для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Краткая история реликвий

В Выставочном зале Патриаршего дворца в Московском Кремле открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Король Франции жил в XIII веке и среди прочего известен тем, что собирал реликвии, связанные с последними днями жизни Иисуса Христа

Что такое реликвии и откуда они взялись

Особую роль в деле собирания таких реликвий сыграл король Франции Людо­вик IX Святой, канонизированный в 1297 году, спустя 27 лет после смерти. Людо­вик возглавлял Седьмой и Восьмой крестовые походы. Вернувшись из Свя­той земли, он заложил при королевском дворце церковь Сент-Шапель и решил хранить там реликвии, связанные с крестной жертвой Христа. Часть их пропала во время Великой французской революции, а то, что уцелело, в 1804 году, уже при Наполеоне, перешло в ведение парижского архиепископа и было перенесено в собор Парижской Богоматери, где хранится до сих пор.

Вера в магическую силу реликвий для средневекового человека была явлением чрезвычайно рациональным. Культ реликвий базируется на убеждении, что сила святого после смерти остается в его останках и в вещах, к которым он при­ка­сался. Поэтому реликвии можно разделить на два типа: собственно мощи и так называемые контактные реликвии — brandea, то есть объекты, к которым святой прикасался. К библейской истории относятся преимущественно релик­вии второго типа.

Сперва мощи хранились в закрытых ящичках, которые называют «ковчежца­ми». Начиная с XIII века их начали выставлять на всеобщее обозрение: класть в прозрачные емкости, а те, в свою очередь, в драгоценные реликварии. Релик­варий, или мощевик, мог иметь самую причудливую форму — в том числе вос­произ­водить очертания самой реликвии.

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остаткиРеликварий с рукой Карла Великого. Изготовлен в Лионе в конце XV века по приказу Людовика XI. Хранится в Аахене, Германия, в королевской капелле © Jim Forest / CC BY-NC-ND 2.0

Монастыри, монашеские ордена, конкретные церкви и их приходы, владевшие реликвиями, в глазах верующих наделялись особой близостью к святым, а вла­дение реликвиями обеспечивало славу и привлекало паломников. Часто релик­вии приобретали функцию инсигний, то есть знаков власти. Обладание ими (например, копьем Лонгина или терновым венцом) считалось залогом полити­ческого успеха, а потеря — знаком провала.

Ясли Христовы

С яслями Иисуса, то есть кормушкой для скота, служившей колыбелью Хри­сту, связаны две реликвии. Во-первых, под амвоном базилики Рождества Христова в Вифлееме находится маленькая часовня, внутри которой мрамором отмечено углубление, где, по преданию, стояла колыбель Иисуса. Вторая — это сами ясли (вернее, их деревянная часть), которые в VII веке по приказу папы римского были вывезены в Рим, после того как Иерусалим был захвачен персами. Ясли и сейчас хранятся в Риме — в церкви Санта-Мария-Маджоре.

Молочные зубы Христа

Сегодня ни одна церковь не утверждает, что ей принадлежат молочные зубы Иисуса. Однако сохранились свидетельства о том, что, помимо монастыря Святого Медарда, на обладание этой реликвией претендовала часовня в Вен­сен­ском лесу Парижа (зуб упоминается протестантом Пьером Муланом в XVI ве­­ке), часовня в Версале (последнее упоминание в 1792 году) и церковь Свя­той Мадлены в Нуайоне (конец XVIII века).

Плат Вероники

Плат Вероники — нерукотворное изображение Христа. Важно не путать его с Туринской плащаницей — полотном, в которое Иисус был завернут после снятия с креста, а также с Мандилионом С греческого Άγιον Μανδήλιον означает «святой плат». (он же Спас Нерукотворный из Эдес­сы), другими реликвиями, чудесно возникшими без участия художника. По преданию, когда Иисус нес крест на Голгофу, стоявшая в толпе женщина по имени Вероника подала ему платок, чтобы он утер лицо. На платке отпеча­талось изображение лика Спасителя.

Реликвия, именуемая плат Вероники, хранится в соборе Святого Петра в Риме. В годы своего правления в 1623–1644 годах папа римский Урбан VIII запретил делать копии с плата Вероники и приказал уничтожить уже существующие репродукции. Пастве плат Вероники показывают единственный раз в году — в пятую воскресную вечерю Великого поста. Реликвию демонстрируют с высокой лоджии Столпа Святой Вероники.

Копье Лонгина

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остаткиСтатуя святого Лонгина работы Бернини в базилике Святого Петра, над которой на балконе в реликварии хранится копье Лонгина © flickr.com/MA1216 / CC BY-NC-ND 2.0

Копье, которым был заколот Иисус, впервые упоминается в Евангелии от Иоанна (Ин. 19:34): «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». И все же сохранившуюся до наших дней реликвию не стоит отождествлять с копьем, описанным в Библии.

