Экономика фэм что это
Факультет экономики и менеджмента (СПбГПУ)
Факультет экономики и менеджмента (ФЭМ) — факультет СПбГПУ. Образован в 1899, одновременно с образованием университета.
Факультет обеспечивает подготовку специалистов управления для таких сфер экономики страны как промышленное производство, финансы, мировая и региональная экономика, внешне-экономическая деятельность, маркетинг, бухгалтерский учет.
Адрес — 195251, Санкт-Петербург, Политехническая, 29
История
Факультет был организован в 1899 году в составе Коммерческого отделения Политехнического института. Коммерческое отделение, осуществившее первый набор студентов в 1902 году, было наиболее многочисленным.
В период с 1930 по 1934 годы, при разделении Политехнического института на несколько отраслевых институтов, экономический факультет был расформирован. При этом на его базе были сформированы несколько новых ленинградских вузов (на базе подотдела финансов и планирования — Ленинградский финансово-экономический институт (ЛФЭИ), на базе организационно-хозяйственного подотдела — Ленинградский планово-экономический институт, на основе торгового подотдела — Ленинградский институт советской торговли).
В 1934 г., в связи с объединением ранее выделенных отраслевых институтов в Индустриальный институт, в нем был организован Инженерно-экономический факультет по подготовке специалистов нового профиля для ведущих отраслей промышленности: энергетики, металлургии и машиностроения. Велась подготовка инженеров-экономистов по трем специальностям: экономика и организация машиностроительной промышленности, металлургической промышленности и энергетики.
В 1993 г. факультет получил свое сегодняшнее название — факультет экономики и менеджмента.
КАК СОСТАВИТЬ ФИНАНСОВУЮ МОДЕЛЬ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
За свою жизнь я преподавал финансовый менеджмент в Петрозаводском госуниверситете, строил систему бюджетирования и модели реорганизации на основе финансовых моделей энергокомпаний в РАО «ЕЭС», анализировал множество финансовых моделей, выносившихся на Инвестиционный комитет «РОСНАНО» и построил систему моделирования самого «РОСНАНО» на основе постоянного фин.мониторинга проинвестированных компаний, проанализировал более сотни финмоделей как «бизнес-ангел» и делал финансовые модели для десятка компаний из моего портфеля, привлекавших дополнительные инвестиции. В этой статье мне хотелось бы поделиться опытом составления финансовых моделей – в основном в инвестиционном контексте, но имеющих и вполне «операционное» применение. Надеюсь, эти рекомендации позволят сэкономить время как предпринимателям, составляющим финансовые модели не так регулярно, так и инвесторам, которые потом регулярно их рассматривают.
Составление финансовой модели – довольно трудоемкий процесс, и очень часто у предпринимателей встает вопрос, насколько стоит вкладываться в ее разработку и формализацию, ведь все основные показатели и так всегда у него в голове, а ситуация в стартапе, да и «обычном» малом бизнесе зачастую меняется очень часто и быстро. Неопределенность высока, и для стартапов ранних стадий или бизнесов в динамичной обстановке составление финансовой модели может напоминать «гадание на кофейной гуще» в связи с недостатком объективной информации по многим показателям, необходимым для формирования финансовой модели.
Тем не менее, как уже отмечалось многими инвесторами, формирование финмодели имеет смысл:
Вообще говоря, полная финансовая модель компании описывается тремя «подмоделями» / бюджетами: бюджетом движения денежных средств (БДДС; «кэш-флоу», от англ. cash flow), бюджетом по начислениям (прибыли и убытки, profit andloss (P&L)) и балансом активов и обязательств (balance sheet).
Наиболее часто делают бюджет движения денежных средств, зачастую именно его и называют финансовой моделью в узком понимании. Это связано с тем, что БДДС наиболее понятен, его можно реально увидеть в движении по счетам и кассе компании. Кэш-флоу в основном используется для прогнозирования ликвидности, чтобы понимать, достаточно ли в каждый прогнозный период у компании средств, чтобы оплатить необходимые расходы – зарплаты, аренду, налоги, платежи различным поставщикам. Второй важной задачей, решаемой БДДС, является формирование итогового денежного потока по компании, который используется для расчета основных показателей эффективности инвестиций, таких как IRR и NPV (см. конец данной статьи).
В отличие от бюджета движения денежных средств, бюджет прибылей и убытков (еще его называют бюджетом по начислениям) формируется не на дату получения или осуществления какого-либо платежа, а на дату появления либо исчезновения обязательств – ваших или перед вами. Например, при продаже своей продукции вы можете попросить аванс, или например взять деньги за подписку на ваш сервис на год вперед. Соответственно, в БДДС у вас появится приход (денег), а вот в P&L – нет, доход (выручка) возникнет только в момент, когда вы отдадите товар покупателю (в случае подписки, как правило, вы будете признавать в качестве выручки 1/12 годового платежа ежемесячно).
Основные расхождения между кэш-флоу и начислениями связаны как раз с разнесением потоков денежных средств и прав на них в разные периоды. Например, когда вы получаете аванс на выполнение работы или доступ к вашему сервису, или наоборот ждете 90 дней оплаты за поставленный вами товар. «Автоматически» данная ситуация возникает с зарплатой (которая начисляется, например, за январь, а выплачивается в феврале), налогами (которые рассчитываются и выплачиваются после истечения периода, за который они начисляются), амортизацией (покупка основных средств оплачивается одномоментно, а вот в расходы принимается только частично – пропорционально ожидаемому сроку использования данного актива). Таким образом, расхождение показателей кэш-флоу и начислениях, особенно у быстрорастущей фирмы, продающей SaaS по модели годовой подписки, может быть довольно существенным[1]. Задача бюджета прибылей и убытков – оценить эффективность работы фирмы, а не просто генерирование денежных средств: ведь компания может набрать авансов (продать подписок), премию продажникам обещать заплатить по итогам года, налоги тоже время платить придет только в следующем году, и может выглядеть, что у компании генерится (в моменте) хороший денежный поток, хотя по факту компания будет убыточной. Второй задачей бюджета прибылей и убытков является планирование налога на прибыль.
Разницы между CF и P&L, а также их итоговые строки (остаток денежных средств и прибыль/убыток) «уходят» в баланс, увеличивая или снижая дебиторскую и кредиторскую задолженность, а также размер кредитов, привлекаемых для покрытия кассовых разрывов. Баланс показывает, насколько устойчива компания краткосрочном и долгосрочном периоде, насколько и как быстро она может погасить свои обязательства и что после этого останется акционерам.
С практической точки зрения, на начальных этапах функционирования компании, если ее финансовая модель не подразумевает каких-то существенных отклонений между сроками платежа и реализации продукции (как в приведенном примере бизнес-модели подписки) и отсрочки существенных премиальных выплат сотрудникам, возможно обойтись только моделью движения денежных средств.
Тут все зависит от того, какую задачу вы ставите. Если спрогнозировать ликвидность – достаточно и года, если показать инвестору финансовую привлекательность вашего проекта – на срок его жизни / срок функционирования создаваемого в ходе его реализации актива. Если проект не предполагает четкого срока его реализации, то финансовую модель строят на срок до выхода проекта на стабильные показатели выручки (когда он заканчивает «опережающий» рост и начинает расти на уровне экономики в целом).
С точки зрения «единицы» прогнозного периода целесообразно, чтобы он был соизмерим с производственным циклом. Если срок от вливания средств в рекламу до закрытия сделок – неделя, и каждую неделю компания увеличивает обороты в полтора-два раза, то целесообразно прогнозный период разбить на недели. В большинстве случаев, впрочем, практичнее использовать в качестве периода моделирования месяц. Увеличение его до, например, квартала, в большинстве случаев не снизит трудоемкость и сложность модели, а увеличит ее, поскольку нужно будет обеспечить корректный перенос между кварталами переходящих частей зарплат и других регулярных платежей, особенно если они носят сезонный характер. Если период модели очень большой, то может быть целесообразно после двух-трех лет помесячной разбивки дальнейшую модель, когда показатели должны будут меняться с меньшей скоростью, сделать в годовом разрезе.
Спор о том, как правильнее делать финмодель – в постоянных ценах или с учетом инфляции – является одним из незавершенных в корпоративных финансах. В практическом смысле учет инфляции имеет смысл в случае большого кредитного плеча или больших рассрочек (опять же, модель годовой подписки) и существенной инфляции. За исключением этих специфических случаев считаю целесообразным делать модель в постоянных ценах. Во-первых, при росте затрат вследствие инфляции вы всегда сможете сопоставимо повысить цены (и это же сделают ваши конкуренты, поскольку инфляция действует на всех); а во-вторых, у малых компаний явно нет ресурса самостоятельно прогнозировать макроэкономические показатели, а брать их у того или иного эксперта не имеет практической пользы – насколько вы можете быть в них уверены?
В случае, если компания все-таки закладывает в модель существенную кредитную нагрузку, то можно в модели вместо номинальной ставки по кредиту использовать реальную (за вычетом текущей инфляции).
Также считаю нецелесообразным пытаться прогнозировать и закладывать в модель на разные периоды разные валютные курсы, по тем же причинам – вы сможете отыграть их изменения в ценах. Другой вопрос, что имея рублевую выручку, не стоит брать валютный кредит для снижения процентной ставки, поскольку это влечет реально большой финансовый риск. При этом целесообразно в явную заложить валютный курс, используемый в расчетах, в допущения, и использовать его для сценарного анализа – как изменятся показатели при росте доллара, например, на 10 рублей, и какие действия вы будете применять, чтобы нивелировать этот скачок.
Если по каким-то причинам вам все-таки нужно заложить динамику валютного курса, для ориентиров можно использовать стоимость фьючерсных контрактов на соответствующую валюту на соответствующий период на бирже.
Модель денежного потока принято разбивать на три раздела: операционный (притоки и расходы по основной деятельности, показывает, какой свободный денежный поток генерирует основной бизнес), инвестиционный (приобретение основных средств и других бизнесов и их продажа); финансовый (привлечение капитала и заемных средств, уплата процентов и погашение займов). Сумма приходов и платежей по каждому разделу дает соответственно операционный, инвестиционный и финансовый денежный поток. Операционный поток, как правило, должен быть положительным, чтобы обеспечивать инвестиционные потребности бизнеса и погашение долгов.
Инвестиционный поток, как правило, отрицателен, потребляющий денежные средства на развитие бизнеса. Поступления по инвестиционному раздела бывают очень редко – как правило, это продажа какого-то переставшего быть нужным оборудования. Но, например, в модели шеринга самокатов или проката последних моделей игровых приставок, продажи текущей модели после выхода новой могут быть системными.
Финансовый поток используется как для покрытия временных кассовых разрывов операционного, а также для обеспечения крупных инвестиционных потребностей, которые не могут быть обеспечены за счет текущего операционного потока.
Итогом (суммой всех трех денежных потоков) является (свободный) денежный поток. Свободный денежный поток нарастающим итогом равняется остатку денежных средств на конец соответствующего периода.
Перед тем, как начать непосредственно формировать вашу финмодель, имеет смысл пройтись по вашей бизнес-модели – из ее «подвала», доходов и расходов, строится скелет финансовой модели. Убедившись, что бизнес-модель актуальна, либо актуализировав ее, статьи основных доходов и расходов нужно разнести по соответствующим разделам финансовой модели. Далее с максимально возможной детальностью вносятся прочие, как правило постоянные, статьи расходов, такие как зарплаты высшего менеджмента, аренда офиса, страховые взносы (начисления на зарплату) и т.п.
Если ваша компания уже действующая, надо собрать данные за прошедшие периоды и внести их в модель – последний фактический период в ней будет «базовым», от которого будут рассчитываться прогнозные показатели на основе принятых допущений.
Допущения имеет смысл вынести на отдельный лист расчетного файла, чтобы было удобно менять их и анализировать последствия, для чего на этот же лист целесообразно продублировать результирующий денежный поток. С целью «читаемости» модели и снижения вероятности ошибок желательно все используемые данные явно выписывать в модели, а не «прятать» в формулах. Например, если вы хотите рассчитать количество производимых в месяц изделий, и предполагаете, что рабочий день составит 8 часов, в месяце будет 22 рабочих дня, в час один сборщик изготавливает 6 изделий, а сборщиков у вас трое, то лучше не вписывать числа в одну ячейку (=8*22*6*3), а выписать каждый показатель в отдельную строку и сделать формулу путем перемножения соответствующих ячеек. Кроме большей понятности и наглядности, это позволит гораздо легче менять модель в случае, если вы наймете четвертого сборщика или через год повысите производительность сборки до 8 изделий в час за счет эффекта обучения.
Следующим шагом будет прогнозирование (физического) объема продаж – сколько в штуках, граммах, подписках вы будете продавать в каждый из периодов. Это может быть как «ручной» прогноз, так и прирост к базовому периоду на некий коэффициент из допущений. При этом коэффициент этот не может быть одинаковым во все периоды: рост со временем будет затухать, пока не выйдет на уровень среднего роста по экономике. И в этот период объем продаж будет соответствовать вашей целевой доле рынка, что является одной из проверочных точек.
Умножив объем продаж на целевые цены (которые целесообразно заложить с некоторым постепенным снижением базовому периоду, по мере того как вы привлекаете все более широкий круг клиентов) и применив коэффициенты авансирования / отсрочек оплаты, вы получите поступления денежных средств по операционной деятельности.
Следующим шагом будет планирование расходов. В первую очередь нас интересуют переменные расходы, то есть те, которые связаны с объемом продаж – например, стоимость комплектующих для нашего изделия. Опять же, целесообразно эти расходы ставить не одной строкой, а разбить на основные составляющие с соответствующими нормами расхода (часть из этих составляющих может приобретаться за другие валюты, допущения по курсам которых мы ранее сделали). Величина переменных расходов на единицу, вероятно, также будет изменяться – с ростом объемов закупок поставщики вполне могут сделать скидку, в модель можно заложить соответствующие коэффициенты. А вот переменные расходы, связанные с маркетингом, скорее всего на единицу продаж будут возрастать, поскольку для обеспечения роста вам придется использовать все более дорогие / менее эффективные каналы. Не забываем, что поставщикам мы также платим авансом, а может быть, можем получить отсрочку платежа – соответствующие коэффициенты должны быть применены к расчету платежей по переменным затратам.
Разница между выручкой и переменными затратами (ценой и переменными затратами на единицу продукции – то, что сейчас принято называть «юнит-экономикой») образуют операционную маржу. Если она отрицательна, у бизнеса нет перспектив, если положительна – то при определенном объеме продаж она перекроет постоянные расходы и фирма выйдет в прибыль.
Финансовые модели иногда используют для анализа ассортимента – расчетов, продажи какого товара выгоднее нарастить при каких условиях (например, применении скидок), а какие вывести из оборота. В этом случае для определения доходности товара к объему переменных затрат нужно добавить прямые постоянные затраты, но только те, которые связаны исключительно с данным товаром и от которых фирма может отказаться при снятии товара (услуги) с производства. Использование различных методов распределения постоянных (накладных) затрат в данном случае неприемлемо, поскольку исказит вклад каждого товара в покрытие.
Итак, после расчета переменных затрат остается заполнить постоянные расходы (не зависящие от объема продаж), которые на самом деле являются условно-постоянными. Как правило, постоянные расходы после достижения компанией определенного размера начинают возрастать – компании требуется больший офис для размещения очередного сотрудника, дополнительный склад и т.п. Хорошим примером здесь являются сети – скажем, «дарк китчен». Освоив какой-то район, компания открывает новую точку в другом – при этом возникают новые расходы на аренду и обустройство соответствующего помещения, но они не зависят напрямую от объемов продаж этой новой точки. При этом часть постоянных расходов, например, зарплата СЕО и других топ-менеджеров, могут и не изменяться.
После внесения инвестиционных затрат (в данном случае, напомню, речь идет об основных фондах – различном оборудовании, а не о полном перечне затрат, на которые привлекаются инвестиции) базовая часть финансовой модели сформирована.
Сумма операционного и инвестиционного денежного потока определяет дефицит денежных средств по периодам – если остаток денежных средств на конец какого-либо периода по модели получается отрицательным, то необходимо поменять какие-либо допущения в модели (при том, что они все еще должны оставаться разумными) либо привлечь стороннее финансирование и отразить его в разделе финансового денежного потока. При этом не стоит «закрывать» любой кассовый разрыв краткосрочным кредитом – начинающая малая фирма его просто не получит. Если возникают разрывы на один-два периода, их необходимо компенсировать какими-то изменениями в операционной деятельности либо закладывать в привлекаемое стартовое финансирование. В любом случае, имеет смысл вести явный расчет размера (остатка) привлеченных заемных средств (в том числе для расчета уплачиваемых процентов), например, сразу после итогового денежного потока и остатка денежных средств.
Итак, модель собрана. Теперь начинается самое интересное – «игра» с различными допущениями, чтобы определить различные варианты действий и возможные риски.
Одним из самых распространенных является анализ чувствительности – когда каждое допущение изменяется на 1 или 10% и определяется результирующее изменение денежного потока / IRR / NPV. Чем больше изменение результирующего показателя, тем чувствительнее финансовая модель к данному фактору. Например, если при увеличении цены на 10% итоговый денежный поток вырос на 20%, а при снижении переменных издержек на 10% денежный поток вырос на 5%, то чувствительности модели к цене составляет 2, а к переменным издержкам – 0,5. Соответственно факторам, к которым наиболее чувствительна модель, надо уделять максимальное внимание при проработке бизнес-плана и последующем ведении бизнеса.
Поработав с анализом чувствительности, имеет смысл составить несколько сценариев: основной, пессимистический и реалистический объем продаж, скачок курсов валют, высокий «отвал» потребителей или резкое удорожание каналов привлечь, высокая доля неплатежей потребителей, которым дали отсрочку, задержка ввода в эксплуатацию объекта на полгода – год и другие, которые могут быть релевантны для вашего бизнеса.
Полное руководство по финансовому моделированию. Для предпринимателей
Полное руководство по финансовому моделированию представляет собой пошаговую инструкцию по созданию финансовой модели профессионального уровня. Книга рассчитана на широкий круг читателей, поэтому в ней простым языком изложены все ключевые термины и определения, с которыми читателю предстоит столкнуться в процессе разработки финансовой модели. Книга идеально подойдет для начинающих предпринимателей, инвестиционных аналитиков и руководителей компаний всех отраслей и сфер бизнеса.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полное руководство по финансовому моделированию. Для предпринимателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Что такое ФЭМ, и с чем их едят?
В последние годы финансово-экономические модели приобретают большую популярность в бизнесе: любой бизнес-план строится на основе финмодели, технико-экономические обоснования, технико-экономические расчеты, проекты предприятий — все эти документы в том или ином виде содержат финансовые модели или их элементы. Больше того, стартапы, новые проекты, франшизы начинают рассматривать именно с ФЭМ (финансово-экономической модели) — если предварительные расчеты показывают эффективность бизнеса, то инвестор готов его рассматривать дальше всерьез.
Дело в том, что никто не знает будущего — иначе жить было бы неинтересно. Но все мы стремимся приоткрыть завесу тайны того, что произойдет через день, месяц, год, декаду… И в бизнесе такое желание не является проявлением праздного интереса: чем более точно мы будем знать, что должно произойти в будущем, тем больше можно заработать денег на этих знаниях. Однако же пророков у нас нет, ни один человек в мире не может длительное время прогнозировать движения рынков. Поэтому в мире уже давно используются мощный математический инструментарий, который позволяет смоделировать деятельность фирмы в будущем. Это дает возможность бизнесмену понять, например, возможно ли в принципе извлечение прибыли в данном проекте, провести анализ возможных сценариев развития, оценить риски и т. д.
Цифры Вашего бизнеса могут дать очень многое. Цифры, собранные в определенные формы и таблицы, могут продемонстрировать результат работы фирмы в будущем, а также помочь спрогнозировать ее деятельность. Цель этой книги — научить Вас одному из базовых навыков любого предпринимателя, бизнесмена и инвестора: использованию и самостоятельному построению финансово-экономических моделей. К концу изучения и выполнения заданий из этой книги у Вас будет развит устойчивый навык финансового моделирования. Он даст Вам возможность использовать финансовые данные для возможности принятия взвешенных и надежных решений.
Проблемы бизнеса, не опирающегося на финансово-экономическую модель
В России и странах СНГ начинающие предприниматели все еще привыкли действовать «наобум» — если знакомый знакомого организовал свой бизнес, то и у меня получится, расчеты тут не нужны — дело-то верное! И иногда, действительно, какой-то бизнес из такого подхода вырастет. Но чаще (по статистике, более 90%) — начинающие предприниматели разоряются в течение первого года после старта. Собственно, если бизнес начинается и развивается без финмодели и бизнес-плана, то он обязательно столкнется как минимум с одной из следующих проблем:
Банкротство в течение первого года работы.
Если предприниматель заранее не просчитал возможный результат своего бизнеса, то о том, что дело даже потенциально не может быть прибыльным, он узнает уже после того, как потеряет вложенные в него деньги.
Отсутствие понимания, как развивать бизнес.
В норме нужно сначала спланировать деятельность будущего бизнеса, а потом контролировать исполнение плана, в том числе по доходам, расходам, прибыльности и т. д. Если у предпринимателя нет понимания, какими должны быть эти показатели, то непонятно, куда двигаться дальше.
Невозможность грамотной оптимизации бизнес-процессов.
Оптимизация нужна любому действующему бизнесу, чтобы повысить прибыль, увеличить доход и благосостояние собственников бизнеса. Но если нет финансовой модели бизнеса, сравниваемой с фактически достигнутыми показателями, то неясно, где и что можно улучшить — в итоге собственник теряет деньги.
Не получится найти финансирование.
Если даже не говорить о вероятности возникновения кассовых разрывов, не позволяющих нормально функционировать фирме, рано или поздно возникает необходимость расширить бизнес, для чего требуется привлечение денег инвестора или банка. Но ни один банк не выдаст деньги просто так, не понимая, когда они ему будут возвращены.
Непонятно, на что направлять свои усилия.
Если нет действующей и обновляемой финансовой модели, то неясно, какие направления бизнеса нужно развивать, а какие нужно закрыть. В итоге предприниматель занимается всем подряд и теряет много сил и денег на деятельность, которая, возможно, не приносит ему дохода.
Непонимание, что будет с бизнесом через время.
В постоянной суете нет времени остановиться, сделать передышку и подумать о будущем. Иногда оказывается, что предприниматель годами занимается «развитием» бизнеса, который, несмотря на рост оборотов, не может принести больше денег своему владельцу. Не имея финансовой модели, предприниматель не сможет спрогнозировать, насколько хорошо (или плохо) будут идти дела через несколько лет.
Невозможность управления бизнесом, когда (если) он вырастет.
Управлять делом, в котором только один работник, довольно легко. Когда появляется несколько работников, разные бизнес-процессы, большие обороты, а решения принимаются, не основываясь на цифрах и финансовых показателях, предпринимателя ждем физическое и эмоциональное истощение, а его дело — крах.
Всех этих проблем можно избежать, если с самого начала делать все «по уму»: начинать бизнес после прогнозирования его денежных потоков, а решения принимать на основе анализа достигнутых показателей. Но даже если сложилась такая ситуация, что Вы, как большинство предпринимателей, родившихся в СССР, начали свое дело спонтанно, основываясь на советах друзей или даже на свою интуицию, то никогда не поздно привести дела в порядок.
Зачем нужны финансовые модели
Построив финансовую модель своего бизнеса, Вы сможете трезво взглянуть на положение дел своей фирмы, увидеть слабые места и понять, что можно сделать лучше. Но ФЭМ используются не только для оценки текущей ситуации, возможность их применения очень широка:
Оценка стоимости бизнеса или его доли.
Кстати, этот метод называется в оценке «доходным», т.е. стоимость бизнеса оценивается, исходя из того, какой доход он принесет своему владельцу в будущем. Это можно использовать как при продаже бизнеса или доли в нем, так и при покупке чужой фирмы.
Сценарный анализ для принятия решений и оценка рисков.
Правильно построенная модель позволяет проанализировать влияние тех или иных факторов на конечный результат — доход владельца бизнеса. Можно также заложить различные сценарии и варианты развития и оценить их эффективность.
Построение долгосрочных бюджетов и планов, в том числе для постановки целей своим сотрудникам.
Построив финансовую модель развития бизнеса и выбрав наиболее оптимальный сценарий его развития, можно строить дальше конкретные планы по достижению запланированных показателей. Если Вы не самозанятый предприниматель, а руководитель фирмы или бизнесмен с некоторым числом нанятых сотрудников, можно использовать финмодель для постановки задачи для работников — они тоже должны знать, куда плывет лодка, чтобы грести в правильном направлении.
Оценка эффективности бизнеса и сравнение его с конкурентами, возможность улучшить свои показатели.
Вычислив различные показатели на основе разработанной ФЭМ, Вы можете сравнить их с аналогичными показателями других игроков в своей отрасли и понять, насколько эффективно Вы ведете свой бизнес. Можно, кстати, сравнить и со средними показателями другой отрасли — может, пришло время продать свой бизнес и выйти на другие, более рентабельные рынки?
Привлечение финансирования в свой бизнес или отдельный проект.
Имея на руках обоснование эффективности и окупаемости своего проекта, гораздо проще заинтересовать инвестора и вызвать у него жгучее желание «отслюнявить» Вам нужную сумму денег на развитие.
Главное преимущество финмоделирования — это универсальность. Ведь каждый предприниматель и руководитель привык считать, что его фирма уникальна, и таких в мире больше нигде нет. Поэтому именно в его деле невозможно спрогнозировать деятельность, нельзя вовремя проводить платежи и платить зарплату работникам и т. д. Такое мнение очень похоже на поведение учителей в школе, каждый из которых считает именно свой предмет важнее всех остальных вместе взятых, из-за чего именно на этот предмет нужно тратить больше всего времени, задавать больше домашних заданий и т. д.
А в то же время финансовая модель представляет из себя абстрактную математическую модель, «оцифровку» бизнеса, которая помогает принимать взвешенные решения, вне зависимости от специфики и уникальности бизнеса.
Вообще говоря, предприниматели и руководители, принимающие решения на основе финансовых моделей, имеют огромные преимущества:
Можно заранее оценить успешность нового бизнеса или проекта.
Зачем вкладывать деньги с высоким риском их потерять, если можно заранее узнать, возможно ли получение прибыли? Если все просчитать еще перед началом инвестирования, то можно снизить риск разорения до минимума и сэкономить не только деньги, но и время.
Решения становятся логическими, а не интуитивными.
Согласитесь, принимать решения на основе цифр гораздо удобнее, чем по методу «бабка надвое сказала». Более того, это не только удобнее, но и выгоднее: заранее знать, что именно этот вариант наиболее выгодный.
Решение об инвестировании в бизнес друзей или родственников можно принять не на основе уговоров и «взятия на понт», а на основе цифр.
У всех есть родственники, страдающие «идеей фикс» своего бизнеса — обычно они пытаются организовать свое дело на чужие деньги. Иногда эти идеи бывают просто абсурдными, но доказать инициатору нереальность его планов — задача непростая. Если в качестве аргументов привести сухие цифры, то можно и знакомому помочь и свои деньги сэкономить.
Достигается взаимопонимание с инвесторами и банками.
Вам нужны деньги и не нужен чужой контроль. Инвестору нужна возвратность вложенных средств и получение прибыли. Объяснить общими словами, что проект «выгорит» невозможно, особенно человеку, ничего не сведущему в данном конкретном бизнесе. Финансовая модель — идеальный инструмент для общения с источниками денег.
Можно оказывать услуги знакомым, которые хотят начать свой бизнес.
Все-таки все больше людей начинают выбирать «правильный» путь старта бизнеса, поэтому не начинают двигаться без предварительных расчетов. Но своих знаний обычно не хватает для построения финмодели, а обращаться в консалтинговые компании — дорого. Здесь Вы можете прийти на помощь: Вашему знакомому — экономия, Вам — дополнительный заработок. Прекрасно!
Есть возможность понять, когда нужно «выйти из бизнеса» — закрыть его или продать.
Не секрет, что бизнес развивается волнообразно — рано или поздно происходит спад активности и снижение прибыли. Имея под рукой финансовую модель, можно понять, в какой момент нужно продать свою фирму, чтобы извлечь максимально возможный доход.
Можно выгодно купить чужой или продать свой бизнес.
Наличие секретарши и просторного офиса не является показателем успешности компании. Насколько хорошо идут дела, можно узнать, только судя по цифрам. Основываясь на финансовой модели, можно преподнести свою фирму при продаже инвестору в наиболее выгодном свете. Покупать чужой бизнес лучше, оценив все цифры его деятельности.
Упрощается сам процесс руководства бизнесом.
Когда бизнес достаточно вырос, чтобы в нем появились работники, способные отвечать за различные направления работы, руководство фирмой перестает быть таким, каким оно было на старте. Теперь достаточно иметь под рукой актуальную финансовую модель, назначить ответственного за каждый финансовый показатель и просто контролировать достижение плановых значений. Больше от руководителя ничего не нужно!
Кстати, на основе финансовой модели своего бизнеса можно выстроить много систем в своей компании:
Классика декомпозиции (разбиения на более мелкие кусочки) системы бюджетирования: долгосрочная (на десятки лет) финансовая модель, на основе которой строится долгосрочный бюджет (на 1—3 года), на основе долгосрочного бюджета — месячный план и на основе месячного плана строятся ежедневные/еженедельные планы платежей. Таким образом, достигается целостность финансовой системы, краткосрочные планы не противоречат долгосрочным и в целом система становится понятной и прозрачной. Именно такой подход обеспечивает спокойствие владельцам бизнеса и дает уверенность в будущем.
Система мотивации персонала и KPI.
Долгосрочные и краткосрочные цели поставлены — можно их «спускать» до уровня конкретных лиц и исполнителей, которые будут ответственны за достижение всех этих целей.
Система найма персонала.
Если известны цели, то становится проще понять, какие именно люди под какую задачу нужны. Нет путаницы и раздутого штата бездельников, которые сами не знают, что делают и за что отвечают. Наоборот, каждый человек нанимается на определенный участок работы, знает, какие цели должен достигнуть и какие бонусы за это получит.
Система маркетинга и продаж.
В финансовой модели обязательно планируются выручка, продажи, затраты на рекламу. Значит, у нас есть целевые показатели, на которые ориентируемся сами и на которые можно сориентировать своего маркетолога, директолога, рекламщика и т. д.
Система закупок и логистики.
Аналогично продажам — так как в финмодели уже заложены целевые показатели по объему закупок, ценам и условиям оплаты и доставки, на эти цели можно ориентироваться в своей деятельности. Если достигнуты все цели по расходам и доходам, это значит, что достигнуты показатели, заложенные в финансовой модели.
Вообще, просто нужно помнить, что финансовая модель — это отличный, мощный инструмент, который нужно использовать не «для красоты» и «чтобы было», а чтобы он работал. Если ФЭМ положить в основу всей деятельности предприятия, то Вы сами удивитесь, насколько легко и просто становится управлять фирмой, объяснять сотрудникам, почему от них требуется достижение тех или иных целей и выполнение поставленных задач. Больше того, если правильно выстроить систему бонусов за перевыполнение показателей, то сотрудники сами будут замотивированы в росте и развитии Вашего бизнеса.
Насколько это сложно — разобраться в финансовом моделировании?
Самое интересное, что для построения финансовой модели не нужно быть финансистом, иметь высшее финансовое образование или быть «семи пядей во лбу»! По сути, финансовая модель — это просто укрупненный прогнозный БДДС (Бюджет движения денежных средств). Каждый, кто способен сложить «2+2» хотя бы на калькуляторе, сможет и построить финансово-экономическую модель бизнеса. Достаточно следовать простым правилам и четким инструкциям. Эти правила и инструкции Вы найдете в этой книге.
В то же время, не стоит халатно подходить к этому делу: некорректно построенная финансовая модель может принести больше вреда, чем пользы:
Принятые решения оказываются неверными.
Основываясь на неправильных цифрах, нельзя принять правильное решение! А некачественная финмодель дает неверные предпосылки для обоснования решений.
Возникают кассовые разрывы, недостаток оборотных средств.
Плохая финмодель не сможет предсказать, когда возникнет кассовый разрыв, из-за чего пострадает Ваш бизнес. А постоянная нехватка оборотных средств помешает развитию.
Вы не сможете привлечь финансирование.
В банках сидят не дураки, и терять деньги никто не хочет. Поэтому ни один инвестор не даст денег, если увидит перед собой корявую финансово-экономическую модель. Более того, банкиры всегда строят свои финансовые модели по всем проектам, которые потенциально могут получить от них деньги. Таким образом, они всегда смогут сравнить результаты Ваших расчетов со своими. В идеале, отличия должны быть минимальны.
Можно просто-напросто разориться!
Если некорректно составить финмодель, а потом опираться на нее в своих действиях, то легко можно обанкротиться. Это как ехать по трассе со сломанным индикатором остатка бензина, а потом внезапно остановиться где-нибудь в 100 км от ближайшего населенного пункта
Поэтому в любом случае, в какой бы программе Вы ни строили финансовую модель, вне зависимости от того, считаете Вы задачу разработки простой или сложной, — отнеситесь к ней серьезно и максимально аккуратно.
Вспомните, какие применения будут у Вашей модели и осознайте ответственность: некорректные исходные данные, заложенные в ФЭМ, будут иметь эффект «снежного кома». Вы получите ненадежный результат, который не позволит принять правильное решение и в итоге можете потерять деньги и время.
Чтобы построить простейшую финансово-экономическую модель можно пройти по следующему алгоритму:
Выбрать программное обеспечение для построения финансовой модели.
На рынке существует множество различных вариантов программ для построения ФЭМ: от «старой-доброй» MS Excel до навороченных программных продуктов. Некоторые из них простые в освоении, с некоторыми работать сложнее. Какие-то обладают встроенной «защитой от дурака», другие — большей гибкостью. К выбору ПО (программного обеспечения) подойти нужно очень ответственно: вся дальнейшая работа над ФЭМ будет строиться в одной программе.
Собрать необходимые исходные данные для моделирования.
Финансовая модель — это инструмент планирования. А чтобы построить планы на будущие, нужно исходить из какой-то «отправной точки» — данных на текущий момент. Чем более точными будут исходные данные — тем более надежный результат будет получен в результате моделирования. С другой стороны, нужно понимать, что излишняя детализация может просто отнять лишнее время и силы. Поэтому так важно на этом этапе найти баланс между детализацией и точностью.