дроппер для велосипеда что это
Что такое пневматический подседельный штырь для велосипеда (дроппер)
Существует ряд велосипедных дисциплин, не заточенных под какие-то конкретные действия и маневры. То есть, например, если в BMX и в триале райдеры совершают исключительно трюковые действия и им необходим максимально маневренный велосипед. То в случае с кросс-кантри, трейл, эндуро – важна универсальность велобайка, а не исключительно его легкость или проходимость. Универсальность в передаточных числах трансмиссии, универсальность в угле рулевой колонки, универсальность в посадке. Одним из компонентов для велосипеда, добавляющих универсальности, и является пневматический подседельный штырь. Давайте разберемся в том, что такое пневматический подседельный штырь для велосипеда и какие он дает преимущества перед обычным.
Что такое подседельный штырь
О том, что такое подседельный штырь и какой он бывает, мы уже рассказывали ранее в одной из наших статей.
Основная задача подседельного штыря, какой бы конструкции он не был, удержание и регулировка седла в определенном положении. В число регулировок обычно входят: настройки седла по высоте, по наклону относительно горизонта и повороту вокруг своей оси.
Что такое пневматический подседельный штырь
Пневматический подседельный штырь (Dropper posts) – это устройство с мгновенно изменяемой высотой седла по желанию велосипедиста. Также, на сленге велосообщества, его часто называют дроппером, пневмо подседелом и другими вариантами сокращений. Это по истине одно из наилучших инженерных произведений за последние годы в сфере велосипедов.
Сферы применения
Как уже упоминалось ранее, есть ряд велосипедных дисциплин, где важна универсальность велосипеда, а не только максимальная легкость или максимальная жесткость. Например, в кросс-кантри заездах, трассы проходят по пересеченной местности. В пределах одной трассы встречается ряд различных препятствий, для которых неплохо было бы иметь возможность налету менять посадку, для комфортного их преодоления и для экономии драгоценных секунд. Тоже самое с трейл и эндуро дисциплинами. Маршрут который может пролегать не только вниз по трейлу (тропинке), а и с затяжными апхиллами (подъемами) во время того, как райдеры добираются до желаемого спуска.
А как известно, для комфортного преодоления подъема и экономии «жизненного ресурса» коленных суставов, необходимо это делать с поднятым седлом. Таким способом меняется посадка – смещая центр тяжести к рулю, разгружаются колени, повышается усилие на педалирование.
При спуске же с уклона наоборот – седло опускается, повышая маневренность наездника, давая возможность смещать центр тяжести за седло. В случае с исполняемыми элементами на трейле тоже самое, с поднятым седлом райдер практически обездвижен в плане свободы действий.
Достоинства и недостатки
К основному и единственному неоспоримому достоинству пневматического штыря относится возможность мгновенно налету изменять под собой высоту седла.
Недостатков всего несколько, но они все же есть:
Общая конструкция
Состоит подседельный дроппер из нескольких основных компонентов:
Разновидности
В современной реальности существуют вариации пневматических подседельных штырей, в зависимости от требований покупателя.
По типу приведения в действие механизма
В данный момент на рынке существует четыре основные разновидности типов приведения в действие механизма пневматических подседельных штырей:
По типу прокладки кабелей
Следующая стадия различий заключается в типе прокладки кабелей от рычага управления к пневматическому картиджу:
По общей длине конструкции
Еще одно различие заключается в длине корпуса подседельного штыря. От которой, в свою очередь, косвенно зависит и максимальная длина хода выдвигаемого штока. При этом чем больше диапазон хода штока, тем больше длина корпуса дроппера ему необходима, но у дропперов с большой длиной корпуса не обязательно может быть большая длина хода штока.
Длина корпуса представленных на рынке моделей составляет от 295 мм. до 560 мм. Длина хода штока от 35 мм. до 210 мм.
По диаметру подседельной трубы
И наконец различие по диаметру подседельной трубы. Этот параметр присутствует и в обычных подседельных штырях.
В данный момент их существует 4 разновидности:
Наиболее распространенные из них это 30.9 мм. и 31.6 мм.
Стоимость
Правда, стоит отметить, что цены взяты с интернет-магазинов, приближенных к производителям, то есть европейских. На просторах стран СНГ стоимость будет несколько выше.
Но для тех, кто имеет опыт покупок из-за рубежа, названные цены будут действительными на дату публикации статьи.
Дополнительные особенности
Отметим и несколько не стандартных особенностей от некоторых производителей.
Например, бренд Fox выделяет часть своих пневматических подседельных штырей на фоне других за счет использования на штоке своего фирменного покрытия Kashima Coat. Золотой цвет которого сложно перепутать с большинством других штырей от иных брендов. По утверждениям компании Fox и по некоторым тестам, это одно из самых прочных стойких к повреждениям покрытий.
А вот бренд Specialized пошел дальше и совсем недавно выпустил на рынок продвинутую версию своего пневматического подседельного штыря. Его «фишка» заключается в том, что он корректирует угол наклона седла в зависимости от выставленной высоты штока. И нужно заметить эта технология имеет все шансы на существование. Дело в том, что в зависимости от высоты седла, меняется и посадка райдера. Когда седло находится в своем максимально высоком положение, то комфортный угол наклона обычно – горизонтально земле. А при максимально опущенном положении седла, нос седла обычно наклоняют чуть выше горизонта. Вручную этого делать конечно же никто не станет, при каждом изменении высоты на ходу. А вот изменение угла в автоматическом режиме – достойное решение производителя. Правда цена на этот дроппер в данный момент слишком высока. Стоимость Specialized Command Post WU около 44000 рублей.
Итоги
Пневматический подседельный штырь – это весьма достойное технологическое решение от производителей за последние годы. Это устройство сильно добавляет, как к универсальности велосипеда для соревнований, так и к комфорту покатушек для любителей гонять по пересеченной местности со спусками и подъемами вверх по склонам. Стоимость устройства с каждым годом становится все доступнее общим массам владельцев велосипедов. Разные типы конструкции и системы управления покроют запросы как любителей чего-то попроще и подешевле, так и требовательных, жаждущих максимально технологичного устройства с беспроводным управлением или с автоматическим изменением угла наклона седла.
Как создавался регулируемый подседельный штырь
На заре МТВ почти на каждом велосипеде использовался подседельный зажим с эксцентриком, да и сейчас он частенько встречается у людей, которые предпочитают периодически быстро регулировать высоту седла. Ты спокойно крутишь в горку, а перед спуском останавливаешься и опускаешь седло. После спуска поднимаешь, садишься на велосипед, проезжаешь 10 метров, обнаруживая, что седло криво установлено, снова останавливаешься, выравниваешь его, и едешь дальше. Кого-то такой подход устраивает, другие же используют гидравлические подседельные штыри.
Идею подхватила компания IRD и быстренько придумала выносную регулировку для эксцентрика. Механизм устанавливался на место зажима, а в качестве блокировки использовалась манетка. Идея была классная, но уже в первой половине 90-х канула в Лету, чтобы возродиться через 10 лет в виде уже привычных многим из нас регулируемых гидравлических подседельных штырей.
И какой же был его следующий шаг? Уэйн позвонил напрямую в фирму Rockshox. «Человеку на другом конце трубки я сказал, что у меня есть отличная идея и она может быть им интересна. Но мне ответили, что если это не какое-то революционное решение для амортизатора или вилки, то их это не интересует, и когда я дал отрицательный ответ на это требование, они повесили трубку.»
В Rockshox не знали от чего отказываются, но Уэйн решил не сдаваться и решил осуществить свою затею самостоятельно. Он купил ЧПУ, и к Interbike 2000 (Одна из крупнейших международных велосипедных выставок) Сич подготовил две модели: Descender, регулировка которого осуществлялась при помощи рычага на подседельном штыре;
И Gravity Dropper Classic такой же конструкции, но с выносной регулировкой.
Несколько лет назад большинство гонщиков считали не рациональным тратить серьезные деньги на подседельный штырь. Но времена изменились, и многие из тех, кото хоть раз попробовал прокатиться с регулируемым подседелом, уже не могли отказаться от его преимуществ.
Вот небольшое видео с изобретением Джо и Джоша:
temazarodinu — Нужен ли дроппер (регулируемый подседельный штырь)?
Да, для прогрессивного велосипедного человечества это вопрос уже давно не стоит, но помимо сторонников регулируемых подседельных штырей есть ещё прослойка сомневающихся, задающихся вопросом «а надо ли это мне?» и вечно бьющихся со своей жирной жабой. Если всё собрать вместе, то это мой портрет на протяжении трёх последних лет. Вероятно, я не один такой, поэтому решил развеять сомнения своим маленьким опытом.
Чтобы не томить вас долгими рассуждениями, отвечу сразу: ДА! ДАЖЕ НЕ СОМНЕВАЙТЕСЬ! БЕРИТЕ ВСЕ СВОИ ДЕНЬГИ И ИДИТЕ В БЛИЖАЙШИЙ ДРОППЕРНЫЙ МАГАЗИН! ПОКУПАЙТЕ ВСЕ ДРОППЕРЫ! СТАВЬТЕ ИХ НА ВСЕ СВОИ ВЕЛОСИПЕДЫ! ВЫ НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ НИ СЕКУНДЫ О СВОЁМ РЕШЕНИИ!
Если вы всё же хотите немного потомиться, то напишу подробнее.
Мысли о дроппере появились в позапрошлом году, но поскольку я был совсем не в форме, они так и остались мыслями. В прошлом году я уже более серьёзно вернулся к этому вопросу, поизучал тему, но останавливали несколько факторов:
1. Диаметр подседела у меня 34.9 мм, что ограничивало круг производителей. Есть переходник на 31.6, но для такой серьёзной покупки не хотелось колхоза.
2. Цена. Главный фактор. Расправиться с собственной жадностью так и не получилось, как бы меня ни уговаривали товарищи по несчастью.
3. Я думал, что и без него нормально еду. Даже на гонках некоторых, будучи совсем не в той форме, что раньше, я отыгрывал секунды за счёт спусков, что меня радовало и позволяло думать, что для кантри в текущих условиях с высоким штырём всё выглядит очень даже неплохо. Из-за этого в большой степени мысль о покупке регулируемого подседела отходила на второй план – ведь это не товар первой необходимости. (Спойлер: КАК ЖЕ Я ЗАБЛУЖДАЛСЯ)
В этом году я о нём не думал, просто смотрел расходники на одном из сайтов и ради интереса зашёл глянуть дропперы. Увидев Crank Brothers Highline 3 по цене что-то около 10 т.р., я быстро воспламенился, написал другу, которого годом ранее задолбал вопросами про дропперы, он терпеливо отвечал на все мои тупые вопросы и всячески намекал, вернее, прямо в лоб говорил, чтобы я уже отвалил от него и купил наконец-то себе подседел и не сношал ему мозг. Его советы возымели действо, я решился на покупку, но, проснувшись утром, вновь передумал. В конец задрал с этим дроппером я не его одного, но в итоге спустя три дня заказал подседел с ходом 150 мм.
Шёл он без манетки, фирменная выходила около 4500 рублей, поэтому решил обратиться к китайцам и купил за 1000 рублей.
Первая радость была после установки, но она стандартная, типа, что-то новое на байке появилось, как классно, здорово, все молодцы, особенно учитывая, что в этом году с физической формой у меня совсем беда – её просто нет. В такой ситуации обычно выручают приятные железки, дающие небольшой профит, чтобы не чувствовать себя полным дном.
Вторая радость была во время первой обкатки. Это не просто радость! Это детское счастье! Это щенячий восторг! Здесь ведь есть владельцы собак? Когда ваш пёс встречает вас, что он чувствует? Я уверен, что почувствовал что-то похожее, когда поехал вниз! Боже мой, я думал раньше, что ехал вниз, а оказывается, просто брыкался от кочки к кочке и самоистязался седлом с подседелом, поднятым под кадык (это хорошо хоть с седлом ездил). Просто какая-то неописуемая, сумасшедшая свобода действий. Чтобы вы понимали степень свободы: раньше права детей нарушались, животные не были под защитой, русский язык постоянно не сохранялся и нарушался, культурное наследие не ценилось, не было уважения, а было только уничижение человека труда, мучились врачи и учителя, ограничивались права и свободы граждан, но стоило лишь проголосовать ЗА поправки в конституцию, как все сразу почувствовали себя свободными, счастливыми, с верой в будущее, защищёнными, сильными и уверенными под защитой любимого государства. Примерно также и с дроппером. Наверное, не очень пример, да. Ладно, думайте о собачках. Да, я понимаю, что это первые шаги и эмоции, но их необходимо хоть где-то запечатлеть, может быть, кому-то они помогут.
Сразу же для себя выявил некоторые плюсы/минусы, которые являются таковыми лишь с множеством оговорок, поэтому назову их особенностями.
1. Необходимо заново учиться ездить. И это не шутка. Свободы столько, что появляется просто дикое желание валить вниз и на непривычной скорости входить в повороты. Моментами чувствовал, что очень опасно еду. Иногда было страшно даже на небольших наших пипирках, которые спокойно поддавались с поднятым седлом, а тут вдруг при тех же усилиях я стал их жёстко перелетать.
2. Отсюда же вытекает другой момент – стало проще исправить ошибку, если скорость была не запредельная для твоего уровня катания. Мой любимый технический элемент – «мёртвый моряк» в переводе Серёги Раскладного. Так вот два раза за поездку мне удалось из него выбраться почти без потерь.
3. Дико захотелось в горы или просто на длинные трейлы – хотя бы в Чесс-парк или в Нижний Новгород на Окский.
4. На спусках пульс перестал заметно падать. Он уменьшается, конечно, но не так, как раньше.
5. Ещё один орган управления на руле. Когда брал байк в 2014 году, было 2 хомута слева и 2 справа (тормоз + манетка переключателя), сейчас также 2 справа, а слева 3 (тормоз, блокировка вилки, манетка подседела).
6. Поднимать/опускать подседел привык быстро, но прощёлкал момент пересечения с блокировкой вилки (обе под большой палец левой руки). Не знаю, как их теперь нормально разнести – либо неудобно блокировать, либо неудобно нажимать рычаг подседела.
7. Рама у меня 2013 года, сзади эксцентрик на тонких карбоновых дропаутах. Очень боюсь за раму, в идеале, иметь 12 ось сзади, о чём мысли давно сидят. Просто на гонках в поворотах покрышка задевает за перья рамы. Когда стояла сзади 29х2.1, такого не было, а с 2.25 появилась эта проблема.
8. Проводка рамы внутренняя. Пришлось рассверлить отверстие, которое раньше предназначалось для троса переднего переключателя. Рубашку дроппера с тросом провёл вокруг каретки, хотя можно было и напрямую провести – изгиб не был сильным.
9. Дроппер люфтит и играет. Возможно, потому что он недорогой, но уже новый даёт небольшой люфт влево/вправо. Также, когда едешь в подъём, чувствуется, что он подыгрывает вперёд/назад. Что странно, это пока не раздражает, возможно, из-за массы положительных эмоций.
В общем, пока так. Не знаю, что будет дальше, насколько он надёжен и так далее, но в данный момент я уже тысячу раз не пожалел о его покупке. Если всё же нарисуются в этом году какие-нибудь гоночки, напишу подробнее об использовании данного дроппера в боевых условиях. Удивился, увидев недавно свой дроппер в ассортименте Триал-спорта.
Обзор двух (потенциально) толковых дропперов с Али
Это не первый обзор дропперов на нашем ресурсе.
Были обзоры SATORI 150MM и TMARS SD-419L .
Satori слишком длинный, TMARS слишком механический, так что клиенту на сборку велосипеда (на базе этой рамы ) заказали KindShock E20-i (31.6, 125мм ход, 418мм длина) :
А себе на тест взяли один из самых дешёвых дропперов на Али (Zoom), доукомплектованный манеткой (ZTTO, обзор ) дроппер Zoom ZTTO (31.6, 100мм ход, 445мм длина) :
Оба дроппера с внутренней проводкой.
Оба дроппера внутри имеют необслуживаемый и (теоретически) сменный картридж.
Zoom более популярный – за последние 30 дней было заказано 543 единицы (против 86 у KindShock).
Вступление
Zoom был осенью, и первое впечатление сложилось негативное.
Манетка ZTTO имеет люфт, тогда как аналогичная манетка, на которую мы писали обзор, так не люфтит.
Дроппер очень медленно поднимался. Оказалось, что тут мы сами накосячили со сборкой.
Тем не менее, под влиянием предновогодней депрессии мы запросили полный возврат средств, на что Али нам выдал 30$.
Именно по причинам, описанным выше, мы не рекомендовали клиенту покупать дроппер Zoom.
Первое впечатление
KindShock упакован в полиэтиленовую плёнку. Комплектация минимальная, но достаточная.
Zoom приехал в большой коробке. В комплекте идут две манетки: родная и ZTTO в отдельной коробочке. Обе манетки укомплектованы тросиком, т.е в комплекте идут две штуки.
Масса
На фото дропперы з крепежом для седла и с частью, куда входит трос.
Дроппер Zoom (напоминаем – он длиннее):
Родная манетка Zoom:
Манетка ZTTO (идёт в комплекте с дроппером Zoom):
Родная манетка KindShock:
Сравнительное фото манетки KindShock (на фото справа) и родной манетки Zoom:
Крепёж подседела – потенциальное место для облегчений. Установив более лёгкий крепёж, можно скинуть до 50 грамм.
Смысла взвешивать рубашки мы не видим. Их масса будет зависеть от нужной длины. По прикидкам это 50-80 грамм.
Итого (учитываем массу рубашки в 50 грамм):
KindShock – 678 грамм
Zoom с родной манеткой – 754 грамма
Zoom с манеткой ZTTO – 771 грамм
Внутренности
Мы не смогли открутить гайку KindShock подручными руками, поэтому есть фото только Zoom:
Башинг у Zoom длинный, пластиковый:
Может кто-то подскажет модель картриджа по последней букве?
Картриджи у Zoom и KindShock имеют внешние отличия.
Механизм активации картриджа у KindShock сделан лучше:
Механизм Zoom расхлябанный, болтается:
Косяки
По KindShock точно можем сказать что он будет люфтить (аналогичный дроппер установлен у нашего товарища).
К потенциальному косяку KindShock можно отнести вклеенность штока на фото выше. Теоретически, поменять картридж в домашних условиях будет не просто. Практически, мы не уверены, что покупать картридж отдельно для замены есть резон. Ну, т.е мы не видели возможность купить картридж такого типа недорого (скажем, до 50$).
По Zoom косяков больше. Кроме люфтящей из коробки манетки, мы обнаружили повреждение покрытия штока:
Царапины на фото ниже у нового дроппера не было. Она появилась от таскания дроппера по квартире 🙁
У дроппера Zoom (на фото справа) одно ухо умеет угол вкручивания болта несовместимый с удобством:
Итого
К сожалению, нам не хватило инструмента для разборки дроппера KindShock. Был бы он нашим пиздюком – мы бы его немного покурочили, а так – увы.
Если в KindShock установлен стандартный картридж (скажем, такой же по классу как и в дроппере Zoom), то переплачивать за него 45 баксов мы не видим смысла.
Возможно, чашу весов в сторону KindShock может перевесить реализация направляющих, но опыт тисканья чужих дропперов разных классов и брендов говорит о том, что люфтить будет всё. И чем дальше, тем хуже. Вопрос только в том, как долго дроппер пробудет в “адекватном” состоянии.
Манетка ZTTO была козырем, который оказался с люфтцом. Опыт подсказывает, что на работу люфт, скорее всего, оказывать влияние не будет.
По дропперу зум мы дополним статью (или напишем отдельный обзор) ближе к лету. Тестрайдер пока отжирается для максимально хардкорных условий эксплуатации.
Цена 85$ за Zoom с манеткой ZTTO против 130$ за KindShock.
Если дроппер KindShock доукомплектовать манеткой ZTTO ( а их уже предлагают со вставками разных цветов ), то его цена будет чуть менее 150$.
Стоит ли переплатить за KindShock 65$? Time will tell (но скорее всего – ніт).
У дропперов (KindShock справа) немного отличается рекомендованное минимальное погружение в раму:
Ссылки на товар из обзора:
KindShock E20-i (31.6, 125мм ход, 418мм длина)
Zoom ZTTO (31.6, 100мм ход, 445мм длина)
Совсем забыли написать, какие же ZTTO негодяи!
Для большинства гарантийных вопросов они сделали вот такую приписку в описании товара!
Если Ваш дроппер проседает – то это не баг, а фича (и отмазка от гарантийных обязательств в случае глюка картриджа)!
Update 31.07.2021: новый дроппер ZTTO действительно просаживается. Проверить просто – перевернуть выдвинутый на максимум дроппер, упереть в пол и надавить. Наш просел как раз на 10-15мм. Фигня 🙁