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остаткиКоронация Генриха II Святого. Миниатюра начала XI века Sakramentar Heinrichs II / Bayerische Staatsbibliothek

Существует несколько копий копья Лонгина, из которых лучше всего изве­стна история так называемого венского копья, хранящегося в Хофбурге. Самое ран­нее его изображение встречается на миниатюре XI века, где изображена коро­нация императора Священной Римской империи Генриха II Святого. Нако­неч­ник состоит из двух пластин, стянутых проволокой, и втулки, в кото­рой крепи­лось древко. В лезвие вставлен один из гвоздей, которыми Иисус был прибит к кресту. Пластины покрывает золотой кожух с надписью Lancea et Clavus Domini («Копье и гвоздь Господни»).

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остаткиКопье Лонгина из армянского Эчмиадзинского монастыря Wikimedia Commons

В Средние века считалось, что обладание копьем делало правителя непобеди­мым в бою: именно так объяснялись победы в битвах Карла Мартелла при Пуатье (732 год), Оттона I — на реке Лех (955 год) и Карла Великого (в мно­гочисленных сражениях). Вера в особую силу и значимость копья дожила и до XX ве­ка: по личному указу Гитлера после аншлюса Австрии в 1938 году вен­ское копье было ненадолго перевезено в Нюрнберг.

Животворящий Крест

Как пишет римский церковный историк IV века Руфин Аквилейский, после обре­­тения истинного Креста императрица Елена отослала его фрагмент сво­ему сыну, императору Константину. Положение изменилось после того, как шах Хосров II захватил Иерусалим и вывез Крест в иранский город Ктесифон, непо­да­леку от Багдада. Вернул Крест византийский император Ираклий, а за­тем пере­вез в Константинополь: Иерусалим находился под постоянной угро­зой араб­ского завоевания. Так с VII века реликвия стала важным участником еже­годного праздника Крестовоздвижения.

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остаткиИкона «Поклонение Кресту», предположительно, Ивана Салтанова. 1677–1678 годы Изображение креста с предстоящими святым царем Константином, святой царицей Еленой, царем Алексеем Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном. В центре изображен семиконечный Кийский крест, который был сделан по заказу патри­арха Никона в Палестине. В него было вложено около 300 частиц святых мощей (на иконе они обозначены звездами и прямоугольни­ками с надписями).
Московский Кремль; Wikimedia Commons

Отдельные частички Креста разнеслись по всей средневековой Европе. Одна была вывезена из Константинополя в Венецию в 1205 году, другие две — в 1241 году в Париж. Еще один фрагмент был инкрустирован в Кийский крест Кийский крест — мощевик, изготовленный по заказу патриарха Никона для Онежского Крестного монастыря на острове Кий. патриарха Никона, который сейчас хранится в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Гвозди из Креста

С первых веков существования христианства ведутся споры о том, сколько гвоз­­дей использовалось при распятии. По разным версиям, их было либо два (руки Иисуса прибиты гвоздями, а ноги привязаны к кресту веревкой), либо три (Григорий Богослов пишет, что руки были прибиты двумя гвоздями, а но­ги — одним), либо четыре (Гри­горий Турский настаивал на двух гвоздях в руках и еще по одному в каждой ступне).

Обретение гвоздей связано с той же императрицей Еленой — дальнейшая исто­рия этих реликвий не столь однозначна. Историк Феофан Исповедник в своей «Хронографии» утверждает, что два гвоздя Константин употребил на изготов­ле­ние узды Уздечка отсылает к Книге пророка Захарии, где говорится: «В то время даже на конских уборах будет начертано: „Святыня Господу“» (Зах. 14:20). для боевого коня, а третий вковал в свой шлем. Амвросий Медио­ланский рассказывает, что один гвоздь был использован для изготовле­ния уздечки, а второй — для диадемы: «один — для красоты, а другой — для про­яв­ления своей веры и благочестия». Григорий Турский пишет, что в уз­­деч­ку коня императора Константина были вкованы два гвоздя. Сократ Схоластик пишет, что два гвоздя Елена утопила в Адриатическом море, чтобы укротить шторм, который начался, когда она плыла на корабле в Рим.

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Терновый венец

Венец с шипами, возложенный на голову Иисуса во время поругания, впервые упоминается в Евангелиях. У Марка: «А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терно­вый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудей­ский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на ко­лени, кланялись Ему» (Мк. 15:16–18). У Матфея: «И, сплетши венец из тер­на, возложи­ли Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, стано­вясь пред Ним на коле­ни, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудей­ский!» (Мф. 27:29). У Иоан­на: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам» (Ин. 19:2–3).

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остаткиПрибытие тернового венца в Париж и встреча его Людовиком IX Святым. Миниатюра из манускрипта «Le Livre des faiz monseigneur saint Loys». XV век Bibliothèque nationale de France

Реликвию описывают паломники, посещавшие Иерусалим в IV–VI веках. По­том венец был перевезен в Константинополь. Точная дата translatio неизвестна, но мы знаем, что к 614 году, когда город был захвачен персами, венца в нем уже не было. В 1239 году Людовик Святой перекупил реликвию у императора Латинской империи Латинская империя — государство, возник­шее в 1204 году, после того как крестоносцы захватили Константинополь. Балдуина II за огромную сумму (около 140 000 золотых ливров), и 10 августа 1239 года терновый венец прибыл во Францию. Людовик встретил его в городе Вильнёв-л’Аршевек, снял с себя все знаки царской власти и босиком, в рубище пронес его до города Санса. 18 августа венец был торже­ственно внесен в Париж и помещен в часовне Святого Николая при королев­ском дворце. Позже Людовик повелел построить для святыни специальную капеллу-реликварий — Святую капеллу, или Сент-Шапель, — где венец хра­нился с 1248 года и до Великой французской революции. После революции он был передан в сокровищницу собора Парижской Богоматери, где и хранится до сих пор.

Шипы из венца, как и гвозди из Креста, в Средние века множились. Их список приводит в «Трактате о реликвиях» Жан Кальвин, не скрывая своей иронии:

«Третья часть венца в Сент-Шапель в Париже; три шипа в Римской церкви Святого Креста; много шипов в римской церкви Святого Евста­фия; множество шипов в Сиене; один шип в Виченце; пять шипов — в Бурже; в Безансоне, в церкви Святого Иоанна, — три; в Мон-Руаяле — три; один — в соборе Овьедо в Испании; в соборе Святого Иакова в Гали­сии — два; в Альби — три; в Тулузе, в Маконе, в Шарру, в Пуату, в базилике Нотр-Дам де Клери-Сент-Андре, в Сен-Флур, в Сен-Максимен-ла-Сент-Бом в Провансе, в приходской церкви Святого Мартина в Нуайоне — по одному».

Источник

Благодатный огонь, священная крайняя плоть и другие религиозные реликвии, которые вызывают споры даже у верующих

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

1. Благодатный огонь

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

В последнюю пятницу накануне православной Пасхи в Храме Гроба Господня собираются тысячи паломников восточно-христианских вероисповеданий, чтобы засвидетельствовать схождение благодатного огня. Считается, что этот огонь «сходит с неба» в руки священнослужителям, и те раздают его собравшимся вокруг храма верующим. В Россию благодатный огонь из Иерусалима доставляют специальными самолетами.

В преддверии Пасхи священник Самуил Агоян, представляющий армянскую патриархию в Храме Гроба Господня, рассказал, как происходит «чудо благодатного огня». В интервью израильскому телевидению он заявил, что благодатный огонь зажигают от масляной лампады. Это вызвало возмущение представителя коптской церкви, который потребовал немедленно остановить съемку.

Самуил Агоян в репортаже «Хадашот 2» сообщил, что ничего мистического в появлении благодатного огня нет. По его словам, патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — пояснил священнослужитель.

2. Грудное молоко Девы Марии

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Одной из самых сомнительных христианских реликвий можно считать грудное молоко Девы Марии. В эпоху средневековья, ампулы с молоком Девы Марии были весьма популярным товаром. Молоку приписывали чудотворные свойства. Несложно догадаться, что в действительности это была подделка. Французский теолог Джон Кальвин критично замечал: «Даже корова за всю свою жизнь была бы не в состоянии произвести такое количество молока».

3. Зуб Будды

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Из-за этой свяыни не раз развязывали войны. Специально для хранения зуба Будды в Канди построили храм Шри Далада Малигва, где он хранится и сегодня. Реликвия скрыта от глаз в золотой ступе открывают которую не каждый год и далеко не для всех. В редких случаях зуб выкладывают на золотую петлю, исходящую из золотого лотоса. Редкие счастливцы, которым довелось увидеть зуб, утверждают, что он около 9 см в длину и более 4 см в ширину. Сингальские буддисты утверждают, что Будда был настолько велик, что и все части тела его были огромны.

4. Кровь святого Януария

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Святой Януарий был убит и обезглавлен в 305 году в вулканическом кратере Сольфара. После этого некая Евсевия собрала его кровь и принесла в Неаполь. С тех самых пор она стала «гарантом безопасности города». Святыню выносят ежегодно на показ, и считаетя добрым знаком, когда свернувшаяся кровь вновь становиться жидкой. За все время кровь не разжижалась только в 1527 и 1980 годах, когда случилась чума и землетрясение.

5. Хирку пророка Мухаммеда

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Легендарный плащ пророка Мухаммеда был некогда привезен в Кандагар, что в Афганистане местным правителем Ахмед-Шахом. Для хранения плаща было построено специально здание, которое должно было также стать усыпальницей правителя. Уникальная мусульманская святыня хранится с XVIII века в святилище Кандагара

6. Ларец трех Волхвов

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Гробница трех Волхвов – это самый большой реликварий в Старом мире. В тройном позолоченном саркофаге хранятся мощи святых. За время своего существования реликвия побывала в Константинополе, Милане, Кельне и в Иерусалиме.

7. Рука святой Терезы из Авилы

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Одна из самых неоднозначных реликвий – это рука святой Терезы из Авилы. В свое время Святая Тереза сыграла значительную роль во время испанской гражданской войны. В XX веке мумифицированную конечность святой выкрал Франсиско Франко, который использовал ее в пропагандистских целях.

8. Десница Марии Магдалины

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

В 1191 году одна из двух рук Марии Магдалины хранилась в аббатстве Фекамп. Святой Гуго посетил это место в надежде получить реликвию, однако местные монахи отказали ему в этом. Тога Гуго просто откусил у мумифицированной руки два пальца.

9. Святая Екатерина из Сиены

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Однажды Екатерине из Сиены было ведение о том, что сама Матерь Божья соединила ее руку и руку Христа обручальными кольцами. Это кольцо (само собой) было видно только ей, и носила его она до конца своей не очень продолжительной жизни. Умела будущая святая в 33 года. Местные жители хотели было оставить ее тело для поклонения, но им этого не позволили. Тогда преисполненная высоким чернь отрубила покойно голову.

10. Святая крайняя плоть

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Крайняя плоть Иисуса Христа, по легенде, была отрезана у него на восьмой день и долго хранилась в Ватикане. Святыня была весьма популярна, поскольку считалось, что она списывает грехи за 10 лет. Известно, что в одном из видений Агнесса Бланбекин почувствовала святую крайнюю плоть у себя во рту, а святая Екатерина Сиенская, которой привиделось, что она помолвлена с Христом, носила святую крайнюю плоть, как кольцо. Всего в средние века по всей Европе насчитывалось до 18 «подлинных святынь». В 1990 году Священным синодом был издан указ, по которому любое
обсуждение Священной Крайней Плоти в духовных кругах каралось отлучением от церкви. Сегодня реликвия хранится в церкви Santissimo Nome di Gesù итальянского городка Calcata

11. Священный Эдесский мандилион

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

По легенде Эдесский мандилион – это полотенце, Иисус вытер лицо. По его поводу существует несколько весьма противоречивых легенд. По одной из них реликвия появилась после того, как царь Акбар Эдесский и послал своего гонца с письмом к Христу. В письме была просьба дать ему лекарство. Вернулся посол с полотенцем, на котором отпечатался облик Христа, а царь исцелился. Сегодня Мандилион Эдесский, который приравнивают к Туринской плащанице, хранится в Ватиканском дворце в часовне Матильды (Matilda chapel).

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Человек, государство и церковь в XI – XV вв. Всеобщая история. 10 класс.

Человек, государство и церковь в XI – XV вв. Всеобщая история. 10 класс.

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Церковь и духовенство.

В Сред­ние века цер­ковь счи­та­лась по­средником между лю­дь­ми и Богом и учила, как че­ло­ве­ку до­стичь после смер­ти веч­но­го блажен­ства. Хри­сти­ан­ская мо­раль тре­бо­ва­ла выпол­нять нрав­ствен­ные пра­ви­ла, пе­ре­чис­лен­ные в Биб­лии, в том числе – от­но­сись к людям так, как хо­чешь, чтобы от­но­си­лись к тебе. Пропо­ведь церк­ви смяг­ча­ла же­сто­кие нравы и улуч­шала по­ве­де­ние людей. Цер­ковь учила ни­ко­гда не те­рять на­деж­ды. Счи­та­лось, что греш­ник и даже пре­ступ­ник могут спа­сти свою душу рас­каянием и ис­по­ве­дью, то есть ис­крен­ним расска­зом о своих гре­хах свя­щен­ни­ку, ко­то­рый будет мо­лить Бога про­стить рас­ка­яв­ше­го­ся греш­ни­ка. Об­раз­цом, на кого сле­ду­ет рав­нять­ся, счи­тался свя­той че­ло­век, ко­то­рый от­рек­ся от зем­ных забот и со­блаз­нов. Свя­то­го пред­став­ля­ли бед­ным, даже нищим, от­ка­зав­шим­ся от иму­ще­ства – ведь иму­ще­ство от­вле­ка­ет от забот о спа­сении души, оно свя­за­но с жад­но­стью и враж­дой. При­ме­ром яв­ля­ет­ся Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Ве­ли­кий, ко­то­рый более 20 лет про­вел в пу­стыне, по­свя­тив свою жизнь слу­же­нию Богу.

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Цер­ковь была круп­ней­шим зем­ле­вла­дель­цем и облада­ла огром­ны­ми бо­гат­ства­ми. Ей при­над­ле­жа­ло около трети воз­де­лан­ных зе­мель. Епи­ско­пы и мо­на­сты­ри имели сотни, а порой и ты­ся­чи за­висимых кре­стьян. Со всего на­се­ле­ния За­пад­ной Ев­ро­пы цер­ковь взи­ма­ла де­ся­ти­ну – осо­бый налог на со­дер­жа­ние ду­хо­вен­ства и хра­мов. Ве­ру­ю­щие пла­ти­ли свя­щен­ни­кам также за вен­ча­ние и за дру­гие цер­ков­ные об­ря­ды. Мно­гие за­ве­ща­ли и да­ри­ли церк­ви землю, день­ги и дру­гое иму­щество – «на помин души». В хра­мах вы­став­ля­ли свя­щен­ные ре­лик­вии («остат­ки»): во­ло­сы Хри­ста, об­лом­ки кре­ста, на ко­то­ром он был рас­пят, гвоз­ди, ко­то­ры­ми его при­би­ва­ли к кре­сту, а также мощи – остан­ки тел свя­тых му­че­ни­ков. Ве­ру­ю­щие были убеж­де­ны, что от при­кос­но­ве­ния к свя­ты­ням из­ле­чи­ва­ют­ся боль­ные и увеч­ные. Папы рим­ские при­сво­и­ли себе право про­щать пре­ступ­ле­ния и грехи ве­ру­ю­щих за день­ги. Мо­на­хи про­да­ва­ли гра­мо­ты о про­ще­нии гре­хов – ин­дуль­ген­ции (в пе­ре­во­де с латинско­го зна­чит «ми­лость»), обе­щав­шие спа­се­ние от ад­ских мук. Тор­гов­ля ин­дуль­ген­ци­я­ми прино­сила папам огром­ные до­хо­ды и вы­зы­ва­ла него­дование ис­тин­но ве­ру­ю­щих граж­дан.

В тече­ние ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья на съез­дах высше­го ду­хо­вен­ства – цер­ков­ных со­бо­рах были по­степенно вы­ра­бо­та­ны и утвер­жде­ны глав­ные дог­ма­ты (непре­лож­ные ис­ти­ны) хри­сти­ан­ской веры: уче­ние о Тро­и­це (Бог един, но существу­ет в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Свя­той Дух), о непо­роч­ном за­ча­тии Хри­ста (от Духа Бо­жье­го), о роли церк­ви как един­ствен­но­го по­сред­ни­ка между Богом и лю­дь­ми. Нема­ло по­ложений вошло в хри­сти­ан­ство из на­род­ных, язы­че­ских ве­ро­ва­ний, на­при­мер празд­но­ва­ние Мас­ле­ни­цы или дня Ивана Ку­па­лы, поминаль­ное за­сто­лье (триз­на у сла­вян). Под вли­я­ни­ем про­стых людей, бо­я­щих­ся су­ро­во­го Бо­жье­го суда, на­ря­ду со свет­лым раем и страш­ным адом в цер­ков­ное уче­ние ввели чи­сти­ли­ще как ме­сто, где душа че­ло­ве­ка еще может очи­стить­ся и из­бе­жать ада. Не все ве­ру­ю­щие хри­сти­ане по­ни­ма­ли дог­маты. А те, кто мог чи­тать Биб­лию, не все­гда при­ни­ма­ли неко­то­рые цер­ков­ные дог­ма­ты, так как ви­де­ли рас­хож­де­ние между ними и текста­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Мно­гим людям были не по душе дей­ствия церк­ви, ее стя­жа­тель­ство, ис­пор­чен­ность ду­хо­вен­ства. Среди го­ро­жан, ры­ца­рей, про­стых священ­ников и мо­на­хов время от вре­ме­ни по­яв­ля­лись люди, от­кры­то кри­ти­ко­вав­шие цер­ковь. Таких людей ду­хо­вен­ство на­зы­ва­ло ере­ти­ка­ми. Ере­ти­ки утвер­жда­ли, что цер­ковь испорче­на. Папу они на­зы­ва­ли на­мест­ни­ком дья­во­ла, а не Бога. Ере­ти­ки от­вер­га­ли до­ро­гие церков­ные об­ря­ды, пыш­ные бо­го­слу­же­ния. Они тре­бовали, чтобы ду­хо­вен­ство от­ка­за­лось от деся­тины, от своих зе­мель­ных вла­де­ний и бо­гатств. Един­ствен­ным ис­точ­ни­ком веры для них было Еван­ге­лие. В своих про­по­ве­дях ере­ти­ки осуж­дали свя­щен­ни­ков и мо­на­хов за за­бве­ние «апо­стольской бед­но­сти». Они сами по­ка­зы­ва­ли при­мер пра­вед­ной жизни: раз­да­ва­ли свое иму­щество бед­ным, пи­та­лись по­да­я­ни­ем.

