двоедушие в православии что такое
Двоедушие в православии что такое
БОГ ХРАНИТ НАС, А НЕ МЫ ЕГО.
Беседа на фрагмент Послания святого апостола Иакова
Митрополит Лимассольский Афанасий
Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам;
очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные (Иак. 4: 8).
Кто такие двоедушные? Мы все двоедушные. Что означает «двоедушный»? Это тот, кто хочет одновременно двух противоположных вещей. Мы хотим Бога, но в то же время хотим другой жизни.
Вы возразите мне: «Мы не хотим другой жизни!» Хорошо, теоретически мы не хотим ее. На практике, однако, наши дела говорят о другом. Они показывают, что мы пленены.
Двоедушие – это грех, потому что двоедушный человек страдает духовной шизофренией и хочет одного, а делает другое. Одно дело – его мысли, а другое – поступки, и мы все такие. Сам святой апостол Павел говорит: «Несчастный я человек, потому что одно решаю, а другое делаю. Одного хочу, а другое творю». «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 24). Кто избавит меня от этого несчастья, которое я ношу в себе? Решаю помолиться, хранить воздержание, поститься, уйму всего. Сколько хороших решений мы принимаем каждый день? Однако не исполняем их, бываем пленены, мы бредем, словно овцы на веревке, и нас уводят в другом направлении.
Сколько раз даже наше собственное я сопротивляется и говорит нам: «Что ты собираешься сделать? Не надо! Остановись!» Наше собственное я протестует, а мы словно загипнотизированные и пьяные – идем туда и не можем понять, что происходит. Потому что мы пленены, потому что это пленение от сатаны. Мы не успеваем взять верх над собственным я, и страсти овладевают нами, потому что диавол – диктатор, он страшный тиран, который не хочет нашей свободы, не хочет, чтобы у нас было свое лицо. Это и есть двоедушие – иметь словно две души, два мнения, два решения, два человека, быть двойственным человеком, который живет жизнью Церкви и одновременно совершает тысячу других дел, отрекающихся от нее.
Это двоедушие. Так нельзя. Это означает, что что-то идет не так. Как возможно это раздвоение – разве в тебе не оставила никакого следа эта Литургия, это Евангелие, жизнь в Церкви?
Хорошо, ты скажешь мне: «А кто не такой?» К сожалению, все мы такие, и поэтому святой апостол Иаков говорит дальше:
«Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль.
Смиритесь пред Богом, и вознесет вас» (Иак. 4: 9–10).
Слова святого апостола суровы. Как противодействие всему этому терзанию человека, нашему я, нашему двоедушию апостол советует понести страдания, плакать и рыдать.
Кому интересно, источник и продолжение по ссылке:https://pravoslavie.ru/62768…
так как текст слишком продолжительный для дневника.
Двоедушие
Автухова Елена Олеговна
Леонов Алексей Михайлович
Двоедушие — изощренная форма проявления человеческой греховности: лицемерие или, что то же, двуличие. Основным побуждающим мотивом к проявлению двоедушия служит желание грешника выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле (подчеркиваю: речь идет не о желании сделаться лучше, а о желании казаться таковым; не о стремлении преобразовывать себя из плохого в хорошего, а о стремлении скрыть недостатки под маской желаемого образа). Поскольку лицемерие всегда базируется на лжи, постольку — преступно (в этом смысле двоедушие есть разновидность нарушений заповеди о нелжесвидетельствовании).
Личина претворства делает человека «другим» только в представлении того, перед кем он актерствует; однако же, как в собственных глазах, так и в очах Божиих, лицемер остается таким, каков он и есть. Для того, чтобы человек и действительно сделался лучше, нужно менять не впечатление о себе, а себя самого. Достигается это реальным, а не мнимым преображением личности: « Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? » (Мф. 7, 16). До пришествия Христа в мир человек не имел эффективных средств к освобождению от плена грехов и пороков. Вот, например, как на языке басни-притчи описывает это Эзоп: «Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила ее в женщину. Богиня сжалилась над ее страданиями и превратила ее в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в нее влюбился, что тут же привел ее к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину их комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы ее сожрать. Рассердилась на нее богиня и вновь вернула ей прежний облик». И вот его вывод: «Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава изменить не могут» (Эзоп).
К сожалению, и в наше время приходится слышать нечто подобное: да, мол, грешен, но ничего поделать не могу, — я таким создан. Но это — неправильная мысль. Теперь, когда Бог искупил Своей Кровью наш мир, менять себя к лучшему можно и нужно. В этом, собственно, и выражается путь праведности. Он реализуется в Церкви, посредством жизни со Христом и во Христе. К этому призваны все — без исключения — люди, в том числе — двоедушные.
О двоедушии в деле веры.
«Муж двоедушен не устроен во всех путех своих ( Иак. 1,8 ). »
Благодарение Богу, минувший год прошел для нас с великими утешениями. Мы видели явные признаки преуспеяния нашего отечества во внутреннем его благоустройстве и возвышение его государственного могущества и международного положения. Есть и другое, еще высшее утешение, – это заметное рассеяние мглы ложных учений, распространившихся у нас во второй половине текущего столетия, и потом возникновение в среде лучших ученых людей скорби об упадке веры в среде нашего образованного общества. Мы называем высшим утешением обращение к вере неверующих соотечественников потому, что, как видно из истории, только вера и благочестие обеспечивают благоденствие и процветание народов и государств. Поэтому восстановить единение в духе веры и христианской жизни наших образованных сословий со всем православным народом значит уничтожить угрожающее ему разложение, утвердить его целость, укрепить голову на его могучих плечах, и направить все его силы по ясно сознанному пути к нравственному и общественному преуспеянию.
Мы молим Господа Иисуса Христа об Его благодатном содействии этому спасительному движению нашего образованного общества, но вместе с тем по долгу нашего служения почитаем себя обязанными. идти на встречу этому движению и облегчать желающим возврат из темных дебрей неверия и сомнений, по слову Апостола Петра, в „удел веры и в чудный свет Христов» ( 1Пет. 2, 2 ).
В тысячелетней истории нашего отечества со времени просвещения его христианством мы не видим в нем такого распространения неверия, какое видим ныне. Простой народ наш, столь твердый в православии, и только по простоте и неразумию увлекшийся расколом, ныне под влиянием известных безбожников из образованных русских людей начинает обнаруживать самое грубое неверие и отрицание церкви и всего строя не только христианской, но и государственной жизни. Вверху, в ученых обществах, под прикрытием естествознания, обращенного в философский материализм, не только исповедуются, но и хитро, с большим успехом проповедуются учения прямо враждебный христианству. В средине, между этими двумя сторонами стоят русские люди, которых, по некоторым воззрениям, усвоенным ими в раннее время жизни и соблюдению даже некоторых церковных правил, нельзя не назвать христианами. Но под предлогом обязательного следования за движением века они обнаруживают в своих мыслях и словах такую смесь веры с неверием, научных идей с христианскими, обычаев народных с пришлыми, чуждыми нашим преданиям, что если спросить их, как говорит Апостол, об их „уповании» ( 1Пет. 3, 15 ), то они не в состоянии связно и последовательно изложить, во что они верят и не верят, и почему одно принимают, другое отвергают, – только и слышите от них чужие фразы, которые они называюсь своими убеждениями. К кому же, в какую сторону в настоящее время преимущественно должны обращаться проповедники веры Христовой, чтобы послужить церкви и истинному благу своего отечества?
Относительно простого народа мы желали бы только, чтобы его защитили от этих волков, вторгающихся в стадо Христово. Церковь и ближайшие его пастыри посредством богослужения, собеседований и христианской школы в состоянии сохранить его в вере и благочестии, как он был сохраняем до нашего времени. Для ученых сам Христос указал способ убеждения в Его истине чрез изучение „Писаний» ( Иоан. 5, 39 ) или веры по ее первоисточникам. Если они честные мыслители, не отрицающие без тщательного исследования мнений своего противника, то для них открыта на всех языках, не исключая и отечественного, и всех видов обширнейшая христианская литература, которая могла бы развязать их умы, запутанные многосложными и далекими от созерцательной истины сведениями по части естествознания в точном смысле. Но всего более требует наших усилий это средняя часть нашего образованная общества, которую нельзя назвать ни простонародною, ни ученою, но в которой гнездится такое множество ложных мыслей, сомнений, софизмов и самых оскорбительных для христианства выражений, отрицания, порицания, глумления. Чтобы с успехом бороться на поприще религиозных рассуждений с этим разнохарактерным обществом, надобно дать ему имя, или точное определение, из которого, как из начала, могли бы быть объясняемы его частные мысли и действия. Как же можно его определить?
По нашему мнению, ему не может быть дано научное имя: это не люди науки, ни философской, ни богословской. Их состояние не созерцательное (рациональное), а нравственное. Оно может быть названо двоедушием в деле веры.
Что такое двоедушие?
Двоедушием, или двоемыслием называется такое состояние духа, когда человек об одном и том же предмете, в одно и то же время, при одних и тех условиях имеет различные и даже противоположные мысли. Так, люди, нетвердые в своих мыслях и убеждениях, одно и то же дело или предприятие признают полезным, и в то же время, когда настала пора приниматься за дело, думают, не вредно ли, не опасно ли оно, и во вред себе откладывают его исполнение. Так одного и того же человека люди двоедушные признают совершенно честным, и в то же время думают, не обманывает ли он их, и начинают его обидным для него образом остерегаться. Это примеры из обыденной жизни. Но мы видим опыты двоедушие и в предметах высшего разбора. Так наши просвещенные попечители о благе народа признают полезною для него религию, как узду, сдерживающую его страсти и пороки, но в то же время развращают его удовольствиями, отвлекающими его от исполнения христианских обязанностей. Многие родители хотят воспитать детей по-христиански, в чистоте и благонравии, но в то же время не охраняют их от вреднейших и постыднейших произведений современной литературы. Супруги хотят найти семейное счастье в христианском браке, но в то же время не чуждаются учения “о свободе чувства”, находя в нем возможность как бы с некоторым правом бросить мужа или жену. Многие свободные мыслители признают необходимым для охранения порядка в общественной жизни силу законов, но в то же время смотрят снисходительно на противление представителям законов и властям. Хотят честно служить делу правосудия, и стараются освобождать злодеев от кары правосудия, – под влиянием учения „о любви и всепрощении”. Эти-то именно люди, по слову Апостола, и не устроены во всех путех своих, т. е. не имеют в своей деятельности ясно сознанной цели, твердого убеждения в верности средств для ее достижения и во всем обнаруживают непоследовательность и от того безуспешность.
Укажем примеры двоедушие и в области веры в теснейшем смысле. Нам известны многие двоедушные люди, которым страшно отречься от веры в личного всесовершенного Бога, как проповедует о нем христианство, и не хочется, – стыдно признать ложным современное учение материалистов о самобытном происхождении природы и ее явлений; совестно своих грехов и преступлений, и так соблазнительны либеральные взгляды на все порочные удовольствия, как естественные и законные требования природы; страшно умирать без веры в будущую жизнь и без надежды помилованье от всеблагого Бога, но успокоительно думать с материалистами, что загробной жизни совсем не будет, что с земною жизнью для нас все кончится. Каждый из нас при внимательном наблюдении современной жизни много найдет подобных примеров. Но не ошибаемся ли мы, называя двоедушием, или двоемыслием в предметах веры указанные нами опыты? Не есть ли это только отрицание христианской веры без признания какой-либо другой. Говорят: „мы отвергаем догматы христианские, как не имеющие научного значения, и принимаем вместо них точные, наукою доказанные истины». Нет, это не более, как привмешение к одной вере учения другой.
Вы не знаете наук естественных и новой философии. Почему же вы принимаете их начала и выводы вопреки христианским воззрениям? Потому что верите на слово людям науки. А эти русские люди науки кому верят? Заграничным ученым. А эти кому? Человеческому разуму, как непогрешимому божеству, которому все должно подчиняться, которое несомненно путем научного знания ведет человечество к совершенству и блаженству. Но это и есть открытое, признанное учеными еще прошлого столетия, идолопоклонническое обоготворение разума, или самообоготворение человека. Ученых в их самообольщении не убеждает в слабости разума то, что он часто заблуждается; что в решении высших вопросов жизни он каждое столетие меняет свои воззрения; что тайна происхождения мира и верховной причины его бытия, тайна жизни, движущей все существа мира непрерывно и целесообразно, тайна сущности души человеческой и загробной жизни человека, что все эти тайны остаются для него неразгаданными. Он громоздит целую Вавилонскую башню познаний, в горделивой надежде достигнуть до неба, но она падает от собственной тяжести, не достигнув вершины, с которой бы разум мог видеть все, что за пределами его поля зрения, что было раньше этого мира, и что будет после него. Что же надмевает ученых людей лишенных веры? – В их ушах звучит древнее обещание искусителя: будете яко бози ( Быт. 3, 5 ). Они не верят в его бытие, не любят называть его но имени, но он делает свое дело, отвлекая к себе членов церкви Христовой ( 2Сол. 2, 7 ). Слышно, что в одной просвещенной христианской стране среди множества религиозных сект уже открыто и языческое служение (культ) сатане.
Еще в глубокой древности божественное откровение чрез пророка Илию дало нам ясное понятие о двоедушии в деле веры. В царстве Израильском, как известно, утрачена была чистота веры в Бога истинного и введено было поклонение идолу Ваалу (олицетворение сил природы). Пред совершением чуда воспламенения небесным огнем облитой водою жертвы в посрамление жрецов Вааловых, не могших сделать ничего подобного, пророк обратился к собравшемуся народу с следующими словами: „долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал ему народ ни слова», говорит Бытописатель ( 3Цар. 18, 21 ). Народу было стыдно пред ясным обличением его нечестия.
Если же вы дорожите понятиями христианскими о Боге истинном и вере в Него, то соберите их в одно целое, полное учение и содержите его без примеси произвольных мыслей и лжетолкований. Вот руководство, которое дал нам Господь Иисус Христос на подобные времена заблуждений: „если не обратитесь (не отречетесь от притязаний на собственное знание истины) и не будете как дети, не войдете в царство небесное” (Мат. 18, 3). Мы знаем, что свободными мыслителями будет сочтено за обиду это указание на искренность и детскую простоту веры. „Как? скажут они, отказаться от свободы мысли и совести, подчиниться неведомо кому, каким-нибудь клерикалам, воротиться ко временам суеверий и невежества»? – Успокойтесь, никто не принуждает вас к вере. Тоже говорили Христу Спасителю некоторые из иудеев, смущенные Его учением о таинстве причащения: жестоко есть слово се, и кто может его послушати? ( Иоан. 6, 60 ). Они уходили от Иисуса Христа, так что Он спросил двенадцать избранных учеников Своих “не хотите ли и вы отойти”? На это Петр ответил за всех: Господи, к кому идем? Глаголы живота вечного имаши ( Иоан. 6, 68 ). При пророке Илии было в царстве Израильском, как открыл ему Бог для его утешения, семь тысяч мужей, „не преклонивших колен пред Ваалом и которых уста не лобызали его» ( 3Цар. 19, 18 ); а у нас, благодарение Богу, есть десятки миллионов, готовых сказать с Петром: Куда нам идти? Мы останемся с Тобою, Господи; у Тебя глаголы жизни вечной.
Вникните, как должно, в это наставление Спасителя о детской вере Господь указывает в нем не столько на детский разум, хотя и способный к принятию истины без сопротивления, сколько на детскую невинность и безграничную преданность родителям. Дитя счастливо на груди матери и на коленях отца; все радости, весь мир для него в доме родительском. И вот Господь требует, чтобы мы такую же детскую преданность и любовь явили Богу. Почему? потому, что Ему угодно было наименовать Себя Отцом нашим, как мы научены Иисусом Христом и молиться Ему: Отче наш, Иже еси на небесех. Потому, что он даровал нам Брата в Единородном Сыне Своем, воплотившемся для нашего спасения ( Евр. 2, 11 ), искупившем нас от вечной погибели Своею кровью и усыновившем нас по благодати Отцу Своему. Потому, что Он устроил нам на земле Свой отеческий дом в церкви Христовой ( 1Тим. 3, 15 ), где мы составляем семейство Божие и богодарованными средствами воспитываемся для вечной жизни. Потому, что Искупитель наш, Сын Божий, вознес в божественную славу естество человеческое и в дому Отца небесного уготовал братьям Своим обитель по достоинству каждого (Иоан, 14, 2). Поэтому и св. Евангелист Иоанн говорить: „возлюбленные! Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем, знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( Иоан. 3, 2 ).
Мы знаем, с какими болезнями и трудами святые Апостолы устрояли святую церковь среди иудеев и язычников и оберегали единомыслие верующих даже от излишнего расположения к истинным учителям, опасаясь разделения от пристрастия ( 1Кор. 3, 4 ). Знаем, как святые отцы церкви хранили ее целость и единство, извергая еретиков и предостерегая неопытных от языческой философии. Знаем, наконец, как наши древние пастыри и государственные мужи заботливо оберегали наше отечество от чуждых влияний и сохранили нашу православную веру и нравственную силу нашего народа. Твердое здание церкви Божией стоит ( 2Тим. 2, 19 ), но рассеиваются христиане, увлекаемые соблазнами человеческого знания. Наплыв к нам ложных учений с начала прошлого столетия растлил наше образованное общество. Но это разделение его с народом, это разномыслие, это нравственное расслабление не должны идти далее; все это грозит нам гибелью. Пора вам, братия, „хромлющие на оба колена», сознать свое ложное положение, установиться внутренно и вздохнуть в глубине сердца: возстав иду ко Отцу моему и реку Ему: Отче, согреших на небо и пред Тобою ( Лук. 15, 18 ). Аминь.
Произнесено 1-го января 1897 года в Харьковском Успенском Кафедральном Соборе.
ДВОЕДУШИЕ
Апостол Иаков
Исправьте сердца, двоедушные
Итак, покоритесь Богу, противостаньте диаволу и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам, очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак.4:7-10).
Двоедушие есть, когда кто не всецело предает себя на смерть
Преподобный Иоанн Лествичник
Все хотящие привлечь к себе Господа! приступим к Нему… не двоедушно
Все хотящие привлечь к себе Господа! приступим к Нему в простоте, не притворно, не двоедушно, не лукаво, приступим, как приступают ученики-дети к учителю в училище. Будучи прост и несложен, Он благоволит, чтоб приступающие к Нему души приступали в простоте и незлобии. Простота всегда соединена со смирением.
Святитель Василий Великий
Двоедушие нрава бывает в людях… от зависти
Не видишь ли, какое зло — лицемерие? И оно — плод зависти, потому что двоедушие нрава бывает в людях по большей части от зависти, когда, скрывая в глубине ненависть, показывают наружность, прикрашенную любовью, и подобны подводным скалам, которые, будучи немного закрыты водою, причиняют неосторожным непредвиденное зло.
Душа моя впала в двоедушие и сетует …
Вопрос. Брат вопросил святого старца авву Варсонофия: не знаю, Отец мой, каким образом увлекся я книгами Оригена, Дидима и гностическими сочинениями Евагрия и учеников его. Они говорят, что дýши человеческие были созданы не вместе с телами, но прежде них были простыми умами, то есть бестелесными, подобно сему, и Ангелы и демоны были простые умы. И люди, падши в преступление, осуждены были жить в сем теле, Ангелы же, сохранив себя, сделались Ангелами. Пишут они и другое подобное сему, например, что будущее мучение должно иметь конец и люди, и Ангелы, и демоны возвратятся снова в первое свое состояние, то есть будут простыми умами, и это они (еретики) называют восстановлением. Душа моя впала в двоедушие и сетует, сомневаясь, истинно ли сие, или нет; и потому прошу тебя, владыко, научи меня истине, чтобы я мог держаться ее и не погибнуть, ибо в Божественном Писании ничего о сем не говорится. И сам Ориген в толковании своем на Послание к Титу утверждает, что ни апостольское, ни церковное предание не говорит, чтобы душа существовала прежде создания тéла, потому Ориген признаёт еретиком того, кто говорит это. Но и Евагрий в главах своих, называемых гностическими, свидетельствует, что того никто не возвестил нам, не открыл и Сам Дух. Во второй сотне, в 64-й, из так называемых гностических глав, он пишет: «О первом никто не говорит, а о втором сказал Глаголавший в Хориве». И опять в 69-й главе той же сотни он говорит так: «Дух Святой не открыл нам ни о первом разделении умных существ, ни о первобытном существовании тел». О том же, что не будет ни восстановления, ни конца мýке, Сам Господь объявил нам в Евангелии, сказав: и пойдут сии в мýку вечную (Мф. 25:46), и еще: червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9:43). Откуда же взяли они это, владыко, когда ни апостолы нам сего не передали, ни Дух Святой не открыл (как сами они свидетельствуют) и в Евангелии сказано противное? По благоутробию твоему, отец мой, окажи милость моей немощи, и скажи мне: каково оное учение?
Ответ. Брат! Увы и гóре роду нашему: что мы оставили и что исследуем, о чём стараемся и обо что претыкаемся? Оставили мы правые пути и хотим идти по путям тьмы, чтобы и на нас исполнилось слово Писания: гóре тем, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы (Притч. 2:13).
Поистине, брат, я оставил плач о самóм себе и плачу о тебе: во что ты впал? Перестал я плакать о грехах моих и оплакиваю тебя, как сына моего. Небеса ужасаются, о чём любопытствуют люди! Земля сотрясается, как они хотят исследовать непостижимое! Это догматы языческие. Это пустословие людей, которые думают о себе, что они нечто значат. Это словá людей праздных. Это порождения прелести, ибо сказано: называя себя мудрыми, обезумели (Рим. 1:22). И если хочешь уразуметь, внимай: По плодам их узнáете их (Мф. 7:16). Каковые же плоды их? Надмение, уничижение, расслабление, леность, претыкание, отчуждение от закона, или, лучше сказать, от Законоположника Бога. Они — жилище демонов и князя их диавола. Сии мнения не к свету ведут тех, которые им веруют, но во тьму. Они не к страху Божию побуждают, но более к преуспеянию диавольскому. Они не извлекают из тины, но погружают в нее. Это суть плевелы оные, которые враг посеял на поле Домовладыки. Это терние, выросшее на земле, проклятой Владыкою Богом. Они — совершенная ложь, совершенная тьма, совершенная прелесть, решительное отчуждение от Бога. Бегай их, брат, чтобы учение их не утвердилось в твоем сердце. Они иссушают слезы, ослепляют сердце и всесовершенно погубляют людей, внимающих им. Не останавливайся на них и не размышляй о них: они исполнены горечи и приносят плоды смерти. Касательно же вéдения о будущем — не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь (см. Гал. 6:7). По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть. Нетрудно Богу вместе с человеком создать и душу его. В рассуждении же небесных чинов Божественное Писание заграждает уста всякому человеку, говоря: Он [сказал, и они сделалис], повелел, и сотворились; поставил их на веки и веки (Пс. 148:5-6). А что Бог поставил, переменяется ли то? У Него, по Писанию, нет изменения (Иак. 1:17). Где нашел ты, чтобы старание какого-либо Ангела привело его в успеяние?
Брат, здесь делание — там воздаяние, здесь подвиг — там венцы. Брат, если ты хочешь спастись, не вдавайся в это учение, ибо свидетельствую тебе пред Богом, что ты впал в ров диавольский и в крайнюю погибель. Итак, отступи от сего и последуй Святым Отцам. Приобрети себе смирение и послушание, плач, подвижничество, нестяжание, вменение себя ни во что и подобное сему, что находишь в словах и в жизни Отцов. Сотвори же достойный плод покаяния (Мф. 3:8) и не смотри на меня, который говорю и не делаю, но помолись, чтобы и я некогда пришел в познание истины, во славу Святой Троицы, ныне и присно, и вовеки, аминь.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Отвержение двоедушия…
Отвержение двоедушия, т.е. колебания между любовью к Богу и любовью ко греху, необходимо — от этого сохраняется, возрастает, усиливается наше благое произволение и стремление к Богу, чем привлекается к нам особенная милость Божия. «Если будем постоянно держать меч в руках, — сказал Пимен Великий, — то Бог будет постоянно с нами, если будем храбры, то Он сотворит с нами милость Свою».
Не двоедушие ли наше укрепляет врагов наших…
Обратим тщательное внимание на нижеследующее: не двоедушие ли наше укрепляет врагов наших в борьбе с нами? Не оно ли — причиною частых побеждений наших? Не сами ли мы упрочиваем власть и влияние наших врагов над нами, исполняя их волю исполнением наших плотских пожеланий, влечений, пристрастий? Не прогневляем ли мы этим Бога, не удаляем ли Его от себя? Не действует ли в нас миролюбие, оставляющее за нами наружность служителей Бога, отъемлющее существенное достоинство Божиих рабов, соделывающее в сущности врагами Бога (Иак.4:4-5)?
Муж двоедушен не устроен во всех путех своих добродетелей (Иак.1:8): тем паче поколеблется он на пути возвышеннейшей, первенствующей добродетели — молитвы. Он отвергается Богом как ни теплый, ни студеный (Апок.3:16). Он не возможет быть учеником истинной молитвы, приводящей учеников своих пред лицо Божие для вышеестественного назидания, водящей их во след Иисуса, если не отречется всего своего имения (Лк.14:35): болезненных уклонений воли падшего человека к миру. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал.5:24), только принадлежащие всецело Христу могут стяжать истинную молитву.
Святитель Феофан Затворник
Отвергнем двоедушие и исправим хромлющи ноги свои!
Хочешь спасаться, держись дел спасительных, а не хочешь, как хочешь — только знай, что не можешь Богу работать и мамоне. Решимся же, братия, идти твердо путем спасения, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе. Отвергнем двоедушие и исправим хромлющия ноги свои! Что скажете вы о больном, который лежит в доброй врачебнице, назирается добрым врачом, получает прямые против болезни лекарства и всем этим пренебрегает — врача не слушает, лекарств не употребляет? Что скажете также о том, кто стоит пред чистым источником, чувствует жажду и имеет возможность, даже понуждается утолить ее из сего именно источника и вместо того оставляет его и бежит к реке, полной тины, гадов и смрада, и оттуда пьет воду, не утоляющую его жажды? Конечно, не одобрите ни того, ни другого. Но не над собою ли самими мы произнесем этот приговор, если, обладая всеми средствами ко спасению, не будем пользоваться ими как следует? И не к нам ли будет относиться укор Божий: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2:13). Так, братия, благодарение Господу, что Он, по великой милости Своей, так приблизил к нам Свое спасение. Но приложим и свой труд! Путь спасения указан и прояснен. Он перед нами. Но все же мы не спасемся, если не пройдем сим путем! Обозрите еще раз все в совокупности устроение сего пути! Мы говорили: узнай и содержи учение веры и, приемля силу чрез таинства, иди путем заповедей, под руководством пастырей. Здесь знание веры и заповедей, таинства со всеми священнодействиями и руководством пастырей составляют устроение спасительного пути, который вне нас. Самое же дело спасения в чем? В том, чтобы идти сим путем. Пойдемте же! «Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения» (2 Кор. 6:2). Аминь.