добери стаксель что значит

Методичка яхтсмена. Грот и стаксель

добери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значит

Большинство небольших современных яхт имеет два паруса – грот и стаксель. Такое судно называется “шлюп” (или бермудский шлюп). Кроме того, шлюп может быть оснащен спинакером – его используют на полных курсах, от галфвинда до фордевинда.

Грот и стаксель – это треугольные паруса (разновидность косых). Они хороши тем, что позволяют идти остро к ветру, то есть когда угол между носом лодки и направлением ветра менее 90°. Именно косые паруса позволили морякам ходить по морю против ветра.

Закрепление стакселя

Стаксель – это передний парус, прикрепленный к штагу своей передней шкаториной. Передний угол стакселя называется – галсовый угол, задний – шкотовый угол, верхний – фаловый.

К форштагу парус крепится ракс-карабинами, а галсовый угол – такелажной скобой у основания леера. Чтобы не путать фаловый и галсовый углы при разворачивании стакселя из мешка, стоит заранее маркировать их. Ракс-карабины лучше пристегивать снизу вверх, и смотреть они должны в одну сторону, чтобы передняя шкаторина не скрутилась. Прикрепите один конец фала к верхней части стакселя, а второй его конец – к крепительной утке, что располагается слева от мачты. Шкоты прикрепляются к шкотовому углу стакселя булинями. Свободные концы размещаются вокруг вант, а потом через шкот-блоки к крепительным уткам у кокпита. Чтобы они не выскочили, их нужно закрепить узлами-восьмерками. Галсовый угол паруса крепится к носу лодки стаксель-галсом. Фаловый угол стакселя тянется вверх с помощью стаксель-фала.

добери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значит

Закрепление грота

Грот – задний парус, прикрепленный к мачте передней шкаториной с помощью ползунов грота, а к гику – нижней шкаториной. Задняя шкаторина свободна.

Грот начинают закреплять снизу. Для этого нижнюю шкаторину (то есть ликтрос, которым обшивается край паруса) вставить в ликпаз гика. Дойдите до конца гика, начав со шкотового угла вертлюга гика. Свободный конец гика обычно поддерживается топенантом или опорным сектором. Закрепите сначала галсовый, а затем штоковый угол паруса. Оттяжками на нижней шкаторине расправьте морщины.

добери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значит

Для увеличения площади паруса и для того, чтобы он лучше держал форму, используются латы – деревянные или пластиковые вставки, которые помещают в латкарманы, нашитые на задней шкаторине паруса. Обратите внимание, что латы должны вкладываться без особых усилий, но при этом сидеть в латкарманах достаточно плотно. Крепятся латы рифовым узлом на концах некоторых латкарманов. Латы могут использоваться и на других типах парусов, но чаще и используют именно на гротах. Впрочем, бывают гроты и без лат. Дополнительную площадь называют серпом. Передняя шкаторина крепится к мачте так же, как и нижняя. Затем беседочным узлом (или карабином) фал крепится к фаловосу углу паруса. Грота-фал спускается с правой стороны от мачты к крепительной утке.

В описании процесс установки парусов может показаться сложным и запутанным, но, потренировавшись пару-тройку раз, для вас этот процесс уже не составит и труда и в дальнейшем не будет занимать много времени.

Источник

Добери стаксель что значит

Движение и остановка

Скорость швертбота и изменение ветра

Паруса крейсерской яхты

Скорость швертбота и изменение ветра

Для быстрого плавания очень важна устойчивость яхты на выбранном курсе. Недостаточное внимание при управлении яхтой может привести к снижению скорости. Плавание курсом крутой бейдевинд требует от начинающих яхтсменов особой сосредоточенности.

На одних яхтах можно идти круче к ветру, чем на других. Глиссирующие швертботы всегда ходят менее круто к ветру, чем яхты других типов. Плавание острыми курсами в сильный ветер или на волнении требует специальной техники. При плавании по ветру надо проявлять осторожность во избежание резких изменений курса и значительных перекладок румпеля, так как это может снизить скорость швертбота. Значительного увеличения скорости можно достичь, если удастся вывести яхту на глиссирование.

Изменение направление ветра

На курсе крутой бейдевинд при заходе ветра швертбот не сможет достичь цели на одном галсе.На курсе крутой бейдевинд при отходе ветра швертбот легко достигнет цели.

Швертбот после отхода ветра, следуя вдоль границы «мертвой» зоны, сможет быстрее достичь своей цели, чем перед изменением ветра, поскольку граница «мертвой» зоны сместится от швертбота на ветер.

Паруса яхты всегда должны быть поставлены под определенным углом к направлению ветра. Фактически различают истинный ветер и вымпельный. Скорость вымпельного ветра есть геометрическая сумма скоростей истинного ветра и ветра, вызываемого движением яхты (курсовой ветер). Когда яхта идет круче галфвинда, скорость вымпельного ветра будет больше, чем истинного. Когда яхта идет полнее галфвинда, скорость вымпельного ветра будет меньше истинного. Диаграммы показывают, как установить приблизительное направление вымпельного ветра.

Яхта на курсе бакштаг.
Начертите в масштабе скорости истинного АС и курсового СВ ветров. Вектор АВ покажет скорость и направление вымпельного ветра
Яхта на курсе бейдевинд.
Начертите в масштабе скорости (с учетом направления) истинного АС и курсового СВ ветров. Вектор АВ покажет скорость и направление вымпельного ветра

Многим начинающим яхтсменам не всегда удается изменить курс, не снижая скорости яхты. Важно использовать все средства управления яхтой (не только руль) для изменения курса. При необходимости увалить яхту лучше сначала потравить грот и только затем переложить румпель на себя. Стаксель следует держать с перебранными шкотами. Таким образом можно избежать лишней перекладки румпеля, которая всегда снижает скорость яхты. Когда необходимо привести швертбот к ветру, его накреняют на подветренный борт, затем грот (а не стаксель) добирают, а шверт опускают.

При желании определить, насколько поворачивает яхта без участия руля, можно попрактиковаться в плавании без руля в районе, свободном от других яхт или препятствий. Легче всего пытаться сделать это в слабый ветер, находясь на яхте в одиночку. Умение самостоятельно решать все вопросы настройки и управления яхтой поможет в дальнейшем избежать недоразумений в отношениях с матросом. Необходимо держать шверт наполовину опущенным и сосредоточиться на балансировке и удифферентовке швертбота.

Полчаса, затраченные на лавировку между двумя буями без руля, научат вас большему, чем недели обычного плавания. Поначалу плавание будет проходить в основном по кругу, однако вскоре появятся необходимые навыки.

Управление на малом ходу

Научиться ходить на яхте медленно или «задним ходом» можно только после длительных тренировок. Например, необходимо на малой скорости подойти к бону или месту стоянки. Для этого нужно убрать стаксель или грот в зависимости от обстоятельств. Когда швертбот идет либо под одним стакселем, либо под одним гротом, он неустойчив на курсе, и только практический опыт позволит оценить возможности управления им. Например, некоторые яхты плохо идут в бейдевинд под одним стакселем. Для тренировки можно воспользоваться парой буев и ходить между ними сначала под одним гротом и затем под одним стакселем, пока не будет известно точно, как ведет себя швертбот под каждым из парусов.

Плавание «задним ходом»

1. Остановите швертбот носом к ветру. Матрос толкает гик далеко вперед. Парус наполнится ветром, и яхта пойдет назад.

2. Матрос перемещается ближе к носу. Перекладывая руль, можно заставить двигаться нос швертбота в нужном направлении.

При плавании поперек течения иногда трудно оценить, приведет ли выбранный курс к намеченной цели. Если не делать поправку на течение и держать курс прямо на цель, можно оказаться на некотором расстоянии от нее. Поэтому, чтобы избежать этого отклонения, надо мысленно провести линию через намеченную цель и какой-нибудь неподвижный объект позади нее и идти соответствующим курсом, удерживая оба объекта в створе.

Футшток и веха линии старта на стартовой платформе находятся в створеФутшток переместился влево. Чтобы вернуть его назад в створ, яхта должна уйти также влевоФутшток переместился вправо. Чтобы вернуть его назад в створ, яхта должна уйти также вправо

Все швертботы легко глиссируют в галфвинд, некоторые также в полный бейдевинд или даже на полных курсах в сильный ветер. Выводя швертбот на глиссирование, нужно уметь предвидеть момент, когда налетит шквал (порыв ветра). Прежде чем это произойдет, рулевой начинает уваливать швертбот под ветер, травить шкоты, чтобы сбалансировать вес матроса и кренящую силу и вывести яхту на ровный киль.

Когда нос начинает подниматься, матрос и рулевой должны переместиться в корму, не нарушая равновесия яхты. При увеличении скорости нужно добрать шкоты, так как за счет изменения вымпельного ветра курс швертбота станет более острым. Когда шквал пройдет, яхту можно удержать на глиссировании, немного приведя ее к ветру для увеличения скорости и поддержания вымпельного ветра постоянным. Если яхта начинает выходить из глиссирования, матрос должен переместиться в нос, стараясь удержать яхту на глиссировании как можно дольше.

1. Скорость яхты ниже скорости глиссирования. Корпус создает носовые и кормовые волны. Матрос находится посередине.2. Яхта начинает глиссировать, поднимаясь на собственной носовой волне. Матрос перемещается в корму, чтобы увеличить дифферент на корму.3. Яхта глиссирует, ее кормовая волна остается позади и кильватерная струя выравнивается. Матрос остается в корме, удерживая нос поднятым.
Швертбот «Альбакор» глиссирует в галфвиндШвертбот класса «470» глиссирует в бакштаг с правильно поставленным спинакером, сохраняя постоянный дифферент на корму

ООО «Малахит» динамично развивающаяся компания на Российском рынке строительных материалов выпускает один из наилучших видов декоративного камня, искусственного камня. Обладая собственными производственными площадями и развитой логистикой фирма является поставщиком камня на объекты Москвы и Московской области, а так же в регионы Российской Федерации. Объекты украшенные нашим декоративным камнем можно встретить как в Самарской области так и в Нижегородской и Курской областях. Наш каталог декоративного камня удовлетворит самого взаскательного потребителя.

Источник

Закрутка и гик стакселя

Имеется в виду, что мешать повороту будет штаг стакселя

В самом ли деле нельзя нести геннакер на набитом штаге

Геннакер, он тем и отличается от генуи, что крепится в трех точках, и все три шкаторины свободные, а у генуи передняя шкаторина к штагу крепится.

С уваженим. Анндрей.

Имеется в виду, что мешать повороту будет штаг стакселя, ведь огромная часть геннакера находится за ним. Или для хода под геннакером штаг стакселя убирают?

убираем геннакер посредством sock(в простонародье именуемый гандононом)

!Там хорошо,тепло и все такое.И море еще есть!

А вот про sock не до конца понял. Это типа носок, в который геннакер убирается? Как когда-то спинакеры убирали? Что-то подобное под бушпритами у Хоби-катов видел, на как работает не знаю.

Пошить носок можно, но как правильно завести концы?

на другой галс перед стаксель-шкотом.

Рулевой 1-го класса

За объяснения спасибо всем, буду надеяться,что геннакер будет переползать на другой галс перед стаксель-шкотом.

Только при повороте нужно перетаскивать геннакер быстро-быстро на другой борт и ВСЕ!

Только при повороте нужно перетаскивать геннакер быстро-быстро на другой борт и ВСЕ!

Лучше обои соберемся да и полетим чертежи сымать

А снизу-это **унитаз*был в свое время даже на Солингах

2 krovaviy: Спасибо, про носок кажется понял (не сразу, но все же).
Из чего обручи делать?

Щас на Торнадо с геннакером «унитаз» обязательная вещь.

А вот об унитазе подробнее можно? В той части как там фалы проведены?

И что лучше: носок или унитаз?

А вот об унитазе подробнее можно? В той части как там фалы проведены?

Источник

Словарь яхтсмена

Словарь основных терминов яхтсмена. Как понять, что говорит капитан.

«Потрави шкот», «добей по фалу», «подбери брас», «у тебя стаксель заполаксивает»… Новички, впервые попав на яхту, теряются от незнакомых слов и странных команд, которые уверенно произносит капитан. Из-за этого часто случаются казусы и недопонимание. Если вы хотите стать компетентным матросом, вам пригодится мануал по яхтенной терминологии.

добери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значит

Мир паруса пользуется особым яхтенным языком. Команда SportFlot составила словарь яхтсмена, где Вы узнаете основные морские термины, а также сленговые слова и выражения, которые часто можно услышать из уст опытных шкиперов. Для удобства мы разбили их на несколько категорий.

Части парусной яхты

Нос — передняя часть яхты, Корма — задняя.

Кокпит — часть палубы (обычно «выемка» в палубе), где расположен штурвал, лебедки для работы с снастями. Здесь днем располагается экипаж для работы с парусами, а вечером можно отдохнуть или поужинать.

Камбуз — кухня, Гальюн — туалет.

Релинг — железные поручни на носу и корме яхте.

Леер — «забор» по периметру яхты. Стальные горизонтально натянутые троса, ограждающий борт яхты, за которые Вы обычно держитесь, перемещаясь по яхте, или на который вешаете свое полотенце.

Такелаж — одним этим словом называют все веревки, снасти, тросы вместе со своими креплениями, предназначенными для постановки и работы с парусами

Ванты — стальные тросы по бокам мачты, предназначенные для предотвращения падения мачты вбок

Штаг передний трос, от топа мачты к носу яхты, предотвращающий падение мачты назад.

Грот — большой треугольный парус над вашей головой, прикрепленный к гику и мачте.

Стаксель — передний треугольный парус, задняя сторона которого свободно перемещается с борта на борт в зависимости от курса яхты относительно ветра

Генакер — тот самый большой цветной пузатый парус, используется при попутном ветре, обычно его можно увидеть во время регат.

Шкот — веревка предназначенная для горизонтальной настройки паруса, т.е. правильной установке паруса к ветру. То с чем работает экипажа при движении яхты под парусами. В зависимости от того куда прикреплен шкот различают саксель шкот, гика шкот, грото шкот и т.д.

Фал — веревка, служащая для поднятия и спуска парусов. В зависимости от того к какому парусу крепится различают «грота-фал» или «стаксель-фал».

Шкаторина — сторона паруса. Может быть передней (ближе к носу), задней (ближе к корме) и нижней.

Кранец — надувной прорезиненный шар, функция которого — смягчать удары корпуса яхты об какие-либо препятствия или другие суда.

Швартовы — веревки, используемые для привязывания яхты к причалу. Швартовый может быть кормовым или носовым, в зависимости от того куда прикреплен на яхте.

Муринг – Конструкция состоящая из тяжелой плиты на дне и привязанной к ней веревки, встречающаяся в марине (место стоянки яхт), которая работает как якорь. Второе название «мертвый» якорь

Шлаг — один оборот веревки вокруг чего-либо, в том числе лебедки.

Роли экипажа на яхте

Рулевой — член экипажа, стоящий за штурвалом, ведет яхту по заданному курсу. Чаще всего, это опытный яхтсмен, понимающий откуда дует ветер, как настраивать паруса и как реагирует яхта на изменения ветра.

Питман или пианист — член экипажа, занимающий позицию около входа внутрь яхты на «пите»/»Пианине» (стопора сильно напоминающие клавиши пианино). Питаман работает на стопорах и лебедках для подьема/спуска и настройки парусов. Обычно это достаточно ловкий и «многорукий» матрос, хорошо понимающий, что в какой момент тянуть.