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

I Все­лен­ский собор

Слу­жители церк­ви во всех стра­нах пре­сле­до­ва­ли ере­ти­ков и же­сто­ко рас­прав­ля­лись с ними. Страш­ным на­ка­за­ни­ем счи­та­лось от­лу­че­ние от церк­ви. От­лу­чен­ный от церк­ви был вне за­кона: ве­ру­ю­щие не имели права ока­зы­вать ему по­мощь и да­вать приют. На­ка­зы­вая за непо­слу­ша­ние, папа мог нало­жить на об­ласть или даже целую стра­ну за­прет ис­пол­нять об­ря­ды и бо­го­слу­же­ние (ин­тер­дикт). Тогда за­кры­ва­лись храмы, мла­ден­цы остава­лись некре­ще­ны­ми, по­кой­ни­ков нель­зя было от­пе­вать. А зна­чит, и те и дру­гие были обрече­ны на ад­ские муки, чего бо­я­лись все ве­ру­ю­щие хри­сти­ане. Для уси­ле­ния своей вла­сти и борь­бы с ере­ти­ка­ми папа со­здал в XIII веке спе­ци­аль­ный цер­ков­ный суд – ин­кви­зи­цию (в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го зна­чит «расследова­ние»). В этой борь­бе ин­кви­зи­ция ис­поль­зо­ва­ла слеж­ку и до­но­сы. Об­ви­ня­е­мых за­клю­ча­ли в тюрь­мы и под­вер­га­ли же­сто­ким пыт­кам, стара­ясь вы­рвать у них при­зна­ние своей вины. Мно­гие, не вы­дер­жи­вая му­че­ний, ого­ва­ри­ва­ли себя и дру­гих ни в чем не по­вин­ных людей. При­знав­ши­е­ся в ереси по­лу­ча­ли раз­ные на­ка­за­ния, вплоть до тюрем­ного за­клю­че­ния или смерт­ной казни.

для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Со­жже­ние ере­ти­ка. Гра­вю­ра XV века

До се­ре­ди­ны XI века хри­сти­ан­ская цер­ковь счи­та­лась еди­ной. Но в За­пад­ной Ев­ро­пе гла­вой церк­ви был папа рим­ский, а в Ви­зан­тии – кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх, под­чи­няв­ший­ся им­пе­ра­то­ру. Вы зна­е­те, что от Ви­зан­тии хри­сти­ан­скую веру при­ня­ли неко­то­рые на­ро­ды Во­сточ­ной Ев­ропы и Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва. Но папа рим­ский хотел под­чи­нить цер­ковь в этих стра­нах своей вла­сти. Ви­зан­тий­ская же цер­ковь проти­вилась вме­ша­тель­ству папы в ее дела. Из-за гос­под­ства над хри­сти­ан­ской цер­ко­вью между папой рим­ским и кон­стан­ти­но­поль­ским патри­архом шла ост­рая борь­ба. Между церк­вя­ми на За­па­де и Во­сто­ке суще­ствовали также раз­ли­чия в об­ря­дах и уче­нии. В раз­дроб­лен­ной За­пад­ной Ев­ро­пе цер­ковь со­хранила еди­ный язык бо­го­слу­же­ния – латин­ский. Во­сточ­ная же цер­ковь вела бо­го­слу­же­ние на гре­че­ском, но до­пус­ка­ла цер­ков­ную служ­бу на мест­ных язы­ках. На За­па­де было запреще­но всту­пать в брак всем ду­хов­ным лицам, на Во­сто­ке же – толь­ко мо­на­хам, а свя­щен­ни­ки были же­на­ты­ми. Даже внешне во­сточ­ные свя­щенники от­ли­ча­лись от за­пад­ных: не брили бо­роды, не вы­стри­га­ли во­ло­сы на те­ме­ни.

В 1054 году, во время оче­ред­но­го конфлик­та, папа и пат­ри­арх пре­да­ли друг друга прокля­тию. Про­изо­шло окон­ча­тель­ное раз­де­ле­ние хри­сти­ан­ской церк­ви на за­пад­ную и восточ­ную. С тех пор за­пад­ная цер­ковь стала на­зы­вать­ся ка­то­ли­че­ской (что зна­чит «всемир­ной»), а во­сточ­ная – пра­во­слав­ной (то есть «пра­виль­но сла­вя­щей Бога»). После разделе­ния обе церк­ви стали пол­но­стью самостоятель­ными.

