дошкольное образование чему учат
Дошкольное образование. Его функции и влияние на развитие ребёнка
марина журавлева
Дошкольное образование. Его функции и влияние на развитие ребёнка
Человек с самого рождения представляет собой биосоциальное существо. Он изначально обладает определённым набором человеческих качеств.Например: способность подражать взрослым, огорчаться, радоваться. Но полностью человек может развиться только в обществе. Это прекрасно иллюстрирует пример того, как ребёнок учится разговаривать. Ребёнок имеет врожденную способность к подражанию, но без социума это невозможно, так как отсутствует источник этой самой имитации речи-взрослый человек. Так дети, воспитанные животными, почти не имеют возможность социализироваться, если они попали в социум подростками или взрослыми людьми так как взрослого человека и подростка с уже закрепившиеся определенной моделью социальных навыков намного труднее переучить, чем ребёнка.
Так почему же так важно дошкольное образование? Начнем разбираться с объекта данного вопроса, то есть ребёнка.
Детство- этап развитие человека, характеризующийся быстрым ростом организма и развитием психических функций. В дошкольный период ребёнок совершает множество открытий. Для него это период развития как личности и формирования отношения к окружающему его миру и внутренняя регуляция его поведения. Рассматривая окружающий его мир, играя с различными предметами, ребёнок познаёт их свойства, что приводит к формированию и развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Для того, чтобы ребёнок мог развиваться находясь при этом в безопасности, то есть под присмотром взрослого человека и было создано дошкольное образование.
Дошкольная педагогика-это отрасль педагогики, изучающая процесс воспитания, обучения, их цели и задачи, методы и приемы.На этапе раннего возраста выделяются некоторые закономерности:увеличенный темп развития психологического и физического развития, приобретение ребёнком первоначальных базовых социальных навыков, развитие определённой модели поведения в тех или иных ситуациях, с которыми сталкивается ребёнок, проявление зависимости от наследственности и социальной среды. Возникает потребность в движении, развивается моторика. У ребёнка основными формами мышления являются наглядно-образное и наглядно-действенное. В дошкольный период ребёнок совершенствует речь.
Ведущая деятельность дошкольника-игра. Она позволяет ребёнку развивать множество качеств:исследовать окружающую среду, развивать речь, моторику, мышление, взаимодействие со сверстниками. Ребёнок может научиться в процессе игры,а также получить и закрепить уже полученные навыки:согласовывать своё мнение с другими участниками игры,вырабатывать линию поведения согласно своей роли, работа в группе. Так же разнообразные занятия художественные и трудовые позволяют развивать физический и умственный уровень ребёнка.
Предмет дошкольной психологии- процесс воспитания и все вопросы связанные с ним- разнообразные закономерности,процесс организации и осуществления воспитательного процесса. Они и определяют развитие ребёнка.
Составляющие дошкольной педагогики:развитие, обучение и воспитание.
Воспитание-целенаправленный, организованный процесс развития личности.
Обучение-организованный процесс передачи опыта поколений,навыков и знаний от взрослого ребёнку.
Развитие-процесс изменений, происходящих с возрастом под руководством взрослого.
Деятельность дошкольного педагога предполагает определённые профессиональные функции, которые влияютна эффективность учебно-воспитательного процесса:развивающая, организационная,диагностическая,коммуникативная.
И главной задачей преподавателя является выполнение всех этих функций, что влияет на способность ребёнка социализироваться в обществе, стать личностью и реализовать все свои возможности.
Консультация для воспитателей «Влияние тестопластики на развитие ребёнка» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.
Фотоотчет: «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие» Одним из важных аспектов речевого развития детей является развитие мелкой моторики рук. Потому что, как мы уже знаем, речь детей находится.
Инклюзивное дошкольное образование Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися.
Консультация для воспитателей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи ребёнка» Консультация для воспитателей. Тема: «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи ребёнка». В настоящее время рядом исследователей.
Консультация «Гендерное развитие и образование детей дошкольного возраста» Если говорить о гендерном развитии и образовании детей дошкольного возраста, то особую озабоченность вызывает компетентность воспитателя.
Консультация для воспитателей «Неуверенный ребёнок» Неуверенный ребёнок. Дошкольное детство – особо ответственный период в развитии ребёнка, период, когда закладываются основные личностные.
Влияние конструктивных игр на умственное развитие детей Наблюдая за детьми разных возрастных групп, я обратила внимание на то, что дети очень любят заниматься конструированием. Благодаря конструированию.
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной.
Влияние праздников на формирование и развитие ребёнка В процессе подготовки праздника педагог объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, как он будет.
Дошкольное образование в России– как в нашей стране воспитывают и обучают детей до 7 лет
Грамотно организованное воспитание и образование ребенка до школы – залог развития его мышления, памяти, внимания, воображения, речи и физического здоровья. Без этих базовых качеств не получится успешно адаптироваться в начальной школе, освоить программу последующих ступеней образования, реализоваться в личном, социальном, профессиональном плане. Именно поэтому возраст с рождения и до 7 лет играет основополагающую роль в становлении человека, а дошкольному образованию уделяется большое внимание на государственном уровне.
Что такое дошкольное образование?
Под дошкольным образованием в России понимают воспитание, обучение и развитие детей-дошкольников (с 2 месяцев до 7 лет), присмотр и уход за ними, их оздоровление. Обязательным оно не является. Родители могут воспитывать ребенка до школы дома или водить его в учреждение дошкольного образования (детский сад), учреждение общего образования (предшколу), учреждение дополнительного образования (центр раннего развития).
Дошкольное образование строится на основе следующих принципов:
Цели и задачи дошкольного образования
Детские ясли – первое звено российской образовательной системы. Цели и задачи современного дошкольного образования связаны со всесторонним развитием дошкольника. Сотрудники ДОУ не просто присматривают за детьми, пока родители на работе, но и создают условия для укрепления их физического здоровья, для социально-личностного, индивидуального, художественно-эстетического развития, обучают по общим и коррекционным программам, готовят к поступлению в школу. Воспитатели обязательно взаимодействуют с семьями детей.
Современная концепция дошкольного образования
У российской государственной системы дошкольного образование нет аналогов в мире, в первую очередь по доступности – бесплатно отдать ребенка в детский сад могут все граждане страны.
У нас в стране дети могут находиться в детских дошкольных учреждениях несколько часов (в группах кратковременного пребывания), весь день (обычно с 7-8 до 18-19 часов) или круглосуточно.
Детей отдают в детский сад, чтобы они не только были под присмотром, пока родители на работе, но и:
Воспитатель в российском детском саду знакомит детей с новыми понятиями и явлениями, стимулирует интерес к знаниям. Благодаря этому дети легче адаптируются к начальной школе.
Виды российских ДОУ
Дошкольное образование в России можно получить в следующих учреждениях:
Педагогический персонал детского сада. Какие профессии есть в дошкольном образовании?
Изучить теоретические основы дошкольного образования и получить профессиональные компетенции для работы в ДОУ можно на дистанционных* программах профпереподготовки на базе высшего или среднего профессионального образования. Вы можете получить на курсах квалификацию Воспитатель в дошкольной образовательной организации: проектирование и реализация деятельности с учетом ФГОС ДО с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста», Педагог раннего развития детей. Методики раннего познавательного и творческого развития ребенка с присвоением квалификации «Педагог раннего развития» и т. д.
Если вы уже работаете в детском саду или центре развития, обратите внимание на программы повышения квалификации по основным вопросам дошкольного образования: современным методикам, технологиям, формам обучения и воспитания, требованиям к образовательным программам по ФГОС ДО и т. д. Вот самые популярные из них:
На каком бы этапе развития не находилось дошкольное образование в России, педагоги и воспитатели остаются его центральными фигурами. И если они будут заинтересованы в профессиональном развитии и росте, ответственном подходе к должностным обязанностям, будут понимать и любить детей, их воспитанники получат все необходимое для полноценной социализации и перехода в начальную школу.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Все о дошкольном образовании или готовим ребёнка к школе правильно
Подготовить ребёнка к школе – это не единственная задача, решением которой нужно заниматься в дошкольном возрасте. Важно заложить основы воспитания и грамотно направить вектор формирования личности. Ведь будущие достижения ребёнка или его проблемы с окружающими и самим собой берут начало в самом раннем этапе его жизни.
Из материала вы узнаете, как проходит подготовка ребёнка в школе, с какими проблемами можно столкнуться в процессе дошкольного образования и как психологические особенности чада влияют на его обучение. Мы приведём актуальные для возраста способы образования и социализации.
Содержание
Как подготовить ребёнка к школе?
За развитием ребёнка в процессе дошкольного образования следят не только специалисты, но и родители. Именно они больше всего заботятся о том, как правильно подготовить своё чадо к школе. Существует ряд критериев, по которым можно судить о степени подготовки ребёнка к началу образовательного процесса.
Чтение. Многие дети развиваются по-разному, поэтому овладеть навыками чтения получается далеко не у всех. Поэтому для того, чтобы ваш ребёнок не казался белой вороной, нужно приложить максимум усилий для развития беглого чтения не только слогов, но и слов.
Письмо. Желательно, чтобы ребёнок мог написать или же просто переписать буквами слово или простое словосочетание.
Счёт. Немалым бонусом в школе будет возможность ребёнка осознанно посчитать до десяти.
Времена года. Знание времён года и дней недели – ещё один показатель готовности ребёнка к школе.
Самостоятельность. Безусловно, это понятие растяжимо. Однако на пороге 1 сентября ребёнок должен уметь одеться, обуться, разложить свои вещи по местам, убрать за собой. Такие умения немало пригодятся ему в школе.
Цвета и фигуры. Было бы здорово, если ваш ребёнок мог бы различать цвета и простейшие геометрические фигуры.
В достижении подобных целей можно задействовать возможности дополнительного дошкольного образования детей. Посещение секций и кружков поможет ребёнку быстрее социализироваться и понять, что ему придётся жить в обществе. Тем самым, он будет готов к школе не только умственно, но и морально.
Особенности развития ребёнка дошкольного возраста
Образование детей дошкольного возраста – это очень важный процесс, в котором должны быть правильно расставлены приоритеты. Для этого необходимо знать и понимать особенности развития ребёнка дошкольного возраста.
У дошкольников происходит переход от наглядно действенного к наглядно-образному мышлению. Такое мышление основывается на восприятии, познании и ощущениях.
Навыки анализа у дошколят элементарные, а обобщение имеет не совсем существенные признаки. По мере развития мышления развивается речь ребёнка.
Грамматически правильная устная речь формируется в процессе общения со взрослыми. К 7 годам ребёнок уже хорошо говорит и выражает свои мысли.
Старший дошкольник может удерживать внимание на определённом виде деятельности в течение 15-20 минут. При этом он может самостоятельно им управлять, а также направлять его на всевозможные предметы.
Дошкольники могут запоминать необходимую информацию не только механически, но и осмысленно. К простому зазубриванию они обращаются только лишь в том случае, если им сложно понять материал.
Воображение ребёнка этого возраста репродуктивное – то есть, он воспроизводит всё то, что увидел за день в ярких образах.
Образовательные программы дошкольного образования детей построены на этих особенностях. Это необходимо знать при формировании личности ребёнка данного возраста.
Особенности образования детей дошкольного возраста
Развитие ребёнка в процессе дошкольного образования напрямую зависит от осознания особенностей образовательного процесса. Невыполнение требований и неправильные действия могут нанести дошкольнику только вред. Стоит рассмотреть образование в трёх аспектах: социальном, педагогическом и психологическом.
Социальный. В дошкольном возрасте активно формируется мировоззрение маленького человека. Он уже знакомится с тем, что такое хорошо, а что такое плохо, в его сознании выстраиваются первые ориентиры. Он будет обращаться к ним не только в своих действиях, но и в процессе выбора будущей профессии.
Педагогический. В дошкольном возрасте активно формируются знания, умения и навыки ребёнка. Он узнаёт наиболее эффективные способы учебной деятельности, развивает среду своих интересов. Закладываются первые кирпичики основы для непрерывного образования.
Психологический. Дошкольный возраст – важный этап развития личности ребёнка. Формируется наглядно-образное мышление: дошкольник учится анализировать поступающую информацию. Через постепенное развитие способностей формируется творчество как неотъемлемый элемент деятельности.
Основные программы дошкольного образования детей основываются именно на этих особенностях. Родителям также важно знать их, чтобы сообща со специалистами правильно воспитывать своего ребёнка.
Основные программы дошкольного образования детей
Отправляя своего ребёнка в детский сад, родители задумываются: а как будут учить моего сына или дочь. Необходимо знать, что Министерством образования разработаны основные программы дошкольного образования детей.
Каждая из программ должна способствовать правильному и целостному педагогическому процессу, в течение которого ребёнок будет максимально развиваться. При этом все образовательные программы дошкольного образования детей можно условно разделить на комплексные и парциальные.
Комплексные программы по-другому называются общеразвивающими. Они включают в себя все действия по развитию ребёнка, а также сочетание всех видов деятельности. К таковым относятся программы «Радуга», «Кроха», «Истоки», «Детство», «Из детства в отрочество» и многие другие.
Парциальными называются программы, подразумевающие узкую специализацию. При этом образование может проходить эффективно не только посредством выбора одной программы, а также при правильном отборе парциальных программ. К ним можно отнести программы физического развития, экологического воспитания, развития социальных навыков.
Большинство программ разрабатывается крупными учёными или большими педагогическими коллективами, которые не понаслышке знают об особенностях развития дошкольника.
Современные проблемы дошкольного образования
Образование детей дошкольного возраста не лишено проблем. Несмотря на то, что к делу формирования личности ребёнка ответственно относятся не только родители, но и специалисты, отечественная система дошкольного образования имеет ряд проблем.
Наполняемость групп. Все знают, как сложно записаться вовремя в детский сад. Как правило, в дошкольных учреждениях многие группы попросту переполнены. Таким образом, педагоги детсада вынуждены уделять мало времени каждому ребёнку. Известно, что ребёнок, на которого не обращается педагогическое внимание в полном объёме, обречен на проблемы в школе.
Педагогические кадры. Несмотря на кажущуюся простоту, работа в детском саду очень сложна. Специалист должен знать не только образовательные методики, но и разбираться в большом количестве сопряжённых областей. Перегрузки на работе, проверки, низкая зарплата, стрессы – все это снижает привлекательность профессии, а также порождает обыкновенную апатию к своему труду.
Несоответствие стандартам. Государство выделяет мало денег на поддержание стандартов дошкольного образования. Каждый педагог испытывает проблемы с приобретением дидактической литературы, необходимой для работы с дошкольниками.
Развитие образования детей дошкольного возраста напрямую зависит от того, каким образом будут решаться эти проблемы. При этом, немало зависит не только от руководства, но и от самих родителей – ведь только в неравнодушном обществе ребёнок может правильно развиваться и обучаться.
Дополнительное дошкольное образование как залог гармоничного развития ребёнка
Ни для кого не секрет, что обычный детский сад не способен полностью сформировать будущего школьника. Поэтому сегодня многие родители задумываются над вопросом дополнительного дошкольного образования детей. Они поступают правильно, поскольку данный вид деятельности обладает рядом преимуществ.
Ребёнок может полноценно развивать свои дарования, при этом выбор деятельности будет осуществляться свободно.
В дошкольных учреждениях дополнительного образования можно выбирать режим и темп освоения программ, а также выстраивать планирование и образовательных траектории.
Ребёнок может принять участие в различных развивающих программах в соответствие со своими интересами, ценностями и склонностями.
Именно в дополнительном образовании реализуется тесная связь с реальностью и практикой.
Родители вместе с ребёнком могут выбрать тренера и педагога исходя из информации о его квалификации и направлении деятельности.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это своеобразный «социальный лифт» для большей части детей, которая не может получить весь комплекс знаний в полном объёме из-за разных причин. Занятость в кружках и секциях позволит ребёнку компенсировать этот недостаток и максимально развить свои способности.
Роль динамических игрушек в развитии ребёнка дошкольного возраста
Ребёнок познаёт мир при помощи игрушек. Поэтому от их правильного выбора и понимания особенностей зависит развитие ребёнка в дошкольном образовании.
Качающиеся игрушки. Таковой является привычная всем игрушка-неваляшка. Её устойчивость может попросту восхитить ребёнка. Представьте: он едва дотрагивается до игрушки и она раскачивается по небольшой амплитуде. Чем больше усилий, тем ближе игрушка к падению. Дошкольник увлекается весёлой игрой и с её помощью развивается. Простая, казалось бы, неваляшка – она способствует максимальной концентрации ребёнком внимания, развивает его моторику, а также улучшает восприятие форм.
Шагающие игрушки. Это практически живое воплощение животного, которое можно использовать во время постановки сказок и спектаклей. Так, пользуясь игрушкой, малыш будет развивать свою речь, тренировать память, а также развивать образное мышление. Кроме того, будет развиваться чувство ритма: например, курочка равномерно и громко топает, а ребёнок повторяет за ней двжение.
Кугельбан – каталка. Такие игрушки максимально развивают представления ребёнка о расположении предметов. Они способствуют развитию ловкости движений.
Основные программы дошкольного образования детей содержат элементы использования игрушек. Не только специалистам, но и родителям важно знать, как может влиять на развитие ребёнка тот или иной тип предмета.
Игра как контекст развития в дошкольном возрасте
• Игра развивает все детские познавательные процессы.
• Игра полностью моделирует ситуацию реального общества. Именно в игровом процессе создаются ситуации, максимально приближенные к настоящим.
• Игра – это обучение с удовольствием. Здесь познание сочетается с образованием: дети могут усваивать материал куда лучше, чем обучаясь «из под палки».
• Благодаря знаниям, полученным в игре, ребёнок приобщается к культуре окружающего мира.
• В процессе игры ребёнок быстрее усваивает общественный опыт, чем это было бы в процессе обычного обучения.
• Игра помогает развивать волю ребёнка, его мыслительные способности. Именно в игровом процессе он учится преодолевать различные трудности.
• Игра развивает мыслительные способности ребёнка. Игровой процесс требует решения поступающих задач. При этом дошкольник должен часто применять фантазию и не действовать только лишь по показанному образцу. Это ускоряет развитие ребёнка в дошкольном образовании.
Существует несколько видов игр для дошкольника. Подвижные развивают моторику ребёнка, ролевые помогают понимать роль в обществе. Настольные игры помогают развить сообразительность. Деловые игры обучают основам определённой профессии, а дидактические позволяют лучше понять мир взрослых.
Структура и варианты сюжетной игры дошкольника
Основные программы дошкольного образования детей предлагают различные варианты сюжетных игр. Поэтому многие родители задаются вполне понятным и логичным вопросом: можно ли в них играть дома, а не только в садике? Ответ: да, можно. Нужно только лишь знать структуру игрового процесса и наиболее распространённые сюжеты.
Виды сюжетов
Игра, в которой есть только лишь один персонаж и одно действие в определённой ситуации.
Игра, в которой есть несколько героев, выполняющих повторяющиеся действия.
Игра, в которой есть два персонажа, отлично дополняющих друг друга.
Игра, в которой есть не только кооперация усилий персонажей, но и отношения между ними.
Содержание игры
Для правильного образования детей дошкольного возраста нужно знать, что в центре любой игры находится ребёнок, чья роль является главенствующей. В процессе игры ребёнок взаимодействует со взрослыми, предметами, а также своими партнёрами. При этом главным движущим механизмом игрового процессе является мотив.
Не менее важно правильно определить содержание игры, а также выстроить её структуру. Это может быть как цепочка взаимодействия, так и всевозможные события, которые устраиваются взрослыми участниками.
Компьютерные игры в жизни дошкольника
Играть или не играть – вот в чём заключается вопрос для многих родителей. Точнее, разрешить играть своему ребёнку или нет. Ведь некоторые образовательные программы дошкольного образования детей включают в себя использование компьютерных игр.
Компьютерные игры – за и против
Прежде стоит разобраться, почему всё-таки стоит разрешить чаду играть в компьютер.
Красочные компьютерные образы позволяют лучше воспринимать цвета и формы объектов.
Логические игры, коих много на специализированных сайтах, позволяют улучшить мышление детей. Такие проекты также улучшают интеллект, тренируют логику и внимание.
Компьютерные игры, как и обычные, позволяют ребёнку самостоятельно принимать решения, а также координировать свои действия.
Однако есть некоторые доводы против компьютерных игр.
Ребёнок отрывается от действительности, поскольку всего лишь нажимает на кнопки.
У дошкольника может начаться игровая зависимость и как следствие – проблемы с родителями и неполадки в контактировании с окружающими людьми.
При длительном увлечении играми психофизиологичесоке развитие органов чувств происходит неправильно. Например, при пресыщении яркими образами существенно страдает сфера слуха
Полностью откреститься от использования компьютера в развитии ребёнка в процессе дошкольного образования не получится. Игры всё-таки стоит использовать для улучшения развития ребёнка, однако стоит это делать осторожно и внимательно, а также контролировать игровое время.
Сделаем вывод или вместо заключения
Нельзя формировать личность ребёнка и заниматься его образованием без учёта психических особенностей. Их понимание и использование преимуществ способно принести немалую пользу в обучении.
Родителям не стоит полагаться только лишь на государственную систему дошкольного образования. Для полноценного развития будущего школьника нужно задействовать возможности дополнительного дошкольного образования: кружков, секций, объединений.
Не забывайте и о своём участии в воспитании ребёнка. Ведь через занимательную и увлекательную игру ваш сын или дочка не только многое узнают о мире, но и станут больше понимать вас. Взаимопонимание и доверие – вот залог будущих достижений.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации