для чего выращивают лаванду в промышленных масштабах
Инновационный проект по органической лаванде – эфиромасличное производство в Крыму в числе лучших кейсов
На V ялтинской международном экономическом форуме представили инновационный проект по органической лаванде, которая может стать визитной карточкой Республики Крым. Об особенностях выращивания органической лаванды в Крыму вы можете узнать, прочитав этот интересный материал!
Открыла деловую программу форума секция «Формирование деловой среды и лучшие кейсы», которую вела заместитель Председателя Совета министров Республики Крым – министр финансов Республики Крым Ирина Валерьевна Кивико.
В секции представляли истории успеха крымских компаний. В их число вошла компания ООО «Эфирмасло», участник Агропромышленного биотехнологического кластера Республики Крым, член Союза органического земледелия, которая производит органическое эфирное масло лаванды, шалфея и органические зерновые культуры.
Проект реализуется на площади 720 га в Белогорском районе Республики Крым. Из них 260 га многолетней лаванды и 460 га пашни.
На сегодняшний день это первый и единственный производитель органической эфиромасличной продукции, сертифицированной по международным стандартам ЕС и США с восьмилетним опытом работы на мировом рынке. Инновационное предприятие за многие годы работы разработало и сформировало адаптированную к российским условиям агротехнологическую, тиражируемую и масштабируемую модель производства органической лаванды.
В мире не так много регионов, где лаванду можно выращивать промышленным способом. В России в число таких регионов входит Республика Крым, Краснодарский Край и некоторые регионы Кавказа. Промышленное производство лаванды возможно на площадях от 3 га, соответственно, это малые и средние предприятия.
Лаванда – многолетняя, засухоустойчивая культура, которая выращивается на бедной почве, на которой не выгодно выращивать интенсивные культуры. Технологии выращивания лаванды ООО «Эфирмасло» отрабатывались годами, она включает схемы защиты и питания растений, систему механических обработок, переработку продукции. Также важное значение имеет качество и устойчивость к болезням и вредителям посадочного материала. В ООО «Эфирмасло» заложен питомник саженцев лаванды. Предприятие известно далеко за пределами Республики Крым. На базе ООО «Эфирмасло» реализуются научно-исследовательские работы ФГБОУ ВО ГРАУ МСХ имени
К.А. Тимирязева и ФГБНУ ВНИИ «Биологической защиты растений» по анализу почвенной микрофлоры, экосистемы, исследуется качество получаемой продукции, ведется сравнение показателей с традиционными хозяйствами. В 2014 году ООО «Эфирмасло» стало лауреатом всероссийской экологической премии им. В.И. Вернадского.
Предприятие своими силами разрабатывает, производит и внедряет оборудование для посадки, обработки и переработки лаванды.
Таким образом, с годами у «Эфирмасло» сформировалось проверенная на практике, адаптированная к российским условиям агротехнология полного цикла, которую можно масштабировать и создавать кластеры и кооперативы по производству российского органического эфирного масла лаванды. Всем, кто желает войти в производство лаванды ООО «Эфирмасло» готово предложить полный комплекс услуг – предварительную оценку предприятия на возможность выращивания лаванды, саженцы, полный комплекс техники для посадки, выращивания и уборки лаванды, содействие в вопросах сертификации по стандартам органик, агросопровождение и консультации специалистов, комплекс оборудования для последующей переработки сырья методом паровой дистилляции и получения органического эфирного масла лаванды.
В 2018 году, с помощью Агропромышленного биотехнологического кластера Республики Крым, для предприятия Союзом органического земледелия было сделало маркетинговое исследование рынка органических эфирных масел.
Перспективы сбыта эфирного масла лаванды есть как на внутреннем, так и на международном рынке. Показательно, что до 2017 года экспорт эфирных масел из России превышал импорт.
В 2017 году ситуация изменилась: импорт превысил экспорт в 1,2 раза достигнув 16,1 млн. долл., а вывоз упал на 14,8% – до 13,7 млн. долл. И ООО «Эфирмасло» видит свою задачу в импортозамещении западного сырья. За последнее время сразу несколько крупных мировых брендов запустило новые линейки продукции с использованием эфирного масла лаванды. Во всем мире сбыт эфирных масел растет именно в сегменте органик. Сферы применения лаванды – косметология, парфюмерия, фармацевтика, СПА-индустрия.
