двое лучше чем один
Книга Екклеcиаста, или Проповедника, глава 4 Екклеcиаст, гл 4
И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.
Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.
И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело!
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто‐либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется.
Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того. Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это — суета и томление духа!
Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.
Екклесиаст 4 глава
Книга Екклезиаста, или Проповедника
Синодальный перевод → Толковая Библия Лопухина
1. Печальные явления в жизни людей. 2−3. Притеснения. 4−6. Зависть и беспокойство. 7−12. Одиночество и скупость. 13−16. Непрочность человеческой привязанности. 17. Поведение богобоязненного человека.
В предшествующих главах, доказывая суетность человеческой жизни, Екклезиаст исходил, главным образом, из общих оснований. Теперь он подтверждает свою мысль на частных фактах, делающих счастье человека неустойчивым, временным, случайным.
Еккл 4:1. И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет.
Еккл 4:2. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;
Еккл 4:3. а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.
Насилие, угнетение сильных и богатых над слабыми и бедными до такой степени проникли во все общество и заразили весь общественный строй, что нравственно чуткий и впечатлительный Екклезиаст почувствовал отвращение к жизни и счел мертвых более счастливыми, чем живых, и еще более счастливыми тех, кто никогда не существовал и не был свидетелем злых дел на земле. Екклезиаст, конечно, не возводит в принцип превосходство небытия над бытием, но, подавленный созерцанием нравственного зла, изливает лишь свои чувства глубокого негодования и отвращения, подобно Иову (Иов 3:10−13) и Иеремии (Иер 20:18). В другом месте, спокойно рассуждая, он говорит, напротив, что лучше псу живому, чем мертвому льву (Еккл 9:4).
Еккл 4:4. Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!
Еккл 4:5. Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.
Еккл 4:6. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.
Еккл 4:7. И обратился я и увидел еще суету под солнцем;
Еккл 4:8. человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело!
Еккл 4:9. Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:
Еккл 4:10. ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.
Еккл 4:11. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?
Еккл 4:12. И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.
Екклезиаст отмечает новую черту в современном ему обществе, разрушающую человеческое благополучие, именно — внутреннее обособление людей, их нравственное разъединение. Человек богат, но он одинок; нет у него «другого», т. е. искреннего друга, ни сына, ни брата. Он не знает, для кого он трудится и лишает себя благ. А, между тем, жизнь вдвоем имеет много преимуществ, так как дает каждому нравственную и материальную поддержку.
Еккл 4:13. Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;
Еккл 4:14. ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.
Еккл 4:15. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того.
Еккл 4:16. Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это — суета и томление духа!
Екклезиаст приводит случай, доказывающий изменчивость и непостоянство человеческого счастья. Бедный, но умный юноша занимает место неразумного царя, не умеющего принимать советы. Все переходят на сторону юноши, но, увы, последующее поколение будет холодно и равнодушно к нему. «Лучше (tob) бедный, но умный юноша». Слово tob следует понимать в смысле «счастливее». Но это счастье непродолжительно. Оно — суета и погоня за ветром. Многие комментаторы видели в этих стихах намек на определенные исторические лица: одни — на Иосифа, другие — на Саула и Давида, третьи — на Иеровоама и Равоама и т. п. Но, вероятнее всего, Екклезиаст имел здесь в виду просто возможный случай, чтобы сильнее показать превратность человеческого счастья.
Еккл 4:17. Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.
До сих пор Екклезиаст рассуждал, знакомил читателя со своими наблюдениями и выводами; теперь он обращается к нему с положительными советами и увещаниями применительно к высказанным ранее положениям. Он подробно описывает настроение человека, ищущего счастья в добром труде и чистых радостях. Такой человек должен тщательно следить за собой во время богослужения, избегая всего, что может нарушить благочестивое расположение духа, сообразуя с ним даже свое внешнее поведение. Его благочестие должно выражаться не столько в механических жертвоприношениях без веры и покаяния, сколько в благоговейном слушании и исполнении слова Божия. «Ибо они не думают, что худо делают.» Екклезиаст говорит о своих современниках, жертвы которых, чуждые веры и благоговения, были «мерзостью пред Господом» (ср. Притч 21:27).
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еккл. 4:9
Свт. Григорий Нисский
Ст. 9-10 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его
О девстве.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 9-12 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется
Лучше двое, чем один, коим награда добрая в труде их: ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. И горе одному, когда он упадёт, и нет другого, кто бы поднял его. И даже если спят двое, то и теплота будет у них; а один, как согреется? И если нападёт на кого один, то двое устоят против него; и тройная бечева не скоро рвется. После изображения забот и бедствий, постигающих того, кто мучит себя в приобретении богатства не имея определённого наследника, теперь речь обращается к сотовариществу и говорится, сколько добра в сообществе друзей и во взаимной поддержке: потому что и упавши один поднимается при помощи другого, и домашние дела ведёт и даже ночным отдыхом наслаждается лучше тот, кто имеет верного друга, чем тот, кто заботится только о приобретении богатства. И если против одного восстанет какой-либо более сильный враг, то его слабость поддерживается помощью друга. И насколько два лучше одного, если они соединены любовью, настолько еще более важно сообщество троих. Ибо истинная и не нарушаемая никакою завистью любовь, чем более возрастает в числе, тем более будет увеличиваться и в силе. Это – по толкованию простому.
Но так как касательно предыдущего места мы представили толкование его некоторыми в отношении ко Христу, то и дальнейшее должно быть рассматриваемо в том же духе. Лучше быть двоим, чем одному. Ибо, лучше иметь живущего в себе Христа, чем жить одному и быть открытым для козней врага. Награда за это сообщество непосредственно открывается в самой пользе общения. Ибо, если упадёт один, то Христос восставляет своего общника. И горе тому, кто, упавши, не имеет в себе восставляющего Христа! Если даже и уснёт один, т. е. если будет поражён смертью, но будет иметь с собою Христа, то согретый и оживотворенный Им, скоро оживёт снова. И если против человека восстанет сильный в нападении диавол, то противостанет ему человек, противостанет и Христос за человека своего, за общника своего. Это не потому, чтобы сила одного Христа против диавола была слаба, а потому, что человеку предоставляется свободная воля, и когда мы прилагаем свои усилия, то и Сам Христос бывает сильнее в борьбе. И если приидут и Отец, и Сын, и Дух Святый, то не скоро разрывается это сообщество. Но, если и не скоро разрывается, тем не менее однако же, иногда может разорваться. Ибо и у Иуды апостола была эта тройная бечева; но, так как после куска вошёл в него сатана, то бечева порвалась. Далее, относительно того, что говорит выше: «и даже, если уснут двое, то и теплота будет у них, а один, как согреется?» – приведём свидетельство из жизни Елиссея, что он простерся с мальчиком и уснул и согрел тельце его и, таким образом, оживил воскресшего (4 Цар. 4). Итак, если Христос не уснёт с нами и не почиет в смерти, то мы не можем восприять теплоты вечной жизни.
Толкование на книгу Екклезиаст.
Лопухин А.П.
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их
Вдвоем быть лучше, чем одному,
ибо, если упадут, друг друга поднимут,
но горе, если один упадёт, а чтоб поднять его нет другого,
да и если двое лежат — тепло им, одному же как согреться?
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Как хорошо быть одному. Но как хорошо, когда есть кто-то, кому можно рассказать, как хорошо тебе одному.
Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
Если мы хотим взаимопонимания, нам нужно знать желания друг друга. Если мы хотим любить друг друга, мы должны знать, чего хочет другой.
Если хотя бы одному человеку нужно ваше творчество — не бросайте его. Даже если этот человек — вы.
Нет зверя свирепее, чем человек, если к страстям его присоединяется власть.
Если обращаться с человеком так, как он этого заслуживает, он станет хуже, но если обращаться с ним, как с человеком, каким он мог бы быть, он станет лучше.
Горе можно снести одному, но для радости нужны двое.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодать, чем что попало есть,
И лучше одному, чем вместе с кем попало.
Любовь прочна лишь тогда, когда двое вместе любят многое, а не только друг друга.
Быть одиноким вдвоём хуже, чем одному.
Vaikra.com
И сказал царь Соломон так:
Хороша одна пригоршня приятности, чем охапки труда и огорчения, когда человек много вкладывает, трудится, но все ему дается с огорчением и плохими эмоциями. И еще увидел я суету под солнцем. Бывает одинокий, и нет никого другого – ни сына, ни брата у него, и нет конца всем трудам его, и глаза его не насытятся богатством; «и для кого же я тружусь и лишаю душу свою блага?» И это – суета и недоброе дело.
Восьмой отрывок очень длинный, но смысл его такой: есть человек, который один, одиночка. И он в этом мире в постоянной беготне, нескончаемой и бесконечной. Он все время за чем-то гонится и глаз его не насытится богатством. Если у него 100, он хочет 200. Если есть 200, то он хочет 400.
И человек не умирает, чтобы половина из того, что он хотел, была в его руке. Так устроен человек: сколько бы у него ни было, постоянно нарушается равновесие в его интеллекте. И человеку все время чего-то не хватает.
И говорит Царь Соломон, что человек не насытится богатством, и задает вопрос: «Для кого же я тружусь и лишаю душу свою блага?»
Что имеется в виду?
Человек же в принципе ничего с собой не заберет. Он как голым в этот мир приходит, так голым и уйдет. Кому он это оставит? И оставит ли кому-то?
Как иногда бывает, когда человек копит, копит, а тут бах – инфляция. Потом копит, копит и бах – девальвация. Копит – и банк закрылся. Все. И Царь Соломон говорит: человек старается, утром встает, поздно ложится, во всем себе отказывает, но для кого — непонятно.
Царь Соломон очень разочарован тем устройством мира, которое есть под солнцем. И что интересно, за последние 3000 лет ничего не изменилось. В 9 отрывке он говорит так:
Вдвоем лучше, чем одному, ибо есть им плата добрая за труды их.
Единственное, в чем он не разочарован, и то, что считает важным – это отношения. Что лучше быть вдвоем, чем одному. И когда люди стараются ради своих отношений, помогают друг другу, переживают за шалом байт (мир в семье), то Царь Соломон говорит, это действительно значимый вклад.
Раши говорит, что для всех вещей лучше двое, чем один. Поэтому человек должен приобрести себе друга. Настоящие друзья приобретаются. Друг – это когда ты в него вкладываешь, когда ты уделяешь ему свое время.
И должен человек жениться. Написано: приобретет друга, а жену поднимет. Жениться и жить с женой — это тяжесть, реально.
И тогда Царь Соломон говорит: «У них есть больше прибыли в их труде». «Потому что много вещей делается вдвоем, которые один не может сделать сам».
Например, главное для существования мира — дети. Здоровые физически и морально дети вырастают в полных семьях, наполненных любовью. Один плюс один равно не два, а одиннадцать – этот принцип называется «синергия».
Синергия – это когда усилия двоих не просто удваиваются, они создают принципиально нечто новое. Я видел очень красивый пример на эту синергию. Стоит дерево, на дереве висит одиннадцать яблок. Дерево высокое, стоит под деревом два человека, ни один из них не может допрыгнуть до яблок. И как бы они не старались, один человек не может сорвать эти яблоки. Но если один сядет на плечи другому, то верхний сорвет одиннадцать яблок и они поделят добычу пополам. Это называется принципом синергия.
В 10 отрывке говорит царь Соломон:
Ведь если упадут, друг друга поднимут, но если одинокий упадет, нет другого, чтобы поднять его.
Поэтому надо гнаться не за деньгами, а за отношениями.