договор уполномоченного лица при сертификации что это
Кто может быть заявителем и уполномоченным изготовителем лицом
Расскажем о том, кто может быть заявителем при обязательной оценке соответствия (а кто нет), в каких случаях это может быть изготовитель, в каких продавец, в каких уполномоченное изготовителем лицо (и кто этим лицом может быть).
Нормативная база
Ответ на вопрос, кто может быть заявителем, содержится в п.5. Приложения №9 к Договору о ЕАЭС:
При оценке соответствия заявителем могут быть зарегистрированные на территории государства-члена в соответствии с его законодательством юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем или продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом.
Круг заявителей устанавливается в соответствии с техническим регламентом Союза.
В этом же Приложении №9, но уже в п.3. содержится также определение «уполномоченного изготовителем лица»:
«Уполномоченное изготовителем лицо» — зарегистрированные в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем, в том числе иностранным изготовителем, осуществляют действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции на территории Союза, а также несут ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Союза.
Эти же формулировки (иногда в несколько другом виде) встречаются и, самое главное, уточняются в иных нормативных документах и технических регламентах. Например, в Решении Коллегии ЕЭК №293 «О единых формах сертификата и декларации. » формулировка повторяется практически слово в слово, а в Решении Совета ЕЭК №44 «О типовых схемах оценки соответствия» уточняется, кто именно (изготовитель или продавец) может быть заявителем при определённой схеме оценки соответствия.
Россия
В национальном же законодательстве (а именно в 184-ФЗ «О техническом регулировании») установлены обязательные требования к заявителю только при декларировании соответствия (статья 24):
При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя)
При сертификации же к заявителю не предъявляется особых требований (в плане регистрации), а потому иностранный производитель также может быть заявителем при сертификации на соответствие стандартам и техрегламентам РФ. Если иное не установлено этими стандартами и техрегламентами, разумеется.
Если говорить о прочих системах сертификации, то, например, заявителем в некоторых схемах сертификации средств связи может быть иностранная компания, а при сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности — только зарегистрированные в России юрлица или ИП.
Таким образом, к заявителю и в ЕАЭС, и в РФ есть, по сути, только 2 требования:
Он должен быть зарегистрирован на территории действия системы технического регулирования (ЕАЭС для соответствующих техрегламентов или РФ для национальных стандартов). За редким вышеупомянутым исключением: сертификация по национальному стандарту.
При оформлении документа на серийный выпуск он должен быть изготовителем либо уполномоченным изготовителем лицом.
Требования вполне логичные. Регистрация на территории действия определённых разрешительных документов необходима, чтобы заявителя можно было найти (и при необходимости привлечь к ответственности). А гарантировать соответствие продукции при серийном выпуске может только тот, кто её производит.
Уполномоченное изготовителем лицо
В том случае, если на продукцию необходимо оформить документ на серийный выпуск, а производит её иностранная компания, то заявителем может выступить только уполномоченное изготовителем лицо.
В начале мы приводили определение уполномоченного лица, остановимся на трёх ключевых моментах этого определения:
«Зарегистрированное в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории лицо»
Как уже сказано выше, сделано это для того, чтобы заявитель подпадал под юрисдикцию контролирующих органов.
«На основании договора с изготовителем осуществляет действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции»
Ключевой момент. Между уполномоченным лицом и изготовителем должен быть заключён официальный договор, согласно которому заявитель будет действовать от имени изготовителя в ходе процедуры оценки соответствия: подавать заявку в орган, предоставлять образцы для испытаний, проводить сами испытания (при декларировании), получать сертификат / регистрировать декларацию и т.д…
Именно этот договор, помимо прочих документов, заявитель предоставляет в орган при подаче заявки. Подробнее о нём чуть ниже.
И это тоже очень важный момент, который нередко забывают многие заявители. Нюанс здесь в том, что для законодательства «не существует» иного нарушителя, кроме заявителя. Если выявлено несоответствие продукции — наказан будет заявитель. И возмещать вред (если он имел место) будет тоже только он.