Сейчас продукция ООО «Эфирмасло» реализуется как сырье. И предприятие готово к тому, чтобы переходить на следующий этап – создание продукции с глубокой переработкой, что даст толчок к развитию смежных отраслей. С этой целью создается профессиональное сообщество и инновационный центр развития и тиражирования производства органической лаванды.
В июне Союз органического земледелия совместно с Центром кластерного развития Республики Крым проведет мероприятие, в рамках которого планируется посещение ООО «Эфирмасло» и будут более детально представлены возможности сотрудничества для заинтересованных фермеров.
Россия только выходит на рынок органического сельского хозяйства. Это особый вид производства, главная цель которого – здоровье почв, экосистем и людей. Здесь нельзя использовать пестициды, ГМО, антибиотики, химические добавки. Продукция полностью натуральная. Весь жизненный цикл проверяется инспектором сертифицирующего органа минимум два раза в год.
ООО «Эфирмасло» вместе с Союзом органического земледелия участвует в выработке коллегиальных решений в сфере органического сельского хозяйства. В январе 2020 года вступает в силу федеральный закон №280-ФЗ об органической продукции, приняты национальные стандарты производства такой продукции, разработан единый российский логотип органической продукции, в ближайшее время будет создан единый государственный реестр органических производителей.
Органическая лаванда должна стать одной из ярких визитных карточек Республики Крым и других российских регионов где можно вырастить лаванду.
Должны проводиться ежегодные фестивали лаванды, как это делается во всем мире. Органическое производство – социально ответственный бизнес, который обеспечит устойчивое развитие сельских территорий, развитие пространственной экономики, привлечет на землю малых и средних производителей, обеспечив им выход на новый рынок в высокомаржинальной нише органической продукции, считают в ООО «Эфирмасло».
Как начать бизнес в собственном огороде: я начала выращивать лаванду
Травы являются наиболее прибыльными культурами, которые вы можете выращивать в своем саду. Сезон посадки лаванды начинается осенью. Это растение хорошо растет под солнцем в сухом климате – будь то мягкая зима или лето. Весь процесс выращивания довольно трудоемок, но себя оправдывает на 200 %. Как же начать выращивать лаванду и заботиться о растении, чтобы получить максимальный заработок? Вот несколько главных советов.
Зачем выращивать лаванду?
Лаванда известна как самая прибыльная коммерческая культура. Цветок не только очень красиво смотрится в саду, но еще и может обогатить своего владельца. Если ваша страсть к садоводству сильна, лаванда должна быть в начале списка растений, наиболее легких для выращивания на продажу.
Этот цветок растет в хорошо дренированной почве и теплом климате. Он производит эфирное масло лучшего качества. Эти цветы используются в качестве источника пищи для медоносных пчел. Лавандовый мед во всем мире один из самых дорогих, цветы дают нектар высшего качества.
Лавандовые соцветия также используются для придания вкуса и аромата в кулинарии, при производстве вин и уксуса. Обычно свежий цветок обрабатывается для получения масла, из него делают некоторые лекарства. Лавандовый бизнес является прибыльным, но первых денег придется ждать не менее года.
Условия выращивания лаванды
Это растение растет в относительно сухом климате, оно вполне терпимо к различным температурам. Тем не менее, он не может развиваться должным образом в очень влажном или холодном климате. Для выращивания лаванды требуется прямой солнечный свет, по крайней мере, в течение 6-8 часов ежедневно. Лаванду предпочитают выращивать в теплом и довольно сухом климате, с мягкой зимой и солнечным летом.
Почва должна иметь хороший дренаж, чтобы избежать постоянной влажности. Температура почвы должна быть выше 18 0 С, это способствует росту цветов. Оптимальная температура выращивания составляет от +15 до +30 0 C. Дополнительная влажность может привести к росту грибковых заболеваний. Перегрев летом негативно сказывается на качестве продукции.
Создание идеальной почвы
Рентабельность вашего лавандового хозяйства зависит от почвы. Успешные производители лаванды обычно тратят значительное время на исследования. Таким образом, идеальная почва для коммерческой фермы должна иметь рН от 6,5 до 7,5. Известковый тип – идеальный.
