двор курдонер что это
Курдонёр
Смотреть что такое «Курдонёр» в других словарях:
курдонёр — курдонёр, а … Русский орфографический словарь
курдонёр — курдонёр … Словарь употребления буквы Ё
Курдонёр — (франц. cour d honneur, букв. почётный двор), парадный двор дворца, усадьбы или особняка, образуемый главным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями (флигелями), реже колоннадой. От улицы, площади, дороги курдонёр обычно … Художественная энциклопедия
курдонёр — (франц. cour d’honneur, буквально почётный двор), парадный двор дворца, усадебного дома, особняка, образуемый основным корпусом и боковыми флигелями. * * * КУРДОНЕР КУРДОНЕР (франц. cour d honneur, букв. почетный двор), парадный двор дворца,… … Энциклопедический словарь
Курдонёр — (кур д’онёр) (франц. cour d’honneur двор почета) парадный двор, отделяет парадный фасад дома усадебного типа от улицы. Функцию К. может исполнять городская площадь перед гл. фасадом, иногда спец. проектируемая для этой цели (Михайловская пл.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Курдонёр — Луи Лево открыл внутренний двор Версальского дворца наружу, чтобы создать просторный парадный въезд, cour d honneur, позже копировавшийся по всей Европе. Курдонёр (фр. cour d honneur «почётный двор») ограниченный главным корпусом … Википедия
КУРДОНЁР — парадный двор, с трёх сторон ограниченный зданием, с четвёртой открытый (Болгарский язык; Български) представителен двор (Чешский язык; Čeština) čestný dvůr (Немецкий язык; Deutsch) Ehrenhof (Венгерский язык; Magyar) cour d honneur; kastély… … Строительный словарь
Курдонёр — (франц. cour d honneur, буквально почётный двор) парадный двор дворца (усадьбы, особняка), образуемый основным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями флигелями (реже колоннадой и др.). От улицы, площади, дороги курдонёр… … Архитектурный словарь
Каменноостровский проспект (Санкт-Петербург) — Каменноостровский проспект Санкт Петербург Общая информация Район города Петроградский Исторический район Петроградская сторона Прежние названия Дорога на Каменный остров, Каменноостровский, улица Красных Зорь, Кировский проспект,… … Википедия
Дом Бенуа (Санкт-Петербург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дом Бенуа (значения). Архитектурный памятник Дом Бенуа … Википедия
Двор-курдонёр ультрамаринового короля.
Но это жильцы, а что дом, приютивший столь именитых персон. Старинным это импозантное шестиэтажное здание никак не назовешь, возведено оно менее ста лет тому назад – в 1912–1914 годах, а название получило по имени хозяина и владельца Роберта Георгиевича Веге. Его еще называют домом «шоколадного короля», хотя Веге им никогда и не был)) хотя и имел незначительное количество акций в компании «Жорж Борман», но даже самого Бормана никто не называет шоколадным королем (хотя в Петербурге он именно им и был). На самом же деле отец Роберта — Георгий Иванович Веге — был доктором и основал в 1876 году на правом берегу Невы ультрамариновый завод. До этого таких заводов в России не было, а потребность в ультрамарине была — и он был привозной, довольно дорогой. Дела на заводе шли блестяще. В то время многие ринулись в эту отрасль, но Веге всех победил — почти все конкуренты закрылись, а его завод вплоть до революции производил больше половины всего ультрамарина в России.
Проектирование своего дома Р. Г. Веге поручил архитектору С. О. Овсянникову, уже построившему в городе несколько великолепных жилых доходных домов.
Облик дома на набережной Крюкова канала с атлантами у въезда во двор, с курдонером – парадным двором, образованным основным корпусом здания и боковыми флигелями, напоминал об итальянских палаццо эпохи Возрождения. В те годы это было модно, на смену модерну пришла новая тенденция – к освоению забытого культурного наследия архитектуры далеких эпох и стран.
Обустраивая дорогие, комфортные, просторные квартиры в престижном месте, домовладелец получал с них гораздо более серьезную прибыль, чем с большего количества обычных квартир. Таким образом компенсировалась и потеря полезной жилой площади из-за устройства курдонера и массивной арки на главном фасаде.
После октябрьского переворота 1917 года жильцы элитных жилых доходных домов, расположенных на бывшем земельном участке градостроителя В. И. Баженова, узнали, что Временного правительства больше не существует и что городом управляют большевики. Кое-какие квартиры внезапно опустели. Квартиросъемщики благоразумно решили переждать смутные дни за границей. Домовладельцы приказали своим дворникам держать ворота на запоре. В здания, в том числе в шестиэтажный дом с атлантами на углу Крюкова канала и Екатерингофского проспекта (№ 14/41) стали заходить специальные бригады по реквизиции «бесхозного» имущества. Частыми посетителями этого фешенебельного особняка стали и работники ЧК. Не один десяток кубометров дров вывезли тогда из «дома Веге». Из наследственных комодов и шкафов извлекли груды тончайшего батиста и драгоценные украшения. Дом еще долго не впускал революцию в свои квартиры: несколько месяцев здание держалось старым составом жильцов. Но наступило время, когда перед респектабельными квартиросъемщиками встала проблема: как спасти свои жилища от насильственного уплотнения. Тогда и приняли решение, договорившись друг с другом, «уплотняться» самим. Так в «доме Веге» появились первые коммунальные квартиры. Продолжать жить как прежде было невозможно: пришлось отпустить прислугу и сжаться со всеми своими вещами в небольших комнатах.
В Государственном Русском музее Петербурга хранится картина художника Р. Р. Френца «Крюков канал, 1920 г.». На нем изображен один из живописнейших видов набережной Крюкова канала. Слева теснится мрачная громада «дома Веге». Правее – стройная четырехъярусная колокольня Никольского собора. В глубине, за куполами деревьев – выдающийся памятник русского барокко, Никольский Морской собор архитектора С. И. Чевакинского. Город окутала напряженная тишина. Канал загружен баржами. Вокруг – ни одного человека. Таким предстал перед художником Петроград времен Гражданской войны.
После революции в доме на Крюковом канале открылась Центральная библиотека второго городского района. Туда свозили большие и богатые библиотеки. Там же, скорее всего, погибла библиотека Александра Зилоти, а также библиотека хозяина дома, в котором жил Блок, на углу Пряжки и Офицерской (сейчас — улица Декабристов. — Прим. ред.), — известного музыкального критика Евгения Петровского. Позже один его родственник писал, что в этой библиотеке были до потолка навалены огромные груды книг, нот, рукописей.
В последний раз библиотека второго городского района в этом доме показана в справочнике «Весь Петроград» 1922 года. Возможно, в 1923-м она превратилась в библиотеку РКСМ на ул. Глинки, 4–14 (Особняк Мордвиновых на Театральной, который теперь на этапе сноса).
Сейчас квартиры в доме дорогие, туристов туда пускают с трудом, но. еще осталась одна коммунальная квартира в большом и респектабельном доме ултрамаринового короля. ) Войдем в парадную и мы.
Курдонёр. Архитектурный словарик
Дворов-курдонёров в Петербурге совсем немного. С самого основания города застройка улиц велась «единою фасадою», дворы располагались за зданием и были, в основном, не парадными, а хозяйственными — там хранились дрова и выкапывались выгребные ямы, строились сараи и конюшни.
На фотографии — двор около особняка Гаврилы Романовича Державина. Дом строился как усадьба, за чертой города. И въезд в дом был сделан по традициям деревенской усадьбы, а не городского дворца.
А это двор около доходного дома Лидваля, на Каменноостровском проспекте. Постройка 1899-1904 года, один из первых (и ярких!) образцов модерна. Молодой архитектор, строя свой первый дом по заказу матушки, развернулся во всю мощь. Новаторские материалы и технологии, цветочно-звериные мотивы в декоре здания. И, в нарушение принципа единой фасадной линии, просторный двор-курдонер.
Еще один знаменитый Петербургский дом с глубоким курдонером. Архитектор — Александр Александрович Барышников. Постройка 1911 года, адрес — ул. Рубинштейна, 23. В этом доме жили в коммуналках Сергей Довлатов и Аркадий Райкин, Иван ефремов и Джон Рид.
Двор сделан таким большим по желанию заказчиков — квартиры доходных домов, выходящие окнами на парадную сторону, ценились выше. Поэтому во втором десятилетии двадцатого века парадные большие дворы стали появляться все чаще.
Курдонер. Архитектурный словарик
Курдонёр — парадный двор перед зданием. Как правило, двор закрыт с трех сторон — впереди главный корпус здания, справа и слева — боковые крылья. Уличная граница двора отмечена оградой с парадными воротами.
Дворов-курдонёров в Петербурге совсем немного. С самого основания города застройка улиц велась «единою фасадою», дворы располагались за зданием и были, в основном, не парадными, а хозяйственными — там хранились дрова и выкапывались выгребные ямы, строились сараи и конюшни.
На фотографии — двор около особняка Гаврилы Романовича Державина. Дом строился как усадьба, за чертой города. И въезд в дом был сделан по традициям деревенской усадьбы, а не городского дворца. Подробнее об особняке можно прочитать в замечательном посте Анны Анфилатовой.
А это двор около доходного дома Лидваля, на Каменноостровском проспекте. Постройка 1899-1904 года, один из первых (и ярких!) образцов модерна. Молодой архитектор, строя свой первый дом по заказу матушки, развернулся во всю мощь. Новаторские материалы и технологии, цветочно-звериные мотивы в декоре здания. И, в нарушение принципа единой фасадной линии, просторный двор-курдонер. Фотография — Ксении Самариной.
Еще один знаменитый Петербургский дом с глубоким курдонером. Архитектор — Александр Александрович Барышников. Постройка 1911 года, адрес — ул. Рубинштейна, 23. В этом доме жили в коммуналках Сергей Довлатов и Аркадий Райкин, Иван ефремов и Джон Рид.
Двор сделан таким большим по желанию заказчиков — квартиры доходных домов, выходящие окнами на парадную сторону, ценились выше. Поэтому во втором десятилетии двадцатого века парадные большие дворы стали появляться все чаще.
Курдонёр
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Ру́стовка (также ру́стика, от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотёсанной или отёсана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную.
Баля́сины (от др.-греч. βαλαύστιον — цветок дикого граната) в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие поручни перил ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др.Наиболее древний экземпляр изображения балясин найден на барельефах в Ассирии. Для декорирования фасадов, а также парков балясины начали применять в эпоху раннего Возрождения. Балясина в её современном виде предложена архитектором Джулиано.
Модильо́н, модульо́н, модильо́на (итал. modiglione) — архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает слезниковую плиту венчающего карниза композитного, дорического или коринфского ордера. Иногда модильон играет только декоративную роль, его название по разным сведениям имеет французское, итальянское или латинское (от лат. modulus — мера) происхождение. По-видимому, это название возникло из-за того, что его ширина по фасаду выполнялась равной одному модулю. Нижняя часть модульона украшалась.
Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.