двойное агентирование что это
Агентский договор: риски, о которых надо знать бухгалтеру
Использование в бизнесе посредников помогает оптимизировать налоговые платежи. Однако усилиями ФНС и Росфинмониторинга эта схема обрастает негативными последствиями, которые могут поставить под угрозу не только бизнес самого посредника, но и его контрагентов.
Вспомним, что отличает агентский договор от других. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
Мы будем рассматривать агентский договор, по условиям которого агент в отношениях с третьим лицом действует от своего имени, хотя и за счет принципала. К такому договору применимы правила о договоре комиссии, если эти правила не противоречат положениям главы Гражданского кодекса РФ об агентировании или существу агентского договора (ст. 1011 ГК РФ).
Далее мы затронем отдельные условия агентского договора, а также иные моменты, на которые мы рекомендуем обратить внимание.
Отметим, что существенными условиями агентского договора (то есть такими, без согласования которых договор не признается заключенным) является только предмет договора — это юридические и/или фактические действия, которые агент должен совершить по поручению принципала.
Отсутствие согласования в договоре иных условий не квалифицирует договор как незаключенный, а такие несогласованные моменты будут определяться согласно положениям Гражданского кодекса РФ (соответственно если вам необходимо более четкое определение важных именно для вас условий, или не выгодны общие нормы ГК РФ, эти условия следует также включить в заключаемый вами договор).
Предмет договора
— Юридические действия, которые подлежат совершению агентом (то есть факты или обстоятельства, влекущие правовые последствия, и возникающие по воле физических и юридических лиц, например, заключить договор на оказание услуг с исполнителем, договор купли-продажи с покупателем и т.п.).
— Фактические действия, которые подлежат совершению агентом (это действия, которые сами по себе не влекут правовых последствий, например, осуществлять поиск исполнителей по поручению принципала, вести переговоры и согласовывать с ними условия договора — но без его заключения). Фактические действия как правило связаны с порученными агенту юридическими действиями и необходимы для их надлежащего совершения.
В ряде ситуаций фактические и юридические действия будут совпадать, например, получение продавцом-агентом оплаты от покупателя в розничной торговле одновременно является заключением договора розничной купли-продажи (ст.493 ГК РФ).
Отметим, что действия, которые должен совершить агент, могут быть указаны без подробной детализации, а только общие полномочия агента (заключать сделки, участвовать в расчетах и т.д.). Однако если агент осуществляет поиск исполнителей для принципала, мы рекомендуем конкретизировать действия агента для минимизации риска переквалификации договора (и перерасчета налоговых обязательств агента).
В частности, поручение принципала может заключаться в том, что агент:
— находит покупателей на товар принципала, либо наоборот, находит для принципала необходимое для него имущество (например, недвижимое);
— находит исполнителей для выполнения работ (оказания услуг) на объектах принципала;
— заключает от своего имени, но за счет принципала, договора с исполнителями, покупателями, продавцами;
— осуществляет иные действия, порученные ему принципалом.
Отметим, что агентский договор на реализацию или закуп товара (имущества) в отношении его юридической сути вопросов как правило не вызывает. Риск его переквалификации в самостоятельные договора купли-продажи есть, но его оценка в большей степени зависит от налоговой составляющей сделки, чем от ее юридической трактовки.
А вот агентский договор, предполагающий привлечение агентом исполнителей для оказания услуг, выполнения работ для принципала, в связи с неоднозначностью юридической составляющей может быть переквалифицирован в договора подряда и субподряда (либо возмездного оказания услуг — в зависимости от характера работ/услуг). Каких-либо четких критериев для разграничения этих типов договорных отношений в судебной практике нет, как правило суды анализируют обстоятельства конкретной ситуации (например, Определение ВАС РФ от 15.04.2013 N ВАС-3637/13 по делу N А19-13741/2011).
Сложность заключается в том, что если юридические и иные действия совершаются агентом от своего имени, но за счет принципала, то в этом случае права и обязанности по сделке, совершенной агентом с исполнителем, приобретает агент, даже если принципал указан в договоре или самостоятельно вступил с третьим лицом в отношения по исполнению сделки (в частности осуществляет фактическую приемку работ (услуг), выполненных исполнителем).
Для минимизации рисков рекомендуем четко определить порядок документальной фиксации взаимоотношений всех сторон (принципала, агента и фактического исполнителя). При этом важно разделить потоки документов, необходимых для отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете (первичных документов — актов исполнителя, отчетов агента и т.п., счетов-фактур) и потоки документов, служащих подтверждением фактического исполнения работ/услуг, соблюдения требований к их качеству, срокам выполнения и прочим существенных для сторон факторам.
Например, стороны могут предусмотреть в агентском договоре и продублировать в договоре с исполнителем дополнительный отчет (журнал или иной документ), в котором принципал будет отмечать факт выполнения работ (оказания услуг) и отсутствие у него претензий к их качеству и срокам. Такой отчет целесообразно закрепить как приложение к акту выполненных работ (оказанных услуг) в договоре с исполнителем (подписываемым исполнителем с агентом, заключившим с ним договор выполнения работ). И копия (или дополнительный экземпляр такого отчета/журнала) будет передаваться принципалу в комплекте документов, подтверждающих расходы агента на исполнение поручения принципала (как правило, прилагаемых к отчету агента).
Разграничение имущества агента и принципала
В отношении, например, товаров принципала у сторон вопросов обычно не возникает — посредник принимает их к себе на забалансовый учет. Но в отношении других объектов гражданских прав ситуация не так однозначна.
В силу ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся:
— вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права;
— результаты работ и оказание услуг;
— охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);
Из указанной статьи следует, что, например, безналичные денежные средства относятся к иному имуществу, а не к вещам. И это вызывает сложности у сторон агентского договора в ситуации, когда посредник участвует в расчетах, а третье лицо по тем или иным причинам не исполнило свои договорные обязательства (например, задержало оплату) либо наоборот, перечислило аванс (и затем не выходило на связь более трех лет, либо ликвидировалось).
С одной стороны, исходя из формулировок ст.128, 996 ГК РФ, у принципала не возникает права собственности на безналичные денежные средства, поступившие от покупателя на счет агента.
В то же время, в отношении договора комиссии ВАС РФ разъяснял (п.9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85), что по смыслу ст. 999 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон об ином комиссионер обязан перечислять комитенту суммы, вырученные от продажи товара, принадлежащего последнему, по мере их поступления, а не по результатам исполнения поручения комитента в полном объеме. Это означает, что обязанность по перечислению комитенту сумм, полученных от третьих лиц, возникает у комиссионера непосредственно в момент получения указанных сумм и подлежит исполнению в разумный срок, если иное не установлено договором комиссии.
Получается, что все суммы (в том числе и авансы), которые комиссионер получил от покупателя по договору купли-продажи (заключенному по поручению комитента) он должен перечислить комитенту. Эта обязанность возникает непосредственно в момент получения суммы, при этом в договоре может быть согласован срок, в течение которого такие суммы перечисляются комитенту.
Поскольку нормы, установленные для договора комиссии применимы и в отношении агентского договора (ст.1011 ГК РФ), то суммы оплаты, полученные от третьих лиц и зависшие у агента, следует рассматривать как обязательство агента перед принципалом. Оставить их себе агент не вправе. Аналогично и долги третьих лиц посредник передает принципалу.
При этом при наличии задолженности принципала перед агентом, посредник вправе удержать причитающиеся ему по агентскому договору суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет принципала (ст.410, 997, 1011 ГК РФ).
Отчет агента
Принципал должен принять переданное агентом, рассмотреть отчет и принять его или сообщить об имеющихся возражениях (п. 3 ст. 1008 ГК РФ).
В агентском договоре рекомендуется определить:
— порядок принятия принципалом исполненного агентом поручения;
— содержание отчета агента (либо установить его форму), способы и сроки его направления принципалу;
— порядок и срок рассмотрения принципалом отчета агента;
— какими доказательствами должны подтверждаться расходы агента (в частности какими именно документами, необходимость заверения копий документов, прилагаемых к отчету и т.д.).
Агент обязан отчитываться перед принципалом в порядке и сроки, которые предусмотрены договором. Если порядок исполнения агентского договора не определен, то агент обязан представить отчет по мере исполнения договора или по окончании исполнения (п. 1 ст. 1008 ГК РФ). Принципал должен рассмотреть его и принять или сообщить о своих возражениях (п. 3 ст. 1008 ГК РФ).
Стороны также определяют сроки рассмотрения отчета принципалом и порядок направления возражений на них. По общим нормам отчет агента считается принятым, если принципал не сообщил агенту о своих возражениях по нему в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок (п. 3 ст. 1008 ГК РФ).
Форму отчета посредника желательно закрепить в договоре. Он может содержать следующие сведения:
— дата составления отчета;
— реквизиты агентского договора (наименование, номер, дата);
— перечень совершенных юридических действий и даты их совершения;
— перечень совершенных фактических действий и даты их совершения;
— расходы, понесенные агентом в связи с исполнением договора;
— перечень документов, подтверждающих расходы агента и прилагаемых к отчету;
— реквизиты агента и принципала (наименование, ОГРН, ИНН, место нахождения);
— должность, фамилия, инициалы и подпись лица, действующего при составлении отчета от имени агента.
В случае, когда требования к содержанию отчета не согласованы, агент вправе направить принципалу отчет произвольного содержания. Однако он в любом случае должен содержать сведения о конкретных действиях, совершенных агентом, — в ином случае обязанность агента по направлению отчета не будет считаться исполненной.
Если же отчеты лишь уведомляют о ходе выполнения поручения, на сумму вознаграждения необходимо дополнительно к отчету составить акт сдачи-приемки услуг (с соблюдением требований к реквизитам первичного документа).
В следующей части статьи Ирина Евстратова расскажет про срок договора, вознаграждение и расходы агента и про контроль ФНС и Росфинмониторинга над агентскими схемами.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Агентский договор: просто о сложном или детали решают всё
Агентский договор — один из базовых инструментов при моделировании группы компаний. Эксперты TaxCoach рассказывают, как этот инструмент поможет в оформлении отношений с территориально удаленными торговыми представителями.
Или наоборот, с единым закупщиком, аккумулирующим заявки независимых субъектов и получающим в итоге более низкую цену поставки для всех.
Да, этот договор имеет примеры недобросовестного использования, когда заключается исключительно в целях налоговой экономии. Однако вдумчивое его применение может быть весьма полезно бизнесу.
На практике возникают следующие вопросы:
То есть данная конструкция может быть использована как по модели комиссии, так и поручения:В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В случае, если агент действует от своего имени, к отношениям применяются правила о договоре комиссии.
Агент самостоятельно, от своего имени ведет переговоры, заключает договоры с третьими лицами. При этом из содержания этих договоров может не следовать, что он действует как агент, т.е. в интересах другого лица. Все расчёты осуществляются через расчётный счёт Агента, который перечисляет принципалу деньги за проданный товар (агент на сбыте) либо оплачивает со своего счёта покупку заказанной продукции (агент на закупе).
Из денежных средств, поступивших на счет агента, он удерживает своё вознаграждение (и облагает его по своей ставке налога), компенсирует иные расходы, если возможность для этого предусмотрена в договоре. Либо все перечисляет принципалу, который рассчитывается с ним отдельно.
Если же агент действует от имени принципала, то к отношениям применяются правила о договоре поручения. В этом случае договор заключается от имени принципала Агентом, действующим по доверенности. И все расчёты производятся через расчётный счёт Принципала, а Агенту перечисляется только агентское вознаграждение (которое он также облагает по своей ставке налога) и, возможно, компенсируются дополнительные расходы, предусмотренные агентским договором.
Выбор итогового варианта конструкции договора зависит от особенностей фактической ситуации. К примеру, агент на закупе, представляющий интересы нескольких принципалов-покупателей, конечно, должен действовать от своего имени. В этом и весь смысл: с поставщиком заключается один договор на большой объем поставки.
Обратная история с продажами товара известного производителя, уникального поставщика. Здесь, скорее всего, договор с никому неизвестным агентом заключать никто не захочет. Его задача — организовать сделку, отгрузку, получив свое вознаграждение.
Однако следует иметь в виду, что есть ограничения на использование агентского договора в некоторых сферах деятельности. Например, в целях защиты интересов производителей/поставщиков продуктов торговым сетям запрещено брать товар «на реализацию», то есть без перехода к ним права собственности.
О компенсации расходов агента
(Б) Агент на сбыте (реализации) может перечислить принципалу выручку от продажи товара только после того, как этот товар будет реализован конечному покупателю.
Иными словами, агент за свои услуги получает агентское вознаграждение и не может финансировать принципала.
Означает ли это, что все расходы, понесенные агентом, подлежат в обязательном порядке отражению в отчете агента и компенсации со стороны принципала (сверх агентского вознаграждения)?
Полагаем, что ответ кроется в принципе свободы договора, а также в целях заключения договора в каждом конкретном случае.
Конечно, в агентском договоре может быть предусмотрена компенсация некоторых видов затрат агента, на которые он не может влиять. Например, на аренду склада или рекламу. С другой стороны, осуществление этих затрат агентом из своего вознаграждения отвечает рисковому (предпринимательскому) характеру и его деятельности: он сам определяет количество своих сотрудников, способы продвижения и рекламы, площадь и расположение склада и т.п. факторы, которые объективно влияют на финансовые показатели сотрудничества.
Сравним агентский договор и поставку
1) Товар остается в собственности принципала до момента его реализации конечным покупателям. Вся выручка также является собственностью принципала и подлежит перечислению на его расчетный счет в сроки, согласованные сторонами в договоре, агент же оставляет себе только вознаграждение.По сравнению с договором поставки использование агентского договора (по модели договора комиссии) может иметь следующие преимущества:
Это является важным обстоятельством с точки зрения имущественной безопасности принципала, который не может быть на 100 % уверен в своем агенте. Например, одновременно с реализацией продукции принципала агент может заниматься реализацией собственных товаров. В этом случае на имущество нашего принципала не может быть обращено взыскание по собственным долгам агента, принципал может забрать свой товар (имущество) в любой момент. Соответственно, предъявление претензий к Агенту не будет иметь имущественных последствий для принципала.
2) Учитывая, что товарные остатки являются собственностью принципала, он может нарабатывать «кредитную историю», беря кредиты под эти товарные запасы.
3) В рамках договора можно полностью прописать стандарты продвижения, рекламы, обслуживания клиентов (начиная от оформления офиса и внешнего вида сотрудников и до сроков реагирования на запросы покупателей, обязанности проведения предпродажной подготовки и т.п.).
4) Агентский договор позволяет варьировать вознаграждение за счет того, что можно возлагать различные функции на его стороны, определять условия увеличения и уменьшения размера вознаграждения в зависимости от показателей деятельности, выполнения отдельных ключевых задач (так называемый чек-лист).
Если Агенту в качестве вознаграждения достаточно выручки в 150 млн руб., то плюсом мы сохраняем возможность использовать специальные режимы налогообложения. В эту сумму также должны уложиться собственные расходы Агента (например, содержание офиса, зарплаты сотрудников агента и т.д.).
Агентский договор глазами налогового органа
Как же различить между собой ситуации, когда использование агентского договора обоснованно и отвечает истинным намерениям сторон, а когда искусственно?
В ответе на этот вопрос можно опираться на мнение налоговых органов. Об искусственности агентского договора будут свидетельствовать такие обстоятельства:
Однако, налоговые органы заинтересованы в том, чтобы налоги были исчислены и уплачены как можно раньше. Так, передача товара агенту по договору по договору комиссии не является реализацией и не влечет в этот момент обязанности принципала уплатить НДС и налог на прибыль. Основания для начисления налогов возникнут только при реализации товара конечному покупателю, а это может произойти в следующих налоговых периодах.
Кроме того, если агент облагает свое вознаграждение по УСН, переквалификация отношений в поставку позволит доначислить НДС и налог на прибыль самому Агенту как перепродавцу.
Другой пример — использование агентского договора для региональных продаж.
Планируя выход в новый регион, компания ищет человека, который бы занимался распространением продукции. Основные клиенты — розница формата «магазин у дома», которая еще сохранилась в маленьких городах и сельских поселениях. Такой человек самостоятельно определяет, будет ли он работать один или наймет подчиненных, как часто он будет объезжать магазины, каким образом будет выстраивать отношения с покупателями и даже то, будет ли у него офис или достаточно «мобильного пункта» в виде автомобиля.
Оформлять таких сотрудников в штат не очень разумно, потому что Трудовой кодекс описывает процесс, а не результат труда. Компанию же интересует исключительно результат — объемы сбыта, количество возвратов и жалоб от покупателей. За успешное выполнение возложенных обязанностей компания готовая платить вознаграждение, без какой-либо гарантированной части, что укладывается в агентский договор по модели договора поручения. Таких предпринимателей может быть несколько (за каждым закреплена некая территория).
Еще одна ситуация. Как говорится, почувствуйте разницу. В офисе производителя трудится пул из 40 продажников, которые одномоментно стали индивидуальными предпринимателями. Но они по-прежнему к 9 утра приходят в офис, в 18.00 уходят и согласуют график отпусков. В таком случае речь, скорее всего, идет о надуманности конструкции.
Агентский договор для закрепления зон ответственности
50/50 в выручке занимают товары собственного производства и перепродажа. Это разные зоны ответственности: начальник производства отвечает за свой участок, коммерческий директор — за закуп товаров для перепродажи и сбыт всего.
Обороты компании растут, в связи с чем закономерно желание не становиться слишком заметными и не привлекать к себе внимания.
Одновременно у собственника, выполнявшего к этому времени функции генерального директора, есть желание четко закрепить зоны ответственности каждого топ-менеджера (в том числе, за последствия несоблюдения техники безопасности при производстве, складировании).
Неоднократно отмечали, что корректировки в организационной структуре являются удобным моментом для изменения юридической структуры и наоборот.
Итак, нам на помощь приходит агентский договор. И не один, а сразу два.
Создаем две компании — «Производство» и «Торговый дом».
Производство — это старая основная компания, так как с поставщиками сложно перезаключить договор. Такая специфика. Но может быть и другое решение.
Взаимоотношения двух компаний строятся на основе двух разнонаправленных агентских договоров:
1. «Производство» становится агентом на закупе для «Торгового дома» в части продукции, которая продается без промышленной переработки. Как мы уже отметили, выручка от реализации этой продукции составляет около 50 %;
2. «Торговый дом», в свою очередь, становится агентом на сбыте для «Производство» по продукции производства.
Также Торговый дом закупает часть товаров напрямую. Это тот сегмент, за который полностью отвечает Коммерческий директор.
В целях налогообложения:
1) в выручке компании»Производство» отражается только:
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Мифы и правда о «двойном агентировании», или как оприходовать дополнительную выгоду агентства
«Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 6
Во-первых, многие туристы обращаются в турагентства с просьбой подобрать им ТП под их конкретные требования. Если у туроператоров, чьи интересы представляет конкретное агентство, подходящих предложений нет, агент вынужден искать другие варианты, и эти действия логично «уложить» в посреднический договор, где принципалом выступает турист.
Во-вторых, туроператор нередко запрещает турагенту самостоятельно устанавливать цены на ТП и обязывает его продавать путевки только по ценам, назначенным туроператором, за фиксированное вознаграждение (обычно в процентах от стоимости ТП). Это существенно ограничивает доходы агентства и заставляет искать способы получения новых поступлений и способы их оформления так, чтобы цена ТП осталась неизменной.
Примечание. Данное поведение туроператора не соответствует закону. Согласно Гражданскому кодексу агент действует в интересах принципала (туроператора), поэтому должен предоставить ему всю информацию о заключенных во исполнение агентского договора сделках. Согласно ст. 992 ГК РФ в случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Сведения из отчета агента являются основанием составления записей в учете туроператора.
Мотивы туроператоров, не утверждающих отчеты агентов с данными о дополнительной выгоде, просты. Суммы дополнительной выгоды увеличивают доходы и расходы туроператора, причем в подавляющем большинстве случаев турагент удерживает причитающееся ему вознаграждение из сумм, полученных от клиента и перечисляемых туроператору. Ввиду слабой дисциплины турагентов в части оформления и представления отчетов туроператор не получает своевременной информации о своих доходах и расходов, в связи с чем страдает достоверность его бухгалтерского учета и возрастают налоговые риски. Кроме того, увеличение размера вознаграждения турагентств, которые преимущественно применяют УСНО, лишает туроператора возможности сэкономить на НДС путем применения налоговых вычетов.
Заключение с туристом посреднического договора представляется турагентствам удобным вариантом оформления дополнительных поступлений. Однако, учитывая, что многие туроператоры работают с турагентствами только в рамках посреднического договора, получается, что турагент одновременно выступает представителем туроператора и туриста. Пожалуй, все слышали, что «двойное агентирование» запрещено законом, настало время пролить свет на эту проблему.
Одновременное представительство двух сторон сделки
Главы части второй ГК РФ о посреднических договорах не предусматривают ситуацию, когда представитель одной стороны одновременно является представителем другой стороны сделки. А вот п. 3 ст. 182 ГК РФ содержит прямой запрет: представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства.
Поручение туриста: оформляем правильно
Действующее законодательство допускает заключение посреднического договора между турагентом и туристом, но накладывает определенные ограничения на его условия. Во-первых, как мы выяснили выше, если турагент будет действовать на основании посреднического договора одновременно и с туристом, и с туроператором, договор о реализации ТП является ничтожной сделкой как не соответствующий закону (ст. 168 ГК РФ). Следовательно, если турагент заключил посреднический договор с туристом, он не может действовать в рамках посреднического договора с туроператором. Значит, остается заключать договор о реализации ТП.
В-третьих, исполнение посреднического договора с туристом предполагает, что туроператор должен не только осуществлять совершение сделки (то есть заключение договора о реализации ТП), но и выполнять определенные фактические действия: изучение имеющихся предложений, выбор конкретного туроператора, подбор ТП в соответствии с поручением клиента, ведение расчетов по договору. Это означает, что договор поручения не подходит для оформления отношений между туристом и турагентом: согласно п. 1 ст. 971 ГК РФ договор поручения охватывает обязанность поверенного совершать от имени и за счет доверителя только юридические действия. Юридические и иные действия вправе совершать лишь агент (абз. 1 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
Итак, туристическое агентство может заключить с гражданином агентский договор, по которому агентство обязуется за вознаграждение совершать по поручению туриста юридические и иные действия от имени и за счет туриста. Указанные действия состоят в подборе ТП, заключении договора о реализации ТП с туроператором и ведении расчетов. Чтобы турагент мог заключить договор с туроператором от имени туриста, турист должен выписать турагенту доверенность.
Подробнее см. статью «Туристская путевка», N 3, 2009, с. 44.
Недостатки для турагента
См. статью «От турагента до туроператора», N 3, 2007.
В бухгалтерском учете ООО «Падишах» будут составлены проводки (счет 76-ТО используется для отражения расчетов с туроператором):
В налоговом учете ООО «Падишах» признает доход в виде агентского вознаграждения (3000 руб.) и бонуса (10 000 руб.) на момент поступления в кассу денежных средств от клиента.
Дополнительные услуги
Если предложенный вариант нереально реализовать (турагент опасается возможной ответственности за незаконное предпринимательство или туроператор не сотрудничает с физическими лицами, а заключает исключительно агентские договоры с турагентами), то турагенту придется отказаться от заключения с туристом посреднического договора. Однако вопрос оформления дополнительной выгоды, которую турагент фактически получает, но не может включить в отчет (вернее, туроператор не утвердит отчет с дополнительной выгодой), остается открытым.
В бухгалтерском учете ООО «Глория» будут составлены проводки (счет 76-ТО используется для отражения расчетов с санаторием):
В налоговом учете ООО «Глория» должно признать доходы в момент поступления денежных средств в кассу в размере полной стоимости дополнительных услуг и суммы вознаграждения, приходящейся на оплаченную стоимость путевок.
Недостатки
Оформление взаимоотношений с туристом рассмотренным выше образом имеет свои недостатки. Главная опасность связана с нарушением прав потребителей. Так, заключение с туристом отдельного договора на оказание информационно-консультационных услуг либо включение в договор о реализации ТП условий об оказании иных услуг может быть квалифицировано как навязывание потребителю дополнительных услуг (право приобрести ТП обусловлено обязанностью оплатить дополнительные услуги).
Кроме того, разбиение общей стоимости ТП (а ведь у туриста цена ТП ассоциируется с суммой, которую он вносит в кассу турагента) на две части может быть признано включением в договор условий, ущемляющих права потребителей. Дело в том, что в случае аннуляции ТП турист вправе требовать возврата суммы, уплаченной по договору, за вычетом фактических расходов, понесенных исполнителем во исполнение этого договора. В подавляющем большинстве случаев фактические расходы, понесенные во исполнение договора о реализации ТП, подтвердить невозможно (в силу специфики взаимоотношений с отелями и перевозчиками), а значит, туристу надлежит вернуть всю уплаченную за путевку сумму. Если согласно документам турист вносил денежные средства не только за путешествие, но и за какие-то услуги агентства, ответственность по возврату денежных средств ограничивается стоимостью самого путешествия. Информационно-консультационные услуги считаются оказанными в момент подписания туристом акта, и их стоимость не подлежит возврату.
Как видим, каждый из представленных вариантов оформления правоотношений с туристом и турагентом имеет свои недостатки. К сожалению, турагенты вынуждены действовать не только в рамках законодательства, но и исходя из условий, навязываемых туроператорами. Поэтому окончательное решение остается за организацией.
На данный момент редакция располагает несколькими судебными решениями, содержание которых сводится к тому, что дополнительная выгода, полученная агентом от реализации ТП, подлежит налогообложению именно у агента, что косвенно свидетельствует о принадлежности дохода этого вида именно агенту. В Постановлении ФАС МО от 31.03.2008 N КА-А40/2516-08 указано, что если туроператор предоставил турагенту возможность реализации ТП на условиях более выгодных, чем определено в договорах, то наценка агента является его дополнительным вознаграждением, с которого следует уплатить все необходимые налоги (речь шла о налоге на прибыль) (см. также Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2007 N 09АП-16441/2007-АК).
Такие же судебные решения есть и по турагентам-«упрощенцам» (Постановления ФАС МО от 18.09.2009 N КА-А40/9546-09, Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2009 N А40-88531/08-4-416). Турагент продвигал и реализовывал ТП от своего имени и на определенных условиях, агентское вознаграждение удерживал самостоятельно сверх цены ТП, установленной туроператором, то есть, в сущности, продавал ТП с дополнительной выгодой. Суммы дополнительной выгоды фигурировали в ежемесячных отчетах о реализации ТП, данные документы были приняты судом в качестве первичных и подтверждающих доходы агента в целях исчисления единого налога по УСНО.
Напрашивается вывод, что турагент, наделенный правом сделать свою наценку на ТП, может не рисковать и не заключать с туристом никаких дополнительных договоров (с целью «прикрыть» сумму дополнительной выгоды). В турпутевке агент укажет полную стоимость ТП, в отчете агента будет показана стоимость реализованных ТП по установленным туроператором ценам. При условии что образовавшаяся сумма дополнительной выгоды на основании бухгалтерской справки включена в качестве дохода в расчет налогооблагаемой базы (по налогу на прибыль или единому налогу), налоговая ответственность турагенту не грозит.