Лаванда также процветает в хорошо дренированной, песчаной, гравийной почве. Выкопайте на участке ямки 50 см в глубину, туда засыпьте смесь из 1/3 песка, 1/3 глины и 1/3 суглинка. Многие из гибридных видов лаванды дают стерильные семена. В этих случаях используют участки с хорошо дренированной, легкой и умеренно плодородной почвой.
Как посадить лаванду
Если вы новичок, не пытайтесь посадить лаванду из семян – начните с черенков. Причем от качества посадочного материала будет зависеть весь остальной бизнес. Поэтому не экономьте на нем, не выращивайте черенки, собранные в сомнительном хозяйстве. Процесс может быть утомительным и разочаровывающим. Лучше всего заказывать растения в питомнике.
Правильный полив лаванды
Это растение очень чувствительно к избытку воды. Лаванду не нужно много поливать, она может противостоять засухам достаточно хорошо. Нужно держать почву немного влажной лишь на начальном этапе роста. Взрослые растения, если они здоровы и хорошо развиты, прекрасно противостоят засухе. Ее тогда уже можно поливать в меньших количествах.
Как заработать на лаванде
Проще всего найти рынок сбыта и продавать соцветия лаванды сразу большими партиями – оптом. Можно отдельно реализовывать рассаду цветов (в последнее время очень прибыльно). Более трудоемкий процесс – самостоятельное изготовление масла или мыла. Зато и прибыль там совершенно иная – в разы больше, чем от простой продажи.
В дополнение хороший заработок приносит пчеловодство. Если поставить ульи вокруг лавандовой плантации, можно получать большое количество дорогого меда. Ценители купят его с радостью за большие деньги. Также по лавандовым полям можно водить экскурсии. Это очень распространено, например, в Японии и во Франции (Прованс). Люди платят деньги только за то, чтобы пройтись по полю, полюбоваться его видом и вдохнуть чарующий аромат цветов.
Если вы думаете начать заниматься лавандовым бизнесом, продумайте все условия для этого. Если почва и климат подходят – дерзайте. Потребуется много времени, чтобы позволить себе стать успешным садовником. С другой стороны, это самый дорогой цветок для коммерческого выращивания. Так что, попробовать явно стоит.
Зарабатываем сами
Бизнес идеи с расчетами, которые ведут к деньгам
Бизнес идея выращивание лаванды с расчетами
С чего начать бизнес на выращивании лаванды на своем участке? Сколько вложений требует дело, что продавать и сколько в итоге можно заработать? Читайте идею бизнеса выращивания лаванды с расчетами.
Содержание:
Бизнес-план выращивания лаванды
Вложения: 120 000 рублей | Доход: 147 000 рублей |
Количество: 30 соток земли | Окупаемость: 3 года |
Лаванда является многолетним кустарником, не требующим особого ухода, что является преимуществом бизнеса. Дополнительные плюсы дела в том, что способов заработка на лаванде множество: вы можете производить масло, продавать рассаду или цветки.
Оцениваем идею
Прежде чем приступить к открытию дела нужно оценить идею и разобрать некоторые нюансы. Для этого ответьте на следующие вопросы:
После получения ответов вы поймете, в каком направлении двигаться дальше. Посмотрите на плюсы и минусы бизнеса на выращивании лаванды.
Плюсы:
Минусы:
Решив вопрос со сбытом, проблемы в бизнесе могут закончиться. Далее переходите к изучению технологии выращивания лаванды.
Технология выращивания лаванды
Лаванда предпочитает солнечные участки, на которых сухая и рыхлая почва. Если грунтовые воды расположены слишком близко, придется возводить дренаж. Что касаемо кислотности почвы, то она должна находиться на уровне 6,5-7,5 pH.
Технология выращивания лаванды:
Сорта лаванды для выращивания: лаванда узколистная, лаванда широколистная, лаванда гибридная. Наиболее популярная узколистная лаванда, так как она стойко переносит заморозки.
В период цветения у лаванды собирают соцветия, срезая их секатором. Далее урожай отправляется либо на продажу, либо сушится и уже после реализуется. Хранят сушеную лаванду в полотняных мешках, подвешивая над землей в сухом прохладном помещении.
