джойстик что это такое
Значение слова «джойстик»
Джо́йстик (англ. joystick — «ручка управления самолётом») — устройство ввода информации в персональный компьютер, которое представляет собой качающуюся в двух плоскостях вертикальную ручку. Основная необходимость применения джойстика — это возможность управления виртуальным объектом в виртуальном трехмерном пространстве (координаты по осям «X-Y-Z»). Наклон ручки вперёд-назад, чаще всего, приводит к изменению виртуальной оси «Y», влево-вправо к изменению виртуальной оси «X». Помимо координатных осей «X» и «Y», некоторые джойстики способны предоставлять координаты оси «Z», посредством вращения ручки джойстика вокруг её оси (распространенное название «твист»), либо с помощью дополнительного управляющего элемента на основании джойстика. Программное обеспечение, получив информацию о координатах «X-Y-Z», позволяет пользователю управлять неким виртуальным объектом, отображаемым на мониторе. На ручке джойстика и на его основании обычно располагаются кнопки, переключатели, слайдеры и другие управляющие элементы различного назначения. На большинстве джойстиков на ручке расположены специальные кнопки D-Pad и Hat-switch.
Широкое применение джойстик получил в компьютерных играх, мобильных телефонах. В английском языке словом «joystick» называют любую качающуюся ручку управления, в русском языке значение более узкое: помимо компьютерного контроллера, «джойстиком» называют в разговорной речи миниатюрную электрическую ручку — в отличие от традиционной механической.
джо́йстик
1. комп. тип игрового манипулятора в виде наклоняющегося рычага
2. комп. вообще любой игровой манипулятор, опознающийся в системе как комбинация осей и кнопок ◆ Джойстик для Playstation.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: насекомоядный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как выбрать геймпад
для консоли, ПК и смартфона?
Разбираемся, как выбрать геймпад для ПК, игровых консолей, смартфонов, планшетов и облачных сервисов.
Содержание
Тип контроллера и органы управления
Способ подключения
Источник питания
Вибрация
Корпус
Совместимость
Кратко о главном
Тип контроллера и органы управления
Чтобы выбрать идеальный контроллер, лучше его тестировать. Но перед покупкой этот шанс выпадает редко, поэтому опирайтесь на отзывы.
Мини-джойстики
В этих геймпадах есть небольшие выступы, похожие на «грибочки». Левый джойстик отвечает за перемещение, правый — за прицеливание. Ими легко управлять и поворачивать на 360°.
Цифровые джойстики — в самых доступных геймпадах до 1000 рублей. Они всегда выбирают максимальную скорость перемещения независимо от того, как сильно вы их наклоняете. Прицел перемещается рывками — неудобно наводить на далёкую мишень. Аналоговые стики в моделях дороже 1000 рублей — оптимальный вариант. Чем сильнее вы наклоняете их в стороны, тем быстрее движется персонаж или перемещается прицел. В большинстве игр это имеет решающее значение.
Чтобы понять, какой геймпад лучше выбрать, обратите внимание на люфт, чувствительность и тип отклика. Люфт отвечает за минимальное отклонение, которое не распознаётся датчиками. Норма — 5-10%. Тогда прицел будет точным и не собьётся. Для проверки используйте приложения XInput Emulator или DirectInput Emulator. Чувствительность — субъективная характеристика. Для шутеров желательна высокая чувствительность, для автомобильных симуляторов и MMORPG — средняя, для стратегий — малая. Оригинальные геймпады обычно регулируют силу реакции. Тип отклика гарантирует одинаковый результат, как бы сильно вы не тянули джойстики вбок. Это полезно для стратегий, MMORPG, квестов и аркад. Для шутеров и автосимуляторов подойдёт прогрессивный отклик — он ускорит перемещение.
Кнопки
Отвечают за базовые действия в игре, например, «выбрать» или «добавить в инвентарь». Кнопки должны нажиматься быстро и чётко, не залипая. Обратите внимание на ложные срабатывания. В некачественных геймпадах могут срабатывать сразу два механизма при одном нажатии. Такие лучше не покупать.
Программируемым кнопкам можно присваивать свои команды и даже их последовательности. Вам будет удобнее играть, вы сможете быстрее реагировать на события в игре. Но такие геймпады стоят дороже — от 2500 рублей и более.
Задаёт направление персонажу или переключает меню. К D-Pad те же требования, что и к кнопкам — нажиматься быстро, чётко и не залипать. В бюджетных геймпадах до 1000 рублей D-Pad распознаёт только четыре направления — вперёд, назад, вправо, влево. В моделях от 2000 рублей — их 8, включая диагонали.
Курки
Кнопки на переднем торце геймпада. В шутерах и ролевых играх отвечают за стрельбу, в MMORPG и MOBA — за быстрые команды, в симуляторах — за управление газом и тормозом.
Как выбрать контроллер для игр по куркам? Есть 3 важных параметра:
Тип механизма. У цифрового в геймпадах до 1500 рублей есть два положения — «единица» и «ноль», «да» и «нет». Это подойдёт для стратегий и большинства MMORPG. Аналоговые датчики в моделях от 1500 рублей ориентируются на силу нажатия. Сильнее давите курок — машина едет быстрее. Такие механизмы пригодятся для шутеров и гонок.
Длина хода. В шутерах достаточно 1,5 мм для быстрой реакции и ускорения стрельбы. В автомобильных симуляторах нужно не менее 2,5 мм для управления газом и тормозом. В некоторых геймпадах ход регулируется — по 2-3 положения для разных игр.
Дополнительные средства управления
Сенсорные панели быстро переместят предмет в инвентаре и приблизят мелкие детали. LED-индикаторы ускоряют вашу реакцию на игровые события. Кнопки захвата делают скрины, записывают видео и запускают онлайн-трансляцию. Во многих беспроводных геймпадах есть динамики, микрофоны и разъёмы для гарнитуры.
Дополнительные органы управления хороши для «консольных» игр. Когда идёт речь о том, какой геймпад выбрать для ПК, то учитывайте: вам противостоят клавиатуры и мышки — они проворнее.
Способ подключения
Проводные геймпады — топ в бюджетном сегменте до 2000 рублей. Они передают сигнал с минимальными задержками (всего 1–5 миллисекунд) и ограничены только длиной провода.
Беспроводные геймпады стоят от 1500 рублей, а оригинальные и сертифицированные — от 3000 рублей и выше. У них полная свобода движений, но весят больше (до 300 г) и работают до 20–30 часов после 2-часовой зарядки.
У беспроводных геймпадов есть 2 способа подключения. Радиоканал передаёт данные с задержкой от 2 до 15 мс. Но они идеально совместимы только с «родными» консолями — для компьютеров и ноутбуков нужны USB-адаптеры. Bluetooth увеличивает задержку до 10–50 мс, но зато без переходников. Это идеальный вариант, если нужно выбрать геймпад для Андроид-смартфона или планшета.
Источник питания
Проводные геймпады работают от USB-порта. У беспроводных моделей — 2 вида источников питания. Чаще встречаются батарейки АА — от 2 до 4 штук. Подойдут модели любых брендов, специфических требований нет. Аккумуляторы заряжаются за 2 часа — этого хватает на 10–20 часов геймплея. Они окупаются за 3–4 месяца — вам не придётся тратиться на батарейки. Есть и комбинированные модели, например, оригинальный геймпад Xbox.
Вибрация
Устройство и принцип работы геймпада DualShock 4
Содержание
Содержание
Геймпад — крайне популярное устройство среди геймеров. Для игровых консолей он служит основным инструментом управления. Также многие игроки подключают геймпады к персональным компьютерам. Причин много: удобно пользоваться, все интуитивно понятно, нужные элементы управления находятся «под рукой», есть возможность использовать в беспроводном режиме, а значит, можно спокойно двигаться с устройством в руках или удобно расположиться на диване.
Прохождение игр некоторых жанров просто невозможно представить без геймпада (например, слешеры). На сегодняшний день на рынке можно найти десятки моделей гемйпадов, но все они берут свое начало от двух основных «архетипов» — это контроллеры от Microsoft Xbox и Sony PlayStation (более известный, как DualShock). На примере DualShock 4 мы и разберемся в устройстве и принципе работы большинства контроллеров.
Внешний вид
DualShock 4 имеет запоминающийся дизайн и является эволюционным продолжением DualShock 3. Анатомическая форма корпуса позволяет с одинаковым комфортом держать контроллер как в маленьких, так и в больших руках. В сравнении с Xbox One Controller нет победителя: оба геймпада одинаково удобны. Все зависит, конечно, от субъективных ощущений и игр, для которых используются контроллеры. Например, в слешерах и файтингах Dualshock будет предпочтительнее из-за удобного расположения крестовины.
Плата
Под корпусом DualShock 4 скрывается основная плата. Выглядит она следующим образом:
Плата служит связующим звеном между каждым элементом устройства. К ней припаяны вибромоторы, аналоговые стики, кнопки, различные радиоэлектронные компоненты и т. д.
Питание, аккумулятор
В DualShock 4 установлен аккумулятор емкостью 1000 мА*ч. В среднем заряда хватает на 6-7 часов непрерывной игры. Это достаточный объем для такого компактного устройства, но многих геймеров все же не устраивает время автономной работы геймпада. Поэтому пользователи иногда устанавливают аккумуляторы большей емкости, что позволяет продлить срок использования без подзарядки. В устройстве предусмотрена небольшая плата преобразователя питания, с помощью которой происходит зарядка аккумулятора через разъем micro-USB.
Индикатор со светодиодом
На задней крышке корпуса, рядом с преобразователем питания, находится светодиод, являющийся индикатором работы геймпада. Плата со светодиодом соединяется с материнской платой при помощи шлейфа, по которому передаются данные, необходимые для работы индикатора, и питание.
Аналоговые стики
В действительности «стиком» можно назвать лишь верхнюю пластмассовую часть контроллера. Основная часть устройства называется 3D-аналогом и выглядит следующим образом:
Механизм 3D-аналога отслеживает положение стика по двум координатам (X и Y). Каждый, кто пользовался геймпадом, знает, что аналоговый стик позволяет управлять движением персонажа или камеры с разной скоростью. Проще говоря, механизм чувствителен к уровню отклонения стика (резко отклонив стик до упора, можно быстро развернуть персонажа в игре. Если же плавно отклонить стик не до конца, можно, например, выглянуть из-за угла). Этот эффект стал возможен благодаря использованию переменных осевых резисторов, которые срабатывают в зависимости от угла, под которым наклонен стик. Чем сильнее отклоняется стик, тем сильнее сигнал. Когда механизм аналога находится перпендикулярно плоскости геймпада, резисторы не позволяют цепи замкнуться, поэтому сигнал не идет.
Токопроводящая мембрана и кнопки
Кнопки работают с помощью токопроводящей мембраны, которая шлейфом соединена с материнской платой.
Похожую систему можно наблюдать во многих пультах дистанционного управления. На плату нанесены токопроводящие дорожки. При нажатии кнопки идет сигнал, который попадает на материнскую плату и передается на ПК или консоль.
Вибромоторы
Для лучшего погружения в игровой процесс в геймпадах предусмотрена вибрация. В играх она срабатывает во время взрывов, ударов и т. д. Поэтому в корпусе геймпада находятся небольшие электромоторы. На вал электромотора установлен несимметричный утяжелитель, благодаря которому вибрация становится более отчетливой и сильной. Управление скоростью вращения происходит посредством регуляции напряжения, подаваемого на каждый из моторов.
Бамперы (или R1 и L1)
R1 и L1 — обычные кнопки, которые не имеют глубины нажатия. По принципу устройства аналогичны другим кнопкам на геймпаде. Токопроводящая мембрана соединена шлейфом с материнской платой. При нажатии кнопки цепь замыкается и идет сигнал.
Курки R2 и L2, датчики Холла
Курки на геймпадах чувствительны к глубине нажатия (на Xbox Elite Controller также можно настраивать амплитуду триггера на программном уровне). Это позволяет точнее контролировать игровой процесс. Например, в GTA5 от глубины нажатия триггера зависит скорость автомобиля. Чтобы это стало возможным, в устройстве присутствует аналоговый датчик Холла. Это механизм, который точно отслеживает колебания магнитного поля. Аналоговый датчик срабатывает при изменении положения курка, преобразуя колебания магнитного поля в сигнал. Так как механизм аналоговый, то изменения положения курка отслеживаются линейно, что и позволяет триггеру работать с разной амплитудой и точно регистрировать движение кнопки.
Сенсор, динамики
DualShock 4 имеет сенсорную панель, которая добавила новые игровые механики, такие как увороты и прыжки в Detroit: Become Human. Эта сенсорная панель — не что иное, как тачпад с физической кнопкой — часто используется игроками как кнопка паузы. Также в геймпаде встроен динамик, работающий в режиме моно. Оба этих устройства подключены к материнской плате шлейфом.
Пара слов о программной стороне работы геймпада
Зная устройство геймпада, можно понять, как работает та или иная функция. С программной точки зрения геймпад не отличается от любого другого беспроводного устройства. Сигнал с аналоговых стиков, курков и кнопок передается в цифро-аналоговый преобразователь. С его помощью сигнал в цифровом виде отправляется на компьютер или консоль, где обрабатывается драйвером, после чего операционная система посылает приложению или игре полученную информацию о состоянии геймпада.
Выбор джойстика для PC
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Компоновка.Все устройства управления можно разделить на несколько групп по типу.
Это самый простой и самый востребованный вариант. Если вы впервые покупаете себе джойстик, то целесообразнее остановиться именно на таком типе. Джойстики такого типа состоят из рукоятки и небольшого основания, на котором расположены дополнительные органы управления.
2) HOTAS.
Я бы затруднился рекомендовать такие модели. Хотя, они все равно удобнее обычного дешевого джойстика с маленьким колесиком или лепестком оси управления тягой двигателя. Настоящие HOTAS имеют два раздельных блока с рукояткой управления и рукояткой тяги, оснащенные дополнительно различными кнопками, крутилками и переключателями. Такие модели обычно стоят дороже чем просто одна рукоять, но выполнены получше.
3) Штурвалы
В данную категорию попадают устройства, которые копируют реальные средства управления. Причем, обычно используемые в гражданских аппаратах или бомбардировщиках, ибо в кабине истребителя штурвал увидеть можно очень-очень редко. Если вы любите летать на таких типах летательных аппаратов, то вполне возможно, это ваш выбор. Хотя представлены они на рынке обычно очень скупо, ибо спрос на них не такой большой.
4) Дополнительные аксессуары
В эту категорию входят отдельные рукоятки для управления газом, педали, приборы для управления обзором и различные модули с кнопками и приборами. И категория эта предназначена для уже заболевших симуляторами вирпилов, которые хотят улучшить комфорт управления и повысить реализм. Очень много такой продукции выпускается небольшими фирмочками у нас и за рубежом (больше за рубежом). Обычно это очень высокого качества и очень дорогие вещи.
Кстати, как везде, в подобном направлении существуют перфекционисты, которые самостоятельно строят из подручных средств целые копии кабин со всеми нужными переключателями, креслом, фонарем кабины и даже ручкой для катапультирования.
Количество осей
1) ось крена, управляющая в самолетах элеронами и отвечающая за поворот вокруг продольной оси.
2) ось тангажа, отвечающая в самолетах за управление рулем высоты.
3) ось управления тягой двигателя. Бывают джойстики с несколькими осями управления тягой двигателя, предназначенные для управления многомоторными самолетами.
Я бы рекомендовал покупать джойстик с дополнительной четвертой осью, управляющей рулем поворота.
Имея ось на руле поворота, можно более правильно, без потери скорости и высоты, выполнять маневры и это очень помогает в прицеливании и ведении огня на истребителях и штурмовиках. Обычно эта ось реализована в виде поворота рукоятки управления вокруг своей оси влево и вправо, так называемый твист. На некоторых моделях есть реализация в виде качельки. Твист удобнее. В реальных самолетах для управления осью руля поворота используются педали.
Таковые существуют в продаже, но стоят достаточно дорого и выбор весьма невелик. Обычно покупают их только истинные фанаты авиасимуляторов. Использовать автомобильные (если они у вас уже есть) можно, но не всякие. У автомобильных и авиационных педалей разная кинематика. На авиапедалях при нажатии на левую педаль правая идет назад и наоборот, то есть они взаимосвязаны.Количество дополнительных кнопок и переключателей Обязательно должен присутствовать так называемый hat-switch («хатка» в простонародье) или восьмипозиционный переключатель. На него обычно вешают управление обзором. Помните комэска Титаренко,- «В бою нельзя быть слепым, верти головой на триста шестьдесят градусов». Это, если конечно у вас нет более продвинутого девайса для управления обзором. При покупке джойстика не советую обращать на количество кнопок основное внимание. В крайнем случае всегда можно использовать клавиатуру. Кнопок на джойстике и рычаге управления тягой должно хватать на действия, которые вы выполняете в экстремальных условиях, например, при ведении боя. Это управление огнем и некоторые дополнительные функции. Например, для выпуска закрылков на виражах. Вы же не будете в бою на вираже снимать руку с органов управления и искать взглядом на клавиатуре нужную кнопку? Собьют. Обычно, даже у самых простых моделей с этим проблем нет.
Типы датчиковКогда вы двигаете ручку управления, датчик преобразует механическое перемещение в электрический сигнал, который обрабатывается контроллером джойстика. Соответственно, от точности и долговечности датчика зависит и точность управления и долговечность джойстика. В данном случае, говоря о точности я не затрагиваю возможности контроллера. Датчики можно разделить на два типа.
1) резистивные. Обычные переменные резисторы или потенциометры по-другому.
Внутри резистор представляет из себя сектор из материала с сопротивлением по которому скользит металлический контакт. В зависимости от положения контакта меняется сопротивление резистора. Со временем контакт между подвижной частью и резистивной дорожкой ухудшается и возникают помехи. В игре это проявляется в дрожании осей и неадекватной реакции на эволюции с ручкой направления. В дешевые джойстики обычно ставят и дешевые резисторы, что приводит к тому что полеты на таких джойстиках после некоторого времени становятся просто борьбой с управлением и нервотрепкой. Заменить резистор на качественный возможно, но частенько в джойстики ставят нестандартные резисторы и подобрать нужный вполне может оказаться весьма непростой задачей даже в наше время, когда через интернет можно купить что угодно.
2) бесконтактные. Первыми бесконтактными датчиками были оптические. Схема работы оптического датчика основана на оптопаре из светодиода и фотодиода, между которыми установлен диск с прорезями. Подобные схемы используются в компьютерных мышках. К сожалению, точности таких датчиков для джойстика оказалось недостаточно. Он просто не отрабатывал мелкие движения ручкой управления. Вторыми оказались датчики Холла. Данный датчик реагирует на изменение магнитного поля. Просто крепим на ось магнит, а напротив ставим датчик. Потом придумали магниторезисторы, которые схожи с датчиками Холла, но работают по другому принципу, 3D Холлы и даже тензодатчики, которые реагирую на силу нажатия, но при этом рукоятка не движется. Ощущения при полете на джойстике с тензодатчиками не совсем обычные и не всем виртуальным пилотам такие устройства нравятся.
В бесконтактных датчиках нет трущихся деталей, соответственно их ресурс ограничен ресурсом механики и электроники.
Самые дешевые и простые, естественно, резистивные датчики. Но они же и самые недолговечные. Производители часто не указывают какой тип датчика установлен в джойстике. Впрочем, если не указано, то это скорее всего именно простые переменные резисторы. В любом другом случае на коробке огромными буквами будет написано наименование датчика и то, какое это превосходство вам даст в игре. Если вы собираетесь играть всерьез и надолго, то и джойстик нужно выбирать с более долговечными датчиками. Вибросвязь или силовая отдача
Джойстики с такой системой требуют дополнительного питания. То есть, у вас будет дополнительный кабель со своим блоком питания, что увеличит беспорядок в проводах и уменьшит количество пустых розеток 220 В. Данный тип обратной связи осуществляет нагрузку на рукоятку управления в зависимости от режима полета. С одной стороны вы будете лучше чувствовать поведение самолета, с другой, иногда это усложняет пилотирование и прицеливание. Из минусов можно еще назвать то, что ресурс механики джойстика с такой обратной связью меньше чем у обычной.
Надеюсь, этот текст помог вам в выборе джойстика. Удачных вам полетов!