дополнительное образование для детей и взрослых что это
Дополнительное образование для детей и взрослых что это
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
С 01.01.2023 ч. 2 ст. 75 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
С 01.01.2023 в ч. 4 ст. 75 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
С 01.01.2023 в ч. 5 ст. 75 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
Все о дополнительном образовании: какое оно бывает, кому пригодится, как освоить?
Современная отечественная система образования разделена на два лагеря: обязательное и дополнительное. К обязательному виду относят наличие базового образования – школа, где учащиеся получают азы: навыки по чтению, чистописанию, счету, определенные представления о мире и происходящих событиях, умения по работе с информацией и пр.
Современная отечественная система образования разделена на два лагеря: обязательное и дополнительное. К обязательному виду относят наличие базового образования – школа, где учащиеся получают азы: навыки по чтению, чистописанию, счету, определенные представления о мире и происходящих событиях, умения по работе с информацией и пр.
Далее вслед за школьной скамьей следует череда профильного образования, которое, по сути, также выступает обязательным (для работы). Оно может быть получено разными способами: бюджетно и платно, очно и заочно, дистанционно и пр. Здесь индивид самостоятельно определяет свою траекторию подготовки, как дипломированного специалиста: где учиться, по какой профессии и пр.
Второй вид образования – дополнительное, в рамках которого человек может получать новые знания и навыки в конкретном направлении. Выбор подходящего варианта происходит также добровольно и самостоятельно. Нередко именно наличие дополнительного образования позволяет продвигаться вперед, соответствовать реалиям, быть более эрудированным.
Дополнительное образование – это …
Дополнительное образование сегодня – это отдельная ниша в рамках которого может происходить общее становление личности, развитие определённых качеств и талантов, расширение кругозора и пр.
Особенности дополнительного образования
Данный вид обучения предполагает соблюдение определенных принципов:
Дополнительное обучение может производится платно и бесплатно. В большинстве случаев курсы проходят на коммерческой основе. Средняя стоимость месячного абонемента достигает 1500-15000 рублей. Заниматься данным видом деятельности могут только квалифицированные специалисты, имеющие за плечами профильное (строго по направлению) и/или педагогическое образование.
Виды дополнительного образования
В зависимости от возраста слушателя и его возможностей можно выделить дополнительное образование: дошкольное и начальное (секции для детей дошкольного и школьного возраста), основное – для лиц в возрасте 14-18 лет (старшеклассников), среднее профессиональное – при колледжах, высшее – при вузах.
Дополнительное образование может преследовать разные цели:
В зависимости от целей, можно выделить две большие группы дополнительного образования. Первая группа общеобразовательная, призванная всесторонне развивать личность с учетом ее возможностей, талантов, способностей и желаний. Она представлена всевозможными детскими и студенческими кружками, подготовительными курсами и пр.
Вторая группа – профессиональная подготовка с целью пополнения профессиональной копилки современными знаниями и навыками, пригодными в трудовой жизни. Эта разновидность представлена профильными секциями: курсы бухгалтеров, курсы поваров, парикмахерские курсы, курсы по повышению квалификации, переаттестации, сертификации мастера и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности образовательной программы дополнительного профессионального образования
Детально рассматривать детские кружки мы не будем. Здесь в целом цель, миссия и особенности очевидны. Рассмотрим подробнее дополнительное профессиональное образование.
Как правило, подобные секции действуют строго при функционирующих колледжах, вузах, центрах дополнительного образования, имеющих лицензию, сертификацию, аккредитацию. В результате успешного завершения курса слушатели получают документ, подтверждающий факт прохождения обучения, обретения ими определенных качеств, знаний. В роли такого документа выступают удостоверение, сертификат, диплом и пр.
Учебная программа для студентов ДПО
Учебная программа в рамках дополнительного образования носит узко ориентированный характер и обладает такими качествами, как:
Дополнительное профессиональное образование сегодня представлено в самых разных вариациях: курсы по совершенствованию знаний в конкретной области, курсы по обучению в новой для себя отрасли или сфере, аттестация или переквалификация (переподготовка, переобучение), получение второго и последующего среднего профессионального или высшего образования и пр.
Учебная программа дополнительного профессионального образования предполагает выполнение нескольких этапов:
Как выбрать подходящий вариант для дополнительного обучения?
На сегодняшний день ниша дополнительного образования представлена множеством различных курсов, секций, учебных центров, каждый из которых предлагает широкий ассортимент услуг и направлений. Самый простой вариант выбрать дельное, подходящее и интересное – это сопоставить собственные желания и возможности.
Для начала следует определиться, в каком направлении Вы намерены развиваться: кардинально новое, профессиональное, общее. Кардинально новое предполагает, что человек планирует заняться тем, чем ранее не владел и не занимался. Характер подобных секций может быть самым разным: музыкальный, художественный или танцевальный и пр.
Как выбрать для себя вид и формат дополнительного образования?
Профессиональное дополнительное развитие соприкасается либо с уже имеющимся образованием (освоенная или покоряемая специальность), либо с трудовой деятельностью (должность, направление, отрасль).
Общее становление в рамках дополнительного образования призвано расширить кругозор, пополнить базовые знания новыми фактами и пр. Здесь человек выбирает секции с учетом собственных интересов.
Далее важно понять, какими ресурсами Вы располагаете на данный момент: как долго Вы готовы учиться, в каком центре, состав образовательной программы (на какие предметы будет делаться упор), способ аттестации и документ о прохождении обучения, условия обучения (расписание занятий, стоимость обучения, формат (очно, заочно, онлайн)) и пр. Здесь важно сопоставить возможности и желания, посильность и принять решение, куда Вы будете подавать заявление, где учиться.
Далее дело остается за малым: посещать предусмотренные расписанием занятия, выполнять домашнее задание, самообучаться, проходить проверки и аттестацию.
Все условия (оплата обучение, контроль знаний, защита и итоговая аттестация) подлежат неукоснительному исполнению.
Роль дополнительного образования высока. Оно способствует становлению и развитию личности, а также повышению качества профессиональной и иной подготовки, актуализируя уровень знаний и навыков индивида, повышая его конкурентоспособность на рынке труда, авторитет и престиж в глазах окружающих, подчеркивая стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в прохождении курсов дополнительного образования и выполнении различных проектов: подготовка к экзаменам и тестированиям, написание письменных проектов (контрольных работ, отчетов, исследований), решение кейсов и пр. Мы гарантируем высокое качество услуг, индивидуальный подход, учет всех требований, заявленных заказчиком.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Что такое дополнительное образование? Центры, программы
Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?
Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.
Место дополнительного образования в системе
С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?
Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.
По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.
Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.
На какие подвиды делится?
Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.
По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.
Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.
Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.
Дополнительное профессиональное образование
Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.
Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.
Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.
Повышение квалификации
Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.
Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.
Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.
Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.
Переподготовка
Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так.
Образование, направленное на детей и взрослых
Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Рассмотрим эти программы подробнее.
Общеразвивающие программы
Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.
Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.
Предпрофессиональные программы
Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.
Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.
Предпрофессиональное обучение в сфере культуры
Предпрофессиональное образование в спорте и культуре
Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.
Направленности
Где получить услугу?
Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.
Информация о дополнительном образовании
Федеральный закон определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании, а не на повышение образовательного уровня.
Персональный цифровой сертификат на дополнительное профобразование
Автор: Ольга Велейко
Учреждения ДПО
Автор: Вероника Реутова
ДПО в системе СПО
Автор: Виктория Шейх Халиль
ДПО – дистанционное обучение
Автор: Анна Окружко
Проектная деятельность в ДО
Автор: Оксана Киреева
Диплом о дополнительном образовании
Автор: Оксана Киреева
Направления допобразования
Автор: Оксана Киреева
Персонифицированное дополнительное образование
Автор: Оксана Киреева
Мониторинг дополнительного образования
Автор: Оксана Киреева
БАРС – электронное дополнительное образование
Автор: Оксана Киреева
ФГОС дополнительного образования
Автор: Оксана Киреева
Технологии дополнительного образования детей
Автор: Оксана Киреева
Что такое программа ДО
Автор: Алексей Кузнецов
Ее цели, задачи, содержание. План рецензии.
Формы занятий
Автор: Алексей Кузнецов
Корректный подбор модели занятий способствует максимальной эффективности учебного процесса.
Закон о дополнительном образовании 2015
Автор: Алексей Кузнецов
Его задачи и цели в учебном процессе.
Интеграция с общим образованием
Автор: Алексей Кузнецов
Взаимодействие между учебными учреждениями и центрами ДО.
Нормы СанПиН
Автор: Алексей Кузнецов
Изменения, которым подверглись Санитарные нормы и правила в 2015 году.
Послевузовское профессиональное образование
Автор: Алексей Кузнецов
Как проходит послевузовское профессиональное образование, на основании каких законов и по каким этапам осуществляется.
Концепция дополнительного образования
Автор: Алексей Кузнецов
Текст Концепции ДОД 2014 и направления ее реализации.
Система
Автор: Алексей Кузнецов
Ее значение в формировании успешной личности.
Доп. образование в Москве
Автор: Елена Новикова
Лучшие программы дополнительного бизнес-образования в столице.
Как его получать
Автор: Виктория Бондаренко
В современном мире дополнительное образование необходимо как воздух. Где, как и зачем учиться?
Федеральный закон № 273 определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании. При этом цель повышения образовательного уровня не ставится.
Уровни ДО
Дополнительное образование входит в систему непрерывного учебного процесса, который состоит из следующих уровней:
Причем для каждого из этих уровней – от дошкольного до высшего – разрабатываются соответствующие программы дополнительного образования, и по окончании их изучения уровень имеющегося базового образования не повышается.
Это значит, что девятиклассник, получивший сертификат курсов робототехники, так и останется обладателем основного образования, а одиннадцатиклассник, пять лет изучавший на курсах иностранный язык, – общего среднего образования. Выпускник колледжа, пройдя программу повышения квалификации, не получит вузовский диплом и соответствующую ему квалификацию. Бакалавр после профессиональной переподготовки не станет магистром.
Дополнительное образование ориентировано на две возрастные группы – для детей и для взрослых.
Вид дополнительного образования определяется типом программ, по которым проводится обучение, а они могут быть двух основных категорий, которые, в свою очередь, подразделяются еще на два подвида:
По общеразвивающим программам могут учиться и взрослые (на всевозможных курсах – иностранного языка, программирования, кройки и шитья и т. д.), и дети (в кружках рисования, пения, танцев, моделирования и т. д.).
Предпрофессиональные программы предназначены только для детей и ориентированы на их подготовку к поступлению в творческие или спортивные колледжи и вузы. Необходимые знания и навыки будущие музыканты, художники, спортсмены получают в ДШИ, ДМШ, школах олимпийского резерва, секциях и т. д.
Программы дополнительного профессионального образования ориентированы на слушателей, уже получивших (или еще продолжающих получать) среднее или высшее профессиональное образование. Другими словами, повышать квалификацию и проходить переподготовку могут только студенты вузов и ссузов или специалисты, имеющие базовое профобразование.
Цели дополнительного образования
Функции и задачи дополнительного образования детей при всем разнообразии форм проведения занятий и методов обучения сводятся к достижению следующих целей:
На достижение этих целей работают десятки тысяч специализированных учреждений и организаций дополнительного образования: мастерских, объединений, студий, центров, домов творчества, секций. Такие же задачи ставят перед собой и кружки при школах или вузах.
Все эти заведения работают в нескольких направлениях дополнительного общеразвивающего образования:
Благодаря плодотворной работе неравнодушных воспитателей и педагогов в стране развивается множество интегрированных или, наоборот, узкоспециализированных направленностей дополнительного образования. Так, например, в естественно-научном направлении – эколого-биологический профиль, в техническом творчестве – робототехника. Социально-педагогическая ориентация дополнительного образования предусматривает обучение волонтерству, добровольчеству, работе с группами детей, нуждающихся в особом уходе, или с талантливыми и одаренными школьниками.
Дополнительное образование формирует устойчивую потребность в приобретении новых знаний, стимулирует внутреннее развитие и творчество, помогает реализовать себя по максимуму. Многие выдающиеся педагоги и теоретики образования понимают ДО как целенаправленный воспитательный и учебный процесс, который ведется при помощи специальных дополнительных программ.
Профессиональное ДО
Дополнительное профобразование направлено на повышение квалификации или приобретение новых умений работниками, уже имеющими высшее или среднее профессиональное образование. Объем знаний, которые слушатели получают на курсах, зависит от задач учебных программ:
Исторические вехи дополнительного образования
В России система ДО начала формироваться на заре ХХ столетия, когда появились кружки, клубы, мастерские, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. Единичные организации открывались по инициативе прогрессивных педагогов.
Культурологическое направление в дополнительном образовании стало первой ласточкой всей внешкольной учительской деятельности. В начале ХХ века в Москве основатели культурно-просветительского общества «Сетлемент», что значит «комплекс» или «поселение», ставили перед собой задачу удовлетворить духовные и социальные потребности детей и молодых людей из малообеспеченных семей.
Октябрьская революция выдвинула лозунг о необходимости перехода от внешкольного воспитания к детскому ДО. Сначала появились станции юных любителей природы – так дополнительное образование в Москве и крупных городах молодого советского государства сделало свои первые шаги. Уже через год состоялся съезд по вопросам внешкольного обучения, посвященный проблемам дальнейшего совершенствования ДО. В 30-е годы бурно развивались все формы внеклассных учреждений. К 1940 году в стране насчитывалось уже 1 846 заведений внешкольного воспитания.
После войны восстанавливались не только заводы и фабрики, но и организации дополнительного образования. Массово строились дворцы пионеров, загородные лагеря труда и отдыха, станции юннатов и техников, спортшколы для детей всех возрастов.
Работа учебных заведений до конца 80-х годов строилась строго в рамках советской идеологии, учреждения дополнительного образования тоже подчинялись четко определенным установкам. Единичные альтернативные движения и структуры быстро подавлялись и закрывались, несмотря на достигнутые ими высокие результаты и приобретенную популярность. Тем не менее организации дополнительного образования накопили уникальный опыт в сфере воспитания талантливых молодых людей.
Сложная ситуация 90-х годов прошлого века, к счастью, не привела к полному распаду системы внеклассной работы. На новом витке развития все учреждения, функционировавшие во внешкольном обучении, не просто сменили вывески, перестав называться домами пионеров или юных ленинцев, – изменилось качество, содержание и формы деятельности этих организаций.
Сегодня в инфраструктуру отрасли дополнительного образования только детей (не говоря уже о взрослых) входит более 11 тысяч учреждений, в которых занимаются примерно 10 миллионов учащихся разного возраста. Занятия в центрах, дворцах, домах, кружках и секциях преимущественно платные, но в рамках государственной стратегии развития дополнительного образования введена система персонифицированного ДО, которая предусматривает целевое индивидуальное финансирование из бюджета страны занятий каждого конкретного ребенка.
Более подробно обо всем, что касается дополнительного образования детей и взрослых, вы узнаете из материалов раздела.