После посадки семян лаванда начнет цвести только на 2-3 год. На 1 сотке поместятся примерно 400 кустов лаванды. На 30 сотках 12 000 кустов. Для посадки понадобится порядка 20 тысяч семян. 1 000 семян стоит 4 000 рублей. На семена уйдет сумма в 20 * 4 000 = 80 000 рублей.
Затраты на подготовку грунта 10 000 рублей, на посевной материал 80 000 рублей, инструмент 2 000 рублей. Ежегодные затраты на мульчу 5 000 рублей, тару 2 000 рублей. Возможны затраты на теплицу и контейнеры при выращивании рассады лаванды.
Сбыт лаванды и регистрация дела
Самый простой способ заработать на лаванде – продавать соцветия оптом. Еще один вариант – продажа рассады цветов. Более сложным процессом является получения масла или мыла.
Куда сбывать цветки лаванды:
Рассаду продают весной на рынках или с дому через рекламу. В дополнение можно заняться пчеловодством. Лавандовое поле поспособствует получению большого количества меда.
Дело регистрируется как ИП. Особых разрешений бизнес не требует, поэтому со сбытом проблем у предпринимателя не должно возникать.
Ежегодные затраты на рекламу и ГСМ 5 000 рублей. Регистрация бизнеса 2 000 рублей. Ежегодная оплата налогов 9 000 рублей.
Расходы и доходы – считаем прибыль
Графа расходов на запуск дела:
№ | Наименование | Сумма в рублях |
1 | Подготовка участка | 10 000 |
2 | Инструмент | 2 000 |
3 | Посадочный материал | 80 000 |
4 | Регистрация дела | 2 000 |
5 | Прочие расходы | 10 000 |
Итого: | 104 000 |
Для начала вам потребуется чуть больше 100 тысяч рублей. Расходы могут увеличиться, если вы собираетесь выращивать рассаду в теплицах.
№ | Наименование | Сумма в рублях |
1 | Мульча | 5 000 |
2 | Тара | 2 000 |
3 | Реклама и ГСМ | 5 000 |
4 | Налоги | 9 000 |
5 | Прочие расходы | 1 000 |
Итого: | 22 000 |
Ежегодные затраты при получении урожая будут составлять 22 тысячи рублей. Первая прибыль будет через 3 года после посадки лаванды. До получения первой прибыли вложения в дело составят 120 000 рублей.
Считаем прибыль
1 килограмм цветков лаванды стоит 700 рублей оптом и 1 000 рублей в розницу. 1 килограмм масла стоит порядка 3 000 рублей. С 1 сотки выходит 7 килограмм цветков, а с 30 соток 210 килограмм. Доход с продажи цветков лаванды составит 210 * 700 = 147 000 рублей.
Урожайность лаванды с 1 сотки 7 килограмм, а доход 4 900 рублей.
Ежегодная прибыль составит 147 000 – 22 000 = 125 000 рублей. Рентабельность бизнеса на выращивании лаванды 85%, окупаемость 3 года.
Дополнительно зарабатывать можно на продаже рассады цветов лаванды. Заняться на своем участке можно и лекарственными растениями, выращивая женьшень, ятрышник или ромашку.
«Зарабатываем сами» теперь в ВКонтакте – новая группа Бизнес идеи с расчетами. В группе я информирую о выходе новых бизнес идей с расчетами и делюсь разным интересным материалом по бизнесу в сфере выращивания на участке, выращивания в теплице для новичков и опытных фермеров. Можете задавать свои вопросы, на которые я и другие участники сообщества с удовольствием ответят. Если вы начинающий или опытный фермер, предприниматель, или создаете бизнес дома, присоединяйтесь, вместе мы заработаем больше!
Заключение
Пусть бизнес и не приносит высоких доходов, дело не является сложным, да и времени будет занимать минимум. Лаванду можно выращивать и в промышленных масштабах. Благодаря большому разнообразию вариантов заработка идеи можно объединять, повышая конечную прибыль.
Лавандовая империя: как построить бизнес на продаже сухоцветов
Семейная пара Русаковых обнаружила свободную нишу на рынке цветов и украшений — она продает букеты из сухоцветов, крем и мыло из лаванды под брендом «Лавандовый замок». Крохотный бизнес, начинавшийся пять лет назад на кухне квартиры, превратился в масштабный инвестиционный проект — супруги обзавелись собственным полем в Крыму, где выращивают лаванду и злаки для украшений, начали образовательный, оптовый и франчайзинговый бизнес. Они убеждены, что типовые букеты из свежесрезанных цветов всем надоели, а ниша нестандартных букетов, которые могут храниться годами, будет расти.
