дж гилфорд считал что способности человека определяются категорией
Дж гилфорд считал что способности человека определяются категорией
Тест 10. Структура познавательной деятельности
1. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:
а) познавательные;
2. Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является представление о существовании:
а) сенсорных регистров;
б) кратковременной памяти;
в) долговременной памяти;
г) информационных фильтров.
3. Проблема операционного состава и структуры стала центральной в контексте исследования познавательных процессов:
в) в 60-е гг. XX в.;
4. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория:
в) образа;
5. Целостность образа не детерминирована:
г) кибернетически.
6. Получение первичных образов обеспечивают:
а) сенсорно-перцептивные процессы;
б) процесс мышления;
в) процесс представления;
г) процесс воображения.
7. Когнитивный стиль по отношению к познавательной деятельности является:
а) способом;
б) уровнем выполнения;
в) условием выполнения;
г) фактором выполнения.
8. Полезависимый/поленезависимый параметр когнитивного стиля выделяется по типу:
а) восприятия;
9. Параметром когнитивного стиля познавательной деятельности по типу мышления является:
б) дивергентность/конвергентность;
10. По данным М.А. Холодной, поленезависимость не коррелирует:
а) с высоким показателем невербального интеллекта;
б) с гибкостью информационных процессов;
в) с легкостью смены обстановки;
г) с конформностью.
11. Для лиц, склонных к полезависимости, характерна:
а) ориентация на внешние признаки;
б) образность мышления;
в) склонность игнорировать менее заметные черты анализируемого объекта;
г) легкость генерализации и переноса знаний и навыков.
12. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, – это:
б) интеллект;
13. Сквозным психическим процессом считается:
б) внимание;
14. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:
г) внимание.
15. Серьезные разногласия в психологической науке вызывают природа и сущность:
г) внимания.
16. Отражение актуальной реальности и обеспечение адаптации к ней осуществляет:
б) восприятие;
17. Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем осуществляет:
б) память;
18. Одну из первых моделей интеллекта предложил:
а) Ч. Спирмен;
19. В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как адаптации к наличным обстоятельствам жизни:
а) биопсихической;
20. Интеллект в ряде психологических концепций не отождествляется:
а) с системой умственных способностей;
б) со стилем и стратегией решения проблем;
в) с когнитивным стилем;
г) с перцепцией.
21. К. Спирмен разработал теорию интеллекта:
б) двухфакторную;
22. В качестве промежуточного фактора интеллекта К. Спирмен выделил фактор:
а) числовой;
23. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта:
в) трехфакторную;
24. Главным оппонентом К. Спирмена был:
в) Л. Тёрстон;
25. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта, которую называют:
б) кубической;
26. Дж. Гилфорд считал, что способности человека определяются не категорией:
г) установки.
27. Существует набор независимых способностей, которые определяют успешность интеллектуальной деятельности, по мнению:
в) Л. Тёрстона;
28. Р. Зайонц исследовал зависимость интеллекта детей:
а) от культурных условий их воспитания;
б) от порядка их рождения в семье;
в) от их национальных особенностей;
г) от уровня развития речи.
29. Заслуга введения структурного анализа в психологию интеллекта принадлежит:
в) Ж. Пиаже;
30. Для решения задач исследования интеллектуальных способностей был создан анализ:
б) факторный;
31. Понятие «интеллектуальный климат» в научный язык ввел:
г) Р. Зайонц.
32. В отечественной психологии так называемый материнский эффект изучает:
в) В.Н. Дружинин;
33. Шкалы интеллекта IQ соответствуют измерению на уровне:
в) интервальном;
34. Критерием оценки развития интеллекта не является(ются):
а) глубина, обобщенность и подвижность знаний;
б) владение способами кодирования и перекодирования информации;
в) владение способами интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий;
г) скорость протекания нервных процессов.
35. Идея количественного определения интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит:
г) А. Бине.
36. Термин «коэффициент интеллектуальности» ввел:
в) В. Штерн;
37. Попытка изучения продуктивных творческих составляющих интеллекта была предпринята представителями психологии:
в) гештальтпсихологии;
38. Валидность измерения интеллекта не зависит:
а) от определения понятия интеллекта, представляющего ту или иную концепцию этого феномена;
б) от состава тестовых заданий, разрабатываемых в соответствии с концепцией;
в) от эмпирических критериев;
г) от темперамента испытуемых.
Факторные теории интеллекта (Дж. Гилфорд)
МОДЕЛЬ ДЖ. ГИЛФОРДА
Содержание задачи определяется особенностями материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о личностных особенностях людей и причинах поведения).
Результаты — форма, в которой испытуемый дает ответ: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.
Каждый фактор в модели Гилфорда получается в результате сочетаний категорий трех измерений интеллекта. Категории сочетаются механически. Названия факторов условны. Всего в классификационной схеме Гилфорда 5х4х6= =120 факторов.
Он считает, что в настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т. е. подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Концепция Дж. Гилфорда широко используется в США, особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать образовательный процесс и направлять его на развитие способностей. Модель Гилфорда используется в Иллинойском университете при обучении 4—5-летних детей.
66. Теории множественности интеллектов (Р.Стернбер, Г.Айзенк,X.Гарднер, Д.Хорн)
Факторные теории не исчерпывают всего многообразия теорий интеллекта. В последнее время наблюдается отход от рассмотрения интеллекта как чисто информационного процесса, и предпринимаются попытки выделить в нем характеристики, позволяющие, образно говоря, использовать его для повседневной жизни и приближающие к пониманию «жизненной мудрости» (по выражению немецкого психолога П.Бальтеса).
Одна из концепций этой направленности (трехкомпонентная теория интеллекта) разработана американским исследователем Р.Стернбергом. Первой составляющей интеллекта является так называемый компонентный интеллект, связанный с особенностями обработки информации и включающий исполнительские компоненты, основанные на перцептивных и мнестических процессах, компоненты, способствующие приобретению знаний, и метакомпоненты, осуществляющие контроль над стратегией решения задач и мышлением в целом. Вторая составляющая, эмпирический интеллект, обеспечивает эффективность овладения новой ситуацией и включает в себя способность справляться с новой ситуацией и способность автоматизировать некоторые процессы. И, наконец, третья составляющая, ситуативный интеллект, отвечает за проявление интеллекта в социальной ситуации и состоит из практического интеллекта, проявляющегося в повседневных бытовых действиях, и социального интеллекта, отражающегося в общении с другими людьми.
Интеллект как множественное явление понимался так же и Г.Айзенком, который выделял и соподчинял три вида интеллекта в следующей последовательности: биологический, психометрический, социальный. X.Гарднервыделил 6 видов интеллекта, прибавив к традиционно выделяемым лингвистическому, логико-математическому и пространственномуеще три вида ‑музыкальный, кинестетический и личностный.
Еще один взгляд на природу мышления отражен в работах Д.Хорна, который выделял два типа интеллекта. Текучий интеллект‑ это те способности, благодаря которым человек обучается всему новому (т.е. память, индукция, восприятие новых связей и отношений и т.д.). Метафора «текучий» подчеркивает тот факт, что интеллект как бы вливается в различные виды интеллектуальной деятельности на протяжении взросления человека. После окончания юношеского возраста его развитие идет на спад. Текучий интеллект отражает биологические возможности нервной системы ‑ ее работоспособность и интегративность. Кристаллизованный интеллект‑ это широкая область интеллекта, включающая умения формулировать суждения, анализировать проблемы и строить обобщения. Этот тип интеллекта развивается с опытом и образованием, опирается на осведомленность и прогрессирует на протяжении всей жизни человека.
67.концепции мудростиП.Бальтесом. Мудрость ‑это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным или неясным вопросам.Мудрость обладает пятью основными свойствами. Во-первых, она связана с решением важных, смысложизненных вопросов. Во-вторых, уровень используемых знаний очень высок. В-третьих, эти знания сбалансированы и мо гут использоваться в особых ситуациях. В-четвертых, мудрость сочетает в себе ум и добродетель и может использоваться как для блага отдельного человека, так и для человечества в целом. В-пятых, мудрость легко распознается другими людьми.
К сожалению, мудрость не является нормативным психологическим образованием, и поэтому не многим удается ее достичь.
Перечисленные в данном разделе подходы возвращают к пониманию места интеллектуальных способностей в структуре индивидуальности как способа реализации мировоззрения, т.е. пытаются связать между собой средства и ценности и поместить их в контекст реальной жизни человека как носителя интеллекта. Отметим, что в последнее время интерес к взаимодействию когнитивных и личностных качеств ощутимо возрастает, гуманизируя ранее отвлеченные исследования мышления и отвечая идее целостности индивидуальности.(Нартова-Бочавер)
Текст книги «Общая психология: тесты»
Автор книги: Бронюс Айсмонтас
Психология
Текущая страница: 4 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]
II. Психические процессы
1. Познавательные процессы
1. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:
2. Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является представление о существовании:
а) сенсорных регистров;
б) кратковременной памяти;
в) долговременной памяти;
г) информационных фильтров.
3. Проблема операционного состава и структуры стала центральной в контексте исследования познавательных процессов:
4. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория:
5. Целостность образа не детерминирована:
6. Получение первичных образов обеспечивают:
а) сенсорно-перцептивные процессы;
б) процесс мышления;
в) процесс представления;
г) процесс воображения.
7. Когнитивный стиль по отношению к познавательной деятельности является:
б) уровнем выполнения;
в) условием выполнения;
г) фактором выполнения.
8. Полезависимый/поленезависимый параметр когнитивного стиля выделяется по типу:
9. Параметром когнитивного стиля познавательной деятельности по типу мышления является:
10. По данным М.А. Холодной, поленезависимость не коррелирует:
а) с высоким показателем невербального интеллекта;
б) с гибкостью информационных процессов;
в) с легкостью смены обстановки;
11. Для лиц, склонных к полезависимости, характерна:
а) ориентация на внешние признаки;
б) образность мышления;
в) склонность игнорировать менее заметные черты анализируемого объекта;
г) легкость генерализации и переноса знаний и навыков.
12. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, – это:
13. Сквозным психическим процессом считается:
14. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:
15. Серьезные разногласия в психологической науке вызывают природа и сущность:
16. Отражение актуальной реальности и обеспечение адаптации к ней осуществляет:
17. Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем осуществляет:
18. Одну из первых моделей интеллекта предложил:
19. В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как адаптации к наличным обстоятельствам жизни:
20. Интеллект в ряде психологических концепций не отождествляется:
а) с системой умственных способностей;
б) со стилем и стратегией решения проблем;
в) с когнитивным стилем;
21. К. Спирмен разработал теорию интеллекта:
22. В качестве промежуточного фактора интеллекта К.Спирмен выделил фактор:
23. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта:
24. Главным оппонентом К. Спирмена был:
25. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта, которую называют:
26. Дж. Гилфорд считал, что способности человека определяются не категорией:
27. Существует набор независимых способностей, которые определяют успешность интеллектуальной деятельности, по мнению:
28. Р. Зайонц исследовал зависимость интеллекта детей:
а) от культурных условий их воспитания;
б) от порядка их рождения в семье;
в) от их национальных особенностей;
г) от уровня развития речи.
29. Заслуга введения структурного анализа в психологию интеллекта принадлежит:
30. Для решения задач исследования интеллектуальных способностей был создан анализ:
31. Понятие «интеллектуальный климат» в научный язык ввел:
32. В отечественной психологии так называемый материнский эффект изучает:
33. Шкалы интеллекта IQ соответствуют измерению на уровне:
34. Критерием оценки развития интеллекта не является(ются):
а) глубина, обобщенность и подвижность знаний;
б) владение способами кодирования и перекодирования информации;
в) владение способами интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий;
г) скорость протекания нервных процессов.
35. Идея количественного определения интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит:
36. Термин «коэффициент интеллектуальности» ввел:
37. Попытка изучения продуктивных творческих составляющих интеллекта была предпринята представителями психологии:
38. Валидность измерения интеллекта не зависит:
а) от определения понятия интеллекта, представляющего ту или иную концепцию этого феномена;
б) от состава тестовых заданий, разрабатываемых в соответствии с концепцией;
в) от эмпирических критериев;
г) от темперамента испытуемых.
1. Одним из основоположников психофизики является:
2. Особую остроту психофизическая проблема приобрела:
3. Принцип специфической энергии органов чувств выделил:
4. Нейроквантовую теорию создал:
5. Г. Гельмгольц является автором:
а) временной теории восприятия частоты;
б) теории местоположения;
в) теории психофизического взаимодействия;
г) классической теории непрерывности сенсорного ряда.
6. Возникновение и дифференциацию ощущений с переходом от первичной раздражимости к недифференцированной чувствительности, а затем к дифференцированным ощущениям связывает концепция развития психики:
в) Тейяра де Шардена;
7. Философско-психологический смысл гипотезы А.Н. Леонтьева состоит в том, что в ней сделана попытка такого понимания природы ощущений, как:
8. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, представлен:
а) проводниковым отделом;
9. Нейродинамическая модель результата предстоящего действия, представленная в центральной нервной системе, – это:
б) акцептор действия;
10. Исполнительная часть рефлекторного кольца (мышца, железа) в отличие от воспринимающей (рецептор) называется:
б) акцептором действия;
11. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:
в) проводящими нервными путями;
12. Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы, имеет:
а) центральный отдел;
в) проводниковый отдел;
г) периферический отдел.
13. Управление и регулирование поступающей в управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой исполнительным органом формируются последующие команды, осуществляет:
б) акцептор действия;
14. Проводящие пути, по которым возбуждения, возникающие в рецепторе, передаются к вышележащим центрам центральной нервной системы, называются:
15. Ощущения возникают в результате центростремительного процесса и имеют пассивную природу согласно теории:
16. Предел чувствительности каждого органа чувств, за которым не может произойти их возбуждение, называется порогом:
17. Теория, отражающая пороговый принцип работы сенсорных систем, – это:
а) теория уровней построения движений;
б) теория функциональных систем;
в) теория психофизического взаимодействия;
г) классическая теория непрерывности сенсорного ряда.
18. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется:
а) абсолютной чувствительностью;
б) дифференциальной чувствительностью;
19. Интервал времени от момента подачи сигнала до момента его возникновения называется:
а) дифференциальным порогом ощущений;
б) временным порогом ощущений;
в) пространственным порогом ощущений;
г) латентным периодом реакции.
20. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, – это порог ощущений:
а) нижний абсолютный;
г) верхний абсолютный.
21. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:
а) нижним абсолютным;
г) верхним абсолютным.
22. Минимальное значение изменения интенсивности сигнала, вызывающее ощущение, – это:
а) абсолютный нижний порог;
б) дифференциальный порог;
в) минимальная длительность сигнала;
г) диапазон чувствительности к интенсивности.
23. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называется:
а) абсолютным нижним порогом;
б) порогом различения;
в) временным порогом ощущений;
г) диапазоном чувствительности к интенсивности.
24. Ощущения, возникающие вследствие резкого возрастания их нижних абсолютных порогов, оказываются более или менее ослабленными:
в) при сенестопатии;
25. Более или менее элементарные кожные ощущения, возникающие без всякого внешнего раздражителя, – это:
26. То, что величина разностного порога чувствительности относительна, доказал:
27. От разностного порога чувствительности разностная чувствительность находится в зависимости:
а) обратно пропорциональной;
б) прямо пропорциональной;
28. Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует зависимость:
в) прямо пропорциональная;
г) обратно пропорциональная.
29. От величины дифференциального порога дифференциальная чувствительность находится в зависимости:
30. Методики измерения абсолютных и разностных порогов чувствительности разработал:
31. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации, известна как:
32. В условиях сенсорной депривации:
а) не актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях;
б) не наблюдаются нарушения памяти;
в) крайне редко появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, депрессия, апатия);
г) активизируется процесс воображения.
33. Психофизиологическая закономерность ощущений, не приводящая к изменению чувствительности, – это:
34. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:
35. Дезадаптация может проявиться как:
а) исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя;
б) утрата ощущений при воздействии сильного раздражителя;
в) повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя;
г) явное понижение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.
36. Сенсибилизация не может быть вызвана:
а) взаимодействием ощущений;
б) физиологическими факторами;
в) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью;
37. Совокупность научных взглядов на качественно разнородное влияние одних и тех же раздражителей на различные органы чувств и в то же время на вызов различными, разнокачественными раздражителями сходных, однотипных ощущений в одних и тех же органах чувств называется:
а) концепцией специфической энергии органов чувств;
б) рецепторной теорией ощущений;
в) рефлекторной теорией ощущений;
г) теорией оппонентного цвета.
38. Сенсорная депривация не характеризуется таким показателем изменения чувствительности, как:
39. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:
40. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым, тактильным и др.), известна как:
41. Сенсорная адаптация состоит в таких характеристиках восприимчивости рецепторов, подвергающихся длительному раздражению, как:
в) незначительное увеличение;
г) значительное увеличение.
42. Психическое явление, заключающееся в том, что амплитуда изменения ощущения, вызванного раздражителем полярного воздействия на противоположное, кажется большей, чем его физическая основа, называется эффектом:
43. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных и других разновидностей ощущений является:
а) время возникновения в ходе эволюции;
б) модальность раздражителя;
в) место расположения рецепторов;
г) наличие или отсутствие непосредственных контактов с раздражителем.
44. Протопатические ощущения в отличие от эпикритических:
а) дают точную локализацию источника раздражения во внешнем пространстве;
б) характеризуются постоянной аффективной окрашенностью;
в) отражают скорее объективные процессы, чем субъективные состояния;
г) дают точную локализацию источника раздражителя в пространстве тела.
45. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:
46. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:
47. К экстерорецептивным относятся ощущения:
48. Термин «интерорецепторы» предложен:
49. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, – это:
50. Такие качественные характеристики ощущений, как цвет в зрении, тон и тембр в слухе и т. п., относятся к характеристикам:
51. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется:
а) качество ощущений;
б) интенсивность ощущений;
в) пространственная локализация раздражителей;
г) длительность ощущений.
52. К основным свойствам ощущений не относится:
53. Зависимость вероятности обнаружения (различения) стимулов от их интенсивности называется:
а) квазиметрической кривой;
б) психометрической функцией;
в) психогеометрической кривой;
г) квазигеометрической кривой.
54. Отношение минимально воспринимаемой разницы между интенсивнос-тями двух сигналов к абсолютному уровню интенсивности стимулов является константой согласно закону:
55. Основной психофизический закон принято называть законом:
56. Утверждение, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя, выражает суть закона:
57. Закон Вебера – Фехнера не применим для определения силы ощущения, вызываемого раздражителем:
а) средней интенсивности;
б) с пороговыми значениями;
в) с очень большими значениями;
г) с очень низкими значениями.
58. Количественное отношение между величинами стимулов-раздражителей и ощущений установил:
59. Способ исследования чувствительности человека путем монотонного пошагового изменения величины стимула до тех пор, пока испытуемый не отметит изменение в своих ощущениях, называется методом:
а) минимальных изменений;
б) обобщения независимых переменных;
г) максимальных изменений.
60. По С. Стивенсу, зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет характер:
1. Восприятие часто принято называть:
2. Последовательное применение принципа деятельности в изучении восприятия характерно для исследований:
3. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в психологии:
4. Автором концепции бессознательных умозаключений является:
5. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта:
а) при его непосредственном взаимодействии с этим объектом;
б) при его опосредованном взаимодействии с этим объектом;
в) при отсутствии воспринимаемого предмета;
г) при отсутствие взаимодействия.
6. По отношению к образам ощущения и восприятия образы представлений:
7. Процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным согласно закону:
а) психофизиологических обобщений;
б) ассоциативного сдвига;
8. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, – это:
б) перцептивная система;
в) перцептивные действия;
9. Произвольное внимание:
а) опосредовано социально выработанными способами поведения;
б) есть продукт созревания организма;
в) имеет биологическое происхождение;
г) обладает пассивным характером.
10. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времени, движения выступает:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
11. Основанием классификации восприятия на восприятие художественное, математическое, техническое, музыкальное и др. является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) вид деятельности.
12. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) целенаправленность характера деятельности субъекта.
13. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, – это:
14. Субсенсорное восприятие – это одно из проявлений:
15. Бинокулярное зрение составляет основу видения окружающего мира:
16. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:
17. Иллюзии восприятия не обусловлены:
а) особенностями строения глаза;
б) спецификой процессов кодирования и декодирования информации;
в) эффектом иррадиации;
г) темпераментом воспринимающего.
18. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:
19. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:
20. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
а) иллюзиями восприятия;
21. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:
а) локализованы во внешнем пространстве;
б) не имеют соответствующего им внешнего объекта;
в) не проецируются вовне;
г) могут возникать у здоровых людей.
22. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:
23. Термин «апперцепция» предложил:
24. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:
25. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:
26. Константность восприятия – это свойство:
в) генетически обусловленное;
27. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:
28. Концентрация внимания предопределяется:
а) функционированием доминанты;
б) периферической настройкой;
в) понижением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия;
29. Структурные единицы процесса восприятия у человека, обеспечивающие сознательное выделение и преобразование сенсорной информации, что приводит к построению адекватного предметному миру и задачам деятельности образа, – это:
в) перцептивная система;
г) перцептивные действия.
30. Реакция внимания не связана со стимулом (событием, объектом), с точки зрения его:
31. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит:
32. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:
б) перцептивные действия;
33. Априорное наличие в психике человека установки придавать воспринимаемым предметам, явлениям законченную, «хорошую» форму постулирует закон:
34. Психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение согласно закону:
г) психофизиологических обобщений.
35. Стимул или объект привлекает тем большее внимание, чем он:
36. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:
а) более продолжительное;
б) быстро прошедшее;
в) обычное, без изменений;
37. Основной закон восприятия времени «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее» сформулировал:
38. Способ исследования слуховых восприятий при разновременном восприятии сигнала каждым ухом в отдельности называется методом:
б) вынужденного выбора;
г) дихотомической стимуляции.
39. Способ исследования восприятия времени при выполнении испытуемым какого-либо задания с заранее заданным сроком завершения принято называть методом:
а) равных интервалов;
40. Термин «социальная перцепция» для обозначения факта социальной обусловленности восприятия ввел(а):
41. То, что каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности, характерно для такого способа интерпретации личности по внешности, как:
42. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним называется: