дон жуан байрон о чем
Краткое содержание Дон Жуан Байрона
Корабль направляется в Ливорно, но терпит крушение, в кораблекрушении погибают люди и в том числе верный слуга Жуана, самого парня выбрасывает на берег неизвестного острова. Там его находит дочь пирата прекрасная гречанка – Гайдэ.
Гайдэ не знает о земных пороках, она любит его и душой и телом. Жуан с ней счастлив.
Но судьба несправедлива и однажды отец-пират возвращается из путешествия и не смотря на просьбы дочери, отправляет Жуана на рынок рабов в Константинополь. Гайдэ от боли и отчаяния умирает.
Жуан оказывается в гареме султана. Находясь в гареме, он находит себе нового Друга. Там он попадает под благосклонность к жене султана, совершая опрометчивые поступки, Дон Жуан вызывает ревность султанши, но не смотря на всё это она помогает ему бежать.
Герой и его друг оказывают под командованием фельдмаршала Суворова, который вместе со своей армией штурмует турецкую крепость. В бою он проявляет героизм и отвагу, спасает от рук злодеев пятилетнюю девочку, но вопреки всем законам не может оставить ее себе. За свой героизм и отвагу был награжден орденом и отправлен к императрице Екатерине. Там он становится любимцем царицы. Из-за болезни, Екатерина отсылает его в Англию.
В этом романе освещены все реалии современного общества. Автор учит нас тому, как нужно любить, дружить, быть верным себе. Показывает нам несправедливость и безучастность правительства и то, что человек постоянно должен бороться с несправедливостью.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Байрон. Все произведения
Дон Жуан. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Роман Фицджеральда Прекрасные и проклятые рассматривает любимую тему автора – богатства и социального неравенства. Как говорил сам автор «богатые такие же люди как бедные, просто у них много денег».
Действие происходит в Нидерландах в Брюсселе примерно в 1567-68 годах. На городском состязании в стрельбе из лука побеждает солдат из армии Эгмонта. В честь своей победы он угощает желающих вином.
Дениза Бодю – это девушка, которая только недавно стала считаться полностью совершеннолетней и достаточно взрослой, чтобы взять под опеку вдруг осиротевших своих братьев.
Все собрались, чтобы отрепетировать новую постановку. Многие опаздывают, поэтому премьер злится. Директор недоволен тем, что во Франции перестали писать хорошие комедии, поэтому приходится ставить Пиранделло
Глеб Смирнов едет на дальнюю усадьбу по работе, он служит землемером. Прибыв на станцию «Гнилушки», ему необходимо сменить лошадей, так как до места назначения ему ещё далеко. Но, как оказалось, почтовых лошадей здесь найти невозможно.
«Дон-Жуан», краткое содержание по главам поэмы Байрона
Посвящение
Повествователь посвящает поэму Бобу (Роберту) Саути, поэту-лейкисту, называя его плохим певцом рабов и тронов, смрада и тьмы. Повествователь критикует и других лейкистов, обвиняя их в ограниченности тематики и эстетической системы, лицемерии, корыстолюбии, лести. Лирический герой противопоставляет свою прозаичную музу крылатому коню тех поэтов, которых Байрон ценил.
Песнь первая
Повествователь выбирает своим героем Дон-Жуана как истинного героя своего времени, несмотря на то, что Дон-Жуан – испанский дворянин 18 века. При этом на роль героя не подходят английские полководцы и генералы, потому что их карьера, хотя и началась с блестящих успехов, но окончилась тяжёлыми поражениями. Рассказчик сообщает также о своём творческом методе: «Мой метод – начинать всегда с начала». Потому он начинает рассказ о герое с повествования о родителях.
Отец героя, Дон Хосе, был храбр и ловок. Он не был безгрешным, этот «беспечный смертный» не любил учёности и изменял высоконравственной жене. Рассказчик называет его славным малым, хотя он «был горяч, игра его пленяла, И страсти он охотно уступал».
Мать героя, донна Инеса, «всех учёных затмевала знаньями». Интеллектуальные достоинства сочетались в ней с величавой жеманностью, высокопарностью, моральностью, большей частью лицемерной. Инеса иронично называется совершенной. Она шпионила за беспутным мужем, обвиняла его в безумье и дурных инстинктах, но при этом надменно соблюдала этикет. Дон Хосе скончался, не вынеся нападок жены и осуждения общества.
Маленький Жуан «был похож на юркую мартышку – хорошенький, кудрявый, озорной». Родители прощали ему шалости и этим портили сына. После смерти мужа мать Жуана воспитывала мальчика так, чтобы он не посрамил чести семьи. Жуан освоил езду верхом, стрельбу и фехтование. Голова ребёнка была забита отвлечёнными науками: классической литературой, которую он читал с купюрами, житиями, поучениями и молитвами.
К 12 годам Жуан перестал шалить, стал унылым и хилым, тихим и скромным, так что казалось, что это его природные качества. К 16 годам Жуан влюбился в 23-летнюю Донну Юлию. Её 50-летний муж Альфонсо ревновал её ко всем, но ни в чём не подозревал Дон-Жуана. Юлия питала к мужу «спокойную и честную любовь». Ходили слухи, что Инеса имела с Альфонсо когда-то преступную связь.
Когда дон Альфонсо пришёл с толпой друзей и слуг в спальню к жене, Юлия с верной служанкой Антонией спрятала любовника между перин, но Альфонсо увидел его башмаки. Дон-Жуан убежал, но Альфонсо развёлся с женой и отправил её в монастырь, а Инеса отправила сына в далёкие края. Юноша уплыл, увозя последнее письмо от Юлии с признанием в вечной любви.
Песнь заканчивается рассуждением лирического героя о замысле, жанре поэмы, манере письма.
Песнь вторая
Вскоре страдальцы стали получать добрые предзнаменования: появилась радуга, затем белый голубь. Утром показался скалистый берег. Все оставшиеся в живых спутники Жуана утонули, до берега добрался только он. Юношу нашла гречанка, красавица Гайдэ, и перенесла вместе со служанкой Зоей в пещеру, где трогательно за ним ухаживала и кормила.
Жуан оказался на греческом острове. Отец Гайдэ был пиратом, занимался контрабандой, разбоем, работорговлей, на чём накопил большое состоянье. Гайдэ побоялась, что если она принесёт Жуана в дом, отец продаст его в рабство. Молодые люди полюбили друг друга, их свидания в пещере продолжались месяц. Гайдэ «любила и была любима, Как вся природа диктовала ей». Песнь заканчивается рассуждением о любви, её силе и непостоянстве. Автор поражается тому, что Жуан быстро забыл о донне Юлии, но не осуждает героя.
Песнь третья
Начинается рассуждениями о любви в жизни человека и творчестве поэтов. Гайдэ «не думала о строгости отца», они с Жуаном не были венчаны. Её отец задержался в бурю. Вернувшись домой с деньгами и товарами, Ламбро застал дома праздничный пир. Хозяин осторожно расспросил пьяных гостей о причине пира и узнал, что его, старого хозяина, дочь уже оплакала, но утешилась. Теперь в доме есть молодой хозяин.
Ламбро был разгневан на дочь, но смог сдержаться. Он вошёл в дом, не узнанный никем, и наблюдал роскошь пира, который быстро истощил бы его деньги. Третья песнь заканчивается лирическим отступлением о том, что слава живших на земле выдающихся людей часто зависит от случая.
Песнь четвёртая
Начинается с рассуждений лирического героя о том, что молодым людям, которым были чужды «унылый мир жестокости и скуки И скорбная печаль», лучше жить вдали от людей.
В Гайдэ «что-то оборвалось, как струна». Много дней она пролежала без жизни, а когда наконец пробудилась, была похожа на воскресшего мертвеца. Она была равнодушна ко всему, не смотрела в лицо отца, провела 12 дней без пищи, воды, сна и умерла.
Остров, где жил пират с дочерью, опустел, пират вскоре умер, но история Гайдэ стала легендой.
Пленный Жуан познакомился на пиратском бриге с труппой артистов, которых пленили по пути из Ливорно в Сицилию. Пленных заковали попарно, причём партнёршей Жуана стала «красотка родом из Анконы», на которую он даже не взглянул, потому что «был сердцем верен Возлюбленной своей». Пленных привезли в Константинополь и продали на стамбульском рынке.
Песнь заканчивается лирическим отступлением, в котором повествователь рассуждает о славе, в том числе литературной, и приходит к выводу, что успех произведения зависит от благосклонности умных дам, которых он называет синими чулками.
Песнь пятая
Начинается рассуждениями лирического героя о творческом методе: «Я буду строго факты излагать, Имея поучение в предмете».
Жуан познакомился с англичанином Джонсоном, который попал в плен, служа в русских войсках. Жуан и Джорнсон были куплены евнухом, негром Баба, приведены во дворец, где Жуан получил женское платье, достойное принцессы, которое надел после долгих препирательств. Баба отвёл Жуана к жене султана Гюльбее. 27-летняя женщина была очень хороша собой, как Афродита. Это была настоящая надменная госпожа, лишённая кротости.
Песнь шестая
Начинается с лирического отступления о роли женщины и любви к женщине в истории.
Жуана отвели в сераль к другим наложницам, а их было 1500. Никто из девушек не понимал, почему их тянет к новой товарке. Жуанне (так он представился) пришлось спать в одной кровати с другой девушкой, потому что лишней постели не было. Выбор «мамаши» пал на самую спокойную, грузинку Дуду.
Ночью Дуду ужасно взвизгнула. Она рассказала, что ей приснился кошмар: её ужалила пчела. Читатель может догадаться о природе такого сна, Байрон его не комментирует, утверждая, что Жуанна спала.
Утром Гюльбея позвала евнуха, и он рассказал, что Жуан достался Дуду. Султанша в гневе велела привести виновных и утопить их. В таком неясном положении повествователь оставил своего героя.
Песнь седьмая
В лирическом отступлении Байрон рассуждает о русских полководцах. Дальше описана хроника взятия Измаила русскими войсками. Для решения трудного боя был назначен фельдмаршал Суворов. Накануне решительного боя казачий разъезд встретил людей полутурецкого вида. Их проводили в штаб, где Суворов узнал Джонсона, служившего в Николаевском полку. С ним были Жуан, две женщины и евнух. Песнь заканчивается антивоенными рассуждениями, в которых Байрон раскрывает замысел военных героев, дурачащих разум молодёжи.
Песнь восьмая
Лирический герой осуждает войну, сравнивая полки со стоглавою гидрой, у которой вырастают всё новые геройские головы. Лирический герой приемлет только войны за свободу, описывает поле боя как ад: «картина боя Правдивая затмит всё зло земное».
Жуан впервые был в бою, но с поля боя не убежал. Потеряв своих, он пошёл вперёд и оказался на передовой, а затем среди тех, кто первым вошёл в Измаил. Пять тысяч мусульман умерли, защищая город: «Да, город пал, но он не сдался – нет! Никто из мусульман не отдал шпаги!»
Жуан спас десятилетнюю девочку, за которой гонялись два казака, в то время как она оплакивала свою семью. Жуан не пошёл в атаку, отказавшись от славы, так как не хотел рисковать ребёнком. Но Джонсон поручил девочку солдатам, а Жуан оказался среди тех, кто сломил сопротивление сыновей хана. Сам хан умер, упав на русские копья. Жуана украсили «Владимиром» и отправили с донесением в Петербург, а он повёз с собой турчаночку Леилу, которую поклялся оберегать.
Песнь девятая
В лирическом отступлении лирический герой осуждает политиков и полководцев за то, что они разоряют отчизну и забывают о человечности.
Дон-Жуан в мундире лейтенанта артиллерии вёз депешу царице. Байрон сравнивает русскую царицу Екатерину с английской королевой Елизаветой в пользу русской царицы, которая «всем давала жить». Во время приёма Екатерина всем дала понять, что она выделила молодого лейтенанта – Жуана.
Песнь десятая
Жуан стал фаворитом Екатерины, российским дворянином. Он жил «в чаду безумств, балов и баловства». Жуан написал родным в Испанию. Инеса хвалила сына за благоразумное поведение, лицемерно хвалила материнскую любовь царицы и рассказала новости о появлении у Жуана отчима и брата.
Жуан плохо выносил суровый климат. Он заболел и едва не умер. Екатерине пришлось послать Жуана в Англию с дипломатической миссией. Жуан взял с собой пять возков со слугами, а также турчаночку Леилу. Молодой Жуан любил девочку как брат. Леила огорчала Жуана только тем, что не хотела креститься.
В лирическом отступлении лирический герой описывает страны, которые проехал Жуан, подробно останавливается на описании Англии. Байрон называет родную страну тюремщиком наций, и всё же сочувствует её судьбе и любит её.
Песнь одиннадцатая
По утрам Жуан занимался «почти ничем», потом наступало время «завтраков, визитов, кавалькад». Переодевшись, Жуан мчался к обеду. Лирический герой осуждает образ жизни «высшего света».
Песнь двенадцатая
Лирический герой рассуждает о среднем возрасте, в который, с его точки зрения, нужно умирать, потому что в жизни уже ничего не интересует, кроме золота – истинного властелина.
Дамы в Лондоне стали подыскивать Леиле опекуншу, да и Жуан отдавал себе отчёт, «что в педагоги вовсе не годится». В опекунши была выбрана леди Пинчбек, в которой Леила пробудила тёплое участье. Да и Жуан нравился этой нравственной доброй женщине.
Песнь тринадцатая
Лирический герой рассуждает о том, что некрасивых женщин нет «для всех мужчин моложе средних лет». Любовь в определённом возрасте сменяется другими интересами. Леди Аделина Амондевилл – знатная красавица. Её муж лорд Генри был доволен собой, гордился любовью жены, уважал Жуана и подружился с ним. Жуан нравился ему «надменной, но изысканной учтивостью».
Миледи Аделина была спокойной и вежливой, не увлекалась кокетством, была любезна и проста. Летом супруги Амондевилл уединились в родовом замке, в который был приглашён блестящий круг знакомых, всего 33 гостя, в том числе Жуан. Мужчины охотились, читали, играли в карты и бильярд, удили рыбу. По вечерам женщины пели, играли на арфах, танцевали. Всё это Байрон называет жизни равномерным теченьем.
Песнь четырнадцатая
Наступила осень, Жуан участвовал в охоте на лису, а после слушал дамские беседы. Жуан нравился женщинам, одной из них была графиня Фиц-Фалк, «красивая блондинка в цвете лет».
Аделина была старше Жуана на месяц. Ей был 21 год, и она взяла героя под материнскую защиту, желая оградить его от связи с графиней. Она явилась в свет в 16 лет, в 18 вышла замуж, «сияла и царила Без перерыва три зимы подряд». Аделина относилась к Жуану как к приятелю, брату, но лирический герой не ручается, что дружба их была платонической.
Песнь пятнадцатая
Аделина увлекалась «блестящими талантами Жуана». Для его спасения леди решила женить Жуана. Жуан не возражал, но заявил, что «обстоятельства ему мешают». Аделина подобрала Жуану много претенденток, но ему понравилась Аврора Рэби, «прелестная, как светлое виденье, Как фея, как сиянье, как весна». Сирота, воспитанная добрыми опекунами, она была католичкой, как Жуан, но Аделина относилась к ней с предубежденьем. Упрямство Аделины злило Жуана. Сама Аврора была равнодушна к славе Жуана.
Во время обеда, описание блюд которого занимает в поэме 4 страницы, Жуан сидел между Аделиной и Авророй. Равнодушие Авроры задело его самолюбие. Жуан так старался понравиться, что и Аврора увидала в нём особенные свойства, к тому же он был красив.
В лирическом отступлении автор готовит читателя к встрече с привидением.
Песнь шестнадцатая
В лирическом отступлении лирический герой, называя себя умеренным теологом, убеждает читателя верить несбыточному и принять на веру невозможное, потому что «есть в мире ила выше нашей силы, которую сознанье не открыло».
После бала Жуан в своём покое ощущал беспокойство, вспоминая глаза Авроры. В зале среди портретов «давно почивших рыцарей и дам» Жуан увидел тень монаха в тёмной мантии. За утренним чаем Жуан выглядел больным, отвечал невпопад, так что лорд Генри спросил, не монах ли нарушил его покой. Леди Амондевилл спела сочинённую ею балладу о душе монаха, монастырь которого разорил предок Амондевиллов. Жуана немного развеселила эта песенка, но он не признался, что видел призрак.
Рассказчик описывает утренние занятия лорда Амондевилла как помещика, решающего проблемы целой округи.
Во время обеда, на который приехали все соседи, Жуан скучал, был рассеян. Виной тому был увиденный призрак и равнодушие Авроры. Аделина была настоящей хозяйкой вечера, «пленяла всем – и красотой, и грациозной лаской обхожденья». После ухода гостей Аделина коварно обсудила их и их семейства.
Вечером Жуан ожидал прихода призрака. Призрак действительно пришёл, напугав Жуана, но, сняв капюшон, Жуан увидел графиню Фиц-Фалк.
Песнь семнадцатая
Начинается лирическим отступлением о том, что избалованный ребёнок подобен сироте. Лирический герой не открывает читателю, поддался ли Жуан искушенью, но отмечает, что за завтраком и Жуан, и графиня выглядели так, будто не спали всю ночь.
Анализ поэмы «Дон Жуан» (Джордж Гордон Байрон)
Джордж Гордон Байрон был известным английским поэтом, который прославился благодаря своему «мрачному эгоизму» и тоске «лишнего человека». Поэт-романтик стал иконой стиля для большинства творческих людей своего времени. Ему подражали многие русские поэты и писатели. Свою вариацию Чарльд Гарольда создали А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Но какими же еще произведениями известен этот уникальный герой своего времени? Публике пришлась по душе его поэма «Дон Жуан». Рассмотрим анализ данного произведения по плану.
История создания
Это последнее масштабное произведение писателя. Свою поэму из-за ранней смерти автор не успел завершить. К работе над созданием данного произведения Байрон приступил в Венеции в 1818 году. Известно, что песни стали публиковаться по мере их создания.
Будучи в Греции, автор создал 13-16 песни своей знаменитой поэмы. Он также начал работать и над семнадцатой, однако он не успел её закончить. Писатель скончался от лихорадки, когда ему было всего тридцать семь лет. Автору удалось в своем произведении объединить вымышленные события и реальность.
Известно, что соотечественники бурно отреагировали на публикацию поэмы. Ее запрещали читать женщинам, многие фрагменты политического и дискуссионного содержания была вырезаны цензорами. Выдающиеся деятели культуры и даже члены парламента выступали против распространения книги, утверждая, что она навредит английскому обществу, подорвав его нравственные основы.
Жанр и направление
Поэму «Дон Жуан» литературоведы и критики считают написанной в реалистическом направлении. При этом некоторые из них заявляют, что произведение является переходным от романтизма к реализму. Ярко выраженные элементы романтизма отчётливо видны в характере главного героя и его фатализме. Гениальный соблазнитель — лишь игрушка в руках провидения, и все его победы случайны. Характер Жуана пародирует черты романтического героя. Он горд, высокомерен, умен, но все эти проявления выглядят комично. Жуан мечется, не управляет собой и своей судьбой, не знает, куда держать путь.
Черты реализма также дают о себе знать. Байрон стремился быть предельно точным и реалистичным. Он пытался правдиво описать каждую подробность. Так, например, когда писатель описывал помпы, благодаря которым корабль смог продержаться на протяжении нескольких дней, он указал их марку.
Сам писатель определил жанр своего грандиозного произведения как эпическую поэму. В поэме, созданной в лиро-эпическом жанре, присутствует эпический герой, правда, комический, лишенный исторического пафоса и блеска. Это сатирический эпос. Важную роль в нем играет образ самого автора, который раскрывается в многочисленных лирических отступлениях.
Однако в песнях о войне писатель неожиданно заявляет, что его произведение является романом. Можно заметить, что произведение в действительности напоминает роман по охвату описываемых событий. Помимо этого, автор поднял в лирических отступлениях важные морально-этические и философские проблемы. Есть мнение, что автор мог бы довести свой замысел до объема романа, но не успел.
Композиция
Произведение Байрона «Дон Жуан» включает в себя шестнадцать песен и посвящение.
Первую песнь поэмы начинают слова: «Ищу героя». Здесь писатель рассказывает, что ему не удалось найти настоящего героя. По этой причине он был вынужден обратиться к «старому другу» Дон-Жуану. Автор рассказал о детстве главного персонажа и его родителях. Затем Байрон рассказывает о первой любви героя к донне Юлии. Также читатель узнает, что к молодому человеку питали нежные чувства гречанка Гайдэ, султанша Гюльбея, Дуду, русская императрица Екатерина, а также английские аристократки Аделина Амондевилл и Фиц-Фалк.
Листая страницы известного произведения, читатель осознает, что автор ни в коем случае не упрекал своего персонажа. По его мнению, Дон Жуан оказался лишь жертвой сложившихся обстоятельств. Ведь с женщинами Дон Жуан разлучался либо насильно, либо вследствие болезни.
Смысл названия
Дон — это указание на испанское происхождение героя. Данное слово означает уважительное обращение к дворянину. Жуан — имя известного любовника. Как уже было сказано, Байрон не придумал своего персонажа. Он взял за основу легендарный образ героя-любовника, который фигурировал во многих произведениях литературы Нового времени.
Прототипом Жуана стал дон Хуан Тенорио — испанский вельможа 14 века. Этот мужчина был другом кастильского короля, который прикрывал его похождения и сам участвовал в них. Опираясь на власть и поддержку армии, эти знатные господа похищали и насиловали многих благородных красавиц, а также не брезговали менее знатными девушками. Угрожающее количество преступление положило конец терпению местных жителей, которые назначили Хуану свидание от имени красавицы и убили его.
Но литераторы увековечили его образ. Первым был писатель Тирсо де Молина, который переиначил обстоятельства смерти Хуана. Он написал, что статуя убитого доном отца одной из девушек низвергла хищного мужчину в ад. С тех пор образ Жуана кочует по романам и повестям.
Каждая песня представляет собой отдельный сюжет — фрагмент из жизни дона Жуана. Каждый эпизод посвящен тому или иному любовному приключению персонажа, который ведет себя совершенно пассивно и является жертвой коварных соблазнительниц — сильных женщин, многие из которых старше его. Он заводит романы с замужней доньей Юлией в Испании, с очаровательной Гаидэ на уединенном острове после кораблекрушения, с наложницей турецкого султана в его гареме, с Екатериной II в России и дворянками в Лондоне.
Во всех песнях Жуан попадает в тяжелые обстоятельства и становится предметом нежных мечтаний дамы, которая его и вызволяет. Не Жуан совращает и насильно берет понравившуюся женщину, а самы девушки проявляют инициативу.
По мере повествования автор все чаще отвлекается и погружает нас в лирические отступления, где дает оценку современной действительности. Темами его дум становятся поэт и поэзия, сущность романтизма, политические события и важные люди его времени.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон призывает Вас рассмотреть образы главных героев поэмы «Дон Жуан»
Тематика поэмы «Дон Жуан» представлена в списке:
Проблемы
Проблематика поэмы «Дон Жуан» тоже представлена в списке и может быть расширена, как и тематика, если на то есть воля читателя. Напишите о ней в комментариях.
Сначала может показаться, что основная тема поэмы «Дон Жуан» связана с приключениями главного персонажа. Лирические отступления возникают в результате проблем, возникающих в жизни эпического героя. В лирических отступлениях автор поднял очень серьёзные философские и морально-этические проблемы, которые были связаны с условиями жизни различных народов и слоев, а также с войной.
Основная идея
Главная мысль поэмы «Дон Жуан» заключается в сатирическом осмеянии конкретных сторон общественной жизни английской аристократии, поэтов-лейкистов и других социальных групп. Автор выразил свою точку зрения об актуальных проблемах и явлениях действительности.
Смысл поэмы «Дон Жуан» заключается еще и в новом взгляде на известный образ. Нетрудно заметить, что идея данного произведения во многом схожа с античной идеей рока. Дон Жуан впервые представлен не злодеем и удачливым авантюристом, а жертвой судьбы, которую злословие наградило упреками. На самом же деле Жуан случайно одержал все свои победы, такова была воля провидения, против которой идти бессмысленно.
Художественное своеобразие
Произведение «Дон Жуан» является ироничным. Так, писатель называет примерной матерью ханжу Инесу. Кроме того, создавая свою поэму, Байрон использовал злую сатиру. Автор подверг осмеянию науки, которые изучал главный герой, например, биологию.
Читатель наслаждается яркими и объемными образами, представленными в произведении. Описывая состояние тонущих людей, писатель продемонстрировал характеристику храбрецам и трусам с точки зрения психологизма: «Храбрые молчали, Но вой трусливых был ужасно дик».
Таким образом, Байрону удалось создать поистине грандиозное произведение. Поэма «Дон Жуан» обогатила английскую и мировую литературу. Данное произведение с удовольствием читают не только англичане, но и другие народы. Несмотря на то, что произведение оказалось незаконченным, оно позволило читателю задуматься и порассуждать над многими вопросами. Поэма стала новаторской и уникальной для своего времени. Ведь автор в ней мастерски объединил злую сатиру, сарказм, революционный пафос и лирическую искренность.