Цветы вместо бани
Выпускница Московского университета печати Дарья Русакова работала в HR-агентстве менеджером и в свободное время составляла букеты из сухоцветов, в основном лаванды, на кухне московской квартиры, варила лавандовое мыло. С 2013 года она стала продавать свою продукцию под брендом J’aime ma maison в соцсетях. Дело приносило 30 тыс. руб. выручки в месяц, пока за него не взялся супруг Сергей Русаков. В мае 2015 года он уволился с работы и превратил увлечение жены в настоящий бизнес.
Вообще-то Сергей Русаков мечтал развивать свое хобби, а не супруги. Он окончил технический и экономический факультеты Санкт-Петербургского электротехнического университета и работал в структуре производителя военной техники и электроники «Концерн Моринфорсистема-Агат», где отвечал за контроль технических закупок. Свободное время Русаков посвящал банному мастерству и даже стал победителем нескольких российских и международных чемпионатов. «На них оцениваются техника и артистизм банщика», — говорит Русаков. В 2015 году он уволился, нашел потенциальных инвесторов и собирался открыть в Москве большой банный комплекс. Но не сложилось — найти подходящее помещение до сих пор не удалось, и проект был заморожен.
Пока банщик-профессионал искал помещение, проект его жены разрастался, занимая все свободное пространство в двухкомнатной квартире Русаковых. «В холодильнике было мыло, а в комнате лежал ковер из сухоцветов, букеты заполнили все стеллажи», — вспоминает предприниматель. Первое время он относился к хобби жены несерьезно, но затем решил изучить рынок: стал искать информацию и, к своему удивлению, выяснил, что в России практически нет рынка сухих цветов. «Число запросов в «Яндексе» и Google было меньше ста в месяц», — вспоминает он. При этом спрос, как показывал опыт супруги, был.
Летом 2015 года московские власти организовали уличную ярмарку — «Московское лето. Фестиваль варенья» на Никольской улице. За неделю супруги заработали на этом мероприятии 180 тыс. руб. чистой прибыли — при среднем чеке около 400 руб. «Я увидел, насколько людям искренне нравится то, что делает супруга», — вспоминает Сергей Русаков. После окончания фестиваля он написал бизнес-план и подсчитал, что потенциальная аудитория необычного продукта может составить 10 млн человек без учета b2b-сегмента.
Редкий сухоцвет
Сухоцветы — это растения, которые, после того как уже были срезаны и засушены, используют в цветочных композициях и декоре. Некоторые из них, например лаванда, сохраняют стойкий аромат. Мода на букеты из сухих цветов возникла во Франции еще в XIX веке: увлечение было настолько популярным, что многие разводили в садах только цветы, которые можно засушить. Композиция из сухоцветов может простоять пять лет, говорит Русаков.
Александра Аршакуни, основательница цветочной мастерской «И мне букет», отмечает, что в последнее время спрос на сухоцветы растет. Например, в 2016 году доля сухоцветов в общей выручке у нее составляла только 7%, а в 2017 году уже 25%. «Это новое веяние моды. Раньше никто не воспринимал сухоцветы, но женщины и девушки устали от классических букетов из роз. Они хотят разнообразия. Мужской аудитории этот продукт все еще непонятен. Они заказывают композиции из сухоцветов только по наводке женщин», — комментирует Аршакуни.
Лаванда для французов и МИДа
Первым делом Сергей Русаков поменял название проекта на более простое — J’aime ma maison превратился в «Лавандовый замок». Затем обзавелся представительством в офлайне и полноценным интернет-магазином. 150 тыс. руб. предприниматели потратили на аренду и ремонт помещения 15 кв. м на Большой Татарской улице в Москве. Еще 150 тыс. руб. — на закупку сухоцветов. Совокупные инвестиции в расширение составили 300 тыс. руб. «Выручка Дарьи от продаж в соцсетях была примерно 30 тыс. руб., если умножить на 10–12 месяцев, то получится годовая выручка и как раз та сумма, которую было не жалко инвестировать и потерять, если проект не взлетит», — вспоминает Русаков.
После окончания ремонта помещения в октябре 2015 года цветочный проект поглотил их. «Мы делали все сами: отвечали на звонки, собирали букеты, занимались развитием, продвижением в соцсетях», — вспоминает Сергей. Вскоре стало понятно, что без сотрудников не обойтись — супруги наняли двух женщин, которые вязали букеты и получали сдельную оплату.
Между собой обязанности супруги тоже разделили — Сергей взялся за планирование и финансы, а Дарья за дизайн, продажи и соцсети. Число подписчиков аккаунтов постепенно росло, увеличиваясь на 200 пользователей в месяц. Выручка тоже росла, но не быстро: например, в ноябре проект заработал 184 тыс. руб., и это был хороший результат. Но до тех показателей, на которые рассчитывал Русаков после фестиваля варенья, было далеко.
Сергей Русаков решил, что превратить мелкий семейный бизнес во что-то большее поможет выход на крупных клиентов. «Мне нужен был масштаб», — говорит он. Время от времени заказчики из корпораций появлялись, могли, например, заказать 50 кусков лавандового мыла на 8 Марта, но такие заказы появлялись редко.
Чтобы привлечь внимание, предприниматели стали активно участвовать в многочисленных фестивалях и ярмарках. Как правило, выручки это не приносило в отличие от городского праздника, но работало на узнаваемость бренда. Если за участие и аренду стойки приходилось платить, то, как правило, прибыли мероприятие не приносило.
Зато однажды, в конце 2016 года, на ярмарке при посольстве Франции продукцией «Лавандового замка» заинтересовался крупный французский интернет-ретейлер La Redoute. Сначала компания попросила несколько образцов, а позже заказала 2,5 тыс. наборов в подарок клиентам. Это были букеты и саше из лаванды.
Заказ французской компании принес Русаковым 1 млн руб. выручки и новых крупных клиентов. Например, позже эта же компания попросила оформить свой стенд на Неделе моды в Москве. Во время этого мероприятия на «Лавандовый замок» обратил внимание сотрудник Министерства иностранных дел России. Позже компания сделала лавандовый букет для директора департамента информации и печати МИД России Марии Захаровой. После этого министерство начало регулярно делать заказы, рассказывают предприниматели. Речь идет о заказах от частных лиц, сказали РБК в пресс-службе МИД.
В 2017 году клиентами «Лавандового замка» также стали Baker McKenzie, «ЛУКОЙЛ-Гарант», АК «Россия», L’Occitane, Nissan, Reima, Промсвязьбанк, «Кидзания», Abbyy и др.
Выручка компании в 2016 году составила 3,9 млн руб., прибыль — 1,5 млн руб., в 2017-м проект принес около 7 млн руб. выручки, однако около 2,7 млн руб. из нее супруги потратили на развитие бизнеса, и в целом прошлый год проект закончил около нуля. Русаков понял, что скромное семейное дело вполне может вырасти в привлекательный для инвестиций масштабируемый проект.
«Лавандовый замок» в цифрах
0,9–21,5 тыс. руб. — розничная стоимость одного букета «Лавандового замка»
100% достигает торговая наценка
20–30% в цене букета — это затраты на сырье, 10–15% — оплата труда флориста
400 кг крымской лаванды в 2017 году заготовил «Лавандовый замок» в пучках, 500 кг — россыпью
Источник: данные компании
Бескрайнее поле
Родиной лаванды считается французский Прованс, но Дарье Русаковой не удалось найти ни одного французского поставщика, готового отправлять сухоцвет в Россию. Обычно она закупала по 7 кг сухоцветов ежеквартально у британцев, выращивающих цветы на йоркширской ферме несколько десятилетий подряд. С ростом бизнеса лаванды стало не хватать, и выход супруги нашли неординарный.
Летом 2016 года Русаковы путешествовали по Крыму и посетили лавандовые поля недалеко от Бахчисарая. Там они познакомились с местными жителями и стали покупать у них сухие цветы небольшими партиями. Разница в цене оказалась значительной — если пучок лаванды из Великобритании обходился в 250–300 руб. с доставкой, то крымский — 60–100 руб. При этом супруги получили возможность заказывать именно такую лаванду, которая им нужна, — сорванную в определенное время с кустов определенного возраста. Подробности Русаков не раскрывает, считая эту информацию своим ноу-хау.
Один из жителей несколько раз предлагал Сергею Русакову купить поле, чтобы тот сам мог выращивать лаванду. «Я отшучивался — зачем мне поле, мне нужна лаванда», — вспоминает он. Но в 2017 году, когда у семьи появились крупные корпоративные заказы, они столкнулись с дефицитом сырья. В 2016 году предприниматели использовали 150 кг лаванды, а в 2017-м — уже тонну. Им пришлось срочно искать новых поставщиков в Крыму, но оказалось, что никто из крымчан не может собрать необходимое количество. Лавандовые поля культивировались в советское время, но после распада СССР фактически оказались заброшенными.
Временные затруднения подтолкнули предпринимателей к идее создания своей сухоцветной фермы, и летом прошлого года Сергей Русаков приобрел поле для засеивания лавандой площадью 2 га за 1,5 млн руб. — неподалеку от села Ароматное Белогорского района Крыма. Еще в 600 тыс. руб. обошелся засев поля. Предприниматели посадили лаванду, а также селекционные злаковые: лагурус, фаларис, несколько видов пшеницы, нигеллу, овес и др., которые тоже используются при составлении букетов. На поле теперь работают десять местных жителей под руководством 23-летнего студента-агронома Алексея Носова, который доучивается на последнем курсе агрономического факультета Крымского федерального университета им. М.В. Вернадского в Симферополе. Русаков не комментирует политические нюансы выбора места для фермы, но отмечает, что от вхождения полуострова в состав России он как предприниматель выиграл — сырью не нужно пересекать границу.
Сельское хозяйство — это игра вдолгую. Первый урожай лаванды ферма получит только через три года, злаковые можно будет собирать в июле 2018 года. Но Сергей Русаков уже строит грандиозные планы — основные доходы он рассчитывает получать от оптовой продажи сухоцветов, а не самих букетов. По его словам, сейчас он ведет переговоры с инвестором, который за долю в компании готов вложить деньги в покупку еще 150 га земли.
В январе 2018 года Русаков открыл еще одно направление продаж — оптовую продажу сухоцветов. За первый месяц удалось сбыть 55 кг сухих цветов от крымских фермеров. По словам предпринимателя, сейчас он ежедневно получает предзаказы на урожай 2018 года — по предварительным оценкам, продажа собственных злаков может приносить 2 млн руб. в год.
Покупают сухоцветы, как правило, небольшие флористические лавки и интернет-проекты — такие же, каким два года назад был сам «Лавандовый замок». Раз в месяц супруги Русаковы проводят для них в Москве платные мастер-классы (6,5 тыс. руб. с человека), на которые приезжают учиться люди со всей России. В будущем семья собирается проводить мастер-классы и в других городах, а заодно привлекать новых клиентов. Некоторые из этих студий изъявляют желание работать под брендом «Лавандовый замок» — первый франчайзи открылся 11 февраля 2018 года в Якутске. Доставлять туда свежие цветы долго и дорого, а сухоцветы перевозить и хранить гораздо проще.
Взгляд со стороны
«Даже в большом городе найти лаванду — непростая задача»
Анна Назарова, основательница компании по производству и продаже съедобных букетов «Очень хорошо»
«На лаванду всегда найдутся охотники, в мегаполисах — точно. Не факт, что ее будет выгодно возить и наберется много желающих покупать где-то в русской глубинке. Как правило, ее продают в бумажных кульках в виде сухоцвета. Но даже в большом городе сейчас найти лаванду-сухоцвет, которая хорошо держится, — непростая задача. Мы бы тоже хотели использовать ее чаще, но не всегда получается найти лаванду желаемого качества. Если бы были плантации, производства, которые отвечали бы за то, что лаванда будет качественной, то сухоцвет был бы популярнее. А пока многие смотрят на нее и думают, что до дома не донесут — осыпется».
«Логистика — самая большая проблема развития цветочного бизнеса»
Флоранс Жервье Д’Альен, основательница компании «Фея розы»
«Наши розы — живые. Мы не можем хранить наши цветы, а должны продавать в течение двух дней, они живут-то всего пять дней. Главный плюс сухоцветов — можно отправить их туда, куда захотят покупатели, по всей России почтой. Я так сделать не могу. И не спрос, а именно логистика — самая большая проблема развития цветочного бизнеса».