дополнительное образование в области культуры и искусства это что
Дополнительное образование детей в отрасли культуры и искусства (детская школа искусств)
Новоселова А.А., начальник юридического отдела ФГОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных».
Основой профессионального образования в сфере культуры и искусства является развитая сеть учреждений дополнительного образования детей, к которой согласно законодательству Российской Федерации относятся детские школы искусств, кружки, студии, секции при Домах культуры или народного творчества и т.д. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей деятельность данной категории учреждений целиком ориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения. Подобную задачу выполняет и общеобразовательная школа, вводя в программы обучения предметы художественно-эстетической направленности (музыка, рисунок, хоровой класс, танец и т.д.).
В настоящее время в Российской Федерации в системе художественного образования функционируют 17,6 тысячи учреждений дополнительного образования детей, из них 95% являются муниципальными. Данная сеть охватывает 10,9 млн. детей и молодых людей от 5 до 18 лет, что составляет 49% от их общего количества.
Дополнительное образование детей, которое реализуется в кружках, творческих студиях, секциях, а также в общеобразовательных школах традиционно находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, поскольку целью данного образования является общеэстетическое развитие подрастающего поколения.
К учреждениям дополнительного образования детей относятся и детские школы искусств, составляющие одну треть от общего количества данных учреждений. В отличие от общеэстетического развития подрастающего поколения детской школой искусств (музыкального, художественного, хореографического) на протяжении целого столетия ставились иные цели и задачи.
Именно с целью сохранения методической и творческой связи между детской школой искусств и средним специальным образовательным учреждением отрасли культуры и искусства необходимо сохранить их ведомственную принадлежность. К сожалению, за последнее время в ряде регионов страны детские школы искусств перешли в ведение органов управления образованием. Среди таких регионов Вологодская область, Тюменская область, Калининградская область и др. В ряде регионов положительными факторами данного перехода явились улучшение материально-технического состояния детских школ искусств, повышение уровня оплаты труда педагогических работников. Однако при этом в деятельности детских школ искусств намечаются тенденции к разрушению связей с отраслью культуры и искусства, профессиональной направленности обучения и постепенное их приближение к целям и задачам клубной деятельности, кружков, творческих секций и т.д.
Разработанные в 2000-х годах на федеральном уровне Примерные учебные планы для детской школы искусств, в которых отражены необходимый перечень предметов и объем часов по ним, имеют, к сожалению, лишь рекомендательный характер, так как реализация учебного плана в детской школе искусств зависит от объемов финансирования, наличия педагогических кадров и состояния материально-технической базы образовательного учреждения.
Аналогичная проблема возникла и при проведении аттестации педагогических и руководящих работников на высшую и первую квалификационные категории. Данная процедура согласно нормам законодательства должна проводиться органами управления образованием, в связи с чем возникает парадоксальная ситуация: аттестацию руководящих работников, преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств в ряде регионов проводят непрофильные специалисты по неадаптированным к отрасли критериям.
Таким образом, отсутствие обязательных нормативов по реализации образовательного процесса в детских школах искусств (например, государственных требований), передача полномочий по проведению процедур государственной аккредитации и аттестации педагогических и руководящих работников органам управления образованием привели к следующим последствиям:
Особенно остро стоит вопрос о подготовке профессиональных кадров в области музыкального искусства (исполнительства на духовых и струнных инструментах, теории музыки). В ряде регионов России в детских школах искусств закрываются хоровые отделения, исчезают оркестры духовых и народных инструментов.
Многие обозначенные проблемы детской школы искусств неразрывно связаны с нормами законодательства, а также с социально-экономическими условиями функционирования детской школы искусств, как, например:
Вышеназванные вопросы относительно функционирования и деятельности детских школ искусств должны не просто лишний раз обнажить наболевшие за последние годы у работников образовательных учреждений проблемы, но и решить их.
В настоящее время в Государственной Думе в стадии разработки находится проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственной поддержки дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.
Проект федерального закона разрабатывается в целях определения специфики функционирования детских школ искусств, имеющей многолетние традиции, но не отраженной в законодательных и нормативных актах в области образования.
В настоящее время специфика детских школ искусств не отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей.
При разработке законопроекта депутаты исходят из того, что деятельность детских школ искусств как образовательных учреждений должна строиться на основе программ, учебных планов, классно-урочной системы, с промежуточной и итоговой аттестацией, выпускными экзаменами и выдачей соответствующего итогового документа об окончании школы. Обучающиеся в этих школах наряду с получением общего художественно-эстетического образования приобретают навыки и знания, необходимые для получения в дальнейшем профессионального образования в этой сфере.
Для законодательного закрепления специфики осуществления образовательного процесса в детских школах искусств необходимо:
во-первых, ввести новый тип образовательного учреждения;
в-третьих, установить требования к организации образовательного процесса при освоении предпрофессиональных образовательных программ, а также требования к приему граждан при поступлении в учреждения данного типа.
Также необходимо расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение предпрофессионального образования, посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации предпрофессиональных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников данных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, что позволит повысить уровень обучения в детских школах искусств.
«Настоящее и будущее дополнительного образования в сфере культуры и искусства»
«Настоящее и будущее дополнительного образования в сфере
культуры и искусства»
Большая роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит системе дополнительного образования детей. Одно из ведущих мест занимают учреждения культуры – детские школы искусств, которые являются первой ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства. Развитие педагогической системы в современное время возможно в условиях максимальной активности и согласованности всех специалистов, в связи с чем необходимы своевременная подготовка, активность, творчество и инициатива педагогов. Детей учит не только то, что мы внушаем им с целью воспитания, они впитывают, перенимают и общий тон, и нравственные устои педагога, и критерии оценок. Воспитание ребенка требует любви, внимания, уважения к детям, создания условий для творческого самовыражения каждого. А творчество детей во многом зависит от творчества педагога. От преподавателя, его педагогического мастерства, умения создать условия для развития заложенных в детях способностей, зависят успехи его учеников.
Обучение в ДШИ осуществляется специалистами, профессионалами, что обеспечивает результативность как практико-ориентированного образования. В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
В целом дополнительное образование рассматривается как особо организованный процесс, который изначально ориентирован на свободу выбора ребенком совместно с педагогом образовательной области, профиля программы, времени их освоения и создания условий для реализации, имеющегося природного потенциала ребенка в соответствии с его духовными потребностями, возможностью получения допрофессионального образования.
Задача преподавателей ДШИ – помочь каждому воспитаннику развить свои лучшие задатки, найти свой путь, любимую профессию, стать индивидуальностью, личностью.
Задачи детских школ искусств– создать условия для развития личности ребенка, его профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и творческой деятельности.
Основные функции ДШИ – реализовывать дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств с целью выявления одаренности детей в раннем детском возрасте, приобретение ими знаний, профессиональных навыков для подготовки к получению профессионального образования в области искусств, а также в целях воспитания гармонично развитой личности с высоким потенциалом саморазвития и реализации в разных областях деятельности.
Открытие фольклорных отделений в ДШИ дало возможность детям получать комплексное образование, которое основано на народных традициях и сочетает в себе различные виды художественного творчества.
Важным моментом в формировании гармонически развитой личности является знакомство детей с обрядами, обычаями и традициями русского народа, а также с поэтическим и музыкальным фольклором.
Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. Именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта, способствующего сохранению связей между поколениями. Усвоение знаний реализовывалось через традиции, праздники, фольклор.
Сейчас мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному творчеству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Важным моментом в формировании гармонически развитой личности, является знакомство детей с обрядами, обычаями и традициями родного народа, а также с поэтическим и музыкальным фольклором, этнографией.
Содержание и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. Художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура. Важно отметить, что качество проведения занятий с учащимися по ознакомлению детей с русским народным творчеством зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.
Необходимо, чтобы каждый педагог, занимающийся в этом направлении, знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, умел увлечь детей художественной деятельностью. Преподаватели, работающие по новым программам, должны не только знать традиционные музыкальные инструменты, но и владеть игрой на них. Однако, в настоящее время мало таких специалистов не только в ДШИ, но и в средних и высших учебных заведениях. Также многие музыкальные инструменты невозможно приобрести. Для преподавания предметов предпрофессиональных программ в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» требуется достаточно высокотехнологичное оборудование: видеопроекционные системы, аппаратура для воспроизведения аудио и видео материалов, полноценные библиотечные фонды.
Большим стимулом в работе с учащимися являются участие в Международных, Всероссийских, Межрегиональных и Региональных фестивалях-конкурсах, народных праздниках, выполняющих важные функции (эстетическую, познавательную, воспитательную). Проводимые фестивали, конкурсы призваны возрождать, сохранять и пропагандировать традиции народного творчества, формировать межрегиональные связи в сфере культуры. Участникам фестивалей предоставляется возможность ознакомиться с традиционной культурой разных регионов России. Сегодня мы понимаем, что естественного развития традиционной народной культуры уже не может быть – просто остается мало её носителей. Поэтому вся нагрузка ложится на плечи профессионалов, одной из главных зада которых является соединить науку и практику. Потенциал традиционной культуры очень велик и мы не имеем права не востребовать его сполна. Если мы забудем о наших корнях, исчезнет и профессионально искусство, которое от них питается, став поверхностным и оторванным от нашей жизни.
В обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа.
Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного музыкального творчества в эстетическом воспитании школьников. Большинство учащихся, особенно городских, воспринимают народную музыку, как некую экзотику.
Сегодня очень остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре.
В наше время невозможно возродить старый уклад, быт, да, наверное, это и не нужно. Мы не можем воспитывать детей изолированно от телевидения, современной музыки и компьютеров, стремительных темпов жизни, поэтому преподавателям нужно искать такие формы приобщения к фольклору, которые помогли бы сделать традиционную народную культуру духовной необходимостью для современного человека.
Если раньше приобщение детей к народному творчеству протекало естественным путем, то сейчас необходима целенаправленная работа, основанная на понимании важности и ответственности этого дела перед современным обществом. Наша обязанность – передать молодежи крупицы фольклорных знаний, дошедших до нас.
Главные задачи современной образовательной системы:
развитие природных способностей детей, приобретение комплекса знаний и навыков, необходимых для дальнейшего профессионального обучения;
реализация предпрофессиональных и общеразвивающих программ с целью привлечения наибольшего количества детей к творческой деятельности;
повышение качества образовательного процесса;
создание материально-технических, учебно-методических условий для реализации образовательных программ;
обеспечение квалифицированными кадрами (концертмейстеры!).
Необходимо создать условия для развития личности ребенка, его профессионального самоопределения.
Повышению эффективности деятельности учреждения дополнительного образования, уровня методического и профессионального мастерства педагогов, апробации инновационных технологий способствуют активные формы работы, которые действительно помогают раскрыть творческие способности педагогов: смотры-конкурсы, теоретические и практические семинары, конференции по развитию и воспитанию учащихся.
Необходимо взаимодействие со средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями соответствующего профиля с целью совместного выявления и дальнейшего профессионального обучения одаренных детей, получения консультаций по вопросам реализации образовательных программ, использования передовых образовательных технологий.
Список используемой литературы:
Готсдинер А.Л. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. – Л., 1981
Князева О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1999
Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. – М., 2006
Щуров М. Песня, традиция, память. – М., 1987
Развитие системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусства
Рязанцева И.В. 1
1 Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова
дополнительное профессиональное образование, сфера культуры и искусства, квалифицированные специалисты, компетенции, профессиональные стандарты, профессионально-общественная аккредитация
JEL-классификация: I26, Z10, Z20
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Трудовые ресурсы являются основной силой, способной обеспечить динамический и эффективный социально-экономический рост России. Этому должно активно способствовать повышение производительности труда за счет повышения квалификационного уровня знаний. Во все времена экономический рост основывался на увеличении количества и качества профессиональной подготовки широких масс населения. Именно профессиональное образование является системообразующим элементом региональной экономики, так как именно оно формирует кадровый потенциал всех экономических отраслей. На современном этапе профессиональное образование становится не просто социальным институтом, а также институтом рыночной экономики, представляющим широкий спектр образовательных услуг, которые характеризуют влияние рынка профессионального образования на региональное развитие.
В условиях рыночных отношений на конкурентоспособность организаций и учреждений в сфере культуры и искусства огромное влияние оказывает конкурентоспособность персонала и их интеллектуальный потенциал. Роль и влияние интеллектуального потенциала на повышение конкурентоспособности в последнее время все более возрастают в силу того, что инновации на рынке культуры, предполагают формирование интеллектуального работника, обладающего знаниями, умениями и навыками, позволяющими организации, да и целой отрасли, конкурировать. В условиях интеграции российского рынка культуры в мировую экономику конкурентоспособность персонала становится все более весомым фактором экономического подъема.
Социально-экономическое развитие России очень тесно связано со сферой культуры и искусства. Влияние культуры на развитие экономических систем носит вполне фундаментальный характер. Именно культурная составляющая стоит у истоков формирования понимания, способов и методов выполнения поставленных задач в различных отраслях экономики. Выполняя очень важные социальные функции, такие как воспитание, образование, развитие и социализация личности, сфера культуры и искусства в том числе оказывает достаточно значимое воздействие на все общественные институты и на региональное развитие в целом. Изменение и развитие нашего общества происходит постоянно, и невозможно найти какой-то один конкретный катализатор, который бы определил все происходящие изменения. Только благодаря общим интеграционным процессам в культурной, экономической и социальной сфере возможно развитие общества в целом. Именно культура и искусство в большой степени оказывают влияние на рост и развитие творческого потенциала личности. Нельзя не отметить и тот факт, что сфера культуры вносит существенный вклад в экономику региона, создавая рабочие места, обеспечивая социализацию и самореализацию личности, и творческое развитие человеческого капитала региона.
В современных условиях развитие России невозможно без креативных личностей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Еще некоторое время назад никто не рассматривал сферу культуры в качестве серьезного ресурса, способствующего оказывать существенное влияние на развитие экономики региона. Эта сфера воспринималась только как сопутствующая для всех социально-экономических процессов.
Все значительно начало меняться с появлением Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», который установил культуре совершенно иную роль. Они отражают основные векторы деятельности и развития российской культурной политики и служат базой для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, способных взять на себя функцию регулятора всех процессов, связанных с культурным развитием России [1].
Государственный подход, озвученный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, формулирует, наконец, задачу перед культурой: «Нам нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и поселки» [2]. Безусловно, реализация поставленных задач невозможна без подготовки высокопрофессиональных кадров для сферы культуры и искусства.
В «Основах государственной культурной политики» государство признает культуру в качестве национального достояния и духовно-нравственной основы развития современного гражданского общества в РФ, а значит – и развития человеческого капитала. Этот факт требует всеобщего признания важности системы образования в сфере культуры и искусства как инструмента развития и преумножения российской культуры [3] (Ponomarev, Shunkov, 2016).
Очень большое значение на современном этапе приобретает нацпроект «Культура», разработанный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4]. В рамках этого национального проекта запланировано развитие инфраструктуры культуры, создание условий для реализации творческого потенциала, цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры. Для того чтобы этот проект принес существенные, значимые и ощутимые результаты, мало просто построить здания и решить инфраструктурные проблемы. Поэтому в качестве задач в том числе обозначена необходимость подготовки кадров, что будет способствовать развитию и повышению качества предоставляемых услуг в отрасли культуры.
Проект «Цифровая культура» предполагает создание различных интерактивных онлайн-выставок, внедрение и использование мультимедийных технологий при проведении массовых культурных мероприятий, трансляции концертных и театральных постановок. В сфере культуры происходят большие изменения. Медиа становятся частью IT- и телеиндустрии, в сферу культуры активно внедряются цифровые технологии. Виртуальные информационные ресурсы, на которые сегодня активно делается ставка в культурном пространстве, с одной стороны, конечно, подменяют живое общение, которое особенно важно творческим людям, с другой стороны, дают широкие возможности погрузиться и познать мир искусства людям, находящимся географически удаленно от произведений искусств. Изучение различных произведений мировой и отечественной художественной культуры через виртуальный мир открывает новые способы и методы самообразования широким массам населения. Сегодня существенно вырос спрос на использование цифровых ресурсов со стороны потребителей. Все это создает колоссальный запрос на творческие кадры с определенными информационными компетенциями.
Все это является вызовом для всей современной системы образования – она должна быть более гибкой, более непрерывной и уметь легко адаптироваться под все изменения, происходящие в современной России.
Сегодня обучение специалистов сферы культуры и искусства – процесс длительный и достаточно дорогостоящий. Зачастую подготовка специалистов для этой отрасли ведется в условиях индивидуального обучения. Появление новых федеральных государственных образовательных стандартов в системе высшего образования (далее – ФГОС ВО), конечно, дало вузам определенную свободу в реализации основных образовательных программ. Вузы могут сами формировать наименование и содержание дисциплин, гибко и оперативно реагировать на запросы рынка труда, по своему усмотрению проектировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся, заключать партнерские соглашения и реализовывать совместные образовательные программы. При этом высшие учебные заведения, к сожалению, в большей степени остались ориентированными на академическое и теоретическое образование.
В настоящее время остро ощущается существующий дисбаланс конъюнктуры рынка труда культуры и искусства. Современная система профессионального образования не в полной мере ориентируется на подготовку тех специалистов, в которых заинтересована данная сфера. В результате выпускники профильных вузов остаются невостребованными, а в учреждениях культуры явно ощущается недостаток квалифицированных специалистов. Это связано в первую очередь с тем, что несмотря на высокий уровень образованности выпускников, у работодателей существует ряд претензий к профессионально-квалификационной подготовке выпускников профильных вузов.
Работодатели отмечают, что сложно обеспечить выполнение поставленных целей и задач для достижения максимально высоких показателей эффективности в любой отрасли специалистам, которые не имеют качественной профессиональной подготовки.
На сегодняшний день существует еще одна явно выраженная острая проблема, заключающаяся в том, что на рынке труда, с формальной точки зрения, отсутствуют определенные профессии. Есть специалисты, серьезные профессионалы, обладающие компетенциями, необходимыми для современной культуры. Эти специалисты выполняют определенные виды работ в учреждениях культуры, но трудоустроены они на должности, которые не соответствуют ни должностным обязанностям, ни трудовым функциям, которые они выполняют. Это связано с тем, что вузы просто не готовят специалистов по специальностям, название которых соответствовало бы современным названиям востребованных профессий.
Сегодня в России стремительно появляются абсолютно новые профессии, о которых еще несколько лет назад никто даже и не слышал. Само название этих профессий труднопроизносимое и непонятное, да и деятельность в рамках этих профессий очень сложна для понимания и восприятия. Есть прогноз, что к 2036 году появятся 188 новых профессий, а 57 профессий исчезнут [5]. При этом во многих российских высших учебных заведениях уже много лет не открываются новые образовательные программы.
Изменения в культурной сфере диктуют и формирование принципиально новых профессий, таких как science-художник, арт-оценщик, архитектор виртуальности, дизайнер дополненной реальности, игропрактик, режиссер мультимедиа и т.д. Это свидетельствует, во-первых, о необходимости скорейшей разработки новых профессиональных стандартов под потребности рынка труда, а во-вторых, об усилении значимости системы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО), которая способна очень гибко и оперативно реагировать на все изменения, происходящие в культурной среде.
Сложности в подготовке квалифицированных кадров в системе высшего образования заключаются еще в том, что заниматься подготовкой специалистов в вузе могут научно-педагогические работники, обладающие не только необходимыми компетенциями, но и определенным профильным образованием. А если подготовку по необходимым для рынка труда профессиям вузы не осуществляют, то, соответственно, нет воспроизводства специалистов, которые в качестве преподавателей придут работать в образовательные учреждения.
В этой связи проявляется еще один колоссальный плюс в пользу системы ДПО, которая в кратчайшие сроки посредством привлечения к своей образовательной деятельности квалифицированных специалистов-практиков (в нашем случае – профессиональных работников сферы культуры и искусства) способна обеспечить необходимое воспроизводство трудовых ресурсов для этой индустрии. Во многих образовательных учреждениях новые профессии сферы культуры и искусства уже сегодня можно быстро получить именно по программам ДПО.
Сегодня наблюдается активизация спроса на образовательные услуги, позволяющие в короткие сроки осуществить профессиональную подготовку специалистов. Важно отметить, что сегодня для рынка труда наибольший интерес представляют целевые программы, предлагаемые системой ДПО. Наибольший интерес и привлекательность вызывает возможность получения определенных знаний, способствующих формированию компетенций, которые позволят соискателю на рынке труда презентовать себя работодателю с наибольшей «полезностью» и высокой «стоимостью» [6] (Borisova 2017). Дополнительное профессиональное образование становится одним из самых демократичных элементов образовательной системы с позиции государственной регламентации образовательной деятельности [7] (Shmelkova, 2013).
Необходимость совершенствования системы ДПО в сфере культуры, образования, массовых коммуникаций была также отражена в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года [8].
Именно для насыщения сферы культуры и искусства квалифицированными специалистами необходимы изменения, направленные на обновление компетенций работников данной отрасли, внедрение профессиональных стандартов, адаптацию выпускников профильных образовательных учреждений к постоянно изменяющимся требованиям рынка труда.
Качественное формирование и развитие компетенций работников сферы культуры и искусства возможно посредством изменения системы ДПО.
В качестве основных направлений улучшения системы ДПО для кадров учреждений культуры и искусства можно выделить следующие:
– разработка принципиально новых программ ДПО (программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации) с учетом запросов работодателей и профессиональных стандартов;
– формирование эффективной системы взаимодействия образовательных учреждений, реализующих программы ДПО, с рынком труда;
– проведение профессионально-общественной аккредитации программ ДПО.
Как уже говорилось, именно система ДПО способна сегодня быстро и оперативно среагировать на структурные изменения рынка труда и запросы реального сектора экономики в сфере культуры и искусства.
Использование в системе ДПО современных информационных технологий позволяет сделать обучение более индивидуальным, адресным и персонифицированным. Вся профессиональная переподготовка становится практикоориентированной [9] (Gomboeva, Spanderashvili, 2018).
Вся система образования Российской Федерации находится в состоянии постоянного развития. Одновременно с этим продолжает формироваться национальная система профессиональных квалификаций. Законодательство развивается в направлении замены квалификационных характеристик профессиональными стандартами. Министерство труда России утвердило в настоящее время 1358 профессиональных стандартов [10].
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содержание дополнительных профессиональных программ (далее – ДПП) в системе ДПО должно базироваться на профессиональных стандартах. Также Закон закрепляет в качестве признания качества в сфере ДПО профессионально-общественную аккредитацию ДПП и общественную аккредитацию организаций, реализующих эти программы [11].
Профессионально-общественная аккредитация дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (рис 1).
Рисунок 1. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
Источник: составлено автором.
Процедура профессионально-общественной аккредитации (рис. 2) включает следующие основные этапы:
– подготовка заявления образовательной организацией, реализующей ДПП;
– регистрация и рассмотрение заявления аккредитующей организацией;
– принятие решения о проведении профессионально-общественной аккредитации;
– проведение экспертной комиссией аккредитационной экспертизы;
– обработка результатов экспертизы;
– принятие решения о профессионально-общественной аккредитации ДПП.
Рисунок 2. Процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ
Источник: составлено автором.
В интенсивно меняющихся экономических условиях особенно актуальным становится принцип соответствия подготовки кадров региональным потребностям рынка труда в сфере искусства и культуры. Структура и масштабы системы дополнительного профессионального образования, сами образовательные программы должны разрабатываться под потребности рынка труда и работодателей. В данной ситуации применение профессиональных стандартов при разработке дополнительных профессиональных программ в сфере культуры и искусства в значительной мере позволит изменить систему кадрового обеспечения учреждений и организаций этой отрасли высококвалифицированными специалистами. Сами профессиональные стандарты будут выступать как необходимая составная часть процесса интеграции науки, образования и культуры.
Разработка дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов позволит согласовать дополнительное профессиональное образование с требованиями рынка труда к уровням и содержанию профессионально-квалификационной подготовки специалистов, а также требованиям, предъявляемым к выполнению трудовых функций.
Внедрение независимой оценки качества образования будет способствовать развитию интеграционных процессов, направленных на взаимодействие рынка образовательных услуг с современным рынком труда в сфере культуры и искусства для подготовки профессиональных кадров.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.