дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница

Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различие

В связи с внедрением в образование ФГОС НОО обязательным для учащихся становится внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности школьника.

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

В материалах сопровождения ФГОС (в частности в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Необходимость «разведения» внеурочной деятельности и дополнительного образования детей связано с тем, что, имея много общего, эти две сферы обладают и значительными различиями.

Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются:

Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и дополнительное образование являются:

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование

организационная «единица» – («модуль») внеурочной деятельности – класс или группа одноклассников, ровесников

организационная «единица» дополнительного образования детей – творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных классов и возрастов

внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы

занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (инженер, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми;

взаимодействие между учителем и учениками

взаимодействие между педагогом (мастером, тренером) и ребенком

внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его класс

дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями)

Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием. Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения.

Источник

—> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Советского муниципального района

Мы в социальных сетях:

дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть картинку дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Картинка про дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть картинку дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Картинка про дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть картинку дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Картинка про дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть картинку дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Картинка про дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница

Категории раздела

Официальные выступления [294]
Изучение деятельности образовательных учреждений [346]
Школа в режиме развития [13]
Год науки и технологий [22]
Для Вас, родители [106]
Питание обучающихся [33]
Десятилетие детства [32]
Культурный дневник школьника [23]
Культурный дневник дошкольника [6]
Сертификат дополнительного образования [51]
Наши успехи [199]
Национальный проект «Образование» [98]
Совет отцов [14]
Финансово-хозяйственная деятельность [7]
Муниципальный консультационный центр [3]
Новости из образовательных учреждений [352]
Государственная аттестация обучающихся [633]
Электронные услуги [103]
ФГОС [87]
Оценка механизмов управления качеством образования [22]
Независимая оценка качества образовательных услуг [336]
Методические рекомендации [143]
Аттестация педагогических и руководящих работников [99]
Курсы повышения квалификации [78]
Творческие группы профессионального развития [465]
Инновационная деятельность [200]
Семинары и конференции [411]
Августовский педсовет [145]
Педагог. Как много смысла в этом слове [13]
Конкурсы [589]
Учитель года [337]

Цифровизация образования [304]
Дистанционное обучение [207]
Интернет-олимпиады [104]
Лето [206]
Здоровый образ жизни [145]
Профориентация [89]
Профилактика правонарушений [78]
Безопасность в образовательных учреждениях [224]
Психологическая служба [141]
ГТО [104]
Спорт [176]
Защита прав участников образовательного процесса [247]
Юбилеи и праздники [485]
50 лет Советскому району [10]
80 лет Саратовской области [43]
Библиотечное дело [70]
Год памяти и славы [101]
Год театра [12]
Год добровольца (волонтера) [30]

дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть картинку дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Картинка про дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница

дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть картинку дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Картинка про дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница

дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть картинку дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Картинка про дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница

дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть картинку дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Картинка про дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница

дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть картинку дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Картинка про дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница

дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть картинку дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Картинка про дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница

дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Смотреть картинку дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Картинка про дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разница. Фото дополнительное образование и внеурочная деятельность в чем разницаОсновным отличием между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием является то, что последнее не имеет уровней и федерального государственного стандарта, оно реализуется во всём образовательном пространстве, которое находится за его пределами. А внеурочная деятельность является неотъемлемой составной частью образовательного стандарта, которая влияет на результаты его реализации. Законодательно установлены статус, цель, задачи и форматы дополнительного образования в парадигме непрерывности.

Нормативные документы, регламентирующие внеурочную деятельность и дополнительное образование.

Нормативно-правовая основа в некоторых моментах одна, так как определенные документы общего содержания регламентируют всю образовательную систему, но, несмотря на это, внеурочная деятельность и дополнительное образование совершенно не могут подменять друг друга.

К общим документам относятся: федеральный закон; указ президента; федеральная целевая программа развития. В остальном нормативно-правовые базы совершенно разные. У дополнительного образования, например, основными документами являются: концепция развития и порядок реализации дополнительной общеобразовательной программы. Для внеурочной деятельности это все тексты стандартов и приказы, которые вносят в них изменения.

Нормы СанПиН, которые регламентируют условия организации обучения в общеобразовательных организациях и учреждениях, тоже установлены отдельно для внеурочной деятельности и дополнительного образования. Важным моментом является то, что лицензируется конкретный вид образования, а не отдельные программы. При этом подаётся пакет документов, в котором содержится весь их перечень, который будет установлен порядком лицензирования. И в него должны входить дополнительные общеобразовательные программы.

Внеурочная деятельность сама по себе не лицензируется, в отличие от дополнительного образования, потому что она является составной частью основной программы, которая устанавливается для учреждения в целом.

Содержание, целевые ориентиры и направленности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование – это два разных понятия, самостоятельных и самоценных вида образовательной деятельности.
Их содержание определяют программы, но в случае дополнительного образования они работают на индивидуальный выбор и находятся за пределами федерального государственного стандарта.

А внутри находится как раз внеурочная деятельность, которая является частью основной образовательной программы. Значительно отличаются и целевые ориентиры. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также на организацию свободного времени детей. То есть оно работает на удовлетворение интересов личности в образовании, поэтому и является дополнительным.

А внеурочная деятельность направлена только на достижение результатов освоения основной образовательной программы. В этом их главное отличие. Также внеурочная деятельность и дополнительное образование различаются по направлениям развития личности (направленностям). Для внеурочной деятельности это: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное (или спортивно-оздоровительное), социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления развития личности.

Для дополнительного образования это: физкультурно-спортивная, художественная, техническая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая и естественно- научная направленности.

Таким образом, внеурочная деятельность и дополнительное образование имеют как общие характеристики, так и отличительные особенности. На практике они очень схожи, из-за чего у педагогических работников иногда появляются определенные проблемы с идентификацией своего труда. Также вводит в заблуждение данная фраза из нормативного документа: “если школа не может самостоятельно реализовать внеурочную деятельность, то она может использовать ресурс дополнительного образования”. Но важно понимать, что это не одно и то же. У них разная нормативно-правовая база, хоть и некоторые моменты регламентируются одними документами. Кроме того, содержание, целевые ориентиры и направленности существенно отличаются, поэтому внеурочная деятельность и дополнительное образование никак не могут подменять друг друга.

Источник

Отличия внеурочной деятельности от дополнительного образования

Отличия внеурочной деятельности от дополнительного образования

Дополнительное образование детей и взрослых

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (п. 6 ст. 10 Закона об образовании в РФ)

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательной организации, разрабатываемой самостоятельно в соответствии с ФГОС

Направления деятельности (развития)

Направленности деятельности в учреждениях дополнительного образования:

техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая

( Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» )

Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с направлениями развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41);

Приказ Росстата от 13 сентября 2016 г. N9 501 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей»

Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Миноб-рнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г. № 189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);

Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. N9 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Какие программы разрабатываются

Дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются в соответствии с запросами социума и на основании нормативных документов (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

Рабочая программа внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере.

Образовательные программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа:

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

Рабочая программа внеурочной деятельности:

— является частной основной общеобразовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы;

— разрабатывается на основе требований к результатам освоения общеобразовательных программ с учетом основных направлений программ, включенных в структуру общеобразовательной программы.

Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:

— планируемые результаты освоения внеурочной деятельности;

— содержание внеурочной деятельности;

(Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672)

Для кого предназначены программы

Дополнительные общеразвивающие программы предназначены для детей и взрослых (п. 2 ст. 75 Закона об образовании в РФ), учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей (п. 1 ст. 75 Закона об образовании в РФ).

К освоению программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (п. 3 ст. 75 Закона об образовании в РФ).

Обучение по дополнительным общеобразовательным программам не является обязательным и осуществляется на основе добровольного выбора

Продолжительность дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования определяется образовательной организацией.

Для обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, СанПиН установлены рекомендуемый режим занятий и максимальная ежедневная нагрузка

Рабочие программы внеурочной деятельности предназначены для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью в рамках основных общеобразовательных программ, участие в которых является обязательным.

ФГОС определено максимально возможное количество часов внеурочной деятельности по каждой образовательной программе: до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования;

до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования;

до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования

(Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672)

Участие в реализации программ

Участие в реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является добровольным

Внеурочная деятельность является обязательной

(Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672)

Формы подведения итогов реализации программы

Опрос, контрольное занятие, концерт, зачет, самостоятельная работа, выставка, экзамен, защита, рефератов, конкурс, олимпиада, открытое занятие для родителей, соревнование, игра-испытание, презентация творческих работ, самоанализ, взаимозачет, коллективный анализ работ, отзыв, эссе, коллективная рефлексия и др.

Письмо Минобразования РФ

«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 № 06-1844

Результаты освоения обучающимися курсов внеурочной деятельности (личностные, метапредметные, предметные) выявляются в ходе отчетных мероприятий, дискуссий, творческих работ, отчетов по итогам практик и в других формах, определяемых общеобразовательной организацией в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности.

Результаты реализации дополнительного образования и внеурочной деятельности

Общим результатом дополнительного образования детей является обеспечение их адаптации к жизни в обществе, профессиональная ориентация, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (ст. 75 Закона об образовании в РФ)

Результатом освоения дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, а также физической культуры и спорта является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, установленных Федеральными государственными требованиями.

Требования к результатам освоения дополнительных общеразвивающих программ нормативно не закреплены.

Планируемые результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ определяются конкретными образовательными программами, разрабатываемыми образовательными организациями, и являются независимыми от результатов других видов образования

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Внеурочная деятельность позволяет; обеспечить адаптацию обучающегося в образовательной организации; оптимизировать его учебную нагрузку; улучшить условия для развития; учесть потребности, а также возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

Результаты освоения основной образовательной программы определяются требованиями ФГОС.

Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе внеурочной деятельности и должны соответствовать планируемым результатам основной образовательной программы.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в установленном ею порядке может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ст. 34 Закона об образовании)

Организации, реализующие образовательные программы

Дополнительные общеобразовательные программы не проходят аккредитацию.

Рабочие программы внеурочной деятельности реализуются общеобразовательными организациями в рамках основных общеобразовательных программ, подлежащих аккредитации, а при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности на реализацию соответствующих образовательных программ.

Рабочие программы внеурочной деятельности не могут быть реализованы исключительно организацией дополнительного образования.

Финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию программ дополнительных общеобразовательных программ.

Дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться за счет средств физических и (или) юридических лиц в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках реализации основной образовательной программы за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных образовательных программ.

«Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «5» мая 2018г. № 298н.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта (в ред. приказа от 05.08.2016 № 422н, с изм., внесенными приказом от 25.12.2014 № 1115н).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *