доказательства что дьявол существует
Доказательства что дьявол существует
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Существует ли дьявол? Часть первая
Доказательство существования дьявола
Перевод статьи Джона Анкерберга и Джона Уэлдона Доказательство существования дьявола (Evidence for the Devil by Dr. John Ankerberg, Dr. John Weldon), оригинал смотри по ссылке:
http://www.inplainsite.org/html/evidence_for_devil.html
Часть первая
Что поистине невероятно, это не дьявол, не Ангелы, но скорее глупость и легкомыслие скептиков и их непростительная софистика, жертвой которой они сами становятся. «Дьявол это господин с красными рожками и длинным хвостом, а я не могу верить в господина с красными рожками и длинным хвостом; поэтому я не верю в дьявола». Это именно то, чего хочет от них дьявол. Кто зациклился на бабушкиных сказках, отказываются верить в дьявола, потому что их представление о нем заимствовано целиком из этих сказок. Дени де Ружмон, Доля дьявола. Очерк о дьяволе в современном обществе.
Духи сегодня вышли в свет. Посредством своих «каналов» они заговорили на общественных семинарах, через книги, кассеты, видеозаписи и даже используют национальное телевидение. Они наступают в манере, которая поколение назад была бы немыслима. Опросы Гэллапа, Роупера и Центра по обследованию общественного мнения Чикагского университета показывают: буквально десятки миллионов американцев так или иначе соприкасались со спиритизмом.[1] Таким образом оккультное не может больше удобно откладываться в сторону как принадлежность стран и культур Востока. Теперь это совершенно открыто признанная часть западной культуры. И мы утверждаем, что это дело дьявола.
Но реалистична ли такая позиция? Действительно ли вера в личного дьявола ненаучна, или же имеются веские доводы в пользу его существования? Знаменитый евангелист Билли Грэм однажды заметил: «Почему я верю в дьявола? По трем причинам: 1) потому что Библия ясно говорит, что он существует; 2) потому что я вижу его работу во всем мире; 3) потому что великие ученые признавали его существование».[2]
Гораздо логичнее полагать дьявола действительно существующим, чем отвергать его существование. Как утверждает профессор исторического и систематического богословия Риджент колледжа в Ванкувере, Британская Колумбия, доктор Дж.И.Пакер:
Также вполне логично, что зло подыщет себе камуфляж в стратегических целях, подобно мафии, отмывающей свои деньги в законном бизнесе. Маскировка была одной из ключевых составляющих военной тактики в течение тысячелетий, вряд ли она может быть для нас сюрпризом в мире духов. Такая маскировка может принимать множество видов, от выдавания себя всего лишь за миф до противоположной крайности – преподнесения себя в качестве конечной реальности или Бога. На самом деле, большинство людей либо не верят в существование сатаны, либо принимают область психического за проявление божественного. Безусловно, единственный выход из этой ситуации – разоблачение настоящего мифа, то есть лжи, которую дьявол распространяет о себе. Как Брукс Александер прекрасно заметил:
Природа иллюзии – в потере направления. Это смещение нашего внимания под воздействием манипуляции ложными образами, индивидуальными и коллективными. Исчезновение дьявола дает наглядный пример коллективного заблуждения – формы социального обмана. Как только образ принят, любая наша реакция на него будет ложной, как и он сам, и станет игрой по правилам, навязанным дьяволом. Направление будет неверным по определению…
Не существование сатаны должно пугать нас, а то, что наши современники так плохо подготовлены к контакту с реальностью на всех уровнях и безсильны в распознании фундаментальной опасности. Де Ружмон высказался об этом изящно и кратко:
Одной из причин неразберихи, царящей в мире, является то, что мы боимся столкнуться с ее подлинными причинами. Мы верим в тысячи зол, боимся тысячи опасностей, но перестали верить в Зло и испытывать страх перед подлинной Опасностью. Раскрыть реальность дьявола в этом мире означает… исцелиться. Мы никогда не подвергаемся опасности большей, чем когда обманываем самих себя относительно истинного характера угрозы и собираемся с силами для борьбы с пустотой, в то время как враг подкрадывается сзади.
Было бы легкомысленно исключать дьявола просто на том основании, что нам не нравятся ассоциации, которые у нас с ним связаны. Даже если мы признаем концепцию не понимая, это по крайней мере даст нам понимание того, что духовные предметы могут быть более тонкими и сложными, чем кажется. Здравая осторожность есть противоядие от страха, а не его причина. [4]
Восемь доказательств существования дьявола.
Итак, мы предлагаем восемь путей рассуждения, ведущих к признанию возможности существования дьявола и/или реальности духовного зла:
Согласие истории и религии
Вера в сатану и/или злых духов наблюдается на протяжении всей истории человечества и была принята в качестве истины большинством людей в большинстве эпох и культур, древних и современных (например, в ассирийской, вавилонской, кельтской, египетской, греческой, еврейской, индийской, африканских, мусульманской, римской, тибетской, персидской, китайской, буддийской, индуистской, христианской, джайнийской, японской, славянской и т.д.). [5] В свете этого пространного свидетельства, извлекаемого из анналов истории, культуры, религии, относительно недавнему утверждению о несуществовании дьявола не хватает основательности. Современный научный рационализм в действительности объясняет нам очень немного в высотах и глубинах мироздания.