Шкотовый — матросы, которым доверяют работу на шкотах. Сильные, мускулистые и самые выносливые из всех членов экипажа.

Положение яхты относительно ветра

Левентик — положение, когда яхта обездвижена, так как ветер дует точно в нос. В этот момент обычно поднимают грот.

Фордевинд — в этом положении ветер дует в корму, яхта при этом может идти под геннакером.

Галфвинд — этот курс еще называют «пол-ветра», так как в этом положении ветер направлен на яхту под углом 90 градусов.

Бакштаг — курс яхты, когда ветер заходит в корму между положением галфвинд и фордевинд, под углом 120-160 градусов к ветру.

Бейдевинд — один из самых популярных курсов в яхтинге, когда яхта идет под острым углом к ветру, что позволяет перемещаться зигзагами даже против ветра, продвигаясь к нужной цели. Больше всего ветра и брызг.

Лавировка — продвижение к цели против ветра зигзагообразными движениями с поворотами, что позволяет сохранить заданный курс.

Левый и правый галс: курс судна относительно направления ветра. Так, яхта идет правым галсом, если ветер дует в ее правый борт.

Поворот Оверштаг — один из видов поворота яхты, когда она носом пересекает линию ветра и паруса с одного борта переходят на другой. Основной поворот при лавировке, когда яхта идет зигзагами против ветра. После того, как вы услышите эту команду, на яхте начнется движение, шкотовые начнут отпускать-тянуть паруса на другой борт.

Брочинг — ситуация, когда яхта резко кренится и теряет управление. Брочинг наиболее вероятен в гонках при средних и крепких ветрах на попутных курсах при движении с геннакером. При обычном движении под парусами брочинг редко случается.

Что имел в виду капитан?

Команды шкипера часто отличаются изобилием яхтенных терминов для экономии драгоценных секунд во время маневра. Фраза «Потяните пожалуйста зеленую веревочку, прикрепленную к переднему парусу и расположенную справа по борту в третьем стопоре от Вас», заменяется короткой фразой «Добрать стаксель шкот!». Запоминайте и учитесь схватывать налету, чтобы правильно реагировать на лаконичность команд.

«Добери, набей, выбери слабину» — это значит, нужно максимально сильно потянуть ту или иную веревку на себя.

«Потрави» — противоположное действие, означает, что нужно ослабить, отпустить веревку.

«Увались» — обычно говорят тому, кто стоит за штурвалом и ведет нос яхты так близко к линии ветра, что парус перестает работать (начинает «заполаскивать»).

«Приведись к ветру» — противоположная команда рулевому, рекомендует направить нос к ветру, чтобы уменьшить крен и правильно встать на курс.

«Одерживай!» — нужно подстраховать борта яхты с помощью кранцев, чтобы избежать касания с другим судном или причалом.

«Взять рифы» — на русский язык это переводится как «уменьшить площадь паруса», что обычно делается перед тем, как начнется усиление ветра.

Сленговый словарь яхтсмена

Интересных выражений и слов в лексиконе моряков и яхтсменов накопилось очень много, но опубликуем самые интересные и часто используемые.

«Тузик» — резиновая лодка с веслами и подвесным мотором, иногда его буксируют за кормой на веревке как верного пса, отсюда и название

«Пианино» — клавишные стопора, расположенные у входа внутрь яхты, очень напоминающие клавиши фортепиано.

«Лифчик» — ситуация, когда генакер запутывается, принимая характерные для женского нижнего белья очертания.

«Колдунчики» — тонкие невесомые ленты-веревочки, закрепленные на поверхности паруса или на вантах, помогающие при работе с парусами.

«Звать Ихтиандра» — страдать от морской болезни, сидя на борту и свесившись на леерах.

«Морковка» — флаг на судейском судне оранжевого цвета, который означает, что гонка пока отложена.

Конечно, чтобы лучше запомнить сложные слова, стоит выбраться на практическое занятие, где вы сразу можете познакомиться с устройством парусной яхты.

Записывайтесь на базовый курс парусной школы SportFlot и яхтенные термины перестанут вас пугать, вы сможете разговаривать с другими яхтсменами на одном языке, легко понимая друг друга.

добери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значит

СЕВАСТОПОЛЬ, учебный класс в яхт клубе

Курс теории и две недели практики на яхте в море (Крым/Турция), помогут вам получить сто-процентную подготовку к экзамену на сертификат капитана международной яхтенной школы IYT.

Теоретический курс проводится в виде отдельных лекций и практикумов с решением задач и работой с морской картой. Курсантам выдаются учебники для подготовки. Изучение теории в классе поможет не терять времени во время практических упражнений на яхте в дальнейшем.

добери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значитдобери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значит

— морское право, юридические аспекты яхтинга
— устройство судна, теория паруса и корабля,
— правила предупреждения столкновений судов,
— базовые маневры и особые случаи плавания,
— практическая навигация, работа с картой
— электронная навигация, приливная навигация, планирование перехода, использование средств связи
— безопасность в море, основы радиопереговоров (курс VHF оператор будет проведен отдельно с обязательной практикой и экзаменом на документы)
— задачи по навигации и теории корабля
— метеорология, чтение прогнозов, источники информации о погоде
— чартерные компании и особенности «приемки лодки», подготовка и планирование морского похода.

добери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значит

*вся теория будет сопровождаться английской терминологией и необходимыми фразами для яхтенного английского, если вы ранее не изучали английский язык, не переживайте, для успешной коммуникации не нужно досконально знать грамматику языка, достаточно того материала который мы вам предоставим.

добери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значит

Одна или две недели за рубежом, в зависимости от вашей наплаванности с проживанием на большой круизной яхте. На яхте 4-5 курсантов и инструктор. Проживание в двухместных каютах, питание на борту. Возможно одноместное размещение в каюте или возможность взять с собой сопровождающего.

Ближайшие даты практики: мы возобновим регулярные группы с апреля 2022 гоа, вы сможете выбрать удобные вам недели.

добери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значит

Стоимость курса теории 12500 рублей, возможна оплата по занятиям.

Действуют скидки для тех, кто прошел у нас курс на спортивных яхтах SB20 ВФПС Day Skipper!

Для Бронирования или справок свяжитесь с нами:
в WhatsAPP http://wa.me/79788536411 Анастасия
или по электронной почте sevastopol@sportflot.ru

так же, на нашем номере +7 978 85 36 411 работает Viber И WHatsApp

Источник

Стаксель

Стаксель

Парусное вооружение судов совершенствовалось на протяжении тысячелетий — с тех самых пор, как человек впервые придумал растянуть над своим плотом плетёное полотнище для ловли ветра. К настоящему времени в арсенале корабелов имеется несколько десятков видов парусов, каждый из которых имеет свои функциональные особенности, форму и назначение на судне. Одним из основных типов парусов, используемых как на больших парусных кораблях, так и на небольших лодках, является стаксель.

Что такое стаксель

Название «стаксель» происходит от голландско-немецкого «штаг-сегель», то есть, «штаговый парус». Как ясно из названия, стаксель ставится на штаг, то есть, перед мачтой. В морском деле штагом называется снасть, относящаяся к стоячему такелажу, и удерживающая мачту от падения взад — раскрепляя её со стороны носа судна. Любой стаксель находится спереди мачты, прикрепляясь к штагу своей задней шкаториной. В широком смысле стакселем именуется косой парус треугольной формы, выставляемый впереди мачты.

добери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значит

На многомачтовых судах может иметься до 2 десятков стакселей, расположенных на каждой мачте в несколько ярусов, вплоть до пяти. При этом данные паруса могут носить названия, весьма замысловатые для уха, непривычного к морским терминам: крюйс-бом-брам-стень-стаксель, грот-трюм-стень-стаксель и так далее. Что же касается классических яхт, то стаксели являются непременным атрибутом «бермудского» парусника. Здесь стакселем именуется передний косой парус, выставляемый на штаге грот-мачты.

Иногда на парусниках, помимо стакселя, устанавливается ещё один передний косой парус – кливер. От кливера стаксель отличается расположением, кливер крепится на леере, натянутом от бушприта судна. Имеется и другое определение, позволяющее визуально различить стаксель и кливер. Если нижняя шкаторина паруса располагается над палубой, то это стаксель. Когда же она располагается над бушпритом, то это уже кливер.

В яхтинге могут использоваться несколько передних косых парусов. Тогда первый по направлению к носу называется стакселем, а все последующие – кливерами. На спортивных яхтах иногда используются два стакселя, одинакового размера и формы, установленные по разным бортам яхты. Подобная конструкция является альтернативной использованию спинакера и генакера.

добери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значит

К снастям, предназначенным для управления стакселем, относятся:

Поскольку стаксели на современных гоночных и крейсерских яхтах имеют внушительные размеры, их уборка, особенно при свежем ветре, становится достаточно проблематичной задачей. Для облегчения работы используются специальные приспособления – закрутки стакселя. С его помощью можно скрутить парус, прямо не выходя из кокпита, в то время, как при отсутствии механизма закрутки приходится отправляться на бак и производить всю работу вручную.

Классификация стакселей

Стаксели подразделяются на несколько типов, в зависимости от своей конструкции и размера. Так, «ричер», имеющий высокий шкотовый угол и полукруглые очертания нижней шкаторины, предназначен для работы при больших угловых ветрах до 50-60 градусов к курсу (на галфвинде или на крутом бакштаге). «Генуя» отличается тем, что задняя кромка паруса существенно заходит за мачту.

Размер стакселей может определяться двумя способами: по номерам и в процентах. Номерами обозначают паруса в порядке убывания – от №1, которым обычно обозначают самую большую «геную», и до штормового стакселя, или как его ещё называют моряки «носового платка», самого маленького из всех стакселей. Процентное соотношение площади паруса определяется к площади треугольника палубы между её поперечным сечением на уровне крепления мачты носом судна. Полученная площадь данного треугольника берётся как 100%, а площадь парусов, соответственно, в процентах к нему. Например, 140%…85% стаксель.

Принцип работы стакселя

В современной спортивной бермудской яхте особо важна сбалансированная работа всех парусов. Основное внимание уделяется связке парусов стаксель-грот. Согласно аэродинамическим исследованиям, при движении судна под углом 25-30 градусов к ветру, с подветренной стороны паруса, вокруг мачты образуются турбулентные завихрения. В итоге тяговое усилие на гроте (расположенном позади мачты), становится на 1/10 ниже, чем на стакселе, у которого передняя шкаторина совершенно свободна. Как результат, если грот выступает в виде основного паруса, то судно теряет ход при движении под углом к ветру.

Для решения этой проблемы в последнее время на современных гоночных яхтах изменили баланс площади стакселя — грота. Если ещё недавно стандартное соотношение составляло примерно 70% к 30% в пользу грота, то сегодня оно равно 40% к 60% в пользу стакселя. В связке стаксель грот работают как предкрылок и крыло: передний парус захватывает ветровой поток и направляет его в грот, что увеличивает манёвренность судна. Таким образом, стаксель во всех современных конструкциях завоёвывает роль основной движущей силы парусного вооружения, в то время, как гроту всё больше отводится роль вспомогательного паруса, служащего для проведения манёвра и обеспечения центрирования яхты во время движения.

добери стаксель что значит. Смотреть фото добери стаксель что значит. Смотреть картинку добери стаксель что значит. Картинка про добери стаксель что значит. Фото добери стаксель что значит

Некоторые конструкторы-экспериментаторы предпринимают довольно удачные попытки полного отказа от остальных парусов, кроме стакселя. Особенно удачными получаются конструкции катамаранов, оснащённых сугубо стаксельным вооружением. Для классической однокорпусной яхты проблемой оказывается их недостаточная ширина, в результате чего ограничивается разнесение крайних точек нижней шкаторины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *