепродуктом располагаются на земле.
Здесь в качестве ОТВ применяют пену низкой или средней кратности, согласно СП 155.13130.2014.
Подают состав на поверхность горящего продукта или к основанию самого резервуара, в слой нефтепродукта (подслойное тушение).
В товарном парке используется оборудование водяного охлаждения, необходимое в процессе огнетушения.
Для этой цели применяется кольцевой подземный водопровод с установленными на нем пожарными гидрантами.
От растворопровода вовне выводятся патрубки для подсоединения мобильной пожарной техники.
И здесь тоже допустимо использование труб с диаметром DN 80 для соединения их с пожарными рукавами ГМ-80.
УПТ может иметь до 8-ми стыковых соединений.
Для тушения резервуарных парков применяются пожарные вышки.
Резервуары располагаются в два или более рядов по группам.
Но к ним должен быть доступ для проезда пожарной техники?
Конечно, такой доступ предусматривается.
При наземном расположении хранилищ к каждой группе резервуаров
оборудуются пожарные проезды внутрь обвалования для доступа пожарных автомобилей.
Что запомнить
Подведем итоги, дорогие читатели, и по традиции выделим основные моменты нашего обзора.
Подключайте пожарную технику к насосным станциям АПТ правильно,
и проблем с расходом ОТВ или других затруднений у Вас никогда не возникнет.
Системы Безопасности
Блог Эдуарда Валитова
Сегодня-это завтра о котром мы позаботились вчера
Трубопроводы для пожаротушения
Здравствуйте, дорогие читатели.
Сегодня предлагаю вам немного подискутировать о том, какие бывают трубопроводы для пожаротушения.
Какую трубу нам надо использовать для водяной или газовой системы ПТ,
как быть, если мы собрались тушить пожар тонкораспыленной водой,
на каких нормативных документах основывается выбор трубопровода для разных систем и инженерных объектов.
Трубопроводы для пожаротушения
Любая автоматическая установка тушения огня предполагает наличие трубной разводки для доставки ОТВ в очаг пожара.
Без этого мы не сможем начать тушить возгорание.
Но начнем, как всегда, с определения.
Согласно межнациональному стандарту ГОСТ 32569-2013,
трубопроводы это конструкция из отдельных труб, металлических и других компонентов,
надежно соединенных друг с другом, предназначенная для транспортировки жидких и газообразных материалов.
В некоторых случаях по трубопроводам доставляют также сыпучие материалы.
Но в пожаротушении мы имеем дело в основном с газом, водой, пеной или аэрозолью.
Какие бывают трубопроводы
Различают несколько видов. И каждый из них предназначен для своей цели.
Классифицируются патрубки следующим образом.
Трубопроводы пожарной воды, как правило, изготавливаются из стали или полимерных материалов.
Но могут использоваться и другие материалы, в зависимости от условий окружающей среды и вида ОТВ.
порошковой или газовой установки имеет побудительную систему — патрубок,
который заполнен ОТВ или тепловой замок.
Она служит для активации АУПТ.
Из чего делают трубы
Давайте посмотрим на материалы.
В этом отношении все трубы подразделяются на несколько категорий.
Классификация эта применима, конечно, не только в пожаротушении.
Оцинкованные газоводопроводные трубы
Этот вид патрубка проектировщики выбирают для разрабатываемых систем спринклерного, дренчерного ПТ, в качестве трубной разводки газовых АУПТ.
Стальные трубы
При изготовлении используется горячая формовка либо промышленная электросварка.
Для защиты от коррозии их покрывают цинком.
Он уберегает трубу от ржавчины, а также иловых образований.
Трубы из нержавеющей стали
Полипропиленовые трубы
Этот органический полимер часто употребляется при прокладке водопровода внутри сооружения.
Достоинства: коррозийная стойкость, малый вес, стойкость к гидроударам, невысокая стоимость.
Полиэтиленовые трубы, ПВХ
У последних очень высокий показатель жесткости,
поэтому они находятся на службе водоотводящих узлов,
канализации коммуникаций, сигнализационных систем.
Полиэтиленовые изделия, хотя и имеют преимущества, увы, слишком дорогостоящие для повсеместного применения.
Стеклопластиковые трубы
Здесь в роли армирующего компонента выступают стекловолоконные нити, оболочки, огнезащитные вещества на основе базальта или прочие огнестойкие фиброволокна.
Металлопластиковые трубы
Эти конструкции состоят из алюминиевой либо медной проволоки в виде мелкоячеистой сетки,
или тонкой фольги из таких материалов в сочетании с полипропиленом, полиэтиленом или ПВХ.
По сути, это армированный полимер.
Он более прочный, устойчив к давлению транспортируемого ОТВ, внешним факторам.
И как любой пластик довольно гибкий.
Изделия из пластика, а также металлические трубы, содержащие в своем составе полимеры,
хоть и позиционируются как магистрали для всех видов пожаротушения, но объективно таковыми не являются.
При газовом или аэрозольном тушении пожара предпочтительным было, есть и остается использование трубы из металла.
Требования к изделиям
Конечно, к пластику и металлу нормативная документация устанавливает разные требования.
Использовать можно как тот, так и другой материал – вопрос в цене и типе огнетушащего состава.
Приведем некоторые требования, предъявляемые к трубопроводам пожарным.
СП 30.13330.2016 говорит, что для водопроводных сетей, включая ВПВ,
мы можем применять латунь, бронзу, медь или устойчивые к коррозии стали
для патрубков и соединяющей арматуры (муфты, крепления, монтажные скобы и пр.).
Кстати, этот СП разрешает пользоваться пластмассовыми (ПВХ, полипропилен, полиэтилен и другие виды полимеров), металлопластиковыми трубами для всех типов водопровода, кроме противопожарного.
Но мы часто слышим от компаний-производителей о выгодной замене металла полимерными материалами для ВПВ.
А нормативный документ утверждает обратное.
Что же получается – мы не можем применять для пожарного водопровода поливинилхлоридные, полиэтиленовые трубы?
Но с определенными условиями, касающимися сорта пластика.
Трубопроводы внутренние по СП 30, а также вводы водопроводов, трубы насосных, очистительных систем, стояки водопитателей, могут изготавливаться из стали или полиэтилена.
При этом марка ПЭ должна быть не ниже 80 – это обязательное условие.
СП 5.13130.2009. Когда на Вашем объекте расположена водозаполненная спринклерная АУПТ,
либо для тушения огня используется технология ТРВ, то помимо стали,
Вы сможете выбрать полимерный патрубок, но на нижеследующих условиях.
У СП5 есть еще одно обязательное требование.
Если это проект газовой или аэрозольной системы ПТ, то при прокладке распределительной трубопроводной сети допускается применять только изделия из металла и арматуру к ним.
Вероятно, это связано с давлением газового огнетушащего вещества,
а для аэрозольных систем – температурный режим на выходе из аэрозоле-генератора,
превышающий 450 °C (когда труба начинает плавиться).
ГОСТ 14202-69 сообщает, как нужно красить трубопроводную магистраль.
Окраска трубопроводов спринклерной, дренчерной АУПТ должна выполняться сплошным слоем.
Цветовой оттенок – только красный.
Огнестойкий пластмассовый патрубок тоже должен иметь красные цвета.
Допускается гофрирование трубы.
Что у нас в итоге получается?
Дополним обзор документации некоторыми стандартами из СП5,
Другие элементы пожаротушения
Возьмем, к примеру, сухотруб.
В соответствии с СП 8.13130.2009, стояк-сухотруб это труба, не заполненная огнетушащим материалом, и находящаяся лишь под атмосферным давлением.
Составляющий компонент сухотруба – пожарная соединительная головка (ГМ).
К ней подсоединяется пожарный рукав для доставки ОТВ от пожарной техники или гидранта к очагу огня.
Наружный сухотруб имеет диаметр от 50 мм до 80 мм.
Такой патрубок выполняется, в основном, из металла, бывает гофрированным.
Известная нам дренчерная АУПТ также является сухотрубом.
Уличный ВПВ – тоже сухотруб.
Обычно пожарные сухотрубы монтируют на торце или фасаде строения с задней стороны.
Эта важная часть противопожарной системы обязательно должна иметь свой знак узнаваемости,
чтобы прибывшая на место пожарная бригада смогла сразу отыскать стык к трубопроводу.
Обозначение сухотруба по ГОСТу Р 12.4.026-2015 приведено на рисунке ниже.
Условное обозначение пожарного сухотрубного стояка приводит нам таблица К.1 упомянутого ГОСТа (код F 08).
Посмотрим на пожарный гидрант.
Он обеспечивает подачу воды для ликвидации возгорания.
Какой же материал применяют для его изготовления?
Согласно п. 2.11 ГОСТ 8220-85, труба пожарного гидранта
должна быть выполнена из механически устойчивого материала
с антикоррозийными качествами, которые должны быть не ниже чугуна сорта СЧ 15.
Однако на практике встречаются изделия, выполненные из нержавеющей стали.
Есть ли альтернативы
На самом деле, есть.
Но далеко не для всех видов пожаротушения.
Что можно предложить взамен прочной стали, или отличного бронзового сплава?
Сегодня на рынке есть такое предложение: труба из нержавейки с гибкими латунными подводками.
Позиционируется изделие как легкосгибаемая труба для ПТ.
Подходит оно, как заявляется, для водяных и пенных АУПТ.
Труба Кофулсо – это патрубок со стенкой 0,3 мм и двумя латунными фитингами с обоих концов.
Изделие имеет сертификат ПТ, заключение о возможности применения в огнетушении от ВНИИПО, МЧС и согласование с ГУГПС РФ.
Если Ваш проект предусматривает бюджетный вариант организации автоматической системы ПТ, можете попробовать.
Что запомнить
По традиции, резюмируем, уважаемый читатель, наше с Вами исследование трубопроводов для огнетушения.
На этом дорогие читатели, хотелось бы пожелать вам всего доброго.
Оформите подписку на мой блог и рекомендуйте его друзьям.
- для чего сверлят поршни
- для чего сверчат сверчки