Свидетельство практикующих оккультистов
Маги, экстрасенсы, гуру, медиумы и сатанисты хорошо осведомлены о реальности духовного зла, хотя и на свой манер. Многие из этих деятелей верят в злых духов буквально и имели с ними личные встречи. Такие встречи оставляют мало сомнений в злонамеренности их характера.[6] Оккультный маг Конвей предупреждает: «Их жажда разрушения и раздора кажется неутолимой» и «мы будем называть их злом по той простой причине, что они не упустят любую возможность причинить нам неизмеримый вред». [7]
Спирит Шри Чинмой также обсуждает лживую природу духов: даже якобы «добрые» духи открываются человеку и тут же «пытаются перерезать вам горло» при попытке отделаться от них.[8] Далее он замечает: «Враждебные силы могут разыгрывать роль крутого духовного Наставника и требовать от учеников самоубийства. Дескать, “если убьешь себя, я смогу дать тебе духовное освобождение еще быстрее”, или вроде того… Эти черти очень умны».[9]
10 неразгаданных тайн о Сатане
1. Он ли был в образе Змея в Эдеме?
Змея, искушающего Еву вкусить запретный плод, часто считают Сатаной, однако в Библии ни о чём подобном не упоминается. Это всего лишь предположение людей, которое, по всей видимости, возникло под влиянием того факта, что Змей и Сатана играют одну и ту же роль.
На самом деле оригинальный рассказ в «Книге Бытия» скорее исключает данную идею, называя Змея «умнейшим из всех полевых зверей». Исследователи Библии утверждают, что в то время, когда была написана «Книга Бытия», идея Сатаны ещё не была разработана. Но, если Змей – не Сатана, то кто же он? Просто говорящая змея? Если да, то выходит, что это единственное разумное животное в Библии.
В любом случае, в «Книге Бытия» конкретно говорится о том, что Змей в наказание был приговорён к ползанию на животе. По этой причине, если считать что Люцифер – это именно тот, кто искушал Еву, то он должен всегда ползать на своём животе.
2. Кто поручил Давиду провести перепись населения?
В 24-й главе «Второй Книги Царств» Бог гневается на Израиль и подстрекает царя Давида провести перепись. Давид понимает, что перепись является греховной, и тогда Бог насылает на Землю чуму. Однако далее, в 21-й главе «Первой книги Паралипоменона», говорится, что это Сатана подговорил царя Давида сделать перепись. Кажется, эти два библейских отрывка противоречат друг другу. Так кто же – Бог или Сатана – подстрекал Давида к проведению греховной переписи?
В качестве одного из объяснений приводится аргумент в пользу того, что Сатана мог действовать только с разрешения Бога. По этой причине, когда Сатана предложил провести перепись, он сделал это в соответствии с волей Божьей. Другие исследователи используют данное расхождение в качестве доказательства того, что евреи во время их изгнания в Вавилон находились под влиянием зороастризма. Зороастрийцы верили в противопоставление сил добра и зла; авторы хроники могли впитать эту веру и переназначить ответственность за перепись на Сатану.
3. Есть ли у него имя?
«Сатана» – это еврейское слово, означающее «противник» или «обвинитель». В Ветхом Завете это слово никогда не используется в качестве имени и часто применяется по отношению к людям. Например, король Резон из Сирии называется сатаной («противником») Соломона. Существует также ангельское существо, известное как «сатана», которое выступает в качестве своего рода прокурора. Например, Бог позволяет сатане испытать Иова, чтобы проверить, останется ли тот верным ему даже после того, как потеряет всё.
Слово «дьявол» также означает «обвинитель»; оно пришло из греческого языка. Было бы правильным считать, что эти слова являются равнозначными, однако в какой-то момент мы стали относиться к слову «Сатана» как к имени безо всяких на то оснований.
Так есть ли у дьявола имя? «Люцифер» («утренняя звезда») не подходит, так как это слово упоминается в Библии только один раз – при описании царя Вавилонского. Имена «Велиар» и «Вельзевул» также не относятся к нему. Если у дьявола и есть имя, то мы не имеем о нём ни малейшего представления.
4. Почему мы думаем, что он правит Адом?
Конечно, все знают, что Сатана правит Адом, где он получает наслаждение, подвергая пыткам злые души. Но мало кому известно, что об этом не сказано ни в одном из авраамических религиозных текстов. В Библии не содержится ни единого фрагмента, привязывающего Сатану к Аду, за исключением упоминания о том, что он там окажется после вынесения окончательного приговора.
Так откуда же появилась мысль о том, что Сатана правит Адом? Это загадка. Самая популярная теория заключается в том, что образ Сатаны был скопирован с греко-римских богов подземного мира, таких как Аид и Плутон. Другая теория ссылается на зороастризм, в котором злой дух Ангра Майнью мучает грешников в загробном мире. Как появился этот миф, пока не ясно, однако он остаётся чрезвычайно популярным.
5. Является ли Сатана, упоминаемый в Ветхом и Новом Заветах, одним и тем же лицом?
В Ветхом Завете дважды упоминается об ангеле, называемом «сатаной». В первый раз он появляется, когда Бог говорит о том, что Иов является его самым верным последователем. Сатана возмущается и говорит, что Иова непременно проклянёт Бога, когда его прекрасная жизнь пойдёт наперекосяк. Бог позволяет сатане испытать Иова, чтобы доказать, что тот останется верен Ему. Второе появление сатаны описано в «Книге пророка Захарии», где первосвященник Иисус предстаёт перед небесным судом. Сатана обвиняет Иисуса, но Ангел Господень защищает его.
В обоих случаях сатана, кажется, служит Богу в качестве своего рода небесного прокурора. Тем не менее, в Новом Завете сатана уже принимает обличие «принца демонов» и становится однозначным злом. Так почему же в Ветхом и Новом Заветах он предстаёт в разных ролях? Быть может, потому, что «сатана» – это просто название любой противостоящей сущности?
6. Есть ли у него власть на Земле?
Большинство произведений поп-культуры наделяют дьявола невероятным могуществом, но действительно ли у библейского сатаны есть на Земле власть? Ответ неоднозначен. В Ветхом Завете сатана способен мгновенно испортить жизнь Иову – но только после того, как Бог даёт ему разрешение. В Новом Завете сатана подбивает Иисуса использовать свои собственные силы. Например, когда Иисус голоден, сатана говорит ему, чтобы он превратил камни в хлеб, но не делает этого сам.
С другой стороны, в 5-й главе «Евангелия от Марка» и 8-й главе «Евангелия от Луки» описывается, как Иисус изгоняет демонов, которые вселились в людей. И это говорит о том, что демоны или сатана действительно способны как-то управлять людьми. Сатана также предлагает подарить Иисусу «все царства мира» – но до конца не ясно, действительно ли он способен это сделать. Тем не менее, официальная позиция крупнейших христианских групп заключается в том, что сатана не имеет реальной земной власти, и он способен лишь на то, чтобы искушать.
В современном мире мы привыкли к тому, что у нас есть «классический» образ дьявола, который включает в себя вилы и козлиные рога с копытами. В мультяшных версиях он носит преимущественно красные одежды и даже может иметь кожу такого же цвета. Ни одна из этих деталей не встречается в Библии, хотя они были распространены ещё в период позднего Средневековья. Так откуда же всё это взялось? Ответим честно: так же, как и о многом остальном в нашем списке, мы не имеем об этом ни малейшего представления.
Козлиные признаки могли быть позаимствованы у греческого бога Пана, дикого и пугающего божества, который вселял в людей внезапный страх в пустынных местах (отсюда – «паника»). Вилы напоминают трезубец Посейдона. Цвет может происходить от Великого красного дракона, описанного в «Книге Откровений». Но все эти теории не более чем догадки. Правда заключается в том, что на самом деле этого никто не знает.
8. Что такое сатана в исламе?
В исламе Аль-Шайтан («сатана») более известен как Иблис. Согласно Корану, Аллах делает Адама из глины и приказывает ангелам поклониться своему созданию. Но Иблис отказывается склониться, говоря: «Я лучше, чем он; Ты создал меня из огня, а его из грязи». Аллах гневается, но соглашается отложить наказание, давая Иблису возможность доказать свою правоту тем, что тот сможет склонить людей к греху.
Учёные расходятся во мнениях по поводу того, кем на самом деле следует считать Иблиса. В исламе есть три категории существ: ангелы, люди и духи (известные как джинны), которые были сделаны из огня и наделены свободой воли. С одной стороны, в Коране говорится, что Аллах велел ангелам, в том числе и Иблису, поклониться человеку. Это значит, что Иблис тоже был ангелом. С другой стороны, Иблис показывает свободную волю и говорит, что Аллах сделал его из огня. Это наводит на мысль, что он был джинном. Данная тема остаётся предметом горячих споров.
9. Был ли исламский Сатана прав?
В исламе суфийского толка есть интересное поверье, гласящее о том, что Иблис был прав, ослушавшись Аллаха и отказавшись подчиняться Адаму. С точки зрения поверья, для ангелов было бы неправильным пасть ниц перед кем-либо ещё, кроме Аллаха. Хотя Иблис и ослушался, он сделал это только из-за своего подлинного подчинения Богу.
Живший в XI веке суфий Ахмад Газали сказал про Иблиса следующее: «Небеса запрещают поклоняться кому-либо ещё, кроме Единого […]. Этот приказ был проверкой». Айн-аль-Козат Хамадани писал, что когда Аллах стал угрожать наказанием за непослушание, Иблис воскликнул: «Господь, я не прошу у тебя прощения. Моя преданность не нуждается в нём».
Тем не менее, идея о том, что аль-Шайтан является наиболее преданным слугой Бога, никогда не пользовалась популярностью, даже среди суфиев.
10. Что его связывает с Антихристом?
В Новом Завете существует целый ряд пророчеств о приходе лжемессии, часто называемым Антихристом. В обоих «Посланиях к Фессалоникийцам» и «Книге Откровений» указывается на связь этой личности с Сатаной, но даётся понять, что это не одно и то же лицо. Так какова же связь между Сатаной и Антихристом?
В средневековый период пришли к выводу, что Антихрист будет противоположностью Христу во всех отношениях. Подобно тому, как Христос был сыном Бога, рождённым девственницей, Антихрист будет сыном Сатаны, рождённым шлюхой. Эти представления были основаны на чрезмерно буквальном толковании самого слова «антихрист», но идея стала популярной благодаря таким фильмам, как «Омен».
Тем не менее, идея об Антихристе как о сыне Сатаны отвергается большей частью христианства. На самом деле не ясно, что связывает эти две фигуры. Однако во «Втором Послании к Фессалоникийцам» действительно говорится о том, что приход Антихриста будет «виден по работе Сатаны».
Доказательства существования дьявола.
Какой бы нити религии вы не исповедовали там всегда будет искушение. Где искушение там и…
Какой бы нити религии вы не исповедовали там всегда будет искушение. Где искушение там и Дьявол. Существование архидемонического существа во времени, пространстве и культуре неоспоримо. Есть и некоторые доказательства существования дьявола.
Кодекс Гигас, библия и доказательство существования дьявола
Говорят, дьявол всегда рядом. Он всегда настороже и готов подхватить падение души человека. Codex Gigas, более известный как Библия Дьявола, был написан всего за одну ночь. Сделанная из более чем 160 шкур животных книга требует усилия двух человек, чтобы её поднять. Библия Дьявола весит около 75 кг, имеет высоту 92 см, ширину 50 см и толщину 22 см.
Внутри книги есть изображение Дьявола, которое демонстрируется публике в Национальной библиотеке Швеции в Стокгольме. Создателем рукописной книги «Кодекс Гигас» считается отшельник по имени Герман, который был богемским монахом XII века.
Согласно легенды он был замурован в стенах одиночной камеры, приговоренный к искуплению своих грехов и работе со священными текстами до конца своих дней. Чтобы быстрее выполнить трудное задание и освободиться из бетонной могилы монах заключил договор с Дьяволом.
С помощью дьявола монах написал книгу всего за одну ночь. Первая половина фолианта представляет собой всю латинскую Библию. Остальное — причудливая смесь древних медицинских трактатов, энциклопедий, хроник и магических формул. В колоссальном объёме Кодекса Гигас есть портрет Люцифера, якобы нарисованный самим падшим ангелом.
Изображение Дьявола найденное внутри Кодекс Гигас
В ходе экспериментов, проведенных для воссоздания работы над библией Дьявола, было подсчитано: воспроизведение одной только каллиграфии без иллюстраций или украшений заняло бы 5 лет непрерывного письма.
Большинство ученых полагают, что, работая в обычном темпе, монах должен был трудиться около 30 лет. Тем не менее, ученые отмечают стабильность почерка, который написал всю книгу. Такая работа может послужить в качестве доказательства существования дьявола.
Овладение Элизабет Кнапп дьяволом
Элизабет Кнапп родилась в Массачусетсе около 1655 года и работала домашней прислугой у местного преподобного. Для всех, кто ее встречал, Элизабет была не более чем обычной молодой женщиной. Так было до тех пор, пока её не позвал Дьявол.
Поначалу девочка испытала боли во всем теле. Она кричала, хватая себя за ногу, за грудь, за шею. Часто она восклицала, что ее душат. Элизабет страдала от ночных припадков, сообщая, что она была свидетелем того, как «два человека» ходили вокруг неё. При этом тело девушки неестественно содрогалось от судороги.
Во время одного из приступов насилия Элизабет заговорила странным низким голосом. Уиллард написал в своем дневнике, как рот девушки оставался закрытым, когда ее горло опухло. По его мнению, это дьявол «говорил через ее тело».
Что делает этот случай особенно интересным, так это подробный и научный подход, который использовал преподобный. Он несколько раз вызывал врачей и ученых людей, чтобы попытаться найти лекарство от симптомов Элизабет.
В одной из своих заключительных дневниковых записей Уиллард заявил, что темперамент Кнапп был неестественным и, следовательно, дьявольским. После того, как записи Уилларда прекратились, у нас нет возможности узнать, что случилось с Элизабет Кнапп. Ее судьба остается исторической загадкой. Но в этом случае точно видно доказательства существования дьявола.
Следы дьявола
В феврале 1855 года жители устья Эксе в Девоне, Англия, проснулись и обнаружили следы копыт Дьявола на снегу. Отпечатки копыт покрывали расстояние от 40 до 100 миль. Дома, реки, стога сена и другие препятствия преодолевались словно в отсутствие силы тяжести.
Пример дьявольских следов, напечатанных в The Illustrated London News
Дьявольские следы появлялись даже на вершинах засыпанных снегом крыш и высоких стен, а также на выходе водосточных труб. Отрывок из газеты в замешательстве восклицал: «Следы можно было увидеть во всех местах».
Исследователи отметили что, такое расстояние пройти за одну ночь не в силах ни один человек. В самом деле, подобные отпечатки можно принимать как доказательства существования дьявола.
Согласно Exeter Flying Post, это дело было «волнением, достойным темных веков», и «следах самого странного и загадочного описания». Другие, однако, мало думали о волнении для истории, а больше об адском смысле следов. Например, группа торговцев была настолько подавлена, что вооружилась «ружьями и дубинками». Утром 9 февраля они отправились в погоню за таинственными следами.
В то время распространялись причудливые теории, чтобы отвлечь внимание местных прихожан от визита дьявола. Местный преподобный Масгрейв объяснил происшедшее тем, что в появлении следов виновата пара сбежавших из частного зверинца кенгуру.
«Я нашел очень подходящую возможность упомянуть имя кенгуру в отсылке к текущему отчету. Я определенно верил не в эту версию тайны […], а в состояние общественного мнения жителей деревни […], которые боялись выйти на улицу после захода солнца […], будучи убежденными, что это работа Дьявола».
До сих пор никто не смог объяснить, кто или что посетил жителей Экс-Эстуария той ночью.
Форум Ретрограда
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Существует ли дьявол?
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12012-01-01 22:15:07
Доказательства существования дьявола
Перевод статьи Джона Анкерберга и Джона Уэлдона Доказательства существования дьявола (оригинал здесь: Evidence for the Devil by Dr. John Ankerberg, Dr. John Weldon)
Что поистине невероятно, это не дьявол, не Ангелы, но скорее глупость и легкомыслие скептиков и их непростительная софистика, жертвой которой они сами становятся. «Дьявол это господин с красными рожками и длинным хвостом, а я не могу верить в господина с красными рожками и длинным хвостом; поэтому я не верю в дьявола». Это именно то, чего хочет от них дьявол. Кто зациклился на бабушкиных сказках, отказываются верить в дьявола, потому что их представление о нем заимствовано целиком из этих сказок. Дени де Ружмон, Доля дьявола. Очерк о дьяволе в современном обществе.
Духи сегодня вышли в свет. Посредством своих «каналов» они заговорили на общественных семинарах, через книги, кассеты, видеозаписи и даже используют национальное телевидение. Они наступают в манере, которая поколение назад была бы немыслима. Опросы Гэллапа, Роупера и Центра по обследованию общественного мнения Чикагского университета показывают: буквально десятки миллионов американцев так или иначе соприкасались со спиритизмом.[1] Таким образом оккультное не может больше удобно откладываться в сторону как принадлежность стран и культур Востока. Теперь это совершенно открыто признанная часть западной культуры. И мы утверждаем, что это дело дьявола.
Но реалистична ли такая позиция? Действительно ли вера в личного дьявола ненаучна, или же имеются веские доводы в пользу его существования? Знаменитый евангелист Билли Грэм однажды заметил: «Почему я верю в дьявола? По трем причинам: 1) потому что Библия ясно говорит, что он существует; 2) потому что я вижу его работу во всем мире; 3) потому что великие ученые признавали его существование».[2]
Гораздо логичнее полагать дьявола действительно существующим, чем отвергать его существование. Как утверждает профессор исторического и систематического богословия Риджент колледжа в Ванкувере, Британская Колумбия, доктор Дж.И.Пакер:
Также вполне логично, что зло подыщет себе камуфляж в стратегических целях, подобно мафии, отмывающей свои деньги в законном бизнесе. Маскировка была одной из ключевых составляющих военной тактики в течение тысячелетий, вряд ли она может быть для нас сюрпризом в мире духов. Такая маскировка может принимать множество видов, от выдавания себя всего лишь за миф до противоположной крайности – преподнесения себя в качестве конечной реальности или Бога. На самом деле, большинство людей либо не верят в существование сатаны, либо принимают область психического за проявление божественного. Безусловно, единственный выход из этой ситуации – разоблачение настоящего мифа, то есть лжи, которую дьявол распространяет о себе. Как Брукс Александер прекрасно заметил:
Природа иллюзии – в потере направления. Это смещение нашего внимания под воздействием манипуляции ложными образами, индивидуальными и коллективными. Исчезновение дьявола дает наглядный пример коллективного заблуждения – формы социального обмана. Как только образ принят, любая наша реакция на него будет ложной, как и он сам, и станет игрой по правилам, навязанным дьяволом. Направление будет неверным по определению…
Не существование сатаны должно пугать нас, а то, что наши современники так плохо подготовлены к контакту с реальностью на всех уровнях и безсильны в распознании фундаментальной опасности. Де Ружмон высказался об этом изящно и кратко:
Одной из причин неразберихи, царящей в мире, является то, что мы боимся столкнуться с ее подлинными причинами. Мы верим в тысячи зол, боимся тысячи опасностей, но перестали верить в Зло и испытывать страх перед подлинной Опасностью. Раскрыть реальность дьявола в этом мире означает… исцелиться. Мы никогда не подвергаемся опасности большей, чем когда обманываем самих себя относительно истинного характера угрозы и собираемся с силами для борьбы с пустотой, в то время как враг подкрадывается сзади.
Было бы легкомысленно исключать дьявола просто на том основании, что нам не нравятся ассоциации, которые у нас с ним связаны. Даже если мы признаем концепцию не понимая, это по крайней мере даст нам понимание того, что духовные предметы могут быть более тонкими и сложными, чем кажется. Здравая осторожность есть противоядие от страха, а не его причина.[4]
Восемь доказательств существования дьявола.
Итак, мы предлагаем восемь путей рассуждения, ведущих к признанию возможности существования дьявола и/или реальности духовного зла:
• Согласие истории и религии
• Свидетельства практикующих оккультистов
• Показания бывших спиритов
• Явление бесоодержимости
• Авторитет Библии
• Свидетельства об Иисусе Христе
• Враждебность в отношении исторического библейского христианства, проявляющаяся фактически во всей спиритической литературе
• Разрушительная сила оккультного и свидетельства лучших мыслителей
Рассмотрим все по порядку.
Согласие истории и религии
Вера в сатану и/или злых духов наблюдается на протяжении всей истории человечества и была принята в качестве истины большинством людей в большинстве эпох и культур, древних и современных (например, в ассирийской, вавилонской, кельтской, египетской, греческой, еврейской, индийской, африканских, мусульманской, римской, тибетской, персидской, китайской, буддийской, индуистской, христианской, джайнийской, японской, славянской и т.д.).[5] В свете этого пространного свидетельства, извлекаемого из анналов истории, культуры, религии, относительно недавнему утверждению о несуществовании дьявола не хватает основательности. Современный научный рационализм в действительности объясняет нам очень немного в высотах и глубинах мироздания.
Свидетельство практикующих оккультистов
Маги, экстрасенсы, гуру, медиумы и сатанисты хорошо осведомлены о реальности духовного зла, хотя и на свой манер. Многие из этих деятелей верят в злых духов буквально и имели с ними личные встречи. Такие встречи оставляют мало сомнений в злонамеренности их характера.[6] Оккультный маг Конвей предупреждает: «Их жажда разрушения и раздора кажется неутолимой» и «мы будем называть их злом по той простой причине, что они не упустят любую возможность причинить нам неизмеримый вред».[7]
Спирит Шри Чинмой также обсуждает лживую природу духов: даже якобы «добрые» духи открываются человеку и тут же «пытаются перерезать вам горло» при попытке отделаться от них.[8] Далее он замечает: «Враждебные силы могут разыгрывать роль крутого духовного Наставника и требовать от учеников самоубийства. Дескать, “если убьешь себя, я смогу дать тебе духовное освобождение еще быстрее”, или вроде того… Эти черти очень умны».[9]
Показания бывших спиритов
Свидетельство бывших спиритов и оккультистов гласит, что духи, которым они когда-то полностью верили, в действительности были демоны, которые пытались обмануть их. Эти до поры до времени дружественные духовные наставники напали на них и/или пытались их уничтожить. Эти пугающие сообщения приводит Рафаэль Гассон в Оспаривании подделки (Raphael Gasson, The Challenging Counterfeit), Виктор Эрнест в Я разговаривал с духами (Victor Ernest, I Talked With Spirits )и Бен Александер в Из темноты (Ben Alexander, Out From Darkness ), все трое – бывшие спиритические медиумы с большим стажем. Дуглас Джеймс Мар был автором книги Рамта: путешествие в новый мир (Douglas James Mahr, Ramtha: Voyage to the New World ). Мар имел тесное общение с этой «Рамтой». Сегодня он убежден, что истинная сущность Рамты – не почтенное «таинственное воплощение 35000-летнего жизненного опыта», а скорее лживый демонический дух.[10]
Феномен одержимости духом
Это зловещее явление имеет место почти во всех культурах и религиях, древних и современных. Бывшая ведьма Дорин Ирвин говорит: «Бесоодержимость реальна, очень реальна и распространяется в наш век с ужасающей скоростью не по дням, а по часам».[11] В самом деле, сам факт духовного вторжения и контроля над личностью подразумевает даже требует наличие враждебности и злобы (см. Марк 5:2-7). В Лживых людях известный психиатр М. Скотт Пек замечает: «Представляется очевидным из литературы по одержимости, что большинство случаев были связаны с оккультизмом – в среднем гораздо чаще, чем можно было бы ожидать».[12]
Доктор Пек также описывает случай, свидетелем которого он был лично во время экзорцизма:
Когда в одном случае бесноватый наконец заговорил ясно, выражение, которое явилось на лице пациента, не опишешь никак иначе как сатанинское. Это была невероятно презрительная улыбка с печатью злобы и вражды. Я провел много часов перед зеркалом в попытках воспроизвести его, без малейшего успеха. Я видел это выражение только еще один раз в своей жизни – в течение нескольких мимолетных секунд на лице другого (упоминавшегося) больного во время установки диагноза. Уже когда беснование наконец открылось во время экзорцизма над этим другим пациентом, это сопровождалось еще более ужасными штуками. Больной стал вдруг похож на извивающуюся змею огромной силы, которая яростно пыталась ужалить членов команды. Однако, страшнее извивающегося тела было лицо. Глаза были полузакрыты в ленивом оцепенении, как у рептилий, за исключением случаев, когда рептилия устремляется в атаку и ее глаза широко открыты и горят ненавистью. Несмотря на эти частые стремительные переходы, что поразило меня больше всего, так это необыкновенное чувство пятидесятимиллионолетней тяжести, производимое этим змееподобным существом. Я даже было отчаялся в успехе экзорцизма. Почти все участники обоих экзорцизмов были убеждены в том, что находились в присутствии чего-то совершенно чуждого и нечеловеческого. Конец обоих экзорцизмов соответственно был отмечен по исчезновению этого Присутствия в пациенте и в помещении. [13]
Феномен одержимости имеет документальные свидетельства как в христианской, так и нехристианской литературе.[14] Д-р Джон Уорвик Монтгомери утверждает:
Сложная проблема определения, имеет ли место одержимость и реально ли колдовство, до смешного проста. Имеется исчерпывающая документация. Если даже отбросить 99 % случаев колдовства (что не так-то просто сделать), оставшиеся легко подтверждают реальность феномена. [15]
В основном труде по измененным состояниям сознания Религия, измененные состояния сознания и социальные перемены доктор Эрика Бургиньон отмечает, что из 488 обществ, подвергшихся опросу, в полной мере 74 % верят в одержимость духами. «Следует отметить, что подобные верования имеют место в 74 % взятых нами обществ, максимум в 88 % в Островной части Тихого океана и минимум в 52 % в Северной Америке. Эти верования таким образом характерны для подавляющего большинства нашего общества.»[16]
В книге Невеста дьявола. Экзорцизм: прошлое и настоящее исследователь психики Мартин Эбон отмечает: «Однообразие форм одержимости в разных культурах и в разные времена поразительно».[17]
Поэтому мы должны спросить себя: откуда, в самом деле, эта вера получила такое господство над умами, если не из самого факта духовной одержимости? Достойны ли доверия рациональные объяснения? Мы так не думаем. Скорее мы думаем, что ее однообразие наводит на мысль (по слову Эбона) о «повсеместном присутствии бесов, демонов или духов одержимости».[18]
Если уверенность в фактах одержимости является преобладающей в подавляющем большинстве культур на протяжении истории человечества, не слишком ли самонадеянно отрицать эти факты, особенно если отрицание основывается на субъективных предпочтениях и надуманных предположениях, а не на реальных доказательствах?
Свидетельства о дьяволе: светские источники
Враждебное отношение к историческому библейскому христианству
Тот факт, что вдохновленная спиритизмом литература враждебна библейскому учению, подтверждает библейский взгляд на духовную брань. Иначе, зачем вообще было бы благочестивым духам выступать против библейского учения? Их собственные учения доказывают, что Библия говорит о них верно (т.е., что они суть совсем не то, за что себя выдают).[20]
Рассмотрим поучения духовной сущности «Эмманюэль», как они изложены в записках Пэта Роудгаста, так называемой Книге Эмманюэли ( Emmanuel’s Book ). В области морали Эмманюэль преподает нам допустимость и желательность разводов (при «несовместимости» супругов), возможность «открытого брака» (прелюбодеяния), допустимость абортов («полезная вещь», когда совершается с «готовностью принять», что «нет никакого греха в том, что человеку естественно»), а также гомосексуализм и бисексуализм как норму поведения.[21]
В одной из книг по канальному восприятию, написанной психологом, имеющим большой опыт в этой области, говорится, что основным мотивом почти всей современной канальной педагогики является то, что раз человек есть в буквальном смысле слова творец своего опыта, то «жертв нет». Все дурные поступки личности суть просто вещи, кои мы решили сотворить ради «извлечения определенных уроков из опыта».[23] Но разумны ли эти теории? Относятся ли они к разряду моральных предписаний, в согласии с которыми человеку следует жить? Являются ли эти теории добрыми, этичными в каком либо смысле? Можно ли их рассматривать как общественно полезные? Таких ли идей мы могли бы ожидать от нравственно чистых, божественных или высоко духовных существ?
Или напротив, подобного приходится ждать от злых духовных сущностей? Дело в том, что эти поучения не представляют собой ничего исключительного среди сотен других поучений духов, отраженных на сегодня в оккультной литературе.[24]
Разрушительная мощь оккультизма и свидетельства знаменитых мыслителей
Ущерб человеческой жизни, открываемый историей оккультизма, есть могучее доказательство того, что оккультная практика связывает практикующего с миром злых духов. Становится понятным, почему некоторые из наиболее сильных умов современности признавали реальность демонов. Они оставили свидетельства как о существовании последних, так и об их природе.
Проницательный кембриджский профессор К.С.Льюис сказал по поводу существования демонов: «Мне кажется, оно объясняет очень многие факты. Оно согласно с прямым смыслом Писания, христианской традицией и верой большинства людей в большинстве случаев. И оно не противоречит ничему, что любая из наук признает за истину».[25]
Судебный юрист, философ и богослов д-р Джон У.Монтгомери имеет восемь ученых степеней, включая две докторские, является автором более ста книг и статей. У него одна из крупнейших частных библиотек по оккультизму, и он убежден: «Помимо Библии имеется исчерпывающие данные и опытные подтверждения» письменных документальных свидетельств существования личности дьявола и демонов.[26]
Если даже ветеран психологических исследований допускает следующее относительно нашего невежества в области психического, определенно нет причин прямо отвергать мысль о существовании демонов: «По правде, даже наиболее осведомленные среди нас должны признать, что когда имеешь дело с душой, речь может идти лишь о большей или меньшей степени невежества».[27]
Является ли позиция скептиков действительно разумной? Доктор Монтгомери считает, что в спорных областях в особенности должно уделять особое внимание объективной оценке обстоятельств дела, независимо от того, нравятся они нам или нет: «Мы должны “отложить неверие”, проверить доказательства с подобающей делу тщательностью, выстроить рабочую гипотезу, наиболее подходящую к фактам, и в то же время должно быть всегда готовым принять факты, даже если наши усиленные попытки их объяснения не достигают цели». [28]
Предложим последнюю иллюстрацию, объясняющую нашу мысль, почему не следует игнорировать возможность реального существования дьявола и бесов. Во всем мире люди верят, что в каждый данный миг целый невидимый мир, наполненный живыми созданиями (например, насекомые, не говоря об одноклеточных и вирусах), роится вокруг нас. На самом деле они даже играют важную роль во многих процессах, происходящих на нашей планете, от произрастания сельскохозяйственных культур до распространения болезней. Тем не менее, мы редко видим их. Буквально миллиарды существ живут вокруг невидимо для нас в воздухе, воде и почве. Однако мы знаем об их существовании из тщательного наблюдения или имея следы их присутствия. После этого довольно странно, что люди, веря в существование миллиардов существ, не видимых ими, отказываются принять существование Бога, Ангелов и демонов только потому, что они не видят их, тогда как, по сути, их «следы» практически повсюду. Возможно, эти люди не видят их потому, что заранее исключают их существование, и объясняют эти «следы» с помощью других теорий. Но для лиц, внимательных к природе и религии, следы невидимого слишком очевидны.
Дэйв Хант приводит аналогию с субатомной частицей нейтрино в качестве иллюстрации тупости скептиков в отношении духовного мира. [29] Нейтрино – это частица, которая не имеет механических свойств (у нее нет массы) и электрического заряда, она невосприимчива к гравитационному и электромагнитному полям. Наша планета, попавшись ей на пути, будет пронизана ею, как будто не существует вовсе. В действительности, только одна частица из десяти миллиардов нейтрино, пролетая через толщу вещества, равную диаметру земли, вступит во взаимодействие с нейтроном или протоном. Теперь допустим, что существуют разумные нейтрино. Они, безусловно, не смогут обнаружить нашу Вселенную, для них она просто не существует. В лучшем случае они могли бы заподозрить о ее существовании по некоторым побочным эффектам. Но нет сомнений, что в этом случае они были бы осмеяны своими коллегами, другими нейтрино, и никогда не смогли бы доказать свою догадку, поскольку их инструменты просто были бы не способны обнаружить нашу вселенную. Если бы такие создания существовали, то мы, живущие на земле, сочли бы их безконечно забавными с их отказом допустить наше существование просто потому, что они не могут нас увидеть или потрогать. Их философские и логические «доказательства» нашего небытия стали бы пригласительным билетом на веселую вечеринку. И, имей мы возможность воздействия на их мирок, при отсутствии у них обратной возможности, без сомнения, люди могли бы здорово повеселиться, мороча какое-нибудь любопытное нейтрино, желающее исследовать наши действия или «доказать» наше существование.
Здесь мы видим параллель с нежеланием материалистов поверить в духовный мир и с попытками парапсихологов доказать его существование. И те, и другие попались, так сказать, в «ловушку нейтрино»: тупость первых лишает их возможности понять возможность иных измерений, любопытство и доверчивость вторых делает их жертвой безконечных манипуляций. И вдумайтесь хорошенько, как мало на самом деле нейтрино могли бы когда-либо узнать о нашем мире. Все их время тратилось бы на занятные и поражающие воображение явления, которые, в лучшем случае представляли бы лишь верхушку айсберга. Результатом всех этих исследований и теоретических построений все равно в конечном счете было бы безграничное невежество о действительном устройстве нашего мира. Они бы все равно никогда ничего не узнали бы ни о нашем физическом составе или способностях, ни о нашей нравственности и цивилизации, ни об общественном устройстве, ни о нашей склонности к жестокости и войнам.
Параллель с парапсихологом также ясна. Он похож на то разумное нейтрино, которое полезло бы в чуждую среду и толклось бы в ней, не имея совершенно никаких настоящих познаний о привычках и морали ее обитателей, о законах этого мира и его опасностях.
В заключение: человека не так-то легко заставить утверждать, что дьявол просто не существует, принимая во внимание не только авторитет Библии и свидетельство Христа (который, будучи Богом, имеет непогрешимый авторитет), но также и согласие между историей и религией, показания действующих и бывших оккультистов, феномен одержимости духом, враждебность по отношению к библейскому откровению спиритической литературы и личные крушения в истории оккультизма.
В конечном счете, человек либо верит духам и игнорирует факты, либо доверяет фактам и игнорирует духов.
Доказательство существования дьявола: свидетельство Библии
Авторитет Библии
Авторитет Библии основан на том, что она есть Слово Божье. Если Библия является словом Божьим, все, что она говорит о дьяволе как о личности, должно быть правдой, следовательно, в свете преизбытка данных, подтверждающих ее богодухновенность[30], мы можем считать все, что Библия утверждает касательно сатаны, вполне авторитетным. Как заметил Дени Де Ружмон в своей Доле дьявола (Denis De Rougemont, The Devil’s Share: An Essay on the Diabolic in Modern Society ), «При вере в истинность Библии невозможно ни на одно мгновение сомневаться в реальности диавола».[31]
Библия учит, что духи, которые действуют в мире оккультного, суть не то, за что они себя выдают (за светлых посланников Бога), но демонические духи, стремящиеся обмануть и погубить человека.
Итак, что же Писание говорит относительно спиритизма и тайных знаний, предостерегая человека от оккультных соблазнов? Следующие цитаты показывают, что Бог считает оккультный соблазн серьезным предметом, и что лучше избегать его всегда и везде.
Бог запретил древнему Израилю принимать оккультные практики окружающих языческих народов:
Бог судил древних царей израильских, когда они нарушали запрет и практиковали оккультизм. Нижеследующая цитата – об иудейском царе Манассии:
Далее Библия отождествляет духов, вызываемых идоложертвенными ритуалами, с демонами:
Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями [своими] разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя (Второзаконие 32:16-18).
…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами (1 Кор 10:20).
Во времена Исайи народ занимался различными чародеяниями, которые Бог осудил:
В Новом Завете адепты оккультизма рассматриваются как те, кто отвращает народ от веры:
Напоследок, мы приводим ряд цитат из Писания, относящихся к духовной брани:
Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским… (1 Тимофею 4:1)
Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:10-12).
…избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя [Павла] открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными (Деян. 26:17,18).
. бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (2 Кор. 4:4).
И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2:8-10).
Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их (2 Кор. 11:13-15).
Свидетельство Иисуса Христа
Ничье свидетельство не может иметь более веса, чем слова Господа Иисуса Христа. Только Он за всю историю прямо провозгласил себя Богом (Ин. 5:18; 10:30; 14:9) и при этом доказал истинность своих слов воскресением из мертвых (Мф. 20:18,19; Иоанна 20: 24-28, Деяния 1:3).[32] Но если он воскрес из мертвых, что является исключительным событием в истории, то Он действительно Господь и Бог, и все, что он говорит, есть истина, включая и Его слова о дьяволе, бесах и духовной брани.
Новый Завет полон сведений о дьяволе как личности, являющейся отверженным ангелом, изгнанным с Небес.[33] Большую часть этих сведений сообщает нам Сам Христос (Ин. 8:44; Луки 10:18; Иуды 6). Дьявол называется искусителем (1 Фес 3:5), лукавым (Матфея 6:13; 13:19), князем бесовским (Матф. 12:24), богом века сего (2 Коринфянам 4:4), князем мира сего (Ин. 12:31; 14:30; 16:11), драконом и змием (Откр. 12:9; 20:2) и лжецом и человекоубийцей от начала (Ин. 8:44).
Сатана неутомимо сеет семена заблуждения и сомнения в церкви (Мф. 13:38,39), ослепляет умы неверующих (Марк 4:15, Деяния 26:18; 2-е Коринфянам 4:4), способен входить в человека (Ин. 13:27), имеет державу смерти (Евр. 2:14), и бродит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5:8).
Христос явился, чтобы уничтожить дела дьявола (1 Иоанна 3:8), который скоро будет побежден (Римлянам 16:20), чтобы проводить вечность в аду (Матфея 25:41; Откровение 20:10).
Таковы свидетельства Библии о существовании дьявола, в которых никак нельзя сомневаться.
________