Экспериментальная авиация что это
Экспериментальная авиация
Эксперимента́льная авиа́ция — авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний (и транспортного обеспечения испытаний) авиационной, космической, ядерной и другой техники.
Экспериментальные воздушные суда подразделяются на опытные, модифицированные, модернизированные, проходящие испытания серийные воздушные суда, летающие лаборатории, а также вспомогательные воздушные суда.
Официальное толкование
Правовые акты РФ
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Экспериментальная авиация» в других словарях:
Экспериментальная авиация — (англ. experimental aviation) по воздушному законодательству РФ авиация, используемая для проведения опытно конструкторских, экспериментальных, научно исследовательских работ, а также испытаний авиационной и др. техники. Использование Э.а. в… … Энциклопедия права
Экспериментальная авиация — вид авиации в Российской Федерации. Экспериментальная авиация используется для проведения опытно конструкторских, экспериментальных, научно исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники. Применение экспериментальной… … Административное право. Словарь-справочник
Экспериментальная авиация — Авиация, используемая для проведения опытно конструкторских, экспериментальных, научно исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации. Воздушный кодекс Российской Федерации от… … Словарь юридических понятий
Экспериментальная авиация — (англ. experimental aviation) по воздушному законодательству РФ авиация, используемая для проведения опытно конструкторских, экспериментальных, научно исследовательских работ, а также испытаний авиационной и др. техники. Использование Э.а. в… … Большой юридический словарь
Экспериментальная авиация — 1. Авиация, используемая для проведения опытно конструкторских, экспериментальных, научно исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации. Источник: Воздушный кодекс Российской… … Официальная терминология
Авиация — государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения), гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность … Официальная терминология
Авиация — см. Государственная авиация; Гражданская авиация; Экспериментальная авиация … Энциклопедия права
Авиация — (фр. aviation, от лат. avis птица) теория и практика полёта в атмосфере, а также совокупное наименование связанных с ними видов деятельности. Для обеспечения полётов создаётся Авиационная инфраструктура. Содержание 1 История … Википедия
Авиация — см. Государственная авиация; Гражданская авиация; Экспериментальная авиация … Большой юридический словарь
АВИАЦИЯ — государственная авиация, гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность, авиационная инфраструктура и единая система организации воздушного движения» … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства
Экспериментальная авиация что это
ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС
(с изменениями на 04 декабря 2007 года)
Статья 26. Государственное регулирование деятельности
в области экспериментальной авиации
Государственное регулирование деятельности в области
экспериментальной авиации осуществляется уполномоченным органом в
области оборонной промышленности (статья в редакции, введенной в
действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ).
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 декабря 1997 № 1552
года
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБЛАСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ
(с изменениями на 15 апреля 2000 года)
В целях государственного регулирования деятельности в области
экспериментальной авиации и в соответствии со статьей 26 Воздушного
кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
2. Установить, что финансирование работ и услуг по обеспечению
регулирования деятельности в области экспериментальной авиации
осуществляется за счет средств федерального бюджета,
предусматриваемых на реализацию Федеральной целевой программы
развития гражданской авиационной техники России до 2000 года.
3. Принять предложения Российского авиационно-космического
агентства о передаче в установленном порядке части своих функций
государственного заказчика в области экспериментальной авиации
акционерному обществу «Авиационная промышленность» (управлению
летной службы), а также о выполнении на договорной основе
управлением летной службы работ и услуг, связанных с регулированием
деятельности в области экспериментальной авиации (пункт в редакции
постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000
года N 344).
4. Возложить на государственный научный центр
Летно-испытательный институт имени М.М.Громова научно-методическое
обеспечение работ, связанных с государственным регулированием
деятельности в области экспериментальной авиации.
Председатель
Правительства В.Черномырдин
Российской Федерации
1. 4. Экспериментальные воздушные суда
1.4.1. К экспериментальным относятся воздушные суда, используемые для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, испытаний авиационной и другой техники, а также обеспечения летных испытаний.
Экспериментальные воздушные суда подразделяются на опытные, модифицированные, летающие лаборатории, проходящие испытания серийные воздушные суда, а также воздушные суда вспомогательного назначения, обеспечивающие процесс летно-испытательной работы.
1.4.2. К опытным относятся воздушные суда, используемые для проверки заданных летно-технических характеристик и конструкторских решений в целях изготовления серийных воздушных судов или проведения летных исследований в области создания новых образцов авиационной техники.
1.4.3. К модифицированным относятся воздушные суда, созданные на базе опытных или ранее принятых в эксплуатацию серийных воздушных судов путем введения в конструкцию и (или) бортовые системы изменений, существенно меняющих его летно-технические характеристики, и (или) используемые для проведения испытаний после их модификации.
1.4.4. К летающим лабораториям относятся воздушные суда, созданные на базе опытных или ранее принятых в эксплуатацию серийных воздушных судов и используемые для проведения на них опережающих испытаний и исследований в полете силовых установок, бортовых и наземных систем и (или) специального оборудования.
1.4.5. К серийным относятся воздушные суда, проходящие предъявительские, приемо-сдаточные и периодические испытания непосредственно после их изготовления (или после ремонта), а также государственные и (или) гражданские воздушные суда, временно переданные в авиационные организации для проведения специальных испытаний.
1.4.6. К воздушным судам вспомогательного назначения относятся воздушные суда, выполняющие вспомогательные полеты для обеспечения летных испытаний.
1.4.7. Порядок допуска к полетам экспериментальных воздушных судов определяется Федеральными авиационными правилами о порядке допуска к полетам экспериментальных воздушных судов.
Допуск экспериментальных воздушных судов транспортной категории к перевозке служебных пассажиров и грузов определяется Положением о порядке перевозки служебных пассажиров и грузов на экспериментальных воздушных судах транспортной категории экипажами летно-испытательных подразделений авиационных организаций экспериментальной авиации.
1.4.8. Государственный учет экспериментальных воздушных судов с выдачей соответствующих документов осуществляется в соответствии федеральными авиационными правилами государственного учета и оформления удостоверений о годности к полетам экспериментальных воздушных судов.
1.4.9. Списание, утилизация и (или) реализация экспериментальных воздушных судов и авиационных двигателей осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, федеральными авиационными правилами государственного учета и оформления удостоверений о годности к полетам экспериментальных воздушных судов и Положением о порядке утилизации и реализации экспериментальных воздушных судов и авиационных двигателей, снятых с эксплуатации.
Экспериментальная авиация: от первого полета до серийного производства
«АС»: Дмитрий Анатольевич, какие правовые документы регулируют деятельность экспериментальной авиации?
Д.В.: В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (ФЗ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ) к экспериментальной авиации относится авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники (ст. 23 ВК РФ).
Деятельность экспериментальной авиации регулируется Воздушным кодексом РФ, ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, авиационными правилами и нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области оборонной промышленности (ст. 26 ВК РФ).
Положением о Минпромторге России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5.06.2008 г. № 438, определены его функции, в том числе, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации.
В части экспериментальной авиации (ЭА) Минпромторг осуществляет следующие полномочия:
Д.В.: В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 11.12.1997 г. № 1552 и от 15.04.2000 г. № 344 Управление летной службы (УЛС) ОАО «Авиапром» осуществляет работы и оказывает услуги, связанные с регулированием летной деятельности в области ЭА.
«АС»: Насколько, на Ваш взгляд, оптимальна существующая система управления и регулирования деятельности ЭА, отвечает ли она требованиям сегодняшнего дня?
Д.В.: Хотел бы отметить, что, к сожалению, в структуре Минпромторга России экспериментальная авиация не имеет подразделения (департамента), обеспечивающего реализацию функции государственного регулирования в области экспериментальной авиации в полном объеме, на современном уровне, а в положении о Минпромторге России не определена ответственность за обеспечение безопасности полетов (конкретное должностное лицо), как это предписано Международными стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО.
При этом, государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляет Минтранс России с находящимися в его ведении Росавиацией и Ространснадзором, а государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляет Минобороны России.
Другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие подразделения государственной авиации (МВД, ВСБ, МЧС, ФТС, РОСТО), осуществляют организацию их деятельности и оперативное управление этой деятельностью. Эти федеральные органы, в составе которых действуют подразделения государственной авиации, имеют четкие структуры, осуществляющие организацию проведения летной деятельности и контроль за безопасностью полетов.
«АС»: Какие события в деятельности экспериментальной авиации в 2016-2017 гг. Вы бы отметили?
Д.В.: Летно-испытательная работа в ЛИП авиационных организаций ЭА в 2016-2017 гг. была направлена, прежде всего, на безусловное выполнение производственных планов предприятий и проведение летных испытаний авиационной техники без авиационных происшествий.
Структуры ЭА решали задачи по проведению летных испытаний авиационной техники, выполнению демонстрационных полетов, в том числе по программам Международного авиакосмического салона МАКС-2017 и других выставок в России и за рубежом, международных полетов в целях поставки отечественных ВС иностранным заказчикам. Отдельные экипажи ЭА выполняли задачи по проведению летных проверок средств связи и радиосветотехнического оборудования аэродромов, перегонке ВС в ремонтные предприятия и обратно, авиационному обеспечению деятельности организаций и предприятий. Производились полеты на поддержание натренированности и выполнение проверок летной подготовки летного состава ЛИП ЭА.
В тот же день, 25 января 2018 г., на Ульяновском предприятии «Авиастар-СП» совершил первый полет перспективный самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А.
На предприятиях авиационной промышленности и авиаремонтных заводах, входящих в ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», продолжались испытания серийных и модернизированных воздушных судов.
Продолжалась работа по подготовке и аттестации руководителей ЛИП, их заместителей по летной и инженерно-авиационной службе на базе ЛИИ им. М.М. Громова. В Школе летчиков-испытателей (ШЛИ) им. А.В. Федотова прошли обучение по программам переподготовки и повышения квалификации 283 специалиста авиационного персонала.
В 2016-2017 гг. УЛС ОАО «Авиапром» были выполнены комплексные проверки организации и проведения летно-испытательной работы, управления полетами и их обеспечения в летно-испытательных подразделениях авиационных организаций ЭА; проверены 12 аэродромов ЭА на предмет допуска их к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативных документов и т. д.
Постоянно УЛС ОАО «Авиапром» осуществляются проверки готовности экспериментальных ВС и экипажей к выполнению демонстрационных полетов на международных авиационных выставках в России и за рубежом, выполнению испытательных полетов за рубежом при поставках российской авиационной техники иностранным заказчикам и к другим полетам.
«АС»: Дмитрий Анатольевич, с учетом решения Президента Российской Федерации о передаче авиационных ремонтных заводов (АРЗ) в состав ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», изменилась ли система летных испытаний ВС после выполнения ремонта?
Д.В.: В настоящее время станции наземных и летных испытаний (СН и ЛИ) АРЗ организуют и проводят свою работу в соответствии с нормативными документами государственной авиации.
В целях упорядочения организации и проведения летно-испытательной работы на АРЗ, вошедших в состав ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», учитывая, что АРЗ являются авиационными организациями и выполняют испытания авиационной техники после проведения ремонта, предлагалось, в соответствии со статьей 23 Воздушного кодекса РФ, отнести АРЗ к авиационным организациям ЭА.
По инициативе ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», с привлечением специалистов УЛС ОАО «Авиапром», создана рабочая группа, которая разработала «Временную инструкцию по организации полетов ВС на АРЗ, находящихся в ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», с последующим поэтапным переходом до 2020 г. деятельности СН и ЛИ АРЗ на нормативные документы ЭА. Инструкция утверждена Минпромторгом России.
Несмотря на большую выполненную работу, нормативная правовая и нормативная техническая база государственного регулирования в области экспериментальной авиации, как мне представляется, не в полной мере соответствует современным требованиям и нуждается в дальнейшем серьезном развития.
«АС»: Что для этого конкретно следует сделать?
Д.В.: Как я уже говорил, необходимо в структуре Минпромторга России создать подразделение (департамент государственной политики в области ЭА), обеспечивающее реализацию функции государственного регулирования в области ЭА в полном объеме, на современном уровне.
«АС»: Дмитрий Анатольевич, благодарю Вас за интересное и насыщенное интервью.
Экспериментальная авиация что это
ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС
(с изменениями на 04 декабря 2007 года)
Статья 26. Государственное регулирование деятельности
в области экспериментальной авиации
Государственное регулирование деятельности в области
экспериментальной авиации осуществляется уполномоченным органом в
области оборонной промышленности (статья в редакции, введенной в
действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ).
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 декабря 1997 № 1552
года
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБЛАСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ
(с изменениями на 15 апреля 2000 года)
В целях государственного регулирования деятельности в области
экспериментальной авиации и в соответствии со статьей 26 Воздушного
кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
2. Установить, что финансирование работ и услуг по обеспечению
регулирования деятельности в области экспериментальной авиации
осуществляется за счет средств федерального бюджета,
предусматриваемых на реализацию Федеральной целевой программы
развития гражданской авиационной техники России до 2000 года.
3. Принять предложения Российского авиационно-космического
агентства о передаче в установленном порядке части своих функций
государственного заказчика в области экспериментальной авиации
акционерному обществу «Авиационная промышленность» (управлению
летной службы), а также о выполнении на договорной основе
управлением летной службы работ и услуг, связанных с регулированием
деятельности в области экспериментальной авиации (пункт в редакции
постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000
года N 344).
4. Возложить на государственный научный центр
Летно-испытательный институт имени М.М.Громова научно-методическое
обеспечение работ, связанных с государственным регулированием
деятельности в области экспериментальной авиации.
Председатель
Правительства В.Черномырдин
Российской Федерации
1. 4. Экспериментальные воздушные суда
1.4.1. К экспериментальным относятся воздушные суда, используемые для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, испытаний авиационной и другой техники, а также обеспечения летных испытаний.
Экспериментальные воздушные суда подразделяются на опытные, модифицированные, летающие лаборатории, проходящие испытания серийные воздушные суда, а также воздушные суда вспомогательного назначения, обеспечивающие процесс летно-испытательной работы.
1.4.2. К опытным относятся воздушные суда, используемые для проверки заданных летно-технических характеристик и конструкторских решений в целях изготовления серийных воздушных судов или проведения летных исследований в области создания новых образцов авиационной техники.
1.4.3. К модифицированным относятся воздушные суда, созданные на базе опытных или ранее принятых в эксплуатацию серийных воздушных судов путем введения в конструкцию и (или) бортовые системы изменений, существенно меняющих его летно-технические характеристики, и (или) используемые для проведения испытаний после их модификации.
1.4.4. К летающим лабораториям относятся воздушные суда, созданные на базе опытных или ранее принятых в эксплуатацию серийных воздушных судов и используемые для проведения на них опережающих испытаний и исследований в полете силовых установок, бортовых и наземных систем и (или) специального оборудования.
1.4.5. К серийным относятся воздушные суда, проходящие предъявительские, приемо-сдаточные и периодические испытания непосредственно после их изготовления (или после ремонта), а также государственные и (или) гражданские воздушные суда, временно переданные в авиационные организации для проведения специальных испытаний.
1.4.6. К воздушным судам вспомогательного назначения относятся воздушные суда, выполняющие вспомогательные полеты для обеспечения летных испытаний.
1.4.7. Порядок допуска к полетам экспериментальных воздушных судов определяется Федеральными авиационными правилами о порядке допуска к полетам экспериментальных воздушных судов.
Допуск экспериментальных воздушных судов транспортной категории к перевозке служебных пассажиров и грузов определяется Положением о порядке перевозки служебных пассажиров и грузов на экспериментальных воздушных судах транспортной категории экипажами летно-испытательных подразделений авиационных организаций экспериментальной авиации.
1.4.8. Государственный учет экспериментальных воздушных судов с выдачей соответствующих документов осуществляется в соответствии федеральными авиационными правилами государственного учета и оформления удостоверений о годности к полетам экспериментальных воздушных судов.
1.4.9. Списание, утилизация и (или) реализация экспериментальных воздушных судов и авиационных двигателей осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, федеральными авиационными правилами государственного учета и оформления удостоверений о годности к полетам экспериментальных воздушных судов и Положением о порядке утилизации и реализации экспериментальных воздушных судов и авиационных двигателей, снятых с эксплуатации.
Экспериментальная авиация торговля
К экспериментальной принято относить всю авиацию, которая, по тем или иным соображениям, не подпадает ни под одну из других категорий. Согласно Воздушному кодексу РФ, авиация подразделяется на гражданскую, государственную (военную, стратегическую) и экспериментальную.
Экспериментальные полеты могут совершаться в опытно-конструкторских целях и в научно-исследовательских, в испытательных и так далее. Одна из сфер, с которой соприкасается экспериментальная авиация, это – торговля. Именно в ведении Министерства промышленности и торговли РФ находятся вопросы по государственному регулированию в сфере экспериментальной авиации. К компетенции ведомства относятся эксплуатация аэродромов малой и экспериментальной авиации, выдача допусков на эти аэродромы, порядок регистрации судов, выдача номерных и других опознавательных знаков.
Наработки экспериментальной авиации могут представлять коммерческий интерес. Авиавыставки – всегда людное место.
Другая область, которая тесно связана с экспериментальной авиацией, это малая авиация, а также спортивная авиация. Среди пилотов-любителей достаточно людей, настолько увлеченных самолетами, что они готовы часами разбираться в моделях, чертежах; нередко собирают собственные небольшие летательные суда.