для детей с нарушением речи характерно что
Нарушения речи
Что мы понимаем под нарушением речи? Вопрос требует размышлений, потому что не так уж просто определиться, что считать речью и в каком возрасте речь должна сформироваться у ребенка.
Ученые, занимающиеся изучением коммуникаций, пришли к выводу, что общаться между собой могут многие животные. Свой язык есть у дельфинов, собак, приматов. Но речь как средство вербальной коммуникации доступна только человеку. Конечно, при условии, что он привык общаться с самых ранних лет. Чтобы у вас не вырос Маугли, помогайте вашему ребенку развивать речь!
Нужно ли бить тревогу, если ребенок в 2 года не может построить связное предложение или это нормально для его возраста? Но ведь ваши родители вам рассказывают, что вы-то в его годы… Да и сын подруги уже без устали целыми днями болтает с родителями.
Как понять, где индивидуальные нормы, а где отклонения и нарушения развития речи? Об этом мы расскажем ниже.
Этапы развития и формирования речи у ребенка
Умения и склонности нормально развивающегося ребенка напрямую зависят от его возраста. Но даже у грудничка специалисты способны по некоторым признакам предсказать нарушения речи в будущем. Если моторное развитие в первый год жизни отстает от нормы, это возможный признак, что речь и психическое развитие тоже станут отставать.
Хотим также заметить, что нормы развития были установлены в советские времена и были довольно строгими. Сейчас, к сожалению, очень многие современные дети им не соответствуют. Дети нового поколения говорят меньше, их речь развивается дольше. Причины тому — глобальная «гаджетизация» и переход людей к виртуальным способам общения.
Специалисты рекомендуют регулярно обследоваться, чтобы как можно раньше выявить отставание, если оно есть. Один ребёнок — из числа тех, кто «медленно запрягает, да быстро мчит». Он начнёт говорить позже, но за месяц догонит и перегонит сверстников. Тогда считайте, что вам повезло. Но у другого малыша за затянувшимся молчанием могут скрываться такие мрачные диагнозы, как расстройство аутистического спектра, алалия и другие. И очень важно их не пропустить и вовремя начать коррекцию.
Если у вас есть сомнения, укладываются ли в нормы темпы развития вашего ребенка, лучше посетить специалистов. Вдруг у него общее нарушение речи (общее недоразвитие речи — ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР)?
Ребенку с тяжелыми нарушениями речи часто непросто воспринимать окружающий мир позитивно. Он растет угрюмым букой, обидчивым и агрессивным, чувствует неуверенность в себе, а с возрастом начинает ощущать и свою неполноценность. Подробнее о симптомах и степенях недоразвития речи можно прочесть здесь.
Проведите консультацию у специалистов! Как небольшие, так и более существенные речевые отклонения обычно выявляются в первые несколько лет жизни в результате комплексной диагностики.
Сферы и области ответственности специалистов центра «Эмбер» по речевым проблемам распределяются так:
Речь прежде всего идет о маленьких детях. Случаются также нарушения речи у взрослых — из-за травмы головного мозга или перенесенного инсульта. Их коррекцией занимаются логопеды-афазиологи. Иногда нарушение речи у школьников и взрослых людей остается от запущенных/недолеченных в детстве дефектов произношения.
Виды нарушений речи у детей и взрослых
В логопедии принято несколько основных типизаций — по похожим проявлениям и источникам. Это помогает понять, в каком направлении искать источник проблемы и пути коррекции нарушения речи.
Клинико-педагогическая классификация
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
Причины нарушения речи у детей
Отклонение может быть врожденным или приобретенным, физиологическим или чисто психологическим. От этого напрямую зависит выбор способа коррекции.
Когда-то представления об источниках речевых аномалий были довольно хаотичными. Профессор Михаил Хватцев, один из первопроходцев в логопедии среди наших соотечественников, внес важнейший вклад в систематизацию причин. Он разделил их на внутренние и внешние, ввел следующую классификацию:
Беда не приходит одна, проблемы на любом фронте неизбежно вырастут в целый букет сопутствующих осложнений. Хватцев подчеркивал тесную связь между органическими и функциональными причинами. При неправильной работе органов восприятия плохо закрепляются естественные рефлексы. И наоборот, если уже есть проблемы функционального характера, то затормозится и развитие органов. Как и пораженная ЦНС не способствует развитию периферии.
В зависимости от стадии, на которой возникла почва для речевых дисфункций, их делят на:
Обратите внимание: риски, которым на разных стадиях своего развития до рождения подвергается плод, а после рождения — самостоятельный человек, — не одни и те же. Очевидные советы, которыми иногда пренебрегают мамы:
Профилактика речевых расстройств. Помощь ребенку в домашних условиях
Для профилактики нарушений и для общего развития речи нужно постоянное общение. Иначе проблемы рано или поздно возникнут, даже если изначально медицинских предпосылок не было. Ребенок, изучая язык, должен практиковаться, регулярно контактируя с его носителями. А носители — это вы. Общение — неотъемлемая часть программы воспитания.
Что полезно:
Ошибки, которые делают многие, а вы, хочется верить, не совершаете:
В «техническом» отношении всегда приносят пользу дыхательная гимнастика и упражнения для языка. Дыхание можно тренировать интересными для ребенка игровыми методами: надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, учиться играть на игрушечных флейтах и губных гармошках.
Существуют стандартные артикуляционные упражнения на отработку разных проблемных звуков, когда язык, губы и зубы удерживаются в течение 10-20 секунд в определенных положениях:
Когда речь идет не о профилактике, а о коррекции уже установленных отклонений, работа ведется глубже, по индивидуальным программам, с регулярным участием логопеда.
Если у вашего ребенка наблюдаются явные признаки нарушения речи, но вы не можете понять, в чем причины и что делать дальше, предлагаем вам пройти комплексную диагностику нарушений речи в нашем Центре.
Для записи на обследование и на прием к логопеду позвоните по тел. (812) 642-47-02 либо воспользуйтесь формой онлайн-записи на сайте.
Для детей с нарушением речи характерно что
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Нарушения речи у детей лучше всего корректируются в детсаду или в процессе дошкольных занятий. Сегодня мы рассмотрим, откуда берутся проблемы с речью, какими бывают и как корректируются.
Статья:
Чем меньше возраст ребенка, тем восприимчивее маленький человек к новым знаниям и умениям. Нарушения речи у детей лучше всего корректируются в детсаду или в процессе дошкольных занятий. Сегодня мы рассмотрим, откуда берутся проблемы с речью, какими бывают и как корректируются.
Упражняться с детьми стоит при любых речевых проблемах!
О нарушениях речи говорят, если речевые навыки ребенка не соответствуют его возрасту. Многие недостатки сложно преодолеть самостоятельно. Справиться с ними помогает педагогическая наука – логопедия.
Стоит запомнить: какими бы ни были детские нарушения речи, ими обязательно нужно заниматься, а не пускать на самотек. Легкие речевые проблемы могут исчезнуть полностью. При разумных усилиях и занятиях это произойдет быстрее. Средние и тяжелые нарушения подлежат частичной коррекции.
Безнадежные случаи встречаются только при сложных дефектах артикуляционного аппарата, психики или структур мозга, но и тут есть варианты.
Ребенку предстоит адаптироваться к жизни в обществе, и наша задача – помочь ему это сделать максимально безболезненно. Внятная, четкая речь и умение формулировать мысли влияют на социализацию. Хоть мы и стараемся с этим бороться, деток с речевыми нарушениями часто дразнят, надо этого постараться избежать. Важно, чтобы ребенка понимали сверстники и окружающие, это влияет на его самооценку и желание адаптироваться в общество.
Как заниматься с детками с нарушениями речи
Сначала пара слов об учебной литературе. Она не просто даст логопедические стишки, игры и скороговорки, а поможет понять сам принцип обучения, систематизирует понимание педагога или родителя. О том, сколько усилий придется приложить, как часто проводить занятия и какого ожидать результата.
Откуда берутся речевые расстройства
Нарушения речи – проблемы с вербальной коммуникацией, речевой моторикой и смежными областями. Они очень разнообразны: некоторые связаны с невозможностью высказаться, другие – с недержанием речи. Они возникают из-за физиологических, неврологических или психических проблем, из-за педагогической запущенности. Любое речевое расстройство – не повод ставить на ребенке клеймо и, тем более, стыдить его.
Сложности с речью могут быть органическими, то есть вызванными повреждением органов речи. Они бывают такими:
Также речевые расстройства бывают эндокринной природы (из-за особенностей психомоторного развития ребенка), функциональные (дефекты или особенности речевых органов), психосоматические или вызванные окружающей средой.
Что должно насторожить родителей в речи ребенка
Симптомы речевых нарушений бывают разными: это скудный словарный запас (малыш плохо запоминает слова, путает окончания, мало говорит, использует обобщения), плохое понимание слов или фраз, неспособность воспроизводить определенные звуки. Самый известный дефект – заикание, при котором нарушается ритм и плавность речи.
По мнению специалистов, выделить проблему можно очень рано. С малышом нужно общаться с первых моментов его жизни, даже когда осознанно реагировать он не в состоянии. Если ребенок не проявляет схожую коммуникативную активность, как другие детки его возраста, стоит обратить внимание. Но это само по себе – не диагноз, не надо сразу себя накручивать.
О проблемах с речью у малышей могут свидетельствовать особенности, приведенные в таблице.
Месяц жизни (к концу месяца)
Что у малыша не получается
Последний показатель – конец 29-го месяца – приближен ко времени, когда ребенку пора идти в детсад. Нарушения, если они есть, к этому моменту уже заметны. Если указанные проблемы наблюдаются, стоит посетить консультацию:
Разновидности речевых нарушений (классификация с точки зрения медицины)
Классифицировать проблемы с речью у дошколят можно по клинико-педагогическим и психолого-педагогическим показателям. Две классификации следует рассматривать в комплексе: совместно они помогают разобраться с причиной нарушения и определить пути к его устранению.
Клинико-педагогическая классификация ближе к медицинской, о ней сейчас и поговорим. Она подразделяет речевые отклонения на устные и письменные. Первые могут быть фонационными или системными.
При фонационных источником проблемы может стать ненадлежащее голосообразование, звукопроизношение, темпоритм, интонации. То есть ребенок на 100% понимает направленную к нему речь, а воспроизвести не может. Разделяют такие фонационные нарушения (в алфавитном порядке):
Системные отклонения – более тяжелые. Они формируются из-за поражений коры головного мозга. Ребенок частично теряет возможность правильно повторять слова и фразы, понимать их смысл. Есть два вида нарушений:
Среди перечисленного можно выделить тяжелые нарушения речи – стойкие отклонения речевой системы при сохраняющихся слухе и интеллекте. К ним принадлежат сенсорная и моторная алалия, тяжелые варианты дизартрии, ринолалии, заикания, афазии и прочих отклонений. Подобные проблемы могут влить на формирование психики.
Нарушения письменной речи можно заметить в старшем детсадовском возрасте или в первых классах школы. Это дислексия (ребенок неправильно опознает буквы и формирует из них слова, возникают сложности с чтением), дисграфия (при письме буквенные знаки смешиваются, переставляются или пропускаются).
Речевые нарушения (психологическая классификация)
Чтобы определить, насколько можно повлиять на дефект и исправить его, придумали психолого-педагогическую классификацию. Исправление происходит во время логопедических занятий.
Отклонения с точки зрения психологии и педагогики бывают:
По этой классификации деток можно разделить на 3 условные группы:
Нарушения речи влияют на психические функции дошкольника. Внимание таких детей часто характеризуется неустойчивостью. Они с трудом обобщают, сравнивают и анализируют, воспринимают словесные инструкции. Для таких деток характерны нарушения координации, они замедлены и неловки, имеют недостаточно развитую мелкую моторику. Ребенок с тяжелыми нарушениями неуверен в себе, отличается обидчивостью, с трудом устанавливает контакты.
Профилактика речевых нарушений: что надо делать?
Речевые проблемы бывают разными и могут сформироваться на любой стадии развития ребенка. Во многих случаях их можно отвратить. Например, уже с первых дней жизни с новорожденным надо обязательно общаться. И, в меру сил, придавать общению разные эмоциональные оттенки (радоваться, удивляться, переживать и т.д.).
Речь – непростой психический процесс. Малыш начнет разговаривать, когда достигнут подходящего уровня развития мозг, слух и артикуляционный аппарат. Это зависит во многом от окружающей среды и состояния здоровья. Ребенок должен развиваться, общаться и получать яркие эмоции, иначе у него могут формироваться физические и психические задержки.
Иногда общение с близкими людьми для младших дошкольников ограничивается лишь бытовыми однообразными ситуациями. Ничего удивительного, если на фоне этого возникают речевые нарушения.
На кончики человеческих пальцев выведены нервные окончания, связанные с разными участками мозговой коры, в том числе речевыми. Очень важно проводить пальчиковую гимнастику, массажи подушечек пальцев в виде игры. Это развивает и речь, и память. В процессе развития ребенка надо также уделять внимание моторике пальцев: организовывать игры с конструктором, пластилином, давать шнуровки и бизиборды.
Как справиться с «непослушным» языком?
Часто ребенок не выговаривает все звуки из-за того, что его артикуляционный аппарат просто не созрел. Можно делать коррекционные игры и упражнения дома или с логопедом, гимнастику для языка и пальцев, дыхательную гимнастику. Кстати, свистульки и мыльные пузыри – не просто забава, они тоже помогают развивать артикуляцию.
Есть разные упражнения для произношения свистящих, шипящих звуков, буквы «р». Их нужно сначала попробовать самому и делать так, чтобы ребенок видел артикуляцию взрослого – как именно произносится та или иная фонема.
Если ребенок не в состоянии произнести какой-либо звук, часто он выдумывает более простой заменитель. И взрослые начинают сюсюкать вместе с ним. Этого делать никак нельзя. «Неправильные» слова и звуки запоминаются надолго, искоренить их потом очень тяжело.
Самый важный этап в развитии говорения – дошкольный, а именно 3-6 лет. Разговаривать с ребенком в это время надо:
Коррекционная работа с логопедом
К 6-7 годам ребенок должен правильно произносить звуки, оперировать богатым запасом слов (состоящим из разных частей речи), строить согласованные предложения (род, число, падежи), вести диалоги и монологи. Если есть какие-либо устойчивые нарушения в 4 года, лучше обратиться к логопеду.
Если у малыша нарушена произносительная речь (наблюдается моторная алалия, дизартрия или дислалия), нужно научить его управлять органами артикуляции. Для ребенка это действительно немалый труд, ведь задействуются ЦНС, мозг и периферическая нервная система. Звукопроизношение исправляется в 4 этапа:
В основных группах детских садов проводятся занятия с логопедами. Для деток работают логопедические садики, где развитию артикуляционного аппарата уделяется повышенное внимание. Тем более нужны логопедические занятия, если обнаружена серьезная патология. Есть специальная адаптированная программа ДОУ для малышей с тяжелыми нарушениями речи.
Для детей с нарушением речи характерно что
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении.
Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание.
Причины тяжёлых речевых нарушений
Среди факторов, способствующих возникновению таких нарушений различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Так, внутриутробная патология приводит к нарушению развития плода, в частности, к речевой патологии: внутриутробная гипоксия, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, алкоголизм, курение, ионизирующая радиация, постоянная вибрация и т.п. Особенно вредное влияние оказывает сочетание ряда неблагоприятных факторов, действующих в период его внутриутробного развития (чаще от 4 недель до 4-х месяцев). Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие у слышащих детей, воспитываемых глухими родителями, появление заикания у ребенка, живущего в семье, где хотя бы один из родителей имеет такое же речевое нарушение.
Проявления моторной алалии колеблются в широких пределах: от полного отсутствия экспрессивной речи до незначительных нарушений какой-либо подсистеме. В связи с этим выделяют три уровня речевого развития при моторной алалии:
• первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется отсутствием речевых средств общения или лепетным состоянием речи;
• второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется осуществлением общения посредством использования постоянного, хотя искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов;
• третий уровень (ОНР Ш ур.) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
Выделение уровней речевого развития при моторной алалии необходимо для осуществления дифференцированного подхода в логопедической работе и для комплектования специальных учреждений.
• первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.
• второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.
• третий уровень(ОНР Ш ур.) характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница Ш уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР).
Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР
Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР.
В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим, различают зрительное, слуховое, тактильное и другие виды восприятия, нарушение которого имеет свою специфику в зависимости от формы речевого расстройства. Так, нарушение функции речедвигательного анализатора при ринолалии отрицательно влияет на слуховое восприятие фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. Кроме того, наблюдается снижение остроты слуха, причиной чего являются частые отиты, что наряду с иными факторами накладывает отпечаток на формирование других компонентов речи, приводя к ОНР.
Нарушение слухового восприятия при дизартрии характеризуется ещё большим многообразием проявлений, чем при ринолалии. Кроме нарушения фонематического слуха и снижения остроты слуха в ряде случаев имеет место повышенная чувствительность к звуковым раздражителям.
Наиболее грубые нарушения слухового восприятия наблюдаются при сенсорной алалии. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы неречевого характера. В других случаях понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развёрнутого высказывания. Третьи относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слова инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов.
Недостаточность зрительного восприятия, приводящая к стойкому отставанию в развитии семантической стороны речи, имеет место у детей с оптической алалией. Для них характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при сенсорной алалии.
Отставание в развитии зрительного восприятия, зрительных предметных образов у детей с ТНР часто сочетается с нарушением пространственных представлений. В частности, дети с дизартрией затрудняются в дифференциации понятий справа, слева, с трудом усваивают многие пространственные понятия — спереди, сзади, между, не могут сложить из части целое и т. д.
Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью, что типично для детей не только с дизартрией, но и с алалией.
У некоторых детей с ТНР наблюдаются недоразвитие временных представлений, нарушение их вербализации, а также несовершенство субъективного ощущения времени, что оказывает отрицательное влияние на развитие устной речи. Нарушается употребление предлогов и наречий, выражающих временные отношения, глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.
Существенным сопутствующим признаком при ТНР является н арушение памяти.
Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Так, у детей с ринолалией зрительная память развита лучше, чем слуховая. Однако по сравнению с нормально говорящими они хуже запоминают слова и предметы, у них значительно снижено логическое запоминание. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более низкие результаты зрительной памяти, чем слуховой, что связано с выраженными нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений. Это особенно проявляется при запоминании серии геометрических фигур.
Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития. В частности, весьма низкие показатели в объёме кратковременной и долговременной памяти обнаруживают дети с моторной алалией, развитие речи которых соответствует I—II уровням речевого развития.
Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением мнестической деятельности, но и с особенностями внимания.
Внимание у детей с ТНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, трудностью переключения, низким уровнем произвольного внимания и т. д. Так, у детей с дизартрией вследствие повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности. Низкий уровень произвольного внимания обнаруживается у детей с моторной алалией. При этом страдают все основные звенья деятельности: инструкция воспринимается неточно, фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми; нарушаются все виды контроля за деятельностью (упреждающего, текущего, последующего). Причём наиболее страдают упреждающий (связанный с анализом условия задания) и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля.
Следует отметить, что для детей с алалией весьма трудным является распределение внимания между речью и практическим действием, что и приводит к несформированости или значительному нарушению структуры деятельности.
ТНР особенно влияют на формирование высших уровней познавательной деятельности, обусловливая специфические особенности мышления.
Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий, в результате чего снижена способность к запоминанию и концентрации внимания.
Своеобразно формируется мыслительная деятельность у детей с алалией. Первой особенностью мыслительных процессов является неравномерное развитие мышления с недостаточностью тех сторон, которые особенно тесно связаны с речевой деятельностью: понятийного мышления и обобщающей функции слова. Вторая особенность — недостаточная динамика мышления, замедление темпа мыслительных процессов, их инертность.
Таким образом, всем детям с алалией в операциях вербального мышления трудно строить умозаключения, также у них снижена способность к обобщению и абстракции. Кроме того, для этих детей характерны нарушения интеллектуальной деятельности в виде недостаточной активности, целенаправленности, произвольности.
Воображение, являясь непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе и другим людям, тесно связано с речью. Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения.
Для детей с ОНР характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Сравнительное изучение невербального и вербального творческого воображения учащихся младших классов с ТНР и нормально говорящих показало, что у учащихся с нарушением речи большинство показателей оказалось ниже, чем у контрольной группы. Образы, создаваемые детьми с ТНР на бумаге, отличались (по сравнению с нормально говорящими) меньшим количеством деталей, недостаточной чёткостью и тщательностью изображения, редким использованием оттенков цветов, однообразием раскрашивания рисунков. При изучении особенностей вербального творческого воображения обнаружено, что оно значительно беднее у детей с ТНР по сравнению с нормально говорящими. В частности, почти половина учащихся с ТНР не смогла придумать окончание сказки, в то время как все испытуемые контрольной группы справились с заданием. Те учащиеся, которые пытались завершить сказку, как правило, не смогли ввести новых персонажей, придумать новый поворот сюжета.
Таким образом, следует, что представления и образы у детей с ТНР зачастую не имеют яркости, чёткости, логической достоверности, тонких смысловых оттенков. Отмечаются слабая гибкость, недостаточная пластичность процессов мышления и воображения, эмоциональная бедность содержания продуктов творчества.
У детей с ринолалией нарушение речи способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности.
В заключение следует отметить, что, хотя коррекция речи детей с ТНР является длительным и сложным процессом, тем не менее в результате логопедических занятий у детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.