Более того, в статье 36 закона 184-ФЗ «О техническом регулировании» даже есть отдельный пункт, исключающий любые попытки заявителя как-то переложить ответственность по возмещению вреда на производителя (или кого-то ещё):
4. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.
Договор уполномоченного лица
У данного договора нет утверждённой формы и даже какого-то типового образца. Всё дело в том, что это очень индивидуальный документ, описывающий взаимодействие конкретного доверителя и конкретного поверенного. Бывает, что его положения входят в «общий» дистрибьюторский договор, но если нет — такой договор надо заключать дополнительно.
Содержание договора уполномоченного лица зависит от того, кем вообще является поверенное лицо (продавец, импортёр, дистрибьютор), и кем оно приходится производителю: это может быть дочерняя компания в рамках международного холдинга, а может быть дистрибьюторская сеть, сотрудничающая с разными производителями — очевидно, что договоры в этих случаях будут отличаться.
Соответственно, от взаимоотношений доверителя и поверенного зависят конкретные моменты, которые надо отразить в договоре:
Поэтому составление договора уполномоченного лица — серьёзная работа, к которой надо подойти предельно ответственно. Собственно, как и к любому другому договору, особенно внешнеэкономическому.
Договор функций уполномоченного иностранным изготовителем лица
О договоре на выполнение функций уполномоченного иностранным изготовителем лица, рамках Технических Регламентов Таможенного Союза
В связи с образованием единого таможенного пространства – Таможенный Союз и вступлением в силу Технических Регламентов Таможенного союза на группы товаров, изменилась специфика и условия сертификации и декларирования. Одним из важнейших вопросов, вызывающим непонимание, является вопрос правильного определения Заявителя на территории Таможенного Союза в том случае если это продукция иностранного происхождения.
Данный вопрос регламентируется:
Если с изготовителями, которые производят продукцию на территории Таможенного союза ситуация понятна (они выступают заявителями в сертификатах и декларациях) то с изготовителями импортной продукции не все так просто.
В Таможенном Законодательстве четко сказано, что при ввозе и реализации импортной продукции, Заявителем на территории Таможенного Союза могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в РФ, РБ и РК, т.е. в Таможенном Союзе. Никаких иных смыслов эта фраза за собой не несет. Так как иностранный изготовитель не может являться резидентом на таможенной территории, то не допускается, чтобы он выступал в качестве Заявителя при оформлении деклараций и сертификатов. Все интересы иностранного изготовителя представляет Заявитель, зарегистрированный в Таможенном Союзе, и он же несет ответственность, за качество и безопасность поставляемой продукции.
В Технических Регламентах и других документах на этот счет предусмотрено, что иностранные Изготовители и Заявители должны подписать между собой договор уполномоченного лица (на выполнение функций представителя). При оформлении разрешительных документов на серийный выпуск Орган по сертификации проверяет наличие такого договора у Заявителя. Смысл договора сводится к тому, что Заявитель несет полную ответственность за безопасность поставляемой из-за рубежа продукции.
Формулируется это в договоре на выполнение функций примерно так:
«Изготовитель» поручает, а «Уполномоченное изготовителем лицо» принимает на себя обязательства от имени «Изготовителя» выполнять на территории Таможенного союза функции данного иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия, поставляемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза».
Это значит, что уполномоченное изготовителем лицо на территории Таможенного Союза, далее ЗАЯВИТЕЛЬ, от лица изготовителя, оформляет все необходимые документы для ввоза и дальнейшей реализации продукции в Таможенном Союзе. Подписывает заявки и заявления при сертификации и декларировании продукции, акты отбора образцов и т.д. и отвечает в полном объеме за недобросовестные действия изготовителя или иные несоответствия продукции, что также, должно быть отражено в договоре на уполномоченное лицо.
Например, в обязанность Заявителя входит:
Выпускать продукцию в обращение на рынок только после оформления Декларации или Сертификата соответствия. Импорт и реализация продукции должны быть приостановлены Заявителем, если срок действия Декларации и Сертификата истек и необходимо переоформить разрешительные документы. Заявитель обязан поставить в известность Орган по сертификации, если в период действия Декларации или Сертификата изготовитель внес изменения в технологический процесс или изменил иные характеристики продукции. Это касается действующих на тот момент разрешительных документов, срок действия которых не истек. Прекратить реализацию продукции на территории Таможенного союза, если продукция не соответствует требованиям технических регламентов. Поставить в известность Изготовителя, если выявлено, что продукция, поставляемая на территорию Таможенного союза, не соответствует требования Регламентов.
Договор уполномоченного лица
Техническое регулирование | |
---|---|
Основные НПА | |
Услуги IFCG | |
— Сертификат соответствия ТР ЕАЭС — Декларация о соответствии ТР ЕАЭС — Сертификат и Декларация ГОСТ Р — Свидетельство о государственной регистрации — Разработка маркировки продукции |
Согласно законодательству Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) при оценке соответствия заявителем могут быть зарегистрированные на территории государства-члена ЕАЭС в соответствии с его законодательством юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем лицом.
Содержание
Уполномоченное изготовителем лицо
Согласно Приложению № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе Уполномоченное изготовителем лицо — зарегистрированные в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем, в том числе иностранным изготовителем, осуществляют действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции на территории ЕАЭС, а также несут ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза/Евразийского экономического союза (далее — Союза).
Исходя из этого определения, уполномоченное изготовителем лицо:
Других требований к уполномоченному лицу или договору законодательство ЕАЭС не предъявляет.
Следует отметить, что договор с дистрибьютором (коммерческим представителем), как правило, не дает право считать такой документ «договором уполномоченного лица», так как дистрибьютор является официальным представителем изготовителя только в части реализации товара. То есть, подобный договор не дает дистрибьютору полномочий по оценке соответствия и не определяет ответственность за несоответствие реализуемой продукции требованиям технических регламентов Союза.
В соответствии с пунктом 5 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе ответственность за несоблюдение требований технических регламентов Союза, а также за нарушение процедур проведения оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов. Таким образом, при составлении договора между уполномоченным лицом и изготовителем следует также принимать во внимание национальное законодательство в сфере технического регулирования.
В Российской Федерации вопросы оценки соответствия регулируются Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ (далее — 184-ФЗ).
Информация ниже приводится с учетом законодательства и правоприменительной практики именно Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в 184-ФЗ отсутствует понятие уполномоченного изготовителем лица. Вместо него используется термин «лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя». Исходя из имеющегося в данном законе определения [2] и возлагаемых им на такое лицо обязанностей и ответственности, понятия следует считать эквивалентными.
В каких случаях требуется предоставление договора уполномоченного лица?
Договор уполномоченного лица с изготовителем входит в основной требуемый пакет документов при регистрации документов о подтверждении соответствия (сертификатов и деклараций о соответствии) на серийный выпуск продукции (схемы сертификации 1с, 2с, 5с, 6с, 7с, 8с и схемы декларирования 1д, 3д, 5д, 6д).
Обязательное предоставление такого документа при оформлении сертификата соответствия установлено пунктом 14 раздела III и при декларировании пунктом 26 раздела IV Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44 «О типовых схемах оценки соответствия»:
14.К заявке прилагаются следующие документы:
копия договора с изготовителем (в том числе с иностранным изготовителем), предусматривающего обеспечение соответствия поставляемой на таможенную территорию Союза продукции требованиям технического регламента и ответственность за несоответствие такой продукции указанным требованиям (для уполномоченного изготовителем лица)
26. Комплект документов, послуживших основанием для принятия декларации о соответствии (если иное не установлено техническим регламентом), включает в себя:
договор с изготовителем (в том числе с иностранным изготовителем), предусматривающий обеспечение соответствия поставляемой на таможенную территорию Союза продукции требованиям технического регламента и ответственность за несоответствие такой продукции указанным требованиям (для уполномоченного изготовителем лица) (в случаях, предусмотренных схемой декларирования соответствия);
Форма договора уполномоченного лица
Как было отмечено выше, прежде всего договор уполномоченного лица должен наделять такое лицо правом совершать действия по оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза. Помимо взаимодействия с органами по сертификации, такие действия могут включать в себя взаимодействие с органами по аккредитации (например, действия по регистрации или отзыву декларации о соответствии, подача жалоб), ввоз и таможенное оформление образцов продукции и т.д. — все это следует предусмотреть в договоре, исходя из конкретной ситуации.
Обязанности и ответственность уполномоченного лица рекомендуется перечислять подробно с максимальной степенью соответствия национальному законодательству в сфере технического регулирования (в России — 184-ФЗ). Это позволит избежать недопонимания и лишних согласований со стороны органов по сертификации и лабораторий, а также вопросов со стороны контролирующих органов.
При этом, однако, следует учитывать следующие обстоятельства: в соответствии с главой 7 184-ФЗ заявитель (в т.ч. уполномоченное лицо) обязан:
Очевидно, что заявитель-уполномоченное лицо в большинстве случаев не имеет возможности приостановить реализацию продукции (в том числе, ее импорт) и, тем более, приостановить производство, т.к. он не является производителем или импортером. В связи с этим рекомендуется предусмотреть в договоре обязанность изготовителя выполнить такие действия после получения соответствующей информации от заявителя.
Таким образом, законодательство РФ запрещает перенос обязанности по возмещению вреда на изготовителя. Чтобы в какой-то степени застраховать заявителя от подобных рисков, рекомендуется внести в договор оговорки о компенсации производителем расходов заявителя в этом случае.
Ниже Вы можете ознакомиться с типовой формой договора, в которой учтены все перечисленные выше особенности:
Примечания
Изготовитель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие от своего имени только производство или производство и реализацию продукции, и ответственные за их соответствие требованиям Технических регламентов ТС/ЕАЭС.
Импортер — зарегистрированные в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые заключили с иностранным изготовителем (продавцом) внешнеторговый договор на передачу продукции, осуществляют выпуск этой продукции в обращение и (или) ее реализацию на таможенной территории Союза и несут ответственность за ее соответствие требованиям технических регламентов.
Продавец — зарегистрированные в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, реализующие продукцию по договорам и не являющиеся изготовителями.
См. также
Ссылки
Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.
В частности, мы готовы оказать Вам следующие услуги в рамках подтверждения соответствия техническим регламентам ТС/ЕАЭС:
Текст договора функций уполномоченного иностранным изготовителем лица
CONTRACT № 1 |
on fulfilling functions of foreign manufacturer in part of ensuring compliance of products with the requirements of technical regulations and national standards and in part of responsibility for non compliance of products with the requirements of technical regulations and national standards |
ДОГОВОР № 1 |
на выполнение функции иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов и в части ответственности за несоответствие продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов |
Moscow 01 November 2014
Москва 01 Ноября 2014 г.
Изготовитель продукции компания «Apelsin Inc.», зарегистрированный по адресу 111 Klitton Drive, 32, USA, Телефон 1-111-11-1111 именуемый в дальнейшем «Доверитель», в лице Генерального менеджера Джона Смита, с одной стороны, и ООО «Минпром» зарегистрированное по адресу 111123, г. Москва, Электродный проезд, дом 16, телефон 7-495-723-2371, факс 7-495-723-2371 именуемый в дальнейшем «Поверенный», в лице Генерального директора, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
Как подтвердить, что товар соответствует техническим регламентам ЕАЭС
Через декларирование, сертификацию и госрегистрацию
Технические регламенты устанавливают требования, которым должна соответствовать продукция, чтобы считаться безопасной для потребителей.
Прежде чем продавать товары на территории страны, производитель или импортер оформляет документы, которые подтверждают их безопасность. Причем для разных видов продукции процедуры оформления различаются. Все это прописано в системе технических регламентов.
Я расскажу, как предпринимателю разобраться в этой системе и ничего не нарушить.
Что такое технический регламент ЕАЭС
Технический регламент — документ, где описаны требования к продукции, товарам, приборам и оборудованию. Если товар соответствует требованиям регламента, то его можно хранить, перевозить и продавать на территории ЕАЭС, Евразийского экономического союза.
Сейчас в ЕАЭС входят Россия, Армения, Казахстан, Беларусь и Киргизия. Раньше у этих стран были свои правила и стандарты, но когда они объединились в союз, то стали применять общие технические регламенты. За разработку регламентов отвечает Комиссия Таможенного союза.
