Эффект социальной фасилитации сводится к тому что выберите ответ
Эффект социальной фасилитации
Эффект социальной фасилитации. Это усиление доминантных реакций в присутствии других. Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и термин, которым он определил открытое явление «социальная фасилитация». Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми были 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.
Дальнейшие эксперименты В. Мёде, Фл. Олпорта (1920), В.М. Бехтерева (1923) показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, вычеркивание в тексте заданных букв, выполнение простых заданий на моторику и т.д. В 20-х годах эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации.
Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.
В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более широкое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Принцип экспериментальной психологии: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию, оказалось возможным распространить и на социальную психологию. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т.е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.
Итак, люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются:
Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:
Эффект социальной фасилитации
Социум состоит из индивидуумов, индивидуумы составляют группы. Сегодня мы поподробнее остановимся на понятии группы.
Вечерняя пробежка Кристины подходит к концу, она понимает, что осталось пробежать еще 500 м, но тело полностью устало. В результате она меняет бег на быструю ходьбу и завершает свою дистанцию.
На следующий день, Кристина бегает со своими подругами и незаметно для себя пробегает на км больше, чем обычно. Откуда у нее появились силы? Что особенного для этого сделала Кристина? Давайте разберемся в этом.
Что такое группа?
Прежде чем ответить на этот вопрос, ученые задавали себе множество разных вопросов. Например, пассажиры автобуса – это группа людей? А команда футболистов, играющих на одном поле?
Так что, команда футболистов, которые играют на одном поле – это пример настоящей группы. У них есть совместная цель, они активно взаимодействуют друг с другом, их можно соотнести к спортивному сообществу и т.д. Именно эти характеристики позволяют назвать индивидуумов, собравшихся в одном месте группой.
Социальная фасилитация
Социальная фасилитация – это благотворное влияние на результат деятельности человека в присутствии сторонних наблюдателей.
Психолог Норман Триплетт на очередных велосипедных гонках однажды заметил. Спортсмены показывают лучший результат ни когда едут поодиночке с секундомером, а когда участвуют в коллективных заездах.
В результате Норман провел множество экспериментов, с помощью которых было доказано, что в присутствии других людей быстрее решались простые примеры на сложение вычитание, зачеркивались необходимые буквы.
Данный эффект также наблюдался у животных. В присутствии других птиц, цыплята быстрее поедают зерна, муравьи интенсивнее разрывают песок. Но ученые не торопились с выводами.
Негативное воздействие из-за присутствия других
Позже было проведено еще ряд экспериментов, которые показали противоположные результаты. В некоторых случаях соисполнители мешали своим присутствием. Животные в присутствии других таких же особей медленнее проходили лабиринты.
Отвлекающее воздействие, наблюдателей было замечено при изучении бессмысленных слов, прохождении лабиринтов, решении сложных примеров.
Тогда ученые пришли к выводу, что социальная фасилитация действует только в тех случаях, когда человек хорошо усвоил какое-то определенное действие (например, езда на велосипеде).
Принцип Роберта Зайонца
Социальный психолог Роберт Зайонц, ознакомившись с темой социальной фасилитации, провел несколько экспериментов и пришел к следующему умозаключению. В процессе социальной фасилитации у людей возбуждается доминирующая реакция. Благодаря этому усиленному возбуждению люди быстрее разгадывают легкие анаграммы, успешнее решают простейшие задачи.
Если речь заходит о сложных задачах, где правильный ответ не всегда очевиден, то чрезмерное возбуждение повышает вероятность ошибки. Поэтому для более сложных заданий, лучше находится в спокойном состоянии, чтобы успешно с ними справиться.
Социальная фасилитация и её методы: каково происхождение феномена
Психолог-консультант, специалист в области детской, семейной, поведенческой.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Социальная фасилитация означает, что люди иногда эффективно работают над задачей, когда находятся рядом с другими. Это явление изучается более века, и исследователи обнаружили, что в одних ситуациях оно возникает, а в других – нет, в зависимости от типа задачи и контекста. Далее рассмотрим, что это такое, и как фасилитация может применяться в жизни.
Что такое фасилитация
Термин «пришел» из области социальной психологии. Он отражает суть социальных явлений, происходящих в обществе и пришедших к нам с эволюцией.
1898 году Норман Триплетт опубликовал важный документ о социальной фасилитации. Автору нравились велосипедные гонки, и он заметил, что многие велосипедисты, ехали быстрее, когда они участвовали в гонках с другими гонщиками, по сравнению с тем, когда они ехали в одиночку.
Изучив официальные отчеты велосипедной ассоциации, он обнаружил, что это действительно так — рекорды гонок, в которых присутствовал другой гонщик, были более впечатляющими, чем рекорды «без интервалов» (заезды, в которых велосипедист пытался обогнать чужое время в одиночку)
Чтобы экспериментально проверить, заставляет ли присутствие других людей быстрее выполнять задачу, Триплетт провел исследование, которое считается одним из первых экспериментальных исследований социальной психологии. Он попросил детей как можно быстрее повернуть катушку. В некоторых случаях дети выполняли задание сами, а в других — соревновались с другим ребенком. Социолог обнаружил, что:
Как присутствие других людей влияет на наше поведение?
Другими словами, Триплетт обнаружил, что люди иногда работают быстрее в присутствии других. Он дал феномену название социальной фасилитации и продолжил его изучение. В ходе дальнейших экспериментов выяснилось, что феномен работает не всегда, а только при хорошем знании поставленной задачи.
Всегда ли происходит фасилитация
После исследований Триплетта другие ученые также начали изучать, как присутствие других людей влияет на выполнение задачи. Однако эксперименты привели к противоречивым результатам: иногда социальная фасилитация имела место быть, а в других случаях люди хуже справлялись с задачей, когда выполняли ее в присутствии других.
В 1965 году психолог Роберт Зайонц предложил способ устранения несоответствия в исследованиях социальной фасилитации. Зайонц проанализировал предыдущие исследования и заметил, что феномен, как правило, проявляется в относительно хорошо отработанном поведении. Однако в задачах, с которыми человек был малознаком, результаты были лучше при индивидуальном выполнении.
Согласно Зайонцу, присутствие других людей повышает вероятность того, что будет проявляться феномен доминирующей реакции. Для простых задач реакция, скорее всего, будет эффективной, поэтому будет происходить социальная фасилитация.
Однако для сложных или незнакомых задач доминирующий ответ с меньшей вероятностью приведет к правильному итогу, поэтому присутствие других будет препятствовать работе над задачей. По сути, когда ты делаешь то, в чем уже хорошо разбираешься, то подсознание среагирует на это и задача решится быстрее.
Фасилитация существует по следующим теориям:
Какой бы ни была реальная причина появления феномена, стоит помнить, что, обладая знаниями о нем, можно планировать свою деятельность для достижения высоких результатов.
Примеры социальной фасилитации
Чтобы понять, как фасилитация может работать в реальной жизни, подумай о том, как присутствие публики влияет на выступление музыканта. Талантливый музыкант, завоевавший множество наград, почувствует воодушевление от присутствия публики и выступает вживую даже лучше, чем дома.
Однако тот, кто только учится играть на новом инструменте, может быть встревожен давлением ответственности под аудиторией и совершить ошибки, которых он не сделал бы, если бы практиковался в одиночку.
Фото автора Canva Studio: Pexels
Другими словами, происходит ли социальная фасилитация или нет, зависит от того, насколько хорошо кто-то знаком с задачей: присутствие других людей имеет тенденцию улучшать выполнение задач, которые люди уже хорошо знают, но имеет тенденцию к снижению при выполнении незнакомых задач.
Оценка доказательств
В статье, опубликованной в 1983 году, исследователи Бонд и Титус изучили результаты исследований социальной фасилитации и нашли некоторую поддержку теории Зайонца. Они обнаружили свидетельства существования синдрома:
Кроме того, фасилитация действует во всех сферах жизни, будь то деловые перспективы или спорт:
Таким образом, теория действительно имеет право на существование. Отметим, что ты также можешь проверить действие феномена. Например, при работе в группе в институте сможешь выполнить больше заданий, чем, если бы была одна. Но только в том случае, если тема тебе хорошо знакома.
Социальная фасилитация: описание феномена, примеры
В различных областях социума на уровне отдельно взятой личности, компании или государства возникает необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния.
Социальная фасилитация как раз и является одним из них. Этот инструмент позволяет справиться с самыми различными задачами и достигнуть поставленных целей. Среди них выход из кризиса, а также направление одного человека или группы людей к изменениям совершенного иного качества.
Определение понятия
Социальная фасилитация представляет собой явление, выраженное в эффекте усиления активной деятельности личности, которая проявляется в присутствии других людей. Иными словами, даже самые простые задания (например, зачеркивание в тексте определенных букв, легкие примеры на сложение и т. д.) человек выполняет намного лучше, если он понимает, что за ним наблюдают.
Установлено также и то, что скорость и качество выполнения более сложных работ в присутствии посторонних у человека, несомненно, падают. Это объясняет феномен, противоположный тому понятию, которое представляет собой социальная фасилитация. Он носит название социальной ингибиции.
История открытия
В 1989 г. психологом Норманом Триплеттом было подмечено, что велосипедисты способны добиться лучших результатов в тех случаях, когда соревнуются между собой. Все показатели спортсменов значительно снижаются, если во время тренировок они просто включают секундомер. Психолог провел целый ряд исследований, для того чтобы подтвердить свои догадки.
В дальнейшем эксперименты Триплетта стали одними из первых в социальной психологии. Они заключались в том, что детям предлагалось намотать леску на катушку спиннинга. Был подтвержден тот факт, что малыши работали намного энергичнее в том случае, когда рядом присутствовали другие люди. Намотать леску в одиночестве было для них более сложной задачей.
Подобный эффект, который психолог Флойд Оппорт назвал социальной фасилитацией, ученые наблюдали и у животных. Например, цыплята быстрее едят зерна, а муравьи роют ходы в земле, если рядом находятся другие особи.
Таким образом, социальная фасилитация в психологии – это влияние оценки социума на производительность. Подобное явление вызвало небывалый интерес в научных кругах. Это привело к тому, что исследования, начатые Норманом Триплеттом, были в дальнейшем продолжены. Несколько позднее был установлен тот факт, что если при выполнении определенной задачи возле исполнителя присутствуют пассивные наблюдатели, то эффективность его действий значительно снижается.
Это был момент, когда ученые были неспособны сопоставить два феномена, что и завело общую теорию в тупик.
Программа исследования социальной фасилитации была возобновлена лишь в 1965 г. За нее взялся Роберт Зейонц. Им была намного глубже исследована социальная фасилитация. Теория активации при этом, сформулированная им же, объяснила два, казалось бы, противоположных феномена. Роберт Зейонц высказал предположение того, что феномен социальной фасилитации возможен только в случаях выполнения наиболее простых, привычных и усвоенных человеком механических действий. Обратный же эффект, который получил название ингибиции, возникает в более сложных интеллектуальных ситуациях.
В основе подобного утверждения лежал установленный факт того, что появившееся возбуждение является активатором доминирующей реакции. Под возбуждением в данном случае понимается присутствие других людей, которые находятся рядом в процессе выполнения того или иного задания. Именно поэтому в случаях простых работ наиболее вероятной, доминирующей реакцией является побуждение к скорейшему выполнению необходимых действий. При этом для решения поставленной задачи зачастую существует единственный верный путь. В тех же случаях, когда правильный ответ не является столь очевидным, возбуждение, вызванное присутствием других людей, провоцирует неверные реакции.
Несколько позже имели место и другие предположения, объясняющие феномен социальной фасилитации и ингибиции. Это была, например, предложенная Робертом Барроном модель отвлечения-конфликта. Согласно ее теории, присутствие посторонних людей вызывает в любом человеке внутренний конфликт. Он заключается в том, что индивид не может определить, уделять ли ему внимание аудитории, или выполнять поставленную перед ним задачу. Такой конфликт, возникающий в связи с усилением возбуждения, либо помогает выполнить задачу, либо, наоборот, мешает этому.
Боязнь оценки
Социальную фасилитацию и ингибицию социальная психология объясняет как явления, вызываемые тремя причинами. Первой из них является боязнь оценки. Психологи объясняют данный эффект тем, что доминирующие реакции человека проявляются намного сильнее, когда он думает или точно знает, что присутствующие оценивают его. Именно поэтому происходит следующее:
По мнению психологов, наблюдатели вселяют в человека тревогу, так как ему не все равно, как оценят все его действия. При этом у исполнителя появляется смущение, которое мешает ему справиться с предложенной ему задачей. Так, баскетболисты, думающие о том, как они смотрятся со стороны, и начинающие анализировать все свои движения, обязательно промахнутся во время решающего броска.
Отвлечение внимания
Феномен социальной фасилитации заключается в том, что порой исполнитель начинает задумываться над тем, как выполняют работу его коллеги или же как на результат отреагирует аудитория. В таком случае внимание человека рассеивается, а возбуждение начинает расти. При этом возникает конфликт, который перемещает мысли исполнителя между невозможностью отвлечься от внимания окружающих и необходимостью сосредоточиться на решении поставленной задачи.
Пример социальной фасилитации подобного типа – отвлечение внимания человека не только из-за присутствия других людей, но и из-за периодически появляющихся световых вспышек.
Факт нахождения наблюдателя
Социальная фасилитация в психологии – это явление, которое вызывает не только боязнь сторонней оценки или рассеивающееся внимание. Подобный эффект может быть вызван присутствием наблюдателей. Например, во время проводимого психологами эксперимента испытуемым предложили назвать их любимые цвета. При этом рядом с ними находились наблюдатели. С одной стороны, подобные задания не имеют ни правильных, ни неправильных ответов, которые могли бы быть оценены посторонними. Однако их присутствие явно «электризовало» испытуемых. Из этого ученые сделали вывод, что реакция людей на присутствие аудитории наблюдателей происходит бессознательно. При этом существуют определенные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на степень реакции.
Среди них следующие:
Пол наблюдателей
Особенно яркий эффект социальной фасилитации возникает в тех случаях, когда аудитория посторонних наблюдателей представлена людьми противоположного пола. Например, мужчина непременно будет делать большое количество ошибок, если рядом присутствуют женщины. Точно так же он весьма быстро выполнит наиболее легкое задание при дамах. Например, в ходе проведенного эксперимента спортсмены с высокой скоростью пробегали мимо трибуны, с которой за ними наблюдала женщина. Их скорость была значительно ниже, если дама сидела к ним спиной.
Настроение
Доказано, что при хорошем расположении духа эффект социальной фасилитации значительно усиливается. При плохом настроении ему на смену приходит явление ингибиции. Его мы рассматривали выше.
Уровень мастерства
Феномен социальной фасилитации и ингибиции может проявляться по-разному. Все будет зависеть от того, кто выполняет задание – «новичок» или «профессионал». Как проявляется социальная фасилитация? Примеры из жизни в этом случае встречаются буквально на каждом шагу. Так, человек, который только учится новому делу и самостоятельно при этом тренируется, будет чувствовать себя намного спокойнее, если рядом нет сторонних наблюдателей. И здесь многие могут вспомнить, как они учились водить машину. Эта задача весьма сложная и комплексная. И новичку на первых порах часто приходится останавливаться буквально среди дороги для обдумывания сложившейся ситуации. Однако все меняется с обретением опыта. Когда все движения доведены до автоматизма, даже присутствие в салоне пассажиров не способно вызвать эмоционального напряжения и привести к ошибкам.
Именно поэтому, для того чтобы выполнять свое дело на все сто, каждый человек вначале должен отработать свои действия и движения, доведя их до автоматизма. Только после этого он не будет зависеть от влияния аудитории. Опытные профессионалы, будучи ловкими и натренированными, в присутствии сторонних наблюдателей только улучшают эффективность своих действий. Ведь они чувствуют себя достаточно уверенно в хорошо знакомой им деятельности, стремясь продемонстрировать полученные навыки.
Социальная леность
Насколько велик индивидуальный вклад каждого члена рабочей группы? В тех случаях, когда перед людьми ставится общая цель, возникает психологический феномен, отличный от социальной фасилитации.
Практически столетие назад инженер из Франции М. Рингельманн рассчитал, что коллективная работоспособность, проявленная группой людей, не достигает и половины от той, которой по отдельности обладают все ее члены. Примером тому послужил эксперимент, в ходе которого перетягивался канат. Испытуемые не знали, прилагают они усилия вместе или в одиночестве, так как им завязывали глаза. Но если им говорили, что канат перетягивает команда, то их усилия снижались на 18%. При этом они считали, что работают изо всех своих сил. В этом и состоит феномен социальной лености, основная причина которого кроется в том, что групповая работа снижает боязнь оценки. Люди, не отвечающие за конечный результат, не способны оценить личный вклад. Их ответственность перед решением поставленной задачи делится поровну между участниками группы.
Как пример социальной лености может быть приведено сельское хозяйство. Ведь личные огороды, занимающие всего один процент угодий в стране, дают практически 27 % урожая.
Фасилитация и бизнес
Происходящие экономические изменения нередко ставят многочисленные вопросы как перед людьми, так и перед компаниями. Что делать? Что происходит? Как развиваться во время кризиса? Как подготовить себя к будущему росту? Конечно, готовых ответов на эти вопросы нет. Их поиском люди занимаются во время совместного обсуждения при проведении мозговых штурмов, стратегических сессий и рабочих встреч.
При использовании технологии фасилитирования совещаний, сессий и мозговых штурмов исполнители направляются в русло более напряженной мыслительной работы.
Фасилитация в бизнесе является одновременно процессом и серией навыков, которые позволяют эффективно организовать беседу по обсуждению спорной ситуации и сложной проблемы, выполнив без потерь времени все намеченные повесткой собрания или совещания пункты. И все это становится возможным только в случае предварительной подготовки, планирования и конструктивного подхода.