допрос и опрос в налоговой в чем разница
80 вопросов налоговой
Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.
Налоговая может вызвать на допрос любого
Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.
Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.
Что проверить у контрагента
Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.
Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.
Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»
В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.
Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.
Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.
В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.
Вызовом на допрос считается только повестка
Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.
Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.
Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.
Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.
Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:
Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.
Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос
С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:
Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.
У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.
80 вопросов налоговой для допроса
Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:
В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.
По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.
Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.
1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?
Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.
2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?
Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.
Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.
Проявить должную осмотрительность
3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?
Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.
На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.
4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.
5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?
На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».
Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО „Лосось“ вы подбирали?», он говорит: «Нет!»
Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он „Лосось“ не искал. Как так? Всех остальных искал, а „Лосось“ нет. Так кто его искал тогда?»
Все вопросы налоговой из методички
В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.
1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?
2. Ваше образование, специальность?
3. Что входит в ваши должностные обязанности?
4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?
5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?
6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?
7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?
8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?
10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.
11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?
12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?
14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?
18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?
19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?
20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?
21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?
22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?
23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?
24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?
25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?
26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.
27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?
28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?
29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?
30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?
31. Есть ли склад и где он находится?
32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?
33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?
34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?
35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?
36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.
37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.
38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.
39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?
40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?
Я прошла допрос в налоговой
41. Кто назначил вас на эту должность?
42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?
43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?
44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?
45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?
46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?
47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?
48. Как происходит поиск контрагентов?
49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?
50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?
51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?
52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.
53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.
54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?
55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.
56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?
57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?
58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?
59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?
65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?
66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?
67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?
68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?
Инспектор обязан вручить копию протокола
С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.
Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.
Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.
ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.
Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:
Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.
Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Допросить могут всех, кроме:
аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;
Что запомнить:
ходите на допрос в налоговую с адвокатом;
пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;
игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой
Уловки налоговых органов на допросах
С недавнего времени заметно участились различные мероприятия налогового контроля. И допросы предпринимателей и сотрудников организаций стали обычной практикой. К этому бизнес должен быть готов.
В 2019 году в бухгалтерской среде прогремело дело № А40-161770/2014, в рамках которого Владимира Цыбина, бывшего главбуха московской компании «Спринклер», обвинили в причинении ущерба бюджетной системе страны. В результате налоговой проверки ООО доначислили налоги, штрафы и пени за 2009 — 2011 годы на сумму 97 млн руб.
Протокол допроса главбуха, который был осуществлен еще в 2011 году, через несколько лет послужил основанием для привлечения его к субсидиарной ответственности.
Во время допроса бывший сотрудник московской компании совершил несколько ошибок, которые обернулись серьезными последствиями. В своих показаниях он вышел за пределы компетенций бухгалтера. Обычно так бывает, когда на допрос идут без сопровождения юриста, не оценивая риски.
Ему задали порядка 12 вопросов и один из них касался работы субподрядчиков на строительных объектах. Не подозревая, что его показания могут быть интерпретированы иначе, экс-главбух рассказал, что у компании было достаточно своего штата сотрудников и никаких субподрядчиков на объектах не было, работы выполнялись собственными силами, поскольку они требуют высокой квалификации.
Проблема заключалась в том, что до этого Цыбин говорил, что платежи в адрес субподрядчиков он включал в налоговую декларацию, тем самым уменьшал налоговую базу. Это стало основанием для того, чтобы признать его соучастником гражданско-правового нарушения. Несмотря на то, что никакой явной выгоды он не получил (ООО «Спринклер» было его основным местом работы с зарплатой 30 000 руб.), активов не имел, Верховный Суд оставил решение в силе.
Этот случай, как и многие другие, показывает, что к допросам, особенно сегодня, стоит относиться внимательнее.
Полезные статьи
Новые принципы налогового контроля
Все мероприятия налогового контроля — это по сути работа по ст. 54 НК РФ. Цель налогового органа — собрать и предъявить убедительные доказательства того, что вы получили необоснованную налоговую выгоду, работали с неблагонадежными поставщиками и т.д.
Поэтому сегодня остро встает вопрос о добросовестности налогового администрирования — это касается и самой процедуры допроса, и составления протоколов, когда в них вписываются вопросы, которые на самом деле не задавали, и ответы, которых не было.
Если человек не предупрежден о необходимости внимательно перечитывать протокол допроса и обращать внимание на формулировки и просто подписывает «с моих слов записано верно», это может быть обращено против него.
Относительно недавнее Письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ направлено на противодействие техническим компаниям. В нем впервые появился термин «коммерческая осмотрительность». Он предполагает изучение деятельности контрагента, его деловой репутации и возможности исполнить договор. Это выделено как приоритет. Поэтому сегодня не столько важно собирать учредительные документы по конкретному контрагенту, сколько следить за информацией о его деловой репутации, обращать внимание на наличие людских и иных ресурсов, позволяющих исполнить договор. Любые сделки, операции проходят несколько тестов.
Ст. 54.1 НК РФ получила новое толкование. Если раньше считалось, что все операции по получению недобросовестной выгоды совершены только умышленно и за них грозит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, то теперь ФНС различает разные формы вины: прямой умысел, косвенный умысел и неосторожность.
Оценивайте надежность контрагента и снижайте коммерческие и налоговые риски. Получите важнейшую информацию в одном окне.
Почему допросы стали проводить чаще
Согласно Письму ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, для установления умысла рекомендуется проводить больше допросов и предъявлять документы на обозрение допрашиваемому.
Так, например, если непонятно, кто выполнял работу или оказывал услуги, ФНС предлагает:
Допрос в налоговой: как реагировать на хитрости
Важно иметь представление о том, как должен проходить допрос, быть осведомленным о правах допрашиваемого.
Вы можете столкнуться со следующими сценариями поведения:
Как защититься от уловок на допросах
Нужно знать о своих правах и хорошо готовиться.
Статья подготовлена по материалам выступления Киры Гин, управляющего партнера «Гин и партнеры», на Контур.Конференции для федеральных клиентов
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Налоговая вызывает сотрудников на допрос – как подготовить свидетелей?
Допросы сотрудников, и бывших, и оформленных в компании в настоящее время, — частое явление при проведении в отношении компании выездных и камеральных налоговых проверок, а также предпроверочного анализа. В таких случаях перед руководством компании часто возникает вопрос: как подготовить сотрудников к допросу в налоговой?
Многие руководители решают собрать сотрудников и провести им инструктаж, а иногда даже раздают им соответствующие памятки на случай проведения допроса.
Наиболее зарекомендовавшим себя на практике алгоритмом подготовки свидетелей к допросам в ИФНС является следующий.
Оповещаем сотрудников о возможных вызовах в налоговую
Всем сотрудникам сообщается, что в настоящее время налоговыми органами проводятся плановые контрольные мероприятия, в связи с чем возможны вызовы (повестки) на допрос персонала компании.
В целях защиты прав и интересов сотрудников, а также недопущения давления на них в налоговой — им будет предоставлен адвокат за счет компании.
Кроме того, адвокат сопроводит сотрудников в ходе самого допроса. Поэтому, в случае если кто-то из персонала получает повестку — сразу необходимо сигнализировать об этом своему руководителю.
Аналогичным образом стоит предупредить уже уволившихся сотрудников организации, которые с учётом прогнозируемых налоговых рисков могут быть интересны проверяющим.
Примерный список вопрос к сотруднику от налоговой
После вызова сотрудника в ИФНС, исходя из осуществляемого им функционала и его позиции, адвокатом прогнозируются вопросы к свидетелю, которые могут быть заданы в налоговой.
Встреча адвоката и сотрудника перед вызовом
Адвокат встречается со свидетелем для пояснений процедуры, прав и обязанностей участников допроса, а также для обсуждения потенциальных вопросов налоговиков и уточнения в документах тех или иных обстоятельств, которые свидетель мог забыть. При этом, практика показывает, что одной встречи не всегда достаточно, иногда необходимо дополнительно проработать вопросы и встретиться еще раз.
Протокол адвокатского опроса
По результатам коммуникации адвоката со свидетелем составляется протокол адвокатского опроса свидетеля, в котором фиксируются пояснения свидетеля. Составление протокола сопровождается видеофиксацией, если свидетель не возражает.
Составление протокола позволяет:
При отсутствии такого протокола адвокатского опроса поставить под сомнения показания свидетеля, даже если они не соответствуют фактическим обстоятельствам, будет проблематично.
Допрос в налоговой
Когда свидетель подготовлен, адвокат сопровождает его на допрос в налоговую. В ходе допроса адвокат препятствует давлению на свидетеля, оказывает психологическую поддержку, а также внимательно вычитывает протокол допроса и добивается приведения его в соответствии с предоставленными свидетелем показаниями.
Показания свидетеля могут быть достаточно длинными и подробными, налоговики, как правило, вносят их в протокол самостоятельно в сокращённой форме и зачастую в несколько перефразированном виде. Смысл и контекст показаний от этого может меняться, а потеря существенных деталей — осложнять дальнейшую работу по формированию защитной позиции компании.
Свидетели, особенно представители рабочих профессий, не сталкивающиеся с такими мероприятиями ежедневно, не имея информации о налоговых рисках компании, самостоятельно не приведут протокол в соответствие и не потребуют отразить важные детали для дальнейшей защиты компании. Таким образом, явка сотрудников на допросы без сопровождения адвоката в дальнейшем может стоить компании существенных налоговых претензий.
Автор — Денис Савин, адвокат, советник налоговой практики BGP Litigation.