Например, предприниматель хочет привезти из Китая в Россию партию детских курток. Нельзя просто доставить эти товары в страну и начать продавать: вдруг они опасны, например вызывают аллергию.
Сначала нужно выяснить, под какие регламенты подпадают товары и как подтверждать соответствие требованиям. Технических регламентов довольно много — полный список есть на сайте Росстандарта. Причем одна и та же продукция может одновременно регулироваться несколькими регламентами. Так, требования к детским курткам прописаны в двух документах: ТР ТС 017/201 1 «О безопасности продукции легкой промышленности» и ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Свои регламенты есть для молочной продукции, мяса, петард, игрушек, аттракционов, автомобилей.
ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»PDF, 242 КБ
ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»PDF, 242 КБ
Подтвердить соответствие можно тремя способами: декларированием, сертификацией и государственной регистрацией. В технических регламентах прописано, какой способ применять к конкретной продукции. Одни товары нужно сертифицировать, другие — регистрировать, а по третьим достаточно представить декларацию о соответствии.
Расскажу про каждый способ.
Это самый простой способ подтверждения: производитель или импортер письменно заявляет, что продукция соответствует требованиям технических регламентов. Такое заявление называется декларацией соответствия.
Но голословных утверждений недостаточно, требуются доказательства. Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно исследовать продукцию в лаборатории и получить протокол испытаний.
Ответственность за достоверность сведений в декларации соответствия несет заявитель — производитель или импортер.
Общий план действий такой:
Схемы декларирования соответствия. Существует шесть схем декларирования: 1д, 2д, 3д, 4д, 5д и 6д.
Схема 1д применяется для декларирования серийно выпускаемой продукции на основании собственных доказательств заявителя. Это самая мягкая схема, когда можно проверить товары по документам — без исследования образцов.
Схема 2д похожа на 1д, но подходит не для серийного выпуска, а для конкретной партии или единичного изделия.
Схема 3д используется для серийной продукции. Но, в отличие от 1д, заявитель не может ограничиться собственными доказательствами — одних документов уже недостаточно. Он должен провести испытания в аккредитованной лаборатории на конкретных образцах продукции.
Схемы 5д и 6д — более редкие и специфические. Я не встречал товаров, которые были бы задекларированы таким образом. Так, схема 5д применяется для оборудования, которое:
Схема 6д актуальна для крупных промышленных предприятий, у которых есть собственная лаборатория и сертифицированная система менеджмента качества по стандартам ISO.
Заявитель сам выбирает схему декларирования, но с учетом ограничений технического регламента. Например, для одежды из кожи и меха, головных уборов, носовых платков, полотенец и шарфов недоступны самые простые схемы — 1д и 2д.
Выбор схемы зависит от товара и контекста. Не стоит гадать или пытаться сделать «как проще» — консультируйтесь у экспертов, чтобы избежать проблем с таможней и другими государственными органами. Например, можно связаться с конкретной лабораторией и узнать, получится ли провести исследования без образцов товаров — просто по документам.
Я ввозил в Россию из Германии тельфер — грузоподъемник. Его выпустил крупный и известный европейский производитель, поэтому лаборатория разрешила провести декларирование по схеме 1д. Дело в том, что система технических регламентов ЕАЭС дружит с европейской — у нас принимают их документы и сертификаты качества. А вот если бы я привез такой же подъемник, но только китайского производителя, скорее всего, потребовалась бы схема с испытаниями образцов — 3д или 4д.
Как выбрать лабораторию. Выбирайте среди лабораторий, которые прошли государственную аккредитацию и работают с вашей группой товаров. Проверить аккредитацию и полномочия по товарной группе можно в специальном реестре.
Но стоит осторожно работать с лабораториями, которые обещают проверить дешевле «по упрощенной и ускоренной процедуре»: экономия в 5—7 тысяч может вылиться в большие финансовые потери.
Например, импортер закупил продукцию за границей и хочет ввезти ее в Россию. Для этого он должен представить в таможню декларацию соответствия на товар. По идее импортер должен действовать так: сначала ввезти образцы продукции, протестировать их, оформить декларацию соответствия — и потом уже ввезти основную партию.
Но, чтобы сэкономить время и деньги, он обратился в сомнительную лабораторию, которая «нарисовала» протокол по схеме 3д или 4д без предоставления образцов продукции.
При импорте основной партии таможня внезапно запрашивает не только декларацию соответствия, но и доказательства ввоза в страну испытательных образцов и передачи их в лабораторию. Ничего такого у импортера нет: испытаний же не было, их сфальсифицировали.
В результате таможня не пропускает груз. Импортеру нужно заново проводить испытания и оформлять новую декларацию соответствия. Все это время груз будет лежать на складе временного хранения, СВХ. А склад работает не бесплатно, за каждый день нужно платить. И эти расходы дополнительно ложатся на импортера, который вообще-то хотел сэкономить.
С лабораториями, которые практикуют сомнительные схемы, есть и другая проблема: их часто исключают из реестра Росаккредитации. Обычно все происходит так: ради привлечения клиентов лаборатория начинает жестко демпинговать. А чтобы уменьшить свои расходы, она фактически имитирует испытания.
Рано или поздно Росаккредитация и Роспотребнадзор приходят с проверкой — узнать, как работает лаборатория. Инспекторы запрашивают случайные материалы исследований, а там написан всякий бред. В итоге лабораторию лишают аккредитации и отзывают декларации, которые выданы на основании ее протоколов.
У специалистов по ВЭД, таможенников и сертификатчиков есть термины «битая лаба» и «левый серт». Это, соответственно, лаборатория, у которой отозвали аккредитацию, и сертификат или декларация соответствия, которые аннулированы или вот-вот будут исключены из государственного реестра документов. Если товар стоит на таможне, а декларация соответствия на него вдруг утратила силу, то растаможить его не получится.
В мае 2019 года я столкнулся с подобными неприятностями. Роспотребнадзор совместно с Росаккредитацией проверил более 100 лабораторий в Центральном федеральном округе и аннулировал десятки аккредитаций. Это привело к массовому отзыву разрешительных документов, которые уже были оформлены.
Нам пришлось выгружать груз на склад временного хранения, ждать две недели, пока из Китая прилетят новые образцы продукции, проводить новые испытания и заново декларировать соответствие. Это обошлось в 240 000 Р :
Пример. Допустим, я хочу приобрести в Германии полуавтоматический подъемник для автомастерской. Сначала нужно определить, под действие каких документов подпадает это оборудование. Если не разбираетесь в регламентах, сделать это самостоятельно будет сложно. Цена ошибки высока: неправильно оформите декларацию — таможня не пропустит груз.
Я действую так: сначала определяю код товарной номенклатуры, ТН ВЭД. Есть специальный справочник, где каждому виду товаров присвоен код. Например, код для подъемника — 84 28 90 900 0. Здесь тоже легко ошибиться: даже небольшие различия дают разный набор цифр. Например, у галстука из шелка код 6215 10 000 0, а из прочих текстильных материалов — 6215 90 000 0.
Потом я вбиваю код ТН ВЭД в программе «Такса», которая определяет, какие регламенты соответствуют продукции. Это удобно, быстро, но есть минус: программа платная. Подъемник подпадает под регулирование трех регламентов:
Далее я открываю каждый регламент и ищу информацию, как подтверждать соответствие. Допустим, изготовитель подъемника предоставил:
Получается, что у меня уже есть все документы, чтобы подтвердить соответствие. Технические регламенты не запрещают использовать схемы 1д и 2д, значит, можно обойтись без ввоза и исследования образцов. Я выбираю 1д — на основании собственных доказательств, на серийно производимое оборудование. Можно использовать и 2д — на конкретную партию или единичный продукт, но я планирую закупать еще такие же подъемники в будущем. Если оформить декларацию сразу на серию, не придется получать ее на каждую последующую партию.
Далее выбираю аккредитованную лабораторию, заключаю с ней договор, передаю документы на подъемник и забираю протокол испытаний. На основании протокола оформляю декларацию и предъявляю ее в таможне при импорте.
Декларирование предусматривает, что соответствие подтверждает сам производитель или импортер. А вот при сертификации за это отвечает специальная организация — она называется органом по сертификации. Как правило, это обычное ООО, которое получило аккредитацию и может выдавать сертификаты.
План такой. Сначала в реестре ЕЭК выберите орган по сертификации, который вправе работать с вашей продукцией и нужными техническими регламентами.
Далее определите, что будете сертифицировать: серийную продукцию или конкретную партию товара. В случае с серийной продукцией приготовьтесь к тому, что орган сертификации может проверить производство. Если вы импортер, а производитель находится в другой стране — это будет проблематично.
Заключите договор с органом сертификации, а все остальное он сделает сам: выберет лабораторию для испытаний и определит схему подтверждения соответствия. Таких схем девять, но я расскажу о первых четырех — именно их в основном применяет малый и средний бизнес:
Если исследования подтвердят, что продукция соответствует требованиям технических регламентов, то вам выдадут сертификат на бланке с индивидуальным номером. Проверить достоверность сертификата можно в реестре Росаккредитации.
Например, мы везем ультрафиолетовые лампы из Китая для косметических и маникюрных салонов. Код ТН ВЭД — 85 16 79 700 0. Этот код подпадает под действие двух технических регламентов:
Напомню, эти же регламенты мы использовали для декларирования соответствия подъемника. Поскольку продукция будет завозиться разными товарными партиями, практичнее сделать сертификат соответствия на серийное производство. Схема сертификации — 1с.
Затем выбираем подходящий орган сертификации из реестра и заключаем с ним договор. Узнаем, сколько ламп нужно для испытаний, эту информацию даст лаборатория. Привозим и декларируем в таможне образцы и передаем их в лабораторию. В результате, если с лампами все нормально, получаем сертификат соответствия.
К некоторым видам продукции выдвигаются повышенные требования по качеству и безопасности. Такие товары нужно не декларировать или сертифицировать, а регистрировать — это более сложная процедура.
Например, требование о госрегистрации установлено:
Есть и еще один перечень товаров, которые нужно регистрировать вне зависимости от того, к какому техническому регламенту они относятся. В этот перечень входят например:
Государственной регистрацией занимается Роспотребнадзор. Схема такая:
Если все оформлено правильно, а протокол испытаний подтверждает соответствие продукции требованиям регламентов, то Роспотребнадзор выдает свидетельство о государственной регистрации, СГР. Проверить достоверность и актуальность этого документа можно в специальном реестре.
Как выбрать агента для получения разрешительных документов
Чтобы правильно подобрать нужные технические регламенты и коды ТН ВЭД, разобраться со схемами декларирования и сертификации, органами и лабораториями, советую воспользоваться помощью агента.
Опытный агент экономит деньги и время: он вращается в этой сфере, знает все нюансы и риски, понимает, в какие лаборатории можно обращаться, а в какие не стоит. Я уже более 10 лет занимаюсь импортом, но оформляю разрешительные документы не самостоятельно, а через агентов.
Если вы ничего не понимаете в технических регламентах, лучше найти того, кто понимает, и заплатить ему. Иначе можно наделать ошибок и нарваться на штрафы — о них я еще расскажу.
Никакой аккредитации для агентов не предусмотрено, так что ориентируйтесь на отзывы и собственные ощущения. В случае с декларированием обязательно уточняйте, с какой лабораторией работает агент. Проверьте ее аккредитацию по реестру. Если это мутная лаборатория, которая готова слепить протокол испытаний без образцов продукции и документов, то лучше отказаться.
Также выясните, как будет проводиться декларирование. Бывает, что агенты предлагают схему 1д, поскольку она позволяет обойтись без ввоза тестовых образцов. Но в некоторых случаях так делать нельзя: в техническом регламенте может быть указано, что для проверки этой продукции необходимо исследовать образцы.
Если работаете с агентом впервые и не уверены в его профессионализме, то обращайтесь к первоисточнику — техническим регламентам. Не стоит слепо верить всему, что говорят, — перепроверяйте информацию.
- договор уполномоченного лица при декларировании что это
- договор упх что это