добери стаксель это что
Методичка яхтсмена. Грот и стаксель
Большинство небольших современных яхт имеет два паруса – грот и стаксель. Такое судно называется “шлюп” (или бермудский шлюп). Кроме того, шлюп может быть оснащен спинакером – его используют на полных курсах, от галфвинда до фордевинда.
Грот и стаксель – это треугольные паруса (разновидность косых). Они хороши тем, что позволяют идти остро к ветру, то есть когда угол между носом лодки и направлением ветра менее 90°. Именно косые паруса позволили морякам ходить по морю против ветра.
Закрепление стакселя
Стаксель – это передний парус, прикрепленный к штагу своей передней шкаториной. Передний угол стакселя называется – галсовый угол, задний – шкотовый угол, верхний – фаловый.
К форштагу парус крепится ракс-карабинами, а галсовый угол – такелажной скобой у основания леера. Чтобы не путать фаловый и галсовый углы при разворачивании стакселя из мешка, стоит заранее маркировать их. Ракс-карабины лучше пристегивать снизу вверх, и смотреть они должны в одну сторону, чтобы передняя шкаторина не скрутилась. Прикрепите один конец фала к верхней части стакселя, а второй его конец – к крепительной утке, что располагается слева от мачты. Шкоты прикрепляются к шкотовому углу стакселя булинями. Свободные концы размещаются вокруг вант, а потом через шкот-блоки к крепительным уткам у кокпита. Чтобы они не выскочили, их нужно закрепить узлами-восьмерками. Галсовый угол паруса крепится к носу лодки стаксель-галсом. Фаловый угол стакселя тянется вверх с помощью стаксель-фала.
Закрепление грота
Грот – задний парус, прикрепленный к мачте передней шкаториной с помощью ползунов грота, а к гику – нижней шкаториной. Задняя шкаторина свободна.
Грот начинают закреплять снизу. Для этого нижнюю шкаторину (то есть ликтрос, которым обшивается край паруса) вставить в ликпаз гика. Дойдите до конца гика, начав со шкотового угла вертлюга гика. Свободный конец гика обычно поддерживается топенантом или опорным сектором. Закрепите сначала галсовый, а затем штоковый угол паруса. Оттяжками на нижней шкаторине расправьте морщины.
Для увеличения площади паруса и для того, чтобы он лучше держал форму, используются латы – деревянные или пластиковые вставки, которые помещают в латкарманы, нашитые на задней шкаторине паруса. Обратите внимание, что латы должны вкладываться без особых усилий, но при этом сидеть в латкарманах достаточно плотно. Крепятся латы рифовым узлом на концах некоторых латкарманов. Латы могут использоваться и на других типах парусов, но чаще и используют именно на гротах. Впрочем, бывают гроты и без лат. Дополнительную площадь называют серпом. Передняя шкаторина крепится к мачте так же, как и нижняя. Затем беседочным узлом (или карабином) фал крепится к фаловосу углу паруса. Грота-фал спускается с правой стороны от мачты к крепительной утке.
В описании процесс установки парусов может показаться сложным и запутанным, но, потренировавшись пару-тройку раз, для вас этот процесс уже не составит и труда и в дальнейшем не будет занимать много времени.
Стаксель
Стаксель
Парусное вооружение судов совершенствовалось на протяжении тысячелетий — с тех самых пор, как человек впервые придумал растянуть над своим плотом плетёное полотнище для ловли ветра. К настоящему времени в арсенале корабелов имеется несколько десятков видов парусов, каждый из которых имеет свои функциональные особенности, форму и назначение на судне. Одним из основных типов парусов, используемых как на больших парусных кораблях, так и на небольших лодках, является стаксель.
Что такое стаксель
Название «стаксель» происходит от голландско-немецкого «штаг-сегель», то есть, «штаговый парус». Как ясно из названия, стаксель ставится на штаг, то есть, перед мачтой. В морском деле штагом называется снасть, относящаяся к стоячему такелажу, и удерживающая мачту от падения взад — раскрепляя её со стороны носа судна. Любой стаксель находится спереди мачты, прикрепляясь к штагу своей задней шкаториной. В широком смысле стакселем именуется косой парус треугольной формы, выставляемый впереди мачты.
На многомачтовых судах может иметься до 2 десятков стакселей, расположенных на каждой мачте в несколько ярусов, вплоть до пяти. При этом данные паруса могут носить названия, весьма замысловатые для уха, непривычного к морским терминам: крюйс-бом-брам-стень-стаксель, грот-трюм-стень-стаксель и так далее. Что же касается классических яхт, то стаксели являются непременным атрибутом «бермудского» парусника. Здесь стакселем именуется передний косой парус, выставляемый на штаге грот-мачты.
Иногда на парусниках, помимо стакселя, устанавливается ещё один передний косой парус – кливер. От кливера стаксель отличается расположением, кливер крепится на леере, натянутом от бушприта судна. Имеется и другое определение, позволяющее визуально различить стаксель и кливер. Если нижняя шкаторина паруса располагается над палубой, то это стаксель. Когда же она располагается над бушпритом, то это уже кливер.
В яхтинге могут использоваться несколько передних косых парусов. Тогда первый по направлению к носу называется стакселем, а все последующие – кливерами. На спортивных яхтах иногда используются два стакселя, одинакового размера и формы, установленные по разным бортам яхты. Подобная конструкция является альтернативной использованию спинакера и генакера.
К снастям, предназначенным для управления стакселем, относятся:
Поскольку стаксели на современных гоночных и крейсерских яхтах имеют внушительные размеры, их уборка, особенно при свежем ветре, становится достаточно проблематичной задачей. Для облегчения работы используются специальные приспособления – закрутки стакселя. С его помощью можно скрутить парус, прямо не выходя из кокпита, в то время, как при отсутствии механизма закрутки приходится отправляться на бак и производить всю работу вручную.
Классификация стакселей
Стаксели подразделяются на несколько типов, в зависимости от своей конструкции и размера. Так, «ричер», имеющий высокий шкотовый угол и полукруглые очертания нижней шкаторины, предназначен для работы при больших угловых ветрах до 50-60 градусов к курсу (на галфвинде или на крутом бакштаге). «Генуя» отличается тем, что задняя кромка паруса существенно заходит за мачту.
Размер стакселей может определяться двумя способами: по номерам и в процентах. Номерами обозначают паруса в порядке убывания – от №1, которым обычно обозначают самую большую «геную», и до штормового стакселя, или как его ещё называют моряки «носового платка», самого маленького из всех стакселей. Процентное соотношение площади паруса определяется к площади треугольника палубы между её поперечным сечением на уровне крепления мачты носом судна. Полученная площадь данного треугольника берётся как 100%, а площадь парусов, соответственно, в процентах к нему. Например, 140%…85% стаксель.
Принцип работы стакселя
В современной спортивной бермудской яхте особо важна сбалансированная работа всех парусов. Основное внимание уделяется связке парусов стаксель-грот. Согласно аэродинамическим исследованиям, при движении судна под углом 25-30 градусов к ветру, с подветренной стороны паруса, вокруг мачты образуются турбулентные завихрения. В итоге тяговое усилие на гроте (расположенном позади мачты), становится на 1/10 ниже, чем на стакселе, у которого передняя шкаторина совершенно свободна. Как результат, если грот выступает в виде основного паруса, то судно теряет ход при движении под углом к ветру.
Для решения этой проблемы в последнее время на современных гоночных яхтах изменили баланс площади стакселя — грота. Если ещё недавно стандартное соотношение составляло примерно 70% к 30% в пользу грота, то сегодня оно равно 40% к 60% в пользу стакселя. В связке стаксель грот работают как предкрылок и крыло: передний парус захватывает ветровой поток и направляет его в грот, что увеличивает манёвренность судна. Таким образом, стаксель во всех современных конструкциях завоёвывает роль основной движущей силы парусного вооружения, в то время, как гроту всё больше отводится роль вспомогательного паруса, служащего для проведения манёвра и обеспечения центрирования яхты во время движения.
Некоторые конструкторы-экспериментаторы предпринимают довольно удачные попытки полного отказа от остальных парусов, кроме стакселя. Особенно удачными получаются конструкции катамаранов, оснащённых сугубо стаксельным вооружением. Для классической однокорпусной яхты проблемой оказывается их недостаточная ширина, в результате чего ограничивается разнесение крайних точек нижней шкаторины.
БОМ-БРАМ-СТАКСЕЛЬ
(Royal-stay sail) — парус, ставящийся над брам-стакселем. Подымается этот парус к такелажу грот-брам-стеньги или к вершине ее флагштока.
Смотреть что такое «БОМ-БРАМ-СТАКСЕЛЬ» в других словарях:
бом-брам-стаксель — бом брам стаксель, бом брам стакселя … Орфографический словарь-справочник
ГРОТ-БОМ-БРАМ-СТАКСЕЛЬ — (Main topgallant staysail) см. Стаксель. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Стаксель — Royal Clipper с поднятыми стакселями Стаксель (нем. stagsegel, «штаговый парус») треугольный парус. Ставится на штаге … Википедия
Стаксель — 3 угольный парус, поднимаемый по лееру или штагу между мачтами и впереди фок мачты. С., смотря по месту на судне, называется: грот бом брам С., грот брам С., грот стеньги С., крюйс брам С., крюйс стеньги С., фока С., фор стеньги С. Первые три… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КОСЫЕ ПАРУСА И ТАКЕЛАЖ ТРЕХМАЧТОВОГО ПАРУСНОГО СУДНА — КОСЫЕ ПАРУСА И ТАКЕЛАЖ ТРЕХМАЧТОВОГО ПАРУСНОГО СУДНА … Морской словарь
Парусное судно — Парусное судно. Паруса: 1 бом кливер; 2 кливер; 3 фор стеньги стаксель; 4 Фор бом брамсель; 5 фор брамсель; 6 фор марсель; 7 фок; 8 грот бом брам стаксель; 9 грот брам стаксель; 10 грот стеньги стаксель; 11 грот трюмсель; 12 грот бом брамсель; 13 … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СТАКСЕЛИ — (Stay sails) косые паруса треугольной формы. С. впереди фок мачты называются: фока стаксель и фор стеньги стаксель. Между фок и грот мачтами: грот стеньги стаксель, грот брам стаксель и грот бом брам стаксель. Между грот и бизань мачтами: крюйс… … Морской словарь
Паруса — представляют собой поверхности, служащие для воспринятия давления ветра, ели последний служит в качестве двигателя судна. Все приспособления, делаемые на судах для применения к нему ветра как движущей силы, составляют вооружение парусного судна.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Типы парусных судов — Трехмачтовый корабль Типы парусного вооружения Независимо от фактических размерений современные парусные суда по типу парусного вооружения делятся на большие (англ. … Википедия
Парусные суда* — ПАРУСА И ПАРУСНЫЕ СУДА I. 1. Рангоут и стоячий такелаж фрегата. 1. Бушприт. 2.Утлегарь. 3. Бом утлегарь. 4. Фок мачта. 5. Фор стеньга. 6. Фор брам стеньга. 7. Грот мачта. 8. Грот стеньга. 9. Грот брам стеньга. 10. Бизань мачта. 11. Крюйс стеньга … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Добери стаксель это что
Функция парусов, руля, шверта
Движение и остановка
Паруса крейсерской яхты
Функция парусов, руля, шверта
Эффект работы одного грота можно оценить по поведению яхты с румпелем, установленным в ДП. Нужно растравить стаксель и выбрать грот. Яхта движется вперед и приводится к ветру.
Эффект работы одного стакселя (без влияния грота) можно оценить, поставив румпель в ДП и растравив грот, но выбрав стаксель «втугую». Яхта движется вперед и уваливает под ветер.
Только грот и только стаксель. |
Паруса поставлены правильно по отношению к ветру, если шкоты выбраны так, что передние шкаторины перестают заполаскивать. В качестве дополнительной информации служит поведение индикаторов («колдунчиков»). Они представляют собой шерстяные нити, одним концом пришитые к обеим сторонам паруса. Когда»колдунчики» параллельны нижней шкаторине, шкоты (выбраны правильно. На рисунке показаны «колдунчики» на стакселе, но этот способ пригоден и для грота.
Проверка постановки паруса
Стаксель с индикаторами. | 1. Индикаторы параллельны. Стаксель выбран правильно. | 2. Индикаторы на наветренной стороне поднимаются вверх; нужно добрать стаксель шкот. | 3. Индикаторы на подветренной стороне поднимаются вверх; нужно потравить стаксель-шкот. |
Шверт оказывает большое влияние на способность яхты идти круто к ветру. Если шверт полностью поднять, то яхта будет двигаться бортом (дрейфовать), а не идти вперед, так как паруса, в особенности стаксель, будут поворачивать нос яхты под ветер. При опускании шверта нос яхты поворачивается на ветер. На раннем этапе обучения плаванию под парусом большинство яхтсменов, отходя от берега, забывают опускать шверт. Если яхта не реагирует на управление рулем, нужно сразу же проверить, опущен ли шверт.
Влияние шверта на управляемость.
Влияние шверта на управляемость. |
Руль работает, только когда яхта движется. Им управляет рулевой при помощи румпеля. На хорошо сбалансированной яхте руль следует за естественным изменением направления движения лодки под воздействием ветра и волнения. Рулевой изменяет курс яхты, используя руль в совокупности с другими средствами управления. Для эффективной работы руля движения румпеля должны быть плавными.
Перекладка румпеля под ветер.
Если переложить румпель под ветер (от рулевого), нос яхты поворачивает к ветру; паруса заполаскивают, если их не выбирают, и яхта останавливается, так как становится против ветра в положение левентик.
Перекладка румпеля на ветер.
Если румпель переложить на ветер (к рулевому), нос яхты повернется под ветер и скорость яхты увеличится. Чтобы паруса работали более эффективно, их шкоты следует потравить.
ООО «Малахит» динамично развивающаяся компания на Российском рынке строительных материалов выпускает один из наилучших видов декоративного камня, искусственного камня. Обладая собственными производственными площадями и развитой логистикой фирма является поставщиком камня на объекты Москвы и Московской области, а так же в регионы Российской Федерации. Объекты украшенные нашим декоративным камнем можно встретить как в Самарской области так и в Нижегородской и Курской областях. Наш каталог декоративного камня удовлетворит самого взаскательного потребителя.
стаксельное вооружение
Рулевой 1-го класса
Рулевой 3-го класса
Как считаете, к чисто стаксельному вооружению с одним стакселем есть ли смысл поднимать на бизани небольшой парус в случае, когда при сильном ветре уменьшается площадь стакселя с помощью закрутки? Исключительно для нейтрализации смещения ЦП от частично убранного стакселя.
Рулевой 1-го класса
Моя версия «стаксельного кеча»
Прикрепленные изображения
Как считаете, к чисто стаксельному вооружению с одним стакселем есть ли смысл поднимать на бизани небольшой парус в случае, когда при сильном ветре уменьшается площадь стакселя с помощью закрутки? Исключительно для нейтрализации смещения ЦП от частично убранного стакселя.
Для каждой конкретной лодки может быть свой ответ. Поэтому только попробовав, вы поймете, дает что-то бизань на вашей лодке или нет.
Я пробовал поднимать бизань на кэче 36 футов в помощь к генуе. Она прибавку в скорости не дает. Отказался от нее, спокойно ходил на одной генуе.
Рулевой 2-го класса
Рулевой 2-го класса
. Хотелось бы услышать мнение опытных людей по этому поводу.
Не, если мачта посередине и мы идём под генуей тогда понятно, пока её перетащишь.
. Но ведь стаксельное вооружение подразумевает мачту, стоящую максисально в корме. Разве нет?
Нет конечно. Вот к примеру знаменитая (нашумевшая в своё время) стаксельная шхуна «Вандреди трез», спроектированная и построена специально для гонки одиночек через Атлантику
1. Не очень понимаю, как влияет наличие грота на потерю скорости.
2. Я не замечаю разницу в потери скорости, при лавировке с гротом и генуей и только с генуей.
1. Элементарно. Грот приводит яхту. Во некоторых случаях руль можно даже не перекладывать, а слегка потравливать стаксель и яхта сама войдет в поворот. Вплоть до левентика. Почти не теряя скорости.
А стаксель уваливает судно. Чтобы его перебороть приходится сильно перекладывать руль, а это приводит к увеличению сопротивления, что пагубно влияет на скорость.
2. Это ошибочное и чисто субъективное мнение, не соответствующее реальности. Т.е. какой-то частный случай возможен, но не более.
Рулевой 2-го класса
Нет конечно. Вот к примеру знаменитая (нашумевшая в своё время) стаксельная шхуна «Вандреди трез», спроектированная и построена специально для гонки одиночек через Атлантику
Пожалуй соглашусь с Вами. Разным может быть стаксельное вооружение. Но лично я считаю, что глупо городить нечто вроде приведённой выше «Вандреди трез» или вроде такого
«Правильное» стаксельное вооружение, это, на пример так
1. Элементарно. Грот приводит яхту. Во некоторых случаях руль можно даже не перекладывать, а слегка потравливать стаксель и яхта сама войдет в поворот. Вплоть до левентика. Почти не теряя скорости.
А стаксель уваливает судно. Чтобы его перебороть приходится сильно перекладывать руль, а это приводит к увеличению сопротивления, что пагубно влияет на скорость.
2. Это ошибочное и чисто субъективное мнение, не соответствующее реальности. Т.е. какой-то частный случай возможен, но не более.
Если ветер достаточный, скорость яхты от 4 узлов и выше, то генуя перелетает на другой галс за секунду. Никаким шкотом перетягивать ее не нужно. Это еще зависит от плотности парусины. Чем легче генуя, тем слабее ветер, при котором она сама перелетает на другой галс.