Крестовые походы.

Крестовые походы (1095–1291) — это ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами. Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты; при возвращении из похода знаки креста нашивались на спину. Благодаря легендам Крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют преувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот «малозначительный» исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами доблесть и геройство, а также воззвания и посулы римских пап и уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властителями Палестины.

Начало Крестовым походам было положено папами, которые номинально считались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело.

Непосредственной причиной Крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 году Багдад. Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя наступление главным образом на Византийскую империю. Решающее поражение византийцев при Манцикерте в 1071 позволило сельджукам выйти к берегам Эгейского моря, покорить Сирию и Палестину и в 1078 (указывают и другие даты) взять Иерусалим. Угроза со стороны мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным христианам. Падение Иерусалима чрезвычайно обеспокоило христианский мир.

Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с общим религиозным возрождением в Западной Европе в X — XI вв., которое во многом было инициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 г. герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Благодаря усилиям ряда настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и к духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма влиятельной силой в духовной жизни Европы. Одновременно в XI в. возросло число паломничеств в Святую Землю. «Неверного турку» изображали как осквернителя святынь, варвара-язычника, чье присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того, сельджуки создали непосредственную угрозу христианской Византийской империи.

Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж — все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель («майорат» — от major — главный, старший). Приняв участие в Крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья.

Крестьянам Крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев.

По чисто экономическим мотивам в Крестовых походах были заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов Крестовые походы означали лишь перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное.

Начало Крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 г. папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч представителей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому сложившему в нем голову — место в раю.

Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что Крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы — все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается. Ответом на речь явились крики слушателей: «Deus vult!» («Бог того хочет!»). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну.

Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка*, донесли слова папы и до крестьян. Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что их не могли удержать ни хозяева, ни местные священники: они тысячами срывались с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности, что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так и о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам святого дела. Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе презрительно, и тогда западные крестьяне принялись за грабежи. Во многих местах между византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие сражения. Те же, кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.

* — Не совсем верное прозвище рыцаря — предводителя Первого Крестового похода. Правильно не Вальтер Голяк, а Готье Неимущий (Gautier Sans Avoir), либо (другое имя) — Вальтер Без-Гроша (Walter the Pennyless). (Прим. выполнившего окончательную редакцию.)

Сам Первый Крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно. Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно завязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг нее 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности для императора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то и дело вспыхивали ожесточенные конфликты; одновременно обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев. Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады.

Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню — копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим больше месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу.

Правление. Королем Иерусалима был после долгих споров избран Готфрид Бульонский, который, правда, в отличие от своих не столь скромных и менее религиозных преемников, избрал непритязательный титул «защитника Гроба Господня». Готфриду и его преемникам досталась в управление держава, объединенная лишь номинально. Она состояла из четырех государств: графства Эдесского, княжества Антиохийского, графства Триполи и собственно Иерусалимского королевства. Король Иерусалима располагал в отношении прочих трех довольно условными правами, поскольку их правители утвердились там еще до него, так что свою вассальную присягу королю они исполняли (если исполняли) лишь в случае возникновения военной угрозы. Многие государи водили дружбу с арабами и византийцами, невзирая на то, что такая их политика ослабляла позиции королевства в целом. Кроме того, власть короля была значительно ограничена церковью: поскольку Крестовые походы проводились под эгидой церкви и номинально возглавлялись папским легатом, высшее духовное лицо на Святой Земле, патриарх Иерусалимский, был здесь чрезвычайно влиятельной фигурой.

Население. Население королевства отличалось большим разнообразием. Помимо евреев, здесь присутствовало множество других наций: арабы, турки, сирийцы, армяне, греки и др. Большинство крестоносцев составляли выходцы из Англии, Германии, Франции и Италии. Поскольку французов было больше, крестоносцев собирательно называли франками.

Прибрежные города. В этом время получили развитие по крайней мере десять важных центров коммерции и торговли. Среди них можно назвать Бейрут, Акку, Сидон и Яффу. В соответствии с привилегиями или пожалованиями полномочий итальянские купцы учредили в прибрежных городах собственную администрацию. Обыкновенно они имели здесь собственных консулов (глав администрации) и судей, обзаводились своей монетой и системой мер и весов. Их законодательные уложения распространялись и на местное население. Как правило, итальянцы вносили от имени горожан подати иерусалимскому королю или его наместникам, но в повседневной деятельности пользовались полной независимостью. Под резиденции и склады итальянцев отводились специальные кварталы, а поблизости от города они заводили сады и огороды, чтобы иметь свежие фрукты и овощи. Как и многие рыцари, итальянские купцы водили дружбу с мусульманами, разумеется, в целях получения барыша. Некоторые зашли так далеко, что даже помещали на монетах изречения из Корана.

Духовно-рыцарские ордены. Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена — рыцари-храмовники (тамплиеры) и рыцари cв. Иоанна (иоанниты или госпитальеры). В них входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыски аристократических семейств. Первоначально эти ордены были созданы для защиты храмов, святынь, ведущих к ним дорог и паломников; предусматривалось также создание больниц и забота о больных и раненых. Поскольку ордены госпитальеров и тамплиеров ставили наряду с военными религиозные и благотворительные цели, их члены вместе с воинской присягой давали монашеские обеты. Ордены смогли пополнять свои ряды в Западной Европе и получать финансовую помощь от тех христиан, кто не смог принять участие в Крестовом походе, но жаждал помочь святому делу. За счет таких взносов тамплиеры в XII — XIII вв. по существу превратились в мощный банкирский дом, осуществлявший финансовое поСредничество между Иерусалимом и Западной Европой. Они субсидировали религиозные и торговые предприятия на Святой Земле и давали здесь ссуды феодальной знати и купцам, с тем чтобы получить их уже в Европе.

Когда в 1144 г. Эдесса была захвачена мусульманским правителем Мосула Зенги и известие об этом достигло Западной Европы, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил германского императора Конрада III (правил в 1138–1152) и короля Франции Людовика VII (правил в 1137–1180) предпринять новый Крестовый поход. На этот раз папа Евгений III выпустил в 1145 г. специальную буллу о Крестовых походах, в которой имелись точно сформулированные положения, гарантировавшие семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви. Силы, которые удалось привлечь к участию в походе, были огромны, однако из-за отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании поход завершился полным провалом. Более того, он дал повод королю Сицилии Рожеру II совершить набеги на византийские владения в Греции и на островах Эгейского моря.

Если христианские военачальники постоянно пребывали в раздорах, то мусульмане под началом султана Салах ад-Дина объединились в государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Салах-ад-дин легко разбил разобщенных христиан, в 1187 взял Иерусалим и установил контроль над всей Святой Землей, за исключением нескольких прибрежных городов. Третий Крестовый поход возглавили император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (правил в 1152–1190), французский король Филипп II Август (правил в 1180–1223) и английский король Ричард I Львиное Сердце (правил в 1189–1199). Германский император утонул в Малой Азии при переправе через реку, и лишь немногие из его воинов достигли Святой Земли. Два других монарха, соперничавших в Европе, перенесли свои раздоры на Святую Землю. Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу, чтобы постараться в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогство Нормандское.

Ричард Львиное Сердце остался единственным вождем Крестового похода. Совершенные им здесь подвиги породили легенды, окружившие его имя ореолом славы. Ричард отвоевал у мусульман Акку и Яффу и заключил с Салах-ад-дином договор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторым другим святыням, но большего ему добиться не удалось. Иерусалим и бывшее Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым и долговременным достижением Ричарда в этом походе явилось завоевание им в 1191 Кипра, где в результате возникло самостоятельное Кипрское королевство, просуществовавшее до 1489.

После этого венецианцы предложили французам еще раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Отыскался и благовидный предлог: крестоносцы могли рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе, а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию растаяли. Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.

Просуществовавшая до 1261 г. империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех, но до Святой Земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды — он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.

Тысячи немецких детей (по оценкам, до 20.000), возглавляемые десятилетним Николасом из Кельна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все они погибли. Имеется и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые, во главе которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж и просили короля Филиппа II Августа снарядить Крестовый поход, однако королю удалось уговорить их разойтись по домам. Немецкие же дети под началом Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий освободил их от обета. Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, б’ольшая часть детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этими событиями в Германии возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна. Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабы этого похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится. Высказывается предположение, что под «Крестовым походом детей» на самом деле имеется в виду движение собравшихся в Крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.

На 4-м Латеранском соборе в 1215 г. папа Иннокентий III объявил новый Крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения Четвертого похода, и тогда последующая нумерация смещается). Выступление было намечено на 1217 г., его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218 г., когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря. Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского «царя Давида», не дал на это согласия. В 1221 г. крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.

Шестой Крестовый поход, иногда его называют «дипломатическим», возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акки. В 1229 г. Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 г. город был вновь завоеван мусульманами.

Седьмой Крестовый поход возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп.

Хотя Крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.

Самую большую выгоду из Крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья. Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши — шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.

В Крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений. Влияние Крестовых походов на авторитет церкви оказалось противоречивым. Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то Четвертый Крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.

Когда-то было принято считать, что именно Крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия. Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений, большей частью на старофранцузском языке.

К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *