джамп кат это что
Теория монтажа. Часть 4
Предыдущие части конспекта по курсу “Основы монтажа” от Дмитрия Ларионова:
Линейный и нелинейный монтаж
Критерии, по которым можно отнести тот или иной вид монтажа к какой-либо категории:
При линейном монтаже все монтажные решения принимаются последовательно, и сборка материала идет в строгой очередности, от начала к концу.
Внести изменения в смонтированный сюжет достаточно проблематично (иногда — невозможно, пример: прямой эфир). Например, заменить один план на другой без затирания последующего материала можно только если новый и замещаемый планы одной длины.
При нелинейном монтаже материал может собираться в любой удобной последовательности; возможно начать с середины или даже с конца сюжета.
Более того, внести изменения можно в любое время в любое место смонтированного сюжета, не затрагивая соседние планы.
Почему кинопленка это частично нелинейный монтаж? Перемещение по сюжету линейное (перемоткой), в то же время внесение изменений возможно без затрагивания соседних планов.
Параллельный монтаж (cross-cutting)
Параллельный монтаж — это переключение между двумя и более сценами, которые происходят одновременно. («Джон делает что-то, а в это же время Питер…»)
Назначение параллельного монтажа:
На рассказ истории могло бы уходить в два раза больше времени, если бы сначала показывалась первая сюжетная линия целиком, а затем вторая целиком.
В английском варианте у этого термина много синонимов: cross-cutting, parallel edit, intercutting. Последний термин чаще применяется в сценарном деле, чем в монтаже.
Не всегда эти два типа параллельного монтажа могут быть четко разделены. Возможны варианты, когда будет использоваться длинный параллельный монтаж с элементами короткого.
Иногда вместо термина cross-cutting используют термин parallel edit. В этом случае, cross-cutting будет обозначать монтаж более крупными кусками (например сцены), а parallel edit — более мелкими (например в рамках одной сцены показ разных частей действия, происходящих одновременно в одном и том же месте: диалог в кафе, в то время как под столом тикает бомба).
Длинный параллельный монтаж
Действие в одной сцене развивается независимо от действия в другой. Действия могут не пересекаться долгое время.
Желательным условием длинного параллельного монтажа является то, что сюжетные линии должны пересечься, до или после этого приема. Или должно быть понятно, как эти сцены связаны между собой (например, по смыслу).
Скачок
Несовместимость (impossible continuous action) можно увидеть на примере сцены «Патриция в машине» из фильма Годара «На последнем дыхании».
История
Джордж Мельес известен как родоначальник скачков, обнаруживший этот эффект случайно, а затем использовавший его для имитации магических трюков. Хотя он пытался выполнить обрезку кадров плавно, для полноты иллюзий.
Современное применение скачков возникло в работах Жана Люка Годара (с подачи Жан-Пьера Мельвилья) и других французских режиссеров Французской Новой Волны эпохи конца 50-х и в 60-х. В вышеупомянутом ролике в кабриолете «На последнем дыхании» преднамеренно присутствуют пробелы между кадрами, например, когда у актрисы в руках вдруг появляется зеркальце.
Скачок появлялся в фильмах «В прошлом году в Мариенбаде», и в сцене «надувной матрац Миссис Робинсон» из фильма «Выпускник». В дальнейшем данный эффект имел место в работах «Большой Куш» Гая Ричи, «Беги, Лола, Беги» Тома Тыквера. Присутствовал в «Монстрах Universal». Его часто используют на телевидении, например, в документальных фильмах Discovery Channel и National Geographic. Популярен в монтаже музыкальных клипов.
Намеренное использование
Иногда скачок используется в политических фильмах. Он использовался в технике отчуждения Брехта (Verfremdungseffekt), когда публику осознанно отдаляют от нереального киномира, и фокусируют его внимание на политическом посыле, а не на драматургии или эмоциональном восприятии, как в том же «Броненосце Потемкине» Эйзенштейна.
Скачок был необычной техникой для телевидения до появления телешоу вроде «Homicide: Life on the Street», популяризировавших эффект на малом экране в 90-х. Также известнен в успешной компании переизбрания президента США Рейгана.
Иногда скачки используются в нервотрепещущих сценах поиска, как это реализовано в фильме Луна (2009), когда положительный герой ищет секретную комнату на космическом корабле, или в «Районе №9», когда Викус ищет запрещенные вещи в доме друга Кристофера.
Основы видеомонтажа: базовые виды склеек и переходов
Что отличает хороший видеоролик от плохого? Интересный и уникальный контент, качественный саундтрек, аккуратная цветокоррекция… и, конечно, вдумчивый и наполненный смыслом монтаж!
Разные техники видеомонтажа позволяют направлять внимание зрителя и интриговать его, задавать определенное настроение. Хотите этому научиться?
Предлагаем начать с основ. Рассказываем о базовых видах склеек и переходов, которые пригодятся в работе любому начинающему видеомонтажеру.
Стандартная склейка
Самый простой вид склейки – стандартный. Это то, что получается по умолчанию, когда вы соединяете два отрезка видео друг с другом на таймлайне. Первый отрезок заканчивается – и сразу после этого начинается другой.
Джамп кат (Скачок)
Джамп кат – это склейка двух похожих фрагментов видео. К джамп катам часто прибегают YouTube-блогеры и монтажеры видеоинтервью, когда хотят вырезать моменты, где герой ролика оговорился или задумался. Человек в кадре один и тот же, его речь будто бы не прерывается, но движение героя резко обрывается (делает «скачок»).
Чаще всего блогеры стараются сделать джамп кат максимально незаметным. Но иногда, наоборт, выделяют его. Например, «перескакивают» с общего плана на крупный план, снятый с того же ракурса.
В фильмах склейки-скачки часто используют для того, чтобы «ускорить» течение времени.
Косая склейка (L-cut и J-cut)
Косой склейкой называют переходы, при которых аудиодорожка опережает соответствующее ей видео или, наоборот, запаздывает за ним. J-cut – это когда во время первого фрагмента видео уже звучит аудио из следующего отрезка. При L-cut, наоборот, сначала сменяется видеоряд и только вслед за ним – аудио.
Эти приемы так называются, потому что на таймлайне во время монтажа они визуально похожи на английские буквы «J» и «L» соответственно.
Косая склейка позволяет сделать переход от одного видеоклипа к другому более незаметным и плавным.
Переход
Склейка в момент действия
Когда персонаж видео совершает какое-то действие, переход от одного плана к другому можно сделать прямо во время этого движения. В фильмах этот прием часто применяют в сценах с танцами или драками.
Впрочем, для пущей эпичности склейку в момент действия можно использовать и во самого обыденного движения. Как например, в этой сцене из «Матрицы». План сменяется с общего на крупный пока Морфиус поворачивается лицом к зрителю:
Согласитесь, выглядит намного серьезнее, чем если бы вся сцена была снята одним планом.
Match cut
Match в переводе с английского значит «совпадение». Соответственно, match cut – это переход от одной сцены к другой на моменте какого-либо элемента, который выглядит идентично в обеих сценах. Этим элементом может быть что угодно – движение персонажей, звук, композиция кадра.
Создатели мультфильма «Тарзан» использовали этот прием, чтобы показать схожесть двух разных семей:
В иных случаях match cut может, напротив, противопоставлять две сцены. Как в этом хрестоматийном примере из фильма «Космическая одиссея 2001 года»:
Ритмический монтаж
Еще один прием – это синхронизация склеек с ритмом музыки, которую вы накладываете на видеоряд. Ритмический монтаж часто используется в музыкальных клипах и ТВ-рекламе. В художественных фильмах он тоже встречается – и обычно выглядит очень эффектно:
Клиповый монтаж
Клиповый монтаж – это нарезка кадров из разных, но связанных между собой сцен, которые расположены в хронологическом порядке. В кинематографе этот прием часто используют для того, чтобы одно продолжительное действие показать через нарезку коротких ярких фрагментов. Вы наверняка видели клиповый монтаж в сценах, где персонаж собрается на пробежку, готовится к соревнованиям или, скажем, переезжает:
Параллельный монтаж
Чтобы продемонстрировать, как два равнозначных события происходят одновременно или противопоставить одно другому, режиссеры часто используют параллельный монтаж. Этот метод подразумевает постоянное «перескакивание» между двумя сценами. В «Крестном отце» этот прием был использован для того, чтобы показать две стороны жизни главного героя и душераздирающую разницу между ними:
Параллельный монтаж – это очень мощный инструмент удержания внимания зрителя. Режиссеры монтажа часто прибегают к нему ближе к развязке фильма, чтобы нарастить напряжение и «прилепить» нас к экранам. Вспомните, например, финал фильмов «Начало» или «Молчание ягнят».
Перебивки
Перебивки, или b-roll, этот дополнительные кадры, которые позволяют сделать фильм более наполненным и детализированным. Когда персонаж о чем-то разговаривает, можно вместо его лица показывать зрителю предмет его рассуждений.
Перебивки иногда делят на «внутренние» (insert cut) и «внешние» (cutaway). В первом случае мы показываем крупным планом предмет, с которым взаимодействует персонаж. Например, в этой сцене из фильма «Гарри Поттер и философский камень» Гермиона открывает учебник, и камера переключается с ее лица на страницы книги:
Cutaway – это когда камера переключается на что-то вне основной сцены. Допустим, герой окунается в воспоминания, и в это время на экране появляются предметы и люди, о которых он думает. Как в этой фрагменте из фильма «Гарри Поттер и тайная комната»:
Сначала мы видим лицо Тома Реддла, а потом – наблюдаем за действиями Джинни, о которых он рассказывает:
Вот и все! Это самые простые и базовые техники монтажа, которые гарантированно сделают ваши видео интереснее и насыщеннее. Используйте их с умом 😉
Автор мини-курса: Александр Заботкин (Первый канал)
По заданным фильтрам ничего не найдено
Попробуйте изменить критерий поиска, или сбросить фильтры.
Комментарии 12
Спасибо! Обалденные советы, просто супер!
Огромное спасибо! Просто находка! Монтирую первый раз в жизни краткометражный фильм, его снимали наши русскоязычные люди в Сиетле. И теперь на каждом шагу задумываюсь, как склеить, чтобы смотрелось. Такой курс мне очень поможет.
В российских фильмах, ходьба и езда это самый главный сюжет.
Я вас люблю. Реально люблю)
Такими темпами скоро мы все станем сами себе режиссёрами)) Спасибо за урок!
Спасибо за испорченную психику и ночные кошмары на всю жизнь. Не досмотрела.
Извините, если содержание урока вас напугало. Момент с 7:32 взят из сериала «Игра престолов». Это один из самых популярных на сегодняшний день сериалов.
Спасибо за урок!)) Очень-очень познавательно.
Подскажите, а полный курс будет? И когда стартует? Спасибо.
Переход по внешней ссылке
VideoSmile не несёт ответственности за безопасность за пределами нашего сообщества.
Будьте осторожны и внимательны.
1″ > Вы можете выбрать до <
Создать опрос
Название опроса
Ответ <<(index + 1)>> Удалить ответ
Сортировка:
Опрос
По вашему запросу ничего не найдено
Попробуйте изменить критерий поиска, или сбросить фильтры.
Виды монтажа (статья)
Монтаж по действию
Монтаж по действию это склейка одного момента с другим, когда объект все еще в движении.
В одном кадре идет первая фаза действия, которая переходит во вторую уже на следующем кадре.
«Миссия Невыполнима: Протокол Фантом» (2011)
«Джеймс Бонд: координаты Скайфолл» (2013)
А может быть самым обычным поворотом персонажа.
Монтаж «в сторону» (Cut away)
Проще всего было бы описать это «как склейка кадра А на кадр Б и обратно».
Его можно использовать, как демонстрация объекта, на который смотрит персонаж.
«Назад в будущее» (1985)
Либо, как попытка «влезть» герою в голову.
Перекрестный монтаж (Сross cut)
Это когда монтажер склеивает кадры между разными локациями.
Самый распространенный способ применения: телефонные разговоры в кино.
«Отступники» (2006)
Так же, если использовать кросс-кат правильно, можно значительно усилить напряжение и саспенс в истории.
Склейка «Прыжок» (jump cut)
Jump cut — это склейка одного и того же плана между собой.
Зачастую используется для того, чтобы показать течение времени.
«Магазинчик ужасов» (1986)
Так же, этот прием придает спешности в каре.
«Отступники» (2006)
И его очень. ОЧЕНЬ много в бейсболе.
«Бронкская история» (1993), «Самородок» (1986), «Высшая лига» (1989)
Монтаж по совпадению (match cut)
Матч-кат это «перепрыгивание» от одного кадра к другому, похожему. Такие скачки часто путают с джамп-катами. Разница в том, что джамп-кат остается в одной сцене, в то время как матч-кат переходит в другую.
Классический пример матч-ката: переход от фантазии к реальности.
«Бриолин» (1978)
Есть матч-каты совпадающие по действию.
«Магазинчик ужасов» (1986)
А есть совпадающие по композиции.
«Страшилы» (1996)
Матч-каты не обязательно должны быть визуальными. Есть еще и вербальные матч-каты, вроде этого:
«Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил» (1999)
Склейка «Взрыв» (smash cut)
Смэш-каты это внезапная склейка.
Когда две непохожие по ритму и динамике сцены резко сменяют друг друга.
«Большой Лебовски» (1998)
Очевидным примером будет, когда кто-то резко просыпается после сна или кошмара.
«Криминальное чтиво» (1994)
Любой переход от громких сцен к тихим, от активных к спокойным и наоборот является смэш-катом.
Ручная диафрагма (IRIS)
Переход IRIS в старину использовался, как способ перехода между сценами, когда оператор вручную закрывал диафрагму.
Классическое использование IRIS.
«Носферату» (1922) — «Рождение Нации» (1915)
Сейчас же этот прием используют в качестве стилизации.
«Рождественская история» (1983)
Стирание (wipe)
Знаменитый способ перехода, когда один кадр стирается, открывая под собой другой.
Многим он известен по знаменитой франшизе «Звездные войны».
«Звездные Войны: Эпизод 4 — Новая Надежда»
На деле же, видов вайпов очень, очень много… на любой вкус.
«Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975)
Невидимый монтаж — это способ монтажа, когда склейка делается максимально незаметно. Камера может уходить в темноту, или в поворот.
Это может быть использовано для замены каскадера на актера при иллюзии непрерывности действия.
Кто заметил, где склейка?
Либо в качестве поддержки единого визуального стиля, как в фильме «Бёрдмен», где создавался эффект непрерывности кадра.
Точно такой же прием монтажа использовался и в фильме «1917», где монтажные склейки прятались похожим образом.
L-cut и J-cut это способ композиционного объединения двух кадров с помощью звуковой дорожки.
В случае с L-кат звук накладывается на второй кадр из первого.
А J-кат это наложение звука на первый кадр со второго.
В разрезе фильма такой способ перехода помогает сохранить атмосферу при переходе от одной сцены к другой и создать иллюзию «бесшовного» перехода.
Однако, этот способ используется не только в качестве перехода. Он используется даже в диалогах, где речь одного персонажа выходит из кадра, при демонстрации другого персонажа. Накладывание таким образом звука — это одна из основ монтажного искусства, помогающая создать композиционное единство.